Познер и священник

1. Существует ли в Церкви такое понятие как «отчитка рода»? Можно ли в этом участвовать? (1:04)

новое суеверие, отчитка, чинопоследование

2. Муж год ходит в церковь, исповедуется, причащается, но остаётся таким же гневливым, каким был до воцерковления. Как же так? (2:27)

молитва за мужа, молитва за обижающих, благодать, спасение, неофитство, поспешное замужество

3. Тревожусь о забытых грехах, за которые придётся отвечать перед Господом. Как быть? (4:37)

покаяние, изменение ума, благодать Божия, труд покаяния, состояние сердца, образ жизни, плоды покаяния, делание покаяния, воспоминание о грехах, смущение, прегрешения, изменение сердца, механический подход, исповедь

4. Этот трудный год мне помогли молитвы ближних, а также их физическая и материальная помощь. Я за них молюсь, но думаю, что мало. Какие молитвы о них почитать? (4:48)

просьба о помиловании, молитва о ближних

5. Как причащались и исповедовались апостолы? (8:04)

обряд, мистерия, евхаристическое собрание, Евхаристия, трапеза, Причастие натощак, готовность к смерти, ссылка, гонения на христиан, любовь ко Христу, живая вера, подготовка ко Причастию, апостол Павел, рассуждение, Причастие в осуждение, пост, исповедь, воздержание, новоначальные христиане, благоговение, Святые Тайны, церковная дисциплина

6. Муж был крещён в старообрядческой церкви под неизвестным нам именем. Как ему причащаться и исповедоваться? Как писать за него записки? (13:31)

имянаречение, спасение души, чин присоединения

7. Существует ли проклятие и как от него спастись? (14:13)

благословляйте проклинающих, пожелание здоровья, зло, добро

8. Почему в церквях ведётся служба на старославянском, а не на русском языке? Старославянский не всем понятен, а русский язык привлёк бы много молодёжи (16:31)

английский язык, архитектура храма, иконопись, свечи, фотографии, бенгальские огни, познание истины, русская культура, сербский язык, привлечение молодёжи, истина Христова, публика, западные христиане, венчание на дискотеки, западное духовенство, пустующие церкви, язык молитвы, сакральный язык, сквернословие, святой язык, богослужение, католики, латынь, католические священники

9. Мне 14 лет, я знаю, что мы с моим братом приёмные дети, но наши родители думают, что я не знаю. Поговорить ли с ними на эту тему? Не принесёт ли это им боль? (22:45)

совесть, молчание, молитва

10. Может ли православный человек давать деньги в рост? (24:40)

возвращение долгов, умение отказывать, забывание долгов, корпорации, банки, кредиты, мусульманские банки, исламские банки, ростовщичество

11. Есть талант к современной музыке и пению, не грех ли развивать его и заняться этим профессионально? Не будет ли это тщеславием? (28:21)

чудеса Божии, состояние сердца, спасение, красота, зрители, маленькие дети, заработок денег, помощь больным, мечты, жестокий мир, страшный мир, Большой театр, эстрада, Игорь Тальков, артистизм, подражание Христу, подражание святости, святые отцы, христоподражательная жизнь, пошлые стихи

12. Что важнее – благоговейно гореть в делах или всё время отдавать молитве? (33:14)

суета, Бог, иллюзия, покаяние, хороший человек, Псалтирь, многословие, изменение себя, Евангелие, Отец Небесный, угождение Богу, Живой Бог, молитва на бегу, мечтания о себе, мечты

13. Грех ли быстро ездить на машине? (37:59)

русский, быстрая езда, благоговение

14. Могу ли я зайти в единоверческий храм, чтобы познакомиться с историей, культурой? (38:50)

старообрядцы, старый обряд, Серафим Саровский, старообрядческая община, любопытство, крещение, никоновские приходы, суеверие

15. Правда ли, что добро должно быть с кулаками? (42:34)

добрый молодец, кулачный бой, защита слабого, боец спецназа, русская доброта

16. Кто ваш любимый светский писатель, любимое произведение и любимый литературный герой, которому вы хотели бы подражать? (42:54)

Евангелие, всемирная литература, русская литература, Торнтон Уайлдер, плод воображения, воспитание, культура, личность писателя, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, чистые источники, Священное Писание, Иоанн Кассиана Римлянин, живоносный источник, Фазиль Искандер, святоотеческая литература, Достоевский, пророческий дар, Дневник писателя, Балканы, Украина, Куприн, кумир, не сотвори себе кумира

17. От наркотиков и алкоголя умер единственный сын. Как найти утешение? (49:43)

духовная утрата, Бог, медленное самоубийство, пути Божии, суд Божий, материнская молитва, деятельная молитва, уныние, отчаяние, духовный подвиг, духовное делание, сироты, помощь ближним, храм, общение, чувство вины, несовершенство, жизнь с наркоманом, жертва сердечная, милостыня, новопреставленный, исповедь, покаяние, Отец Небесный, нехватка любви, одиночество, безотцовщина, Евангелие, стремление к Богу

18. Зачастую ко мне, врачу-онкологу, приходят верующие пациенты с запущенной стадией рака, т. к. священник ранее не благословлял их лечиться. Почему так происходит? (57:22)

Священный Синод, диплом врача, совесть священника, смерть, онкологические заболевания, преступная самонадеянность, терпение, нежелание лечиться, духовная запущенность, болезнь души, болезнь тела, гомеопатия, гангрена, жизнь, плод покаяния, исцеление, Христос, апостолы, елеосвящение, апостол Лука, Лука Крымский, целитель Пантелеймон, медицинская помощь

19. Можно ли называть животных человеческими именами? (1:04:08)

прозвище, любовь к животным, кличка, Адам, домашние животные, древо Познание, великое творение, творение Божие, орудие Божие, мучения животных, грех человека

20. Откуда мы знаем, о чём именно Иисус просил Бога-Отца в Гефсиманском саду, если Он молился без свидетелей? (1:06:12)

Ангелы, Дух Святый, апостолы

21. Мои друзья меня обижают. Я за них молюсь, но боюсь, что они со мной больше дружить не будут (1:07:00)

доброе сердце, детский сад, поиск друзей, любовь, защита, предательство, искание расположения, хорошие люди, плохие люди, любовь ко врагам, нейтральное отношение, зло

22. Что с нашей молодёжью? Алчность, гордыня, блуд. Куда мир катится? (1:12:23)

милостивый Отец, терпение Божие, детская жестокость, покаяние, святые, праведники, камень веры, благочестие, нравственность, гаджеты

Scisne?

Часть 1

Часть 2

Как быть, если думаешь, что Бога нет? Как его найти? И что делать, если искать не хочется?
Как объяснить жестокость ветхозаветного Бога? Имеет ли Бог отношение к катастрофам? В программе «Не верю» на «Спасе» журналист и телеведущий Владимир Познер, называющий себя атеистом, побеседовал со священником Максимом Козловым. Мы выбрали самые интересные моменты разговора.
Владимир Познер: Я не получал убедительные ответы на вопросы о Боге
Я крещен в католической вере, да не где-нибудь, а в Соборе Парижской Богоматери. В принципе, мои родители, которые были неверующими, не то что активными, но просто неверующими, никак на меня не влияли, не внушали мне ничего. (…) Может быть <в формировании моего мировоззрения сыграло роль> то, что я был склонен к науке, очень сильно увлекся биологией, был студентом биофака МГУ, стал довольно серьезно интересоваться, кто мы такие и как устроены. Постепенно пришел к выводу, что то учение, которое называется религией, лично меня не то, что не убеждает, а вызывает бесконечное количество вопросов. И каждый раз, когда я их задавал, и когда мне не могли объяснить, то говорили: ну, понимаете, неисповедимы пути Господни и т.д.
Протоиерей Максим Козлов: Я не соглашусь, что только жизнь избранных людей имеет смысл
Прот. М.К.: Как лично Вы отвечаете для себя на вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл?
В.П.: Я Вам скажу, какой смысл, как я его понимаю. Как это для меня. Я родил на свете – вместе со своей женой, конечно, – детей. Замечательных детей. Моя дочь – композитор и пианист, которая приносит радость очень многим людям. Сын мой – толковый журналист. Я считаю, что я за свою довольно длительную жизнь, многим помог, кое-что сделал важное. И вот в этом смысл жизни – чтобы воспитывать своих детей, чтобы найти себя и осуществить себя. Очень трудно понять, для чего ты родился. К сожалению, образование не только у нас, а вообще не очень помогает человеку понять: а где мой талант, в чем я могу выразить себя? Может быть, в том, что ты блестящий водитель троллейбуса, и это тоже совсем не плохо. Но просто очень многие не знают, для чего вообще они работают. Они не любят эту работу, мечтают, чтобы уйти на пенсию. Бессмысленная жизнь у многих.
Так что я очень хорошо понимаю смысл моей жизни. Я понимаю смысл жизни Александра Сергеевича Пушкина, который оставил нам то, что наши прадеды и деды читали, то, что мы читаем, и наши дети будут читать. Он стал бессмертным в том, что нам оставил. И Шекспир точно так же, и разные ученые, которые делали потрясающие открытия, которыми мы пользуемся сегодня, например, не болеем бешенством благодаря Пастеру и т.д. В этом смысл жизни.
Прот. М.К.: Благодарю Вас за этот ответ, потому что я бы для себя такого ответа дать не смог. Наверное, и поэтому тоже я православный христианин и верующий человек. (…) Если выйти за наше личное существование, помимо людей, выдающихся и много сделавших – помимо Пушкина, Пастера, Менделеева и далее – есть люди совершенно невыдающиеся, рядовые: водитель троллейбуса, простой рабочий. Он может быть прекрасным человеком, безусловно. В конце концов, есть люди, земная жизнь которых неудачна, несчастна и, как кажется, трагична и тупикова.

В.П.: Их немало.
Прот. М.К.: Их немало, может быть, их большинство. И для меня только вера в то, что и такого человека встречает Христос, что нет слезы здесь, которая была бы пролита и не была бы не отерта Христом в вечности, – если этого нет, то жизнь для меня смысла не обретает.
Владимир Познер: Зачем верующие так за меня переживают?
В.П.: Довольно часто я получаю письма от людей, которые пытаются наставить меня на путь истинный, чтобы я не горел в аду и т.д. Но они за меня переживают, что очень трогательно…
Прот. М. К.: Мое глубочайшее убеждение <состоит в том>, что всякая попытка насилия в области веры или религиозного мировоззрения обращается только в рост убежденности твоего оппонента в своем мировоззрении. Сколько бы мы ни приводили примеров, что когда-то это принесло результат, по крайней мере, в наше время любой не только общественно-политическое, но и мировоззренческое, психологическое давление в области религиозного мировоззрения приведет к обратному результату. (…) если я осознаю себя христианином, то я не могу не вспомнить эпизод из жизни (…) святого Григория Богослова – это известный христианский философ, епископ, иерарх IV столетия. Он жил в эпоху становления христианского вероучения, и одной из крупных опасностей для Церкви тогда было такое движение, как арианство. Его поддерживали императоры Восточной Римской империи, которую потом стали называть Византийской. И когда епископ Григорий был назначен епископом в Константинополь и приехал в свой город, то у православных не было ни одного храма и они совершали богослужения на дому. Потом все поменялось: императоры стали православными, ариане оказались гонимы, прошел Вселенский Собор, Поместные Соборы. И Григорию Богослову предлагали: давай выгоним всех ариан из Константинополя, ты же помнишь, как они с нами поступали. Ответ святителя был таков: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
Вот я тоже, Владимир Владимирович, прошу понять. Да, бывают люди как бы неадекватные: может быть, угрожающие, пишущие какие-то неправильные письма, а бывают и люди, у которых сердце действительно болит о тех, может быть, дорогих, уважаемых ими, как Вы, людях публичных, которые не разделяют христианское мировоззрение. Если Вам искренне пишут тетушка или молодой человек: «Владимир Владимирович, Вы знаете, Вы атеист, а я за Вас молюсь, потому что мне бы хотелось, чтобы Вы до конца земного пути от этого атеизма отошли», то я считаю, что это хорошо.
Протоиерей Максим Козлов: Бог христиан – это не «бог из машины»
В.П.: В Ветхом Завете рассказывается о том, как Моисей послал своего брата Аарона к фараону потребовать, чтобы тот освободил израильский народ. И фараон был склонен сказать «да», но Бог очерствляет его сердце, чтобы он отказал, а потом наказывает фараона за это. По первому разу. Потом по второму разу. Потом по третьему. И заканчивается все это кровавой баней, когда убивают всех перворожденных детей. Каждый раз фараон был готов отпустить, но Бог сделал так, чтобы он изменил свое мнение. Я задавал вопрос: ну, почему? Но мне никогда никто не объяснял…

Прот. М.К.: Христианский ответ состоит принципиально в том – я не могу сказать, что для меня это тоже легкий ответ и что я не хотел бы какого-то более гладкого ответа – в том, что другого способа сохранить в том единственном народе, который на протяжение ветхозаветной части человеческой истории хранил веру, которую Библия называет и мы христиане считаем богооткровенной, – веру в истинного Бога, не искажая эту историю, не было. Т.е. любой другой способ означал бы такое Deus ex machina, такое вмешательство, такую интервенцию Бога в человеческую историю, когда всякий смысл человеческой свободы был бы утрачен.
Давайте реалистически представим, что это были за времена и что за племена, что это были за египтяне, ассирийцы, филистимляне, ветхозаветные иудеи, какой уровень нравственного сознания и отношений между племенами в человеческом роде. Как бы жестко сейчас ни воспринимались эти страницы ветхозаветной истории, другого способа сохранить избранный народ, так, чтобы он не растворился в море язычества, не было.
Можно сказать: а хорошо бы им дать какой-то такой нравственный закон, чтобы они были белые, пушистые, чтобы Аарон убедил фараона какими-то нравственными убеждениями или высотой религиозного учения, но, значит, это было невозможно.
Владимир Познер: Имеет ли Бог отношение к катастрофам?
В.П.: …Я еще раз спрашиваю Вас: вот происходит страшная катастрофа, землетрясение, которое приводит к гибели огромного количества людей… И цунами, и такого рода вещи. К этому Господь имеет отношение, или это происходит вне Его участия, вне Его ведения?
Прот. М.К.: Бог не есть ни творец, ни причина зла…
В.П.: Нет?
Прот. М.К.: Нет. Бог в той или иной мере, которая не всегда для нас понятна, иногда вполне трагична в нашем земном восприятии, не останавливает существующее зло, имея в виду конечное благо человека.
В.П.: Т.е. Вы называете это злом? Землетрясение – это зло?
Прот. М.К.: Я называю злом всякую смерть и всякое умирание. Смерть вообще противоестественна по отношению к замыслу Бога о человеке.
В.П.: Тогда да. Тогда я понимаю.

Познер встретился со священником на «Спасе»: коротко рассказываем, о чем они говорили

В программе «Не верю» на «Спасе» Владимир Познер, называющий себя атеистом, побеседовал со священником Максимом Козловым. Мы выбрали самые интересные моменты разговора. Кстати, через неделю выйдет вторая часть беседы.

Владимир Познер: Я не получал убедительные ответы на вопросы о Боге

Я крещен в католической вере, да не где-нибудь, а в Соборе Парижской Богоматери. В принципе, мои родители, которые были неверующими, не то что активными, но просто неверующими, никак на меня не влияли, не внушали мне ничего. (…) Может быть <в формировании моего мировоззрения сыграло роль> то, что я был склонен к науке, очень сильно увлекся биологией, был студентом биофака МГУ, стал довольно серьезно интересоваться, кто мы такие и как устроены. Постепенно пришел к выводу, что то учение, которое называется религией, лично меня не то, что не убеждает, а вызывает бесконечное количество вопросов. И каждый раз, когда я их задавал, и когда мне не могли объяснить, то говорили: ну, понимаете, неисповедимы пути Господни и т.д.

Протоиерей Максим Козлов: Я не соглашусь, что только жизнь избранных людей имеет смысл

Прот. М.К.: Как лично Вы отвечаете для себя на вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл?

В.П.: Я Вам скажу, какой смысл, как я его понимаю. Как это для меня. Я родил на свете – вместе со своей женой, конечно, – детей. Замечательных детей. Моя дочь – композитор и пианист, которая приносит радость очень многим людям. Сын мой – толковый журналист. Я считаю, что я за свою довольно длительную жизнь, многим помог, кое-что сделал важное. И вот в этом смысл жизни – чтобы воспитывать своих детей, чтобы найти себя и осуществить себя. Очень трудно понять, для чего ты родился. К сожалению, образование не только у нас, а вообще не очень помогает человеку понять: а где мой талант, в чем я могу выразить себя? Может быть, в том, что ты блестящий водитель троллейбуса, и это тоже совсем не плохо. Но просто очень многие не знают, для чего вообще они работают. Они не любят эту работу, мечтают, чтобы уйти на пенсию. Бессмысленная жизнь у многих.

Так что я очень хорошо понимаю смысл моей жизни. Я понимаю смысл жизни Александра Сергеевича Пушкина, который оставил нам то, что наши прадеды и деды читали, то, что мы читаем, и наши дети будут читать. Он стал бессмертным в том, что нам оставил. И Шекспир точно так же, и разные ученые, которые делали потрясающие открытия, которыми мы пользуемся сегодня, например, не болеем бешенством благодаря Пастеру и т.д. В этом смысл жизни.

Прот. М.К.: Благодарю Вас за этот ответ, потому что я бы для себя такого ответа дать не смог. Наверное, и поэтому тоже я православный христианин и верующий человек. (…) Если выйти за наше личное существование, помимо людей, выдающихся и много сделавших – помимо Пушкина, Пастера, Менделеева и далее – есть люди совершенно невыдающиеся, рядовые: водитель троллейбуса, простой рабочий. Он может быть прекрасным человеком, безусловно. В конце концов, есть люди, земная жизнь которых неудачна, несчастна и, как кажется, трагична и тупикова.

В.П.: Их немало.

Прот. М.К.: Их немало, может быть, их большинство. И для меня только вера в то, что и такого человека встречает Христос, что нет слезы здесь, которая была бы пролита и не была бы не отерта Христом в вечности, – если этого нет, то жизнь для меня смысла не обретает.

Владимир Познер: Зачем верующие так за меня переживают?

В.П.: Довольно часто я получаю письма от людей, которые пытаются наставить меня на путь истинный, чтобы я не горел в аду и т.д. Но они за меня переживают, что очень трогательно…

Прот. М. К.: Мое глубочайшее убеждение <состоит в том>, что всякая попытка насилия в области веры или религиозного мировоззрения обращается только в рост убежденности твоего оппонента в своем мировоззрении. Сколько бы мы ни приводили примеров, что когда-то это принесло результат, по крайней мере, в наше время любой не только общественно-политическое, но и мировоззренческое, психологическое давление в области религиозного мировоззрения приведет к обратному результату. (…) если я осознаю себя христианином, то я не могу не вспомнить эпизод из жизни (…) святого Григория Богослова – это известный христианский философ, епископ, иерарх IV столетия. Он жил в эпоху становления христианского вероучения, и одной из крупных опасностей для Церкви тогда было такое движение, как арианство. Его поддерживали императоры Восточной Римской империи, которую потом стали называть Византийской. И когда епископ Григорий был назначен епископом в Константинополь и приехал в свой город, то у православных не было ни одного храма и они совершали богослужения на дому. Потом все поменялось: императоры стали православными, ариане оказались гонимы, прошел Вселенский Собор, Поместные Соборы. И Григорию Богослову предлагали: давай выгоним всех ариан из Константинополя, ты же помнишь, как они с нами поступали. Ответ святителя был таков: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Вот я тоже, Владимир Владимирович, прошу понять. Да, бывают люди как бы неадекватные: может быть, угрожающие, пишущие какие-то неправильные письма, а бывают и люди, у которых сердце действительно болит о тех, может быть, дорогих, уважаемых ими, как Вы, людях публичных, которые не разделяют христианское мировоззрение. Если Вам искренне пишут тетушка или молодой человек: «Владимир Владимирович, Вы знаете, Вы атеист, а я за Вас молюсь, потому что мне бы хотелось, чтобы Вы до конца земного пути от этого атеизма отошли», то я считаю, что это хорошо.

Протоиерей Максим Козлов: Бог христиан – это не «бог из машины»

В.П.: В Ветхом Завете рассказывается о том, как Моисей послал своего брата Аарона к фараону потребовать, чтобы тот освободил израильский народ. И фараон был склонен сказать «да», но Бог очерствляет его сердце, чтобы он отказал, а потом наказывает фараона за это. По первому разу. Потом по второму разу. Потом по третьему. И заканчивается все это кровавой баней, когда убивают всех перворожденных детей. Каждый раз фараон был готов отпустить, но Бог сделал так, чтобы он изменил свое мнение. Я задавал вопрос: ну, почему? Но мне никогда никто не объяснял…

Прот. М.К.: Христианский ответ состоит принципиально в том – я не могу сказать, что для меня это тоже легкий ответ и что я не хотел бы какого-то более гладкого ответа – в том, что другого способа сохранить в том единственном народе, который на протяжение ветхозаветной части человеческой истории хранил веру, которую Библия называет и мы христиане считаем богооткровенной, – веру в истинного Бога, не искажая эту историю, не было. Т.е. любой другой способ означал бы такое Deus ex machina, такое вмешательство, такую интервенцию Бога в человеческую историю, когда всякий смысл человеческой свободы был бы утрачен.

Давайте реалистически представим, что это были за времена и что за племена, что это были за египтяне, ассирийцы, филистимляне, ветхозаветные иудеи, какой уровень нравственного сознания и отношений между племенами в человеческом роде. Как бы жестко сейчас ни воспринимались эти страницы ветхозаветной истории, другого способа сохранить избранный народ, так, чтобы он не растворился в море язычества, не было.

Можно сказать: а хорошо бы им дать какой-то такой нравственный закон, чтобы они были белые, пушистые, чтобы Аарон убедил фараона какими-то нравственными убеждениями или высотой религиозного учения, но, значит, это было невозможно.

Владимир Познер: Имеет ли Бог отношение к катастрофам?

В.П.: …Я еще раз спрашиваю Вас: вот происходит страшная катастрофа, землетрясение, которое приводит к гибели огромного количества людей… И цунами, и такого рода вещи. К этому Господь имеет отношение, или это происходит вне Его участия, вне Его ведения?

Прот. М.К.: Бог не есть ни творец, ни причина зла…

В.П.: Нет?

Прот. М.К.: Нет. Бог в той или иной мере, которая не всегда для нас понятна, иногда вполне трагична в нашем земном восприятии, не останавливает существующее зло, имея в виду конечное благо человека.

В.П.: Т.е. Вы называете это злом? Землетрясение – это зло?

Прот. М.К.: Я называю злом всякую смерть и всякое умирание. Смерть вообще противоестественна по отношению к замыслу Бога о человеке.

В.П.: Тогда да. Тогда я понимаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *