Подвиг княгини Ольги

Как княгиня Ольга стала святой покровительницей Руси?

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях.

По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.

Архонтисса Ольга, рисунок из книги, 1869 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.

Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.

В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.

«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.

Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда

«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».

Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга

«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.

Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.

Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.

В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.

Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.

Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.

В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.

После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».

В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Теги: биографии, женщина, люди, история, княгиня Ольга

Персональный сайт

Святая равноапостольная княгиня Ольга – образ великой женщины, с непоколебимой волей, сильным волевым характером, безмерным мужеством и с истинно государственным умом. Именно она сделала выбор, который определил судьбу России, а самой княгине церковное почитание как равноапостольной. Такой была первая женщина, правившая на Руси в Х веке.

Благоверная Княгиня Ольга, во святом крещении Елена (†969) – первая общерусская христианская правительница. Родина ее – весь Выбутская (ныне с. Лабутино под Псковом вверх по р. Великой). По преданию, происходила из рода Гостомысла. Она стала женой киевского князя Игоря Рюриковича. Вскоре Игорь был убит древлянами. Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных заботах в построении политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла …Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Это деяние Ольги соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912-959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя — христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая равноапостольная княгиня Ольга взяла на себя нелегкий подвиг проповедования христианства в языческой Руси. Она была первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, благодаря ее стараниям началось его просвещение. Вероятно, что Ольга вложила и в укрепление христианства ту же последовательную настойчивость, какую вложила в укрепление государства, и ту же организационную способность.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России. После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.

Святая равноапостольная великая княгиня Российская ОЛЬГА

св. княгиня Ольга. Роспись Нестерова М.В.

Память святой княгини Ольги церковь отмечает 11/24 июля с 969 — года окончания её земной жизни. В древности княгиню Ольгу называли корнем православия. Внук святой равноапостольной Ольги, — князь Владимир в 988 году перенёс мощи своей бабки в церковь Успения пресвятой Богородицы в Киеве. Имя ОЛЬГА (Хельга) – славянского происхождения. Святая Ольга происходила из знатного славянского рода и была правнучкой Гостомысла, происходившего из Новгорода. Иокимовская летопись сообщает, что святая Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских. Сама княгиня Ольга родилась в Выбутах близ Пскова, стоящем на реке Великой. Воспитывалась Ольга в семье своей богатой тётки в древне Пристань. В настоящее время в память о Прекрасе-Ольге один рукав реки Великой назван «Ольгины ворота», другой – «Ольгины слуды», они разделены островом. Согласно летописям Ольге были присущи глубокий ум и исключительная в язычестве чистота. Древние авторы её величают «мудрейшей и богомудрой». Однажды Ольгу на её родине — на псковщине, увидал князь Игорь который хотел на лодке переправится на другой берег Великой реки. Лодкой ловко правила юная Ольга. Князь Игорь, дивясь её красоте воспылал к ней «нечистой похотью и стал склонять к плотскому греху». Целомудренная Ольга вразумила князя не быть рабом страстей: «Вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел».1 Князь со временем утвердился в Киеве. В 903 году князь Игорь, снова выбирая себе супругу, взял в жёны мудрую Ольгу. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: у них родился сын Святослав. С 912 года, после смерти князя Олега, князь Игорь с супругою мудрою Ольгой правил Киевской Русью до 945 года. Древляне убили князя Игоря в 945 году. Боясь мести киевлян, древляне предложили супруге убитого Киевского князя — княгине Ольге выйти замуж за их правителя по имени Мал. Будучи ещё язычницей, оскорблённая их предложением, мудрая Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть супруга князя Игоря,- полностью выжгла их столицу Коростень и уничтожила врагов. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство. Ольга сберегла великокняжеский престол для сына Святослава. Ольга «вела воздержанную и целомудренную жизнь, пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» княгини Ольги по Русской земле с целью укрепления Руси. Великая княгиня объезжала русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни русского народа. При ней русская земля была разделена на волости или области, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа. Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла”.

св. княгиня Ольга и св. кн. Владимир

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Впервые княгиня Ольга установила западную границу Киевской Руси с Польшей. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Нестор-летописец повествует, «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом и нашла многоценный жемчуг – Христа».2

В 955 году княгиня отправилась в византийский Константинополь, где была с почётом принята императором Константином VII Банрянородным и Патриархом Феофилактом. По свидетельству летописи, княгиня Ольга приняла святое крещение с именем Елена, в честь святой равноапостольной царицы Елены. Восприемником её стал сам император Константин. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собою святой крест, богослужебные книги и иконы. Здесь началась её апостольское служение. Она привела ко Христу многих киевлян, пытаясь повлиять на своего сына князя Святослава — язычника, малодушно боявшегося окружения своей дружины. Святослав остался некрещеным. В конце жизни Ольга претерпела много скорбей. Святослав, так и не приняв святого крещения переселился в Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал её мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был и князь Владимир, оказалась в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, уже тяжело больной, просила своего сына Святослава не уезжать из Вышгорода до её кончины. Она не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая княгиня Ольга преставилась Господу, завещав, не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански.

Через 19 лет после кончины своей бабки, — княгини Ольги, внук святой равноапостольной княгини, князь Владимир принял святое крещение. Он построил в Киеве «десятинную церковь»,- в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда и были перенесены нетленные мощи святой его бабки, равноапостольной княгини Ольги. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого благоверного князя Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. 11 июля 1868 года был совершен первый крестный ход из Пскова на родину княгини Ольги – в Выбуты, который до 1917 года был ежегодным. Многие верующие люди испытывают боль, от того, что сегодня эти места пребывают в запустении. Святая княгиня Ольга была основательницей города Пскова. При впадении реки Великой в реку Псковы, Ольга после возвращения из Византии, «увидела луч Трисиятельного Божества» — знамение Божьего попечения о Руси. Блаженная княгиня поставила на сём месте крест и основала храм во имя святой живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что «здесь будет град велик», отправляя «злато и сребро» на его постройку из Киева. В 12 км от Пскова находится погост Выбуты. Здесь в 1993 году в 1090 год основания Пскова установлен памятный гранитный знак, что Выбуты — родина святой княгини Ольги. Её отчина находится в 4.5 км вверх по реке Великой в селе Покровское. Здесь стоял основанный святой Ольгой монастырь. В Выбутах по сию пору бьёт источник «Ольгин ключ». В 1998 году у колодца прихожанами храма святого Александра Невского установлены киоты с иконами святой Ольги. С 1999 года начались работы по восстановлению храма святого пророка Илии в Выбутах, под руководством настоятеля храма святого Александра Невского, протоиерея Олега Тэора. Все желающие могут приехать сегодня на родину святой равноапостольной княгини Ольги на псковскую землю.

Величаем тя, блаженная и равноапостольная княгиня Ольго, и чтим святую память твою, идолы поправшую и многии люди российския святым Крещением просветившую.

  1. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Сост. протоиерей Олег Гаясович Тэор.- Псков.- Светоносец: Храм св. Александра Невского, 2009 –17 с., илл., с.4. ↩
  2. См ук. соч., с. 6-7. ↩

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *