Покров что за праздник

Покров

ПОКРО́В, город (с 1778) в Российской Федерации, в Петушинском районе Владимирской обл., в 4 км от одноименной станции, в 82 км к западу от Владимира, в 100 км к востоку от Москвы. Расположен на левом берегу р. Клязьма, на автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань. Население 16,1 тыс. человек (2001). Основан в 17 в. Город с 1778.
Экономика
Основные промышленные предприятия: заводы биопрепаратов, железобетонных изделий и конструкций; швейная фабрика; кондитерская фабрика «Штольверк Рус» (Германия). В городе насчитывается св. 200 частных предприятий. В Покрове работает НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии.
История
Город образован из села того же имени, расположенного на небольшой речке Шитке, близ р. Клязьма. Село же образовалось вокруг основанного в конце 15 — начале 16 вв. Покровского монастыря, известного как Антониева пустынь. Местность, окружавшая Покров, в старину именовалась Аргуновскою волостью. Первые документальные сведения о Покровском монастыре имеются в писцовых книгах Переславля-Залесского 1628—1631 гг. В 1679 монастырь был приписан к патриаршему дому и в старинных актах стал именоваться «домовой Антониевой пустынью». Когда в конце 17 в. пустынь была упразднена, на ее месте осталась значительная слобода, образовавшая село Покровское, поступившее сначала в ведение патриаршего приказа, а позднее ставшее синодальной вотчиной. Здесь исстари была таможенная, или мытная, изба, где взимали пошлину, или мыт, с проезжавших через село купцов. С 1778 Покров стал уездным городом.
Покров изначально развивался как купеческий город. Он стоял на оживленном торговом пути из Москвы к стенам Макарьевской, а затем и Нижегородской ярмарки. В городе сохранились типовые «купеческие» дома: деревянный верх, в котором размещались жилые покои, и высокий каменный низ, отводившийся под лавки и амбары. Говорили, что в 1860-е гг., когда прокладывали железную дорогу Москва — Нижний Новгород, купцы-покровчане дали взятку строителям дороги, чтобы они обошли город стороной. Так это было или нет — неизвестно, но железная дорога через Покров не идет, хотя остальные города этого направления захватывает. В конце 19 в. в городе было 2 гимназии, 7 фабрично-заводских заведений (в том числе 4 шелкоткацких), часть жителей занималась огородничеством. Число жителей в Покрове в то время было 2,9 тыс. человек.
Достопримечательности
С историей города связано имя революционера И. В. Бабушкина (см. БАБУШКИН Иван Васильевич), который в 1901 был здесь арестован; сохранился дом, в котором он два месяца содержался под стражей, прежде чем был препровожден во Владимирский централ.
В Покрове сохранилась Троицкая церковь 19 в., построенная на средства местных купцов Сарычевых.

14 ОКТЯБРЯ ПОКРОВ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ! С ПРАЗДНИКОМ, ДРУЗЬЯ!!

Друзья, поздравляю всех, с праздником Покрова Божьей матери!

И пусть Богородица упавшему поможет подняться,

болящему выздороветь, упавшего духом поддержит…

И главное пусть сердца наполнит добротой!!!

Богоматерь покрывало сняла,
Распростёрла священный полог,
И на праздник Святой Покрова
Русь укрыла от бед и тревог.

Покров Пресвятой Богородицы— праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих.
Имеет фиксированную дату празднования — 1(14) октября по юлианскому календарю.

В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году.

Покров Пресвятой Богородицы. 1399 г. Новгород

На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.

В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов) и Константинополю угрожала опасность.

Покров Пресвятой Богородицы. XV в.

В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).

Покров Пресвятой Богородицы. XV в. Новгород

Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:
Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ.

По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом.

Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо.
Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.

Покров Пресвятой Богородицы. XV в. Кижи

Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.

Покров Пресвятой Богородицы. XV в.

В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника.
Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

Покров Пресвятой Богородицы. XVI в.

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери.
В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

Покров Пресвятой Богородицы. XVI в. Новгород

ПРАЗДНИК ПОКРОВА В ЛИТЕРАТУРЕ.

Николай Гоголь.

К Тебе, о Матерь Пресвятая, Дерзаю вознести свой глас, Лице слезами омывая: Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие моленья, Мой дух от бед и зол избавь, Пролей мне в сердце умиленье, На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли, Готов для Бога все терпеть, Будь мне покров во горькой доле, Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных, За всех молитвенница нас; О, защити, когда ужасный Услышим судный Божий глас.
Когда закроет вечность время, Глас трубный мертвых воскресит, И книга совести все бремя Грехов моих изобличит.
Покров Ты верным и ограда; К Тебе молюся всей душой: Спаси меня, моя отрада, Умилосердись надо мной!

Максимилиан Волошин.

ХВАЛА БОГОМАТЕРИ.

Тайна тайн непостижимая, Глубь глубин необозримая, Высота невосходимая, Радость радости земной, Торжество непобедимое. Ангельски дориносимая Над родимою землей Купина Неопалимая. Херувимов всех Честнейшая, Без сравнения Славнейшая, Огнезрачных Серафим, Очистилище чистейшее. Госпожа Всенепорочная Без истленья Бога родшая, Незакатная звезда. Радуйся, о Благодатная, Ты молитвы влага росная Живоносная вода. Ангелами охраняемый, Цвет земли неувядаемый, Персть сияньем растворенная, Глина девством прокаленная — Плоть рожденная сиять, Тварь до Бога вознесенная, Диском солнца облаченная На серпе луны взнесенная, Приснодевственная Мать. Ты покров природы тварной, Свет во мраке, пламень зарный Путеводного столба! В грозный час, когда над нами Над забытыми гробами Протрубит труба, В час великий, в час возмездья, В горький час, когда созвездья С неба упадут, И земля между мирами, Извергаясь пламенами Предстанет на Суд, В час, когда вся плоть проснется, Чрево смерти содрогнется (Солнце мраком обернется) И как книга развернется Небо надвое, И разверзнется пучина, И раздастся голос Сына: — “О, племя упрямое! Я стучал — вы не открыли, Жаждал — вы не напоили, Я алкал — не накормили, Я был наг — вы не одели…” И тогда ответишь Ты: — “Я одела, Я кормила, Чресла Богу растворила, Плотью нищий дух покрыла, Солнце мира приютила, В чреве темноты…” В час последний в тьме кромешной Над своей землею грешной Ты расстелишь плат: Надо всеми, кто ошую, Кто во славе одесную, Агнцу предстоят. Чтоб не сгинул ни единый Ком пронзенной духом глины, Без изъятья, — навсегда, И удержишь руку Сына От последнего проклятья Безвозвратного Суда.

В чем помогает нам Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Она — защищает нас от бед и неприятностей. Перед ней — просят о том, чтобы все плохое миновало ваш дом. Пресвятую Богородицу — просят о защите от всевозможных болезней, а также — об их излечении, если они уже присутствуют. Помимо этого, перед этим образом — просят о защите от врагов видимых и невидимых…

14 октября во всех храмах происходит всенощное бдение, торжественное богослужение и крестный ход. Несмотря на то, что Покров Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам, литургия в этот день отличается особой торжественностью и походит на службы, соответствующие двунадесятым праздникам (двенадцати главным церковным праздникам после Светлого Христова Воскресения).

Посещение храма является главным событием для верующих в этот день. В ходе богослужения прославляется светлый праздник, воздается хвала Небесной Царице и в отдельном песнопении прославляется ее Покров, подаривший верующим защиту от смертельной опасности.

В праздник Покрова принято молить Богоматерь о заступничестве и защите. Женщины, желающие обрести семью, в этот день просят Богородицу о ниспослании им личного счастья, творя специальную молитву на замужество. Считается, что Богоматерь обязательно поможет им «покрыть голову», то есть вступить в семейную жизнь.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы нет поста, однако в 2015 году празднование выпадает на среду, поэтому следует ограничить себя в употреблении мясных продуктов. Разрешаются блюда из рыбы.

Богоматерь посылает помощь всем, кто обращает к ней молитвы в этот день.

Рекомендуется, чтобы в каждом доме имелась икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Молитва перед ее образом — защитит не только ваш дом, но и всех близких, от зла и бед. Икона «Покров Пресвятой Богородицы» объединила два мира – небесный и земной. Она — держит в руках благодатный Покров, который может укрыть весь православный Мир.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие просят у Царицы Небесной защиты и помощи:

«Помяни нас в Твоих молитвах, Госпожа Дева Богородица. Да не погибнем мы за умножение грехов наших, покрой нас от всякого зла и лютых напастей. На Тебя уповаем и Твоего Покрова праздник чествуем, Тебя величаем.»

,,О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Что можно и нельзя делать в Покров Пресвятой Богородицы:

Как в любой религиозный праздник, в Покров нельзя выполнять никакую домашнюю работу: стирать, гладить, убирать, шить, вязать.

Нужно всей семьей пойти в церковь и просить Богородицу и Сына ее о заступничестве.

Читать святые книги и просветляться душой.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИМЕТЫ:

*Если день девушка проведет в радости, то вскоре выйдет замуж;

*Это первый праздник холода, на который нужно печь блины и запекать ими углы. Хозяин дома с первым блином ходим по всему жилищу и заговаривал, чтобы ветер не задувал зимой в хату;

*С Покрова к невестам начинали ходить сваты. Но в народе говорили, что если девушка откажет в замужестве на Покров, то потом ей еще три годка быть в девках;

*Нельзя заниматься деньгами и финансовыми делами;

ЧТОБЫ ВЫЙТИ ЗАМУЖ:

*Ходить и повязанным платком не только на улице, но так же дома. Раньше считалось, что только незамужние девицы могут ходить с открытой головушкой, для замужней дамы это уже было большим грехом. Сегодня сохранилась традиция, что в день свадьбы девушки покрывают голову фатой.

*Купить чистую белую простыню и накинуть как плащ. Зажечь церковную свечку и попросить у Богородицы столько раз о женихе, сколько лет уже исполнилось. Потом свечу затушить, а кровать застелить новой простынью и три ночи спать на этой простыне. Потом сжечь простынь в огне.

*Покров нужно провести весело и радостно, чтобы быстрее найти своего дружка. Веселиться было принято дома в кругу близких подруг.

*Утром испечь сладости, угостить в течение дня родственников и соседей.

*Заплести 14 октября косу сразу после пробуждения, а распустить волосы вечером.

*Покормить голубков или воробьев, любых птичек.

*Купить или собрать живые цветочки и поставить у себя в спальне.

*Надеть в день праздника платье или юбку.

*Одежду, которая будет в день праздника на девушке, нужно перетянуть узлом, а потом узел развязать. Считается, что этот обряд помогает очиститься от узлов одинокой доли.

*Подать милостыню всем просящим, приговаривая про себя: “на двоих”.

*Хотя бы одну счастливую семейную пару поздравить с праздником Покрова.

*Зажечь церковные свечи дома в красном углу и искренне помолиться Богородице.

Тропарь:

Днесь благовернии людие/ светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.

Покров Пресвятой Богородицы. XVI в

Кондак:

,Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.»

Покров Пресвятой Богородицы. XVII в.

Стряхни с себя тягучую печаль
И верь, что настоящее прекрасно,
Что высока заоблачная даль
И сердце состраданию подвластно.
Святая дева милостью своей
Да озарит прямым путем идущих,
Благословит играющих детей,
Поможет людям стать чуть-чуть получше.
Храня в душе смиренные слова,
Не забывая о бренности земного.
И в светлый праздник – праздник Покрова
Проси себе лишь самого простого.
И будет хлеб, и будет теплый кров.
Судьба и жизнь Всевышнему подвластны.
И светлый Богородицын Покров
Хранит тебя от горя и напастей.

Величание:

,,Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.»

Где бы мы ни жили, каким бы мы добрым делом ни занимались на земле, Царица Небесная покрывает нас Божественным Своим Покровом. Потому,никогда не унывайте духом, не падайте от скорби: все, кому на долю посылает Господь испытания, даже скорби, болезни и несчастья, в трудные для вас минуты возведите очи ваши к небу.

Там молится за нас и покрывает нас Своим Божественным Покровом Сама Царица Небесная. Ее святая молитва да отыщет нас, да подкрепит нас, да умудрит нас и даст нам новую силу нести крест свой. Да поможет нам Пресвятая Богородица и в таком спасительном шаге, да будет Покров Ее Святой над Отчизной нашей отныне и до века!

За все грехи, за все ошибки
Она не спросит ничего.
Ее любовь над миром зыбким
Разносит ласку и тепло.
И пусть сегодня непогодится,
Из облаков глухой навес.
На нас Святая Богородица
Взирает с нежностью с небес.
И мы укрыты покрывалом,
Не знаем тяжести веков.
Ты чувствуешь? Спокойней стало.
Закрой глаза, не нужно слов.

Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в.

Богослужебные особенности полностью соответствуют двунадесятым праздникам, при том, что сам Покров является великим праздником, а не двунадесятым.

Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в. Палех

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.

Покров Пресвятой Богородицы

Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Покров день. У этого термина существуют и другие значения, см. Покров.

Покров Пресвятой Богородицы


Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
(Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея)

Тип

православный

Установлен

в память явления Богородицы во Влахернском храме

Отмечается

Русской православной церковью, восточными славянами

Дата

1 (14) октября

Празднование

богослужебное

Традиции

вечерние посиделки, начало свадебного сезона

Покров Пресвятой Богородицы на Викискладе

Эта страница содержит текст на церковнославянском языке.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы — непереходящий великий православный праздник, отмечаемый Русской православной церковью. В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября; в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю, за исключением той части (Иерусалимская православная церковь, Афон, старостильники), которая по-прежнему использует в богослужении старый стиль. В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.

Полное название праздника в богослужебных книгах на церковнославянском языке: Покро́въ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ приснодв҃ы мр҃і́и (др.-греч. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου — «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» или др.-греч. Ἀνάµνησιν ἐπιτελοῦµεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας — «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»).

В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Явление Богоматери

Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел

Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

— Вижу, святой отче, и ужасаюсь.

— Димитрий Ростовский, Жития святых

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:

Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.

— Димитрий Ростовский, Жития святых

Смысл видения

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Датировки

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.

Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:

Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912), а создание жития — к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII век). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.

История установления праздника

Версии происхождения праздника

Как отмечает современный исследователь, искусствовед С. Н. Липатова, история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе. Высказывались различные мнения о месте его появления.

Андрей Боголюбский
(работа В. М. Васнецова)
Владимир Мономах (работа Ивана Билибина, 1926 год)

Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь.

Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, русский или византийский праздник Покров. Например, Г. П. Георгиевский высказал мнение, согласно которому «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме». Не менее убедительны, однако, мнения о русском происхождении праздника, но вопрос о конкретном месте его появления остаётся открытым.

Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского». Эта точка зрения нашла отражение в Православной энциклопедии:

В память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Был создан ряд произведений (при возможном участии Андрея Юрьевича Боголюбского как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.

Наконец, «прозвучавшая ещё в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII века в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни». Её выразителями в разные годы были архиепископ Сергий (в конце XIX века), А. Александров (в 80-х годах XX века) и современная исследовательница И. А. Шалина. При этом «некоторые из учёных предполагают: инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах».

Праздник Покрова в Великих Минеях Четьих

«Сказание на Покров Святой Богородицы», входящее в состав Великих Миней Четьих митрополита Макария и характеризуемое «Словарём книжников и книжности Древней Руси» как «краткая заметка, в которой … сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя», так описывает установление праздника :

Древнерусский текст Перевод
Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видѣние, паче надѣяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надѣя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человѣка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мѣсте, идѣже бывает паметь имени моего, святи мѣсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвѣтъ». Тѣмъ словесем надѣяся, въсхотѣх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа. Когда я услышал сие, то подумал: «Как же это страшное <такое> и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, не празднуется?» Надеюсь же, Владычица, на милосердные твои слова, с которыми к Сыну обратилась, молясь и говоря: «Царь небесный, прими всякого человека, славящего тебя и призывающего имя твое везде, где бывает память имени моего, освяти место это и прославь прославляющего тебя именем моим, приемля всякую их молитву и ответ». В те слова веруя, возжелал я: пусть не без праздника останется святой твой Покров, Преблагословенная, и как ты хочешь, Всемилостивая, украсить почести достойный праздник твоего Покрова, <так и> укрась, чтобы возрадовались прославляющие тебя, увидев сияющими в честь имени твоего многие праздники.

Гимнография

В греческой октябрьской Минеи помещены две службы 1 и 28 октября, обе они отличны от службы на церковнославянском языке. Служба на церковнославянском языке имеет один канон, который не имеет краегранесия. Канон написан преподобным Саввою. В греческой службе 1 октября помещены два канона Покрову. Первый канон не подписан. Второй имеет авторство. Оно подписано в акростихе: др.-греч. Ὑμνῶ Σκέπης σου τὴν χάριν Παναγία, Ὁ Ἰάκωβος — «Хвала Покрову милости твоей, Всесвятая. Иаковле». Служба составлена иноком Иаковом Святогорцем. Служба достаточно поздняя, печатное издание 1869 года. Служба 28 октября написана в XX веке иноком Герасимом, имеет два канона Покрову. Акростих первого канона: греч. Σὺ εἶ, Παρθένε, Ἑλλάδος σκέπη. Γερασίμου — «Ты, Всесвятая, Греции покров. Герасимово»; акростих второго канона: греч. Σκέπην ὑμνέω τῆς Θεοτόκου. Γερασίμου — «Покров хвалю Богородицы. Герасимово». 28 октября — День Охи это национальный праздник в Греции и на Кипре, в этот день в Элладской поместной церкви установлен второй Покров Богородицы решением Синода от 21 октября 1952 года.

В службе на славянском языке в различных редакциях в отличие от греческих существует одна интересная особенность: если на славянском в качестве синонима слова «покров» используются слова «омофоръ», «амфоръ», «омфоръ», «амѳоръ» (от др.-греч. ώμοφόριον — «омофор»), то в греческих службах используется только одно единственное слово греч. σκέπη.

Тропарь, глас 4 Кондак, глас 3 Величание
Днесь благове́рнiи лю́дiе све́тло пра́зднуемъ, осеня́еми Твои́мъ, Богома́ти, прише́ствiемъ, и къ Твоему́ взира́юще пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лемъ: покры́й насъ честны́мъ Твои́мъ Покро́вомъ и изба́ви насъ отъ вся́каго зла, моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Де́ва днесь предстои́тъ в Це́ркви, и съ ли́ки святы́хъ неви́димо за ны мо́лится Бо́гу: а́нгели со архиере́и покланя́ются, апо́столи же со проро́ки ликовству́ютъ: насъ бо ра́ди мо́литъ Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га Велича́емъ Тя, Пресвята́я Де́во, и чтимъ Покро́въ Твой честны́й, Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се, за ны Христу́ моля́щуюся.

Иконография

Древнейшие изображения

Западные врата Богородице-Рождественского собора города Суздаля 1227—1238 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале— на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).

«География» икон Покрова

Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.

Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других — кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница (см. ниже).

Варианты композиции

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.

  • Покров Пресвятой Богородицы
    (икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)
  • Покров Богоматери. Икона 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
    Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура святого Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком «среднерусского» варианта иконографии Покрова.
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы из Восточной Галиции. XIV век (примерно). Собрание Национального Художественного музея Украины.
  • Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год
  • Покров Богоматери. Новгородская икона середины – второй половины XVI века из собрания Государственного Русского музея
  • Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы.
    В XVI веке древнерусские по своему происхождению образцы иконографии Покрова и «О Тебе радуется» переносятся на Балканы.

«Казачьи» иконы Покрова

Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основное его отличие — изображение молящего люда в виде казаков.

  • Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков.
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы с изображением последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (справа). Середина XVIII века.
  • Азовская икона Покрова Пресвятой Богородицы, XVIII век. Присутствует изображение святого Георгия Победоносца, также весьма почитаемого казаками.
  • Кубанская икона «Покрова Пресвятыя Богородицы с казаками» (часть росписи Свято-Ильинского храма, г. Краснодар)

Наиболее старые из дошедших до нас казачьих икон датированы началом XVII века и относятся к эпохе становления Запорожской Сечи — казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее). Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы», так и на ряде других. Традиции иконописи из века в век претерпевали определённые изменения. По иному стала изображаться и Богородица с покровом.

Храмы и монастыри

Согласно базы данных «Храмы России», на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма и других культовых объектов (7,51 % от общего числа объектов), что ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике, на первом же месте — храмы и другие культовые объекты, посвящённые Николаю Чудотворцу (23 %). Статистика включает действующие, сохранившиеся и не сохранившиеся храмы (включая домо́вые), часовни, молельные дома и прочее.

Древнейшие храмы и монастыри

  • Церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII века) — старейшая церковь в честь праздника Покрова Богоматери.
    Владимирская область, посёлок Боголюбово

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским. Согласно традиционной точке зрения (см. выше), именно он около 1164 года и ввёл в календарь Русской церкви праздник Покрова Божией Матери. Это первый известный из летописей храм в честь Покрова.

В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь с Богородичным храмом. В честь какого Богородичного праздника был сооружён храм, летописи не упоминают. В 1148 году храм сгорел; в 1300 году была срублена деревянная Богородицкая церковь в монастыре в Зверинце; в 1335 году был построен и освящён храм в честь Покрова, а монастырь получил новое название — Зверин-Покровский монастырь.

Московские храмы и монастыри

В Москве царём Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (более известный как храм Василия Блаженного). На севере столицы, в Медведкове находится старинный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, по обету в честь освобождения России от польской интервенции. В центре Москвы, на Таганской улице находится Покровский ставропигиальный женский монастырь (основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы).

Кафедральные соборы предстоятелей старообрядцев — Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и Русской древлеправославной церкви (РДЦ) — это Покровские соборы.

  • Покровский собор, что на Рву, Красная площадь, Москва
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Москва
  • Покровский ставропигиальный женский монастырь, Москва
  • Покровский собор на Рогожском кладбище (кафедральный собор РПСЦ), Москва
  • Покровский собор на Новокузнецкой улице (кафедральный собор РДЦ), Москва

Отдельные храмы и монастыри

  • Покровский монастырь, Владимирская область, город Суздаль
  • Покровский монастырь, Московская область, город Хотьково

Примечания

  1. 1 2 Покров Пресвятой Богородицы. Православие.Ru
  2. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου Ψαλλομένη τῇ α’ Ὀκτωβριου
  3. Τῌ ΑΥΤῌ ΗΜΕρᾼ (ΚΗ’) 28 ΟΚΤΩΒΡΙΟΥ Ἀνάµνησιν ἐπιτελοῦµεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας*
  4. 1 2 3 4 Димитрий Ростовский. Слово на Покров Пресвятой Богородицы.
  5. Житие святаго Андрея Христа ради юродиваго
  6. Данное описание отсутствует в более позднем, сокращенном и переделанном житии Димитрия Ростовского
  7. Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. — 1900. — С. 447. — 1120 с.
  8. Покров Пресвятой Богородицы
  9. Андрей Юродивый // Православная энциклопедия, т. 2, с. 391—393.
  10. Светлана Липатова // Православие.Ru
  11. 1 2 3 4 5 Липатова, Светлана ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ // Православие.Ru
  12. Слово похвально честному Покрову пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевеи Марии
  13. 1 2 3 4 Николай (Погребняк), архимандрит. Иконография Покрова Божией Матери
  14. Георгиевский // Православная энциклопедия, т. 10, с. 655—656.
  15. АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ // Православная энциклопедия, т. 2, с. 393—398.
  16. Перевезенцев С. В. Покровские храмы Москвы: история и смыслы, доклад на научно-практической конференции «Сорок сороков: град Москва под Покровом Богородицы», Российский православный университет, 8 января 2013 г.
  17. Фет, Е. А. Слова на Покров // Словарь книжников и книжности Древней Руси.
  18. Сказание на Покров Святой Богородицы (Из Великих Миней Четьих митрополита Макария, подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой) // Библиотека литературы Древней Руси, том 12 (доступно по адресу http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9897, сперва высвечивается вступление, переключение на просмотр оригинала, или перевода, или двух параллельных текстов производится вручную)
  19. Αβέρκιος,ιερομόναχος, αγιορείτης.Ακολουθία της αγίας Σκέπης της Υπεραγίας Δεσποίνης ημών Θεοτόκου, ψαλλομένη τη Α’Οκτωβρίου, :(ή και Λόγοι τινές Πανηγυρικοί της Θεοτόκου προσετέθησαν) …..Εν Αθήναι :Τύποις Γεωργίου Καρυοφύλλη,1869.
  20. {{подст:АИ2|В «Служебнике», изданном по благословению патриарха Кирилла, вариант «святый»}}
  21. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом
  22. Языкова, Ирина. Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник
  23. Число объектов не совпадает с числом посвящений (меньше его), поскольку храмы в подавляющем большинстве случаев имеют несколько престолов, пополняя статистику сразу нескольких посвящений.
  24. 1 2 См. страницу Статистика по наименованиям (посвящениям) храмов на сайте «Храмы России». Данные приведены по состоянию на 14 ноября 2014 года.
  25. См. Результаты поиска по престолу, освящённому в честь «Покрова Пресвятой Богородицы» с перечнем включённых в базу данных храмов и других культовых объектов.
  26. 1 2 Агапкина, 2009, с. 127.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *