Православие духовный рост

На пути духовного роста можно выделить несколько условных этапов эволюции сознания, где исходной точкой является сон наяву, а конечной – абсолютная осознанность, к которой стремятся все ищущие. Стоит сказать, что эти этапы развития не делят людей на касты, не преуменьшают и не преувеличивают важности никакой из живых душ, воплощенных на земле. Для каждого путь индивидуален. Кто-то прошел дальше, кто-то пока лишь подходит к начальной ступени сознательной эволюции, но каждый идет. Каждый опыт духовен, ведь все мы – воплощения божественного духа на земле и пункт назначения для всех один.

Содержание

Формирование личности и потеря целостности

Это изначальная нулевая точка старта, из которой начинает свой путь каждый из людей. В детстве мы открыты для безусловного восприятия мира и пока еще не ограничены социальными нормами и правилами. Для ребенка не существует времени, он живет в вечности – здесь и сейчас, не страшась будущего и не жалея о прошлом.

Ребенок целостный, в нем нет внутренних конфликтов. Однако, на этом этапе знания о мире практически равны нулю. И хотим ли мы этого или нет, но нам приходится принимать некие правила мышления и познания, дабы наполнить свой разум информацией об окружающем мире.

С этого момента появляется обусловленность. На основе коллективного опыта, в человеке укореняются понятия о добре и зле, о правильном и неправильном. И на базе полученных сведений в сознании формируются программы поведения, продиктованные обществом, традициями и семьей.

Часто эти программы вступают в конфликт с внутренними желаниями и склонностями. И человеческая психика дуализируется, расщепляясь на осознанное и бессознательное, на проявленное и подавленное, на Маску и Тень.

1. Спящий

К моменту становления человека, как полноценного социального элемента, как правило, он теряет свою целостность. Его чувства и поступки оказываются подчиненными установкам и программам, заложенным в детстве его окружением. При этом внутренние противоречия и подавленные части личности периодически дают о себе знать в форме неконтролируемых эмоциональных реакций, состояний и неосознанных действий.

Так человек превращается в спящего, погружаясь в мир иллюзии, где его выбор продиктован случайными алгоритмами, впечатанными в сознание. А последствия такого «выбора» воспринимаются как непостижимый Фатум, преследующий его повсюду.

2. Искатель

Внутренние конфликты не дают сознанию найти состояние покоя. Подавленное «Я» постоянно рвется наружу, требуя признания и поощрения. И не находя его выплескивается в эмоциональных срывах, неврозах или депрессивных расстройствах.

В данном случае негативные переживания становятся толчком для развития. И человек, столкнувшийся с глубокими жизненными разочарованиями, направляет свое внимание на поиск закономерностей и причин происходящих с ним событий.

Становясь искателем, человек начинает интуитивно ощущать существование тайной и невидимой стороны бытия. Его преследует стойкое ощущение работы неведомых ему законов и вмешательства потусторонних сил в его судьбу.

На этом этапе еще нет знания и понимания метафизических механизмов работы Универсума, но уже явно ощущает присутствие запредельного в своей жизни. И со временем он начинает находить этому подтверждение в случайных совпадениях, наитиях, сновидениях, наполненных символическим смыслом и вызывающих, так называемые, «мистические мурашки».

Этап искателя – это преддверие осознанного духовного роста, начало постижения Вселенной через наблюдение за процессами, протекающими внутри собственного «Я». Здесь мы ощущаем магнетически притягательное и одновременно пугающее таинство, неизвестной до настоящего момента, стороны существования.

3. Познающий

На этом этапе эволюции индивидуум становится на путь познания, погружаясь в изучение философских и эзотерических систем устройства мироздания. Он находит ответы на свои вопросы в духовных учениях и концепциях, постепенно выстраивая свое новое мировоззрение.

Познающий начинает видеть закономерности в происходящих событиях, осознает собственную ответственность за происходящее, знакомится с теорией кармы, перестраивает свое отношение к понятиям добра и зла, заменяя их понятием этики.

На этой ступени духовного роста происходит ряд трансформаций, часто весьма болезненных, но несущих в себе исцеляющий смысл. В этот период рушатся старые убеждения, рассыпается укоренившаяся картина мира и на ее руинах воздвигается новая, более совершенная, гибкая и универсальная.

Результатом духовного роста на этой ступени становится ликвидация последствий травматического опыта, освобождение от деструктивных установок и убеждений, перепросмотр отношений с окружением, выявление подавленных частей личности и их гармоничная адаптация на уровне осознаваемого. Таким образом, мы возвращаем себе утраченную целостность и находим гармонию между внутренним и внешним.

4. Практик

Духовный рост не ограничивается пассивной трансформацией взглядов. И следующим этапом эволюции является практическая перестройка жизни в соответствии с новой моделью мировоззрения.

На этой ступени человек начинает применять все усвоенные знания на практике. Осознанность становится образом жизни. Память об ответственности за свои действия и свой выбор становятся постоянными спутниками в каждом производимом действии и в каждом сказанном слове.

Итогом внедрения новой картины мира в жизнь может стать смена работы, профессиональная или творческая реализация, воплощение давних желаний, избавление от недугов и общее усовершенствование организма. Но главный результат – невидимое для посторонних наблюдателей изменение внутреннего состояния, характеризующееся таким качествами, как уверенность, цельность, самодостаточность, духовная сила, воля, наполненность и пустота.

5. Просветленный

Практическая реализация на духовном пути не отменяет продвижения по пути познания. Познание – это процесс совершенствования сознания через устранения неведения.

В условиях земного существования высшей ступенью познания является достижение состояния просветления, как абсолютного и полного осознания природы вещей. Это состояние предполагает полное освобождение от субъективного восприятия и как следствие, видение мира таким, какой он есть, без трактовок и суждений.

Просветление – это предельный этап духовного развития, возможный в человеческом воплощении. Просветление означает возвращение к изначальному состоянию совершенства и рождению Высшего «Я».

Елена Захарченко


Эзотерика → Что такое «духовный рост», и как его достичь

Как достичь духовного роста? Я слышал рецепты вроде «нужно вести духовную работу, и будет духовный рост». К сожалению, определения «духовной работы» получить не проще, чем «духовного роста», а критерий правильности выполнения духовной работы все равно нужен.
Вторая проблема — многие авторы увлекаются, и совсем уходят тонким телом из реального мира в астральные сферы. Такой «рост» вызывает сильные сомнения в своей адекватности и практической применимости. Другие авторы утверждают, что единственный способ добиться духовного роста — стать последователем их учения. Проблема в то, что учения все разные, так что кто-то из них точно не прав. Третьи авторы формулируют длинно, сложно и туманно. Такие формулировки вызывают у меня сильные подозрения — тот, кто понял и разобрался, обычно может четко сформулировать, и ясно объяснить.
Я сел и разобрался что такое духовный рост. Я могу четко объяснить что это такое, и как его достичь. Садиться в замысловатую позу и бубнить заковыристые мантры — не обязательно. Но поработать над собой — придется, потому для духовного роста необходим ряд практических навыков, а навыки сами собой не возникают, их нужно нарабатывать.
Что такое «духовность»
Я проанализировал полтора десятка определений духовности, и пришел к выводу, что под духовностью понимают совокупность четырех качеств: веры, душевного покоя, безусловной любви и осознанности.
Духовный рост — это изменение восприятия, изменение картины мира. Духовный человек видит мир, и себя в нем, таким как есть, неискаженным. Духовный человек обрел веру в себя, душевный покой, любовь и сострадание к ближним. Духовный человек считает служение людям важнейшим приоритетом.
Что такое «вера»
Есть ряд фактов, которые можно проверить. Например, что если лед расплавить, то получится вода. Верить или не верить в факты — не имеет смысла. К таким фактам относятся и чисто случайные процессы. Они точно описываются статистическими законами, и к ним «вера» тоже неприменима.
Вера относится в основном к неочевидным и неслучайным событиям будущего, на которые человек может влиять. Вера мобилизует волю, т.е. позволяет принять решения и придерживаться их, и приводит к достижению результатов, которых иначе было бы не достичь.
Если веришь в победу, до шансы победить намного выше. Если веришь, что ничего не получится, то скорее всего и не получится.
Люди со слабой верой подстраиваются под людей с более сильной. Без сильной веры невозможно вести за собой людей, можно только следовать за кем-то.
Что такое «душевный покой»
Душевный покой — это отсутствие тревоги, волнений, переживаний, паники вне зависимости от внешних обстоятельств. Это спокойный, уверенный взгляд в будущее.
Что такое «безусловная любовь»
«Условная любовь» — это когда любишь за что-то, например, за деньги. Я подозреваю, что это вообще не любовь. «Безусловная любовь» — это когда любишь, не ставя никаких условий, любишь не за что-то конкретное, а просто любишь. Иначе говоря, любишь не «за», а «вопреки». Кроме любви, при определении духовного роста упоминаются хорошее отношение к людям, сочувствие, сопереживание.
Что такое «осознанность»
Жить осознано — значит, воспринимать себя, окружающих, и весь мир такими, как есть, а не как нам бы хотелось. Перестать себя обманывать, перестать прятаться от реальности, закрывать глаза на неприятные факты, жить в выдуманном мире. Признаться себе в своих желаниях, в своих слабостях, в своих проблемах, в своих мечтах. Понять себя.
Для чего человеку духовность
Духовность повышает качество жизни. Человек, который любит, не волнуется, верит в себя, и живет осознано, чувствует себя лучше, чем ненавидящий, издёрганный, убежденный в ожидающих его неудачах, пытающийся спрятаться от реальности в выдуманном мире, и пытающийся убедить себя, что для него самый лучший выбор.
Духовность позволяет высвободить энергию, которая тратилась на тревожность, волнения, негативные эмоции, самообман, и перенаправить ее на конструктивные цели.
Духовность позволяет развиваться, двигаться вперед, и вести за собой людей, и в то же время помогать и служить им.
Как развивать духовность
Как добиться духовного роста? Представьте себе, что вы тянете по лесу санки в горку, а они зацепились за ветки. Можно сильнее тянуть, можно поотцеплять зацепившиеся ветки, а можно комбинировать эти два подхода. Так же и с духовным ростом. Сначала разберемся что тормозит, и как его отцепить.
Что мешает духовному росту
Человек не верит в себя, нервничает, отгораживается от людей и враждует с ними, прячется в выдуманный мир — не от хорошей жизни. У всех есть психологические проблемы, которые во многом определяют что мы думаем о себе и о об окружающих. Эти проблемы накапливаются с детства, и не дают нам расти духовно
Вере в себя мешает убеждение, ничего из тебя не выйдет, ты ошибешься, только мы, родители, сможем за тебя принять правильное решение, а ты примешь плохое.
Душевному покою мешают — паника родителей, и убеждение, что с тобой случится что-то плохое, если ты нас, родителей в точности не послушаешься.
Любить безусловно тяжело, если тебя самого в детстве «любили» условно, иначе говоря, не любили, или делали вид что не любят, или не давали тебе любить себя — в воспитательных целях и в силу своих психологических проблем. Тяжело любить, если вырос в атмосфере злобы, ненависти, мести.
Уход от реальности, подавление своих желаний и эмоций — защитная реакция организма. Чтобы вернуться к осознанной жизни, нужно сначала добиться, чтобы у сознания не было постоянной потребности искать куда спрятаться и за что укрыться.
Что делать с этими проблемами? Их нужно прорабатывать и лечить. Даже такой примитивный подход, как дианетический одитинг, помогает их сильно ослабить. Но лучше воспользоваться помощью профессионального психолога, например, гештальт или НЛП терапевта. Только убедитесь, что это настоящий лечащий врач, а не модный шоумен.

Что способствует духовному росту
Просто разобраться что такое духовный рост — уже большой шаг вперед. Принять решение серьезно заниматься своим духовным ростом — второй большой шаг вперед.
Духовность — это набор практических навыков. Ее нужно тренировать, нарабатывать. Самая лучшая тренировка — решение сложных проблем, мешающим жить и развиваться окружающим вас людям и всему Человечеству.
Решение проблем придаст веры в себя, в свои способности, снизит тревожность, приблизит к людям, поможет лучше и яснее видеть реальность и себя в ней, благодаря постоянной проверке теории на практике. Все возникающие на пути сложности нужно рассматривать как возможность для тренировки и развития духовности. Когда казалось бы заработавший духовный рост вдруг дает сбой — радоваться возможности укрепить слабое место, и настойчиво продолжать двигаться вперед.
Духовный рост — это навык достижения душевного спокойствия, навык усиления безусловной любви к людям, навык восстановления и роста веры в себя. Именно умение, которое нарабатывается практикой, делает духовный рост устойчивым и необратимым — даже если случится что-то очень плохое, что поколеблет душевное спокойствие, любовь к людям и веру в себя, этот навык позволит выстоять и восстановиться.
Как развивать веру
Стив Павлина говорит, что есть убеждения, которые помогают и придают энергии, а есть — тормозящие и отнимающие силы. Нужно культивировать у себя первые, и избавляться от вторых. Речь идет о убеждениях, имеющих отношение к реальности, а не о самообмане. Скажем, убеждать себя что ты самый сильный в мире — это, скорее всего, самообман. Убеждать себя, что ты можешь достичь успеха в том, чем тебе хотелось бы заниматься — убеждение, придающее сил.
Не давайте другим людям навязывать тебе свою оценку тебя. Что человек из себя представляет — решает только он сам.
Как достичь душевного покоя
На первый взгляд, душевный покой легче достигается, если есть внешняя сила, которая берет на себя заботы будущего. Последователи многих религий вверяют свою судьбу Богу, и не беспокоются о ней. Но если разобраться, с Божьей помощью или нет, но нужно быть готовым принять все, что принесет завтрашний день. Сможет человек так себя настроить, или нет — зависит только от него.
Нужно свыкнуться с фактом, что полный контроль над будущем получить невозможно, поэтому нужно быть готовым принять любой вариант развития событий, и не волноваться заранее.
Как усилить любовь
Жить для людей, и в то же время не любить их — невозможно. Люди совершают некрасивые поступки, в том числе по отношению к вам, только потому, что им не хватает духовности, т.е. потому, что они боятся, нервничают, паникуют, не до конца осознают что они делают, их сковывают психологические проблемы, и у них часто просто нет другого выбора. Но те же самые люди, если помочь им вырасти духовно, будут добрыми, мудрыми и любящими.
Тут есть тонкий момент. С одной стороны, нужно помогать людям расти духовно. С другой, не нужно пытаться человека переделывать под свое представление о нем, нужно воспринимать и любить его таким, как есть. Эти два условия не противоречат друг другу. Каждый человек растет духовно по-своему. Нужно помогать ему расти так, как ему удобнее, и не пытаться заставить его расти по-вашему.
Смотрите на людей внимательно, пытайтесь понять их проблемы, их мотивацию, их эмоции. Поняв человека, вы перестанете относиться к нему насторожено, и сможете развить к нему симпатию.
Как жить осознанно
Так же внимательно, как вы посмотрели на других, посмотрите на себя. Чего вы хотите на самом деле? О чем вы себе не разрешаете мечтать? Чего вы стараетесь не замечать? Чего стараетесь избегать? Что выводит вас из себя? Что не дает заснуть по ночам? По мере духовного роста вы сможете разобраться со многими проблемами. Но пока все защитные реакции вашей психики — это часть вас. Вы знаете сколько у вас пальцев, какой у вас рост и вес. Особенности вашей психики — не менее важные характеристики. Изучите их, разберитесь с ними, имейте мужество признать их даже если они вам не нравятся.
Заключение
Правда ли, что вера, доведенная до крайности — это безумный фанатизм, душевный покой — безоствественая беспечность, а любовь — покорное подавление в себе всех обид? Это заблуждение, но с ним нужно разобраться подробнее. Любовь подразумевает прощение, но не подавление чувства собственого достоинства. Если действия людей вызывают у вас негативные эмоции, нужно им об этих эмоциях рассказывать. Душевный покой не подразумевает игнорирование проблем и опасностей, но запрещает паниковать, позволяет не нервничать и не волноваться. Вера становится фанатизмом, когда отрывается от реальности, когда становится самообманом. Чтобы не заносило в крайности, нужно заниматься духоным ростом настойчиво, но постепенно, нужно уметь отличать нормальное развитие от впадения в крайности, и следить за направлением своего духовного роста. Вам повезет, если вы найдете духовного наставника, который вам в этом поможет.
Литература:
1. Новый Завет
2. Steve pavlina, «The Courage to Live Consciously»

Три периода духовной жизни

Архимандрит Захария (Захару) – ученик знаменитого православного подвижника благочестия архимандрита Софрония (Сахарова), систематизатор его идей и продолжатель учения. А архимандрит Софроний, в свою очередь, учился у святого Силуана Афонского. Так, через эту цепочку свидетелей святости, мудрость науки о спасении души доходит и до нас. Предлагаем читателям сайта доклад отца Захарии, прочитанный им в Яссах 22 октября 2015 года.

Давид Тиссо. Бог показывает Моисею Обетованную Землю

«Духовная жизнь подобна сфере», – часто говорил отец Софроний. Как каждая точка на поверхности сферы ставит нас в соприкосновение со всей сферой, в точности так и каждая добродетель, которую мы возделываем, делает нас причастниками полноты живодательной благодати Божией. Каждая наша встреча с Богом, каждое Его прикосновение к нашему сердцу дарует нам в то же время очищение, просвещение и обожение, и эти дары мы можем сполна принять даже в самом начале нашей жизни в Нем. Отец Софроний говорит, что некоторые люди получают первую благодать в совершенную меру святых еще до того, как начнут бороться со своим падшим естеством и страстями. Старец называет эту благодать пасхальной благодатью, потому что в ее свете нам открывается определенный образ жительства, в котором мы вкушаем от плодов каждой Божественной добродетели.

Вообще, когда он говорил о духовной жизни, отец Софроний остерегался формулировать схемы или составлять системы, по опыту зная, что духовные переживания не могут быть очерчены узкими границами человеческой логики, и у каждого человека свой путь к Богу, соответственно его стремлению к совершенству. Но всё же иногда и отец Софроний прибегал к определенным образам и моделям, чтобы лучше проиллюстрировать свои идеи, касающиеся определенных духовных тем. Так, заметив, что некоторые феномены повторяются в жизни людей на протяжении веков, он разделял духовную жизнь на три отдельных этапа, или периода.

Трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия

Первый этап – это посещение Духа Святого, когда человек заключает завет с Богом. Второй – это долгий и тяжкий подвиг после того, как Господь отнимает Свою благодать от нас, а последним является стяжание вновь и навсегда благодати спасения. Старец часто говорил, что это трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия – Израиля. В первый раз Бог посетил евреев, когда даровал им благодать прохождения через Чермное море после исхода из Египта. Затем последовали 40 лет испытаний и страданий в пустыне, когда Господь отнял Свою благодать от них. Наконец благодать возвратилась, и они унаследовали землю обетованную.

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) Отец Софроний выделял эти три периода прежде всего для того, чтобы привлечь внимание ко второму. Он подчеркивал необходимость правильного понимания этого периода, а также соответствующего душевного настроя, без которого мы не сможем разумно и с пользой пережить отступление Божественной благодати. Старец хотел побудить нас к тому, чтобы мы постоянно искали пути преобразования этого времени испытаний в подлинное духовное событие, смотрели на него как на дар Божий нам, а не как на нечто порождающее отчаяние, и чтобы таким образом остерегались губительного искушения акедией. В действительности человек ощущает отступление благодати как духовную смерть, подлинную онтологическую пустоту. Каждый раз, когда он говорил об этом, главной заботой Батюшки было то, как обратить эту смерть, это состояние духовной пустыни в нетленную жизнь Божию.

Старец подчеркивал тот факт, что духовный человек, совершенный человек проходит все эти три периода до конца. Обретая вновь благодать спасения в третьем периоде, он может теперь помогать себе подобным на протяжении этого пути подвигов. Он стяжал духовный разум и, по слову святого апостола Павла, не может быть судим никем, потому что руководится Духом Божиим. Как говорит отец Софроний, тот, кому удалось раскрыть свой ипостасный принцип, кто стал личностью, тот в состоянии правильно судить о любом опыте и переживании в духовной жизни, зная тайну пути спасения для каждой личности в отдельности.

Путь к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати

Таким образом, путь каждого христианина к совершенству, к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати. Все мы пережили благодать первого периода или как младенцы во Святом Крещении, или позднее, сознательно, как монахи, или при монашеском постриге, или как священники при хиротонии, или просто в акте нашего покаяния, когда возвратились в лоно Церкви. Однако все мы утратили эту дивную благодать, пребывая в суете мира сего.

Но как же мы приходим к тому, чтобы пережить это первое прикосновение Бога к нашему сердцу, первый период благодати? В Своей неизреченной благодати и милости Бог непрестанно смотрит на человека как на мишень для Своих стрел, «посещая его каждое утро» (ср.: Иов. 7: 18), как говорит праведный Иов. Господь устремляет взор на Свое творение, чтобы посмотреть, не найдет ли в его душе какой-нибудь след благосклонности, какую-нибудь малую щель, и выжидает мгновение, когда человек обратится к Нему с малым разумением и смирением, чтобы войти и вселиться в его сердце. Бог неустанно ждет человека, стуча в дверь его сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Таким образом, как только человек проявит малое смирение и признательность, Господь проникает в его душу, изобильно посещая его благодатию Своею, обновляя его жизнь и возрождая его духовно.

Согласно отцу Софронию, способ смягчить свое сердце и наполнить его признательностью и смирением пред Господом, так чтобы оно было в состоянии принять в себя Божественную благодать, – это думать о замысле Бога о человеке. В Священном Писании мы читаем, что Бог задумал человека прежде сотворения мира и предназначил для жизни вечной, что означает, что человек имелся уже с самого начала в предвечном совете Божием, в замысле Творца своего. Сам способ его призвания к бытию доказывает его величие. Бог сотворил его по Своему образу и подобию, непосредственно и лично, в отличие от прочей твари, которая зародилась лишь через Его слово. Господь Бог взял персть от земли – Своими собственными руками – и создал человека, вдохнув в персть дыхание жизни. Отец Софроний часто говорил, что Бог некоторым образом повторил Себя Самого в акте творения человека и вложил в его естество силу получать полноту жизни духовной: «Он не создал ничего ниже Себя Самого» (см.: Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть).

Итак, из всего спасительного делания Бога мы видим, что человек воистину велик по замыслу Творца и в благодати спасения Его, а его воззвание исполнено величия. Когда же человек отпал от этой чести, говорит святой апостол Павел, Бог не оставил его и продолжил посещать многократно и многообразно во все дни жизни его. Действительно, Бог подстерегает человека, ища любого повода для того, чтобы помиловать и спасти его. Цель Его поиска – глубокое сердце человека, а его воззвание – дар Его благоволения, который Писание называет любовью первой (см.: Откр. 2: 4). На самом деле Бог зовет нас непрестанно. Если услышите сегодня глас Его, не ожесточите сердец ваших и выйдите в сретение Его. Благодать первого воззвания соделывает многие изменения в сердце человека и открывает ему образ жизни Божественной.

Преподобный Силуан Афонский Первое наше единение с Богом, завет, который мы заключаем с Ним, когда получаем первую благодать, наполняет наше сердце радостью, утешением Божественным и ощущением Бога. Отец Софроний называет ее пасхальной радостью. В этот период Господь скоро исполняет любое прошение, которое мы Ему подаем; мы не можем оставить молитву, сердце молится непрестанно, даже во время сна; нам легко любить ближнего нашего, верить в Бога, бодрствовать. Святой Силуан говорит, что всякий любящий Бога не может забыть Его никогда и непрестанно вспоминает о Нем и молится Ему, ибо Бог Сам заключил завет с человеком и человек – с Богом. Этот первый период духовной жизни поистине дивен и исполнен вдохновения, однако его благодать – незаслуженный дар, вверенный всем проявляющим и малейшую смиренную склонность сердца. Тем не менее это означает, что дар Божий не принадлежит человеку и скорее является богатством неправедным.

В Евангелии от Луки говорится: «Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16: 12). Толкуя эту евангельскую притчу, отец Софроний показывал, что первая благодать была дана нам даром, подобно некоему духовному капиталу, ради которого мы не трудились и которого не заслуживаем. Тем не менее, если мы покажем, что верны в том, что Божие, будучи готовы вкладывать этот капитал, обрабатывать этот талант, тогда Господь доверит его нам, как если бы он был нашей собственностью. Если мы почитаем и ценим этот дар, Бог в конце отдаст нам его в вечное владение. Господь отдаст нам то, что наше.

Сколь сладки дни нашей первой любви к Богу, когда мы с легкостью исполняем всё благоугодное Ему! Это как если бы мы видели Господа внутри себя, и поскольку мы видим Его, то можем веровать в Него и последовать Ему. Христиане поистине могут исповедовать, что видели Бога и знают Его, хотя это верно лишь отчасти. Когда мы принимаем первую благодать, Господь начинает живописать первые черты Своего образа в сердце нашем. Также мы слышим и глас Его, когда слово Его касается нашего сердца и обновляет наш дух, но мы видим и знаем Его лишь отчасти.

Покрывало плоти снимется, лишь когда мы войдем в жизнь вечную. Тогда видение Бога станет чистым и ясным, и таким образом будет совершенствоваться познание Его, которое мы имеем теперь лишь отчасти. Если, в течение сей преходящей жизни, мы стараемся непрестанно смотреть на образ Христов в сердце нашем, тогда, когда откроется окно вечности, мы увидим Его во всей Его полноте. Если же останемся закрытыми для Его благодати в жизни сей, то в минуту смерти откроется другое окно, о котором мне скорее хотелось бы соблюсти молчание.

Первый период духовной жизни, однако, непродолжителен, ибо человек не в состоянии хранить благодать и непременно утратит ее рано или поздно. Хотя отец Софроний обычно не ставил границ для духовных переживаний, он заметил всё же, что период первой благодати может длиться от нескольких часов до, самое большее, семи лет. Затем начинается подвиг второго периода. Теперь Бог попускает нам пройти через тяжелые искушения и испытания, давая нам таким образом повод доказать свою верность Ему в неблагоприятных обстоятельствах и проявить свою признательность за дивные дары Его благодати, чтобы удостоиться полноты духовной жизни, полной части нашего наследия.

Обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом

Отец Софроний говорит, что обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом, отступление Его благодати. Согласно старцу, полнота истощания предшествует полноте совершенства. Когда благодать отступает, очень важно знать, что скрывается за этим периодом испытаний, понимать и использовать его огромный духовный потенциал, чтобы привлечь на себя дары Божии. В свете этого понимания, время испытания Господня становится неизреченно творческим, служа, однако, фундаментом, на котором зиждется спасение человека. Но чтобы не принять благодать Божию напрасно, следует исследовать со вниманием, как она приходит и по какой причине оставляет нас, – это подлинная наука, научающая нас собирать и хранить благодать в нашем сердце. Отец Софроний подчеркивает, что кто не пережил опыт оставления Богом, не только не совершенен, но даже не стоит в ряду верующих.

Так или иначе, мы непременно должны пройти через испытания этого периода, и есть два пути, которыми мы можем пойти. Первый путь – правильный, а следовательно, благоугодный Богу, посредством его мы стяжаем Христа и вместе с Ним – вечность. Другой – путь праздности, нерадения, своеволия и гордости. Благодать отступает, и приходит время, когда человек больше не может выносить боль. Лицезрение собственной нищеты духовной убеждает его в том, что вне Бога Живого, Бога любви всё лишено смысла, поскольку несет на себе печать смерти.

В поисках выхода из этой отчаянной ситуации он может выбрать один из следующих двух путей: первый путь – обвинить Бога и взбунтоваться. Святой Силуан был искушаем этим духом, когда сказал: «Бога преклонить невозможно». И мы знаем, что последовало за этим – он был ввержен во глубину мрака и в течение часа оставался в этой страшной бездне. Кто такой человек, чтобы так говорить с Богом? Как опасна эта дерзость! Вечером, во время вечерни, святой Силуан, тем не менее, нашел в себе силу призвать имя Господне, и был освобожден. Глубина отчаяния преобразовалась в видение неизреченной славы Христовой.

Давид Тиссо. Бог обновляет Свой завет с Авраамом Стараясь избавиться от боли, мы можем выбрать, однако, и другой путь – будем довольствоваться достигнутыми успехами, относиться к вещам легкомысленно и станем, таким образом, беспечными. В этом состоянии мы с легкостью можем пасть жертвой искушений, а сердце наше начинает каменеть. Разумный способ выйти из этой внутренней опустошенности открывается нам в примере Авраама: уповать на Бога, когда, по-человечески говоря, уже нет никакой надежды, и смириться под Его крепкой мышцей. Как говорит святой апостол Павел, надо возложить свое упование на Бога, воскрешающего мертвых, пока Он не восставит нас в должное время.

Отец Софроний показывает, что посещение первой благодати пробуждает в нас ипостасный принцип, то есть способность нашего существа вместить благодать Божию и стяжать подобие с Ним. Под влиянием этой благодати дается и нам вкусить от вышеестественного состояния, в котором пребывает человек по дару Духа Святого, сообщаемому всему его существу. Например, когда Бог дарует нам и малое сокрушение сердца, мы чувствуем, что мы властны над своим естеством, что можем отличить и подчинить воздержанию каждую мысль и каждое движение сердца и, чем больше принимаем благодать, тем совершеннее господствуем над своим естеством. Иными словами, обновление человека начинается одновременно с пробуждением в нем ипостасного принципа.

Хоть вначале действие благодати очень сильно, тем не менее естество наше не покоряется великой и совершенной воле Бога. Благодать притягивает наш ум вовнутрь и открывает нам великие истины духовной жизни, но это не значит, что они тотчас становятся нашими, потому что мы еще не в состоянии усвоить их. Мы еще падшие творения, естество наше разделено, и этот внутренний разлад становится очевидным вместе с утратой благодати. Та часть нашего существа, в которой начался процесс духовного обновления, следует ипостасному принципу, тогда как другая часть, ветхий человек, тянет в противоположном направлении.

Видение этого внутреннего конфликта исполняет нас недоумения и заставляет воскликнуть: «Как хорошо я чувствовал себя раньше, и какой сильной была молитва! Что со мной произошло?» Мы не понимаем, что наше естество еще подчиняется ветхому закону. Тем не менее, если мы делаем всё, что в наших возможностях, чтобы оставаться на ногах, как говорит апостол, наше естество и воля гармонизируются с новым законом благодати, пробужденным внутри нас ипостасным принципом. Динамичный, постепенный рост ипостасного принципа победит бремя естества нашего, еще не возрожденного, а смертное будет поглощено жизнью, чтобы воля Божия утвердилась в нас как единственный, истинный закон нашего существования.

На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни

Свет первой благодати обнаруживает разлад нашего существа. На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни, напротив, старался даже усилить его, зная, что те, кто решился выдержать это состояние духовного напряжения, обратятся всем существом к Богу и, преодолевая испытание, унаследуют Его благодать. Этот внутренний разлад может сопровождать нас до конца жизни, однако со временем ипостасный принцип получит всё большую власть над нашим естеством, достигая того, что станет управлять всем нашим существом. Что касается совершенства, то оно свойственно только святым, как объясняет святой апостол Павел фессалоникийцам.

Во время испытания и духовной сухости воспоминание о мгновениях, когда Бог посетил нас благодатью Своей, придает силу и помогает нам обновить вдохновение. Поэтому нам нужно хорошо напечатлеть в уме то, чему мы научились, когда благодать ощутимо пребывала внутри нас. Как первые христиане Церкви Ефесской были увещаемы ангелами вспомнить свою первую любовь и свои прежние дела (см.: Откр. 2: 4), так же и нам подобает вспомнить красоту первой нашей любви ко Господу, приближение Бога и воскрешение нашей души по Его благодати.

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) Другой способ обновить вдохновение – вспомнить живодательные слова наших духовных отцов. Иногда отец Софроний прерывал чтение во время трапезы, чтобы внести некоторые пояснения. Его слова были так сладки, что мы совершенно забывали о еде, стоявшей перед нами, а в сердцах у нас звучали слова Евангелия: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Существует много способов, которыми мы, православные христиане, можем обновить внутри себя благодать Божию. Упомянем среди прочего: Таинство Исповеди, Святую Литургию, призывание святого имени Христова и чтение Священного Писания. В действительности всё, что мы делаем во имя Его, помогает нам вновь стяжать благодать. Отец Софроний называет Христа «желанием сердец наших»: «Истинный христианин тот, для кого Христос стал “краем желаний”, как мы поем в молебне Матери Божией, тот, кто ищет Господа с неутолимой жаждой и с ревностью исполняет Его заповеди». Пророк Давид говорит: «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое» (Пс. 118: 32).

Непременно нужно вкусить духовную смерть, потому что только так будет испытано наше желание по Богу

Ревность о Боге придает человеку силу преодолеть все испытания. Таким образом, нам непременно нужно пережить оставление Богом и вкусить духовную смерть, потому что только так будут испытаны наше желание по Богу и решимость следовать Христу. Превратится ли смерть, угрожающая нам, в источник жизни или уничтожит нас в конце концов? Это зависит только от нас. Если в продолжение второго периода мы продолжим пребывать в том, чему научились, когда благодать была с нами, тогда вера наша явится крепче смерти и победит мир, по слову святого Иоанна Евангелиста.

Поистине, нескончаемо богатство благословений, которые таит в себе это время испытаний. В ходе многочисленных падений и восстаний и повторных опытов потери благодати мы учимся не отчаиваться, когда сокрушены, поскольку знаем, что, по великой Своей милости и любви, Бог наш «слаб» и скоро преклоняется на наш зов. А когда дела наши идут лучше, мы смиряем самих себя, ибо познали из испытания, как трудно сохранить подобное состояние.

Дух смирения обновляет сердце человека, в то же время укрепляя его душу и тело. Душевная и духовная сила проистекают из смирения и веры, изменяют всё наше существо действием благодати. Таким образом, наша душевная структура крепнет, и мы обретаем некую стойкость, помогающую нам преодолеть искушения.

Также чередование мгновений благодати и духовной сухости наделяет нас даром рассудительности, научая различать нетварное и вечное от тварного и преходящего, которое может сопровождать нас за гробом.

Но, прежде всего, этот период отступления благодати является толчком к покаянию, к тому, чтобы проникать всё глубже в глубину судеб Божиих и исследовать самих себя в свете Его заповедей. Тогда мы с пониманием будем читать Писания и использовать всю мудрость, которой наделил нас Бог, чтобы найти способы предстать пред Ним с новыми смиренными и исполненными умиления мыслями, чтобы нам смочь всё более приближаться к Нему. Более того, мы обнаружим тленность и страсти, зарытые глубоко в нас, точно так же, как, опустошая свои карманы и выворачивая их, находим вещи, забытые или давно спрятанные там. Так же и Бог выворачивает нам сердце наизнанку, чтобы выявить мерзость, сокрытую в глубине его. Ведь мы, не отдавая себе в этом отчета, носим в себе греховные порывы и желания, не гармонирующие с первоначальным замыслом Бога о человеке и противостоящие нашей высшей цели – любить Бога и уподобляться Ему во всем.

Через страдание человек учится говорить с Богом угодным Ему образом. Совершенно особняком стоит молитва человека, стоящего перед лицом смерти, ибо он говорит из глубины души, даже если лишен утешения и помощи благодати. Какой бы вид ни принимала угроза смерти: болезни, гонения или отступления Божественной благодати, если мы находим силу стоять пред Богом и исповедовать: «Слава Тебе, Господи! Тебе подобает всякая слава, а мне – стыд за мои грехи и беззакония», – тогда Бог сделает так, чтобы победила наша вера в Него.

По мере того, как мы стараемся преобразовать бремя кажущегося отсутствия Бога в духовное созидание, то есть в собеседование всегда новое, мы открываем новые способы смирить себя. Это как если бы в нашем сердце работал трансформатор, превращающий энергию боли в энергию молитвы, сердце умиляется, и мы учимся возлагать всё упование на Божественную энергию утешения Духа Святого. Действительно, огонь страстей может быть погашен только более сильным огнем Божественного утешения, который святой апостол Павел называет «утешением Божественной любви».

Дух мира сего силится ослабить наше духовное напряжение, предлагая нам в качестве утешения преходящие материальные блага. Человек в состоянии принять тесный путь страдания только тогда, когда Святый Владыка, распятый и не переставая страдающий в мире сем, прикасается к его жизни.

Второй период духовной жизни, таким образом, драгоценен, потому что дает человеку опыт осуждения на смерть. Трудности, через которые он проходит теперь, очищают его от надменной склонности к обожествлению себя и отделяют от всякой тварной вещи, а боль, сопровождающая это внутреннее преобразование, раскрывает его сердце к тому, чтобы принять Божественную благодать и ведение тайн спасения. Его душа научилась непрестанно пребывать в смирении и, как говорит отец Софроний, благодать возлюбит его и уже не покинет никогда. Святой Силуан пишет: «Таким образом, вся жизнь души учится смирению Христову, и покуда у нее нет смирения, она постоянно будет мучима злыми помыслами, а смиренная душа обретает покой и мир, о которых говорит Господь».

Таким образом, неотъемлемое стяжание благодати вновь, венец, подаваемый за борьбу, проводимую во второй период духовной жизни, даруется человеку тогда, когда он убедил Бога верностью сердца своего, что хочет принадлежать только Ему. Отец Софроний много раз говорил: «Каждый день я говорил Богу: “Твой я, спаси меня”. Но кто мы, чтобы говорить Богу: “Я Твой”? Сначала надо уверить Бога, что мы принадлежим Ему, а когда мы воистину уверим Его, то услышим и глас Его, говорящий нам: “Сын Мой еси ты, аз днесь родих тя” (Пс. 2: 7)».

Третий период духовной жизни в общем краток, потому что открывается к концу жизни человека, но, в отличие от первого, он намного богаче благословениями Божиими. Его черты – это любовь и стойкость, а также глубокий мир, последующий за освобождением от страстей. Раны второго периода, которые мы получили, ударяясь о твердые скалы, научат нас быть внимательными, чтобы не навредить себе снова, и таким образом мы сможем лучше хранить дар, вверенный нам; но, как и тогда, можем его потерять, ибо человек подвержен колебаниям до конца жизни.

Последний период духовной жизни – период уподобления Богу. Он открывается к концу жизни человека

Отец Софроний описывает последний период духовной жизни как период уподобления Богу. Человек был возрожден благодатью, а заповеди Божии утвердились в качестве единственного закона его существа. Естественно, полнота христианского совершенства не может быть достигнута в мире сем. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, как говорим это в Символе веры. Но всё же семя воскресения сеется в этой жизни, здесь и теперь мы закладываем крепкую связь со Христом, связь, которая будет продолжаться в тамошней жизни. Здесь и теперь мы получаем залог будущего наследия и начаток жизни вечной.

В заключение я хотел бы напомнить слово отца Софрония о молитве: «Нам, всем сынам Адама, необходимо пройти через этот огонь небесный, пожигающий корни смертоносных страстей. В противном случае мы не увидим огня претворяющимся в свет жизни новой, ведь в нашем падшем состоянии сожжение предшествует просветлению. Поэтому возблагодарим Господа и за очищающее действие Его любви. Аминь».

О духовном росте

Все мы, православные христиане, призваны к духовному росту, к тому, чтобы восходить, по словам святых отцов, от силы в силу по лестнице духовного совершенства. Однако нам нужно помнить, что духовный рост совершается не быстро и не легко. Вот что говорит преподобный Макарий Великий: «Как зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ, и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком, но сперва многие годы растет и потом становится мужем; а также и семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только брошены в землю, пускают корень, но когда пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя стебли; и кто садит грушу, не тотчас собирает с нее плод; так и в духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста, а не как утверждают другие, будто бы сие то же, что совлечься и облечься».

Для духовного роста необходимо многое терпение и многие труды. Пример преподобного Макария очень наглядный: в нашей обычной жизни полноценный взрослый человек не вдруг появляется в мире, но растет и развивается долгие годы. Сначала он возрастает в утробе матери, потом рождается на свет младенцем, потом еще долгое время он растет, крепнет, набирается сил, учится всему необходимому, приобретает опыт. Сколько трудностей, болезней, трудов, многообразных испытаний, борений и скорбей он должен перенести, сколько всего узнать и запомнить, сколько усвоить уроков и наставлений, прежде чем станет совершенным мужем, полноценным членом человеческого общества! От скольких зол и соблазнов он должен уклониться, скольких избежать опасностей, угрожающих нарушить правильный рост и развитие или даже вовсе прервать их!

Точно так же и духовное развитие совершается во многих трудах, борениях и бранях. Чтобы подняться по лестнице христианского совершенства, нужно успешно пройти через различные испытания, сдать многие экзамены, одержать нелегкие победы. Своей душой нужно непрестанно заниматься, и ее христианский рост должен стать для нас предметом серьезной озабоченности. Сама по себе душа, если ее не возделывать, расти не будет. Беда наша в том, что мы, как правило, очень мало времени уделяем всему, что касается души, ее внутренней жизни и здоровья. Несравненно больше времени и сил людям свойственно посвящать не бессмертной душе, а телесным, материальным и суетным мирским предметам.

Так оно, наверное, было и всегда, во все времена. Еще древнегреческий философ Диоген — тот самый, который жил в бочке, — глядя на жизнь современного ему общества, немало удивлялся, что люди соревнуются в том, кто кого столкнет пинком в канаву (была тогда такая игра в Греции), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым; что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, но не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат, как правильно говорить, и не учат, как правильно поступать…

То есть сограждане Диогена, в том числе люди как будто бы ученые и мудрые, занимались чем угодно, только не тем, что для человека важнее всего — своей душой. Правда, эти люди имели оправдание — они жили до Рождества Христова и были язычниками. Они не знали небесной Евангельской истины, и потому им ничего другого не оставалось, как посвятить себя всецело земле. Небо было для них еще закрыто. Но для нас, христиан, такого оправдания уже нет. Мы владеем полнотой истины, нам дано Евангелие, Воскресение Христа открыло нам небо, и если после этого мы все равно упорно выбираем землю и ей посвящаем свою жизнь, то чем мы сможем оправдаться перед Богом? А ведь, увы, мы тоже очень часто, подобно древним язычникам, оказываемся целиком опутанными земными попечениями, так что ни для чего духовного у нас просто не остается ни времени, ни сил.

Попробуем задать себе вопрос: какой процент нашего времени мы посвящаем духовным занятиям? Если духовные занятия ограничиваются у нас чтением утренних и вечерних молитв в их полном объеме, то это составляет приблизительно тридцать — сорок минут, то есть около пяти процентов дневного времени. Если мы к молитвам присоединяем еще чтение Псалтыри, Евангелия и Апостола, то процент этот несколько больше — семь процентов от времени бодрствования. Таким образом, простой подсчет показывает, что даже люди церковные девяносто три — девяносто пять процентов своего времени отдают на земные дела и мирскую суету…

Как тут не вспомнить удивление Диогена, когда, например, видишь, что люди могут часами разговаривать о футболе, о курортах, о кинозвездах, об автомобилях и шинах, о том, что происходит в двигателе и как сделать его работу идеальной. А о том, что происходит в их собственной душе, что творится в них самих, — об этом они совершенно не задумываются и не вспоминают. Между тем душа наша часто находится в состоянии запустения и нуждается в капитальном ремонте не меньше чем какой-нибудь старый, ржавый и разбитый автомобиль.

Или еще: люди тратят массу времени, сил и денег, чтобы обеспечить себя самой совершенной техникой — чтобы их компьютер был самым современным и быстродействующим, чтобы был надежно защищен от вирусов. Или чтобы мобильный телефон был самым престижным и имел все мыслимые и немыслимые функции. А о том, чтобы душа была совершенна, чтобы была защищена от вирусов и имела в себе все необходимое, — об этом они совсем не стараются.

Само собой разумеется, что при таком положении дел никакого духовного роста нам ожидать не приходится. Если поле не возделывать, то на нем ничего, кроме травы и крапивы, не вырастет. Если дом не строить, то никакого дома и не будет. Чтобы вырастить прекрасный сад, им нужно постоянно заниматься. Чтобы вырастить сад души, чтобы украсить ее цветами добродетелей, чтобы она принесла плоды, которые Господь ждет от нее, — для этого необходимо много трудиться и заниматься своей душой.

Господь хочет обитать в душе каждого человека. Однако, чтобы Он вселился в душу, она должна быть приготовлена и украшена. Как земной царь не будет жить в каком-нибудь нечистом и скверном бараке, так тем более Царь Небесный не приходит и не вселяется в душу, оскверненную страстями и грехом. Сначала нужно душу очистить. Святые отцы говорят, что все заповеди, какие даны людям от Бога, имеют своим пределом чистоту сердца. То же самое говорит и Евангелие: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Именно в очищении и украшении души заключается духовный рост каждого христианина и смысл его земной жизни. Итак, не будем, братия и сестры, забывать о самом важном — о нашей бессмертной душе, но постараемся душу украсить и сделать ее храмом для Бога, — чтобы Он вселился и обитал в ней. Аминь.

Пробуждение человека ото сна всегда нелегко. Мы спим наяву, потому что так проще жить. Выдумываем себе иллюзорный мир и живем в нем. Но человек – такое существо, которое редко удовлетворено достигнутым.

Все изобретения науки и техники – тому пример. Нам всегда хочется большего, чем бы мы ни занимались. Музыкант желает извлечь совершенный звук из инструмента, на котором играет. Футболист хочет забить как можно больше эффектных голов. Писатель ищет идеальную строку для своего сочинения. Все мы – ищущие, только в разных областях. Но бывает и духовный голод. Когда личность больше не удовлетворяют прошлые увлечения и занятия. Когда начинаешь задаваться вопросом относительно того, кто ты и откуда пришел. Тогда очень просто попасть в ловушку заблуждений как своих, так и чужих. Многие захотят привлечь вас на свою сторону. Всевозможные лжеучителя, пророки и спасители человечества возжелают принять вас к себе учениками. Неискушенному искателю трудно поначалу отличить вымысел от правды. Тем более что для этого в основном требуется личный опыт.

Начинается процесс поиска себя, это путь непростой и загадочный. Но он ваш собственный. Ни один гуру не сможет пройти его за вас и показать свет в конце тоннеля. Только методом проб и ошибок постигается истина, лишь через тернии можно выйти к звездам. Но путь того стоит. Ведь отказавшись от исканий, вы вряд ли обретете покой в мирской суете. Однажды став Искателем, человек уже не прекращает поиски.

Этапы духовного роста человека

Когда человек появляется на свет, он целостен. У него нет шор на глазах и восприятие мира не ограничено догмами. Ребенок не имеет знаний для жизни в социуме. Чтобы адаптироваться к жизни в обществе, ему придется долго и прилежно учиться, забывая свое естественное состояние. Ребенок находится фактически на нулевой точке отсчета. В детстве формируются его основные взгляды на мир, установки, мировоззрение. Естественные наклонности нового члена общества могут вступать в противоречие с нормами морали и поведения, принятыми в социуме. Здесь возникает первый конфликт и дуализм – сознание личности расщепляется. Человеческое дитя учится подавлять свои чувства, лицемерить, лукавить и пр.

⚑ Первый этап – Человек спящий

Когда из нулевой точки отсчета личность вступает в этот период, то его целостность и невинность восприятия в основном утеряны. Личность мыслит и действует в плену социальных условностей, не отдавая в этом себе отчета. Подавленные чувства и эмоции могут периодически прорываться наружу в виде асоциального неконтролируемого поведения.

⚑ Второй этап – Человек ищущий

Поскольку конфликты с самим собой продолжают терзать личность, оставляя чувство беспокойства и неудовлетворения, то она в своем развитии может подняться на эту следующую ступень. Катализатором зачастую служат различные отрицательные эмоции – нервные срывы, своеобразные катарсисы, которые дают человеку необходимую встряску, заставляют задуматься о смысле бытия и о собственном предназначении. Когда субъекта терзает внутреннее неудовлетворение, то начинается поиск. Он не всегда удачный и часто сопровождается различными кризисами. Но без этого индивидуум не сможет расти и двигаться дальше, к своей цели – а именно – расширение сознания, взгляда на мир. Человек хочет утолить духовный голод, найти ответы на мучающие его вопросы. Здесь мы видим мятежничество, мечущуюся душу, что ищет пристанища всеми возможными способами.

⚑ Третий этап — Человек, обретающий знание

После бури, бушующей в душе, искатель погружается в мир философских и эзотерических истин. Он активно изучает известные системы мироустройства, различные концепции, окунается в мир тайных знаний. Здесь появляется свой собственный взгляд на мир, продиктованный полученными откровениями великих мастеров древности. Личность учится говорить нет всему, что отвлекает его от истинной миссии – познания себя. Человек становится более целостным, его восприятие обостряется, ум становится гибким и незашоренным догмами, установками. Он начинает понимать, что разделение на добро и зло условно, что значение имеет соблюдение собственных этических законов, что существуют в душе каждого человека. Мировоззрение личности становится гармоничным, свободным от чужеродных влияний. Сознание очищается от вредоносных программ, привнесенных извне. Индивидуум на данном этапе преодолевает свои страхи, фобии, сомнения, находит правильный путь.

⚑ Четвертый этап — Человек практикующий

Приобретенные знания новоиспеченный адепт начинает постепенно применять на практике. Перестроенная модель мира уже основательно улеглась в голове просвещенного новичка. Он пробует делать первые робкие шаги в новом направлении. Человек теперь обрел себя и точно знает, к чему стремиться в жизни. Меняется окружение личности – круг друзей и знакомых начинает соответствовать новым устремлениям. Индивидуум может сменить работу или профессию на ту, что более отвечает духовным установкам. Многие на этом этапе находят себя в творчестве, открывают новые способности, таланты, умения. Человек может выздороветь от своих недугов, которыми страдал до этого. Но он понимает на собственном опыте, что такое сила духа, самодостаточность, полнота бытия и чувств. Благодаря этому внутреннему состоянию обретается состояние покоя, безмятежности, чувство внутренней свободы и безграничности своих возможностей.

⚑ Пятый этап – Человек Просветленный

Этот этап – последний для личности, находящейся в человеческом воплощении. Здесь наблюдается возврат к первоначальному состоянию совершенства и появление на свет Высшего Я.

Просветление – наивысшая степень Познания. Это абсолютнейшее и полнейшее познание природы вещей. На данной ступени индивидуум освобождается от субъективной трактовки окружающего. Он может видеть мир в его естественном виде.

Определение духовного роста

Духовный рост невозможен без духовности. Поэтому попытаемся дать определения этим двум понятиям и расшифруем, что они означают.

Духовность стоит на четырех столпах, которыми являются:

  1. вера;
  2. состояние душевного спокойствия;
  3. осознанность;
  4. необусловленная любовь.

Как мы уже поняли из сказанного ранее, духовный рост – это непрерывное развитие от полубессознательного состояния до просветленного. Во время этого пути происходит полная трансформация личности, изменяется как наше восприятие, так и мир вокруг нас. Духовно развиваясь, индивидуум обретает душевное спокойствие, внутреннюю силу, веру в себя и свои способности. Человек понимает, что его внутренний рост невозможен без искренней нелицемерной любви к ближним. Он учится сострадать без гордыни и самовозвышения. Происходит понимание, что отказ от эгоизма – обязательное условие духовного прогресса. Все великие учителя прошли через путь самоотречения. Духовно просветленный человек больше не отделяет себя от других, он – часть окружающего мира. Он не возвышает и не принижает себя, а считает себя частицей, неотделимой от окружающего Бытия.

Основы духовного роста

Чтобы пройти по духовному пути, человек проходит следующие стадии своего развития.

✔ Стадия принятия и духовной гармонии. При достижении данного состояния субъект научился быть в равновесии с собой и окружающим миром. Личность перестает отрицать то, что происходит вокруг и позволяет событиям и людям быть такими, как они есть. Больше не страшно ни свое, ни чужое несовершенство. Мир принимается полностью без отчуждения, отторжения, страха.

✔ Состояние осознанности и внутренней наполненности. Здесь индивидуум тщательно отслеживает все свои эмоции, мысли, чувства, настроения и действия. Он находится в текущем моменте и наслаждается им, без отвлечения на будущие или прошлые события. Личность находится «здесь и сейчас» безраздельно и тотально.

✔ Состояние душевного покоя и полной уравновешенности. Душа, дух и тело пребывают в безраздельной гармонии. Индивид преодолел свои страхи, отпустил прошлое и людей, которые были в нем. Личность учиться жить заново в согласии со своим новоприобретенным мировоззрением.

✔ Стадия погружения в состояние необусловленной безграничной любви. Больше нет эгоизма, разделенности с людьми, миром. Человек научился любить беззаветно, не требуя ничего взамен, не выставляя условий и требований. Такая любовь тождественна просветлению.

✔ Ученик постигает истинную веру. Веру, которая исходит из сердца, что свободно живет в душе, не скованная догмами и законами. Приходит понимание, что скрывается за данным понятием, а именно – знание истины. Вера не может порождаться страхом. Ищущий понимает это и чувствует всем своим сердцем. Его вера – это внутреннее новообретенное Знание. Оно необъяснимо, но человек точно знает, что истинно, а что нет. Чтобы придти к такому состоянию, иногда требуется пройти долгий запутанный и тернистый путь. Индивидуум может сворачивать на дороги, которые будут уводить его прочь от познания Истины. Многократно ошибаясь, плутая и спотыкаясь, тем ни менее, субъект находит себя. Это происходит не сразу. Требуется набить много шишек. Значение имеют упорство и несокрушимая вера в том, что цель будет достигнута. Ведь она означает тотальную свободу от плена условностей этого мира. Больше всего пленяет себя сама личность. И трудно выйти за пределы собственного ограниченного сознания.

Признаки духовного развития

Человек, развитый духовно, проживает свою жизнь более качественно. Вы больше не тревожитесь и не беспокоитесь по поводу и без. Пропадает страх и появляется уверенность в своих силах. Вам больше не нужно бороться с жизнью, самими собой, окружающими людьми. Вы знаете, что каждому индивидууму отведено в этой жизни его особое, только ему принадлежащее место. Никто не может его занять, борьба за место под солнцем бессмысленна. То, что хорошо для одного, не имеет ценности для другого. Когда отпадают ложные стремления, навязанные обществом, окружением, родителями или потребительскими тенденциями, вам больше не нужно сражаться. Все само идет в руки, но и ваши потребности не превышают необходимых для жизни. Вы довольны жизнью, окружением, собой. Больше не тратится энергия на бессмысленные поступки, идущие вразрез с личными принципами. Вы не идете против себя, стараясь что-то доказать окружающим. Нет гнева, стыда, отчуждения и тоски. Вы наполнены и цельны, свободны от своих и чужих иллюзий. Ваша энергия идет не на деструктив, а на полезные вещи, способствующие дальнейшему развитию вас как личности.

Духовный рост – глубокое, многогранное и комплексное понятие. У него есть разные составляющие. Но то, без чего он невозможен, – это первый импульс, желание человека чего-то достичь, изменить в себе, понять законы этого мира. Должна появиться искра, заставляющая осознать, что личность должна жить по духовным законам. Но у индивидуума должно появиться такое стремление не из страха перед наказанием от Всевидящего Бога. Это внутреннее ощущение, что необходимо поступать именно так. Сначала появляется внутренняя моральность, не имеющая ничего общего с устоями и порядками в обществе. Именно это внутренне чувство и побуждает нас начать долгий и тернистый путь к постижению духовных тайн и обретению заветного духовного роста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Духовный рост. Когда он происходит?

Что для вас означает словосочетание «духовный рост»?
Задумывались ли вы над этим когда нибудь?
Связываете ли вы это понятие с религией или церковью?
Да и вообще, есть ли, по-вашему, отличие между Духом и душой?

Духовный рост — это когда Душа меняет свой энергетический потенциал — преображается, приближается свечением своим к божественному Свету — к Источнику!
Источник, истощение — это синонимы. Истощение означает противоположность, снижение или потеря энергетического потенциала.

Когда происходит потеря энергетического потенциала?

Казалось бы, в момент смерти. Нет. Смерть физического тела наступает в тот момент, когда Душа покидает его. И уходит она с тем потенциалом, который наработала (изменила к лучшему), а может, и проработала в текущей жизни. С этим же «багажом» она придёт в следующее воплощение. И так из жизни в жизнь!
Если мы улучшаем свой энергетический потенциал, т.е. качество Души, следовательно, мы движемся по эволюционной ступени мироздания вверх. Если же наоборот, ухудшаем её качества, т.е. накапливаем гнев, зависть и др. негативные черты характера — значит, мы движемся вниз по ступени мироздания. И так, с уже имеющимися «изъянами», Душа будет воплощаться до тех пор, пока не избавится от них. А очиститься она может, только проходя опыт своих инкарнаций, в физическом теле, на планете Земля!
Сейчас тенденция у Создателя — привести жизнь на Земле, согласно его первоначальному, божественному замыслу — возвращению Рая на Землю, где люди будут жить наслаждаясь, а не страдая.
Поэтому те Души, которые не будут проходить трансформацию в пользу наработки положительного потенциала, будут переселяться для очищения и прохождения опыта (обучения) на другие планеты, так как в новых высоких энергиях Земли они существовать не смогут, они просто сгорят от высокой частоты вибрации. А сверх загрязнённые, по сути, осквернённые души, претерпят утилизацию, как неподдающиеся или «дьявольские», и больше никогда не смогут пройти опыт жизни.
А жить-то хочется, правда? Правда! Но для этого нужно повернуться лицом к себе, заботиться о себе, а не выполнять или осуществлять чужие принципы и цели. «Я живу, чтобы радоваться и наслаждаться!» — этот принцип должен прописаться в каждой клеточке, как физического, так и тонких тел.

Как это, наслаждаться?

Жить, наслаждаясь, это не значит вести плотский образ жизни в излишествах и удовольствиях для тела. Жить с наслаждением, я бы сказала, это жить с удовольствием для Души! Но для этого, конечно же, необходимо уметь разделять эти понятия. Разум свой нужно научиться слышать, а не ум прагматичный и хитрый, который направлен на сиюминутное удовольствие тела.
Наслаждение жизнью можно достичь только тогда, когда проживаешь в моменте «здесь и сейчас». Ощущать, чувствовать каждое своё действие, пребывать в этом, ловить эти моменты, которые уже больше никогда не вернутся. Будут, может быть, лучшие, но этих и таких уже не будет. Будущее наступит ли, а сегодня уже есть!
Не распыляйтесь только на мечты о будущем, мол, я ещё буду жить, а сейчас кое-как! Бегу, делаю, вершу всё на автомате — лишь бы сделать, лишь бы успеть. А для кого это? Кому это нужно? А мне это зачем, если я от этого не получаю удовольствия?
В итоге, все мы гоняемся за деньгами и материальными благами, а это плотское удовольствие, оно мимолётно. Поел, поспал, надел, показался — вроде бы, порадовался… В том-то и дело, что вроде — бы!!!
Некоторые живут прошлым: «Вот тогда-то была жизнь, а сейчас»… Люди с таким мышлением уходят от реальности и отдают свою, и так не достающую энергию в прошлое, не позволяя себе жить, радоваться, ощущать сегодня.

Как жить «здесь и сейчас»

Давайте вместе учиться проживать в моменте «здесь и сейчас» и получать от этого истинное удовольствие — от того, что я сегодня вообще проснулся и имею возможность созерцать, проживать, чувствовать жизнь. Видеть разнообразие и краски природы, жизни. Наслаждаться тем, что уже имею, чего достиг: пользоваться этим всем. Тем, что я имею возможность жить так, как я хочу.
Мы ведь, каждый, сами управляем своей жизнью, и её качество — это только наша заслуга или вклад в это. Ведь то, что я сегодня имею, это плод, моих, мыслей и действий. Лично моих, а не чужих! Если я поддалась или соблазнилась чьим-то подсказкам или интересам, то это мой выбор и только мой!

Наращиваем потенциал Души

Момент «здесь и сейчас» возвращает нас к Источнику, к своему истинному, божественному состоянию. Он великолепен, и только в нём можно прочувствовать, услышать и насладиться собой лично. В такие моменты ощущаешь безвременье — истинное слияние с природой, с мирозданием. Ощущаешь, что «Я — есть!». Что «Я действительно есть!».

«Я ощущаю. Я чувствую. Я — личность!
Я владею собой. Мир во мне. Я в природе.
Я есть Любовь. Я есть Счастье!
Да и вообще — Счастье, что Я есть!
Я подарок! Подарок Вселенной! Подарок Бога!
Бог мне подарил эту жизнь, со всеми её прелестями и удовольствиями!
И я — в нём!
Мы едины — Вселенная, Я, и жизнь моя!!!
Такая Радостная, такая Счастливая, такая — неповторимая!
И такой она есть, только сейчас!
Такой, какой Я её сейчас воспринимаю, чувствую.
Такой, какой Я её люблю, воспеваю, одобряю (или нет).
Если же Я её такой сегодня не чувствую, то мне необходимо
срочно заняться собой!
Работой над собой, над своим внутренним состоянием,
над потенциалом своей Души».

И в каком бы состоянии он у вас сегодня не находился, ещё можно всё исправить. Исправить своё видение людей и ситуаций. Исправить своё отношение к ним. Это нужно сделать не для них, а лично для себя!

«Я ведь живу для себя, а не для них!

У них, у каждого, своя жизнь, и пусть они сами о себе заботятся.

Мне дали, мою, судьбу, с её уроками; а им — свою!

И даны мы друг другу только за тем, чтобы

совместно проходить опыт и преподавать друг другу уроки жизни».

Как духовно расти

Сделал вам человек подлость — поймите, зачем? Сделайте вывод и поблагодарите его за то, что он помог вам получить это осознание, а значит, помог вашей Душе эволюционировать. Люди и ситуации не складываются против нас просто так — это делается во Благо для нас, для нашей эволюции. И ни в коем случае здесь не нужно мстить, ненавидеть, включать весь свой арсенал негативных качеств — этим вы только дэ эволюционируете, провалитесь назад и перечеркнёте опыт возможно многих жизней, которые были прожиты, и то, что там было наработано. Жизней, со всеми их радостями, заботами, печалями, вдохновениями, в которых «я не растерялась, не поддалась, а осталась собой».

Работайте! Работайте над собой!
Любите себя!
Гордитесь собой!
Удивляйтесь себе и — развивайтесь!!!

Это вам сторицей вернётся и аукнется хорошим настроением, удовлетворением от того, чем занимаетесь. Наслаждением, истинным наслаждением от того, что «Я сейчас живу и имею возможность, сам(а), своею жизнью управлять!»

«Я радуюсь! Я живу! Я расту!
Я — эволюционирую!
Этим зарабатываю себе пропуск в жизнь вечную,
неотразимую, Рай-ску-ю!!!»

А вы духовно растёте или вниз ползёте?

  • Shares

Для каждого человека Бог назначил план. И для его осуществления требуются определенные дары, способности, которые необходимо развивать. Как это сделать? Просто, нужно лишь расти духовно. Христианам нужно знать несколько простых фактов о духовном росте, чтобы он был здоровым и эффективным. Вот 5 истин о духовном росте.

1. Духовный рост требует действий

В детстве мы мечтали стать космонавтами, учителями, писателями, принцессами и так далее. По мере взросления мы понимаем, что невозможно проснуться однажды утром и быть космонавтом, например. Для этого требуются годы тренировок и подготовки. Также и в вопросе духовного роста.

Человек, который только покаялся и пришел в церковь, и человек, который ходит с Богом уже несколько лет, стоят на разных ступенях духовного роста. И если первый хочет подняться выше, необходимо трудиться над этим. Духовный рост не происходит случайно. Это должно стать нашей целью. Мы сознательно принимаем решение расти со всеми сопутствующими обязательствами.

Вот несколько стихов из Библии, которые можно использовать в молитве за свой духовный рост:

  • Ефесянам 3:16: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке».
  • Ефесянам 3:17: «верою вселиться Христу в сердца ваши».
  • Ефесянам 3:18: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота».
  • Ефесянам 3:19: «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».
  • Филиппийцам 3:10: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его».
  • Ефесянам 1:17: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его».
  • Ефесянам 1:18: «и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
  • Ефесянам 1:19: «и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его».
  • Филиппийцам 1:10: «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов».
  • Филиппийцам 1:11: «исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию».
  • Иоанна 17:12: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание».
  • Колоссянам 1:9: «Посему и мы с того дня, как о семуслышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном».
  • Колоссянам 1:11–12: «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете».

2. Духовный рост постепенно усложняется

Новорожденные дети первым делом учатся дышать, потом задачи медленно, но верно усложняются: они учатся различать цвета, хватать предметы, кушать и т.д.

В духовном плане это сравнимо с началом пути новообращенного, который по сути тот же новорожденный в Царстве Божьем: он учится читать Слово Божье, соблюдать Заповеди, — он учится быть христианином. И со временем уроки становятся сложнее. Однажды ему нужно будет научиться любить своих врагов, прощать обидчиков, жертвовать собственными нуждами ради нужд других. Для новообращенного это кажется чем-то невероятным, но для зрелого христианина — это цель.

3. Духовный рост – дело индивидуальное

Двух одинаковых людей не бывает, есть люди со схожими вкусами, талантами, но одинаковых нет. Поэтому, если один преуспевает в духовном росте и за год уже может вести домашнюю группу или полноценное служение, то нет ничего удивительного, если другому для этого потребуется 2 года или больше.

Апостол Павел пишет в Послании к Колоссянам 1:10: «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога». Для христианина главное расти в том, что Бог ему заповедал, а времена и сроки Он устанавливает Сам.

4. Духовный рост происходит в общении

Духовный рост – дело индивидуальное, но не закрытое. Для роста нужно общение. Если вы думаете, что со всем справитесь в одиночку, то проверьте себя на наличие гордыни. Помимо Библии и Иисуса для полноценного духовного роста нам нужны люди.

В Послании к Евреям 10 24,25 написано: «Будем со вниманием относиться друг ко другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам. Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые, к сожалению, пренебрегают. Будем ободрять друг друга…».

В современной культуре, где общение часто происходит в онлайн режиме, мы как никогда нуждаемся друг в друге. Библия говорит нам, что если мы хотим становится лучше и сильнее, как христиане и последователи Христа, нам нужно встречаться лично друг с другом.

5. Духовный рост происходит скачками

Духовный рост не прекращается, но он имеет свои пики, то есть по своей сути он сезонный. Как растения впадают в спячку зимой и активно растут весной-летом, так и наш духовный рост происходит скачками.

Если вам кажется, что ничего не происходит, возможно, вы просто сейчас находитесь в «зимнем» периоде. В этом нет ничего плохого, это возможность подготовиться к активной фазе и проявить верность.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Работа и духовный рост

Недавно довелось столкнуться с любопытным мнением. Весьма уважаемый мною человек утверждал, что работа мешает его духовному росту. Ну, в том смысле, что составление бесконечных отчетов, согласование бесконечных документов и прочая бюрократическая чехарда отнимает у него слишком много времени и сил, так что их не остается ни на чтение духовной литературы, ни на молитву. А еще говорил, что христианские святые вообще не занимались работой в нашем понимании этого слова.

Эта мысль показалась мне интересной, и я решил посмотреть – что же говорили обо всем этом сами святые. Почитал книжки, порылся на православных сайтах в интернете. И вот к каким выводам пришел.

Тут всё зависит от того, каково это самое – наше понимание слова «работа». Если говорить о ней, как о необходимости ежедневно приходить в офис и выполнять там поручения руководства, то и в самом деле – вряд ли мы найдем в истории Церкви много святых с такой биографией. Но если говорить о связи молитвенной жизни святых и какой-либо трудовой деятельности, то здесь ответ будет вполне однозначным: абсолютно все святые считали труд необходимым дополнением к молитве. Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Вообще, у святых людей время разделено было между богомыслием и трудолюбием. Первым правилом их было питаться не от чужих, а от собственных трудов. Труда этого при всей скудости их внешнего состояния, хватало им даже на то, чтобы помогать ближним, питать алчущих, одевать нагих и искупать пленных».

Материал по теме

Патриарх Кирилл: “Я жил на 1 рубль в день”

Когда мы говорим о вере, мы должны понимать, что вера — это опыт. Для меня — это опыт веры с детства, в том числе и через молитву отцу Иоанну Кронштадтскому. Поминовение родственников всегда в нашей семье начиналось с имени отца Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении, задолго до акта их канонизации, — Патриарх Кирилл

Хотя, необходимо заметить, что на определенных этапах духовного роста работа, действительно, начинала мешать святым. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом так:

«Блажен, кто… пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым».

То есть, работа действительно мешала, правда – лишь усовершившимся в молитве безмолвникам-аскетам. Но если я попытаюсь примерить на себя их опыт, то неизбежно придется признать – именно я-то как раз и являюсь тем самым – неимущим и малодушным, для которого работа служит некой подпоркой в духовной жизни.

И отношение к работе для меня можно уложить в самую простую норму христианского благочестия: человеку следует самому зарабатывать себе пропитание. Без исполнения этого правила любые разговоры о духовном росте окажутся безосновательными. А уж как распределить свое время и силы так, чтобы их хватало и на работу, и на духовную жизнь – каждый решает для себя только сам.

И ежели видишь, что пошел у тебя явный перекос в сторону работы – делай выводы, принимай решение. В конце концов святые ведь тоже в какой-то момент делали для себя выбор между работой, отнимавшей все их время, и тем необременительным трудом, который давал им достаточное пропитание и при этом не отвлекал от молитвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *