Понтий пилат

Понтий Пилат

В Википедии есть статьи о других людях с именем Понтий.

Понтий Пилат

лат. Pontius Pilatus


Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890 год

Префект Иудеи

26—36 гг.

Предшественник

Валерий Грат

Преемник

Марцелл

Рождение

декабрь 12 до н. э.

  • Абруцци, Римская империя

Смерть

не позднее 41

  • Галлия

Супруга

Клавдия Прокула

Медиафайлы на Викискладе

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Πόντιος Πιλάτος) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

— (Лк. 23:21)Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он впал в различные несчастья, которые в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Суд Пилата

Основная статья: Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Исторические свидетельства

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM
…PON]TIVS PILATVS
..PRAEF]ECTVS IVDAE
..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э..

В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц.

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун (» Плащаница» (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1962)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
  • Сергей Фетисов («Иуда», 2013)
  • Пилу Асбек («Бен-Гур», 2016)
  • Константин Самоуков («Варавва», 2018)

Примечания

  1. https://gw.geneanet.org/genitree_w?n=pilato&oc=0&p=poncio+pilato&type=fiche&i=274
  2. Деревенский Б. Г.. Иисус Христос в документах истории. — СПб.: Алетейя, 2013. — 576 с. — ISBN 978-5-91419-817-3. — С. 17–22.
  3. Ельницкий Л. А. Понтий Пилат в истории и в христианской легенде. //Прометей. Историко-биографический альманах серии „Жизнь замечательных людей“. — М.: Молодая гвардия, 1972. — Т.9. — С. 316–319
  4. Белобровцева И., Кулыос С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. — М.: Книжный Клуб 36.6, 2007. — С. 185—186. — 496 с. — ISBN 978-5-98697-059-2.
  5. Евсевий Кесарийский Церковная история
  6. Борис Деревенский. Иисус Христос в документах истории (Иисус в новозаветных апокрифах II—V вв.)
  7. Barnes A. Pontius Pilate // The Catholic Encyclopedia. Vol. 12. New York: Robert Appleton Company, 1911. (англ.)
  8. Антонов, Е.. В Израиле открыли древнеримскую дорогу (рус.), Наука и жизнь (15 марта 2017). Дата обращения 16 марта 2017.
  9. Ilan Ben Zion Ancient Roman roadway turns up near Beit Shemesh // The Times of Israel, 07.03.2017
  10. Израильские учёные обнаружили на древнем кольце имя Понтия Пилата // РИА Новости, 29.11.2018
  11. Ring of Roman GovernorPontius Pilate Who Crucified Jesus Found in Herodion Site in West Bank // Haaretz

Литература

  • Понтий Пилат / Бабкина С. В. // Перу — Полуприцеп . — 2014. — С. 203. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7.
  • Ельницкий Л. А. Кесарийская надпись Понтия Пилата // Вестник древней истории. — 1966. — № 3.
  • Лопухин А. П. Пилат, Понтий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Львов Л. А. Надпись Понтия Пилата // Вопросы истории. — 1966. — № 7.
  • Stauffer E. Münzprägung und Judenpolitik des Pontius Pilatus // La nouvelle Clio. 1960. — № 9
  • Szanton N., Hagbi M., Uziel J., Ariel D. T. Pontius Pilate in Jerusalem: The Monumental Street from the Siloam Pool to the Temple Mount // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2019. — Vol. 46, № 2. — P. 147—166. — DOI:10.1080/03344355.2019.1650491.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Понтий Пилат
  • Священник Афанасий Гумеров. Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд. Часть 1 // Православие.ру, 08.04.2004
  • Священник Афанасий Гумеров. Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд. Часть 2 // Православие.ру, 09.04.2004
  • Монеты Понтия Пилата

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 90203597 · BNE: XX1278792 · GND: 118792172 · ISNI: 0000 0001 2257 293X · LCCN: n50028711 · NLA: 49288650 · NTA: 070903492 · LIBRIS: 208904 · VIAF: 283873472 · WorldCat VIAF: 283873472

Римские префекты и прокураторы Иудеи

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Персонажи

Мастер · Маргарита · Воланд и его свита (Азазелло, Фагот-Коровьев, Кот Бегемот, Гелла) · Михаил Александрович Берлиоз · Григорий Данилович Римский · Никанор Иванович Босой · Иван Бездомный · Барон Майгель
Персонажи романа Мастера: Иешуа Га-Ноцри · Понтий Пилат · Иуда из Кириафа · Иосиф Каифа · Афраний · Левий Матвей

География

Александровский сад · Нехорошая квартира · Патриаршие пруды · МАССОЛИТ · Театр Варьете · Клиника профессора Стравинского · Иудея · Ресторан «Грибоедов» · Сад «Аквариум» · Ялта · Воробьёвы горы

Фильмы

Пилат и другие (ФРГ, Польша 1972) · фильм 1972 года (Югославия, Италия) · фильм 1994 года (Россия) · фильм 2005 года (Венгрия) · фильм 2021 года (Россия)

Сериалы

Театральные
постановки

спектакль · мюзикл (2009) · мюзикл (2014) · рок-опера

Алфей · Анна · Анна Пророчица · Варавва · Вартимей · Архангел Гавриил · Гестас · Диавол · Дисмас · Дочь Иаира · Елисавета · Закхей · Захария · Зеведей · Иоаким · Иоанн Креститель · Иоанна · Иосиф Аримафейский · Иосиф · Иосия · Каиафа · Клеопа · Лазарь · Легион · Лисаний · Лука · Малх · Мария Магдалина · Мария, мать Иакова · Мария · Мария из Вифании · Мария Клеопова · Марк · Марфа · Нафанаил · Никодим (бен Гурион) · Саломея · Самаритянка · Симеон · Симон Киринеянин · Симон прокаженный · Слепой из Вифсаиды · Сусанна · Сын вдовы из Наина · Феофил

Ангелы · Апостолы от семидесяти · Godfearers · Евангелисты · Иродиане · Жёны-мироносицы · Зелоты · Прозелиты · Саддукеи · Самаритяне · Синедрион · Книжники · Три царя · Ученики · Фарисеи

Жена Пилата · Ирод I Великий · Ирод Антипа · Ирод Архелай · Ирод Филипп II · Иродиада · Квириний · Корнилий · Лонгин · Понтий Пилат · Саломея · Тиберий

Агриппа II · Галлион · Ирод Агриппа I · Клавдий Лисий · Феликс · Сергий Павел · Фест

Иисус Христос

Аспекты: Исторический · Новый Завет · Христианский

Евангелия Персонажи Группы
Двенадцать апостолов Андрей · Варфоломей · Иаков Алфеев · Иаков Зеведеев · Иоанн (Возлюбленный ученик, Иоанн Евангелист, Патмос) · Иуда Искариот · Левий Матфей · Матфий · Пётр · Симон Зилот, (Иуда Зилот) · Фаддей · Филипп · Фома
Деяния
Пётр · Павел

Агав · Акила · Анания · Анания (Иудея) · Анания (первосвященник) · Аполлос · Аристарх · Бар-Иисус · Варнава · Власт · Гамалиил · Димитрий · Дионисий · Евтих · Иаков · Иасон · Иосиф Варсава · Иуда Варсава · Иуда Галилеянин · Корнилий · Лидия · Лука · Луций · Мария, мать Иоанна Марка · Марк-Иоанн · Матфий · Николай · Павел · Прискилла · Публий · Рода · Сапфира · Семь диаконов · Сила/Силуан · Симеон Нигер · Симон Волхв · Скева · Сосипатр · Стефан · Тавифа · Тимофей · Тит · Тихик · Трофим · Февда · Филипп

Римляне и
Иродиады
Евангелия Деяния
Послания

Александр · Андроник · Арета IV · Архипп · Ахаик · Диотреф · Еводия и Синтихия · Епафрас · Епафродит · Ераст · Именей · Иисус Иуст · Крискент · Мариамь · Архангел Михаил · Нимфан · Онисим · Фива · Филет · Филимон · Юния

Откровение

Антипа · Аполлион · Вавилонская блудница · Два свидетеля · Жена · Зверь · Три ангела · Четыре всадника

Полный список · Иисус: (Служение, Чудеса, Притчи, Timeline) · Новый Завет · Канонизация Нового Завета · Евангелия (Синоптические) · Послания (Павловы, Соборные) · Apostolic Age

>Кто такой Понтий Пилат

Правитель Понтий Пилат – что известно о его жизни?

Даже люди, которые далеки от основ христианской веры, слышали ту часть библейского сказания, где говорится о распятии Христа.

Известно, что вместе с ним были лишены жизни еще два простых разбойника. Однако, эта часть Священного Писания повествует нам про еще одного действующего героя.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат — личность очень загадочная, его жизнь покрыта тайнами и легендами.

Миф или реальность?

Много веков Понтия Пилата считали неким мифическим существом. О нем не было известно ровным счетом ничего, и поэтому считалось, что этот человек является собирательным библейским образом тех, кто казнил Иисуса Христа.
Пожалуй, самым знаковым произведением, связанным с этой личностью, является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как известно, писатель даже хотел дать своему творению такое название. Удивительным является то, что в года, когда создавался роман, Понтия все еще считали частью легенды.

Но сам Михаил Афансьевич представлял его читателям как живого человека, причем очень точно описав черты характера.Конечно, в некоторых летописях и трактатах великих умов древности, таких как Флавия и Тацита, Понтий Пилат упоминается.

Но этого было недостаточно для ученых современности. И только в 1961 году было найдено первое реальное доказательство существования этого человека.На территории современного Израиля, там, где находился древний средиземноморский город Кесария, была найдена большая известняковая плита.

Латинская надпись, изображенная на ней, переводится примерно следующим образом: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам».

Кесария была иудейской резиденцией римского правителя, поэтому такое местоположение достопримечательности тоже вполне оправдано. Чуть позже были найдены монеты, которые чеканились по указу Понтия Пилата.

Таким образом, все сомнения в реальном существовании этого человека были опровергнуты.

Биография правителя

О жизни Пилата до того момента, как он стал править Иудеей, практически ничего неизвестно. По некоторым версиям он происходит из германского уважаемого рода. Прожил Понтий Пилат, чуть больше тридцати лет, хотя на изображениях он, чаще всего выглядит пожилым.

Понтий был солдатом, всадником. Когда начались различные восстания он сражался на стороне римлян. Позже, за боевые заслуги ему дали звание эквита и возможность взять римскую фамилию.

Но возможность выбиться в правящие верхушки у Понтия Пилата появилась, когда он женился на Клавдии Прокуле. Судя по всему, она была родственницей самого Тиберия, императора Рима.

Вот и получилось, что благодаря родственным связям у него появилась возможность стать приближенным к императорскому двору.

Хотя существует и другая версия. Понтий Пилат помог Тиберию перебраться на остров Капри, когда в Риме надвигалось восстание. В знак благодарности правитель отдал ему под управление Иудею, где Пилат руководил с 26 по 37 год.

Новоиспеченный господин был властным и жестоким. Он не собирался мириться со строптивым населением провинции, решив подчинить народ. Действительно, несмотря на размеры, это часть Римской империи была самой проблемной.

Если предшественники пытались найти хоть какой-то компромисс, то Понтий Пилат, сразу показал, на что он способен. Вся загвоздка заключалась в том, что местное население, обращенное в христианство, не желало поклоняться императору, как богу, в соответствии с требованием.

А жестокий наместник чеканил монеты, поднимал знамена и заставлял выполнять все предписания о чествовании Тиберия.

Кстати, стоит отметить, что должность, которую занимал Пилат, называлась префект, что означало, в первую очередь контроль за порядком. Прокуратором его стали называть намного позже, подразумевая, что чиновник занимался также и гражданскими делами населения.

Иисус и Понтий Пилат

Характер этого человека был очень сложным и противоречивым. Он казнил невиновных, брал взятки, был грубым, жестоким и агрессивным.

Но при этом, ему не чужды были и положительные качества, такие как раскаяние, сострадание, прямолинейность и храбрость.

Ведь этот загадочный человек не хотел убивать Иисуса, пытался предотвратить беду. Он попытался доказать его невиновность во время разговора с ним. Ведь вопрос «В чем истина?» был задан лишь для того, чтобы доказать, что этот напыщенный дурачок с улицы ничего плохого сделать не может.

Но смерть Спасителя нужна была главе церкви, который и надоумил народ сделать из Иисуса врага. Уже на Голгофе Понтий воспользовался правом перфекта помиловать одного из преступников.

Он спросил у разъяренной толпы трижды. И все три раза они требовали освободить настоящего убийцу и мятежника.

Тогда Понтий Пилат умыл руки перед всем народом, показав, что более к смерти этого человека не имеет никакого отношения. Отсюда, кстати и пошло знаменитое высказывание.

Что было с прокуратором после казни достоверно неизвестно. Существуют версии, что он заколол себя сам, был убит и даже принял христианство.

Как бы там ни было, Понтий Пилат является неотъемлемой частью Иисуса Христа, как писал в своем романе Булгаков. А сам пятый прокуратор Иудеи вместе со своей женой причислен к лику святых.

Что стало с Понтием Пилатом после казни Христа

Благодаря Евангелиям, Понтий Пилат навсегда остался в истории и культуре как человек, приговоривший Иисуса Христа к смерти. Он сделал это, находясь на посту римского префекта провинции Иудея. Только он имел право утвердить смертный приговор человеку, обвиняемому в преступлениях по римским законам. Как можно судить по тем же Евангелиям, местный религиозный судебный орган, Синедрион, постановил передать пойманного ими Иисуса именно на римский суд. При этом Пилат передал дело формальному правителю Иудеи, царю Ироду, но и тот вернул обвиняемого римлянам.

«Христос перед Пилатом». Михай Мункачи, 1881 г.

Как проходила процедура суда и что было после него — показано в многочисленных произведениях искусства, которые появились за прошедшие два тысячелетия. Книг с подробным разбором этого события также вышло немало. Сам Пилат за весь свой срок наместничества в Иудее вынес множество подобных приговоров. По свидетельству его современника Филона Александрийского, устраивал Пилат и бессудные расправы, в том числе и казни. Источники того времени Пилата характеризуют как жестокого оккупанта, способного спровоцировать местное население на мятеж и после этого устроить бойню.

Жан Маре в роли Понтия Пилата в фильме 1962 г.

Кроме того, Пилата обвиняли в коррупции, приговорах за взятки, подкупе других должностных лиц и тому подобных преступлениях. Трудно сказать, сколько в этих обвинениях правды, ведь мы знаем о них в основном по доносам, которые на Пилата писал, например, иудейский царь Агриппа I, сменивший Ирода. Как бы то ни было, прочие местные правители и население Понтия Пилата крайне не любили. Но при этом Пилат оставался префектом более 10 лет, что для наместника этого бурного и мятежного региона очень много. Из этого следует, что на своём посту он вполне устраивал как императора в Риме, так и своего прямого начальника — римского наместника в Сирии.

Понтий Пилат (актёр А.Ванин) в спектакле «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе.

Но в 37 г. н.э. Пилату перестало везти. Молодой легат пропретор Сирии Луций Вителлий по приказу императора Тиберия объявил войну Арете IV, правителю Набатейского царства. Поводом послужили нападения отрядов набатеев на иудейские земли. Сам Вителлий с двумя римскими легионами двинулся через Иудею к городу Петре. Он получил от жителей Самарии жалобу на неоправданную жестокость Понтия Пилата при подавлении очередного восстания. Рассмотрев её, Вителлий заменил Пилата на посту префекта Иудеи Публием Марцеллом. Самому Пилату было предписано отправиться в Рим, чтобы предстать перед судом.

Профиль Вителлия на римской монете. I в. н.э.

Виттелий далее посетил Иерусалим, где объявил об отмене налога на продажу плодов, а также вернул иудеям их религиозную святыню, одеяние первосвященника. Также Вителлий сместил первосвященника Каиафу, сменив его на Ионатана. Скорее всего, смещение деятелей администрации, запятнавших себя многочисленными преступлениями и коррупцией, было с восторгом воспринято местным населением. Не говоря уже о таких популистских мерах, как отмена налога и возврат святой реликвии. Таким образом Вителлий хотел, перед началом войны с соседним для Иудеи государством, заручиться поддержкой местного населения.

Кесария, раскопки на месте резиденции римских наместников. Современное фото.

Пилат с семьёй покинул свою резиденцию в Кесарии и отправился в столицу Римской Империи. К сожалению, о том, что с ним стало после, не сохранилось абсолютно никакой информации. Неизвестно даже, состоялся ли суд над Пилатом. Именно в начале 37 года здоровье Тиберия резко ухудшилось и 16 марта он скончался на своей вилле в Мизене. Его преемником стал Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный по своему прозвищу — Калигула. Новый император начал своё правление крайне осторожно, опасаясь вызвать недовольство какой-либо из влиятельных политических группировок в сенате. Осуждение римского патриция из сословия всадников, каковым был Понтий Пилат, да к тому же ещё и по сомнительному доносу от каких-то там жителей провинции, не имевших римского гражданства, могло негативно сказаться на политическом рейтинге нового императора. Так что можно предположить, что суда над Пилатом не произошло.

Мраморный бюст Калигулы. I в. н.э.

В то же время Пилата вряд ли назначали на какую-нибудь другую аналогичную должность, поскольку его репутация была подмочена. Скорее всего не получил Пилат и должности в Риме. Основная причина — он был представителем прежней администрации, его назначал Тиберий, и быть лояльным Калигуле у него не было особых причин. Разумеется, укрепляя свою власть император везде продвигал своих собственных назначенцев, избавляясь при этом от старых кадров. А от Пилата даже специально избавляться не пришлось, над ним и так висела перспектива судебного разбирательства с неясным исходом. Так что скорее всего бывшего всесильного наместника Иудеи без шума отправили доживать свой век на личной вилле где-нибудь в глуши. Во всяком случае нет никаких данных о том, чтобы Пилат потом занимал хоть какой-то государственный пост в Риме.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.>Понтий Пилат — биография, информация, личная жизнь

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος). Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н.э. (в ряде источников — прокуратор; игемон), римский всадник (эквит).

Время и место рождения Понтия Пилата не известно.

О Понтии Пилате известно, что в 26 году н. э. римский император Тиберий назначил его правителем провинции Иудея. Эту должность могли получить лица, принадлежавшие к привилегированному сословию всадников (второе сословие в государстве после сенаторского).

До этого Пилат, судя по всему, участвовал в войнах. Также делал политическую карьеру в качестве военного трибуна.

Пилат проживал в портовом городе Кесария. В его распоряжении был небольшой штат служащих: писцы, сопровождающие и посыльные. Пилат командовал пятью пешими когортами, каждая из которых была численностью от 500 до 1 000 человек, а также конницей, состоявшей приблизительно из 500 всадников.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

На время правления Понтия Пилата в Иудее пришлось знаковое для христиан событие: казнь Иисуса Христа.

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался казнить Иисуса Христа, в чем был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор.

Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:29-38).

Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя — багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им : се, Человек!» (Ин. 19:4-5).

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: » Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?».

При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).

Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9) — отсюда выражение «умыть руки».

Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Иудею Понтий Пилат покинул после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую им. В 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. Но историческая достоверность этих данных сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: …]S TIBERIÉVM …PON]TIVS PILATVS …PRAEF]ECTVS IVDAE. Это может быть фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н.э.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.

Понтий Пилат

Личная жизнь Понтия Пилата:

Жена — Клавдия Прокула (лат. Claudia Procula). В греческой, коптской и эфиопской церквах она причислена к лику святых.

В византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю). Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня.

Понтий Пилат и Клавдия Прокула

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.

Об обращении жены Пилата в христианство сообщает ряд христианских авторов: Афанасий, Августин Блаженный, Иоанн Малала и другие. Относительно характера сна жены Пилата мнения богословов разделились — часть считала что он был был от Бога, а другие — от дьявола.

Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея» пишет: «После доказательств, заключавшихся в делах, не маловажная вещь была и сон. Но почему же не сам Пилат видит его? Или потому, что жена была более достойна его, или потому, что если бы видел он, то не поверил бы ему, и даже, быть может, не сказал бы о нем. Поэтому так и устрояется, что видит этот сон жена, чтобы это сделалось известным для всех. И не просто видит она сон; но и страдает много, чтобы муж, хотя из сострадания к жене, помедлил совершать убийство».

Святитель Афанасий Великий пишет, что на суде Пилата после того как прокуратор умыл руки «Господь не ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог».

Феофилакт Болгарский не сообщает об обращении жены Пилата, но пишет: «Дивное дело! Судимый Пилатом устрашал его жену! Не сам Пилат видит сон, но жена его… Сон этот был делом промышления Божия, не для того, впрочем, чтоб вследствие его освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена».

Уильям Баркли называет Клавдию иудейской прозелиткой и также пишет, что позднейшие предания приписали ей обращение в христианство. Об обращении Прокулы в христианство пишет Ориген в своей гомилии на Евангелие от Матфея.

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19).

Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.

Аналогичное евангельскому тексту сообщение о жене Пилата содержится в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III в.): «И тут издалека прислала ему весть жена его: «Ничем пред тобой (не виновен) тот праведный муж, ибо я много за Него претерпела в эту ночь»».

В списке «Евангелия от Никодима», приводимого Б. Деревенским, указано имя жены Пилата — Прокула. При этом сведений о характере сна жены Пилата не приводится. Упомянута лишь реакция иудейских первосвященников на это известие: «Видишь, не говорили разве тебе, что (Он) соблазнитель? Смотри — в этот сон жену твою вверг». После описанных в Евангелиях чудесных знамений, сопровождавших смерть Иисуса, по рассказу «Евангелия от Никодима» «игемон и жена его предались печали глубокой, не ели и не пили в тот день».

Имя Прокла (Прокула) приписывается жене Пилата в апокрифе «Обращение Пилата»: «И как только префект отрубил голову Пилату, тотчас ангел подхватил её. Жена же его, Прокла, увидев приблизившегося и взявшего голову Пилата ангела, преисполнилась радостью и испустила дух. И была похоронена вместе с мужем своим».

Позднее Прокулу стали отождествлять с христианкой Клавдией, упомянутой у апостола Павла (2Тим.4:21). Эти два имени иногда объединяли в двойное имя — Клавдия Прокула (реже встречается вариант Иустина; у эфиопов Аброкла).

В средневековье считалось, что жена Пилата увидела во сне беса, который мучал её, в Новое время полагали, что во сне ей явился сам Иисус. Источником этого служит подробное описание суда Пилата, сна его жены и её последующей жизни, содержиеся в апокрифическом сочинении «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». В нём жена Пилата, называемая Клавдией, пишет своей подруге подробный рассказ о своей жизни в Иерусалиме, уделяя особое внимание событиям евангельской истории. Автор апокрифа приводит описание сна Клавдии. Сон Клавдии Прокулы: «В час сна, едва я склонила голову на подушку, как таинственные видения овладели моим воображением. Я видела Исуса… Лик Его блистал как солнце, Он парил на крыльях Херувов — пламенных исполнителей Воли Его… Он, казалось, был готов судить поколения народов, собранных у Его стоп. Мановением Своей десницы Он отделял добрых от злых; первые возносились к Нему, сияющие вечною юностию и божественною красотою, а вторые — низвергались в бездну огня. И Судия указывал им на раны, покрывавшие Его тело, говоря им громовым голосом: «Воздайте кровь, Которую Я пролил за вас!» Тогда эти нечестивые просили у гор покрыть их, а землю, чтобы она поглотила их. И чувствовали они себя безсмертными для муки и безсмертными для отчаяния. О какой сон, какое откровение!».

Святитель Иннокентий Херсонский указывает, что жена Пилата во сне не только убедилась в невиновности Иисуса, но и признала в нём «Праведника».

Образ Понтия Пилата в искусстве:

Образ Пилата нашёл отражение в художественной литературе: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова, «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне.

В музыке: рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь».

В изобразительном искусстве: «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

Образ Понтия Пилата в кино:

1898 — «Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия) — в роли Понтия Пилата актер Зигмунд Любин
1912 — «From the Manger to the Cross» — Сэмюэл Морган
1916 — «Христос», «Christus» — Амлето Новелли
1923 — «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.) — Вернер Краус
1927 — «Царь царей», «The King of Kings» — Виктор Варкони
1935 — «Голгофа» — Жан Габен
1935 — «Последние дни Помпей» — Бэзил Рэтбоун
1942 — «Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» — Жозе Бавьера
1946 — «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» — Жозе Бавьера
1948 — «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» — Жозе Бавьера
1951 — «Жизнь Христа» «The Living Christ Series» — Лоуэлл Гилмор
1952 — «El mártir del Calvario» — Жозе Бавьера
1953 — «Плащаница» — Ричард Бун
1953 — «Саломея» «Salome» — Бэзил Сидней
1954 — «Поцелуй Иуды» «El beso de Judas» — Жерар Тиши
1956 — «Иисус из Назарета» — Алан Уитли
1956 — «Понтий Пилат» — Жан Маре

Жан Маре в роли Понтия Пилата

1959 — «Бен-Гур» — Фрэнк Тринг
1961 — «Царь царей» — Хурт Хетфилд
1964 — «Евангелие от Матфея» — Алессандро Клеричи
1972 — «Пилат и другие» — Ян Кречмар
1973 — «Иисус Христос — суперзвезда» — Барри Деннен
1977 — «Иисус из Назарета» — Род Стайгер
1986 — «Дело Назаретянина» — Харви Кейтель
1988 — «Последнее искушение Христа» — Дэвид Боуи

Дэвид Боуи в роли Понтия Пилата

1989 — «Мастер и Маргарита» — Збигнев Запасевич
1994 — «Мастер и Маргарита» — Михаил Ульянов

Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата

1999 — «Иисус» — Гэри Олдмен

Гэри Олдмен в роли Понтия Пилата

2000 — «Иисус Христос — суперзвезда» — Фред Йохансон
2005 — «Мастер и Маргарита» — Кирилл Лавров

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата

2006 — «Страсти Христовы» — Христо Шопов
2008 — «Пилат» — Скотт Смит
2010 — «Бен-Гур» — Хью Бонневилль
2016 — «Бен-Гур» — Пилу Асбек

В Википедии есть статьи о других людях с именем Понтий.

Понтий Пилат

лат. Pontius Pilatus

Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890 год

Префект Иудеи

26—36 гг.

Предшественник

Валерий Грат

Преемник

Марцелл

Рождение

декабрь 12 до н. э.

  • Абруцци, Римская империя

Смерть

не позднее 41

  • Галлия

Супруга

Клавдия Прокула

Медиафайлы на Викискладе

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Πόντιος Πιλάτος) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Энциклопедичный YouTube

(10 голосов: 4.9 из 5)

  • Пилат Библейская энциклопедия
  • Пилат Библейский словарь Нюстрема
  • Понтий Пилат Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Синдром Пилата Александр Ткаченко
  • Иудейские древности. Глава 3 Иосиф Флавий

По́нтий Пила́т — пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа.

До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Великий, затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

Историчность фигуры

До ХХ века о Пилате свидетельствовала Библия и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

Имя

Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат — прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

Должность

Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) — управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

Характер Пилата

Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

Пилат и Христос

Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд (Втор.21:6-9) для собственной защиты.

Что было с Пилатом после Христа?

Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, — это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

Что было дальше — документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (2Тим. 4:21). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *