Последование литургии текст

Требник гражданским шрифтом

Вхо́дит свяще́нник, и облача́ется в свяще́нническую оде́жду бе́лую, и нарука́вницы: и вжига́емым все́м свеща́м, взе́м кади́льницу, отхо́дит к купе́ли, и кади́т о́крест, и отда́в кади́льницу, покланя́ется.

Та́же глаго́лет диа́кон:

Благослови́ влады́ко:

Свяще́нник же возгла́сно:

Благослове́но Ца́рство отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

Диа́кон же а́бие глаго́лет ектению́:

Ми́ром Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре:

О ми́ре всего́ ми́ра:

О святе́м хра́ме се́м:

О святе́йшем прави́тельствующем сино́де:

О благочести́вейшем:

О е́же освяти́тися воде́ се́й, си́лою и де́йством, и наи́тием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же низпосла́тися е́й благода́ти избавле́ния, благослове́нию иорда́нову, Го́споду помо́лимся.

О е́же приити́ на во́ду сию́ чисти́тельному пресу́щественныя Тро́ицы де́йству, Го́споду помо́лимся.

О е́же просвети́тися на́м просвеще́нием ра́зума и благоче́стия, наи́тием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же показа́тися е́й отгна́нию вся́каго наве́та ви́димых и неви́димых враго́в, Го́споду помо́лимся.

О е́же досто́йну бы́ти нетле́ннаго Ца́рствия в не́й креща́емому, Го́споду помо́лимся.

О е́же ны́не приходя́щем ко свято́му просвеще́нию, и о спасе́нии его́, Го́споду помо́лимся.

О е́же показа́тися ему́ сы́ну све́та, и насле́днику ве́чных бла́г, Го́споду помо́лимся.

О е́же бы́ти ему́ сра́слену и прича́стнику сме́рти и воскре́сния Христа́ Бо́га на́шего, Го́споду помо́лимся.

О е́же сохрани́ти ему́ оде́жду креще́ния, и обруче́ние ду́ха нескве́рно и непоро́чно, в де́нь стра́шный Христа́ Бо́га на́шего, Го́споду помо́лимся.

О е́же бы́ти ему́ воде́ се́й ба́нею пакибытия́, оставле́нию грехо́в и оде́жди нетле́ния, Го́споду помо́лимся.

О е́же услы́шати Го́споду Бо́гу гла́с моле́ния на́шего, Го́споду помо́лимся.

О е́же изба́витися ему́же и на́м от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

Заступи́, спаси́, поми́луй:

Пресвяту́ю, пречи́стую:

И диа́кону глаго́лющу сия́, свяще́нник глаго́лет в себе́ моли́тву сию́, та́йно:

Благоутро́бный и ми́лостивый Бо́же, истязу́яй сердца́ и утро́бы, и та́йная челове́ческая ве́дый еди́н, не бо́ е́сть ве́щь неявле́нна пред тобо́ю, но вся́ на́га и обнаже́нна пред очи́ма твои́ма: ве́дый я́же о мне́, да не омерзи́ши мя́, ниже́ лица́ твоего́ отврати́ши от Мене́: но пре́зри моя́ прегреше́ния в ча́с се́й, презира́яй челове́ков грехи́ в покая́ние, и омы́й мою́ скве́рну теле́сную и скве́рну душе́вную, и всего́ мя освяти́ всесоверше́нною си́лою твое́ю неви́димою, и десни́цею духо́вною: да не свобо́ду ины́м возвеща́яй, и сию́ подава́яй ве́рою соверше́нною, твоего́ неизрече́ннаго человеколю́бия са́м, я́ко ра́б греха́, неиску́сен бу́ду. Ни́, Влады́ко, еди́не благи́й и человеколюби́вый, да не возвращу́ся смире́н: но низпосли́ мне́ си́лу с высоты́, и укрепи́ мя к слу́жбе предлежа́щаго твоего́ та́инства, вели́каго и пренебе́снаго: и вообрази́ Христа́ твоего́ в хотя́щем па́ки роди́тися, мои́м окая́нством: и назида́й его́ на основа́нии апо́стол и проро́к твои́х, и да не низложи́ши: но насади́ его́ насажде́ние и́стины во святе́й твое́й собо́рней и апо́стольстей це́ркви, и да не восто́ргнеши: я́ко да преуспева́ющу ему́ во благоче́стии, сла́вится и те́м всесвято́е и́мя твое́, отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Подоба́ет ве́дати, я́ко не возглаша́ет, но ами́нь в себе́ глаго́лет.

Та́же глаго́лет моли́тву сию́ велегла́сно:

Ве́лий еси́ Го́споди, и чу́дна дела́ твоя́, и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с твои́х. Три́жды.

Ты́ бо хоте́нием от не су́щих во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, твое́ю держа́вою содержи́ши тва́рь, и твои́м про́мыслом стро́иши ми́р: ты́ от четы́рех стихи́й тва́рь сочини́вый, четы́рми времены́ кру́г ле́та венча́л еси́. Тебе́ трепе́щут у́мныя вся́ си́лы, тебе́ пое́т со́лнце, тебе́ сла́вит луна́, тебе́ прису́тствуют зве́зды, тебе́ слу́шает све́т, тебе́ трепе́щут бе́здны, тебе́ рабо́тают исто́чницы. ты́ просте́рл еси́ не́бо я́ко ко́жу: ты́ утверди́л еси́ зе́млю на вода́х: ты́ огради́л еси́ мо́ре песко́м: ты́ ко отдыха́нием возду́х пролия́л еси́. а́нгельския си́лы тебе́ слу́жат: арха́нгельстии ли́цы тебе́ кла́няются: многоочи́тии херуви́ми, и шестокрила́тии серафи́ми о́крест стоя́ще, и облета́юще, стра́хом непристу́пныя сла́вы твоея́ покрыва́ются. Ты́ бо Бо́г сы́й неопи́санный, безнача́льный же и неизглаго́ланный, прише́л еси́ на зе́млю, зра́к раба́ прии́м, в подо́бии челове́честем бы́в: не бо́ терпе́л еси́ Влады́ко, милосе́рдия ра́ди ми́лости твоея́, зре́ти от диа́вола му́чима ро́да челове́ча, но прише́л еси́ и спа́сл еси́ на́с. Испове́дуем благода́ть, пропове́дуем ми́лость, не таи́м благодея́ния: естества́ на́шего ро́ды свободи́л еси́, Де́вственную освяти́л еси́ утро́бу рождество́м твои́м. вся́ тва́рь воспева́ет тя́ я́вльшагося: ты́ бо Бо́г на́ш на земли́ яви́лся еси́, и с челове́ки пожи́л еси́. Ты́ иорда́нския струи́ освяти́л еси́, с небесе́ низпосла́вый свята́го твоего́ ду́ха, и главы́ та́мо гнездя́щихся сокруши́л еси́ змие́в.

Ты́ у́бо человеколю́бче Царю́, прииди́ и ны́не наи́тием свята́го твоего́ ду́ха, и освяти́ во́ду сию́. Три́жды.

И да́ждь е́й благода́ть избавле́ния, благослове́ние иорда́ново: сотвори́ ю́ нетле́ния исто́чник, освяще́ния да́р, грехо́в разреше́ние, неду́гов исцеле́ние: де́монов всегуби́тельство, сопроти́вным си́лам непристу́пну, а́нгельския кре́пости испо́лнену. да бежа́т от нея́ наве́тующии созда́нию твоему́: я́ко и́мя твое́ Го́споди призва́х, ди́вное и сла́вное, и стра́шное сопроти́вным.

И зна́менает во́ду три́жды, погружа́я пе́рсты в воде́, и ду́нув на ню́ глаго́лет:

Да сокруша́тся под зна́мением о́браза креста́ твоего́ вся́ сопроти́вныя си́лы. Три́жды.

Мо́лимся тебе́, Го́споди, да отсту́пят от на́с вся́ возду́шная и неявле́нная привиде́ния: и да не утаи́тся в воде́ се́й де́мон те́мный: ниже́ да сни́дет с креща́ющимся ду́х лука́вый, помраче́ние помысло́в, и мяте́ж мы́сли наводя́й: но ты́, Влады́ко все́х, покажи́ во́ду сию́, во́ду избавле́ния, во́ду освяще́ния, очище́ние пло́ти и ду́ха, осла́бу у́з, оставле́ние прегреше́ний, просвеще́ние ду́ш, ба́ню пакибытия́, обновле́ние ду́ха, сыноположе́ния дарова́ние, одея́ние нетле́ния, исто́чник жи́зни. Ты́ бо ре́кл еси́, Го́споди: измы́йтеся, и чи́сти бу́дете, отими́те лука́вства от ду́ш ва́ших. Ты́ дарова́л еси́ на́м свы́ше па́ки рожде́ние водо́ю и ду́хом: яви́ся Го́споди, на воде́ се́й, и да́ждь претвори́тися в не́й креща́емому, во е́же отложи́ти у́бо ве́тхаго челове́ка, тле́емаго по по́хотем пре́лести, облещи́ся же в но́ваго, обновля́емаго по о́бразу созда́вшаго его́: да бы́в сра́слен подо́бию сме́рти твоея́ креще́нием, о́бщник и воскре́сния бу́дет: и сохрани́в да́р свята́го твоего́ ду́ха, и возрасти́в зало́г благода́ти, прии́мет по́честь го́рняго зва́ния, и сопричте́тся перворожде́нным напи́санным на небеси́, в тебе́ Бо́зе и Го́споде на́шем Иису́се Христе́.

Я́ко тебе́ подоба́ет сла́ва, держа́ва, че́сть и поклоне́ние вку́пе со безнача́льным твои́м отце́м, и со пресвяты́м и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Ми́р все́м.

Главы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.

И вду́нет три́жды в сосу́д еле́а, и зна́менает три́жды се́й, си́есть еле́й держи́мый от диа́кона, и ре́кшу ему́:

Го́споду помо́лимся.

Свяще́нник же глаго́лет моли́тву:

Влады́ко Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, су́щым в ковче́зе но́еве голуби́цу посла́вый, суче́ц ма́сличный иму́щу усте́х примире́ния зна́мение, спасе́ния же от пото́па, и благода́ти та́инство о́ными предъобрази́вый, и ма́сличный пло́д, во исполне́ние святы́х твои́х та́ин пода́вый: те́м и бы́вших в зако́не ду́ха свята́го испо́лнивый, и су́щих в благода́ти соверша́яй: са́м благослови́ и се́й еле́й, си́лою и де́йством и наи́тием свята́го твоего́ ду́ха, я́коже бы́ти тому́ пома́занию нетле́ния, ору́жию пра́вды, обновле́нию души́ и те́ла, вся́каго диа́вольскаго де́йства отгна́нию, во измене́ние все́х зо́л, помазу́ющымся ве́рою, или́ вкуша́ющым от него́ в сла́ву твою́, и единоро́днаго твоего́ Сы́на, и Пресвята́го, и блага́го, и животворя́щаго твоего́ ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

Диа́кон: Во́нмем.

Свяще́нник, поя́ Аллилу́иа три́жды с людьми́, твори́т кресты́ три́ еле́ем в воде́.

Та́же возглаша́ет: Благослове́н Бо́г, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в ми́р, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

И прино́сится креща́емый.

Свяще́нник же взе́млет от еле́а двема́ пе́рсты, и твори́т креста́ о́браз, на челе́ и пе́рсех, и на междора́мии, глаго́ля:

Помазу́ется ра́б Бо́жий и́мярек, еле́ем ра́дования, во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.

И назна́менует его́ пе́рси, и междора́мия.

На пе́рсех у́бо глаго́ля: Во исцеле́ние души́ и те́ла.

На ушесе́х же: В слы́шание ве́ры.

На рука́х: Ру́це твои́ сотвори́сте мя́, и созда́сте мя́.

На нога́х: Во е́же ходи́ти ему́ по стопа́м за́поведей твои́х.

И егда́ пома́жется все́ те́ло, креща́ет его́ свяще́нник, про́ста его́ держа́, и зря́ща на восто́к, глаго́ля:

Креща́ется ра́б Бо́жий, и́мярек, во и́мя отца́, ами́нь. И Сы́на, ами́нь. И Свята́го Ду́ха, ами́нь.

На ко́емждо приглаше́нии низводя́ его́, и возводя́. По креще́нии же умыва́ет свяще́нник ру́це, поя́ с людьми́ псало́м 31:

Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния, и и́хже прикры́шася греси́. Блаже́н му́ж, ему́же не вмени́т Госпо́дь греха́, ниже́ е́сть во усте́х его́ ле́сть. Я́ко умолча́х, обетша́ша ко́сти моя́, от е́же зва́ти ми́ ве́сь де́нь. Я́ко де́нь и но́щь отяготе́ на мне́ рука́ твоя́, возврати́хся на стра́сть, егда́ унзе́ ми те́рн. Беззако́ние мое́ позна́х, и греха́ моего́ не покры́х. ре́х: испове́м на мя́ беззако́ние мое́ Го́сподеви, и ты́ оста́вил еси́ нече́стие се́рдца моего́. За то́ помо́лится к тебе́ вся́к преподо́бный во вре́мя благопотре́бно: оба́че в пото́пе во́д мно́гих к нему́ не прибли́жатся. Ты́ еси́ прибе́жище мое́ от ско́рби обдержа́щия мя́: ра́досте моя́, изба́ви мя́ от обыше́дших мя́. Вразумлю́ тя, и наста́влю тя́ на пу́ть се́й, во́ньже по́йдеши, утвержу́ на тя́ о́чи мои́. Не бу́дите я́ко ко́нь и ме́ск, и́мже не́сть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти и́х востя́гнеши, не приближа́ющихся к тебе́. Мно́ги ра́ны гре́шному, упова́ющаго же на Го́спода ми́лость обы́дет. Весели́теся о Го́споде, и ра́дуйтеся пра́веднии, и хвали́теся вси́ пра́вии се́рдцем.

Се́й же псало́м глаго́лется ве́сь, три́жды.

И облача́я его́ во одея́ния, глаго́лет:

Облача́ется ра́б Бо́жий, и́мярек, в ри́зу пра́вды, во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.

И пое́тся тропа́рь, во гла́с 8:

Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том я́ко ри́зою, многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.

И по е́же облещи́ его́ мо́лится свяще́нник, глаго́ля моли́тву сию́:

Благослове́н еси́ Го́споди Бо́же вседержи́телю, исто́чниче благи́х, со́лнце пра́вды, возсия́вый су́щым во тьме́ све́т спасе́ния, явле́нием единоро́днаго твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего: и дарова́вый на́м недосто́йным блаже́нное очище́ние во святе́й воде́, и Боже́ственное освяще́ние в животворя́щем пома́зании: и́же и ны́не благоволи́вый па́ки роди́ти раба́ твоего́ новопросвеще́ннаго водо́ю и ду́хом, и во́льных и нево́льных грехо́в оставле́ние тому́ дарова́вый. са́м Влады́ко, всеЦарю́ благоутро́бне, да́руй тому́ и печа́ть да́ра, свята́го и всеси́льнаго, и покланя́емаго твоего́ ду́ха, и причаще́ние свята́го те́ла, и честны́я кро́ве Христа́ твоего́. сохрани́ его́ в твое́м освяще́нии, утверди́ в правосла́вной ве́ре, изба́ви от лука́ваго, и все́х начина́ний его́: и спаси́тельным твои́м стра́хом в чистоте́ и пра́вде ду́шу его́ соблюди́: да во вся́ком де́ле и сло́ве благоугожда́яй тебе́, сы́н и насле́дник бу́дет небе́снаго твоего́ Ца́рствия.

Возгла́сно: Я́ко ты́ еси́ Бо́г на́ш, Бо́г е́же ми́ловати и спаса́ти: и тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

И по моли́тве помазу́ет крести́вшагося святы́м ми́ром, творя́ креста́ о́браз:

На челе́, И очесе́х, И но́здрех, И усте́х, И обои́х ушесе́х, И пе́рсех, И рука́х, И нога́х,

И глаго́ля:

Печа́ть да́ра ду́ха свята́го. Ами́нь.

Та́же твори́т свяще́нник с восприе́мником и младе́нцем кру́га о́браз.

И пое́м: Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́иа. Три́жды.

Та́же проки́мен, гла́с 3:

Госпо́дь просвеще́ние мое́, и спаси́тель мо́й, кого́ убою́ся?

Сти́х: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Апо́стол к ри́мляном, зача́ло 91:

Бра́тие, ели́цы во Христа́ Иису́са крести́хомся, в сме́рть его́ крести́хомся. Спогребо́хомся у́бо ему́ креще́нием в сме́рть: да я́коже воста́ Христо́с от ме́ртвых сла́вою о́тчею, та́ко и мы́ во обновле́нии жи́зни ходи́ти на́чнем. А́ще бо сообра́зни бы́хом подо́бию сме́рти его́, то́ и воскре́снию бу́дем: Сие́ ве́дяще, я́ко ве́тхий на́ш челове́к с ни́м распя́тся, да упраздни́тся те́ло грехо́вное, я́ко ктому́ не рабо́тати на́м греху́. уме́рый бо оправди́ся от греха́. А́ще ли умро́хом со Христо́м, ве́руем, я́ко и жи́ви бу́дем с ни́м: Ве́дяще, я́ко Христо́с воста́ от ме́ртвых, ктому́ уже́ не умира́ет, сме́рть ему́ ктому́ не облада́ет. Е́же бо у́мре, греху́ у́мре еди́ною: а е́же живе́т, бо́гови живе́т. Та́коже и вы́ помышля́йте себе́ ме́ртвым у́бо бы́ти греху́, живы́м же бо́гови, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем.

Иере́й: Ми́р ти́.

Диа́кон: Прему́дрость, во́нмем.

Чте́ц: Аллилу́иа.

Посе́м диа́кон: Прему́дрость, про́сти услы́шим свята́го Ева́нглиа.

Иере́й: От Матфе́а свята́го Ева́нглиа чте́ние.

Диа́кон: Во́нмем.

Иере́й чте́т, зача́ло 116:

Во вре́мя о́но, единиина́десять ученицы́ идо́ша в галиле́ю в го́ру, а́може повеле́ и́м Иису́с. И ви́девше его́, поклони́шася ему́: о́ви же усумне́шася. И присту́пль Иису́с рече́ и́м, глаго́ля: даде́ся ми́ вся́ка вла́сть на небеси́ и на земли́. Ше́дше научи́те вся́ язы́ки, крестя́ще и́х во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха: уча́ще и́х блюсти́ вся́, ели́ка запове́дах ва́м, и се́ а́з с ва́ми е́смь во вся́ дни́, до сконча́ния ве́ка, ами́нь.

Та́же ектениа́: Поми́луй на́с Бо́же:

Еще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем святе́йшем патриа́рхе Кири́лле, и о господи́не и отце́ на́шем блаже́ннейшем митрополи́те Влади́мире, и о преосвяще́ннейшем митрополи́те имярек, и о все́й во Христе́ бра́тии на́шей.

Еще́ мо́лимся о богохрани́мей стране́ нашей, власте́х и воинстве́ ея, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во всяком благоче́стии и чистоте́.

Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, спасе́нии и оставле́нии грехо́в раба́ Бо́жия, и́мярек, восприе́мника.

Еще́ мо́лимся о новопросвеще́нном рабе́ Бо́жии, и́мярек.

О е́же сохране́ну бы́ти ему́ в ве́ре чи́стаго испове́дания, во вся́ком благоче́стии же и исполне́нии за́поведей Христо́вых, во вся́ дни́ живота́ его́.

Я́ко ми́лостив и человеколю́бец Бо́г еси́:

Ли́к: Ами́нь.

Свяще́нник: Сла́ва тебе́ Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва тебе́.

Сла́ва, и ны́не:

Го́споди поми́луй, три́жды: Благослови́.

И свяще́нник твори́т отпу́ст:

И во осмы́й де́нь па́ки прино́сят его́ в це́рковь, во е́же омы́ти. И разреша́ет ему́ свяще́нник пелены́ и по́яс, глаго́ля моли́твы сия́:

Го́споду помо́лимся.

Ли́к: Го́споди поми́луй.

Избавле́ние грехо́в святы́м креще́нием рабу́ твоему́ дарова́вый, и жи́знь па́ки рожде́ния ему́ пода́вый: са́м Влады́ко Го́споди, просвеще́ние лица́ твоего́ в се́рдце его́ озаря́ти вы́ну благоволи́, щи́т ве́ры его́ не наве́тован от враго́в соблюди́, нетле́ния оде́жду, е́юже оде́яся, нескве́рну в не́м и небла́знену сохрани́, неруши́му в не́м духо́вную печа́ть благода́тию твое́ю соблюда́я, ми́лостив ему́же и на́м быва́я, по мно́жеству щедро́т твои́х.

Я́ко благослови́ся, и просла́вися, пречестно́е и великоле́пое и́мя твое́, отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Моли́тва втора́я.

Го́споду помо́лимся.

Ли́к: Го́споди поми́луй.

Влады́ко Го́споди Бо́же на́ш, купе́лию небе́сное осия́ние креща́емым подава́яй, па́ки роди́вый раба́ твоего́ новопросвеще́ннаго водо́ю и ду́хом, и во́льных и нево́льных грехо́в оставле́ние тому́ дарова́вый, возложи́ на него́ ру́ку твою́ держа́вную, и сохрани́ его́ в си́ле твоея́ бла́гости, некра́домо обруче́ние сохрани́, и сподо́би его́ в жи́знь ве́чную и в твое́ благоугожде́ние.

Я́ко ты́ еси́ освяще́ние на́ше, и тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

Иере́й: Ми́р все́м.

Ли́к: И ду́хови твоему́.

Диа́кон: Главы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.

Ли́к: Тебе́ Го́споди.

Оде́явыйся в тя́ Христа́ и Бо́га на́шего, тебе́ подклони́ с на́ми свою́ главу́, его́же сохрани́ непобеди́ма подви́жника пребы́ти на всу́е вражду́ нося́щих на него́ и на ны́, твои́м же нетле́нным венце́м да́же до конца́ победи́тели вся́ покажи́. я́ко твое́ е́сть, е́же ми́ловати и спаса́ти, и тебе́ сла́ву возсыла́ем со безнача́льным твои́м отце́м, и пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

И разреша́ет поя́с отроча́те, и пелены́, и соедини́в края́ и́х, омоча́ет водо́ю чи́стою я́, и кропи́т отроча́, глаго́ля:

Оправда́лся еси́. Просвети́лся еси́. Освяти́лся еси́. Омы́лся еси́ и́менем Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и ду́хом Бо́га на́шего.

И взе́м гу́бу но́вую напое́нную водо́ю, отира́ет лице́ его́ со главо́ю, и пе́рси, и про́чая, глаго́ля:

Крести́лся еси́. Просвети́лся еси́. Миропома́зался еси́. Освяти́лся еси́. Омы́лся еси́: во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.

Моли́тва на постриже́ние власо́в.

Диа́кон: Го́споду помо́лимся.

Ли́к: Го́споди поми́луй.

Влады́ко Го́споди Бо́же на́ш, и́же о́бразом твои́м почти́вый челове́ка, от души́ слове́сныя и те́ла благоле́пнаго устро́ивый его́, я́ко да те́ло слу́жит слове́сной души́: главу́ у́бо на высоча́йших положи́вый, и в не́й мно́жайшыя чу́вств водрузи́вый, незапина́ющыя дру́г дру́гу: власы́ же главу́ покры́л еси́, во е́же не врежда́тися преложе́ньми возду́шными, и вся́ у́ды его́ потре́бно насади́вый, да все́ми благодари́т тя́ изряднохудо́жника. Са́м Влады́ко сосу́дом избра́ния твоего́ па́влом апо́столом запове́давый на́м, вся́ в сла́ву твою́ твори́ти, прише́дшаго раба́ твоего́ и́мярек, нача́ток сотвори́ти стрищи́ власы́ главы́ своея́, благослови́ вку́пе с его́ восприе́мником: и да́ждь и́м все́м поуча́тися в зако́не твое́м, и благоуго́дная тебе́ де́яти.

Я́ко ми́лостив и человеколю́бец Бо́г еси́, и тебе́ сла́ву возсыла́ем Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

Иере́й: Ми́р все́м.

Ли́к: И ду́хови твоему́.

Диа́кон: Главы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.

Ли́к: Тебе́ Го́споди.

Свяще́нник же глаго́лет моли́тву сию́:

Го́споди Бо́же на́ш, от исполне́ния купе́льнаго твое́ю бла́гостию освяти́вый в тя́ ве́рующыя, благослови́ настоя́щаго младе́нца, и на главу́ его́ благослове́ние твое́ да сни́дет. и я́коже благослови́л еси́ проро́ком саму́илом Дави́да царя́, благослови́ и главу́ раба́ твоего́, и́мярек, руко́ю мене́ гре́шнаго, приходя́ ему́ ду́хом твои́м святы́м: я́ко да преспева́яй во́зрастом, и седи́нами ста́рости, сла́ву тебе́ возсле́т, и уви́дит блага́я иерусали́мова вся́ дни́ живота́ своего́.

Я́ко подоба́ет тебе́ вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ли́к: Ами́нь.

И пострига́ет его́ крестови́дно, глаго́ля:

Пострига́ется ра́б Бо́жий, и́мярек, во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха.

Ли́к: Ами́нь.

Та́же ектениа́, в не́йже помина́ет по импера́торе восприе́мника с новопросвеще́нным.

Поми́луй на́с Бо́же, по вели́цей ми́лости:

Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, и о спасе́нии раба́ Бо́жия, и́мярек, восприе́мника, и новопросвеще́ннаго, и́мярек.

Иере́й: Я́ко ми́лостив:

И быва́ет обы́чный отпу́ст.

Божественная литургия

Мы уже говорили, что литургия — главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26, 28). Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Апостолы и после воскресения Христа и вознесения Его на Небо совершали Таинство причащения. Во время Евхаристии (греч. благодарение) каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Мы таинственно, под видом хлеба и вина, причащаемся Самого Божества — Тела и Крови Спасителя. Он в нас пребывает, и мы пребываем в Нем, как сказал Господь (см.: Ин 15, 5).

Евхаристия называется еще Бескровной жертвой, потому что она есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за нас на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на Небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и повторяться не будет. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают Бескровную жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха — главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира — основа нашей веры.

Святые Дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно. Мы причащаемся во исцеление души и тела. Приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», — говорится в молитвах ко Святому причащению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как Господь вразумил одного юношу, Дмитрия Шепелева, и показал, что в святом причастии подается подлинное Тело Спасителя: «Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны» («Отечник»).

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения Евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на Святые Дары. Да, Таинство причащения, Евхаристия — величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет в Крови Его (см.: Лк 22, 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, духовно воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин 6, 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения, Евхаристия, с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как общее дело, общее служение.

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать Таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба — Евхаристию. Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян 2, 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали Евхаристию по тому самому порядку, которому научил их Учитель. В апостольские времена Евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Какие бывают литургии

Литургия апостола Иакова

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров.

Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии. Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы.

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году:

накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров

Литургия святителя Григория Двоеслова

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября по старому стилю) служится литургия по его чину.

Последовательность и символическое значение литургии

Порядок совершения полной литургии (то есть не литургии Преждеосвященных Даров) таков. Вначале приготовляется вещество для совершения Евхаристии. Затем верующие готовятся к Таинству. И, наконец, совершается само Таинство — освящение Святых Даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, имеет три части: проскомидия; литургия оглашенных; литургия верных.

Проскомидия

Слово это греческое и в переводе означает принесение. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии, имеет название просфоры, что значит приношение (в древности сами христиане приносили хлебы на литургию). В Православной Церкви Евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.

Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.

Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Агнец раздробляется после преложения Святых Даров, и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию. Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Проскомидия совершается в самом начале литургии в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа, является также начальным возгласом проскомидии. Перед литургией совершается последование третьего и шестого часов.

Проскомидия — очень важная часть Божественной литургии, и приготовление Даров для освящения имеет глубокое символическое значение.

Напомним: проскомидия совершается на жертвеннике.

Из Агничной просфоры священник специальным ножом, который называется копием, вырезает середину в форме куба. Эта часть просфоры имеет название Агнец в знак того, что Господь, как Непорочный Агнец, был заклан за наши грехи. С нижней части Агнец надрезается крестообразно со словами: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь) и спасение». Священник копием прободает правую сторону Агнца, произнося слова: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин 19, 34-35).

С этими словами вливается в потир вино, смешанное с водой. Приготовление Даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, Голгофская жертва на Кресте, а также погребение.

Приготовленный Агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления Агнца он полагается на дискосе.

Священник из второй просфоры вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь святого Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых, чья память совершается Церковью в этот день, родителей Богородицы, святых праведных Иоакима и Анны, и того святителя, чья литургия совершается.

Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.

В алтарь на проскомидию верующие подают записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимают частицы.

Все частицы полагают в определенном порядке на дискосе.

Священник, покадив, ставит на дискосе над Агнцем и частицами звездицу. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица — звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровцы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами. Эти пелены также символизируют пелены рождественские.

Значение поминовения на проскомидии

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник всыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Молитва на проскомидии о здравии и упокоении с изъятием за них частиц, а потом погружение их в потир — высшее поминовение в Церкви. За них приносится Бескровная жертва. Они тоже участвуют в литургии.

У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (1840–1917), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (ныне прославлен как местночтимый святой). Он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и поблагодарил за труды. Он попросил помянуть на литургии его родителей, иерея Никиту и матушку Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит перед Престолом Божиим, святитель Феодосий сказал: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему тридцать заупокойных литургий, а братии — творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо и я нахожусь во свете».

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных. Малый вход

Вторая часть литургии имеет название литургии оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.

После возгласа священника: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — хор поет: «Аминь». Произносится мирная, или великая, ектения. Начинается она словами: «Миром Господу помолимся». Слово «миром» говорит нам о том, что мы должны совершать моление в мире, примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши молитвы.

Мирная ектения охватывает все стороны нашего бытия. Мы молимся: о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помощи всем путешествующим, больным и находящимся в пленении.

Литургия — это общее дело, и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20), — говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек.

После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами, так как их положено петь на двух клиросах попеременно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне…» — о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве. Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест, возглашает: «Премудрость, прости!» В переводе с греческого прости значит прямо. Это сказано как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо.

Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет Благую весть миру.

После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню, святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый Боже…» В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуиа». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в эти праздники. В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Далее следуют положенные в этот день чтения из книг Посланий святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.

К внимательному чтению Апостола и Евангелия нас готовят возгласы «Вонмем» и «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». После евангельского чтения следует сугубая (усиленная) ектения, на которой кроме различных молений о священноначалии, властях, воинстве и всех верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал свои записки на литургию: их имена возглашают священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне поминаемых».

Во время сугубой ектении священник раскрывает на престоле святой антиминс.

После произнесенной сугубой ектении часто добавляется ектения об умерших. Во время нее мы молимся о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.

Далее следует ектения об оглашенных. У некоторых эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, которые еще не приняли крещение, но тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В наше время много людей, крещенных когда-то, в детстве, родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении.

После слов «Оглашенные, изыдите» готовящиеся к крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась главная часть Божественной литургии. При этих словах мы должны особенно внимательно заглянуть в свою душу, изгнать из нее все обиды и вражду на ближних, а также все житейские суетные помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.

Литургия верных

Эта часть службы начинается после призыва оглашенным удалиться из храма. Далее следуют две краткие ектении. Хор начинает петь Херувимскую песнь. Если переложить ее на русский язык, она будет читаться так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают ангельские Силы. Хвалите Бога!»

В этой песни упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.

Однажды преподобный Серафим Саровский, будучи иеродиаконом, служил Божественную литургию. После малого входа Серафим возгласил в царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: «И во веки веков!» — как озарил его луч ярче солнечного света. Взглянув на это сияние, он увидел Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого во славе, неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными Силами — Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами.

Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения Даров с жертвенника на престол.

Перенесение это называется великим входом. Священник с диаконом переносят Дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверьми. Остановившись на амвоне, перед царскими вратами, обратившись лицом к верующим, они поминают Святейшего Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.

После этого священнослужители входят в алтарь царскими вратами, поставляют Чашу и дискос на престоле и покрывают Дары специальной пеленой (воздухом). Тем временем хор допевает Херувимскую песнь. Великий вход символизирует торжественное шествие Христа на Свои вольные страдания и смерть.

Ектения, следующая после перенесения Даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии — освящению Святых Даров.

После этой ектении поется Символ веры. Перед пением всем народом Символа веры диакон возглашает: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» Эти слова в древности напоминали привратникам, что начинается главная и торжественная часть службы, чтобы они следили за дверьми храма, дабы входящие не нарушили благочиния. Нам же это напоминает о том, что надо закрыть двери своего ума от посторонних помыслов.

Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.

Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные, восприемники при Таинстве крещения, не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и, конечно, знает это песнопение наизусть.

Таинство Евхаристии, святое возношение нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением и особой внимательностью. Поэтому диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Начинается евхаристический канон. Песнопение «Милость мира, жертву хваления» является ответом на этот призыв.

Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения так называемые тайные (то есть тайносовершительные, читаемые не вслух) евхаристические молитвы.

Остановимся на основных, главных молитвах евхаристического канона. Со слов священника «Благодарим Господа!» начинается подготовка к освящению, претворению честных Даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче искупление человеческого рода. Мы благодарим Господа за то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в Таинстве Евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские, прославляющие Его: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова молитвы священник произносит в полный голос.

Продолжая евхаристические молитвы, священник вспоминает, как Господь Иисус Христос накануне Своих добровольных страданий установил Таинство причащения Его животворящих Тела и Крови. Слова Спасителя, звучавшие на Тайной Вечери, священник возглашает громко: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». При этом он указывает на дискос с Агнцем. И далее: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — указуя на святую Чашу.

Далее, вспоминая все благодеяния, данные Богом людям, — само Таинство причащения, Его крестную жертву и обещанное нам Его Второе славное Пришествие, — священник произносит возглас, исполненный глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы дерзаем приносить Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния, от Него нам оказанные. Хор заканчивает эту фразу словами: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, молим Ти ся (Тебя), Боже наш».

Во время пения этих слов происходит освящение, претворение приготовленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится, готовится к этому великому моменту, трижды читая вслух тропарь третьего часа. Он просит, чтобы Бог ниспослал Своего Пресвятого Духа на всех молящихся и на Святые Дары. Затем знаменует святой Агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего». Диакон отвечает: «Аминь». Потом благословляет вино, произнося: «А еже в Чаши сей — честную Кровь Христа Твоего». Диакон вновь отвечает: «Аминь». Затем знаменует дискос с Агнцем и святую Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Освящение Святых Даров завершается трехкратным: «Аминь, аминь, аминь». Священнослужители делают земной поклон перед Телом и Кровью Христовыми. Святые Дары приносятся как бескровная жертва за всех и за вся без исключения: за всех святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе священника, который является окончанием священнической молитвы: «Изрядно (в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В ответ на этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией: «Достойно есть». (На Пасху и в двунадесятые праздники до отдания поется другое Богородичное песнопение — задостойник.)

Далее следует ектения, которая готовит верующих к причащению и содержит также обычные прошения просительной ектении. После ектении и возгласа священника поется (чаще всего всем народом) молитва Господня — «Отче наш».

Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. В ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный, Тело Его), о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней диавола.

Возглас священника: «Святая святым!» говорит нам о том, что к Святым Тайнам нужно приступать благоговейно, освятив себя молитвой, постом и очистившись в Таинстве покаяния.

В алтаре в это время священнослужители раздробляют святой Агнец, причащаются сами и готовят Дары для причастия верующих. После этого царские врата открываются, и диакон выносит святую Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Отворение царских врат знаменует собой открытие гроба Господня, а вынос Святых Даров — явление Господа по Его воскресении.

Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз…» И люди молятся, внимая смиренной молитве, осознавая свое недостоинство и преклоняясь перед величием преподаваемой святыни. Молитва перед причащением Телом и Кровью Христовыми заканчивается словами: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд и осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

Причащающийся недостойно, без веры, без сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной Вечери, а потом пошел и предал Учителя.

Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник заносит в алтарь святую Чашу.

Иерей осеняет молящихся святой Чашей со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и переносит ее на жертвенник. Это знаменует собой последнее явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.

Диакон произносит краткую благодарственную ектению, заканчивающуюся заамвонной (то есть читаемой перед амвоном) молитвой священника.

В конце литургии священник говорит отпуст. В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.

Все молящиеся целуют святой крест, который держит священник.

После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их придя домой.

СЛУЖЕБНИК

Последование Вечерни

Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час.

После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни:1

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 1032

Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные.

Молитва 1

Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых.

Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4

Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5

Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.

По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 6

Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И бла́га этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству данными нам по милости бла́гами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.

Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7

Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звезды – для управления ночью, удостоивший нас, грешных, и в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для упокоения немощи нашей, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка , благ Податель, – чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости души для славословия Твоей благости, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по хода́тайствам святой Богородицы, милостиво посети.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

По окончании предначинательного псалма священник, или диакон, если есть, выйдя северными вратами и став, как обычно на амвоне, произносит следующую ектению:

Ектения великая

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе – имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И cтихословим рядовую кафизму Псалтири.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *