Послушница в монастыре

Послушанию необходимо учиться с самых первых дней жизни в монастыре

На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил игумен Дионисий (Шумилин), настоятель монастыря преподобного Серафима Саровского Борисоглебской епархии Воронежской и Лискинской митрополии.

Отец Дионисий, расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря преподобного Серафима Саровского.

Монастырь преподобного Серафима Саровского был основан в 1990 году стараниями митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (ныне митрополит Пермский и Кунгурский). В то время в Воронежской епархии не было мужских монастырей. Единственный действующий тогда мужской монастырь митрополии находился в Задонске Липецкой области. Белогорье и Дивногорье в то время еще не передали Церкви, и на территориях этих обителей располагались архитектурно-природные памятники. Так что действительно существовала необходимость открыть мужской монастырь в регионе.

Пролетая однажды на вертолете над территорией будущего монастыря преподобного Серафима, митрополит Мефодий увидел из иллюминатора образ креста на земле, который составляли две парковые аллеи, расположенные перпендикулярно. Владыка посчитал это неким знаком от Бога, который указывал, что здесь может быть иноческая обитель, где люди будут воспевать Христа и молиться.

К 90-м годам прошлого столетия место это было уже совершенно заброшено, лишь иногда сюда приезжали жители из соседних сел – Архангельского и Новомакарова – чтобы устраивать здесь гулянья. Когда митрополия занялась оформлением этой земли в собственность, выяснилось, что некогда тут находилась усадьба одного генерала – дом и парк с двумя теми самыми липовыми аллеями, которые владыка увидел с вертолета.

Трудами и молитвами настоятелей и братии территория монастыря со временем преобразилась, и сегодня ее называют райским уголком нашего края. Но первые насельники жили здесь в спартанских условиях. Электричества не было, единственный вагончик-бытовка был их общей кельей, за водой ходили на источник, расположенный достаточно далеко. Один брат вспоминает, что, когда ночью насельники выходил из вагончика, могли встретиться с оленем. Неподалеку от обители находится Новохоперский заповедник, поэтому здесь довольно много диких животных. В непосредственной близости от монастыря сейчас их уже нет, потому что вокруг обители земля активно возделывается, нас теперь окружают засеянные поля, но немного поодаль по-прежнему можно увидеть оленей, косуль, лис, зайцев…

Сколько сейчас братий в монастыре, и какие послушания исполняют насельники?

Иеромонахов вместе со мной пятеро, а насельников, если считать и трудников и послушников, бывает от десяти до двенадцати человек. У нас есть свое производство: мы изготавливаем ладан, свечи, разводим рыбу, трудимся на пасеке, возделываем огород.

Много ли прихожан в монастыре? Бывают ли в обители паломники?

Наши прихожане – это жители ближайших сел. Их немного. Паломники приезжают к нам в монастырь из Волгограда, так как обитель расположена недалеко от трассы Москва–Волгоград. В самом Волгограде монастырей мало, поэтому люди едут к нам. Часто у нас бывают группы из Воронежа и Борисоглебска… Кто-то приезжает, чтобы пообщаться с духовниками, но в основном люди хотят просто помолиться, заказать требы, побыть в тишине, погулять. Многие знают, что это красивое место. На территории обители есть небольшой пруд, где мы разводим рыбу, и есть пруд побольше, на берегу которого расположена зона отдыха. Конечно, в нашем монастыре нет такого потока паломников, как в известных больших обителях. В основном люди приезжают к нам в теплое время года. Зимой здесь очень тихо.

Занимается ли монастырь социальной работой?

Не так давно монастырь начал заниматься социальной реабилитацией. Оказываем помощь тем, кто, освободившись из тюремного заключения, или, оставив пагубное пристрастие к алкоголю и наркотикам, изъявляет желание c Божией помощь исправить свою жизнь. Даем людям работу, предоставляем жилье, питание. Человек может находиться у нас до тех пор, пока не почувствует в себе силы жить самостоятельно.

Я стараюсь следить за духовной жизнью этих людей, они исповедуются, причащаются в монастыре. Живут отдельно от братии, встречаются в храме, на трапезе и некоторых послушаниях. В их обязанности входит посещение утреннего и вечернего правил. Но в монастыре нет жесткого контроля за трудниками. Смысл помощи страждущим заключается в том, чтобы они сами захотели жить нормальной жизнью, чтобы богообщение стало для них потребностью. Основой выздоровления от алкоголизма и наркомании является свободное желание человека преодолеть пагубное пристрастие. С химической зависимостью справиться не так сложно, гораздо труднее привести в нормальное состояние психику, изменить собственное сознание, разум… Но именно это и происходит, когда человек начинает жить духовной жизнью, выздоравливать от своих страстей. В монастыре для этого есть все условия.

Изменить сознание не так просто даже для того, кто не страдает химической зависимостью. Для алкоголика или наркомана поступки, благодаря которым человек может и должен измениться, вообще являются сверхусилием. Такие люди, как правило, нуждаются в медикаментозном лечении и какое-то время должны находиться в специализированных реабилитационных центрах под наблюдением специалистов.

Тем, кто нуждался в медикаментозном лечении от химической зависимости, мы помогали его получить в специализрованной клинике. К нам приезжают люди, которым необходимо привести в порядок свою духовную сферу. В силу определенных причин им бывает трудно или совсем невозможно жить в миру. Страсти вынуждают их уходить от тех искушений, которые есть в городах. Многим из них казалось, что уже ничто не может их увлечь, кроме тех страстей, которые ими владеют. Но со временем, приходя в состояние мира и покоя, они начинали интересоваться духовной жизнью, Священным Писанием, евангельской историей и даже догматикой. Важно только, чтобы кто-то брал на себя труд духовного общения с этими людьми.

Отчасти по этой причине мы начали проводить в монастыре евангельские беседы. Читаем Евангелие, разбираем Апостольские Послания, стараемся отвечать на догматические вопросы, перед праздниками рассказываем об истории их появления, читаем и объясняем Псалтирь. К радости своей я заметил, что почти все наши трудники хотят научиться читать по-церковнославянски. Сегодня те, кто совсем недавно не понимал даже букв алфавита, теперь приходят ночью читать Неусыпаемую Псалтирь, им это нравится и некоторые даже сами просят, чтобы им дали это послушание. Человека, особенно пострадавшего духовно, можно и нужно заинтересовывать церковной жизнью, и тогда он сам будет стремиться справляться со своими недугами.

А братия монастыря хотят изучать православное вероучение?

Всех, кто способен учиться, я стараюсь поддержать получить богословское образование. Тех, кто окончил семинарию, благословляю писать магистерские диссертации, поступать в академию. Тем, кто не имеет семинарского образования (не все могут учиться на пастырском отделении), предлагаю поступить на теологическое или миссионерское отделение или хотя бы закончить двухгодичные или трехгодичные богословские курсы.

Монахам необходимо иметь духовное образование. Особенно лицам в священном сане и тем, кто имеет благословение окормлять паству. Еще Сократ говорил, что единственное зло в мире – это невежество. В Церковь сейчас приходят люди, которые совершенно ничего не знают о ее жизни, но встречают здесь представителей разных духовных школ и течений со своими мнениями, и, конечно, человеку бывает непросто разобраться в том, где же правда? Чтобы ответить самому себе на этот вопрос и ориентироваться в духовной жизни, необходимы систематизированные знания, которые помогут понять, чтó в Церкви сложилось исторически, чтó является догматом, чтó тайной, открытой человеку Богом, а чтó не более, чем традицией, которую одна Поместная Церковь приняла, а другая нет. Все это обязательно нужно знать духовным людям, чтобы иметь правильные ориентиры и не впадать в заблуждения.

Отец Дионисий, на протяжении нескольких лет Вы были насельником Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Чему Вы научились под духовным руководством наместника обители, епископа Солнечногорского Алексия? Что из приобретенного в столичном монастыре опыта помогает Вам сегодня?

В первую очередь, наверное, научились послушанию, так как именно оно является основной добродетелью владыки Алексия, которой он, в свою очередь, научился у архимандрита Кирилла (Павлова). В лавре того времени была очень хорошая крепкая духовная традиция. Духовники учили братию монашескому послушанию, которое формирует весь дальнейший образ поведения и характер человека. Ведь когда мы приходим в монастырь, у каждого из нас есть свои взгляды, свое мнение, но через послушание мы все «выравниваемся», как бы встраиваемся в одну колею, становимся похожими друг на друга иноками одной обители и начинаем в своих действиях руководствоваться не какими-то впечатлениями или желаниями, а тем, чему нас научили. Те, кто жил в Даниловом монастыре рядом с владыкой Алексием, хорошо знают, что он старается, прежде всего, привить братии добродетель послушания, чтобы человек учился жить и действовать не по своей прихоти.

Сейчас я замечаю, что многие люди, даже живя в монастыре, не имеют послушания. Смотришь порой на человека, вроде, и скромный он, вроде, и хочет быть благочестивым, но желание постоянно делать все только по-своему, преодолеть не может. Я благодарен владыке за то, что он все-таки научил нас этому. Он наблюдал, контролировал, останавливал или, наоборот, подталкивал, но всех старался научить этой добродетели. Ведь каким бы ни был человек, если он хочет стать монахом, то послушанию необходимо учиться с самых первых дней жизни в монастыре. Все остальное приложится. Конечно, каждому из нас предстоит своя борьба со страстями, с прошлым, но именно послушание является базовым навыком монаха, который помогает ему справляться со своими духовными недугами. Именно оно рождает терпение, взаимопонимание, снисхождение к ближним, которое так необходимо нам всем, живущим в сообществе таких же, как и мы, людей.

В столичных благосутроенных монастырях у насельников также есть возможность хорошо изучить богослужебный устав, и это очень важно. Основой и образцом богослужебной традиции является традиция Московской духовной академии. В Даниловом монастыре исполнялось все, что исполнялось в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. И теперь мы имеем возможность перенести то, чему научились, в монастыри, которые находятся на периферии. Более благоустроенные и многолюдные монастыри всегда делились своими кадрами с теми, кто в них остро нуждался. Такая традиция есть не только у нас, но и у греков. В Греческой Церкви тоже нередко монахов забирают из монастырей, переводят в другие обители, ставят на какие-то должности, тем самым помогая менее благоустроенным обителям налаживать духовную жизнь.

Вы часто бывали на Афоне. Там тоже было чему поучиться?

Да, конечно. Традиции в первую очередь. Монашество Русской Православной Церкви восприняло свою традицию от афонитов, на Афоне монашеская традиция не прерывалась. Как молиться, как быть в послушании у духовника, как вести себя, как исполнять устав – всё это мы переняли у афонских монастырей. На Святой Горе, особенно в тех монастырях, которые возродились после шестидесятых годов ХХ столетия, где братства были основаны учениками Иосифа Исихаста, традиция эта существует в полной мере, и ей можно и нужно учиться.

Возможность приобщиться к афонской традиции была у Вас, в том числе, и потому, что Вы владеете греческим?

Да. Я начал изучать греческий потому, что его, как и латынь, необходимо было сдать при поступлении в академию. Но язык мне понравился, и, когда я стал ездить на Афон благодаря греческому смог общаться с братией и паломниками из Греции. Потом захотелось научиться лучше понимать богослужение на древнегреческом, читать богослужебные книги и Священное Писание на языке оригинала. Вообще процесс изучения языка развивает мышление, расширяет кругозор, душу развивает, в конце концов… В академии мне приходилось читать древних философов. Кто пытался переводить труды Платона или Аристотеля на русский язык, тот знает, что осмысливать приходится практически каждое слово, чтобы найти перевод, который правильно бы отражал его значение. Иногда на это уходит не один день. Понимать греческие богослужебные тексты тоже совсем непросто, но этот труд приносит свои плоды.

Расскажите, какие из особенностей духовной жизни Воронежской земли Вы заметили, приехав сюда из столицы?

Здесь чувствуется присутствие старцев, которые в годы гонений подвизались в Черноземье. Ими была заложена основа монашества. Например, в общинке схиигумена Митрофана в советские годы было сто схмонахинь. Он был великим подвижником, в настоящее время готовятся документы к его канонизации. Монахини в мирской одежде ходили в храмы, которые не были закрыты советской властью. Некоторые из них до сих пор живы, кому-то сейчас почти сто лет. Эта община относилась как раз к нашей Борисоглебской епархии. На этой земле и похоронен схиигумен Митрофан, а подвижнический дух этих людей очень сильно ощущается здесь. Те монахини, которые дожили до наших дней, находятся в здравом уме, они очень радостные… Все, кто общается с ними, не могут не увидеть внутренний свет, который присутствует в их душах, не почувствовать мир и радость, которыми они наполнены. Они никогда не говорят об опасностях, связанных, например, с принятием ИНН или биометрических паспортов, никого не осуждают. Если спросить их о том, как надо жить, они помолятся за тебя, а ты, находясь рядом с ними, чувствуешь радостное умиротворение и согреваешься их теплом.

Что бы Вы хотели улучшить во вверенном Вам монастыре? Что хотелось бы воплотить в жизнь обители преподобного Серафима Саровского?

Хотелось бы, чтобы братство увеличилось, чтобы люди находили здесь духовную поддержку и помощь. Чтобы те, кто ищет надмирного на этой земле, находили бы это в нашем монастыре. Здесь все способствует уединению, молитве, духовному отдохновению – и местоположение, обитель находится достаточно далеко от населенных пунктов, и красота природы, и благоустроенность храмов. Богослужения совершаются ежедневно, есть крепкий костяк монашеской общины. Хотелось бы, чтобы все это развивалось и люди могли бы через молитву, послушание, служение Богу спасаться в нашем монастыре.

Фото: Владимир Ходаков

Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года).

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы игумены, матушки игумении!

От лица белорусского монашества рад всех вас приветствовать в этой славной, встретившей нас с такой любовью, обители, где мы собрались в эти дни поразмышлять и поговорить о нашем монашеском житии, о том, ради чего мы оставили мир, родных, стали монахами, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Время уходит и назад не возвращается, и дай Бог, чтобы каждый день мы проживали в соответствии с тем служением, к которому призваны.

Тема моего доклада посвящена послушанию, основополагающему понятию, которое раскрывает природу подвижничества монаха, является фундаментом, на котором только и может быть построена монастырская жизнь.

Жизнь святых подвижников возвеличена послушанием. Будучи монахами, мы слышим постоянный призыв святых отцов к послушанию. Послушание необходимо для того, чтобы наше существование было благословенным, и мы до конца шли по верному пути. Благодаря послушанию, в монастыре водворяется мир и тишина, что способствует духовному процветанию обители. Если в обители каждый станет жить по своей воле и выйдет из послушания, то ссорам и смятению не будет конца. Став монахами, мы пообещали иметь самоотречение и послушание до смерти. И именно в этом монах обретает истинную свободу.

Монашеский постриг, имея глубочайшее богословское содержание, с одной стороны, указывает на смерть, а с другой, означает второе рождение. Нередко в святоотеческой литературе он сравнивается со вторым Крещением. Второй монашеский обет – послушание, отречение от своей воли, которое основывается на призыве Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Что значит отвергнуться себя? Это значит – отречься от своей воли из-за любви к Богу.

Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Послушание есть уподобление Христу. Плодом и наградой за послушание является исцеление природы человека, извращенной после падения. Своя воля изгнала первозданных людей из рая. Покорность воли Христа Богу Отцу снова ввела человека в рай, и так восторжествовало послушание.

Послушание и подчинение Творцу Богу – это не рабская зависимость подчиненных от своего господина и владыки. Это естественная зависимость тех, кто не имеет в себе причины своего бытия. Вселенная естественным образом является зависимой от Бога, ибо не имеет бытия в себе самой, но в своем Творце.

Обет послушания для монаха – это добровольное подчинение себя во всем воле другого, с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. По слову преподобного Иоанна Лествичника «послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» , послушник «стремится добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу» . Таким образом, опыт послушания есть опыт подлинной свободы в Боге.

На Афоне говорят: «Если монах не берется крепко за послушание и Иисусову молитву с самого начала, то восплачь о нем. Слепым он родился – слепым умрет. Жаль только денег, потраченных на дорогу до Святой Горы».

Послушание – это не просто преданность человеку, отречение от своей воли в пользу воли человеческой, хотя внешне оно и таково. Послушание – это преданность Богу и отречение от своей воли во имя воли Божией, и на своих высших ступенях состоит в полном отказе от своей самости. Для монаха важно именно свободно подчинить свою волю воле Божией. Это состояние дарует духовную свободу.

Старец Иосиф Исихаст в одном из писем пишет: «Послушание заключается в том, чтобы стать рабом, для того чтобы стать свободным. Купи малой ценой свою свободу. Сними с себя ответственность и радуйся» .

«Без культуры истинного христианского послушания, – пишет архимандрит Софроний (Сахаров), – человек неизбежно пребудет “замкнутым кругом”. Отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни, удерживающей его в тисках эгоистической индивидуальности» . Этот принцип очень метко и лаконично сформулирован в афонском изречении: «Лишь бы не по-нашему!», – который архимандрит Софроний не раз приводит в своих писаниях.

В патериках мы встречаем много свидетельств, когда монахи оказывали такую покорность настоятелю, какую имели к словам самого Евангелия. В образе игумена они видели Самого Христа, твердо держались точного послушания, подчинения и полностью умертвили свои похоти. Через послушание достигли святости. Эти святые люди для нас – пример духовно здоровой личности и постоянные свидетели истинности обетований Божиих, которые исполнялись не только в далеком прошлом, но доступны и нам сегодня. Святые подвижники, когда были послушниками, внимательно следили за тем, чтобы никак не огорчить своего духовного отца, так как понимали, что в этом случае они сами себе создают серьезное препятствие на пути духовного преуспеяния.

Рассказывали, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хороший писарь. Кроме Марка, у старца было еще одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше всех. Старцы, услышав об этом, опечалились. Как-то пришли они к авве Силуану и укоряли его. Авва, взяв их с собою, вышел из кельи, начал стучаться в двери каждого своего ученика, говоря: «Брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен», – но ни один из них не спешил тотчас же выйти к нему. Старец пришел к келье Марка, постучался и сказал: «Марк!» Тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и он дал ему поручение. Силуан сказал старцам: «Где же, отцы, прочие братия?» Потом он вошел в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: «Справедливо ты любил его, и мы любим, и Бог любит его» .

Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле. Послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. На этом пути монах распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желания, чувства – всё отдается в послушание.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Я понял, что послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то от мучения помыслов он освободится. Послушание – это освобождение. Самый большой эгоист – это тот, кто живет по своим помыслам и никого не спрашивает. Такой человек разрушает сам себя. Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным – даже семи пядей во лбу, – он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают все новые и новые проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи» .

Велики достижения хорошего послушника. Когда кто-то приходит для того, чтобы стать монахом, то совершенно очевидно, что делает это не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя – игумена в монастыре, чтобы послушание, которое человек желает показать Христу, он показал своему игумену. Послушливый монах велик пред Богом.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его» .

Послушание – это украшение монаха. «Бесплодной утробой» называет монаха, не имеющего послушания, архимандрит Ефрем Филофейский и советует: «Оказывайте послушание, вы окажетесь в большом выигрыше, если “сделаете ставку” на послушание» .

Когда я был иеромонахом Успенского Жировичского монастыря, мне приходилось исповедовать братию, прихожан, паломников. Как и каждому духовнику, много всего приходилось слышать. Особенно обращало на себя внимание – как быстро продвигаются вперед в духовной жизни те, кто имеют послушание и доверие духовнику, слушаются советов; всё у них становится на свои места. И какие бури и крушения в своей жизни претерпевают люди, имеющие в основании всего доверие себе. Как правило, они влекутся от малой ошибки к большей, вводимые в заблуждение своей самостью и эгоизмом. Когда монах не отрекся от своей воли, он страдает. На его пути все время возникают трудности и преткновения. У него постоянно кто-то в чем-то виноват, и поэтому он всегда мучается. Когда же монах отсекает свою волю и живет в послушании, тогда он живет счастливо.

Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова им же несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14). Лист вначале бывает зеленым, сочным, радует глаз своим цветущим видом, однако мало-помалу увядает, желтеет, падает и бывает попираем ногами. Так и монах, не пребывающий в послушании, вначале может быть очень ревностным, иметь расположение к посту, молитве, безмолвию и ко всякому другому добру, но потом постепенно без благословенного послушания наставнику, который бы поддерживал его и указывал путь, ревность в нем уменьшается, он охладевает и становится легко уязвимым для темных сил, которые делают с ним что хотят.

«Мы не сильнее Самсона, и не мудрее Соломона, – говорил старец Иосиф Ватопедский, – и не разумнее Давида, мы не любим Бога больше чем Петр, однако все они смертельно падали, потому что были уверены в себе и полагались на свои силы вместо твердой надежды и веры в Бога» .

«Хорошего послушника я ставлю выше пустынников и исихастов», – говорил старец Иосиф Исихаст. «Почему?» – спрашивали его. Он отвечал: «Потому что исихаст исполняет свою волю, живет, как сам хочет. Кто ставит ему препятствия? В чем его затруднения? Ни в чем. А хороший послушник пришел исполнять не свою волю, а волю своего Старца. Всё затруднение состоит в своей воле, ибо послушанием ограничивается, стесняется ее свобода. Свобода – это царство человека» .

Игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий был приглашен в качестве докладчика на одну из монашеских конференций, которая проводилась в Белорусском экзархате. В процессе общения он рассказал нам такую историю из святогорского монашеского предания: «В конце 70-х годов старец Ефрем Катунакский пришел в наш монастырь, мы собрали всех отцов, и он беседовал с нами. Мы спросили его: “Геронда, скажите нам, какая основная добродетель монашества?” Он сказал: “Храните послушание, оказывайте послушание. Потому что и Христос был послушен до смерти Своему Отцу”. И поскольку он настаивал именно на послушании, кто-то из братии спросил его: “Геронда, почему ты ничего не говоришь нам о молитве, о посте, об аскезе?” Тогда он сказал: “Если вы будете оказывать послушание, все остальное у вас будет. И будете вы молиться, и будете поститься, и будете нести подвиги, и будете правильными монахами”». Потому что, действительно, кто-то может много молиться, поститься, но иметь внутри себя зло, желать исполнять свою волю, слушать свои помыслы и делать то, что хочет он, а не то, что ему благословили. Не поможет тогда ни молитва, ни пост, ни подвиги, когда в человеке есть эгоизм, когда у человека есть своя воля

Подвижническая жизнь не бывает без труда, боли, мученичества. Когда человек приходит в монастырь, он приносит с собой все свои проблемы и страсти. Вначале нужно очень сильно потрудиться, чтобы с Божией помощью перестроиться на монастырскую жизнь. Искушения не являются злом, для монаха искушения – это повод к преуспеянию и духовному обогащению. Нужно проявить усердие, а Бог всегда готов прийти нам на помощь. «Вспоминая огонь, не согреешься, – говорил преподобный Порфирий Кавсокаливит, – и не трудясь с любовью над добродетелями, – не спасешься <…> Нужно пройти через послушание, быть наполненным, чтобы быть готовым противостоять жизненным трудностям. Если нет смирения, нет послушания, то нет и благодати Божией. Если не пройдешь через смирение, а значит, и через послушание, то будешь горько страдать» .

Осмысливая монашеский обет послушания и рассуждая о нем, мы не можем обойти вниманием тот факт, что послушание невозможно без участия двух человек. Важно отметить, что послушание только тогда является послушанием, а не просто дисциплиной, когда оно становится результатом свободного выбора. Это предполагает наличие духовного авторитета. Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы подчиниться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же – военной дисциплиной» .

Послушание есть добродетель в некотором смысле производная, оно вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику. Наставнику, который помогает, заботится, несет на себе его немощи и имеет ответственность. От пастыря требуется прежде всего осознание этой великой ответственности: за каждую душу, находящуюся у него в послушании, он даст ответ Богу.

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, смирении, молитве, стремлении вместе искать и находить волю Божию.

Пример жизни, как правило, говорит нам больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не гневается, не ругается, не осуждает, не обижается, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь.

Преподобный Паисий Святогорец, рассказывая о своем новоначалии в монастыре Эсфигмен, вспоминал одного послушника, который отличался необыкновенным послушанием, благоговением и смирением. Даже просто глядя на него, инок Арсений (так звали тогда старца Паисия) получал огромную духовную пользу. Он отмечал, что помощь, полученная через хороший пример жизни этого послушника, превосходила всю помощь, полученную им с детства от прочитанных житий святых. Этот брат был живым житием и образцом для подражания.

Пример отношений пастыря и пасомого в духе любви и послушания дает в полноте святой апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:1–5).

Наша духовная христианская церковная жизнь есть синергия, сотворчество Бога и человека, сотворчество людей в Церкви, каждого в своем чине, на своем месте, и всё это – во Христе, в Духе Святом, для созидания тела Церкви в любви, для спасения и жизни вечной. Да поможет Господь всем нам достойно исполнять это наше служение!

Иоанн Лествичник, преп. Лествица // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/9 Дата доступа: 01.07.2018.

Там же.

Иосиф Исихаст, мон. Изложение монашеского опыта // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1 Дата доступа: 01.07.2018.

Николай Сахаров, иерод. Учение архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)// Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/uchenie-arhimandrita-sofronija-o-starchestve-starchestvo-i-poslushanie-v-bogoslovii-arhimandrita-sofronija-saharova/3 Дата доступа: 01.07.2018.

Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij/otechnik-propovednika/363 Дата доступа: 01.07.2018.

Паисий Святогорец, преп. Духовная борьба // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1 Дата доступа: 01.07. 2018

Силуан Афонский, преп. О послушании // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/o-poslushanii Дата доступа: 01.07. 2018.

Ефрем Филофейский, архим. Искусство спасения: в 2 т. Издательский дом «Святая Гора Афон», 2012. Т. 2. С. 110.

Иосиф Ватопедский, мон. Ватопедские оглашения. Богородице-Сергиева Пустынь, 2004. С. 204.

Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом. Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012. С. 118.

Екатерина, мон. Старец Порфирий. Любящее сердце. Издательство ПСТГУ, 2014. С. 115.

Порфирий Кавсокаливит, преп. Житие и слова. Святая обитель Живоносного Источника Хрисопиги, 2003. С. 279.

Дионисий Тацис, иерей. Архондарик под открытым небом // Портал «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/arhondarik-pod-otkrytym-nebom/2 Дата доступа: 01.07. 2018.

Послушник

Послу́шник или По́слушник — в русских православных мужских монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества, в женских монастырях — Послу́шница. Послушники/послушницы не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству/сестричеству, не называются монахами/монахинями и не носят полной монашеской одежды. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству.

В качестве синонима к слову «послушник» иногда употребляется наименование пономарь, причетник. Чаще всего в русской православной традиции послушников называют пономарями, только если те проходят послушание алтарника, и могут называться так, даже если не готовятся принять монашеские обеты.

В качестве синонима слова послушник употребляют слово трудник, хотя эти понятия различаются: если послушник приходит в монастырь с намерением в дальнейшем стать монахом, то трудник лишь на время приезжает трудиться и жить в монастыре.

В конце каждого письменного обращения к высокому духовному лицу, всякий православный христианин должен называть себя смиренным послушником, например:

Вашего Преосвященства недостойный послушник протоиерей Сергий.

> См. также

  • Белец
  • Новициат
  • Трудничество
  • Степени православного монашества

Примечания

  • Послушники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. — Спб, изд. Сойкина П. П., 1913. том 2 столбик 1861

Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Смотреть что такое «Послушник» в других словарях:

  • послушник — См … Словарь синонимов

  • ПОСЛУШНИК — ПОСЛУШНИК, в христианстве лицо, готовящееся к пострижению в монахи. Послушник живет в монастыре, подчиняется игумену и в соответствии с монастырским уставом исполняет различные послушания … Современная энциклопедия

  • ПОСЛУШНИК — ПОСЛУШНИК, а и ПОСЛУШНИК, а, муж. Прислужник в монастыре, готовящийся к пострижению в монахи. | жен. послушница, ы и послушница, ы. | прил. послушнический, ая, ое и послушнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

  • ПОСЛУШНИК — ПОСЛУШНИК, а и ПОСЛУШНИК, а, муж. Прислужник в монастыре, готовящийся к пострижению в монахи. | жен. послушница, ы и послушница, ы. | прил. послушнический, ая, ое и послушнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

  • послушник — послушник, послушница и допустимо послушник, послушница … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Послушник — ПОСЛУШНИК, в христианстве лицо, готовящееся к пострижению в монахи. Послушник живет в монастыре, подчиняется игумену и в соответствии с монастырским уставом исполняет различные послушания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПОСЛУШНИК — лицо, готовящееся к пострижению в монахи; воспитанник в монастыре … Большой Энциклопедический словарь

  • ПОСЛУШНИК — ПОСЛУШНИК, послушника, муж. (церк. Человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество, прислужник в монастыре. «Алеша вдруг объявил ему, что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником.» Достоевский.… … Толковый словарь Ушакова

  • послушник — а; м. Прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом. Монастырские послушники. Пойти в послушники. ◁ Послушница, ы; ж. Поступить в монастырь послушницей. * * * послушник лицо, готовящееся к пострижению в монахи; воспитанник в монастыре. * * *… … Энциклопедический словарь

  • послушник — а, м. Прислужник в монастыре; человек в монастыре, готовящийся стать монахом. ► Алёша вдруг объявил ему, что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его пос лушником. // Достоевский. Братья Карамазовы //; Вы монах? Да с,… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Степени православного монашества

Степени православного монашества — этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни в монастыре. В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются три степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Перечень степеней

Монашеским постригом называется обет отречения от мира, при котором у человека постригаются символически волосы и дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого. В некоторых монастырях существует до шести степеней подготовки к ангельскому образу:

  1. Трудник / трудница — проживает и работает в монастыре «во славу Божью», но, как правило, без цели принятия монашества.
  2. Послушник / послушница — прошедший в монастыре послушания трудник, получивший благословение носить подрясник и скуфейку, для женщин — чёрный платок, закрывающий лоб). При этом у послушника остаётся мирское имя. Семинарист или приходской пономарь принимается в монастырь в чин послушника.
  3. Рясофорный послушник / рясофорная послушница — послушник, которому благословлено носить некоторые иноческие одежды (например рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки, для женщин — скуфью и апостольник).
  4. Иноческий постриг (инок / инокиня) — символическое (как при крещении) пострижение волос и наречение нового имени в честь нового небесного покровителя, благословляется носить рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки.
  5. Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима (монах / монахиня) — даются обеты послушания и отречения от мира, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и благословляются монашеские одежды: срачица (власяница), подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс (иногда кожаный ремень), ряса, клобук, мантия, апостольник.
  6. Схима или великая схима или великий ангельский образ (схимник, схимонах / схимница, схимонахиня) — даются повторно те же обеты, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и добавляются одежды: аналав и куколь вместо клобука.

Послушник (послушница)

Основная статья: Послушник

Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов, но принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешается носить подрясник.

Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

Рясофор

Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).

Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, камилавки (скуфьи) и чёток.

В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.

Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.

Иерей в рясофорном чине в России называется иеромонах, иногда также священноинок. В существующей церковной практике иеромонах — иерей, постриженный в монашество.

Так как в православной Церкви принят обычай рукополагать во епископа только безбрачных священников, принявших монашеский чин, то если перед рукоположением во священники человек принял целибат, дав обет безбрачия, иногда ему достаточно принять первую степень монашеского пострига — рясофор.

Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — один) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.

В современных православных мужских монастырях русской традиции иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством — см. статьи: инок Павел (Великодворский), инок Онуфрий (Парусов).

Малая схима, или мантийное монашество

Основные статьи: Монах и Малая схима

Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. В православных церквах греческой традиции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.

Малую схиму ещё называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный).

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт три монашеских (аскетических) обета:

  1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
  2. Безбрачия (или целомудрия);
  3. Нестяжания (нищета, или отказ от владения личной собственностью).

Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного ещё при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

Диаконов, постриженных в Малую схиму (или в Мантию), называют иеродиаконами, иереев — иеромонахами, сану протоиереев — среди монашествующих соответствует сан игуменов, а митрофорным протоиереям соответствует сан архимандритов.

Среди монашествующих, особенно в мужском монашестве, мантийных монахов, в количественном отношении, больше всего. Именно только они могут возглавлять все высшие церковные посты, быть настоятелями и наместниками монастырей (в женских монастырях — игумениями), правящими Архиереями, в том числе — Святейшими Патриархами.

Великая схима или схимничество

Основная статья: СхимаПравославный схимонах (Преподобный Иона Киевский, † 1902).

Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или в просторечии схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.

Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Облачение великосхимника: подрясник, ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.

Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.

В Великой схиме диаконов называют схииеродиакон или иеросхидиакон, священников — иеросхимонах, схиархимандрит, схиигумен, архиереев — схиепископ, схиархиепископ, схимитрополит.

После принятия Великой схимы игумен отказывается от административного управления монастырём, а архиерей — епархией.

  1. Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Последование одеяния рясы и камилавки. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
  2. Архиепископ Аверкий (Таушев). О монашестве. 1941 (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Священноинок
  4. Настольная книга священнослужителя: ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ) — Степени церковной иерархии. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
  5. не постриженный в мантию, он не будет иметь право носить архиерейскую мантию фиолетового, голубого или зелёного цветов с бело-красными источниками.
  6. Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Последование малой схимы, или мантии. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
  7. Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Монашеские обеты. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
  8. Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Чин пострижения в великую схиму. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
  9. Монашество как Таинство Церкви : Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей

Литература

  • Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рясофор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.Инок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Испытание для лиц, желающих вступить в монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Домника (Коробейникова), игум. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина // ЖМП. № 10, октябрь 2012.
  • Митрополит Волоколамский Иларион Монашество как Таинство Церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *