Пожертвование в церкви

«Церковная десятина» в современной России. Два подхода. Мнения, заявления,взгляды. Немного о церковной десятине. «Церко́вная десяти́на — десятая часть доходов (урожая), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов.» — говорится в одной из энциклопедий. Христианская церковь впервые потребовала уплаты десятины в 585 году, опираясь на библейские тексты. В средние века католическая церковь брала десятину с урожая зерна и винограда (большая десятина), огородных и технических культур (малая десятина), скота и продуктов скотоводства (десятина крови). Треть десятины должна была идти на содержание церковного здания, треть — священнику, треть — на помощь беднякам прихода. Но фактически десятина почти целиком шла в пользу высшего духовенства. На Руси десятина была установлена в 10 веке князем Владимиром Святославичем; позже православной церкви было предоставлено право взамен десятины собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях практика взимания десятины церковью, но не монастырями. Во Франции десятина была отменена в 1789-1790 годах во время Великой Французской революции, а в других странах Европы — в течение 19 века. Окончательно десятина была отменена в России в конце 19 века. Практика взимания десятины в древности существовала не только в христианстве, но и у ряда народов ближнего востока. В современной Европе наиболее распространенным решением вопроса финансирования церквей является специальный церковный налог. В шести государствах ЕС государство непосредственно финансирует церковь (Греция, Чехия, Люксембург, Словакия, Чехия, Бельгия). Существует две основные модели финансирования церкви с помощью налоговой системы. Первый из них основан на введении обязательного подоходного налога для всех лиц, официально декларирующих свою принадлежность в соответствующей религиозной церкви. Наиболее известный пример это немецкая модель, которая была введена в ФРГ в 1949 году. В настоящее время ставка этого налога составляет 8 — 9%% в зависимости от количества верующих. Эта ставка может понижаться с согласия соответствующих церквей, в случае избыточного финансирования. Аналогичным образом финансируется церковь в Австрии, Швецарии и скандинавских странах. Другая форма церковного налога основана на добровольных отчислениях части налога в пользу религиозных организаций. Такая форма используется в Испании, Голландии, Италии, Венгрии. Обе формы европейские финансирования церкви, не затрагивают интересы всех налогоплательщиков, позволяет верующим финансировать религиозные организации в соответствии с их вероисповеданием. В России в различные исторические периоды русская православная церковь финансировалась разными путями. Приведу только последние исторические периоды. В советское время церковь финансировалась: за счет добровольных пожертвований, оплат треб, и приобретенных прихожанами свечей и религиозной утвари. В поздний советский период церковь финансировалась только за счет дохода от пожертвований и треб. В современной России среднестатистический приход в основном получает доход: от продажи свечей, пожертвований за требы и повиновения, пожертвований во время богослужений, торговли утварью и книгами. В целом об источниках дохода РПЦ существуют различные мнения и данные, но они в статье не рассматриваются, т.к. не являются целью статью. На протяжении нескольких лет в СМИ периодически появляются высказывания иерархов РПЦ, а так же и других лиц о введении церковного налога. В частности о введении церковного налога высказывались: патриарх Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин и другие. «Внесение десятины превратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто в этой поддержке нуждался. Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира», — заявил патриарх в своем выступлении на XIХ Всемирном русском народном соборе (сообщает информационное агентство «Политсовет»). «Если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь. Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — сказал Чаплин в эфире интернет-шоу «Минаев Live»(сообщается на сайте Питер ТВ). «В РПЦ поддерживают идею церковного налога. На днях протоиерей Всеволод Чаплин в интервью средствам массовой информации поднял тему возвращения к практике десятины — взимания с верующих десятой части доходов. Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский в субботу, 5 мая, заявил «Известиям», что считает лепту со стороны прихожан необходимым условием выживания церковной общины…» — сообщают «Известия». Существуют и другие общественные и политические деятели, которые ратуют за введение церковного налога, однако мотивы и аргументы у них другие отличные от служителей церкви. Если служители церкви апеллируют к традиции, к условиям выживания церкви, то другие аргументируют в ведение церковного налога, опираясь на свои доводы. Вот некоторые из них: · При введении налога будет точно известно, сколько православных христиан, уплата налога будет подтверждать принадлежность к конфессии, такой довод возник в противовес принятия закона «об оскорблении чувств верующих». · Когда религиозная община перейдет на самофинансирование, у прихожан появится возможность контролировать расходование своих денег. Каждый сможет потребовать отчет о расходовании той суммы, которую он перечислил на счет церкви, каждый сможет требовать зримый результат: реставрацию церкви, икон, закупку всего необходимого для служб инвентаря. · Налог стал бы препятствием на пути расходования государственных средств на нужды религиозных организаций. Если обобщить то вся идея сводится к тому, что церковь должна содержаться за счет прихожан. Кроме этого в Интернете размещена петиция о введении налога для верующих. На настоящий момент петицию подписало 647 при необходимых для рассмотрения 100000. Использованы материалы:Энциклопедия КМ Статья Григория Тинского – «Церковная десятина в Европе» _ttp://politsovet.ru _ttp://piter.tv _ttp://izvestia.ru _ttps://democrator.ru _ttps://www.roi.ru _ttps://ria.ru

>Пожертвование храму:общие правила

Пожертвования на храм: общие правила

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Благотворитель религиозной организации по своему желанию и усмотрению выбирает форму, в которой он совершит пожертвование:

  • заключение письменного договора;
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных;
  • через SMS-сообщение на короткий номер;
  • пополнение ящика-копилки.

Внимание Независимо от способа пожертвования учреждение должно вести обязательный бухгалтерский и налоговый учет таких поступлений.

В нашем государстве активно пропагандируется религия после более полувекового ее угнетения и разрушения. Многие храмы, монастыри были восставлены или возрождаются до сих пор добровольцами. Пожертвования религиозной организации возможны, как с заключением письменного договора, так и без его составления.

Законодатель обязывает заключать договор пожертвования в письменном виде только если:

  • благотворителем выступает юридическая организация, а стоимость дара превышает 3000 рублей;
  • жертвователь обещает передать в будущем пожертвование.

В остальных случаях благотворителю предоставляется полная свобода в выборе формы договора (письменная илиустная).

При пожертвовании религиозной организации благотворителем может выступать любой гражданин или юридическое лицо. У каждой из сторон при заключении договора пожертвования возникают права и обязанности.

Важно Благотворитель обладает только одной основной обязанностью — в течение срока указанного в тексте договора передать пожертвование одаряемому.

Права жертвователя:

  • контролировать использование пожертвования путем получения отчета полученного от одаряемого;
  • дать письменный ответ в случае, если благополучатель запросит разрешения использовать пожертвование в иных целях, не указанных в договоре;
  • может изменить назначение пожертвования;
  • имеет право требовать отмены договора, если дар используется не по назначению.

Одаряемый по договору пожертвования обладает большим объемом обязанностей, чем благотворитель:

  • использование дара только по назначению указанному в договоре пожертвования;
  • ведение обособленного учета всех операций с пожертвованным имуществом;
  • в случае желания использовать пожертвование в иных целям, запросить у благотворителя его согласие;
  • предоставление отчета благотворителю об использовании дара в установленный срок, либо в любой момент по требованию жертвователя.

Порядок сбора пожертвований на строительство или восстановление храма

Для того, что бы была возможность собирать пожертвования на строительство или восстановление храма необходимо зарегистрировать религиозную организацию в территориальном органе государственной регистрации.

Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:

  • в церковной лавке — покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
  • в ящик-копилку — на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя. Такой сбор пожертвований является наиболее действенным, так как достаточно прост, не требует составления каких-либо документов;
  • заключение договора пожертвования с религиозной организацией — заключить такое соглашение в письменном виде может любой жертвователь, независимо от того физическое или юридическое лицо, от предмета пожертвования — недвижимость, денежные средства, движимые вещи. Этот способ оформления является наиболее действенным, в связи с тем, что благотворитель может контролировать использование дара, в случае ненадлежащего пользования может расторгнуть договор.
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных- в современных условиях существуют различные способы перечисления на расчетный счет наличным путем непосредственно в банке или безналичным с помощью многочисленных платежных систем, терминалов, банкоматов и пр. Применяется перечисление с помощью различных форм на сайте храма.

Пример

Вблизи одной из деревень во Владимирской области располагался недействующий храм, который был разрушен еще во время Великой Отечественной войны. У местного жителя деревни Кузьмина Василия Петровича, появилось большое бескорыстное желание восстановить данную церковь. Однако для этой благой цели необходимо большая сумма денежных средств, которыми Кузьмин не обладал.

Для этого он совместно со своими единомышленниками подготовил все необходимые документы для регистрации религиозной некоммерческой организации в регистрирующем органе:

  • заявление;
  • список лиц, участвующих в создании учреждения;
  • устав;
  • протокол учредительного собрания;
  • справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
  • документ об уплате госпошлины.

Религиозная организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). После чего учредители разместили информацию о необходимости пожертвований на восстановление церкви с указанием реквизитов в СМИ, в сети Интернет был создан сайт организации. Спустя непродолжительное время церковь была восстановлена, она стала излюбленным местом прихожан всей округи.

Учет пожертвований в храме

Религиозная организация является в первую очередь юридическим лицом, поэтому ей необходимо вести обособленный учет всех поступающих пожертвований, независимо от предмета дара. Как правило, основная часть средств пожертвований поступает через ящики-копилки, размещенные на территории храма от прихожан (физических лиц) анонимно, то есть никакие данные благотворителей неизвестны.

Информация Официальным документом, подтверждающим факт совершения пожертвования является акт приема или вскрытия ящика для пожертвований. Данный акт составляется членами специально созданной комиссии.

Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:

  • место и дата, вскрытия копилки;
  • данные лиц, составляющих данный акт;
  • дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
  • сколько денежных средств и в какой валюте было обнаружено при вскрытии ящика;
  • номер и дата приходного ордера;
  • собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.

Важно При извлечении пожертвований необходимо оформить приходный кассовый ордер, а также отразить операцию в отдельной кассовой книге.

В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу.

Пожертвование в церкви и его юридическое значение

После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:

  • если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара. На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования. Отчет предоставляется в сроки указанные в соглашении, либо по требованию благотворителя.
  • если пожертвование совершено без заключения договора, путем помещения в ящик-копилку или перечислением денежных средств со счета мобильного телефона. В таком случае благотворитель не имеет возможности получать информации об использовании пожертвованного дара.

Письменный договор пожертвования выступает своеобразным гарантом прав благотворителя, при помощи которого он может контролировать использование пожертвования, а в случае ненадлежащего его пользования может применить к одаряемому санкции в виде отмены договора и возвращения пожертвованного имущества.

Дополнительно Договор пожертвования, заключенный в письменном виде является фактором, который ограничивает действия благополучателя по использованию дара, заставляя его пользоваться им по назначению и никак иначе.

Благотворитель может пожертвовать церкви:

  • только принадлежащее ему имущество, денежные средства, движимые вещи;
  • только на общеполезные цели;
  • только не изъятые из гражданского оборота предметы.

В случае, если предметом пожертвования является имущество, нажитое в браке супругами, для передачи необходимо нотариально заверенное согласие другого супруга, иначе договор является ничтожным.

На подъезде дома я увидела объявление о том, что необходимы денежные средства на восстановление монастыря, расположенного неподалеку от нашего города. Там же указаны реквизиты для перечисления пожертвований безналичным расчетом через банк. Данный монастырь часто посещала моя бабушка до войны еще, и я желаю помочь в его восстановлении. Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря?

Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.

Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.

По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ. Пока не будете уверены, что религиозная организация является юридическим лицом, ни в коем случае не перечисляйте пожертвования.

Я часто бываю в монастыре, который расположен в Калужской области, помогаю монахиням в хозяйственной работе. Также часто осуществляю пожертвования в пользу данной религиозной организации через ящик — копилку, путем отправления SMS — сообщений, иногда перечисляю денежные средства анонимно на расчетный счет учреждения. Могу ли я получить отчет от монастыря об использовании пожертвований, в связи с тем, что за последнее время пожертвовала достаточно крупную сумму (около 1 млн. рублей). Независимо от суммы пожертвования, если не заключен договор в письменном виде, Вы не имеете права требовать от благополучателя отчета об использовании дара. Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении.

Прибыль с десятины

О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.

«Удивительное дело!»

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать – “что ты делаешь? кому все это надо?” – и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня – дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Новый Завет – призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, – объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной – это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься – все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, – рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я – старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”»

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина

Левитам (%)

Праздничная (%)

Бедным (%)

Всего (%)

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
6-й год
7-й год

10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
Нет

10 от 90
10 от 90
Нет
10 от 90
10 от 90
Нет
Нет

Нет
Нет
10 от 90
Нет
Нет
10 от 90
Нет

19
19
19
19
19
19
Нет

Ответственность за приход

В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин – католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.

Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.

Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, – рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, – в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм – потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять – я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то – хлеб, кто-то – вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Десятина (мера площади)

Смотреть что такое «Десятина (мера площади)» в других словарях:

  • Морг (мера площади) — Морг (от нем. Joch) устаревшая единица измерения площади земли в средневековой Западной Европе и, в частности, в Речи Посполитой, равная приблизительно 0,56 гектара . Первоначально морг означал площадь, которую 1 человек может вспахать или… … Википедия

  • ДЕСЯТИНА — основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га) … Большой Энциклопедический словарь

  • десятина — ы; ж. Ист. 1. Русская мера земельной площади, равная 2400 квадратным саженям или 1,09 гектара (применялась до введения метрической системы). 2. В период феодализма в Древней Руси и в Западной Европе: налог на содержание церкви и духовенства в… … Энциклопедический словарь

  • Десятина — Десятина: Десятина единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га. Церковная десятина налог в пользу церкви (десятая часть дохода, отдаваемая его получателем для церковных нужд). Десятина местечко в Тотемском районе… … Википедия

  • ДЕСЯТИНА — земельная мера площади, состояла из 2400 кв. саженей (1,09 га, так называемая казенная). В XVIII – начале XIX в. употреблялась Д. владельческая (хозяйственная), равная 3200 кв. саженей (1,45 га) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • ДЕСЯТИНА — ДЕСЯТИНА, ы, жен. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. | прил. десятинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • десятина — ы, ж. 1) Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям (1,09 гектара), применявшаяся до введения метрической системы. В этой конторе я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену (Тургенев). 2) ист. Налог на… … Популярный словарь русского языка

  • Десятина — 1) Подать, взимавшаяся в Др. Руси в пользу церкви. Введена Уставом кн. Владимира по византийскому образцу. Для сбора Д. назначались особые лица десятильники. 2) Мера земельной площади. В писцовых книгах 16 в. только для лесных угодий, позднее для … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • десятина — ы; ж.; ист. см. тж. десятинный 1) Русская мера земельной площади, равная 2400 квадратным саженям или 1,09 гектара (применялась до введения метрической системы) 2) В период феодализма в Древней Руси и в Западной Европе: налог на содержание церкви… … Словарь многих выражений

  • Меры площади — Русские квадратные меры по названиям аналогичны линейным мерам: квадратный аршин, квадратная сажень и т.п., но определение «квадратный», как правило, отсутствовало, оно само собой подразумевалось. Тесноту в камере, куда заключили… … Энциклопедия русского быта XIX века

Приношение, пожертвование, десятина,

Приношение, пожертвование, десятина,
жертва, общение – что важнее для Бога?
Сегодня мне рассудилось обсудить очень важный и серьёзный вопрос, который является очень болезненным для номинально верующего человека, да и для многих искренних верующих людей обсуждение этого вопроса не вызывает энтузиазма. Вопрос этот можно озвучить так: нужно ли современному человеку платить-жертвовать свои сбережения в церковь или он свободен от этого?
В различных христианских конфессиях вопрос добровольного пожертвования денежных средств верующих людей для нужд церкви решается по-разному. Сборы на церковную деятельность в одних церквях осуществляются через исполнения религиозных обрядов и треб. В других церквях обязательным условием пребывания в церкви является десятина, т.е. пожертвование 10% от всех доходов, а где-то этому вопросу вообще не уделяют должного внимания и проводят сборы добровольных пожертвований от случая к случаю.
Многие современные люди, считающие себя верующими людьми, и время от времени посещающие храм или дом молитвы, не готовы, да и не хотят жертвовать, говоря, что Богу деньги не нужны. Те же, кто жертвует какую-либо сумму денежных средств, часто это делают по своему собственному пониманию, не пытаясь в данном вопросе разобраться, а отдаваясь своему внутреннему чувству.
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос, исследуя Священное Писание. Мне, как верующему человеку, кажется это правильным – сверять свои размышления со Словом Божьим, и там находить ответы. Апостол Павел пишет: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» — 2 Тим:16-17. Другими словами, изучая тот или иной вопрос в свете Священного Писания, мы получаем нужное и верное научение, которое довольно часто обличает наши собственные представления о чём-либо, даёт нам рекомендации и возможности исправиться, стать праведным и быть приготовленным для всякого доброго дела. Пожертвования на дело служения, несомненно, являются добрым делом, с этим многие будут согласны. Суть вопроса, связанного с пожертвованием, часто заключается в той сумме, которую человек готов отдать или не отдать, а также в регулярности или нерегулярности этих пожертвований.
Возвращаясь к заголовку данной статьи, хочу сразу выразить свою точку зрения, что из вышеперечисленных действий верующего человека, для Бога, несомненно, самым важным является общение с человеком. Это мы видим с первых страниц Библии. Бог создал человека по Своему подобию именно для личного общения с ним. Человек — вечное творение Бога фактически был неограничен, в том числе и потому, что Бог наделил его свободой выбора, сказав ему и последствиях послушания или непослушания одной из своих заповедей. К сожалению, мы знаем, что первоначально, человек не исполнил первые заповеди благословения, а заповедь запрета нарушил. Это привело к греху смерти – разлучению Бога и человека, нарушению того личностного общения Творца со своим творением.
Вся дальнейшая жизнь человека и развитие человечества, как цивилизации, связана именно с тем, чтобы найти это утерянное общение с высшим Абсолютом – Богом Творцом. Отсюда всевозможные верования и религии, часто противоречивые и ложные, пытающиеся дать свои учения и наставления о возможности прикоснуться к вечности, познать Бога.
Слава Богу, что, несмотря на выбор человека не в пользу Бога, Бог не отвернулся от него, а продолжал и продолжает искать с ним общения, достаточно вспомнить первый вопрос Бога к Адаму: Где ты? Мы знаем всю эту историю грехопадения, описанную в книги Бытие, но часто не понимаем, что заданный вопрос Бога относится к каждому из нас, так же, как он относился и к первым людям.
Возвращаясь к теме нашей беседы, мы можем констатировать, что первоначально, Бог не ставил вопроса перед человеком, о каком либо пожертвовании, Сам давая человеку полноту жизни и возможность обладания землёю. Для Бога самым важным тогда, да и теперь, является личное общение с Адамом и Евой, и каждым из нас, кто признаёт Его своим Творцом. Однако тогда идеальное общение человека и Бога было нарушено, и Бог принёс первую жертву за грех человека – одев его в кожаные одежды животного. Читая Библию, мы увидим, что с первых страниц книги Бытия свозь всё Писание, заканчивая книгой Откровения, жертва за грех человека, является актуальной. И если первой жертвой за грех был агнец, который лишь в некоторой мере мог покрыть наготу и грех человека, то окончательной и совершенной жертвой является Иисус Христос, который, как Агнец, закланный за грехи всего человечества, будет встречать всех уверовавших в Него у престола Божия в конце времен. (Книга Откровения, 5 глава).
Прошло некоторое время, и мы видим, что первые дети Адама и Евы приносят Богу свои дары: Каин — от плодов земли, а Авель — от первородных своего стада. Тем самым первые люди показали пример последующим поколениям в необходимости приношения Богу. Нужны ли были эти приношения Богу? Мы знаем, что жертву Авеля Он принял, а приношение Каина отверг, мы знаем также, что принятие Богом жертвы Авеля привело к восстанию на него его брата, и уже жертвой поклонения Богу стал сам Авель, кровь которого вопияла к Богу. Казалось бы, это древняя история, но посмотрите, в истории человечества постоянно разыгрывались жестокие гонения и войны, связанные с «правильным» поклонением Богу. Да и сегодня, современные Каины обезглавливают своих противников – христиан, только за то, что они веруют во Всевышнего ни так, как они.
Мы видим, что в вопросе приношения жертвы Бог может принять или не принять её. В чём была разница в жертве Авеля, которую Бог принял и жертвой Каина, которую Бог отверг? Некоторые говорят, что причина в том, что Каин принёс плоды от проклятой земли, а Авель последовал примеру Бога и заколол невинного агнца. Это красивая версия, но если мы исследуем Писание, то находим у апостола Павла правильное объяснение принятия Богом этого первого жертвоприношения. «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин, ею он получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё.» -Евр.11:4. Таким образом, Бог смотрел и смотрит не на саму жертву, как таковую, а на сердце и веру человека, приносящего ему жертву. Другими словами Богу важна наша вера, выражающаяся, в том числе и в приношении жертвы. Но если мы приносим жертву не от искроенного сердца и своей чистой веры, то есть опасность, что Бог не примет нашу жертву, какой бы значимой для нас она не была.
Делаем вывод: жертва Богу угодна, и Он её принимает, если она принесена от чистого сердца. Вопрос значимости (стоимости) жертвы уходит на второй план, хотя, несомненно, является очень важным, но к этому вопросу мы вернёмся чуть позже.
Читая дальше книгу Бытие, мы узнаём об отце веры — Аврааме, с которым Бог заключил особый завет о рождении от него особого великого народа. Мы видим, что благодарный Аврам принёс Богу жертву, да позже постоянно верою приносил их перед Богом, даже если это касалось его единственного сына обетования. Впрочем, в том случае Бог дал заместительную жертву Аврааму, которую он и принёс. Почему Авраам готов был заколоть единственного сына? Писание нам говорит, что он веровал, что Бог может воскресить и умершего сына. (Евр.11:17-19) Как видим, для Авраама значимость жертвы была абсолютной, и вера в необходимость сказанного Богом была непоколебима. Много и других уроков мы можем подчерпнуть из истории жизни Авраама, но возвращаясь к теме сегодняшнего размышления, мне хочется остановить ваше внимание на первом упоминании десятины в Библии.
В 14 главе книги Бытие рассказывается о вражде и битве царей нескольких городов, результатом которой стало пленение племянника Аврама Лота. Мы знаем, что Аврам его освободил, и когда они возвращались, то на встречу к ним вышли многие, среди которых был особенный человек – Мелхиседек – царь Салима, он был священником Бога Всевышнего. Ему Аврам отдал десятую часть из всего. Сегодня мы не будем подробно рассуждать, и пытаться объяснить, кто был Мелхиседек и почему после его благословений, Аврам, абсолютно добровольно, отдал ему десятую часть всей военной добычи, отнятой у врагов. Важно отметить здесь, что десятина отданная Аврамом включала в себя, несомненно, и драгоценности, потому что войны, как правило, велись и ведутся для обогащение за счет других своего государства, путём отнятия сокровищ и имущества у другого.
Авраам считал для себя обязательным отдать священнику Бога Всевышнего десятую часть, а так как он назван в Писании отцом веры, то его пример является вдохновляющим не только для христиан, но также для верующих иудеев и мусульман. В вопросах важности десятины, Бог многократно и многообразно, оставил верующим Свои повеления, описанные в книгах Левит и Чисел и вы свободно можете их прочитать. Важно понимать, что приношение десятины в храм делало возможным совершать своё служение левитам, прославляющим Бога. Когда все десятины приносились в храм, то были особые благословения и мир для всего еврейского народа, и напротив, когда народ переставал жертвовать, левиты разбегались и устранялись от служения прославления – наступали трудные времена, и противники и враги Израиля одерживали победы, народ порабощался, а иногда, уводился в плен на долгие времена.
Читая книгу пророка Малахии, мы видим, что в вопросе десятины Бог даёт укор Своему народу за неисполнение этой заповеди. » Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите : «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношением. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ- обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» — Мал.3:8-10. Итак, для Бога вопрос приношения десятины в храм является важным и личностным, а неисполнение этой заповеди делает верующего человека вором в глазах Бога. Бог даже предлагает верующему человеку и Его народу испытать Его в этом вопросе, и обещает послать всяческие благословения тому, кто исполняет это повеление. Некоторые христиане говорят, что это было записано для иудеев в Ветхом завете, и для нас не имеет значения. Но так, как мы с вами вначале нашей беседы, согласились с апостолом Павлом, что всё Писание богодухновенно и полезно, то важность исполнения этой заповеди, на мой взгляд, актуально для всех тех, кто почитает себя народом Божьим. Право слово, нам современным христианам, стоит поучиться исполнению данной заповеди и у Иудеев, и даже у мусульман.
Давайте как Христиане, обратим свой взор к Иисусу Христу. Уделял ли Он какое-либо значение приношением и пожертвованиям. Мы знаем из Евангелий, что были женщины, которые имением своим служили Господу. (Лук.8:3) Мы знаем также о денежном ящике, который носили с собой ученики, куда народ опускал свои пожертвования. (Иоанн. 12:6) Наконец давайте вспомним историю о бедной вдове, описанную евангелистами Лукой и Марком (Лук.21:1-6, Мар.12:41-44). Марк отмечает, что Иисус наблюдал, как люди клали деньги в сокровищницу. Значит, это было важно для Господа! Кроме того, Он, наблюдая за внешним приношением людей, видел и их внутреннее состояние, и дал удивительный урок Своим ученикам. Наверное, многие богатые люди, увидев, что Господь наблюдает за храмовой сокровищницей, подходили, и жертвовали в том конкретном случае большие деньги. Ещё бы! Ведь они хотели хорошо выглядеть, в глазах этого благословенного Раввина и Учителя. Однако Христос сказал, что больше всех положила в сокровищницу храма бедная вдова, хотя её пожертвование составляло только две лепты. Но то, что в глазах людей не стоило ничего, было наивысшим в глазах Бога, и как сказал Иисус, те ложили свои сокровища от избытка, а вдова от скудости своей. Степень этих пожертвований была различной: первые могли свободно жить дальше, другая была обречена, ибо положила всё пропитание своё. Возможно, она была в полном отчаянии, но велика её вера в то, что Бог не оставит её, будь это в жизни или в смерти.
А вспомните женщину, которая помазала ноги Иисуса миром. (Матф.26:7-12; Лук.7:37-38; Иоан.12:3-7) Ученики вначале не поняли её поступок, укоряя её в чрезмерной трате, т.к., с их точки зрения,стоимость этого благовония составляла триста динариев, что равнялось годовому заработку работника. Но Господь одобрил её поступок и сказал, что в целом мире будет сказано о ней и что она сделала. Мы видим, что не принятие этого урока побудило Иуду к совершению предательства, его жадность и страсть к деньгам привела его к печальному итогу.
Так сколь же следует жертвовать на храм и служение современному христианину? Вспоминая пример фарисея и мытаря в храме, где один хвалился перед Богом исполнением этой заповеди, воздевая к Богу свои руки, а бедный мытарь не мог поднять и глаз своих, но сокрушался в своей греховности, многие неверно понимают, что Господь осудил приношение десятин в храм фарисеем. Однако, Христос осудил не само приношение, а бахвальство этого религиозного деятеля и уничижение им других, сказав, что мытарь пошёл более оправданным, нежели фарисей. (Лук.18:9-14). Заметьте, фарисей пошёл из храма тоже оправданным, но, конечно же, его самомнение о том, что всё, что он делает несравненно лучше, чем кто-либо, его религиозная гордость и фанатизм сыграли с ним, как впрочем, и сегодня со многими современными «фарисеями» злую шутку.
Говоря о религиозных лидерах того времени – фарисеях, Христос очень жёстко называл их гробами окрашенными, которые снаружи хороши, но внутри полны нечистот, Его восьмикратное «горе Вам» (Матф. 23:13-39) указывает несомненным образом полных крах лицемерного, себялюбивого и возвышающего самого себя, служения Богу. Но и сегодня все ли священники и служители освобождены от этого порока? Говоря о фарисеях в другом месте Господь, говорил, что учат они правильно, но проблема в том, уча других, сами не исполняют повелений Божьих, и оставили главное: суд, милость и веру.
Так всё же, к какому выводу прихожу лично я? Апостол Павел призывает, и умоляет всех верующих представить всего себя в жертву Богу живую, святую, благоугодную, для разумного служения, и не сообразовываться с веком сим. (Рим.12:1-21) И смотря на свою жизнь, я очень чётко понимаю, что до выполнения этого мне ещё очень далеко. Но это даёт мне и стимул служить Богу с каждым днём всё усерднее, и развивать мою слабую веру в Его обетования, учась жертвовать не только денежные средства, но и время, здоровье, и комфорт. Быть полезным Господу Иисусу Христу в Его Теле – Церкви Вселенской, где все живы – из всех времён и народов, Церкви поместной, где совершается таинство приобщения к Его Телу, и Церкви домашней, где я являюсь ответственным за правильное воспитание детей – награды от Господа, данной нам на короткое время.
Для себя в пожертвованиях, я взял за правило исполнить хотя бы часть того, что требует от меня Священное Писание, начав с малого – десятины. Думаю, что это, конечно же, намного меньше тех двух лепт, которые положила бедная вдова, имеющая совершенную веру.
Таким образом, вопрос пожертвования, приношения, десятины или жертвы, является духовным, и необходимым, для нашего рассмотрения и исполнения, а степень (стоимость) этих деяний и пожертвований целиком и полностью зависит от степени нашей веры Богу и благодарности Иисусу Христу за Его жертву крови, которая омывает нас от всякого греха.
В притче о богатом человеке, Христос спрашивает, о том какой выкуп даст человек за душу свою? (Матф.16:26, Мар.8:37) И как найти самое главное – утерянное общение грешного человека и святого Бога?
Что ты сможешь ответить на этот вопрос Христа? Ответь на него честно, и тогда ты сможешь ответить, сколько нужно жертвовать в храм на служение для дела благовестия!
ТВГ, г. Барнаул, 2016 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *