Понедельник первый день поста

Первый день Поста

Первый день Великого Поста. Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная молитва святого Ефрема Сирина.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца — не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

Чистый понедельник: начало Великого поста 11 марта 2019 года

Чистый понедельник — первый день Великого поста. Это один из самых важных и трудных дней, так как он должен быть полностью направлен на духовное очищение и сопряжен с молитвами.

Это прекрасный день для того, чтобы настроить себя на ближайшие сорок дней поста. Священнослужители отмечают важность чтения молитв о прощении грехов. Нужно просить Бога о милости и о даровании сил, терпения и мужества.

Духовный смысл Чистого понедельника

Назначение этого дня — не просто вхождение в состояние поста. Чистый понедельник нужен людям для того, чтобы очиститься от грехов. Священнослужители постоянно говорят, что этот день очень важен в духовном плане, поскольку Господь помогает нам стать лучше, если мы этого хотим всем сердцем.

В этот день, согласно писанию, Христос удалился в пустыню для молитвы. Пост был установлен учениками Христа в честь его жертвы ради людей. Это нечто вроде испытания, чтобы показать себе и Богу, что мы достойны прощения, достойны встретить светлый праздник Пасхи.

Чистый понедельник нужен для того, чтобы люди могли замолить грехи, очистить свою душу от скверны. Именно поэтому в народе его и называют чистым или светлым.

Традиции Чистого понедельника

11 марта начинается Великий пост — самый строгий и самый долгий. Начинается время воздержания, строгости, молитв. Даже в церкви перестают служить литургию — все церковные службы становятся более тревожными и даже скорбными. Многие церковные служители рекомендуют в этот день принять таинство причастия и исповедаться в грехах, если это не было сделано на подготовительной сыропустной неделе.

Первый день поста считается одним из самых строгих. Монахи стараются вообще ничего не есть в Чистый понедельник, но для мирян действуют более мягкие правила. В этот день на Руси старались всегда есть впервые после полудня. Сейчас же церковь отмечает, что воздержания от животной пищи будет достаточно.

Для тех, кто хочет отмечать пост более строго, будет актуально сухоядение — нужно стараться есть только сырую пищу, не приготовленную на огне, без растительного масла. Это могут быть фрукты, овощи, ягоды, каши на холодной воде. Пользуйтесь помощью календаря питания по дням, чтобы не забывать о том, какие правила действуют в тот или иной день.

Это день строгого поста, потому что необходимо более усердно молиться. Нужно постараться полностью отказаться от всего, что может вас отвлечь от мыслей о Боге, за исключением, конечно, работы.

В Чистый понедельник нужно заниматься очищением не только души, но и жилища. Стоит выбросить лишний хлам, сделать уборку. Раньше люди непременно посещали баню в этот день.

Нужно постараться посетить церковную службу, по возможности отказаться от увеселительных передач и не посещать развлекательные мероприятия. Священники советуют отказываться от вредных привычек.

1 455

Чистый понедельник – это не церковное название праздника. На Руси была традиция чистить дом от «духа Масленицы»

Первый день Великого поста в 2019 году выпадает на 11 марта. Его еще называют Чистым понедельником. Дата празднования уникальна для каждого года. Название праздника происходит от стремления провести начало поста в чистоте.

Что означает Чистый понедельник?
Чистый понедельник – это не церковное название праздника. На Руси была традиция чистить дом от «духа Масленицы». Все жилые помещения тщательно убирали: мыли полы, скоблили посуду и утварь. По дому носили раскаленный кирпич или уголь. На него брызгали воду с уксусом или мятой.

Также в этот день для телесной чистоты было принято ходить в баню.

В древнерусских источниках встречается выражение «Понедельник чистой недели». Определение «чистый» распространяется на всю первую седмицу Великого поста.

В храмах все облачения меняются на темные, пение – на чтение, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами на службе читается Великий Покаянный канон св. Андрея Критского, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета предстает сквозь призму грехов, страстей, покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.

И на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

Когда начинается Чистый понедельник?
Литургически Чистый понедельник начался вечером в воскресенье, 10 марта. После вечерни совершается особый чин прощения: настоятель храма говорит напутственное слово перед Великим постом, первый кланяется прихожанам и просит у них прощения. Далее все священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Как поститься в Чистый понедельник?
В этот день (и в два последующих) соблюдается очень строгий пост. Желательно максимально воздержаться от приема пищи. После заката допускается небольшое количество постной еды. В эти дни следует особо усердно молиться и бороться с греховными искушениями.

После Масленичной недели нужно не просто моментально перейти к строгому посту. В этот день, несмотря на строгий пост, был обычай «полоскать рот», то есть опохмеляться. Люди до посещения бани «выполаскивали» рты водкой для избавления от остатков скоромной пищи (продукты животного происхождения).

Как поститься в первую неделю Великого поста?
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный из четырёх постов в году. Самыми строгими являются первая неделя поста (Федорова) и последняя – Страстная седмица. Постящиеся не едят молочную и мясную пищу. Для больных, немощных, пожилых людей, беременных, кормящих и малолетних, путешествующих и тяжко трудящихся пост ослабляется, а в некоторых случаях запрещается.

Приметы Чистого понедельника
По этому дню принято определять, какая будет весна. Если на улице в этот день тепло, значит, зима уже отступает. Если хорошо не прополоскать рот от скоромной пищи, во сне могут прийти черти.

Есть пищу, оставшуюся после Масленицы, нельзя. Ее отдают птицам и животным.

Недели Великого поста

Великий пост в 2019 году начинается с 11 марта и длится 6 недель (седмиц). Это особый период, который готовит нас к встрече главного события – праздника Пасхи.

Чтобы лучше вникнуть в смысл Великого поста, для начала нужно разобраться, чем примечательна каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внимание.

Первая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только.
Прежде всего – это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.

В субботу первой седмицы (недели) совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавивил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.

В воскресение первой седмицы (недели) церковь отмечает Торжество Православия.

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.
В остальные дни можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Вторая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота второй седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.
В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких.
Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.
Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно помолиться за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возможности как при жизни исповедать свои грехи и получить за них прощение, но мы своей любовью и молитвой можем помочь им.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу.

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что в нас запечатлен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас – этот свет. Мы имеем надёжную опору внутри нас. И осознавая это, легче двигаться дальше.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, и святителя Григория Двоеслова — 25 марта, разрешается растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Третья неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота третьей седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.

Неделя Крестопоклонная

В воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Когда совершаются поклоны, поётся:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения.
Считалось, что время Великого поста для людей, называемых оглашенными (то есть готовыми к принятию святого Крещения) – особый подготовительный период, к которому они походят с особым вниманием и трепетом.

Для нас это прежде воспоминание о крестных страданиях Христа Спасителя нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.
Крест – это наша опора, наше укрепление в вере.

Вот что говорит об этом в одной из своих проповедей Митрополит Антоний Сурожский:

«Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все».

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четвёртая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота четвёртой седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким.

В воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника.

Преподобный Иоанн – великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.
Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).

Вот что пишет преподобный о покаянии:

«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом.»

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Суббота пятой седмицы (недели) – день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы.
Существует несколько вариантов установления этого празднования.
По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке.
И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое «Мариино стояние», во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни.

Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась.

В воскресенье четвёртой седмицы (недели) церковь чтит память преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Шестая неделя Великого поста

Особенности этой недели:

Седмица Ваий (вайя в переводе с греч. – ветка) – название отсылает нас к главному событию этой недели – Входу Господню в Иерусалим, также этот праздник именуется Неделей цветоносной или Вербным Воскресением. В этот день по традиции приятно освящать пальмовые ветви, которые у нас заменяются веточками вербы.
На богослужениях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празднику.

Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой, так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Воспоминание этого события очень важно и показательно для всех людей. Христос воскресил праведного Лазаря для того, чтобы свидетельствовать всем о возможности всеобщего воскресения в день Страшного Суда. И что невозможно сотворить человеку – возможно Богу.
Накануне в пятницу совершается ве­ли­кое по­ве­че­рие.
В день Ла­за­ре­вой субботы служится Литургия святителя Иоан­на Зла­то­уста.

Эти празднества – Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим подводят нас к особому периоду – Страстной седмицы, который уже не является частью Великого поста, а вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения, также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). 9 апреля в честь праздника Входа Господня в Иерусалим на трапезе разрешается рыба. В Лазареву Субботу разрешается икра.

Седьмая неделя Великого поста

Страстная седмица (неделя) – особый период в жизни Церкви и каждого верующего человека, который приближает нас к Великому дню Христова Воскресения.

Особенности этой недели:

Эта неделя посвящена воспоминанием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.
Эта неделя является уникальной ещё и по своему богослужебному строю. Каждый день не похож на другой.
На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период.

Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице – Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели.

Великий Четверг (Четверток):

Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие.
Вечером совершается утреня Великой Пятницы – длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток):

В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб.
В этот день Литургии не положено.
Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения.

Великая суббота:

Это последний день перед Пасхой.
В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения.

В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета. Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло. Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Пост – с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.
Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Начался Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней четыредесятницы — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Календарь Великого поста — вы можете кликнуть на картинку для ее увеличения!

“Весна постная” – так называет Православная церковь время Великого поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий пост в англоговорящих странах, напоминая о том, что пост – это время духовного расцвета и пробуждения.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. Говорится в народе: “хорошее начало — половина дела”. Видимо, поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц.

Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”.

В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение “колива” т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое “Торжество православия”, установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.

Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста

Посещение великопостных богослужений является очень важной составляющей святого Великого поста, без которой невозможно говорить о правильном понимании спасительного воздержания в период Четыредесятницы.

Богослужения на первой неделе Великого поста совершаются дважды в день – утром и вечером. Утром церковные службы наиболее продолжительны (занимают около четырех – пяти часов). Вечером богослужение более кратко, но не менее важно.

С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. В среду и пятницу после вечерни совершается богослужение литургии Преждеосвященных даров (этот вид литургии отправляется в православных храмах только в дни Великого поста).

Утренние богослужения не отличаются особой торжественностью. Большая часть текстов читается псаломщиком. На утрени, часах и вечерни читаются сразу несколько кафизм из псалтири, которые и составляют большую часть великопостного богослужения, совершаемого утром. По окончании утреннего богослужения совершается поминовение усопших на литии.

Вечером с понедельника по четверг включительно в православных храмах служится великое повечерье с чтением великого покаянного канона Андрея Критского. Это богослужение особо важно для духовного молитвенного настроя православного человека, ведь именно канон святителя Андрея пронизан духом покаяния и являет собой воззвание согрешившего человека к Богу о прощении грехов.

В субботу и воскресенье утром совершаются литургии, на которых можно причаститься святых даров. Накануне этих дней в православных храмах по окончании богослужения совершается исповедь. В субботу вечером при наличии сразу нескольких священников таинство исповеди может совершаться и во время воскресного всенощного бдения.

Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику. Сам день Торжества православия, приходящийся на воскресенье, являет собой историческую память Церкви о преодолении различных еретических учений, имевших место в истории христианства. В чине на Торжество православия предусмотрены специальные анафемы для тех, кто искажает догматически чистоту христианского вероучения. Кроме этого, возглашаются многолетия предстоятелям православных Церквей и торжественно читается православный Символ веры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *