Покров на Руси

Содержание

Русские народные праздники

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

>Основные русские праздники на Руси:

Рождество

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Крещение

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

Масленица

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Вербное воскресенье

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Пасха

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Иван Купала

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Ильин день

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

Медовый Спас

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

Яблочный Спас

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Третий Спас

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Покров день

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Православные праздники

Икона «Минеи на год»

Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Согласно катехизису митрополита Филарета (Дроздова), православные христиане обязаны свято чтить свои важнейшие праздники: готовиться к ним постом, в дни праздников посещать храм, заниматься молитвой и чтением, вместо своих мирских дел помогать немощным и нуждающимся.

История

См. также: Христианские праздники

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.

Классификация

  • По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — Воскресение Христово, затем следуют Двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники имеют статус выше, чем Богородичные праздники. Далее следуют пять Великих недвунадесятых праздников, за ними — средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (неделю) — совершается всенощное бдение.
  • По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
  • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
  • По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пояснительная таблица разрядов праздников

Тип праздников Разряд Знак Типикона Особенности Примеры
Пасха Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).
  • Пасха;
  • Светлая седмица;
  • Отдание Пасхи (Пасхальное богослужение по благословению настоятеля).
Великие Бденные Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечери, лития в конце вечерни.
  • Двунадесятые праздники;
  • Обрезание Господне и Василия Великого, Покров Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи (Рождество и Усекновение главы), Апостолов Петра и Павла;
  • Каждое воскресенье в году.
Средние Бденные Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.
  • Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября);
  • Свт. Иоанна Златоуста, 13 (26) ноября;
  • Свт. Николая Чудотворца, 6 (19) декабря;
  • Храмовые (престольные) праздники.
Полиелейные Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.
  • Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов;
  • Обретения честно́й главы Иоанна Предтечи (Первое и второе — 24 февраля (8 марта) в високосные годы, в невисокосные — 9 марта, третье — 25 мая (7 июня));
  • 40 Севастийских мучеников, 9 (22) марта;
  • Владимирская икона Божией Матери, 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября);
  • Казанская икона Божией Матери, 8 (21) июля (обретение), 22 октября (4 ноября).
Малые Славословные На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 (26) сентября;
  • Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 (15) июля.
Шестеричные Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.
  • Праведных Захарии и Елисаветы, 5 (18) сентября;
  • прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 (30) декабря;
  • Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 (29) января.
Вседневные без знака Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.
  • Мученика архидиакона Евпла, 11 (24) августа;
  • К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

Пасха

Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится все двунадесятые праздники, а также пять других. В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники

Основная статья: Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным) и богородичными. По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

непереходящие двунадесятые праздники:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
  • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
  • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник);

переходящие двунадесятые праздники:

  • Вход Господень в Иерусалим — Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
  • Вознесение Господне — четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник);
  • День Святой Троицы — Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник).

Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Этот раздел статьи ещё не завершён Вы можете помочь проекту, завершив этот раздел.

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

  • Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
  • Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также Таблица дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников.

Средние праздники

Средние праздники установлены в честь святых, икон Божией Матери и событий, особо почитаемых Церковью. Могут быть бденными (со всенощным бдением), которые совершаются, в первую очередь, в честь наиболее почитаемых святых, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь:

  • апостола Иоанна Богослова;
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
  • равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • равноапостольного князя Владимира;
  • преподобного Саввы Освященного (по желанию настоятеля);
  • святителя Николая Мирликийского (по желанию настоятеля);
  • преподобного Антония Великого (по желанию настоятеля);
  • преподобного Евфимия Великого (по желанию настоятеля);
  • великомученика Георгия Победоносца (по желанию настоятеля);
  • перенесения из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа (по желанию настоятеля).

К средним праздникам со бдением также относятся храмовые праздники (престольные праздники) и в честь святых, чьи мощи находятся в храме. Согласно Уставу, также по желанию настоятеля всенощное бдение может совершаться в честь Димитрия Солунского, Собора Архангела Михаила, святителя Григория Богослова, пророка Илии.

Малые праздники

В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

Праздники преимущественно Русской православной церкви

Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти общерусских святых и местночтимых святых, в Земле Российской просиявших.

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни, которые подразделялись на:
    • Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
    • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
  • Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
  • Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

> См. также

  • Православный календарь
  • Непереходящие праздники
  • Переходящие праздники
  • Господские праздники
  • Богородичные праздники

Примечания

  1. Так как каждое воскресенье, с точки зрения богослужения, является праздничным днём.
  2. Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катехизис
  3. даже если не обозначается знаком
  4. 1 2 Дни праздников в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению (новому стилю) в XX и XXI веках. В Типиконе и иных богослужебных книгах РПЦ обычно указана дата только по юлианскому календарю. При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
  5. Бдение может быть, «аще хощет настоятель» (Типикон: «если желает настоятель»).
  6. Следует отметить, что при совпадении праздника двух обретений Предтечевой главы со Вселенской родительской субботой (Мясопустной) служба Крестителю Иоанну переносится обычно на 8 марта
  7. ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ//Православный календарь на сайте Православие.RU
  8. Служба памяти Василия Великого в Месяцеслове тесно связана со службой Обрезания, служится литургия Василия Великого, и обе они обозначены знаком креста в круге. 1 января служба Василию Великому не только совмещается со службой праздника Обрезания Господня, но и является главной для этого дня (святителю Василию посвящено бо́льшее количество песнопений, величание после полиелея, Евангелие на утрене). Поэтому память этого святого причисляется к великим праздникам. (см. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131-191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.)
  9. Словарь русского языка, 1992, с. 206.
  10. http://azbyka.ru/days/assets/upload/minei/06/minea_06_25.pdf
  11. http://azbyka.ru/days/assets/upload/minei/08/minea_08_30.pdf
  12. Типикон. Глава 48. Месяцеслов
  13. Митрополит Иларион (Алфеев). Праздники Православной Церкви. Формирование годового богослужебного круга
  14. И. В. Гаслов, А.С. Кашкин Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Часть II. Богослужение седмичных дней. — С. 69–79.
  15. «Царские дни» и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века
  16. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 810.

Литература

  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 18 (Потка — Преначальный) / гл. ред. Г. А. Богатова. — М.: Наука, 1992. — 288 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка).
  • Праздники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Православный календарь
  • Годичный круг церковных праздников
  • Православный календарь на сайте Свято-Троицкого прихода в Балтиморе
  • Великие двунадесятые праздники на сайте Православный поклонник на Святой земле

Пасхальный цикл в православном календаре

Неделя память святых отцов седьмого Вселенского собора • Дмитриевская суббота • Подготовительные недели к Рождеству Христову • Неделя святых праотец • Неделя святых отец • Неделя по Рождестве Христовом: Неделя святых богоотец • Неделя новомучеников и исповедников российских. • Неделя о Закхее-мытаре • Подготовительные недели и седмицы к Великому посту • 1-я Неделя: О мытаре и фарисее • 2-я Неделя: О блудном сыне • Вселенская родительская суббота (мясопустная) • 3-я Неделя: О Страшном суде • Сырная седмица • Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших • 4-я Неделя: Прощёное воскресенье (Память Адамова изгнания) •

Великий пост • 1-я седмица Великого поста • 1-я Суббота Великого поста: Память Феодора Тирона • 1-я Неделя Великого поста: Торжество Православия • 2-я седмица Великого поста • 2-я Суббота Великого поста родительская • 2-я Неделя Великого поста: Память Григория Паламы • 3-я седмица Великого поста • 3-я Суббота Великого поста родительская • 3-я Неделя Великого поста: Крестопоклонная • 4-я седмица Великого поста • 4-я Суббота Великого поста родительская • 4-я Неделя Великого поста: Память Иоанна Лествичника • 5-я седмица Великого поста • Четверг 5-й седмицы Великого поста: «Мариино стояние» • 5-я суббота Великого поста: Похвала Пресвятой Богородицы • 5-я Неделя Великого поста: Память Марии Египетской • 6-я седмица Великого поста • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Великий понедельник • Великий вторник • Великая среда • Великий четверг • Великая пятница • Великая суббота •

Пасха • 1-я седмица по Пасхе: Светлая седмица • Светлый понедельник • Пятница Светлой седмицы: Живоносный Источник • 2-я Неделя по Пасхе: Неделя апостола Фомы • 2-я седмица по Пасхе • Вторник 2-й седмицы по Пасхе: Радоница • 3-я Неделя по Пасхе: Память Жён-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима • 3-я седмица по Пасхе • 4-я Неделя по Пасхе: О расслабленном • 4-я седмица по Пасхе • Среда 4-й седмицы по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы • 5-я Неделя по Пасхе: О самаряныне • 5-я седмица по Пасхе • Среда 5-й седмицы по Пасхе: Отдание Преполовения Пятидесятницы • 6-я Неделя по Пасхе: О слепом • 6-я седмица по Пасхе • Среда 6-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Пасхи • Четверг 6-й седмицы по Пасхе: Вознесение Господне • 7-я Неделя по Пасхе: Память святых отцов Первого Вселенского собора • 7-я седмица по Пасхе • Пятница 7-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Вознесения Господня • Суббота 7-й седмицы по Пасхе: Троицкая родительская суббота • 8-я Неделя по Пасхе: Пятидесятница • 1-я седмица по Пятидесятнице • Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице: День Святого Духа • Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице: Отдание праздника Пятидесятницы • 1-я Неделя по Пятидесятнице: Собор всех святых •

Петров пост • 2-я Неделя по Пятидесятнице: Неделя всех святых, в земле Русской просиявших • Неделя святых отцов шести Вселенских соборов •

Немного о народных традициях. Покров день.


Что такое Покров день в народном календаре восточных славян? Во времена древней Руси и Российской империи от мала до велика праздновали православный праздник Покров Пресвятой Богородицы 1/14 октября.
В народной традиции восточных славян, этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы. В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние «беседы».
В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молились при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы», Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея.
Праздник установлен Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы, распростершей над осаждённым городом и народом своё головное покрывало. В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.
Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!». Иногда обращались и к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее».
Икона Покров Пресвятой Богородицы, икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год.
На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни. У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных поверьях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале XX века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.

С Покровом, также как и с Воздвиженьем, связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» (полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше (Подляшье) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух.
Николай Петров. Смотрины невесты. 1861.
По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!».
«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней».

Покров Пресвятой Богородицы – это великий православный праздник, который отмечают на Руси более тысячи лет. За такой внушительный промежуток времени Покров приобрел древние традиции, удивительную историю и уникальные народные приметы.

13 интересных фактов помогут узнать о празднике много нового.

1. Когда отмечают Покров день?

Покров отмечают ежегодно 14 октября по новому стилю, введённому папой римским в конце XVI века.

По старому стилю праздник отмечали 1 октября, начиная с XII века.

реклама

2. История праздника

События, произошедшие в Византии в Х веке, положили начало празднику, который мы называем Покровом Пресвятой Богородицы.

Константинополь осадили войска сарацинов и священники укрылись во Влахернском храме, чтобы помолиться Спасителю. Во время всенощного бдения юродивому Андрею явилось видение. Он увидел, как по небу шла Богородица, озарённая светом и окружённая ангелами.

Спустившись с небес, она сняла с себя покрывало и помолилась вместе с людьми, укрыв их от врагов.

3. Что значит «Покров»?

По преданию омофор (головное покрывало), которым Богородица укрыла людей, означает защиту и покровительство. Благодаря чудеснейшему явлению, жители Константинополя стали невидимы, а врагам пришлось уйти из города.

Покровительство Богородицы символизирует надежду для всех христиан и веру в чудо.

4. Две точки зрения

Историкам неизвестна точная дата событий, произошедших в Константинополе. По одним данным, явление Богородицы случилось в 910 году, во времена правления Ильи Мудрого. В те годы Византия воевала с сарацинами и столица действительно была в опасности.

Другие предполагают, что это произошло в 960 году, когда противниками в войне были русы. Из-за того, что описание произошедшего взято из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого неизвестны, придти к единой датировке невозможно.

Однако большинство источников сходятся во мнении, что 910 год наиболее вероятен.

5. В каком году впервые отмечали Покров?

История праздника Покрова на Руси начинается с 1164 года, когда Андрей Боголюбский учредил 1 октября (старый стиль), как день заступничества Богородицы над волжскими булгарами.

реклама

В память о чудесном явлении князь приказал возвести знаменитый храм Покрова на Нерли, ставший шедевром русского зодчества. Белокаменный храм находится во Владимирской области.

По легенде, для строительства храма камень был вывезен из Булгарского царства, которое покорил Андрей Боголюбский.

6. Изображения Покрова

Древний образ Покрова получил отражение в древнерусском искусстве: иконы, росписи соборов и фрески. Центральной фигурой на изображении является Дева Мария с омофором.

Также на иконах нередко можно видеть спутников Богородицы – святых в белых одеждах, Иоанн Богослов.

Особый стиль в иконописи выработали казаки. Его главное отличие — в том, что в качестве молящихся людей изображены казаки в национальной одежде.

Традиции иконописи с годами менялись, и со временем стали изображаться несколько иначе.

7. Церкви и храмы

По данным базы о храмах, в России Покрову посвящено более тысячи церквей. Одним из самых известным храмов, посвященных Богородице, является храм Василия Блаженного. Его построили в Москве по указу Ивана Грозного в 1555-1561 годах.

Кроме того, праздник оставил след в топонимике. На территории бывшего СССР множество населенных пунктов названы в честь Покрова. А в Москве о празднике напоминают улицы, площади и районы со схожим названием.

8. Приметы и символы

Праздник Покров тесно связан с множеством народных примет, касающихся свадеб, погоды и быта. Древние славяне часто называли его встречей осени с зимой.

реклама

По погоде, которая устанавливалась на Покров, жители делали прогноз на зиму. Спустя многие столетия, даже сейчас можно услышать, что теплая погода на Покров сулит теплую зиму. А большое количество снега, выпавшего в этот день, означало множество свадеб в будущем году.

Покров символизировал завершение сельскохозяйственных работ, и неудивительно, что в народе этот праздник очень любили.

9. Старые традиции

По традиции, свадьба, сыгранная на Покров, сулит счастливый и крепкий брак молодоженам. В древности верили, что снега на полях имеют сходство с фатой невесты — а значит, свадьба и Покров неразрывно связаны между собой.

Девушкам, не имеющим жениха, по традиции было необходимо поставить в храме как можно больше свечей, чтобы день свадьбы настал как можно скорее.

Согласно древней традиции, если парень накроет покрывалом голову девушки, она должна стать его женой. После свадьбы женщинам не разрешалось ходить с непокрытой головой.

Этот день был особенным и для военнослужащих. Запорожские казаки считали Божию Матерь Покрова своей покровительницей. Перед походом они произносили ей молитву, чтобы вернуться домой невредимыми.

10. Что нельзя делать, и как праздновать Покров?

По церковным традициям, запрещены серьезные хозяйственные работы — такие, как уборка, стирка, строительство, шитье, вязание.

Большим грехом в этот день является сквернословие, ссоры и употребление алкоголя. В старину считали, что в Покров нельзя занимать деньги.

Желательно в этот день, как и в любой другой религиозный праздник, посвятить Богу, а не домашним хлопотам.

Незнание молитв никак не препятствует обращению к Богородице. Можно обратиться к ней, чтобы попросить помощи в замужестве и деторождении.

11. Гадания: как на Покров найти суженого

В старину к Покрову были приурочены гадания, поэтому все девушки ждали этот день с нетерпением. Ритуалов было множество, но все они сводились к теме будущего замужества.

  • С помощью поджога нитей девушки выясняли, кому первой под венец идти.
  • Благодаря кольцу, луковице и рюмке, можно было узнать, как семейная жизнь сложится.
  • А кольцо помогало определить пол ребенка, рожденного в браке.

Молодежь верила, что веселые гуляния на Покров помогут в скором времени обрести семейное счастье.

12. Как отмечают Покров, и что принято дарить в этот день?

В старину в этот день христиане обязательно ходили в церковь, но сегодня Покров отмечают не только верующие.

В глубине души каждый хочет надеяться на покровительство небесной заступницы — даже если не признаётся в этом. Поэтому можно отметить праздник, сделав в доме генеральную уборку и собравшись за обильным столом.

Пироги и блины на Покров — к уютной и теплой зиме. В этот день нет поста, поэтому можно приготовить рыбные блюда.

Шумное и веселое застолье на Покров – это старая добрая традиция, которая дошла до нас через сотни лет.

13. Псково-Покровская икона

Кроме праздника Покрова, 14 октября является также днем иконы Богородицы.

История праздника начинается с 1581 года, в честь избавления Пскова от Стефана Батория.

Икона имеет интересную историю. В 1944 году немцы вывезли ее из церкви. На протяжении нескольких десятков лет считалась, что икона уничтожена. Но в 1970 году стало известно, что все эти годы она хранилась в Баварии, в католической семье.

Икону вернули в Россию в 2000 году, и в 2001 году она вернулась на родину, в Псков.

Икона Богородицы Псково-Покровской – это традиции праздника и неотъемлемая история русской земли.

Покров – это праздник заступничества и защиты Божией Матери.

За многовековую историю этот праздник слал одним из самых любимых среди православных христиан.

Покров — традиции, обычаи, приметы, поздравления

13 октября 2016:

Как отмечать праздник Покров Пресвятой Богородицы. Что нельзя делать. Приметы на Покров. Гадания на Покров Пресвятой Богородицы. Как поздравить с праздником.

14 октября все православные отмечают большой праздник — Покров Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит чудесное явление из жизни Андрея Юродивого. Он вместе со своим учеником — блаженным Епифанием — увидели явление Богородицы, которая распростерла свой омофор над собравшимися во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери.

На Руси праздник стали отмечать с XIII века, именно к этому периоду относятся первые известные иконы и храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица традиционно выступает защитницей тех, кому грозит опасность и кто нуждается в помощи.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

К 14 октября завершались основные полевые работы, и часть молодежи мужского пола получала возможность уйти на заработки — с Покрова возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло — засидки привело». С Покрова хозяева начинали утеплять дом на зиму. Также этот праздник считался последним днем сбора плодов и грибов. Верили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, для этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы.

Праздник Покров Пресвятой Богородицы является непереходящим, поэтому из года в год отмечается первого октября по старому стилю. В современном же календаре эта дата приходится на 14 октября. Русская православная церковь называет Покров великим праздником. На Руси было принято устраивать масштабные празднества в этот день. До наших дней сохранились некоторые традиции.

Слово «покров» ассоциируется с первым снегом, укрывающим землю. Считается, что в этот день встречаются осень и зима.

Приметы на Покров Пресвятой Богородицы

♦ Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной;

♦ Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме;

♦ Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы;

♦ Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит;

♦ Какова погода на Покров, такова и зима будет;

♦ Если Покров весело проведешь, то жениха хорошего найдешь;

♦ Чем больше снега на покров тем больше свадеб будет сыграно в следующем году;

♦ Если парень на Покров за девушкой ухаживает, то быть ему ее женихом;

♦ На Покров сильный ветер дует — много будет невест;

♦ Придет Батюшка-Покров, девке голову покроет;

♦ Та девушка которая раньше всех поставит свечу перед иконой пресвятой Богородицы Покровской, та и первой замуж выйдет;

♦ Чтобы дети не болели, их выводили на порог дома и обливали водой сквозь решето или сито. Если для девушки весело пройдет этот день, то долгожданный жених обязательно появится.

Как отмечать Покров Пресвятой Богородицы

В старину наши предки 14 октября прощались с осенью и готовились к встрече долгой зимы. Они примечали, что «на Покров до обеда бывает осень, а после обеда уже зима». К этому дню старались утеплить жилище и закончить все работы на земле. И именно на Покров хозяйки первый раз растапливали в доме печь, используя для этого веточки плодовых деревьев (яблоня, слива), так как считали, что в этом случае сады дадут хороший урожай в следующем году. Люди верили, что семья тоже будет процветать, а в доме всегда будет тепло и уютно.

К 14 октября хозяйки всегда пекли блины. Перед тем, как поставить на стол праздничное блюдо, они обходили весь дом, держа в руках тарелку с блинами и читали молитву Пресвятой Богородице. Другим непременным угощением считался Покровский каравай, который пекли к этому дню и ели вместе с родными и соседями. Остатки каравая сушили и убирали до наступления Великого Поста.

Начиная с Покрова, на Руси играли свадьбы. Кстати, о них судили по погоде. Считалось, что если ночью перед праздником на землю выпадет снег, то будет сыграно много свадеб, а коли в этот день будет дуть сильный ветер, то жди большого спроса на невест.

Гадания на Покров Пресвятой Богородицы

Девушки на выданье обращались к Богородице с молитвами-просьбами: «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках». Встретить жениха поскорее, красивого, богатого и молодого – об этом мечтала каждая.

А чтобы места исполнилась как можно быстрее, то в ночь на 14 октября девушка несколько раз произносила: «Покрой землю снежком, а меня — женишком». После этого следовало лечь спать, ни с кем не говоря. Та, которая во сне видела суженого, начинала готовиться к свадьбе.

Очень распространено было гадание на соленых варениках. Суть в следующем: перед сном девушка съедала несколько вареников и говорила: «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Если в ту ночь снился мужчина, значит это был суженый.

В ночь накануне Покрова девушки гадали, стараясь увидеть во сне суженого. Для этого существовал, например, такой приговор: «Зорька — зарница, красная девица, мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Приведи ко мне суженого-ряженого».

Также в канун праздника девушки гадали на хлеб. Потенциальные невесты пекли хлеб, клали на подоконник и ждали, покажется ли в вечернем окне образ будущего избранника.

Было и другое гадание на хлеб. Девушка пекла каравай, брала льняную ткань и несла угощение в овин. Там она клала хлеб на лен, приговаривая: «Ряженый, жених мой сужений, приходи хлебушка отведать». После этого жених должен был явиться во сне. Если же у девушки уже был на примете женишок, и парень приходил к ней в гости на Покров, то его надо было постараться угостить заговоренным хлебом, а кусочек льняной ткани положить ему в карман.

В церкви девушки ставили свечку Деве Марии. Та, у которой свеча горела ровно, готовилась к тихой и спокойной супружеской жизни. Потрескивание при горении предвещало бурную жизнь.

Гадали девушки и на своих будущих детей. Чтобы узнать, кто у тебя родится – мальчик или девочка – нужно было в стакан с водой опустить кольцо, к которому заранее привязать тонкую нить. А потом кольцо медленно опускали возле руки того, на кого гадают. Если колечко двигалось по кругу, значит первенец будет женского пола. А если оно двигалось вперед-назад, родится мальчик.

Ну, а чтобы узнать, кто первый из подружек отправится под венец, девушки брали ниточки одинаковой длины и поджигали их. Та, у которой нитка сгорит быстрее, и выскочит первой замуж. Потухшее пламя и недогоревшая нить говорили о том, что собираться замуж девушке еще рано.

Заговор на замужество на Покров

Вечером накануне Покрова девушки произносили заговор на воду, который звучал так:

«Благослови меня, Боже, на венчальный венец.
Пусть придет моему девичеству конец.
Не нужны мне больше девичьи косы,
Пусть незамужние девки их носят,
А прошу взамен я бабий платок,
Да золотой венчальный перстенек.
Благослови меня Бог, на святой Покров».

После этого следовало заговоренной водой вымыть лицо, а утереться рекомендовалось рубашкой своего избранника.

Заговор на Покров на скорую свадьбу

Этот заговор принято было читать с утра, глядя в окно в ту сторону, где живет суженый:

«Покров-батюшка, пошли венец мне, рабе Божьей. Пусть ангелы ставят тридевять тынов плохим женихам, а моему единственному, красну-соколу, путь яркой свечей освещают, ко мне рабе Божьей, зазывают, на брак венчальный благословляют!»

Приворот на Покров для привлечения жениха в дом

Считалось, что этот обряд действует в том случае, если на Покров уже выпал снег. Девушка выходила за порог и начинала сметать снег в дверям своего жилища, приговаривая:

«Как батюшка-Покров пришел,
Так и мой жених меня нашел.
Я мету снежок, заметаю,
Жениха красного к себе в дом зазываю.
Как покрывает мою голову покровом снежок,
Так бежит, спешит ко мне женишок.
Несет мне венчальный перстенек дорогой,
Красный кокошник да подзатыльник золотой.
Меня, рабу Божью в жены взять желает.
Слово мое крепко. Аминь»

Чего нельзя делать на Покров Пресвятой Богородицы

В день Покрова Пресвятой Богородицы нельзя работать. Этот день необходимо провести этот день в молитве и посещении церкви.

Если в этот день вы вынуждены работать, надо делать все по совести.

14 октября запрещается занимать деньги и заниматься несрочными домашними делами.

Поста на Покров нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу, то уместно употреблять рыбу.

Молитвы на Покров Пресвятой Богородицы смотрите .

Поздравления на Покров Пресвятой Богородицы

♦ Покров – старинный русский праздник,
Что почитается давно!
Несет он свет традиций разных,
Нам их исполнить суждено.

С Покровом вас я поздравляю,
Хочу удачи пожелать,
Любить и верить, бед не зная,
И веру в Бога не терять!

♦ На Покров Пресвятой Богородицы
Я желаю тебе всяких благ.
Чтоб добро возвращалось бы сторицей,
Получал бы возмездие враг.

Пребывай в замечательном здравии,
И иди себе с Богом вперёд.
Жизнь свою, как захочешь, выстраивай,
И не знай ни забот, ни хлопот.

♦ Богородицы Покров –
Величайший праздник,
Принесет он Вам любовь,
Много благ прекрасных.

Пусть святая благодать
С неба разольется,
Причин не будет унывать
И легко живется!

♦ На Покров Богородицы – от души
Пожеланья сердечны и хороши,
Чтобы в жизни всегда и во всем везло,
Чтобы в душах царило всегда тепло.

Пусть святой этот праздник обережет
От хлопот всевозможных и от невзгод,
Пусть всегда будет радостной жизнь твоя,
Только счастье подарит тебе семья.

♦ С праздником Вас, Покрова Богородицы!
С Днем светлой радости, веры, добра.
Пусть Ваше сердце любовью наполнится,
Будет судьба Ваша счастьем щедра!

♦ Пусть укроет Матерь Божья вас от горя и печали,
Чтобы жили вы счастливо, бед и горечи не знали,
Под Ее Покровом Чистым, много доброго случиться
И приветною Жар-птицей, радость в сердце постучится!

♦ Покров Владычицы Небесной,
Встречайте с радостью в душе,
Пусть Он вам силою чудесной,
Укажет верный путь в судьбе!
От слез, недугов и печали,
Пусть Матерь Божья защитит
И все о чем вы лишь мечтали,
В счастливой жизни воплотит!

♦ Пусть Богородицы Покров,
Одарит вас своим теплом,
Приносит радость ясных дней,
Улыбки добрые друзей!
Пусть Он от горя защитит,
Мечты в реальность воплотит
И с теплотой душевных слов,
Подарит счастье и любовь!

♦ Пусть Богородицы Покров,
Одарит вас своим теплом,
Дает простор счастливым дням,
Заветным планам и мечтам!
Пусть от печали защитит,
Прекрасной жизнью наградит,
Уносит прочь печаль и боль,
Чтоб жизнью правила любовь!

♦ Поздравляю вас с Покровом Богородицы,
Под радости немеркнущей звездой!
Пусть все хорошее, сегодня, приумножиться,
Одарит счастьем вас, любовью, теплотой!

♦ Пусть оградит Владычица от горя и недуга,
От лютого врага и мелочного друга,
От скверны и нужды, от всяческой напасти,
И наградит любовью, радостью и счастьем!

♦ Явилась Богородица нам в знак,
Что будет мир покой и только так,
Покрыла тех омофором своим,
Кто верил, знал и истину кто бдел!
Ей наша благодать всегда за то,
Что не оставила, не бросила еще,
Что праздник этот нам тем самым подарив,
В который раз червя земли возлюбив,
Нам веру, счастье подарили от себя,
Чтоб прибывала с нами вера навсегда!

♦ Великий праздник – день святой,
Покров, мы празднуем с тобой!
В душе нам благодать легла,
И это знаю, что на все нам времена.
Я поздравляю Вас с Покровом днем,
И покаяния желаю только в нем,
Чтоб знали вы, что любит нас Мария,
Чтоб помнили ее и возносили,
Чтоб день особым каждому бы был,
И в лучшее бы верил, с тем и жил!

♦ Позову – молитвою без слов,
Ты откликнешься – горячей речью
Снежной скатертью падет Покров
На просторный стол короткой встречи.

Ангел чуть качнется на часах,
Словно воин, вставший за околицей,
И пройдет в раскрытых небесах
По горящей кромке – Богородица!

♦ Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравнения в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.

Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.

Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.

За звездами и дальними мирами,
Там, где любви бессмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!

♦ Я сердечно поздравляю
Вас и Ваших родных с праздником!
Доброго Вам всем здоровья,
Благополучия, духовного возрастания
И покровительства Пресвятой Богородицы!

♦ По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
Он от скорби и бед защитит.

♦ Я поздравляю Вас с Покровом,
Пускай уйдут все беды вон,
И жизнь к вам обернется сказкой,
И станет словно дивный сон!

Мы службу ныне и молитвы,
Все обращаем для нее,
Для Богородицы, что с нами,
Добра была, тогда давно!

Так пусть и ныне, пусть и далее,
Коснется другов благодать,
Чтоб каждый мог бы в этой жизни,
Ее все время осязать!

♦ Мы ждали этот день особый,
В надежде, что нам благодать,
Всем непременно в жизни ляжет,
Да припечёт — не отодрать!

И всяк и все спасибо скажут,
За этот дар, что нам в судьбе,
И хорошо нам верно станет,
Тебе, конечно, да и мне!

Так пусть надежды не обманут,
Пускай случится, что так ждем,
А я отклоняясь, пожалуй,
Покров пришел и счастье в нем!

LiveInternetLiveInternet

Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. Этот непереходящий церковный праздник установлен в память о событии, которое произошло в начале Х века в Византийской империи. Православный город Константинополь часто подвергался нападениям мусульман и язычников. Ожидая очередного набега и зная, что он может закончиться гибелью византийской столицы, в Влахернском храме для молитвы собрались жители. Среди них был юродивый Андрей со своим учеником Епифанием, им и было открыто чудесное явление: вместе с народом в окружении святых и ангелов молилась сама Богородица. Она сняла плат со своей головы и распростерла его над теми, кто обращался к Богу за помощью. Покров Пресвятой Богородицы защитил город – неожиданно поднявшаяся буря не дала вражеским кораблям даже подойти к Константинополю.

Покров Богородицы не относится к двенадцати основным после Пасхи (двунадесятым) православным праздникам, но считается великим. Интересно, что праздник в память о событии, которое произошло еще до того, как Русь приняла христианство, стал одним из самых любимых на русской земле. Он был установлен в XII веке святым благоверным князем Андреем Боголюбским, построившим в его честь уникальный белокаменный храм Покрова на Нерли. С тех времен принято считать, что Русь находится под Покровом Пречистой Богородицы, Защитницы всех, приходящих к ней с молитвой.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

На Руси этот день приходился на время окончание полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха. Вообще, Покров Божьей Матери является символом духовной помощи и защиты, и поэтому одно из распространенных пожеланий у православных звучит так: «Пусть Пречистая Дева покроет тебя своим святым Покровом!».

14 октября, Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, традиционно считается днем свадеб. Венчание на Покров воспринимается чем-то вроде гарантии счастливой семейной жизни. Однако на самом деле, это чисто народное представление. Церковного смысла и обоснования оно не имеет.

Праздник Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в осажденном врагами Константинополе. Жители Константинополя молились Богородице, чтобы Она защитила город. И во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели в воздухе Божию Матерь. Сомножеством ангелов и святых Она помолилась Господу о византийцах. В знак Своего покровительства простерла на молящимися Свой покров – омофор.

Как видим, к свадьбам это не имеет никакого отношения. Но в народном сознании Покров Матери Божией стал важным символом. Покров – это непрестанные молитвы Богородицы ко Господу, вечная, непреходящая материнская защита, тепло надежный кров.

Омофор Богородицы ассоциировался с платком, которым покрывал голову замужней женщины, с фатой невесты. Это одна из причин, по которой Покров в народе считался свадебным днем. Кроме того, к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке. Поэтому традиция играть свадьбу, совершать венчания на Покров основывалась в первую очередь на чисто практических вопросах.
«Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)», – было принято говорить.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Приметы, проверенные годами

В этот день погодные условия зачастую определяли будущие изменения в природе, сообразно которым славянские народы старались подготовиться к грядущей зиме или всему году:

  • если к середине осени деревья не сбрасывали листву полностью, значит, зимние морозы будут лютыми и запас дров следует увеличить вдвое;
  • если первые снежинки упадут на землю именно 14 октября, значит, настоящие холода наступят не скоро;
  • если перелетные птицы не улетели в теплые края до Покрова, значит, зимние месяцы будут теплее обычного;
  • с какой стороны на 14 октября дует ветер, с той и следует ожидать похолодания;
  • если на Покров растопить печь в доме дровами из старой яблони или сливы, всю зиму в доме будет тепло и уютно. Крестьяне всегда считали, что дым от сгоревшего плодового дерева привлечет обильный урожай в саду на следующий год;
  • если занять кому-либо деньги в этот день, можно разориться и весь год прожить в нищете.

В то же время отдельно рассматривают вишневые деревья – когда они встречают Покров с неопавшей листвой – морозы не будут очень сильными и зима пройдет быстро.

Приметы для незамужних девушек, желающих побыстрее вступить в брак

Одинокие люди с особым трепетом всегда относились к празднику Покрова, рассчитывая на помощь святой Девы Марии в устройстве их личного счастья:

  • если провести Покров шумно и весело, то в скором будущем объявится хороший жених, богатый и добрый;
  • если к этому дню у девушки уже есть парень, в скорости он попросит ее руки:
  • когда в храме на Покров ставят свечи перед иконой Богородицы, первой выйдет замуж девушка, которая зажгла свечку раньше остальных;
  • чем толще снежное покрывало на земле именно в этот день – тем большее число девушек станут замужними в следующем году.

Этот день считается самой благословенной датой для молодоженов, поэтому свадьба, сыгранная именно 14 октября, считается залогом долгой, счастливой семейной жизни. Интересно: снег, выпавший на Покров, символизирует свадебный или подвенечный наряд, поэтому в народе этот церковный праздник считается Девичьим днем.

Обряды, и ритуалы, выполняемые 14 октября, для незамужних

Чтобы ускорить встречу с будущим супругом или побыстрее выйти замуж, на Руси существует целый список действий, которые девушка должна произвести в обязательном порядке:

  • собираясь к заутрене, следует заплести волосы в косу и расплести ее только вечером, перед сном;
  • выходя на улицу, следует обязательно покрыть голову платком или косынкой;
  • одеваться в этот день женщинам и девушкам следует в платья и юбки, нельзя носить ничего, что пришло в моду из мужского гардероба;
  • обязательно следует сходить в храм и купить три свечки. Одну следует поджигать за здравие мужчин, имевших когда-то место в жизни девушки или незамужней женщины. Другая предназначена за собственное здравие, третью следует ставить за хорошее самочувствие будущего жениха;
  • необходимо поставить свежие цветы в центре обеденного стола, за которым чаще всего собираются все члены семьи в праздники. Неважно, будут цветы срезаны возле дома или куплены на рынке, главное в этом случае – их присутствие в доме;
  • с праздником следует поздравить все семейные пары, с которыми девушка или одинокая женщина знакома;
  • в обязательном порядке нужно связать свою вещь узлом в этот день, а потом развязать.
  • Желающие выйти замуж в ближайшее время должны приготовить побольше сладкой выпечки – пирожков, блинов со сладкой начинкой, булочек с ванилью и изюмом. Их нужно раздавать всем друзьям и знакомым, приговаривая: «Отдаю тебе сладкий пирожок, а ко мне скоро придет хороший женишок».

    Любопытный факт: в старину девушки, желающие выйти замуж в текущем году на Покрова Пресвятой Богородицы, выходили в парки и в сады, разламывали хлеб и булки, скармливали их птицам. При этом они приговаривали: «Птичка хлебушек клюет, а на мой порог скоро хороший женишок придет».

    Православные традиции и обычаи на Покров

    Чтобы детки в семье не болели, были крепкими и не подверженными чужой зависти и недоброму взгляду, принято в этот день обливать их водой через большое решето на пороге дома. Считалось, что проводить подобный ритуал должна была самая пожилая женщина в доме, когда-либо рожавшая. Также в этот день считается правильным кормить домашних животных так, чтобы они не могли съесть всего корма – многие народности считают, что это поможет уберечь скот от падежа.

    Полагалось испечь специальный хлеб, украшенный различными аппликациями из того же теста – покровский каравай. Нужно было накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста. Также пекли великое количество блинов, причем перед обедом нужно было обойти с полным блюдом этого лакомства все комнаты. Считалось, что такая традиция поможет сохранить в семье достаток и гармоничные отношения между родственниками.

    Обычно, после шумного веселья и богатого застолья в деревнях устраивались посиделки с пряденьем и песнями. На таких «вечеринках» парни имели возможность присматриваться к девушкам. Часто, через несколько дней после праздника происходило много помолвок, когда молодые люди засылали сватов к родителям будущей невесты. Также на посиделках девушки и незамужние женщины много гадали – существует целый список специальных ритуалов, связанных с этим процессом.

    Интересный факт – в старину в этот день старались собрать всю одежду умерших от тяжелой болезни родственников и сжечь ее во дворе. Туда же отправляли и постельное белье больного человека. В древности огонь считался могучей силой, способной защитить всю семью от телесных недомоганий, злых чар и колдовства, съедающих человека изнутри. В христианство этот обычай пришел из языческих времен, как полагают историки.

    Полагалось 14 октября отправиться в лес за грибами. Нужно было принести хоть немного и засушить их. При этом качество такой добычи не имело значения – можно было нести в дом и боровики, и мухоморы. Их раскладывали потом по всем укромным местам, стараясь угодить таким образом домовому.

    По мнению хозяев дома, именно это сказочное создание отвечало за достаток, безопасность и богатство семьи. Ему же полагалась и первая порция традиционных блинов, которую раскладывали по четырем основным углам в избе, чтобы накормить существо досыта и показать ему свое уважение и любовь.

    В некоторых селах до сих пор старшая женщина в семье собирает вокруг себя всех детей, независимо от возраста и благословляет их иконой Богородицы, приговаривая при этом защитную молитву.

    Важно! Как бы современный человек ни относился к древним традициям, обрядам и ритуалам, следует в этот день сдерживать свое сквернословие. По утверждениям православных настоятелей храмов и духовников, плохое слово, произнесенное в праздник Покрова, может отвернуть от него благосклонность Девы Марии. Без такой небесной защиты человек станет более слабым, больным и бедным, удача покинет его.

    Все священнослужители призывают в этот светлый день щедро одаривать бедных, не скупиться на милостыню и хорошее настроение. Как рассказывают люди, именно на Покрова Пресвятой Богородицы чаще всего происходят чудеса исцеления, когда очень больные миряне буквально встают на ноги после искренней молитвы у священных реликвий в православных храмах и церквях.

Интересный факт: в этот день можно обращаться с молитвой к Богородице по любому поводу – считается, что все желания будут исполнены в кратчайшие сроки. Естественно, если намерения молящегося чистые и добрые.

Живой опыт Церкви, подтверждаемый примерами из жизни отдельных людей и даже целых наций, говорит о реальности той помощи, которую человек может получить от Бога через заступничество Пречистой Девы. Недаром ведь Ее уже многие столетия называют «Заступницей усердной рода христианского». Праздник Покрова всегда был свидетельством того, какое огромное место занимает вера в жизни народов исторической Руси. Для наших предков Богородица была не просто Той, Кто родила Христа. Русский человек видит в Ней еще и свою духовную Мать, которой по-настоящему дороги все радости и тревоги верующих людей. А это в свою очередь влияет на восприятие и идеи материнства, и идеи верности Родине. Как бы неожиданно это ни звучало, но возрождение общерусской культуры должно начинаться с восстановления подлинного понимания этих ценностей – материнства и любви к Родине. А это невозможно без того возвышенного почитания Божьей Матери, которое находит свое выражение в празднике Покрова.

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *