Пока волнуется желтеющая нива

>Когда волнуется желтеющая нива (Лермонтов)

Авторские и издательские редакции текста

  • «Когда волнуется желтеющая нива…» // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.2, 1914 (дореформенная орфография)
  • «Когда волнуется желтеющая нива…» // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2

«Когда волнуется желтеющая нива…».
Автограф М. Ю. Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива…»
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. II. — С. 257. (РГБ)

* * *

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
5 Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
10 И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
15 И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Февраль 1837
1837

Примечания

345. Датировано 1840 годом. Написано в февр. 1837 г., когда поэт находился в заключении. Обычно рассматривается как образец единого синтаксического периода (анализ периода дан в кн.: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 421—431). Глеб Успенский в статье «Поэзия земледельческого труда» (1880) отметил как недостаток стихотворения смешение в нём различных сезонов, времен суток, отбор «самых лучших» видов флоры. Однако такое смешение продиктовано обобщённостью художественной мысли поэта, не ограниченной рамками одного конкретного пейзажа (см. об этом во вступ. статье, с. 20).

Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 161—162), где появилось впервые. Имеется автограф — ЛБ, М., 8490,1, находящийся на отдельном листе вместе со стихотворением «Ангел», и копия — ИРЛИ, оп. 1, № 15 (тетрадь XV), л. 3 об.

Когда волнуется желтеющая нива

Лермонтов принадлежал к числу тех поэтов, которые в ярких описаниях природы точно и тонко выражали отношение ко всему, что происходило с ними. Это сможет понять тот, кто будет внимательно читать стих “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтова Михаила Юрьевича.

Стихотворение было создано в 1837 г. Этот период был одним из самых сложных в жизни поэта. Полным ходом шло расследование относительно “революционной” деятельности Лермонтова. Сам поэт находился в петербургской тюрьме. Текст стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, был написан при помощи обугленных спичек. В тюрьме у поэта не было ни бумаги, ни чернил. Лирический герой любуется “желтеющей нивой”, наслаждается шумом “свежего леса”, трепетно прислушивается к звукам студеного ключа, который “играет по оврагу”. В этих проявлениях русской природы ему чудится одновременно и загадка, и разгадка. Лермонтова не устраивал существующий режим. Он презирал и раболепство народа, и свою собственную слабость. По его мнению, он не обладал настолько ярким талантом, чтобы вдохновить людей на борьбу за свои права. Иного мнения придерживались власть имущие. Они считали Лермонтова опасным смутьяном, посему и предпочитали держать его подальше от Петербурга.

Лирический герой верит, что лучшие времена непременно наступят. Наблюдая умиротворенную природу, он чувствует, как тревога сходит на нет, “расходятся морщины на челе”. Обратив свой взор к небу, он мысленно видит Бога, который молча взирает на то, что творится на земле. Точно предчувствуя свою скорую кончину, поэт предполагает, что ситуация в России изменится к лучшему только после его смерти. Скачать это произведение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

(1) Когда волнуется желтеющая нива,

(2) И свежий лес шумит при звуке ветерка,

(3) И прячется в саду малиновая слива

(4) Под тенью сладостной зеленого листка;

(5) Когда росой обрызганный душистой,

(6) Румяным вечером иль утра в час златой,

(7) Из-под куста мне ландыш серебристый

(8) Приветливо кивает головой;

(9) Когда студеный ключ играет по оврагу

(10) И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

(11) Лепечет мне таинственную сагу

(12) Про мирный край, откуда мчится он, –

(13) Тогда смиряется души моей тревога,

(14) Тогда расходятся морщины на челе, –

(15) И счастье я могу постигнуть на земле,

(16) И в небесах я вижу бога…

1837

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?).

— Тема стихотворения – душевный покой лирического героя при виде картин родной природы (спеющее поле, шум деревьев в лесу, сад, ландыш, журчание студеного ключа); звучит тема единения человека с природой.

2. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

— В стихотворении можно выделить 2 смысловые части:

1-я: первые три строфы (лирический герой перечисляет картины родной природы, то, что успокаивает его душу),

2-я: последняя строфа (лирический герой анализирует свое душевное состояние: на душе нет тревоги, он счастлив).

3. Из скольки предложений состоит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»? Как вы думаете, почему?

— Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение. Лирический герой перечисляет то, что дорого его сердцу, желая сказать об этом как бы на одном дыхании, сразу, поэтому возможно оформление мыслей в одно большое сложное предложение.

4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы).

— Лирический герой, нива (засеянное поле), лес, ветер, слива, листок, ландыш, ключ, бог.

5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя?

— Художественное пространство стихотворения достаточно объемно: взгляд лирического героя охватывает самые разные объекты окружающего мира: ниву, лес, малиновую сливу в саду, ландыш, журчащий ключ, который мчится «из мирного края». Лирический герой постигает счастье на земле, и в то же время видит Бога в небесах. Можно сказать, что он связан со всем миром, со всей Вселенной.

6. Каково художественное время стихотворения?

— В стихотворении описываются летние дни: и «румяный вечер», и «утра час златой», «спеющая нива», «малиновая слива». В то же время ландыши цветут весной. Таким образом, можно сказать, что художественное время в стихотворении достаточно объемно.

7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя.

Эпитеты: «желтеющая», «свежий», «малиновая», «сладостной», «зелёного», «душистой», «румяным», «златой», «серебристый», «приветливо», «студёный», «смутный», «таинственный», «мирный».

8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении?

Олицетворения: «волнуется желтеющая нива», «прячется малиновая слива», «ландыш приветливо качает головой», «студёный ключ играет и лепечет».

Олицетворения как бы одухотворяют природу, делают ее живой, духовно соединяют с лирическим героем.

9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк).

Первые три строфы объединяются повторяющимся союзом «когда» (строки №№ 1, 5, 9); строки №№ 2, 3 – союз «и», строки №№ 13, 14 – «тогда», строки №№ 15, 16 – «и».

10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой.

— Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.

11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение?

Желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный душистой.

Причастия и причастные обороты как бы замедляют ритм стихотворения, придают ему плавность, неторопливость, напевность: умиротворенный взгляд лирического героя неспешно скользит по картинам окружающего мира.

12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов).

(1) Когда волнуется желтеющая нива, (3) И прячется в саду малиновая слива, (4) Под тенью сладостной зеленого листка; (13) Тогда смиряется души моей тревога, (14) Тогда расходятся морщины на челе, (15) И счастье я могу постигнуть на земле, (16) И в небесах я вижу бога.

13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения?

— Стихотворение обладает довольно сложным синтаксическим рисунком: одно большое сложное предложение вмещает в себя и анафору, и однородные члены, и причастные обороты, и инверсию. Автор использует сложный синтаксис, для того, чтобы красиво оформить свои мысли, ибо душа его умиротворена.

14. Каким размером оно написано?

— Стихотворение написано разностопным ямбом.

15. Охарактеризуйте тип рифмовки.

— Первые три строфы — рифмовка перекрестная (абаб), строфа № 4 – кольцевая (абба).

16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

— Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается её красотой и чувствует себя частью вселенной. Стихотворение наполнено ощущением счастья, безмятежного покоя, который разлит в природе и в наполняет душу лирического героя.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

————————————————————————————————————————————————————

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

————————————————————————————————————————————————————

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

————————————————————————————————————————————————————

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

————————————————————————————————————————————————————

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

————————————————————————————————————————————————————

Related posts:

  1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” Тогда смиряется души моей тревога… М. Лермонтов Стихотворение Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” необычно по композиции. Оно представляет собой одно предложение, хотя в нем четыре строфы. Главная часть предложения, заключающая основную мысль стихотворения – это последняя, четвертая строфа: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на …
  2. Анализ стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который …
  3. “Когда волнуется желтеющая нива” анализ стихотворения Лермонтова История создания Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение “Смерть поэта” и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провел в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля …
  4. Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова Михаил Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году. Как раз в это время он находился в заключении. Поэт был арестован 4 марта 1837 года за свое стихотворение “смерть поэта”, посвященное Александру Пушкину. Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме …
  5. Анализ стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтова М. Ю Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…” относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края. Данная поэтическая миниатюра по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, “когда волнуется желтеющая нива и свежий …
  6. Рассмотрим стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” Внешнее строение стихотворения – период – позволяет предполагать, что оно построено по принципу золотого сечения. Обратим внимание на то, что период, который лежит в основе строения и гармонической организации стихотворения, с единообразным началом каждого катрена, четким и строгим замыканием и повторами в каждом стихе, – невольная актуализация риторической природы барочного поэтического текста с его опорой …
  7. “Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива.. “ Сочинения по литературе: “Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива.. “ Лирика великого русского поэта М. Ю. Лермонтова всегда волнует сердца читателей силой слова, богатством чувств, неповторимым, присущим только ему голосом. Автор касается вечных тем: жизни и смерти, добра и зла, небесного и земного. Его поэзия …
  8. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы …
  9. “Когда волнуется желтеющая нива” М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Стихотворение было написано в 1837 году. В нем поднимается тема единения человека с природой. Большая его часть представляют собой пейзажную зарисовку. Мир природы, изображенный поэтом, благостен и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, “свежий лес шумит”, серебристый ландыш “приветливо кивает головой”. Созерцание природы, в которой все полно гармонии, …
  10. Полный анализ стихотворения ” Когда волнуется желтеющая нива…”. (Лермонтов М. Ю.) 1.История создания. Стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов написал в 1837, будучи арестованным за свое протестантское стихотворение” Смерть поэта”. 2.Тема. Стихотворение относится к пейзажной лирики Лермонтова, так как большая часть стихотворение наполнена пейзажными образами. 3.Основная мысль. На мой взгляд, Лермонтов показывает в этом стихотворении роль природы в духовном мире человека, так как именно этому посвящена …
  11. Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…”. (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви характерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском смысле. Все приметы мира, в котором живет человек, испытывающий чувство любви, появляются в его стихах …
  12. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Восприятие, истолкование, оценка) “Пророк”, написанный в 1841 году, – одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. А начало его творческого пути, принесшее ему известность и славу, но в то же время и определившее дальнейший “тернистый путь”, – это стихотворение “Смерть поэта” 1837 года, утверждающее святость для России “дивного гения” Пушкина и бросающее гневное обвинение …
  13. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” (Восприятие, истолкование, оценка) Среди ранних произведений М. Ю. Лермонтова начала 30-х годов XIX века обращает на себя внимание читателя целый цикл стихотворений, посвященных Н. Ф. И. – Наталье Федоровне Ивановой, дочери московского драматурга Ф. Ф. Иванова. Чувство юноши было глубоким и сильным, хотя и кратковременным. Испытывая в начале 30-х годов сильное влияние поэзии Дж. Байрона, Лермонтов воссоздает в …
  14. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение “Дума” было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров “Отечественных записок” за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Основная мысль стихотворения – размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания “Думы” – одно из наиболее мрачных в истории страны. После поражения декабристов становится …
  15. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Лермонтов – достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова – это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов, отсутствие примера для молодого поколения, ориентира в жизни. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”. Это яркий образец его гражданской …
  16. Стихотворение М. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка) На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями – небом и землею, переход от безусловного признания примата первого над вторым через признание их равноправности к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, – таков был тяжелый путь жизни и творчества Лермонтова. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня …
  17. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”) (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо “Молитва”. Может показаться странным такое название: молитва – это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий …
  18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Завещание” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Лермонтова “Завещание” было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического героя мы понимаем, что он – воин, погибающий на чужбине от страшного ранения: “…навылет в грудь Я пулей ранен был”. Зная историческую ситуацию, мы можем предположить, что действие стихотворения происходит на Кавказе. Перед смертью герою …
  19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва” (Восприятие, истолкование, оценка) Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния. Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать …
  20. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “И скучно, и грустно” было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто соприкасается с социальной. Романтический максимализм облекается здесь в простые, естественные человеческие чувства. От отвлеченных романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным …
  21. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен” (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но почему ярость – это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против …
  22. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Родина” Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века. В стихотворении поэт размышляет о своем отношении к отчизне: о любви к ней. В первых же строчках Лермонтов говорит о “странностях” этой любви: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Эти …
  23. Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок” было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа. До него образ одинокого листка был широко известен и использовался такими художниками, как французский поэт Антуан Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его …
  24. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии. Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне “Смерть – это ночь, прохладный сон” из его …
  25. Стихотворение В. Маяковского “Послушайте!” (Восприятие, истолкование, оценка) Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри. Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь. Не может спокойно. Даже лирика Маяковского – это не чудная и гладкая песнь о любви, где все возвышенно – прекрасно, а, напротив, ершистая, сверлящая до глубины души. Точность фразы и …
  26. Стихотворение А. А. Фета “Еще майская ночь…” (Восприятие, истолкование, оценка) А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как. представителя “чистого искусства”, осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали “вечные” темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, …
  27. Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Обратимся к одному из таких стихотворений. Слово “Silentium” переводится …
  28. Стихотворение С. А. Есенина “Русь” (восприятие, истолкование, оценка) Сергей Есенин – поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все – о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества. О такой России, своей “милой родине”, Есенин пишет в …
  29. Стихотворение Ф. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка) Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был поэт и переводчик С. Е. Раич, познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника …
  30. Стихотворение А. Пушкина “Поэт” (Восприятие, истолкование, оценка) Говоря о Пушкине, нельзя не вспомнить стихотворение, в котором он обращается к высшему разуму, оно явилось как бы преддверием “Поэта”: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт. Поэзия в …
  31. Стихотворение В. В. Маяковского “Нате!” (Восприятие, истолкование, оценка) Центральный композиционный прием в стихотворении “Нате!”- антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения “я” – “вы”, контрастно противопоставленные в структуре …
  32. Стихотворение И. А. Бунина “Еще и холоден и сыр…” (Восприятие, истолкование, оценка) Поэтический мир любого поэта богат зрительными и слуховыми образами. Через лирические строки автор передает не столько описываемые картины, сколько чувства и переживания, мысли лирического героя. В начале XX века в России особую популярность приобретает лирика, изображающая ощущения, впечатления поэта. И. А. Бунин в своих стихотворениях соединяет традицию и новаторство, запечатлевает в форме традиционного четверостишия ощущения …
  33. Стихотворение В. А. Жуковского “Вечер” (Восприятие, истолкование, оценка) Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – …
  34. Стихотворение И. А. Бунина “Слово” (Восприятие, истолкование, оценка) Уже при жизни И. А. Бунина называли “последним русским классиком”. В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова. В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как …
  35. Стихотворение Ф. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка) Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики …
  36. Стихотворение В. В. Маяковского “Сергею Есенину” (Восприятие, истолкование, оценка) В стихотворении “Сергею Есенину” В. Маяковский говорит о проблеме взаимоотношений поэта с его поэзией. Интересны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая гамма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета. С одной стороны, такие цвета характерны …
  37. Стихотворение Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Некрасова “Поэт и гражданин”, которым открывался его сборник 1856 года, стало манифестом новой поэзии, связанной с демократическим движением в русском обществе середины XIX века. В нем Некрасов сознательно противопоставляет свою поэзию предшествующей традиции, прежде всего романтической. Это вызвано во многом теми спорами о целях и задачах искусства, которые вели между собой в то время …
  38. Стихотворение И. Бунина “Вечер” (Восприятие, истолкование, оценка) Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии – в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на …
  39. Стихотворение А. А. Блока “Россия” (Восприятие, истолкование, оценка) Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле “На поле Куликовом” (1908), основной мотив которого – глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу “На полу Куликовом” примыкает стихотворение “Россия” (1908), в котором поэт передает свое очень личное, романтически …
  40. Стихотворение Л. С. Пушкина “Поэт”. (Восприятие, истолкование, оценка) Начало “золотого века” русской поэзии ознаменовал своим творчеством А. С. Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойденный талант поэта позволили ему избавляться от тяжеловесных рифм его учителя, В. А. Жуковского найти свой собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество Пушкина представляет собой спираль из …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *