Покайтесь ибо приблизилось

Толкование на Евангелие от Матфея

Мф.3:1. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской»

Мф.3:2. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное »

Мф.3:3. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»

Мф.3:4. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед»

«Когда враг свяжет сердце твое жалением пищи и пития для посетителей, скажи ему: не о хлебе едином жив будет человек… но о всяком глаголе… Божиих (Ср.: Втор. 8:3; Мф. 4:4) и вспомни Спасителя, как Он был в пустыне и со зверьми (Ср.: Мк. 1:13), а не с людьми, где, значит, от людей нельзя было ожидать помощи в пище и питии, звери же не могли дать ее, сами ни сея, ни жня, ни собирая в житницу (Ср.: Мф. 6:26), и как Он между тем полагался на Промысл Божий, яко Человек. Или вспомни Иоанна Крестителя, который тоже жил в пустыне (См.: Мф. 3:1–4; Лк. 1:80) и на пустыню одну или, лучше, на одного Бога имел надежду, отвергнув помощь человеческую. Вспомни также, что ты живешь не в пустыне, а в обществе людей, притом христиан, которые во всякое время готовы на помощь тебе и от которых ты сам ежедневно, в самом деле, получаешь помощь» .

«Вот и великие праздники, возлюбленные, у нас пришли: Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Крещение Его во Иордане. Теперь крестившийся Христос ходит по городам и селениям и говорит всем людям: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2). Ко всем нам обращены эти сладчайшие слова Господа; всех Он приглашает покаяться во грехах, чтобы все сподобились Царства Небесного, потому что без покаяния нельзя никому войти в Небесное Царствие. Да, возлюбленные, грехи всех ведут и приведут во ад, к мучениям вечным, если в них мы не раскаемся, если не возненавидим их, если не решимся жить и не будем жить по воле Господней! Оброцы греха, сказано в Писании, смерть (Рим. 6:23). Итак, смотрите же, покайтеся: теперь ближе, чем когда-либо, Царствие Небесное к нам. Аминь» .

«Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на земле должен быть небесен. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное , Отче наш, Иже еси на небесех! Надо больше читать слово Божие, молиться дома и в храме, и на всяком месте, больше, разумеется, внутренне, чем наружно; размышлять о Боге, о творении, о назначении и предопределении человека, о промысле, об искуплении, о неизреченной любви Божией к роду человеческому, о жизни и подвигах святых Божиих человеков, разными добродетелями угодивших Богу и проч., также поститься, испытывать свою совесть, каяться искренно и глубоко во грехах своих и проч.» .

«Да приидет Царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущего державу смерти – диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное . Да оставит нечестивый советы свои, сребролюбивый – сребролюбие свое, обманщик – обманы свои, пьяный – пьянство, чревоугодник – чревоугодие свое, блудный – свое блудодеяние, гордый – гордость свою, тщеславный – тщеславие свое, завистник, ненасытимый – зависть и ненасытимость свою, нетерпеливый и ропотный – нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, особенно же – немощи немощных носити » .

«Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь! Ты готов скакать от радости. Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы своей, при виде утраченной и найденной драхмы своей, т.е. этого живого образа Божия – человека! Невозможно описать этой радости. Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика, что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся . Погибающие братия и сестры! возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное » .

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия, установив тайную вечерю – причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обожение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (Ср. Мф. 7:6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных» .

«Все, приступающие работать Господу в молитве, научитесь быть, подобно Ему, кроткими и смиренными и истинными сердцем; не имейте лукавства в душе, двоедушия, не будьте хладны; постарайтесь иметь Дух Его, ибо кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8:9), и – Господь подобного Себе и сродного ищет в нас – к чему могла бы привиться благодать Его. – Помните, что ни одно слово даром не пропадает в молитве, если от сердца говорится, и каждое слово Господь слышит, и каждое слово у Него на весах. Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют (Ср.: 1Кор. 9:26) напрасно и напрасно раздаются, как глас вопиющаго в пустыни (Мф. 3:3): нет, нет…» .

«Успеху молитвы много способствует милостыня. Доказательство тому – Корнилий (См.: Деян. 10:4). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20), то есть среди тела и души, или в сердце их. Стою при дверех… (Откр. 3:20) Как близок Господь к человеку! У сердца стоит. – Одесную мене есть, да не подвижуся… (Пс. 15:8) Ты со мною еси… (Пс. 22:4) Какое удобство для молитвы! – Отчего же на молитве иногда раздаются слова наши как в пустыне, яко глас вопиющаго в пустыни (Мф. 3:3)? – Оттого, что мы по маловерию и сердечному расположению сами удаляемся от Господа» .

«Для Царствия Небесного изволил страннообразно пожить на земле муж, которого на земле не было больше в рожденных женами (Ср.: Мф. 11:11); жил в пустыне, питался самою скудною и суровою пищею; носил одежду также самую грубую (См.: Мф. 3:4; Мк. 1:4, 6). Так жили и живут доныне смиренные пустынники, оставив все прелести мира – просторное жилище, богатые одежды, вкусные и утучняющие снеди. А мученики отдали себя на все роды мучений, предвидя себе будущее упокоение и нетленные венцы» .

«Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3:1; Мф. 11:10; Мк. 1:2). Священник есть ангел Господа Вседержителя, который должен уготовлять Господу путь в сердцах людей, в коих Он, Владыка, хочет вселиться и ходить, по Писанию: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (Ср.: Лев. 26:12; 2Кор. 6:16, 18). Итак, священник должен вопиять часто: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мф. 3:3; Ис. 40:3), то есть право живите, по заповедям Его» .

Мф.3:6. «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои»

«О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное , приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя , то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов; то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют . Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою » .

«Крещахуся вси… исповедающе грехи своя (Мф. 3:6), Народ должен сам исповедовать грехи свои – иначе что же за вынужденная исповедь? – Вспомни исповедь Давида (См.: 2Цар. 12:13; Пс. 50), Манассии (См.: 2Пар. 36:23), трех отроков в Вавилоне (См.: Дан. 3:26–45)» .

Мф.3:7. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

Мф.3:8. «сотворите же достойный плод покаяния»

«Порождения ехиднины! Кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите плоды достойные покаяния (Ср.: Мф. 3:7–8). Уже и секира при корени древа лежит (Мф. 3:10). Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и пшеницу соберет в житницу Свою, а солому сожжет огнем негасающим (Ср.: Мф. 3:12). Обратите внимание на проповедь Предтечи – какая она грозная и всеистинная! Сколь поучительна! Трепещи душа моя Страшного Суда Господня… Трепещу страшнаго дне суднаго… Но надеялся… помилуй мя… Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя… Кайтесь немедленно, творите дело покаяния» .

«Многообразна прелесть диавольская в людях: иного диавол прельстил с ранных лет не молиться, и он остается в этом обольщении – и не молится; другой находится в другой прелести – тоже с ранних лет: считает для себя чем-то невместимым Священное Писание – и не читает Священного Писания, коего одно слово как слово Божие могло бы оживить его душу, как сказано: о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих, жив будет человек (Ср.: Мф. 4:4). Иной считает делом излишним и напрасным хождение в церковь и нисколько для себя не обязательным, хоть это есть дело обязательное для всякого христианина, ибо сказано: не оставляйте собрания своего (Ср.: Евр. 10:25), и хоть часто несколько минут предстояния в Божием храме ясно говорят сердцу о пользе и необходимости посещать дом Божий; иные – о ужас – находятся в самом ужасном обольщении – не приходят к исповеди и причащению Святых Тайн, почитая все это установлением человеческим, а не Божиим и считая все постановления, Уставы и Таинства Церкви стеснительными для своей будто бы свободы, в самом же деле для своего плотского, ветхого, греховного, погибельного человека. Это невежды в вере (2Тим. 3:8), это окамененные сердцем, это враги Креста Христова, порождения ехиднины (Мф. 3:7), ибо если бы хотели, то могли бы научиться вере и жизни христианской в церкви или от духовного отца. Есть еще какая дерзость – такие гордые и презрительные ко всему святому, которые и молитвы жене-родильнице и самое Таинство Святого Крещения почитают делом ненужным и негодуют, когда крестят их младенцев, называя это мучением (о ужас) для детей и обычаем, Бог знает для чего вошедшим в мир» .

Мф.3:9. «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»

«Иной искусный ростовщик, видя, что у иного богатого человека лежит без обращения множество денег, жалеет, что деньги, такая текучая, полезная вещь, остаются мертвым, бесполезным и для него, богача, и для других капиталом; потому он сам (ростовщик) никогда себе этого не позволяет, зная пользу капитала, если обращать его в торговые обороты. (Потому что он делает ему прибыль). Богатый человек – Церковь; деньги – слово Божие и молитвы, назначенные для верующих; ростовщик – благоразумный молельщик, чтец или слушатель. Каждое слово Священного Писания, каждую молитву, каждое слово молитвы мы можем ежедневно отдавать в рост Богу, если с живою верою от сердца будем читать или слушать или воссылать их к Нему. Он прекрасно, бесконечно умеет умножать рост Своего святого слова или воссылаемых нами молитв, если мы в простоте веры читаем Слово Божие или детски поручаем Ему себя в молитве: каждое слово молитвы Он сделает для нашей души не только живым, но и живительным капиталом, а всю вообще молитву – чудным, животворным богатством. – Кто есть мудрый раб и верный, который приложит эти слова к сердцу и исполнит их на деле? – Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11:15, 3:9; Мк. 4:9)» .

«По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред святою иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух Того, Кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствие Лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь как бы живым то Лице – то Оно, действительно, благодатию Своею бывает всегда тут. Чудотворные иконы – говорившие, источавшие слезы, кровь и пр. Оттого чудотворные иконы смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможно для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека (Ср.: Мф. 3:9)? – Так же чудесно может сделать это с живописным образом. В Тайнах бывает же Он весь. Вся возможна верующему (Мк. 9:23), и к верующему чудесно снисходит Вышний. Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует» .

«Земля, мы видим, оживотворена и производит бесчисленное множество разнообразных растений на всем континенте. Сколько разнообразнейших тел растений ткется на ней! А ведь что она? Все мы видим, что она, земля, – чернозем, ил, песок, глина и прочее. Так, для Господа ничего не значит оживотворить глыбу земли. Так, Он из посоха творит живого змея (См.: Исх. 4:2–3); так, Он сухой жезл произращает в одну ночь (См.: Чис. 17:8); так, Он от камения может воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Если посох делается телом змея, то хлеб и вино также несомненно делаются Телом и Кровию Спасителя. Там не было особенной воды или вина, чтобы она стала кровию змея: из одного жезла все, а здесь – и вино есть для Крови» .

Мф.3:10. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»

«Заповеди Спасителя, выбранные из Евангелия: должно творить плоды покаяния всякому, а то и секира при корени древа, то есть при корне нашей жизни, лежит: всякое дерево, не приносящее плодов добрых, посекается и во огнь вметается (Мф. 3:10). Заповеди о блаженствах» .

«В Палестине деревья большею частию плодовые (фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды, так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды добродетели. У деревьев есть врожденные Богом сила и способность приносить плоды – иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов; и люди имеют способность делать добрые дела – иначе Бог и не обязывал бы нас к добродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее, и потому делаются и для других негодными и сами по себе вялыми и безжизненными, так же – люди. Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а, не делая их или творя только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по себе – вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся, как только в землю или в огонь» .

«Часто секира лежит при корени самого древа (Мф. 3:10; Лк. 3:9), то есть при сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце моем – в самом исходище моей жизни: и это при каждом грехе. Оброцы греха – смерть (Рим. 6:23), прежде в сердце, а потом уже и в теле» .

«Сравнение между деревцом и человеком. Слышишь, как шумит деревцо листьями, видишь, какое оно высокое, толстое, сколько на нем ветвей, как оно раскинуло их далеко? Но вся эта вышина, толщина, эта ветвистость, все эти листья – дело Божие: Бог причина всего этого. Есть теперь это деревцо – видишь ты его и слышишь шум листьев его; но еще недавно прошло то время, когда его не было. Так и ты. Поднялся ты от земли, статен ты, ветви пустил ты от себя – юное поколение; много на тебе и листьев, то есть разных придаточных даров тебе Божиих: почестей, богатства и прочего – ты в гордости и самозабвении шумишь ими, ветр князя воздушного (Ср.: Еф. 2:2) играет в твоей душе ими. А ведь не подумаешь ты, что все это у тебя Божие; а ведь чувства благодарности нет в сердце. Спроси себя: что у тебя было за несколько лет назад? Где ты весь сам был за несколько лет? О! Не шуми мне, не шуми мне твоими листьями, а лучше в тишине сердца благодари Бога, что Он возрастил и украсил тебя. Посмотри-ка, ведь ты на диво себе самому существуешь – из ничего. Не забывай, что недолго тебе красоваться на этом свете. Смотри: секира при корени древа лежит: всяко древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (Лк. 3:9). Слыхал ты это? Знал ты это, что при всей твоей гордости ты как деревцо в саду Небесного Вертоградаря, Который, не спросившись тебя, дал тебе жизнь, вырастил и украсил, обогатил тебя всеми дарами Своими, духовными и вещественными, и, коли ты будешь неверен, неблагодарен пред Ним, не захочешь узнать в дарах тебе Божиих Благодетеля своего – тоже не спросясь тебя и против воли твоей, как бесплодное деревцо, напрасно только землю занимавшее, посечет тебя и в вечный огонь бросит тебя (Ср.: Мф. 3:10)? Ведь это совершенно истинно и – долго ли этому случиться?

Помни, что у тебя и у дерева – Творец один. Но отчего Бог создал тебя не деревом, а человеком? – Причина тому заключается единственно в Его благости. Он захотел и на тебе удивить Свои милости, чтобы злоба твоя не одолела Его неизглаголанной благости и милосердия, чтобы от тебя хотя других научить, как Он долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8)» .

Мф.3:11. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;»

«Здесь заметить надобно смирение Иоанна и самое глубокое благоговение к пришедшему Искупителю человеков: я, говорит, крещу вас только водою, обыкновенным, очищающим тело веществом, притом только приготовительно, чрез покаяние, то есть с тем, чтобы приготовить вас к гораздо более важному Крещению посредством очищения ваших грехов; Тот, Кто будет после меня крестить вас, сильнее меня; я и сапоги Его недостоин понести; притом Он будет крестить вас не водою, как я, а Духом Святым и огнем! (Ср.: Мф. 3:11)

Да, Господи Иисусе, только праведники, постигающие Твое величие более всех нас, могут вполне благоговеть пред Твоею славою, а мы, грешные, слепые умом своим, едва созерцаем Твое величие только иногда, и несть страха Твоего пред очами нашими. – Далее здесь стоит особенного внимания Крещение Духом Святым. О Господи! Только отчасти мы можем разуметь величие Крещения Духом Святым и огнем. Знаем мы, что Дух Божий вся исполняет, вся испытует, и глубины Божии, что Он есть Дух истины, Дух Животворящий, Дух чистоты и святости, Дух любви. Каковы же люди должны быть после того, как ты окрестишь их Всесвятым и Животворящим Духом? О, они должны быть святы и животворящи сами, как Свят и Животворящ Дух Божий» .

Мф.3:12. «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»

«Так, Господи, мир этот – гумно Твое, в котором собраны вместе пшеница и плевелы – добрые и злые люди. По Твоему мановению отделятся некогда на этом гумне пшеница от плевел и Ты возьмешь пшеницу в житницу Свою – праведников в вечные обители небесные, а плевы сожжешь огнем негасающим, то есть грешников повергнешь на вечные мучения адские. В моей воле состоит быть пшеницею или плевелами; я хочу быть пшеницею, но плоть, мир и диавол делают из меня негодные плевелы. О, как я ужасаюсь, Господи, чтобы смерть не посеяла во мне плевел и я после смерти не подвергся участи плевел! Потреби во мне, Господи, Творче мой, все худое и негодное, очисти меня и претвори меня – нечистые плевелы – в благоприятную для Тебя пшеницу» .

«Люблю я великого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна за его кроткую, но грозную и решительную, проповедь фарисеям и саддукеям: Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем неугасающим (Мф. 3:12). Слушайте или читайте чаще эти грозные слова Господа – и покайтесь, современные фарисеи и саддукеи и все интеллигенты и невежды в Законе. Ждите страшного исполнения последних, а все подвизающиеся – блаженного обетования Господня. Аминь» .

«Какой драматург диавол, какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Упражднись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом (Мф. 3:12) со всеми твоими соблазнами» .

«Что значит отвергнуться себя (Мф. 16:24)? – Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека (Ср.: Еф. 4:22; Кол. 3:9), самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости, любостяжанию, сребролюбию, скупости, раздражительности, объядению, пиянству, татьбе, прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана. – Я, или ветхий мой человек, вконец поврежденный грехом, весь зараженный дыханием диавола, его волею, – никуда не годится, как разве в огонь вечный. – Потому-то грешники нераскаянные называются соломою, которая будет сожжена огнем негасающим (Ср.: Мф. 3:12; Лк. 3:17). – Этого-то ветхого человека надо совершенно отвергнуться» .

«Ты почитаешь себя живым, не мертвым. А на самом деле живешь ли ты, не призрак ли ты ходящий? – Если в твоем сердце есть вера и любовь к Богу и любовь к ближнему, якоже к себе: то ты живешь; если нет: ты мертв, ты не лучше истукана. Скорее вразумись: пойми, в чем состоит наша жизнь, и начни жить истинною, человеческою, христианскою жизнию. Собирать богатство для удовольствия есть и пить, а не для того только, чтобы утолить голод и жажду, есть самое смешное, и не только смешное, но преступное дело, детская игра в полном возрасте, ничем не извиняемая игра самим собою. Мы все жизнь обратили в детскую забаву, все извратив у Творца нашего в самих себе и поставив вверх дном; мы играем – о горе и ужас – самыми органами деторождения, этими священными органами жизни, которые Творец сделал орудиями нашего бытия и жизни; мы посмеваемся над величайшим бесценным даром жизни, мы, дерзкие твари, обессмыслившие твари, посмеваемся Творцу своему, жизни Подателю, сказавшему; не прелюбодействуй (Исх. 20:14) и угрожающему прелюбодеям лишением Царствия и мучениями (См.: Откр.21:8, 22:15) в огне неугасимом (Мф. 3:12). Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: всякое слово праздное, еже Аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36). Бдите, якоже не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет (Мф. 25:13). И святые апостолы говорящие: искупуйте время, яко дние лукави суть (Еф. 5:16); в премудрости ходите (Кол. 4:5)… О неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки, по своей воле… что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его? – Да, страшен поистине будет Суд: как не быть страшным Суду хотя всеблагого, долготерпеливого, но и всеправедного Господа? Когда подумаешь о делах человеческих, ныне совершающихся, то невольно скажешь сам себе: да, всеобщий Суд должен быть непременно и непременно должен быть страшный, потому что люди страшно, диавольски оскорбляют святость, благость, долготерпение и правосудие Божие. Братия мои! Обратитесь от путей ваших кривых и сотворите пути правые ногами вашими (Ср.: Евр. 12:13)» .

«Диавол сам же подстрекает согрешить и, когда согрешишь, говорит: ты теперь мой – и начнет унынием томить тебя. А ты говори ему: нет, не твой, а хоть грешен, да Божий; но у Господа моего очищение есть (Пс. 129:3) всех беззаконий моих. – А твое уныние считаю за мечту. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. – Противься крепко всем страстям, всеваемым от диавола, в том числе и страсти уныния. – Противитеся диаволу: и бежит от вас (Иак. 4:7). – А горечи, огня, омрачения и тягости его не бойся. Господь не отдаст тебя ему в зубы – пожрать тебя. Он – постоянно в руках Владыки. Лопата в руце Его (Мф. 3:12)» .

Мф.3:15. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его»

«Господь хочет, чтобы и на земле я был небесен, когда говорит: ищите прежде Царствия Божия (Мф. 6:33) (то есть чтобы я жил в любви к Богу и к ближнему, каялся в грехах своих искренно, старался исполнить всякую правду (Ср.: Мф. 3:15), всякую добродетель) и сия вся (внешние блага) приложатся вам (Мф. 6:33). – И из внутренних вразумлений Божиих я вижу это ясно» .

«Какое смирение Богочеловека! Какое беспрекословное повиновение воле Отца Небесного! Когда Иоанн Предтеча, зная величие Приходящего к его крещению и свое ничтожество пред Ним, не допускал Его креститься – Господь сказал ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Но разве не обитает всегда в Боге всякая правда? Бог называется Богом Правды, и Он есть Праведный всех Судия (Ср.: Пс. 49:6, 74:8; Деян. 10:42; Евр. 12:23). Господь говорит эти слова Предтече, как Человек: нам нужно исполнить всякую правду. Итак, за нас и для нас Он исполнил всякую правду; – и нас учит точно исполнять Божию правду; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (Ср.: Тит. 3:5), и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святого, не имевшего на земле где главу приклонить (См.: Лк. 9:58), по причине крайнего оплотянения и развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным» .

«Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы (Ср.: Быт. 3:15), что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, – таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную (Откр. 12:9).

Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными» .

Мф.3:16. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»

«Отчего Дух Святой сошел в виде голубине на Иисуса Христа (См.: Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32)? –

1) Для того, чтобы видом этой кроткой, незлобливой и чистой птицы показать свойство Духа Христова – кротость, чистоту и незлобие;

2) чтобы выразить этим Свое свойство – вездесущие по всей твари и оживотворение всех: ибо летящая птица представляет Крест, коего концы объемлют все четыре стороны света: восток, запад, север и юг. А Псалмопевец, выражая вездесущие Духа Божия, говорит; камо пойду от Духа Твоего… (Пс. 138:7), видя Его везде – во всех четырех сторонах: на небе, в преисподней, на востоке и западе. – Далее – та же птица выражает своими распростертыми крыльями и оживотворение. Так кокош, сидя на яйцах, оживотворяет их своим насиживанием; Дух же Божий везде сый и вся исполняяй и сквозе вся проходяй (Прем. 7:23, 24) – оживляет разом небесные и земные твари, как бы птица, насиживающая свои яйца» .

«Птица изображает Троицу своим телом и двумя крылами; рогатый скот – головою и на ней двумя рогами, а человек – головою и двумя руками, все животные – головою и двумя равными глазами. Очи Божии означают и Сына Божия, и Духа Святого. Сам Всесвятый Дух явился в виде голубине (См.: Мф. 3:16), как потому, чтобы представить видом летящей птицы осенение от Него всего мира и оживотворение от Него всякой твари – подобное тому, какое производит птица, сидящая на яйцах и сообщающая им свою жизнь, – так и для того, чтобы видом летящей птицы представить Троичность Божества и также вездесущие Его, кротость, чистоту Существа Своего» .

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

В преддверии Великого поста публикуем отрывки из Священного Писания и высказывания святых и подвижников благочестия о покаянии: они помогут настроиться на покаянный лад, укрепят в решимости к духовному исправлению.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ

«Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19).

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3).

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22).

«Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30).

«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8).

«Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15).

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13).

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

«Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8: 22).

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17: 30-31).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 3).

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19).

ПОДВИЖНИКИ О ПОКАЯНИИ

«Если кто-нибудь, начав покаяние, удержит свою душу от злых желаний и даст обет Богу, что не будет уже повторять сделанных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет, то Бог примет его покаяние, как и разбойника. Ибо начинать покаяние в воле человека, а жить или умереть – зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы дольше жили» (Святитель Афанасий Великий).

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (Святитель Афанасий Великий).

«Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других» (Святитель Афанасий Великий).

«Боже, милостив буди мне, грешному. Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко – и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб» (Святитель Григорий Богослов).

«Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, тогда ничто из предметов внешних не могло бы питать в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава, – но если бы даже мы сидели на царском троне, и тогда плакали бы горько» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь злопамятствовать на ближнего, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать в те же грехи и сделаешься более крепким к совершению дел добрых» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы» (Святитель Кирилл Александрийский).

«Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к Самому Царю, и Он принимает тебя, потому что непамятозлобив, человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (см.: Иоил. 2: 13). Прежде, нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга» Преподобный Ефрем Сирин).

«Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние не имеет нужды в шуме и пышности, но нужна ему исповедь» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает» (Преподобный Марк Подвижник).

«Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие» (Преподобный Нил Синайский).

«Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь» (Преподобный Нил Синайский).

«Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть. А доказательством, что они прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и расположение к ним» (Преподобный Иоанн Кассиан).

«Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния» (Преподобный Исаия).

«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов» (Преподобный Исаия).

«Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего» (Преподобный Исаия).

«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие» (Преподобный Иоанн Лествичник).

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преподобный Исаак Сирин).

«Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«И кто много нагрешил, да дерзает о покаянии, и кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это всё идет к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе» (Изречения безымянных старцев).

«Старец отвечал на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: “Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение”» (Изречения безымянных старцев).

«Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь. Истинно кающийся сам себе уничижает, как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами; и вменяет себе, как град или опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впавшего в разбойники. И утешается милостью благоутробнаго Небеснаго Отца, всем кающимся и ему, яко единому от всех, отверстою» (Святитель Тихон Задонский).

«Покаяние – сознание себя недостойным никаких благ от Бога. Рассуждая свое недостоинство, признает себя недостойным пищи, пития, одежды, света и прочих благих от Бога человекам подданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечнаго, яко вечнаго и безконечнаго Бога раздражал; однако ж утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. «Смиренным бо Бог дает благодать» (Иак. 4: 6) » (Святитель Тихон Задонский).

«Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение… В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Спасителе» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаемся не одними устами. Принесем вместе со слезами и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние для ожесточенного сердца невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только делается оно способным к покаянию» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому. Смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог» (Священноисповедник Василий, епископ Кинешемский).

«Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем» (Святитель Николай Сербский).

«Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», – значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся – ты выздоровеешь» (Святитель Николай Сербский).

«Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).

«Прощение преподается только тем, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит» (Преподобный Никон Оптинский).

«Каяться – значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих; значит, сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом; значит, всею душою желать исправления и заглаждения их» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

«Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» (Преподобный Силуан Афонский).

«Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит Божественное утешение» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того чтобы человек «приклонил» Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Для духовной жизни не требуются многие годы. Покаявшись, человек в одно мгновение может перенестись из адской муки в Рай. Человек удобоизменчив. Он может стать Ангелом, а может стать диаволом. Ах, какой же силой обладает покаяние! Оно впитывает в себя Божественную благодать. Если человек приведет себе на ум один-единственный смиренный помысл, то он спасается. Если он приведет себе на ум помысл гордый и при этом не покается и в таком состоянии его застигнет смерть, то все – он погиб» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Не нужны годы, чтобы покаяться, покаяние приходит как молния. Но покаяние должно быть одним непрерывным состоянием в жизни в духе радостной грусти. Оно должно непрерывно гореть» (Преподобный Порфирий Кавсокаливит).

«Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления: душа человеческая погибает. Если бы не было покаяния, то не было бы и спасающихся. Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом заражаемся «мнением». Посему желающему спастись – надо чаще каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью» (Преподобный Симеон Псково-Печерский).

«В том и заключается покаяние, чтобы как бы измерить расстояние между тем, что задумал Господь, и тем, что мы осуществили; между тем, что нам было дано и что мы использовали или нет, исполнили либо не исполнили. Это надо делать – и не раз в жизни. Мы часто оставляем эту задачу до нашего предсмертного часа, до последней нашей болезни, до момента, когда вдруг обнаружим, что неисцельно больны или что находимся в смертельной опасности. И тогда, перед лицом страха, перед лицом смерти, перед опасностью мы вдруг делаемся по отношению к себе, к жизни, к людям, к Богу – серьезными. Мы перестаем играть в жизнь. Мы перестаем жить так, будто пишем только черновик, который когда-то позже – о, много позже! потому что кажется, что времени-то столько впереди – будет превращен во что-то окончательное. И никогда этого не бывает, потому что старость, одряхление тела, ослабление ума, внезапная смерть, обстоятельства застают нас врасплох и уже не дают времени» (Митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

«Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние – бесплодное и часто такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять» (Митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

«Вечерний навык о покаянии пред Богом поведет дальше к средине дня, а потом будешь ловить себя на месте преступления греховного падения (в мелочах). Такое покаяние пред Богом поведет к полному совершенству (или святости) – без особых подвигов! Как о сем сказали древние святые отцы, Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по словам святого Иоанна Златоуста» (Афонский старец схиархимандрит Кирик).

«В день воскресения и суда все, что мы сделали доброго в течение нашей жизни, станет рядом с нами, оправдывая нас; и наоборот, все, что мы сделали дурного, обличит нас, если не было принесено соответствующего покаяния. Худые поступки и недобрые слова могут быть стерты с нашей души слезами покаяния, как бы это ни казалось странным и логически даже невозможным. Излечиваются, конечно, отрицательные последствия греха на нас, исчезает негативная сила совершенных нами действий по отношению к ближним; Божественною силою воссоздается полнота жизни, однако не односторонним вмешательством Бога, а всегда в соединении с покаянием и расположением людей, потому что Бог ничего не делает с человеком без человека» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием» (Псково-Печерский старец архимандрит Афиноген (в схиме Агапий)).

«Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних» (Игумен Никон (Воробьев).

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф, 4:17)

Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос выходит в мир на общественное служение. Он начинает проповедовать миру Свое учение. Но с чего начинает Он Свою проповедь, с каких слов. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – говорит Господь.
Когда человек пробуждается к покаянию и начинает ощущать в себе любовь Божию, то и любовь к ближнему зарождается в нем. Он уже не гордится, не считает себя большим других и всем желает добра.
Покаяние открывает человеку подлинное состояние его души. Душа жаждет очищения и находит его в исповеди, в исповедовании грехов своих. Исповедь для человека как Голгофа, как распятие. В исповеди открывается чистота человеческого сердца.
Один отшельник, проживавший на Святой горе, среди скал, где ничего нет, спустился вниз в монастырь на исповедь. И когда духовник спросил его, в чем он хочет исповедоваться, он ответил: «У меня на душе большой грех. Я храню в кувшине сухарики, а мышь приходит и ест их. Я очень на нее сетую». Потом помолчал и добавил: «Эта мышь действительно приносит мне вред, но сержусь я на нее больше, чем она мне вредит».
Покаяние – это основа христианской жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в Церкви, как общности верующих людей, приводит нас к покаянию. Это и богослужение и молитвы, и чтение Евангелия и пение Псалтири.
А искренне ли мы желаем покаяния? Покаяния как перемены, покаяния как преображения, покаяния как отвращения от греховной жизни. И готовы ли мы претерпевать нелегкие искушения ради этого.
Преподобный Арсений Великий некогда в миру занимал высокий пост, был вторым человеком в окружении императора. Потом решил переменить свою жизнь и удалиться в пустыню. Отцы – пустынножители решили испытать его смирение и готовность к подвигам. Во время трапезы они ему, как собаке, бросили кусок хлеба на пол. Мы можем только догадываться, каково было его внутреннее состояние в тот момент. Но внешне преподобный Арсений не смутился, встал на четвереньки и взял хлеб зубами, как собака. Это конечно великий пример из жития Великого святого.
Изучая жития святых подвижников, мы видим, что только через покаяние, через преодоления, которые всегда нам кажутся превыше наших сил, через осознание своей немощи, недостоинства пред Господом и ближними, можно приблизиться к Богу.
Однажды мы, будучи призваны Господом, с великой ревностью начинаем свое восхождение. Но по прошествии некоторого времени внимание наше рассеивается, ревность ослабевает. Мы вновь начинаем осуждать других, забывая о том, что сказано в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». Забываем, что есть только один Судия – Господь, и что только Его Суд праведен.
Как-то к монаху, уже немало искушенному в подвигах, подошел другой. И поведал ему о некотором нерадивом брате. Монах внимательно выслушал пришедшего, а потом немного помолчал и, тяжело выдохнув, еле слышно произнес: «Горе ему».
А после этого ему было видение: крест, на кресте распятый Господь и множество ангелов окружавших Его. Монах тоже хотел подойти к кресту, но Господь, увидя его, сказал: «Уберите от меня этого монаха, недостойного называться монахом. Он раньше суда Моего осудил брата своего». С него сорвали мантию и выкинули прочь. Он очнулся.
Так Господь вразумил монаха. Монах понял, что, произнеся только два слова: «Горе ему», потерял благодать Божию. Забыл о грехах своих, а брата осудил. Поэтому нам непрестанно нужно иметь при себе покаянное чувство.
Мы часто слышим эти слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Евангелие не говорит: «Веселитесь, радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но «Покайтесь!». Покайтесь, пока есть еще время. Каждому из нас Господь дает время на покаяние и возможность изменить свою жизнь к лучшему.
А всегда ли мы помним об этом?
В последние часы земной жизни преподобного Сисоя Великого лицо его стало настолько светлым, что невозможно было на него смотреть. Отцы и братия, которые окружали его, спросили: «Отче, неужели и ты боишься смерти?». А он ответил им: «Не знаю, положил ли я начало своему покаянию». И это говорил человек, имевший святость на земле!
Осуждая других, забывая о недостоинстве своем, даже впадая в тяжкие грехи и теряя покаянное чувство, мы, тем не менее, всегда надеется на милость Божию, надеется войти в Царство Небесное.
Разбойник, распятый со Христом, только и произнес: «Достойное по делам моим приемлю». Он понимал, что наказан за злые дела. Если бы и мы так всегда осознавали себя, и говорили бы: «Господи, достойное по делам моим приемлю»!
Если бы мы действительно это всегда осознавали, если бы мы постоянно пребывали в покаянном чувстве, то у нас не было бы осуждения, ропота и обид на других. Мы понимали бы тогда, что все испытания, которые дает нам Господь – это не строгие наказания за грехи, а проявление Величайшей Милости Божией. Этими испытаниями Он ограждает нас от более тяжких грехов и с любовью препровождает в Царствие Небесное.
Учитель покаяния – Иоанн Креститель – говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния». Каждый плод имеет корень. Чтобы принести плод покаяния, нужно иметь само покаяние. Духовный плод питается корнями покаяния.
Когда человек размышляя о жизни, читая духовную литературу и Евангелие опирается только на разум, не имея при этом внутреннего покаяния, то результаты его трудов не очень велики.
Наша земная жизнь непродолжительна. И безрассудно надеяться на завтрашнее покаяние. Придет наш час и мы предстанем на суд Божий… А покаяние необходимо нам сегодня, сейчас.
Так покаемся же, братья и сестры, ибо приблизилось Царство Небесное!
Труды Валаамской братии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *