Поленов Василий картины

10 картин Василия Поленова

В. Д. Поленов.
Портрет работы И. Репина (1877)

Василий Дмитриевич Поленов — художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

С детства будущему художнику прививали глубокую любовь к природе. И впечатления от жизни на даче в Царском Селе, в родительской усадьбе в Олонецком крае, среди первозданной северной природы, в бабушкином имении в Тамбовской губернии, воспоминания о местных жителях и красоте этих мест позже нашли отражение в его творчестве.

В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился и будущий художник. Рисовать Василий Поленов начал с ранних лет. В 1860-е годы Поленов учился одновременно в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, и в Академии художеств, которую называл впоследствии своей «духовной родиной».

В 1872 году Поленова отправили на шесть лет за границу в качестве пенсионера Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже, написал там картину «Арест графини д’Этремон», за которую в 1876 году получил звание академика.

Важным событием в жизни художника стало знакомство с Саввой Ивановичем Мамонтовым.

Летом 1874 Илья Репин, с которым Поленов был дружен, приглашает художника в Нормандию. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи и создает картины «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

В 1876 году Василий Поленов отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

В 1878 году на VI Передвижной выставке Поленов показывает картину «Московский дворик», которая принесла ему оглушительный успех и стала впоследствии его визитной карточкой.

В 1881—1882 годах Василий Дмитриевич отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. Отсюда он привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», которое он задумал еще в 1868 году, и на работу над которым у Поленова ушло около 20 лет.

В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и его учениками были будущие выдающиеся художники И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Я. Головин и другие.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Василий Поленов, будучи городским жителем, всегда мечтал жить на природе. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. На деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов построил здесь дом по собственному проекту, и при доме художественные мастерские, где Поленов много работал, а также проводил занятия для сельских детей. Также по просьбе крестьян Поленов построил здесь церковь. В настоящее время в этой усадьбе (переименованной в Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для серии картин на евангельскую тему «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Работу над этим циклом Поленов считал главным делом своей жизни. В 1914 в Москве устраивалась выставка картин этого цикла для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1918—1919 художник живёт в своей усадьбе и пишет картину «Разлив на Оке».

В 1924 прошла первая персональная выставка, посвящённая 80-летию художника, в Государственной Третьяковской галерее.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище.

Василий Поленов. Река Клязьма. Жуковка. 1886

Василий Поленов. Баржа на реке Оке. 1897

Василий Поленов. За кого меня почитают люди. 1900

Василий Поленов. Букет цветов. 1880

Василий Поленов. Возвестила радость плачущим. 1890

Василий Поленов. Пруд в парке. Ольшанка. 1877

Василий Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876

style=»text-align: center;»>Василий Поленов. На лодке. Абрамцево. 1880

style=»text-align: center;»>Василий Поленов. Московский дворик. 1878

Василий Поленов. Старая мельница. 1880

  • Больше всего в клетке содержится: а) белков. б)жиров. в) воды. г)нуклеиновых кислот
  • Представьте,что вы собираетесь встретится с принцем Уильямом,внуком королевы Елизаветы. Подготовьте 3 вопроса,которые вы бы хотели ему задать.Помоги мне пожалуйста)
  • Чи доводилося вам виявляти милосердя? Напишіть невеличке міркування «Чи здатне милосердя зробити світ кращим»
  • Помогите пожалуйста! Национальный состав Южной Европы, Западной Евроопы, Восточной Европы. Религиозный состав Западной, Восточной Европы. Демографическая политика Южной, Восточной Европы. Тип правления Южной, Западной, Восточной Еврпы. Религиозный состав Западной, Восточной Европы! заранее огромное спасибо.
  • найдите площадь прямоугольника, если его периметр равен 12,2 дм , а одна сторона 3,4 дм.
  • на кожну тарілку мама поклала 5 вареників з картоплею і 3 вареники з м’ясом. Скільки всього вареників вона поклала на 4 тарілки?
  • Удельная теплоёмкость алюминия равна 920 Дж/кг*С. Что это значит? * это точка!)
  • СРОЧНО!!!!!!!проследи по карте путь энциклопедий В поляков С дежнёва и Е Хабарова напиши через какие моря и океаны прошли земледопроходцы.СРОЧНО!!!!
  • Силикаты — это соли кремниевых кислот. Кроме …. , ….. , …. , (нужно привести три формулы и три названия) все силикаты в воде нерастворимы. Синоним растворимых силикатов — …… (два слова. В первом слове 11 букв, во втором 6) срочно нужно. Помогите
  • Чем отличается литературный текст о весне(Есенин «весений вечер»)от научного Календарная весна продолжается три месяца: март, апрель, май. В действительности в России ранней весной (в марте) еще холодно, лежит снег и средняя температура днем поднимается не выше +3 °С — +5 °С, а ночью держится мороз. Определения весны ранняя и поздняя имеют и другое значение. Ранней называют такую весну, когда уже в марте снег сошел и стало довольно тепло; поздней — такую, когда в апреле еще лежит снег и температура воздуха, как в марте. В средней полосе России пробуждение природы обычно начинается в середине апреля.

Василий Поленов. Многогранность таланта, новаторство и стремление делиться прекрасным

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело.

В.Д. Поленов

Каждый знает со школьной скамьи светлые и такие родные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Художник и военный, композитор и путешественник, педагог и писатель, архитектор и общественный деятель – вот таким многогранным был Василий Дмитриевич Поленов.

«Портрет В.Д. Поленова», 1877 г. Холст, масло. И.Е. Репин

Мы не предлагаем подробную биографию живописца, всё можно прочитать при желании в интернете. Однако самые яркие факты усилят ваш интерес и углубят знания в преддверии выставки в Третьяковской галерее, которая пройдет с 17 октября 2019 года по 16 февраля 2020 года. В состав экспозиции включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний: пейзажи, портреты, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московская публика сможет увидеть монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем.

Картина «Бабушкин сад», 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Стать художником Василию Поленову было предначертано судьбой, ведь он рос в творческой среде. Его дед – известный архитектор Николай Львов, бабушка была воспитанницей великого Г.Р. Державина, мама обучалась живописи у самого Карла Брюллова. Пятеро детей в этой семье с раннего возраста посещали художественные галереи и приобщались к искусству. Умение гармонично сочетать цвета у юного Васи увидел его первый учитель рисования Павел Чистяков, воспитавший целую плеяду великих художников. Позже, когда пейзажи Поленова, отличающиеся особым колоритом теплого света, спокойствия и уюта, стали известны широкой публике, в московских художественных магазинах нередко просили краски, «как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».

Однако не будем забегать вперед. После окончания гимназии В. Поленов поступает на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Странный выбор, не правда ли? При этом посещает Императорскую Академию Художеств, занимается не только живописью и рисунком, но и слушает лекции по анатомии, архитектуре, истории изящных искусств. Одновременно Василий посещает оперные театры, увлекается музыкой В.Р. Вагнера, поет в студенческом хоре, играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку. Временно он прекращает обучение в университете, оканчивает курс в Академии художеств и вновь возвращается в университет, но уже на другой факультет.

И.Е. Репин писал: «…Кроме того, он был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений».

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И.Е. Репиным, М.М. Зеленским, Е.К. Макаровым, Е.Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» – большую золотую медаль.

Картина «Воскрешение дочери Иаира», 1871 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Далее следует череда поездок в Европу в качестве пенсионера Академии художеств: Париж, Нормандия, Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Неаполь. В Риме художник в возрасте 28 лет в гостях у Саввы Мамонтова встречает свою первую любовь – Марусю Оболенскую. Ей было 18 лет, и она обучалась оперному пению, однако Василий Поленов так и не решился признаться ей в своих чувствах. История любви трагична: Маруся заразилась корью и умерла из-за врачебной ошибки. Портрет девушки, написанный для её матери по воспоминаниям, был утерян, но осталась картина «Больная», в которой воплотились образы умирающей возлюбленной и родной сестры Поленова Веры.

Картина «Больная», 1886 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

В 1876 году художник возвращается в Россию и отправляется на сербско-черногоро-турецкую войну, участвует в боевых сражениях и награждён сербской серебряной медалью «За храбрость», сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости». Параллельно Поленов сотрудничает с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылает зарисовки и этюды.

Василий Поленов проявил свой талант и в области театрально-декоративного искусства, и в области образования. В 1882-1885 гг. он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников – И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Современники нередко упрекали Поленова в чрезмерной европеизированной светскости, однако сердце художника всегда принадлежало России. В 1877 году он поселился в Москве, а спустя год показал на VI Передвижной выставке картину «Московский дворик», ставшую впоследствии символом уходящей старой столицы и самой известной работой художника. С появлением этого полотна Поленов становится родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа».

Картина «Московский дворик» , 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…».

В 1881-1882 гг. деятельный и неутомимый Василий Поленов отправляется с экспедицией на Ближний восток по библейским местам и привозит оттуда эскизы и наброски к монументальной картине «Христос и грешница».

Картина «Христос и грешница», 1887 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

После трагичной смерти сестры Веры художник находит отдохновение в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцево, там же он обретает и самую главную любовь своей жизни – Наталью Якунчикову. Она уже несколько лет искренне любила Василия, но он не испытывал к ней того всепоглощающего чувства, как было с Марусей, а впоследствии с Марией Климентовой, но ему было хорошо и уютно с этой талантливой милой девушкой. Наталья стала преданной подругой и замечательной матерью (в семье было 6 детей), творчество Василия Поленова было смыслом её жизни.

>Василий Поленов

Биография

Василий Поленов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Художник запомнился обществу как тонко чувствующий натуралист, ревностный последователь христианства. Его непринятая обществом картина «Христос и грешница» стала частью личной коллекции императора Александра III, а полотно «Московский дворик» послужило родоначальником жанра «интимный пейзаж».

Детство и юность

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой. В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.

Художник Василий Поленов

Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.

Портрет Василия Поленова. Художник Илья Репин

Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.

Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования. В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Василий Поленов и меценат Савва Мамонтов

В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».

Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

«Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», — писал в дневнике Поленов. Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»

Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Картина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Поленова была только одна женщина — Наталья Васильевна Якунчикова, дочь московского купца. Она стала женой художника в 1882 году.

Василий Поленов на лодке с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским

В браке родились 6 детей. Первенец Федор, появившись на свет в 1884-м, не прожил и двух лет. Затем родились Дмитрий (1886 г. р.), Екатерина (1887 г. р.), Мария (1891 г. р.), Ольга (1894 г. р.) и Наталья (1898 г. р.).

Смерть

Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова на 83-м году жизни, 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок. Похоронен на сельском кладбище на берегу реки Оки. По последней воле усопшего на могиле установлен олонецкий крест.

Могила Василия Поленова

После ухода из жизни продолжило жить наследие Поленова. Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.

Картины

  • 1867 – «Портрет Веры Николаевны Войековой»
  • 1873 – «Березы и папоротники»
  • 1874 – «Белая лошадка. Нормандия»
  • 1874 – «Мельница в Вёле. Нормандия»
  • 1875 – «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон»
  • 1877 – «Московский дворик»
  • 1878 – «Бабушкин сад»
  • 1879 – «Заросший пруд»
  • 1882 – «Вифлеем»
  • 1888 – «Христос и грешница»
  • 1891 – «Ранний снег»
  • 1896-1909 – «Исполнился премудрости»
  • 1908 – «Кто из вас без греха?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *