Понтийцы

Коренные и пришлые

Сегодня доподлинно уже нельзя различить, кто из греков эллиниец, а кто истинный понтиец. Все греки считают себя эллинцами. Они гордятся своими корнями. В то же время, считается, что современные греки не привыкли трудиться на собственных землях. Они нанимают для этого болгар, пакистанцев, албанцев и даже арабов.

Сами же эллинцы шумными компаниями рассиживают в пригородных кафетериях, ведут шумные беседы, не думая о том, что в стране практически не промышленности, а государство процветает за счет сельхозпроизводства.

Греков-фермеров немного, и они привыкли трудиться, разводя животных, выращивая виноградники и оливковые роощи. Они живут в сельской местности, не привыкли жаловаться на жизнь, расхаживать по барам и беседовать о нелегкой жизни с соседями. В города они приезжают лишь за тем, чтобы продать товары натурального хозяйства и купить что-нибудь нужное для дома или детей.

То и дело на дорогах и даже федеральных автотрассах можно видеть до отказа груженые фруктами и овощами колымаги, стремительно несущиеся в направлениях городов и крупных поселений. Лучше держаться от таких машин подальше, рекомендуют местные. «Агротисы» — так именуют сельскохозяйственнков, часто совершают небывалые маневры на дорогах, что приводит к непредвиденным последствиям. Таковы эллинцы, посмеиваются островные и городские греки.

Коренное население уже привыкло собираться вечерком с таверне или кафе и баловаться винами. Вечер фермера проходит примерно также, если все работы по хозяйству уже позади. При этом за столом принято вспоминать и приятелей, и неприятелей. Ругают эллинцы понтийцев? Вряд ли!

Женщины собираются и днем выпить кофе у соседей, а понтийцы то и дело работают. Такие шутки ходят среди представителей разных сословий греков. На самом же деле женщины обсуждают более «важные» новости и события, нежели их вторые половинки. У эллинских дам на устах готовка, возможности правильно и рачительно вести домашнее хозяйство. В конце концов – что приготовить на ужин для любимой семьи?

Кстати, в Греции уже немало семей, муж или жена в которых коренные греки, а вторые половинки – из числа приезжих или понтийцы. Эти категории населения уж очень похожими стали за долгие столетия, что прожили в одной стране и построили единое государство.

Молодежь уезжает из сел в города. Они не желают работать на земле, потеть, добывать ценою здоровья плоды собственных трудов. Работу греки ищут полегче, почище и поприбыльнее. Кстати, некоторым коренным молодым людям доводится учиться в ВУЗах до 10 лет к ряду или даже более. Почему? Платят стипендию, да и законы не запрещают коренным учиться чуть ли не всю жизнь.

Что же до приезжих, им в этой стране довольно трудно получить образование. Важно не только хорошо знать язык, но и историю, культуру, придерживаться основных традиций. В этом случае наипростейший путь к успеху у понтийцев или приезжих – это брак с коренным греком.

Молодые греки из коренных с удовольствием нанимаются на работы в сектор государственного обеспечения, идут в политику. От этого они не только имеют стабильные доходы, но и высокий статус, связи. Заработок и приличная пенсия гарантированы. При этом соблюдаются все социальные нормы: отпуск, страховка, в том числе и медицинская. К тому же не только на работающего, но и на всю его семью, какая бы по численности она не была. Госслужащие получают и еще массу льгот, всех не перечислить. При этом обязанности по работе у них далеко не обременительные, а уволить такого трудягу по закону практически невозможно.

Эллинцы считают своих отпрысков детьми чуть ли не до 30-летнего возраста. Даже если сын или дочь живут отдельно, как правило раз или даже дважды в неделю «маманя» навещает, принося еды в огромных количествах, наготавливая, как на Маланину свадьбу. Великовозрастные детки получают все радости жизни в виде горячих и холодных закусок от мам, полную заботу и обслуживание. Это длится даже если человек уже женат или замужем. «Заботятся» о своих детях примерно до 40-45 лет. Кстати, считается, что именно от такой заботы и любви, которая идет с пеленок и до зрелости, греки-эллинцы такие чуткие и добрые со всеми окружающими. В них нет ни капли злобы, зависти. Они вдохновенны, спокойны, мудры, терпеливы, учтивы и даже не запирают дверей в сельской местности.

Истинные эллинец или эллинка воспитываются в ортодоксальных традициях, т.е. в сугубо древних, коренных, истинных, настоящих, исконных. Дети с пеленок посещают праздничные гуляния религиозного толка, ходят в церковь. Некоторые христианские праздники, кстати – это и дополнительные выходные для греков. Если малыша крестят или венчают пару, такие события проходят шумно, многолюдно. Собираются все, даже самые дальние родственники семьи. Эти мероприятия в жизни коренных греков считаются знаковыми и наиболее важными. Особенно это касается эллинцев.

Государственные учреждения, банки и даже магазины в большинстве местностей Греции закрываются уже к 14:00. После все служащие и представители иных профессий, кому доводится трудиться до полудня, отправляются по домам на отдых. Однако ужинать у греков принято не ранее 21:00. На улицах шумно до поздней ночи. Греки не ложатся спать раньше полуночи, несмотря на то, что ранним утром надо будет подниматься на работу.

Магазины и аптеки открываются вечером лишь трижды в неделю. А вот крупные сетевые супермаркеты работают практически круглосуточно. Что же до сельской местности, там в лавках в период выходных даже хлеба не купить. Но это не проблема для эллинцев. Они проводят уик-энд а барах и тавернах, или запаслись продуктами и встречаются с многочисленными родственниками, закатывая пышные застолья с гуляньями.

Даму сердца греки приглашают в ресторан не менее 2 раз в неделю. Это считается образцово-показательным поведением при ухаживании за женщиной. Кстати, в таверны ходят целыми семьями с детьми. Греки при этом съедают такое огромное количество пищи, что туристам и приезжим и не снилось. За раз – почти недельная норма еды. Дети резвятся и с шумом и криками носятся между столами, а если устали, спят прямо тут же, на диванчиках или даже стульях.

Много у эллинцев древних национальных праздников, которые отмечают шумно и собирая многолюдные компании. Это «День Охи» — ознаменование отвергнутого греками ультиматума Муссолини. Также бурно проходят парады и карнавалы, приуроченные к рождественским и новогодним гуляниям, пасхальным традициям, а также в преддверии Великого поста.

Считается, что в такие дни сам Дионисий – бог виноделия и покровитель возлияний, приходит к грекам, чтобы насладиться их чудесными напитками, возглавляя карнавальные шествия.

Этнографы уже давно не в шоке

Изучая древние греческие традиции и сам этот этнос, историки и археологи пришли к выводу, что в данное время в стране олив проживают не только коренные греки – эллинцы, но и выходцы из Армении, Турции, Грузии и даже России. Многие из них считают себя коренными, несмотря на то, что поистине они – понтийцы.

У переселенцев традиции немногим схожи с эллинскими. Они привыкли жить так, как это делали их предки, населяющие Кавказ, Крым, Балканский полуостров. Это просто мигранты, в традиционном понимании. Несмотря на то, что они стараются соблюдать традиции эллинцев, отличают их пристрастия к собственным национальным праздникам и язык. Он видоизменен, пусть даже и очень похож на греческий. В язык добавлено много слов армянских, грузинских и даже русских.

Понтийцы сохранили черты своего народа. Этим все сказано, говорят исследователи. Кстати, греки-понтийцы не отождествляют себя с эллинцами, их культурой и наследием. Впрочем, численность понтийцев сейчас назвать нельзя. В ходе переписи 1989 г., статисты собирали общие данные о жителях страны, не разделяя коренных и мигрантов, задержавшихся в Греции на всю оставшуюся жизнь. Больше всего среди понтийцев – выходцев из России и государств бывшего Советского союза. Вторые по численности среди понтийцев – турки. Еще меньше представителей Канады, Германии, Америки. Кстати, не все понтийские греки сейчас проживают в стране олив. Многие, считая себя греками, переехали в другие государства и страны мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *