Покровитель северной ирландии

Содержание

10 малоизвестных фактов о Святом Патрике — самом почитаемом святом в Ирландии


17 марта — День святого Патрика.

17 марта — День святого Патрика — Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта — день смерти


17 марта — день вознесения на небо Святого Патрика.

Святой Патрик — святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Святой Патрик. Икона.

Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее — то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


Овцы в Ирландии популярны и сегодня.

В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник — символ Святой Троицы


Трилистник — символ Святой Троицы.

Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Святой Патрик и змеи.

Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый… Синий!


Цвет Святого Патрика — синий.

На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.
Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Первые ирландские монеты с изображением арфы.

Трилистник — популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.
Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


Празднование для Святого Патрика в Чикаго.

По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.
Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


30 марта — День святого Патрика в России.

К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий — по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


День святого Патрика — самое время отправиться в паб.

Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.
<ihttps://kulturologia.ru/blogs/editrecord/?recordid=33844#frame width=»640″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE» frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев 28 ретро фотографии столицы и крупнейшего города Ирландии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

День Святого Патрика – 17 марта

Автор коллажа Firetears

День Святого Патрика – ирландский праздник, отмечаемый 17 марта в честь покровителя Ирландии, давно перешагнул границы Изумрудного острова и празднуется во многих странах.

Веселье и радость царят всюду, где есть ирландцы, или те, кому близка культура этой страны, или просто люди, любящие выпить и повеселиться. Как гласит распространенная шутка, в этот день каждый может стать ирландцем, если только захочет.

Жизнь Св. Патрика за века обросла легендами, празднование его дня – традициями. Сейчас вряд ли найдется человек, который не знает, что означает для Ирландии 17 марта. Именно романтические легенды, создавать и пересказывать которые ирландцы большие мастера, и древние традиции, в поддержании которых ирландцы могут перещеголять даже англичан, создали Св. Патрику, а вместе с ним и Ирландии, такую популярность в мире.

Патрик принес Ирландии христианство, теперь (вместе с миллионами ирландских эмигрантов и их потомков) несет Ирландию миру. 17 марта каждый человек – или ирландец, или мечтающий им стать. Увидевших лепреконов не арестовывают и не пытаются лечить. На украшенных трилистниками и арфами автоплатформах этот праздник въехал и в наши города; вместе с праздничными шествиями тысячелетняя ирландская культура вошла в наши сердца и завоевала их навсегда…

Хотя, почему завоевала? Мы сдались ей без боя…

А пока долгожданный праздник еще впереди (даже если сегодня 18 марта, и вы читаете это, прижимая ко лбу бутылку холодного пива, любимый день – не за горами, 8736 часов — ерунда!), давайте зададимся вопросом, что мы не успеваем разглядеть в праздничной суете, что скрывается за развевающимися лентами, стройными рядами музыкантов и толстым-толстым слоем трилистников.

Святой Патрик – покровитель Ирландии

Человек, чье имя носит этот день, почитается как святой, принесший на Изумрудный остров христианскую веру. Хотя исследователи отмечают, что христианство существовало там и до Св. Патрика. Кроме того, некоторые ученые вообще предполагают, что этот персонаж – собирательный образ.

Как бы там ни было, существует официальная биография Св. Патрика. Она гласит, что в 373 году н.э. в Британии, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик, которого назвали Мэвин Суккат (Maewyn Succat, Magonus Sucatus). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви. Сам мальчик был далек от веры в истинного Бога, во всяком случае до тех пор, пока в 16-летнем возрасте его не захватили в рабство и не увезли в Ирландию. Там Мэвин попал в услужение к местному вождю и шесть лет пас домашний скот – овец и свиней.

Именно в это время Мэвин от отчаяния и обратился к религии, и Господь сжалился над ним – однажды ночью Мэвин услышал голос, указавший ему путь избавления от рабства. Преодолев множество препятствий, молодой человек возвратился в Британию, но к немалому огорчению своих близких вновь, уже по своей воле покинул отчий дом и направился в Галлию (территория современной Франции), чтобы стать служителем церкви. По прошествии нескольких лет службы его посвятили в епископский сан и нарекли Патрициусом, что означает «отец своим людям». Возможно, Патрициус – это не имя, а титул.

Примерно в 432 году по поручению Папы Целестина I Патрик вернулся в Ирландию в качестве миссионера. Особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно было принято практически бескровно. Народ вместе с правителями переходил в новую веру массовым порядком, а правители оказывали Св. Патрику всяческое содействие. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, яркостью личности самого святого, его исключительным даром убеждения. Во-вторых, (а вернее, во-первых) тем, что бескровная смена идеологии была в это время как никогда выгодна королям и военной аристократии, которые стремились выйти из-под власти древних кельтских жрецов-друидов, вовсю пользовавшихся своим правом ограничивать правителей в полномочиях.

С личностью Св. Патрика, с его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом.

Умер Св. Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви в 1054 году на западную и восточную (католическую и православную), поэтому как святой почитается в обеих.

Обычаи и традиции

Несмотря на то, что святой Патрик – герой одноименного праздника – памятен как ревнитель христианской веры, в праздновании этого Дня тесно переплелись христианские и языческие традиции. Трудно отделить одно от другого, да и не нужно, поскольку именно это хитросплетение делает праздник всенародно любимым.

К христианским традициям можно отнести ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick. Предание гласит, что именно на этой горе Св. Патрик совершил одно из своих чудес – изгнал всех змей.

Вглубь времен уходит традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест. Существует церковный гимн, повествующий о том, что Святой Патрик, воспользовавшись трилистником, прекратил совершаемый в ирландской королевской столице того времени – Таре языческий ритуал. Также с помощью трилистника Патрик растолковывал пастве смысл Святой Троицы: «подобно трем листам, растущим от единого стебля, Бог может быть един в трех лицах».

К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмочки спиртного в каком-нибудь ирландском баре. Существует так называемая «Чарка Патрика» – единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить. В народе так и говорят: «осушим трилистник». Интересно, что в самой Ирландии День Св. Патрика долгое время считался исключительно религиозным праздником, а до 70х годов 20 века ирландские законы запрещали пабам работать 17 марта!

По народной же традиции этот праздник принято встречать в зеленой одежде (зеленый – цвет весны, Ирландии и трилистника). Желательно также украсить свой костюм живой или стилизованной веточкой трилистника и ирландским флагом.

Традиционно в День Св. Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы. В нем принимают участие духовые оркестры со знаменитыми волынками. В настоящее время в фестивальных парадах в честь Дня святого Патрика участвуют миллионы людей по всему миру.

День Св. Патрика всегда выпадал на время Великого поста, когда церковь призывала к умеренности во всем. Самым подобающим шествием в этот день было шествие прихожан в церковь к мессе. Обычай зайти после праздничной службы в паб и выпить с друзьями за здоровье Св. Патрика несколько стаканчиков крепкого виски появилась гораздо позже.

Пока мужчины заботились о здоровье Св. Патрика в местном кабачке, женщины дома готовили праздничные блюда и накрывали на стол. В этот день, в отличие от прочих дней поста, ирландцы позволяли себе есть мясо, оправдывая это тем, что в этот день Патрик превращает любое мясо в рыбу. Про масло и прочие вкусности подобных легенд не было, но люди, проголодавшиеся за время поста, ели и их с не меньшим удовольствием.

После обеда семьями отправлялись в гости или принимали гостей у себя. В гостях тоже ели, пили и веселились от души, а когда сил на это уже не оставалось, наступало время старинных преданий, сказок и страшных историй со счастливым концом. Существовал обычай на дорожку выпивать последний стаканчик виски, куда клался трилистник, обычно носимый на шляпе или на лацкане камзола. Стакан опустошался, а вынутый трилистник бросался через левое плечо. Это действо называлось «утопить трилистник».

Сегодня в День Св. Патрика на главных улицах крупных ирландских городов проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители надевают рыжие парики и зеленые кепки, разрисовывают лица цветами флага Ирландии. А вечером обязательно пускают салюты, фейерверки, а также большие шары зеленого цвета, украшенные листочками клевера.

Символы праздника

Как ни странно, символом Дня Св. Патрика не считается сам святой, поскольку он – персонаж серьезный, а праздник очень веселый и жизнеутверждающий. Символами праздничного дня стали атрибуты, которые можно назвать «визитной карточкой» Ирландии. Это и трилистник, и зеленый цвет (символизирующий, в свою очередь, и саму жизнь, и победу весны над зимой, и радость, связанный одновременно и с кельтской мифологией, и с католицизмом), и мифические персонажи — лепреконы (в частности, их шляпы), арфа и шилейла, ну и, пожалуй, виски. Вернее, не столько сам напиток, сколько обычай «утопления трилистника».

Трилистник

Трилистник – символ, но не эмблема Ирландии. Его изображения нет ни на монетах, ни на банкнотах, ни на марках. Однако трилистник обозначает Ирландию на гербе Объединенного Королевства Великобритании, так же как роза обозначает Англию, чертополох – Шотландию и лук-порей – Уэльс.

Сегодня во время празднования Дня святого Патрика трилистник прикрепляют к одежде. Но так повелось далеко не сразу. До 18 века трилистник носили только крестьяне и простолюдины. С течением времени он постепенно становился символом народного ополчения и ирландских повстанцев. Затем символом мятежного духа свободолюбивых ирландцев, и, в итоге, знаком Ирландии.

Лепрекон

Лепрекон – хоть и персонаж кельтской мифологии, но символом Дня Св. Патрика стал не так давно. Компаниям, которые занимаются изготовлением открыток, плакатов и других «наглядных материалов» к празднику, нужно было выбрать забавное сказочное существо, изображение которого можно было бы везде размещать. Сам святой не подходил для такой роли, поскольку он хоть и добрый, но все же слишком серьезный персонаж.

Лепрекон – весьма известное существо в кельтской мифологии. Согласно легендам, проживает на высоких холмах Ирландии. В легендах можно встретить другое название лепрекона – башмачник.

Обычно лепреконов описывают так: это пожилой невысокий человечек (около 2 футов ростом). У него морщинистое лицо и нос ярко-красного цвета. На голове лепрекон носит треугольную шапку, а одет в кафтан и брюки яркого зеленого цвета. На ногах высокие башмаки с серебряными пряжками, которые по размеру не уступают самим башмакам. Неизменным аксессуаром лепрекона является трубка, так как эти существа питают слабость к табачным изделиям.

Основными занятиями лепрекона называют сапожничество и употребление потина (ирландского самогона), однако, говорят, чрезмерное пристрастие зеленых человечков к горячительным напиткам ничуть не влияет на их талант сапожников.

Впечатлительные кельты встречали лепреконов в винных погребах. Свободное от выпивки время лепреконы занимаются изготовлением обуви для существ-представителей кельтской мифологии.

Кроме пошива сапог, в обязанности лепреконов входит поиск и хранение древних драгоценностей. К этому занятию их вынудили викинги, которые промышляли хищением кладов. После этого лепреконы начали по ночам пробираться в дома к спящим людям и отщипывать по маленькому кусочку от каждой монеты. Каждому лепрекону принадлежит горшочек с золотыми монетами. Чтобы уберечь свои сокровища, существа остерегаются людей, поскольку считают их жадными, скупыми и глупыми.

Встретивший лепрекона человек получал счастье, удачу и несметное богатство на всю свою жизнь, однако для этого лепрекона необходимо было не только увидеть, но и поймать, и выпросить исполнение трех заветных желаний или же подарок в виде огромного богатства. Нельзя выпускать лепрекона из поля зрения, пока тот не выполнит просьбу, иначе он моментально исчезнет.

Арфа и шилейла

Поскольку символами Дня святого Патрика считается все, что у жителей других стран ассоциируется с Ирландией, то к ним относится и арфа. Изображение золотой арфы с двенадцатью струнами на синем поле красуется на гербе Ирландии.

Впервые ирландский герб в таком исполнении был зафиксирован (указан в каталоге гербов) уже в 1280 году. На гербе Великобритании золотая арфа на голубом фоне изображает Ирландию еще со времен Якова I Стюарта (с 1603 года).

Золотой цвет и изделия из золота раньше символизировали силу, могущество и власть, а по христианским верованиям – это верность, честность, мир и согласие. Голубой или лазурный цвет символизировал безукоризненность, чистоту, великодушие, честность и, конечно же, небо, которое включает в себя все эти определения. В качестве государственного символа Ирландии арфа фигурирует с тех пор, как основался Ирландский свободный штат; официально его утвердили 9 ноября 1945 года.

Слово «шилейла» для нас экзотическое. Шилейлой называется посох, сделанный из дубового дерева. Шилейла нужна была для игры в керлинг (ее использовали как клюшку), также она служила дорожным посохом и иногда оружием. Некоторые носили даже два посоха: один нужен был для нанесения ударов, а другой – для отражения. В наше время для изготовления шилейлы используют не дуб, а терн.

Праздничная кухня

Несмотря на то, что празднование Дня святого Патрика приходится на время великого поста, народ позволял себе наесться от души, в том числе и мясом. Считалось, что в этот день все мясо, опущенное в кастрюлю, святой Патрик превращает в рыбу. Традиционным блюдом считалась капуста с беконом. Позже бекон заменило соленое мясо. Солонину вместо бекона из экономии стали употреблять американцы – ирландские иммигранты.

Сегодня кухня Дня святого Патрика включает не один десяток блюд. Что характерно, практически все блюда, в том числе и сладкие (!), в своей рецептуре содержат пиво, как светлое, так и темное. Кулинарам – сюда.

Несколько забавных и поучительных фактов о Св. Патрике

Итак: покровитель Ирландии Св. Патрик – не ирландец, и не Патрик.

Когда и где родился Св. Патрик?

Мэвин Суккат был уроженцем Римской Британии, но кем он был по национальности? Вот что он сам о себе пишет в своей автобиографической «Исповеди»: «Моим отцом был Калпорний (Calpornius), дьякон, сын Потита (Potitus), священника, из деревни Bannavem Taburniae, там у него была усадьба, и там я был пленен».

Где точно находилось это место сейчас сказать сложно, считается, что это западное побережье острова Британия, может быть современный Уэльс. По другой версии это рядом с современным Килпатриком в Шотландии.

Дата рождения святого также неясна – 373, 387, или 389 год н.э.

Имя Patricius он принял вместе с саном уже в Галлии. Кстати, Св. Патрика весьма почитают на берегах Луары в районе Тура, где началось его служение. Рассказывают, что однажды он рыбачил в этих местах , и его улов был настолько велик, что ему пришлось спасаться бегством от рассерженных местных рыбаков. Он заночевал на противоположном берегу под кустом терна. А на следующее утро весь куст покрылся цветами… Не столько необычны цветы на терне, сколько время, когда они появились: это было Рождество! С тех пор чудо повторялось из года в год. Свидетелей этому феномену было множество, в том числе официальные лица, ведь куст просуществовал до Первой Мировой! А Св.Патрик кроме всего прочего стал покровителем луарских рыбаков.

Св. Патрик не был ПЕРВЫМ, кто принес христианство Ирландии, как он не был ПЕРВЫМ епскопом Ирландии.

Когда и каким образом в Ирландии появились первые христиане — не известно. Но точно известно (об этом сообщает Проспер Аквитанский, современник описываемых событий), что в 421 году Папа Целестин I отправил епископом в Ирландию Св.Палладия, задачей которого было не только обращение язычников, но и духовное руководство уже обращенными. То есть к этому моменту в Ирландии было уже столько христиан, что им требовался собственный епископ. Миссия Св. Палладия особого успеха не имела. Примерно в это же время в Галлии Св. Патрик был рукоположен в епископы, и прибыл в Ирландию на смену Св.Палладию где-то между 431 и 435 гг.

Первоначально Патрик и его спутники высадились в устье Vantry River, и были сразу встречены враждебно настроенными друидами. Такая первая встреча его не очень обескуражила, он просто решил найти более гостеприимный берег для начала своей миссии. Следующую свою остановку он сделал в устье реки Бойн. Вышедшие ему навстречу местные жители с удивлением и радостью услышали весть об Искуплении на своем родном языке.

Когда Патрик узнал что Логайре, верховный король Ирландии (Leoghaire, Ard-Righ), в Таре собирает всех королей на праздник, то решил не упускать такую возможность И он отправился на праздник Тары, чтобы выступить перед всеми правителями сразу. В тот год языческий праздник совпал с Пасхой (26 марта 433 г.н.э). Хм… по дате ближе всего – Остара. По традиции накануне праздника по всей стране гасили огни, и зажечь снова их можно было только после того, как вспыхнет главное пламя во дворце короля. Патрик поднялся на холм как раз напротив Тары и зажег свой Пасхальный огонь. Увидев огонь на вершине холма, друиды обратились к верховному королю со словами: «Этот огонь, зажженный в нарушение королевского указа, не погаснет на нашей земле никогда, если его не погасить прямо сейчас!» Но чудесный огонь погасить не удалось, и Патрик, защищенный Проведением, избежал расправы, а на следующий день — на Пасху — он сам явился в Тару в полном епископском облачении во главе процессии, поющей праздничные гимны, и сразился с друидами, противопоставив их чарам свои молитвы. Этот день начал новую эпоху в истории Ирландии. Время язычества и друидов закончилось.

И хоть Патрик не был ни первым христианином, ни первым епископом, его называют Апостолом Ирландии, ведь именно он стал первым настоящим организатором Ирландской Церкви. Он нес благую весть, обращал рабов и королей, устраивал новые епархии, строил церкви и монастыри, которые становились центрами образования, обучал и рукополагал священников из местного населения. Вот тут ему и пригодились знание языка и знакомство с обычаями. Годы, проведенные в рабстве, прошли не даром. А кроме того, свою роль сыграло и его красноречие, мастерство оратора, умение просто и доходчиво объяснять невежественным язычникам сложнейшие церковные догматы: например, сущность Святой Троицы раскрыть с помощью листика клевера, сорванного тут же (три листочка — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а черенок — единый Бог, ипостасями которого они являются). Но…

Св. Патрик не был ПЕРВЫМ, кто избрал трилистник символом триединства.

В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число 3 считается самым магическим и священным во многих культурах, в том числе и в кельтской. Тройка в кельтской традиции символизировала полноту, завершенность, совершенство; прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир… Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять — знак высшего достоинства.

Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индоевропейских мифологических системах. Особенно много триад встречается в кельтской мифологии.

Так, в ирландской традиции Бриг (Бригита) из Племен богини Дану, дочь Дагды, имела три ипостаси: 1)покровительница поэтов и ученых, дарящая вдохновение, 2) целительница, травница; 3)покровительница кузнецов и ювелиров.

Сами Племена часто называли «людьми трех богов», имея в виду еще одну триаду — трех богов ремесла.

Известно три богини-эпонима Ирландии: Банба, Фотла и Эриу.

Морриган (Mo’r Ri’gan, Mo’rri’gan, Великая Королева) — другое ирландское тройственное божество, богиня войны и разрушения, объединявшая в себе Ниман, Маху и Бадб. Ее супругом был великан с легко запоминающимся именем Трефуйлнгид Треохайр (Trefuilngid Tre-eochair), «тройственный носитель тройного ключа». И самое главное: символом Морриган и ее супруга был ТРИЛИСТНИК.

При той смысловой мистической нагрузке, которую несло число три, друиды просто не могли не использовать трилистник в своих ритуалах. Можно сказать, он был ниспослан им свыше, и так и просился стать символом троичности окружающего мира. Кроме того, что он использовался друидами как зримый образ божественных триад, трилистник стал синонимом изобилия, жизненных сил природы, способности к возрождению: его пепел рассеивали над полями на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил.

Так что Св. Патрик, который провел в Ирландии шесть лет, не мог не знать о символизме трилистника. Фактически он побил друидов их же оружием…

С другой стороны нет никаких исторических или документально обоснованных свидетельств того, что Св.Патрик когда-либо использовал трилистник в своих проповедях. (В своей «Исповеди» он тоже об этом не упоминает). Впервые эта история была зафиксирована в книге о дикорастущих цветах Ирландии, написанной в 1726 году англичанином (протестантским священником!) Калебом Трелкелдом (dr.Caleb Threlkeld) и гласила следующее: «Это растение (белый клевер) люди носят на своих шляпах каждый год в 17 день марта (который называется днем Св. Патрика). Широко распространено предание, что с помощью этой травинки с тремя листиками он образно объяснил им таинство Святой Троицы.»

Легенда об объяснении сущности Троицы с помощью трилистника — наиболее известная из историй о Св. Патрике.

Легенда же, прочно удерживающая второе место по популярности гласит:

Св. Патрик изгнал из Ирландии всех змей.

В качестве доказательства приводят тот факт, что змей на острове и по сей день не существует (за исключением цирков, зоопарков и частных коллекций). Скорее всего, змей и других рептилий с амфибиями не существовало изначально по причинам геологического характера: Ирландия была соединена с материком в ледниковый период. По мере потепления климата и таяния льдов, уровень воды в морях и океанах повышался, и к тому моменту, когда погодные условия в Ирландии уже позволяли холоднокровным тварям чувствовать себя вольготно, эти самые твари пробраться на остров просто не могли. И, следовательно, Св. Патрику изгонять было некого. Но как бы там ни было, а легенда существует, и гласит она следующее:

Силой, данной ему свыше, Св. Патрик приказал всем змеям собраться со всей Ирландии на горе, которая теперь носит имя Croagh Patrick, а затем мановением своего посоха низверг их в море. Не явился только один самый старый и хитрый змей. К нему пришлось применять хитрость. Св. Патрик предложил змею забраться в ящик, который был для него (змея) якобы слишком мал, и разозленный гад для доказательства своей правоты залез в этот ящик. Ящик пришелся впору, крышка захлопнулась, и последний змей отправился в море вслед за своими товарищами.

Другая история рассказывает, что древний змей, обитающий в водах озера Дилвин (Dilveen), доставил Патрику столько хлопот, что утомленный святой пообещал ему «вернуться в понедельник». Но за другими заботами обещание забылось, Патрик так и не вернулся, а змей до сих пор каждый понедельник всплывает на поверхность, разочарованно оглядывает окрестности и на своем змеином языке говорит что-то вроде: «Понедельник-то затянулс-с-с-ся, Патрик…»

Всю эту историю со змеями можно воспринимать не буквально, а как иносказательное, и образное повествование о победе христианства над язычеством: в этом случае змеи символизируют друидов, изгнанных из Ирландии навсегда.

Менее известна легенда о том, как святой провел в молитвах за Ирландию и за ее народ 40 дней Великого Поста 441 г.н.э., все на той же горе Croagh Patrick. Демоны искушали его и нападали, приняв образ огромных черных хищных птиц, но Патрик не позволил страху и отчаянию овладеть его сердцем, а продолжал с еще большим воодушевлением молиться и звонить в колокол, отгоняя демонов. И явился к нему Ангел, и пообещал ему в качестве награды за проявленную твердость в вере, что и обращенный им ирландский народ сохранит такую же стойкость и твердость в вере до самого Судного дня. А еще было обещано, что саксы, завоевав Британию, не завоюют Ирландию, что за семь лет до Конца света Ирландия уйдет на дно океана и избежит ужасов Последнего дня, и что именно Св. Патрик будет судить ирландцев в день Страшного Суда.

А теперь воспользуемся возможностью стать в этот день немножко ирландцами – наденем что-нибудь зеленое, утопим трилистник в стаканчике виски (или что там у кого есть), и скажем:

Святые Британии и Ирландии

(7 голосов: 5.0 из 5)

Cм. также Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин

Преподобный Коламба

Святой чудотворец и миссионер Коламба, известный также под именем Колум Килле («Голубь Церкви»), по рождению принадлежал королевской семье Уи Нейлов в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и около 551 года стал священником.
Коламба считается одним из величайших святых древней Ирландской Церкви. Его житие — пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Еще при жизни лицо святого сияло небесным светом — биограф даже пишет, что «он имел лицо ангела». Это фаворское сияние, исходившее от Коламбы, не раз отмечается в его житии, и роднит его образ с образом нашего русского святого — Серафима Саровского.
Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских Островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.

Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик Албаний.
Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.
Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников. С 1928 года в Англии действует Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Цель Содружества — сближение Англиканской Церкви с Православием. На съездах Содружества выступали такие известные богословы и историки, как епископ Кассиан Безобразов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Василий Зеньковский, А. В. Карташев, Н. А. Бердяев. Духовным руководителем Содружества святых Албания и Сергия в свое время был митрополит Антоний Сурожский.

Преподобная Меланжелла

В Уэльсе, в королевстве Повис подвизалась одна затворница с именем Меланжелла. Она была дочерью ирландокого короля, но оставила своего отца и королевство и переплыла ирландское море, чтобы уйти в дебри центрального Уэльса и поселиться там в маленькой келье.
Однажды король этих мест Брочфел Исгифрог во время заячьей охоты увидел молодую девушку, которая стояла на коленях и молилась, а на складках ее платья стоял испуганный заяц. Охотничьи собаки замерли на месте — какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брочфел в гневе заорал на собак, но они с визгом убежали. Удивленный таким странным поведением псов, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: «Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека».
Когда король Брочфел увидел красоту Меланжеллы, он стал просить девушку стать его женой и королевой Повиса, но девушка кротко и уверенно отклонила предложение Брочфела. Пораженный ее христианской жизнью, Брочфел тут же даровал Меланжелле весь лес и окружающие его земли и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Меланжеллы.
На дарованных территориях святая Меланжелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей смерти в 590 году. Еще во время своей жизни Меланжелла прославилась множеством чудес, а в Уэльсе ее до сих пор называют покровительницей диких зайцев, которых местные жители называют «ягнята Меланжеллы».

Преподобная Бригитта

Святая Бригитта, игуменья Килдарская, родилась в 451 году и была, как и многие святые Ирландии, королевского происхождения. Когда Бригитта подросла, учитывая ее происхождение и красоту, сразу встал вопрос о замужестве. Но она отвергла все предложения и, приняв монашеский постриг, удалилась в пустынное место на восток Ирландии, где в лесу, под огромным дубом построила себе келью. Так было положено начало первому в Ирландии женскому монастырю, который получил название Килдар (Cill – Dara) или «Церковь под дубом». Впоследствии в честь этого монастыря было названо и все графство Килдар.
Умерла святая Бригитта в основанной ею обители, но похоронена была в городе Даунпатрик — рядом со святым Патриком, вместе с которым она считается покровительницей Ирландии. Это первая женщина, прославленная в лике святых Ирландской Церкви, а ее житие, написанное иноком Когитосом, стало хронологически первым текстом ирландской агиографии.

Преподобный Кевин
Почти у каждого британского или ирландского города есть свой небесный покровитель. Если у Лондона это апостол Павел, то у древнего Дублина небесным покровителем является преподобный Кевин Глендалокский (498—618). Это один из самых «популярных» святых Ирландии, именем которого ирландцы называют своих детей не реже, чем именем Патрик.
Святой Кевин принадлежал к королевскому роду правителей Лейнстера (восточное побережье Ирландии). С ранней юности он воспитывается при монастыре своего дяди-игумена, где изучает Писание, скромно исполняет различные послушания и готовится прожить всю жизнь, посвятив себя Христу. Но вскоре из-за настойчивых преследований одной девушки, внимание которой привлекла красота молодого монаха (даже само имя «Кевин» с ирландского переводится как «рожденный прекрасным), он вынужден тайно покинуть монастырь и удалиться в пустынное место. Беглец живет в дупле дерева, питаясь только травой и плодами, но убежище святого все равно становится известным, и ему приходится вернуться домой. И когда, согласно житию, Кевин возвращается в монастырь, даже деревья в одном труднопроходимом лесу наклоняются к его ногам, облегчая тем самым путь. Святой благословляет этот лес, который впоследствии получает название Голливуд (Hollywood) или «Святой лес» (знаменитый город Голливуд в американском штате Флорида получил свое имя от ирландских эмигрантов, которые даже в изгнании свято чтили память святого Кевина).
Вскоре Кевина рукополагают в священный сан и благословляют основать собственный монастырь. Молодой священник сразу же возвращается в место своего былого уединения, а рядом с ним поселяется многочисленная братия. Так и образовывается монастырь Глендалок, который становится одной из главных обителей Ирландии со своей знаменитой монашеской школой, а позже разрастается до таких размеров, что становится самостоятельной епархией?

Огненный апостол,
или Три заблуждения о святом Патрике

Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь.
В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок. На дворе — 17 марта, и миллионы людей во всем мире празднуют день памяти равноапостольного Патрикия, просветителя Ирландии, или в просторечии — день святого Патрика.
Что же это за святой и почему праздник в честь него так любим людьми во многих странах мира — вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами?

В день святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.
С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

Патрик не был пивоваром

Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди (paddy – так стали называть ирландцев в Америке, а потом и по всему миру. Слово произошло от выражения «Patrick’s Day», т.е. падди – это тот, кто отмечает День святого Патрика), как правило, не ставится. Естественно, пиво!..
Как видите, первые ассоциации, связанные с днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в компетентных рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.
Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Соnfessio — лат.), написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полутора-тысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.
В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Богу в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых – патрикианцев (т.е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Винчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его «деревенской латыни».
Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все. До нас дошло еще одно произведение Патрика — его гневное «Письмо к Коротику» — бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи. Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время.
Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.
Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.
Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях — Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми. Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в день святого Патрика — это символ Святой Троицы, а не зеленого змия. Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.
Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.
Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.
Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя. Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов. Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о опасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».
Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо. Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом. Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну. «Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости — без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.
Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена. Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Раtricius — «знатный человек, патриций».
В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.
Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.
Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «огненным апостолом Христа».

Патрик не был ирландцем

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.
Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в Христианство.
Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.
Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре. Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается. В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых». А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.
Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке — церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации. Но в ХХ веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан – Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Зарубежной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Мы не должны думать: «Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?» Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу». Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.
Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Из «Письма к Коротику» (Sancti Patricii ad Coroticum Epistola)

«Письмо св. Патрика к Коротику» (или иначе «к воинам Коротика») – по сути, хронологически первое дошедшее до нас произведение ирландской литературы. Как и в более поздней «Исповеди», написанной святителем перед смертью, язык послания — латинский. Примечательно, таким образом, что у истоков богатейшей средневековой двуязычной письменности Ирландии стоят тексты именно латинские. В этом письме святой Патрик властно и с яростной ревностью о своей пастве обращается к Коротику — бриттскому вождю, чьи воины-христиане во время набега пленили для продажи в рабство множество новокрещеных ирандцев — «подопечных» св. Патрика. Сам факт жестоких убийств и пленения христианами христиан предельно возмущает святого, и он угрожает Коротику и его воинам отлучением. «Ревность Божия» понуждает его, заявляя о своем даре, настаивая на своем призвании и правах, снова и снова взывать освободить пленников.
Я, Патрик, грешник, невежда, живущий в Ирландии, свидетельствую о епископстве своем. Более же всего верую, что все, что есть у меня, получил я от Бога. И вот, я живу среди варваров, странник и изгнанник ради любви Божией… Если я достоин, живу для Бога моего, чтобы учить язычников, даже если иные и презирают меня…
…Разве в Ирландию попал я не Божиим велением, а чрез зов плоти? Кто принудил меня? Посему я связан духом не видеть никогда никого из родни своей. Разве мое это — что я имею святое сострадание к людям, которые некогда пленили меня и увезли с челядью и прислугой из отцовского дома?.. Вот, я слуга во Христе чужому народу ради неизреченной славы жизни вечной, которая есть во Христе Иисусе Господе нашем… Не моя это благодать, но Бога, Который дал мне это попечение в сердце, быть одним из Его охотников или рыбаков, о которых Бог некогда предсказывал, что они придут в последние дни…

Из «Исповеди» (Confessio)

В «Исповеди» — очевидно, написанной в конце жизни святителя Патрика («это слова исповедания моего, прежде чем умру»), хоть и составленной как автобиография, нет почти никаких данных для выяснения обстоятельств жизни святого. Хоть сколько-нибудь внятно он говорит о своем детстве, пленении пиратами, годах плена и обстоятельствах побега. С момента же обращения к Богу в плену новая жизнь во Христе захватывает Патрика настолько, что в ее сиянии «стираются» все детали жизни земной. «Исповедь» — это искренний и вдохновенный гимн благодарности Богу за избрание на высокое служение, апология своей деятельности перед лицом противников, пламенное отвержение обвинений… Но самым потрясающим в этом небольшом тексте с не очень грамотным латинским языком, с не очень внятным богословским содержанием остается сама личность святого, его несокрушимая вера в свою избранность Богом на свидетельство об Истине «до самых краев земли». Засвидетельствовать право нести свое служение до самой смерти, с желанием никогда не оставлять возлюбленных «сыновей и дочерей Ирландии» — в этом главный нерв «Исповеди». И не случайно в житии святого говорится о том, что среди иных Божиих даров, испрошенных им, есть и право судить ирландцев в день Страшного суда: согласимся, именно этого и заслуживает та пламенная любовь к Богу и к своим пасомым, которой полон святой Патрик…

…Исповедуюсь Господу моему и не стыжусь пред лицом Его, ибо не лгу: о тех пор как я познал Его в юности моей, возрастала его мне любовь к Богу и страх Его, и доныне, с Божией помощью я сохранил веру.
Итак, неутомимую благодарность возношу Богу моему, сохранившему меня верным в день искушения моего, так что теперь смело совершаю Ему служение и живую жертву — душу мою — приношу Христу Господу моему, сохранившему меня в дни утеснений моих. И говорю: «Кто я, Господи, и что молитва моя, что Ты дал мне бремя этого божественного дара?» И ныне я неизменно возвышаю голос среди язычников и прославляю имя Твое, где бы я ни был, не только в счастье, но и в несчастье; и, что бы ни случилось со мной, хорошее или дурное, все должен принимать я одинаково и всегда благодарить Бога, даровавшего несомненную и безграничную веру в Него… В те дни я и не знал, что приступаю к столь благочестивому и удивительному делу и подражаю тем, кого Господь некогда назвал возвестителями Своего Евангелия «во свидетельство всем народам», до конца мира. И вот, видим, что так и исполнилось. Се, мы свидетели, что Евангелие проповедано до пределов обитаемой земли.
Вот, снова и снова кратко повторяю слова исповедания моего. Свидетельствую в истине и в радости сердца перед Богом и святыми ангелами Его, что не имел никакой другой причины, кроме Евангелия и обетований Его, чтобы вернуться к народу тому от которого перед этим едва спасся…
Вручаю душу свою Богу надежнейшей опоре моей, ради Которого я, в ничтожестве своем, стал посланником… Ибо Он не посмотрел на мое ничтожество и избрал меня… чтобы я стал одним из самых малых служителей Его… Все, что у меня есть, я получил от Него. Но Он испытует сердца и внутренности и знает, как я хочу… пить чашу Его, которой Он удостоил других, любящих Его. Пусть так будет мне от Бога моего, что никогда не придется мне покинуть свой народ, который я обрел на краю земли.

Журнал «Фома»

Что символизирует клевер?

Клевер – это еще один общеизвестный символ Ирландии (наряду с арфой). Он даже зарегистрирован в качестве такового Всемирной организацией интеллектуальной собственности, а Ирландское правительство в 1985 году судилось с немецкой фирмой за право использование клевера как товарного знака — успешно 🙂

Фото автора.

История

Традиционно считается, что трилистник был использован Святым Патриком для иллюстрации христианского учения о Святой Троице при христианизации Ирландии в V веке. По другой трактовке, три лепестка символизируют три христианских добродетели – веру, надежду и любовь. В дохристианской Ирландии тройка считалась магическим числом, и у ирландцев было немало тройственных божеств (например, 3 богини – персонификации Ирландии Эриу, Банба и Фодла, 3 богини войны Морриган, Немайн и Бадб). Это облегчало Святому Патрику его проповедь. Первое доказательство связи между Святым Патриком и трилистником зафиксировано на «медяках Святого Патрика» (монетах конца XVII века), где изображена фигура Патрика, проповедующего толпе, держа трилистник.

«Медяк Святого Патрика».

В настоящее время лист клевера можно увидеть практически на каждом участнике ежегодного празднования Дня Святого Патрика (17 марта). С этим праздником связан любопытный обычай «топить трилистник». После мессы в День Святого Патрика ирландцы обычно направлялись в ближайшую таверну, чтобы отметить это событие. В конце дня трилистник, который был прикреплен к пальто или шляпе, снимался и опускался в последний стакан грога или пунша. Когда стакан выпивался с соответствующим тостом, нужно было забрать клевер со дна стакана и бросить через левое плечо – на удачу.

Поскольку Святой Патрик считается покровителем Ирландии, трилистник начал с XVIII века использоваться как официальный символ Ирландии (подобно тому, как роза считается символом Англии, чертополох – Шотландии, а нарцисс – Уэльса). Однако в конце XVIII века, после очередного бунта против англичан, ношение трилистника было запрещено – это связано с тем, что его начали использовать националистические группировки. За нарушение запрета даже могли повесить.

А после образования Соединенного королевства Великобритании и Ирландии (1800 год) трилистник был включен в королевский герб Соединенного Королевства. Его изображали растущим из одного стебля рядом с розой Англии и чертополохом Шотландии, чтобы символизировать единство трех королевств. С тех пор трилистник регулярно появлялся рядом с розой и чертополохом на британских монетах и марках, а также на различных зданиях.

Фрагмент лепнины на Букингемском дворце с «цветочными» символами Англии, Шотландии и Ирландии.

Символизм трилистника

По старинным поверьям трехлистный клевер обладает способностью отпугивать зло, помогает при укусах змей (связано с преданием об изгнании Святым Патриком змей из Ирландии), предупреждает о надвигающемся шторме. Во множестве растущий на полях Ирландии клевер был пищей для домашнего скота, а скот для ирландцев с древних времен служил источником благосостояния. Поэтому клевер связывался с изобилием, ростом, финансовой выгодой, успехом, хорошим здоровьем и достижениями. Его вкладывали невесты в свой букет. Его носили на шляпах, а позднее и на одежде, не только ирландцы, но и те, кто хотел выказать им свое уважение.

Четырехлистный клевер часто путают с трилистником по придаваемому им символизму. Четырехлистный клевер является символом удачи, в то время как трехлистный клевер является символом Ирландии и ирландцев вообще. О приметах, связанных с четырехлистным клевером, можно прочитать .

Клевер в современной символике

Трилистник используется в символике многих государственных и частных организаций по всему миру: североирландской полицией, авиакомпанией Aer Lingus, футбольным клубом «Шемрок Роверс», канадским городом Монреаль, американской баскетбольной командой «Бостон Селтикс» и т.д.

Галерея современной символики с использованием клевера. Галерея современной символики с использованием клевера. Галерея современной символики с использованием клевера. Галерея современной символики с использованием клевера. Галерея современной символики с использованием клевера. Если понравилось, ставим «палец вверх» 👍 и подписываемся — это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове 🙂

17 марта – это праздник в честь любимого святого ирландского народа – праздник святого Патрика. Этот праздник – настоящее переплетение христианских и языческих традиций. В Ирландии, и по всему миру в этот радостный день проводятся карнавалы, играют во всю волынки и все присутствующие, распивают на улице и по пабам пиво. Участники карнавала одеваются в яркие экстравагантные костюмы всех оттенков зеленого, на голову надевают медно-рыжие парики, а в петлицу вставляют листочек клевера.

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика — главного покровителя всех ирландцев. Такой экстравагантный праздник давно уже перешел за границы Изумрудного острова, и каждый год все люди на планете имеют возможность превратиться в немножко ирландцев.

Ни один национальный праздник не добился настолько широкого признания за пределами своей страны, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов – рыжеволосых и веселых. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил вместе с собой и самый дорогой, самый «ирландский» и важный сердцу праздник. Но не смотря на это, теперь этот День святого Патрика неофициально празднуют в разных странах, да еще и с немалым размахом.

Святой Патрик ирландская легенда

С этим великим праздником связано сразу несколько интересных легенд.

Одна из самых известных говорит, что именно Святого Патрика стоит благодарить за обращение Ирландии в христианство. Причем, в отличии, от многих стран по всему миру, произошло это невероятно быстро и без кровопролитий, так как харизме и ораторскому искусству Патрика может позавидовать самый дерзкий и выдающийся политик.

Согласно второй – Святой Патрик сумел изгнать всех змей с острова. Согласно преданию он повелел гадам ползучим ирландским собраться на высокой горе (сейчас это место паломничества), а когда все послушно сползлись, приказал им убираться вон из страны. Одна большая змея отказалась покидать родину, тогда Патрик хитростью заманил ее в большой ящик и сбросил в море со скалы. И в легенду можно не верить, но в Ирландии днем с огнем не сыщешь.

Еще одна легенда гласит, что на этой горе святой Патрик держал пост 40 дней. Господь испугался, что Патрик может помереть, не выполнив своего жизненного предназначения. Всевышний обратился к Патрику с просьбой прекратить свой пост, но тот ответил, что согласится на это только при трех условиях:

  • ирландцы должны обрести свободу,
  • Ирландия уйдет под воду за семь лет перед концом света, чтобы избежать бедствий и разрушений,
  • чтобы сам Патрик мог судить людей в час Великого Суда.

В этот день во многих странах Мира проходят карнавалы, звучат волынки и пьется пиво. Участники карнавала одеваются в экстравагантные зеленые костюмы, на голову надевают рыжие парики, а в петлицу вставляют листок клевера.

Святой Патрик покровитель

Настоящее имя ирландского героя совсем не Патрик. Родители дали ему имя Мэйвин Суккат. Во всяком случае, так принято считать. Он был римлянином, родился в конце 4-го века в римской Британии. Мэйвину было 16 лет, когда его похитили ирландские разбойники и продали в рабство. Он был приставлен пасти овец, бежал обратно в Британию и смог укрыться в монастыре. Годы спустя служителем церкви Суккат уже сам едет в Ирландию, где стал миссионером. Имя Патрик (Патриций), означающее примерно “отец своим людям”, он принял вместе с саном.

Святой Патрик – покровитель Ирландии. Считается, что именно он будет вершить справедливость над ирландцами в день Страшного Суда. Ведь так он договорился с Госполом.

Лепрекон, герой ирландского народного фольклора, рыжий человечек в зеленом одеянии, он стал одним из символов Дня святого Патрика относительно недавно. По преданию, этот небольшой коренастый человечек в зеленой шляпе и костюмчике хранит горшочки с золотом, зарытые на конце радуги. В каждом горшочке – 1000 монет, всего около 30 килограммов золота.

Святой Патрик праздник

17 марта считается днем кончины святого Патрика. Касаемо самого места и даты его смерти данные источников расходятся. Неизвестно и место могилы святого. По легенде, в повозку с телом святого специально запрягли двух неукрощённых быков, и хоронить его нужно было там, где они прекратят идти.

День святого Патрика – национальный ирландский праздник. Но такую колоссальную популярность он получил не на родине, а благодаря ирландцам, которые поехали искать лучшей жизни в США. Именно их община в память о родине, по которой тосковали, решили отмечать день смерти любимого святого с небывалым размахом и масштабом. Именно в Америке 17 марта 1762 года прошел и первый парад на День святого Патрика. А первый парад в Ирландии, в Дублине состоялся лишь в 1931 году.

На сегодняшний день число в США проживает около 33,3 млн (10,5% населения страны) американцев с ирландскими корнями. Тогда как население самой Ирландии – всего около 4,2 млн. Ирландцы особенно массово уезжали с Изумрудного острова во времена Картофельного голода на острове в 40-х годах 19-го века.

Есть традиция, что нужно выпить, как минимум, одну рюмочку спиртного в каком-нибудь классическом ирландском баре. Существует так называемая «Чарка Патрика» — единица измерения выпиваемого виски. По традиции, нужно положить в бокал лист клевера перед тем, как выпить бокал виски. В народе так и говорят — «осушим трилистник».

В День святого Патрика все ирландцы и все те, кто этот праздник чтят, распивают пиво. Во всем мире выпивается около 13 миллионов пинт Гиннеса.

Из Ирландии пришла традиция прикреплять к наряду трилистник, символизирующий крест, символ католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». В честь Патрика сложен даже церковный гимн, в котором поется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии того времени.

Уже традиционно в День святого Патрика устраиваются просто грандиозные парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы в зеленых тонах и ярких париках рыжего цвета, надевают шляпы. Подготовка всегда серьезная, и, непременно, со всеми необходимыми атрибутами. Повсеместно гремят духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Люди веселятся, много танцуют и радуются, слегка опьянев от традиционного пива и духа «изумрудного острова», немного сказочного и волшебного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *