Помолиться за человека

В каких случаях необходимо помолиться о другом человеке

Конечно же, не существует никаких ограничений, касающихся того, когда и как может быть прочитана молитва за другого человека. Попросить о помощи не для себя, а для того, кто в ней нуждается, у святых или Господа можно при любых обстоятельствах. Для молитвы вовсе не нужно ждать, когда у человека случится беда. Если возникает интуитивное желание попросить Всевышнего о милосердии и помощи для кого-то, это следует сделать без раздумий.

Традиционно же молитва за другого человека читается в случае наличия в его жизни каких-либо проблем, разлада в семье, несчастья, болезни. Молятся и о тех, кто подвержен пагубным страстям – алкоголизму, увлечению азартными играми, наркомании или иным. Помимо этого, нужно молиться и о тех, у кого в жизни вроде бы все ладится, но сами люди далеки от Бога, грешны, мелочны, суетливы, злы, чванливы. И конечно же, нужно помолиться о людях, которые в силу жизненных обстоятельств, к примеру, тяжелого заболевания, не могут сделать этого самостоятельно.

Какими могут быть такие молитвы? Примеры текстов

Помолиться о нуждах и благополучии других людей можно как собственными словами, так и пользуясь готовыми текстами. При выборе слов молитвы важно обращать внимание на такие нюансы, как легкое произношение и понятность.

Недостаток старинных текстов в том, что многие слова, в них упомянутые, давно вышли из повседневного обихода. Современным людям они не особо понятны, помимо этого, их достаточно трудно запоминать и произносить. Соответственно, пользуясь такими текстами, человек невольно концентрируется вовсе не на молении, а на том, верно ли он произносит слова и правильно ли запомнил их порядок. Это полностью обесценивает молитву, фактически превращая ее в нечто, схожее с магическим заклинанием.

Молитва Николаю Чудотворцу за другого человека может быть такой: «Николай Угодник, батюшка! Заступник великий во всех чаяниях и заботах мирских, от немощи и хвори избавляющий! Молю тебя о вспомощевании не для себя, а для раба (имя человека). Помоги ему, Николай Чудотворец, батюшка, во всех делах и начинаниях, разреши заботы его и надели разум ясностью, а помыслы чистотой. Даруй доброту сердцу его и широту душе. Укрепи дух его и избавь от происков бесовских, от козней недругов. Аминь»

Молитва за чад своих, читаемая матерями Богородице, может быть такой: «Пресвятая Матерь Божия! Как не оставляла ты меня, рабу (имя собственное), без участия и милости, так и позаботься о чадах моих. Утешь их в печалях и раздели с ними радости. Не дозволь испытать болезней и горестей. Направь в жизни деток моих и сбереги их от всяческих напастей и бед. Аминь»

Анжелика Бральди

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?

Подробности Опубликовано 07.09.2017 07:16

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?
_Молитва_
Здравствуйте, скажите батюшка, чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать, т.е действует ли на него читаемая за него молитва (читаем о вразумлении, о покаянии его) .Сам он не знает, что за него молятся, (живет во зле, зависти и ненависти ко всем). Молимся молитвой по соглашению около двух месяцев, но отношения с человеком только ухудшились. Спасибо.

  • Ответить

27.08.17 Sun 10:58 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Я знаю какое-то число случаев, когда взрослый сын или муж кричали на мать, жену: «Прекрати молиться за меня». В другом случае человек угрожал: «Если ещё будешь молиться за меня, я сожгу все твои иконы». Знаю ещё семью, в которой каждый раз, когда мать начинала читать псалтирь за свою дочь, та врывалась в комнату и накидывалась на мать. Все приведённые здесь случаи относятся к одержимости. В последнем — открытое беснование дочери. В первом — тихая одержимость, которая в повседневности воспринимается близкими, как черта характера. Одержимость в этих чертах характера открывается, когда за человека начинают молиться.

Почему же молитва, на которую раздражается бес, не помогает человеку отложиться от беса? Тут тоже всё просто. Отложиться от беса — куда или к кому. Просто отложиться нельзя. Куда-то или во что-то или к кому. Куда-то — это значит, в среду церковных людей, туда, где собираются или где живут верующие. Признак этих собраний — тема разговоров: а) о вере, о спасении, о жизни по заповедям; б) о святых, о подвижниках; в) о нуждах, бедах, горестях или радостях знакомых им людей; г) об устроении Церкви, Отечества. Здесь нет пересудов, сплетен, политических, экономических или спортивных новостей, нет анекдотов, нет в разговоре соревнования, соперничества, горжения друг перед другом, комплиментов и проч.
Мимо бесов отложиться во что-то — это в церковную жизнь в храме и дома. А к кому-то — ко Христу, Матери Божией, к святым, ангелам. Потому, что всякий раз при любом из этих отложений — искренних, по-детски, и с чаянием небесной жизни — в ответ идёт поддерживающая благодать Бога. Тогда и бесу не по силам такой человек и человек сам чувствует, что Божие, к которому он склоняется, реально для него есть жизнь, не скука, не томление. Если человек не имеет этих трёх: куда-то, во что-то и к кому-то — тогда он остаётся при себе — своих грехах, страстях — охваченный бесом, сведённый с ним. За человека молятся, а ему нечем повернуться к этой помощи. Упрямству, своенравию дороже с бесом быть, нежели с Богом.
Есть люди не одержимые бесами, но преданные своим страстям. Родные и близкие таких людей направо и налево подают за них записки о здравии на проскомидию, заказывают сорокауст. В ответ на это человек, за которого подали, ввергается в свои страсти с нарастающей одержимостью. Только одержимость у него не бесами, а страстями. Про таких людей говорят, да и сам человек говорит о себе — одержимые идеей, или блудной страстью, зрелищами (телевизор), компьютерными играми, или модой на что-то (одежда, машины). Мы подаём за него на проскомидию, а он, отрекшийся когда-то от Бога и до сих пор оставаясь в этом отречении, весь предан своей страсти или страстям. Чем он будет реагировать на наши молитвы? Тем, что у него есть — страстями, т. е. ввергаясь в них с ещё большею силою. Поэтому в прежние времена на проскомидию подавали имена только верных, т. е. постоянных участников церковных богослужений. Как на молитву реагируют младенцы, одержимые страстями, наверное, уже всем давно известно. Когда их приносят в храм, они на одних молитвах богослужения ведут себя спокойно, молча, но на других вдруг начинают кричать, устраивать истерики. При этом, молитва закончилась, они умолкают. Выраженно и ярко это происходит на литургии: когда читается Евангелие, когда поют херувимскую, когда призывается Святой Дух на преложение даров на престоле и, наконец, когда этих младенцев подносят к причастию. Только что за два метра до чаши он спокойно сидел или лежал на руках. Когда до чаши осталось меньше метра, он вдруг начинает кричать, вырываться из рук, изгибаться дугой назад, пока его схватят, скрутят ему руки, с силой разожмут стиснутый рот и вольют Кровь Господню. Некоторые сразу успокаиваются, другие продолжают кричать до самой запивки.

У себя в храме я таких младенцев не причащаю. Я спрашиваю родителей, читали ли вы покаянный канон, чтобы причастить ребёнка? Нет, отвечают они. А вы исповедовались ради того, чтобы причастить ребёнка? Нет, — говорят они, — мы же только его хотим причастить. А когда сами причащались? Год или года два назад. Понимаете, что так нельзя. То, что происходит с ребёнком, это не столько он таков, сколько вы, его родители. Будете вы готовиться к причастию, будет вместе с вами и он готов. Причащать же ребёнка в осуждение нельзя. Кто-то обижается на это и с этого времени ходят в другие храмы. Кто-то начинает готовиться и семья ради ребёнка начинает воцерковляться. Увы, таких очень мало.
Из всего сказанного можно сделать вывод: одержимые бесами и одержимые страстями точно реагируют на молитвы, которые за них приносятся. А в наше время чаще реагируют противлением молитве. Что же теперь? Не молиться за них? Как же, не молиться, наоборот, нужно молиться. Без помощи свыше может ли человек сам войти в церковную жизнь? «Не вы меня избрали, а Я вас избрал». (Ин.15,16) — говорит Господь — «И те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Ап. 17,14). Поэтому «молитесь друг за друга»,(Иак. 5,16) — призывает нас апостол Иаков, «молитесь во всякое время духом» (Еф. 6,18) — присоединяется к нему апостол Павел. «Молитесь также и о нас, — просит он своих собратьев по вере (Кол. 4,3). За одержимых страстями, неверующих и нецерковных наших близких, но крещёных, Церковь молится. В монастырях имена таких людей подают на псалтирь, в приходских храмах принимаются простые записки, не на проскомидию. Сами верующие читают дома молитвы — псалтирь, акафисты, каноны, специальные молитвы святым. В городе Болгар прот. Владимир Головин благословляет чтение акафистов по соглашению по дням недели, так что на молитву в 20 и в 21 час по всей России одновременно становятся десятки тысяч верующих. В понедельник они молятся архангелу Михаилу, во вторник св. Иоанну Предтече и так до субботы. И у немалого числа людей в результате такой многотысячной молитвы менялась жизнь — семьи укреплялись, человек оставлял вредные привычки. Конечно, не у всех, но у тех, кто был так или иначе готов к переменам. Кроме этого во время литургии оглашенных в любом храме произносится молитва об оглашенных. В это время стоящие в храме пусть про себя мысленно молятся о своих близких, в том числе и о не крещённых, но ими оглашаемых, т. е. так или иначе посвящаемых в вопросы веры. Приведу пример и из своей жизни. Когда мой отец узнал от меня же, что я крестился, он выгнал меня из дома. Сказал, что у него больше нет сына. Было это примерно в 1984 году. Два года я просил о нём знакомых мне священников в Москве и монахов в Троице-Сергиевской Лавре. Они молились о нём. В итоге старец Наум в Лавре, я тогда окормлялся у него, неожиданно для меня говорит: «Поезжай к отцу завтра». «На самолёт будут ли билеты», — говорю ему. Он ничего не ответив, по своему обыкновению встал и вышел в коридор к ожидавшим его людям. Билет нашёлся. Кто-то отказался от него и кассир выдала его мне. Прилетел в Улан-Удэ. Дверь открыл отец. Говорю: «Я приехал». Глаза его наполнились слезами. Он позвал меня в дом. Мы обнялись. Радовались и плакали оба. Это был результат двухлетних молитв. Ещё через одиннадцать лет, я, будучи уже священником, крестил его, Сергия, маму Софию и сестру Надежду. В 2013 году привёз его к себе в Влгоград. Ему был 91 год. Здесь за два с половиной года он прошёл удивительный путь воцерковления и освоения Иисусовой молитвы. За день до своего дня рождения, прожив 94 года, он причастился и мирно отошёл ко Господу. Мама и сестра умерли раньше. Об этом есть фильм «Дедушка». Его можно посмотреть на YouTube «Православная Отрада» https://www.youtube.com/watch?v=b6sjVHZ1Y0k . И это тоже результат молитв многих людей за него. Сам бы он так не смог.

Так действие молитвы слышат и чувствуют люди одержимые бесами и страстями. Чувствуют ли молитву за них люди без явного одержания, хотя и грешные, и страстные? Чувствуют. На этом построены все живые отношения духовников с чадами. «Батюшка, помолитесь за нас, за меня — у меня то-то и то-то». Проходит время и люди благодарят: «Спаси вас Господи, батюшка. Дело поправилось, или операция прошла успешно, или я выздоровела, или дети выправились». Такие слова мы постоянно слышим и сами их говорим в ходе церковной жизни. Здесь нет выдумки, напротив, действенность молитв друг за друга делает церковную жизнь реальной и явственной. Вера, а вместе с нею религиозный опыт, реальность опыта подвигают верующих людей молиться друг за друга. Но много чаще и с большею ревностью люди обращаются к Богу не только от себя, но просят Бога услышать молитвы за нас тех людей, которые близки к Нему. «Молитвами святых отец наших, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, Господи, да совершится у нас или с нами то-то и то-то». «Молитвами апостолов милостиво очисти вся прегрешения наша» — молимся мы на службах. Ко множеству разных святых с множеством разных нужд обращается церковный народ на молебнах, которые десятки тысяч священников совершают каждую неделю. Тысячи людей не один раз заказывающие эти молебны, чувствуют ли на себе помощь, получают ли просимое? И чувствуют и получают. Иначе давно бы перестали ходить на молебны. Подобным же образом обращаются люди не только к тем, кто уже на небе, но и к тем, кто ещё не там, а пока на земле — это к старцам и старицам. «Помолитесь о нас» и старцы, и старицы молились во все прежние времена и молятся сейчас. Многое что происходит по их молитвам. Есть и в моей жизни опыт удивительного участия во мне блаженной Любушки (Сусаниной), архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Валериана Кречетова. Их молитвы дали мне опыт покаяния, какого без них я никогда бы не узнал. Об этом есть мой рассказ, который размещён на YouTube «Православная Отрада» — «Тридцать лет с архимандритом Кириллом (Павловым)», на 9-й и 40-й день после его смерти https://www.youtube.com/watch?v=FNgNZYAmTzI . Или аудиозапись на сайте otrada-volga.ru.
Что чувствовал и пережил Николай Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом Саровским, когда преподобный молился за него, об этом все знают. Подобное же участие света благодати пережил юноша Алексей, когда два дня находился при сорокаградусном морозе в карцере концлагеря вместе с отцом Арсением. Должны были замёрзнуть и умереть. Но вместо этого жили, укрытые божественным светом. Рассказ об этом в известной всем книге «Отец Арсений».
В воспоминаниях архимандрита Ефрема о духовном отце, преподобном Иосифе Исихасте в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» (М. Ахтырка, 2012 г.) есть два случая, когда старец спросил, кто пойдёт, а Ефрем вызвался поднять с берега на высоту 60 м. бочонок с маслом в 40 кг., а в другом случае благословил сходить в Карею — 4 часа хода — выполнить поручение и вернуться в назначенное время, меньшее, чем требуется для перехода туда и назад. Взвалив бочонок на плечи и сделав шаг, Ефрем пошатнулся, он был после тяжёлых трудов по повалке леса, и понял, что не пройдёт и десяти шагов, не то, чтобы подняться на высоту к скиту. «Матерь Божия, помоги, старец благословил, как я не выполню его благословение» — взмолился он. Помощь пришла. По мере подъёма бочонок делался всё легче и легче. Последние метры он буквально влетел на площадку скита и поставил бочонок к ногам старца и братьев. Старец завёл его в свою келейку и Ефрем увидел на полу лужицу — это были слёзы его духовного отца, который вымаливал у Матери Божией помощь послушнику. Такая была у старца молитва, а в ней любовь к Матери Божией и забота о своём послушнике. То же случилось и с переходом до Кареи и назад. Правда Ефрем опоздал на несколько минут. И тем не менее — невозможное сделалось возможным. Потому, что была молитва обоих: старца и послушника. А по их молитве и участие Божие в избранных Его.

Разве не об этом звучат слова на каждом богослужении, когда клирос поёт о таком Господе, Который Свои желания исполняет в избранниках Своих — «исполняющаго во благих желания Твоя». И в конце литургии священник берёт в руки дискос с вынутыми за многих людей частицами и высыпает их в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых твоих,» , т. е. тех, кто молится на небе в этот день, чья память празднуется Церковью и кто молится на земле, в данный час собранные в храме. Их молитвами омываются в Крови грехи поминаемых. «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники и путь грешных погубит» опять же молитвами всех, участвующих в богослужении. Такова сила молитвы искренно верующих людей. Но вместе с этим и предуготовленность тех, за кого молятся, на ком совершаются эти плоды молитвы.
Каждый день всякий верующий человек в утреннем правиле дома читает символ веры, а в нём слова о свойствах Церкви: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». «Во единую», как раз и значит единую в молитве. Церковь молитвою едина. В какой бы храм по разным городам России мы бы ни зашли, мы услышим те же молитвы богослужения, какие звучат и в нашем, родном для нас храме. Больше того, в какой бы иной православной стране мы бы ни зашли в храм, и там мы услышим те же молитвы богослужения, какие слышим и в своём храме. Отличие их только в том, что произноситься и петься они будут на языке того народа. А содержание их будет то же. И Господь, подтверждая это «едино» Своей Церкви, будет поддерживать эту единую молитву вседействующею благодатью Своею. И невозможно, чтобы в эту единую молитву, а через неё в единую Церковь вошла или вклинилась бы молитва какая угодно иная не православная. Тогда отходит благодать Божия и молитва совместная с католиками или протестантами, тем более с сектантами, и уж совсем очевидно, с людьми других верований, делаются произведением чисто человеческим. Да, прекрасно и профессионально исполненным, да, вполне искренним, и даже с верою, что люди молятся не кому-нибудь, а Богу — но при всём при этом больше, чем человеческим произведением эта молитва ничем иным не будет. Молитва к Богу, но Бога в ней не будет. Поэтому все правила святых отцов и святых соборов Церкви запрещают совместные моления с кем бы то не было, кроме православных. Такие молитвы и есть бездейственные. Красота пения, чтения в них будет, а благодати Божией не будет. Если не будет благодати, тогда такие совместные действия не принадлежат Церкви. Это действия, далеко отстоящие от Церкви.
Как же почувствовать, когда молитва в собрании религиозных людей совершается в Церкви, а когда вне Церкви? Если вместе молятся люди разных религий или разных христианских конфессий, очевидно, что такие действия не принадлежит Церкви. Какие бы при этом атрибуты видимой церковности не были бы привлечены для такой молитвы. А о внутреннем различении на уровне чувства — это уже большой и дополнительный разговор, потому что попытки различения — это уже путь к самообману, в итоге — к прелести. Правильно — держаться Бога, держаться с покаянием. Но об этом потом.

О молитве можно послушать мою проповедь на сайте otrada-volga.ru от 20 августа 2017 г. «Молитва — преображение — сила» . http://otrada-volga.ru/audiog
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев

МОЛИТВА. Как молиться за других? — Святые отцы — мирянам

26 декабря 2017 Азы православия. Видео

МОЛИТВА. Как молиться за других?

Молясь о людях, молись об них как о себе, ибо мы едино, как чада Отца Небесного.

Когда тебя попросят помолиться о спасении кого-либо от какого-либо бедствия, то скажи в себе: Буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной маловерной молитвы и да приложит мне веру.

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, надобно от всего сердца, с любовию произносить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена которых поминаешь, подобно как доилица носит и греет своя чада (1 Сол. 2. 7)… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их: одно от другого отстоит как небо от земли.

При молитвах наших за ближних Господь смотрит на сердца наши искренно ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то, искренно ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в-третьих, на то, любим ли мы искренно Господа и сердечно ли преданы Ему; в-четвертых не гневаемся ли на кого, не враждуем ли.

Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908).

Оказывая вам послушание, молюсь я вкратце о здравии и спасении души и тела вашего… Ибо я не только не схоластик, т. е. не праведный, который бы мог ходатайствовать (за вас) словом, но не имею и дерзновения (к Богу), а считаю себя за раба, вами посылаемого.

Преподобный Варсонофий Великий (VI век).

Не возносись, когда ты помолился за других и был услышан: потому что это вера их подействовала и совершила.

Преподобный Иоанн Лествичник (649).

Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. Отец Антоний и тот говорит: Обязываюсь молиться.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Для того, чтобы молитва была настоящей, нужно испытывать боль за людей.

Когда ты молишься, к примеру, о ком-то, кто болен раком, то молись о всех, у кого рак, и добавляй молитовку за усопших. Или, если ты видишь какого-то несчастного, то пусть твой ум сразу же идет ко всем несчастным, и молись за них.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
http://predanie.ru/bez-avtora/dushevnyy-lekar-svyatye-otcy-miryanam/slushat/
Аудиокнига с портала http://predanie.ru/

https://www.youtube.com/channel/UCfX0qz7171KiKnwg-ls6lWg

Как молиться за других людей, когда они об этом просят?

О том, как молиться за людей, когда они об этом просят, рассказывает в своей проповеди протоиерей Свято-Авраамиевской церкви города Болгар Владимир Головин. В этом храме после советского периода он возродил чтение молитв по соглашению — мощном средстве помощи в различных жизненных ситуациях.
Вопросы, которые мучают прихожан:

  • есть ли смысл молиться о человеке так: «Господи, да будет Твоя воля над ним»? Ведь воля Божья совершится и без этого обращения?»

  • как помочь человеку в его деле, когда он просит о помощи?

Отец Владимир говорит, что сам молится об обратившихся к нему такой же молитвой. Но никогда не произносит слов с конкретными просьбами. Например, дать кому-то определённое количество денег или помочь родить ребёнка.

Искренняя молитва о человеке, говорит этот священник, невольно вовлекает нас на духовном уровне в процесс участия в его жизни. Ведь можно достаточно равнодушно, что называется, «для вида» помолиться и переложить всю ответственность на Бога. Другое дело — попросить об этом искренне и с любовью. При этом преклониться и смириться перед всемогуществом Всевышнего.

О. Владимир говорит, что на просьбу человека, высказанную с проявлением этого чувства, Господь откликается обязательно.

Молитва за других людей

А вот надо ли молиться о помощи близким для получения конкретных результатов? Протоиерей Головин обращает внимание: иногда люди по незнанию просят о том, что им пойдёт только во вред или с чем они в настоящее время справиться не готовы.

Всегда ли правильно оценивает свои силы сам человек? Священник приводит такое сравнение: несмышлёный птенец по сравнению с опытным, умудрённым жизнью Отцом. Конечно, только Создатель знает, что нужно его творению. Поэтому лучше, если свершится воля Господа. Он не ошибается никогда. Просящему помощи не нужно настаивать на своём желании. Как бы оно ни казалось ему естественным и обоснованным.

Но любовь Господа к нам настолько велика, что Он готов пойти нам навстречу в наших просьбах. И часто делает это. И получается так, что по обращению человека мы настойчиво молимся о помощи ему, о реализации его нужд и потребностей. Вроде бы делаем добро. На самом же деле в это время отходим от воли Всевышнего. Потому что замысел Его нам неизвестен.

И через некоторое время вместе с этим просителем от последствий свершившегося страдаем. Подробнее об этом из уст самого о. Владимира Головина — в видеоматериале.

Исходя из этих соображений о. Владимир говорит о том, что, если молиться за других людей, когда они об этом просят, то делать это без попыток влияния на волю Бога.

О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?

О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?
Эта подборка была сделана в качестве ответа на вопрос слушателей катехизических бесед. В своей основе она состоит из советов святых и священников. Возможно, она будет полезна и читателям блогов. Буду благодарен за дополнения и уточнения.
Кто мой ближний?
Можно условно разделить людей, о молитве за которых возникают смущения, на:
— незнакомых, за которых нас просят помолиться,
— людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
— усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
— усопших атеистов, иноверцев и самоубийц.
Воля Бога о молитве за других людей
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф.5:44)
Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)
По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.
Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг.
За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский)
Если Церковь главным образом молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем.
Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.
Святитель Филарет Московский: Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией.
Однако преподобный Силуан Афонский советует: Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.
Искушения в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
— ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
— искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.
Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.
Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» — говорили древние.
Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.
Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.
Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?
Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.
Требуется рассуждение
Важна мера нашей молитвы. Одно дело — помянуть на утренней молитве, другое дело — брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.
Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Не отнимет ли молитва за других силы молиться за себя?
Мнение о том, что, молясь за других, не хватит сил на себя, безосновательно. Молитва – это привлечение благодати Божией и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.
Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, — опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете… Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».
Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (не случайно в православии грех воспринимается не как преступления, но как болезнь).
Как молиться о незнакомых людях? Советы прп. Паисия Святогорца.
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».
– А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
– Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».
Молитва о самоубийцах
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» — это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.
Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви. Жанна2525, Олег123, НатальяСПб и 3 другим нравится это.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *