Православие и депрессия

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! Сегодня я решил структурировать и собрать топ методов, которые помогут в таком вопросе, как победить депрессию уныние и тоску. Хоть порой эти состояния и оказываются для нас ресурсными и полезными, хотя бы для развития и получения опыта, но если их проживание затягивается – необходимо применять меры, иначе они могут разрушить отношения с другими людьми, здоровье, карьеру и вообще жизнь.

О чувствах

Про депрессию я уже рассказывал в статье «По каким симптомам определить состояние глубокой депрессии и чем бездействие опасно для человека?», а вот уныние и тоска – ощущаются физически, в виде тяжести на лице, груди, сердце и вообще по всему телу. Человек, проживая их, более расслаблен, у него замедляются психические и соматические процессы, да и вообще, темп жизни становится очень заторможенным.

Хандра выполняет полезную функцию, потому что даёт возможность приостановиться и оглянутся, чтобы осознать, что со мной происходит, где я сейчас, пересмотреть свои ценности и, вообще, иначе взглянуть на обстановку, ведь порой в спешке мы не успеваем заметить себя и других, отследить свои чувства и потребности. Но есть и обратная сторона, когда человек начинает получать удовольствие от этого расслабленного и тягучего состояния.

А если присутствует склонность к пессимизму, тогда риск попасть в замкнутый круг негативного мышления только увеличивается. И мрачное мировосприятие становится его постоянным спутником, усиливая депрессию. Поэтому давайте рассмотрим варианты, с помощью которых возможно улучшить свою жизнь и избавиться от внутренней пустоты.

Топ 15 лучших методов

1.Ответственность

Взять ответственность в свои руки и сказать себе: «У меня только одна жизнь, и только от меня зависит, во что я её превращу и как проживу!». Не нужно надеяться на другие обстоятельства и людей, поймите, что какая бы судьба не была предопределена, в любой момент мы можем её изменить. Ведь если человек решил, что ему не везёт и жизнь его бессмысленна, никто и ничто не сможет ему помочь. Наше внимание избирательно, и тогда просто не будут замечаться какие-либо возможности и шансы, а акцентирование будет только на неудачах. Ваша жизнь зависит только от вас! К примеру, посмотрите мою статью «Реальные истории людей добившихся успеха своим трудом и упорством», и вы увидите, что эти герои были в самых разных ситуациях, порой в таких, когда выхода не было видно, и всё равно смогли взять себя в руки, не сдались и добились мирового признания.

2.Испытания

В нашей жизни не происходит что-то просто так, испытания даны для того, чтобы мы развивались. Поэтому проанализируйте и пофантазируйте о том, почему это произошло с вами? Уныние и тоска не возникают просто так, а вследствие каких-либо событий или неоправданных ожиданий.

3.Планирование и контроль

Чтобы вернуться к жизни, важно понимать, что вас где-то ждут, что есть запланированные дела и необходимость выходить из дома. Самым лучшим лекарством при депрессии и подобных эмоциональных расстройствах и потрясениях – это работа, как только человек выпадает из ритма жизни, когда никуда не надо идти, когда не знает чем заняться и вообще, кому он нужен, а есть только желание того, чтобы день поскорее закончился – выбраться будет очень сложно. Поэтому планируйте каждый свой день, чтобы он не был похожим на другой, превращаясь в обыкновенное рутинное существование.

4.Питание

Я уже писал в статье «Как самому найти выход из депрессии: самые эффективные методы» о том, что просто необходимо правильно питаться. Разнообразьте свой рацион полезными продуктами, чтобы получать необходимое количество витаминов, минералов и других полезных веществ. Помогите своему организму справляться с физиологическими последствиями, которые вызывает стресс.

5.Физические упражнения

Должны присутствовать ежедневно. Если не можете заставить себя ходить в зал или бассейн, хотя бы прогуливайтесь на свежем воздухе минимум полчаса, это не только сможет вас оздоровить и поднять настроение, но и поможет справиться с бессонницей.

6.Творите

Даже если вы абсолютно не творческий и не креативный человек, ведь важна не красота и техника, а именно дать шанс подсознанию освободиться от напряжения и неосознанных чувств. Рисуйте, лепите, вырезайте, собирайте и конструируйте, что больше подходит для души, главное, дайте выход застоявшейся энергии.

7.Медитация

Начните практиковать медитацию и дыхательные техники, они помогут вам осознать своё состояние и набраться сил, оздоровят и приблизят к душевной гармонии. Не обязательно записываться в группу, вы можете начать практиковать самостоятельно, выделяя в день хотя бы 10 минут. Почитайте мою статью «Самый простой для освоения и эффективный способ медитации», где найдёте доступную информацию о том, как приступить к выполнению упражнений, даже если вы ни разу не пробовали медитировать.

8.Поддержка

Опирайтесь на поддержку близких людей, друзей, коллег и знакомых. Как бы ни было плохо и одиноко, присутствие другого человека рядом просто необходимо. Но важно не только выговорится, а обратить внимание на то, замечаете ли вы человека, который поддерживает? Бывает ведь, что рассказав что-то, облегчение не наступает? Хоть день за днём повторять одно и то же, легче не становиться? Всё дело в том, что иногда наш монолог обращён внутрь себя, мы не с другим человеком делимся своими переживаниями, а просто вслух высказываемся, даже не смотря на него и не замечая его обратных реакций. Поэтому и чувствуем остро одиночество, потому что сами создаём препятствия в общении, изолируя себя всячески от близости.

9.Хобби

Займитесь тем, что раньше доставляло удовольствие, но по каким-то причинам вы перестали это делать. Хобби и увлечения вполне могут снова разжечь интерес к жизни, направить энергию в полезное русло и занять мысли, вдохновляя на свершения.

10.Аффирмации

Используйте в повседневной жизни позитивные аффирмации, то есть формулы самовнушения, которые программируют ваше подсознание. О них я писал в статье «Как можно запрограммировать себя на успех с помощью простейших методов работы над собой». Если ежедневно будете повторять себе, что, к примеру, ваша жизнь с каждым днём налаживается, и вы чувствуете себя счастливым, то через короткий промежуток времени так и начнёт происходить.

11.Эмоциональная разрядка

Когда никого не будет рядом, и вы будете убеждены, что остались наедине с собой, попробуйте просто вслух высказаться. Всё, что приходит в голову, возможно даже, у вас появится в воображении человек, которому будут адресованы какие-то предложения. Выскажитесь, даже не совсем правильными и красивыми словами, позвольте своей душе освободиться. Представьте, что возникший образ вам отвечает, что это может быть?

Это упражнение вполне может выглядеть как сумасшествие, но на самом деле обладает мощной силой, потому что порой мы даже не можем допустить какие-то мысли по отношению к нашим близким, предпочитая злость удерживать в себе, что со временем и может спровоцировать депрессию. Поэтому очень важно освобождать себя от возникающих чувств, несмотря на различные страхи, которые не позволяют произнести нехорошее вслух.

12.Письмо

Напишите письмо, в котором обратитесь к себе или кому-то важному, рассказав обо всём, что вас тревожит, как вы живёте и какие мысли кружатся в голове. Позвольте своему подсознанию достучаться к сознанию, и тогда вы сможете выдохнуть, начав двигаться дальше. Это письмо никто, кроме вас не увидит, вы даже можете разорвать или сжечь его после написания. Поэтому не бойтесь выражать всё мысли, которые осели внутри. Пишите, пока не почувствуете, что сказали всё, что хотели.

13.Зависимости

Избавьтесь от зависимостей, ведь ни алкоголь, ни наркотики, или азартные игры не помогут вам излечиться. Только лишь будут усугублять ваше депрессивное состояние, принося лишь временное облегчение. Рекомендую ознакомиться со статьями «Симптомы алкогольной зависимости и как с ней справиться самому» и «Лучшие методы избавления от азартной зависимости для тех кому мешает это жить», где я изложил самые эффективные способы борьбы за трезвую и здоровую жизнь.

14.Учитесь благодарности

Это как способ избавления от пессимизма. Ведь в этот момент мы обесцениваем что-то хорошее в нашей жизни, отвергаем его, предпочитая видеть всё в черных красках. Порой даже не замечаем поддержку других людей или очень критично относимся к какой-то ситуации, не замечая того, что на самом деле она ресурсная.

Поэтому напишите список, 10 пунктов, за что вы благодарны себе и 10 пунктов, за что благодарны окружающим и даже тем стрессовым ситуациям. Что вы с их помощью поняли для себя и получили. Ведь в каждом кризисе, каким бы он ни был травматичным и болезненным для проживания, таятся новые возможности, заметив которые можно очень круто изменить свою жизнь и приобрести опыт, который поможет выстоять в дальнейшем.

15.Повышайте свою самооценку

Это придаст вам уверенности, что значительно скажется на восприятии жизни. Смените гардероб, ухаживайте за своей внешностью, читайте интересные книги и заботьтесь о здоровье, и тогда никакая хандра не будет вам страшна. Как это сделать, можете почитать в статье «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».

16. Научитесь прощать

Это очень важное качество, прощать людей, обиды, предательство, какие то жизненные ситуации и т.д. А как это сделать, вы можете почитать в этой инструкции.

На этом всё, уважаемые читатели! Помните, что только от вас зависит качество вашей жизни. Найдите в себе силы оглянуться и заметить всё её разнообразие, и тогда никакая тоска и уныние не помешает наслаждаться ею. Не забывайте подписываться на обновления блога. Пока пока.

Уныние и депрессия: причины и способы преодоления

Депрессия, уныние, тоска, печаль, безысходность, подавленность, отчаяние, апатия… — в нашем языке есть огромное количество понятий близких как по своей сути, так и по переживаниям, которые им сопутствуют.

В этой статье я предлагаю разобраться с основными моментами, касающимися уныния и депрессии в жизни человека.

Я намеренно не разделяю эти понятия и предлагаю использовать их в контексте данной статьи как синонимы.

Уныние является пассивным протестом против жизни, окружающего мира и собственной судьбы. Это молчаливый саботаж, желание отказаться от горького «лекарства», которое дает нам наша жизнь, наша судьба.

Часть людей протестует активно — через явное выражение гнева, недовольства и других видов агрессии. Другая же делает это тихо, испытывая чувства и эмоции, наподобие печали, отчаяния, тоски и т.п.

Уныние — это психический процесс, разрушающий гомеостаз, т.е. способность организма поддерживать постоянство своего внутреннего состава.

Когда живая система находится в состоянии равновесия, она здорова и функционирует наилучшим образом, поэтому важнейшей задачей человека является способность «держать» гомеостаз.

С энергетической точки зрения уныние является защитной функцией психики, позволяющей замедлить или остановить расход энергии, если он происходит в опасном для человека направлении.

Подобно тому, как нужно перекрыть кран, если вода затапливает дом, нужно «перекрыть энергию» человеку, который начал двигаться по жизни неверным путем.

Это необходимо, чтобы уберечь его от еще большего захождения в тупик, от совершения действий опасных как него самого, так и для других людей.

Выраженная депрессия имеет чёткую взаимосвязь с онкологическими заболеваниями. Так, каждый четвертый раковый больной имеет выраженные симптомы депрессии еще до проявления признаков рака.

Глубинная причина депрессии — нежелание видеть в событиях своей жизни волю Бога.

Внешние пусковые стимулы для появления уныния и депрессии могут быть разнообразны (события непреодолимой силы, действия или бездействия других людей, наши собственные мысли и переживания и др.), однако в основе всегда лежит нежелание или неспособность видеть в любой жизненной ситуации замысел Творца.

Еще больше депрессию усугубляет гордыня, проявляющаяся как высокомерие, эгоизм и самонадеянность. Все эти качества противоположны внутреннему смирению, которое необходимо для преодоления уныния.

Благодатной «почвой» для развития депрессии являются излишние потребности и желания, которые «приземляют» человека и делают его сильно зависимым от жизни, от тех ценностей и благ, которые он мог бы получить.

Об этом ясно говорится в христианстве: «Кто связан печалью, тот побежден страстями. Кто победил пожелание, тот победил страсть. А кто победил страсть, тем не владеет печаль».

Наука, в свою очередь, также подтверждает эту мысль, доказав, что чем больше человек увеличивает свои потребности и гонится за материальными благами, тем выше вероятность того, что он впадет в депрессивное состояние из-за ощущения потери смысла жизни.

Дело, однако, не ограничивается только лишь «гонкой» за материальными ценностями. Не меньший, а порой и больший вклад в развитие уныния вносит зависимость человека от результатов его деятельности.

Я называю это жизнью в запланированных ожиданиях. Пока дела идут более или менее по его плану, человек доволен. Но стоит только случиться чему-то, что не вписывается в его картину мира, он моментально выдает агрессию, злость, недовольство и, в конечном счете, уныние.

Поэтому одним из серьезнейших врагов человека являются ощущения вроде: «Всё не по-моему» и «Все мне должны», которые часто выступают предвестниками надвигающейся депрессии, а иногда и более серьёзных проблем.

Уныние возникает, когда человек жалуется на судьбу и находится в эгоистичной, т.е. полностью обращённой на себя позиции.

До тех пор, пока человек не почувствует, что каждая ситуация в его жизни призвана научить его увеличивать в свой душе объем Любви к Богу, к миру, к другим людям и к себе, он будет находиться в состоянии жалости к самому себе. Такой человек не способен противостоять депрессии из-за отсутствия внутренней энергии.

Дополнительной трудностью является тот факт, что уныние нередко приводит к плохим мыслям о своем будущем, человек теряет веру в него и считает, что впереди его не может ждать ничего хорошего.

Подобные мысли и чувства приводят к разрушению будущего, что выражается в крушении планов, неприятностях по жизни, болезнях.

В отдельных случаях, если неприятие будущего и страх перед ним чрезвычайно сильны, для очищения души человеку может быть дано тяжелое заболевание, приводящее к смерти физического тела.

Как преодолеть уныние и депрессию?

Для преодоления уныния и депрессии человеку нужно понять, что сложившаяся ситуация является знаком, говорящим о необходимости изменить вектор приложения своих физических и душевных сил.

Это момент, когда человеку нужно разочароваться в том, во что он верил раньше, и начать искать новые точки опоры в жизни.

Необходимым компонентом победы над депрессией является энергия, которую человек должен черпать из своих целей. Чем более высокие цели он перед собой ставит, тем больший «аванс энергии» он получает для их реализации.

Наивысшей же целью человека должно быть стремление к единению с Богом. Уныние и следующая за ним потеря энергии приходят как следствие слишком низких, примитивных жизненных целей.

Проблема заключается в том, что при наличии таких целей человек разочаровывается в них в любом случае.

В случае достижения подобных целей он видит их мимолетность и неустойчивость и испытывает глубокое разочарование, чувствуя, что они не привнесли в его жизнь истинного счастья и радости.

В случае, если достичь их не удалось, человек разочаровывается, «снижает планку» еще больше и, разумеется, не испытывает никакой радости даже если и добьется результата.

Для победы над депрессией и высвобождения жизненных сил и энергии человеку необходимо обрести свободу от любых человеческих ценностей — как материального, так и нематериального плана (справедливость, честность, мораль и нравственность, интеллектуальные способности и др.)

Что значит «обрести свободу от человеческих ценностей»? Это значит, что при невозможности получить их в своей жизни человек не испытывает агрессии, сожаления, обиды, разочарования, осуждения, гнева, уныния и т.д.

Это означает, что как бы ни оскорблялись его чувства, его моральные и нравственные принципы, его способности, как бы ни «рассыпались» планы человека, внутри он должен сохранять чувство Любви к Богу, к другим людям, к судьбе и к миру.

При этом внешне, на физическом плане, он имеет полное право отстаивать свои права и жизненные интересы, идти к своим целям и стараться их добиться.

Важной стороной борьбы с унынием является умение распределять счастье по различным областям своей жизни.

Когда человек делает ставку на что-то одно (отношения, семья, карьера, деньги и т.д.), он привязывается к желаемому результату.

Затем он впадает в зависимость от него и, как следствие, при потере этого блага (или невозможности его достичь) он переживает эту ситуацию как катастрофу, как крушение всех его надежд.

Решением здесь будет перераспределение внутреннего чувства счастья по многочисленным областям своей жизни так, чтобы потеря чего-то одного не оказалась для человека непереносимым событием, ведущим к подавленности и депрессии.

Нужно избегать жизни под лозунгом: «Мне или так, или вообще никак!»

Еще одной предпосылкой для выхода из депрессии является внутреннее смирение.

Отсутствие смирения выражается в жалобах на судьбу, недовольстве своей жизнью, окружающими людьми и событиями.

Смирение является состоянием, противоположным гордыне и предполагает готовность человека незамедлительно приступить к очищению своей души через изменение своего характера и коррекцию жизненных ценностей и целей.

Как правило, человек не склонен что-то менять просто так и дожидается явных сигналов, говорящих о том, что пришло время корректировать свой характер и способ мышления. Такими сигналами являются чувство безысходности, апатии и ощущение потери смысла жизни.

Именно в это время человек становится наиболее открытым для глубокой проработки своих эмоциональных реакций, а также убеждений, ценностей и способов восприятия мира.

Именно это время является толчком для нашей трансформации.

Рекомендуется к просмотру на dnaumenko.ru

1. Д.О. Науменко. Память смерти

2. Д.О. Науменко. Непосильная работа

3. Д.О. Науменко. Уныние как ресурс

4. Д.О. Науменко. Депрессия как эпидемия

5. Д.О. Науменко. Главные причины уныния в отношениях у мужчин и женщин

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Пост-депрессивное состояние

Опубликовано: 18 сентября 2015 в 08:00

Людям свойственно приспосабливаться к обстоятельствам, меняется жизнь, и меняемся мы. Происходящие перемены позволяют выживать, даже когда условия очень трудные. Тем не менее, ряд отрицательных событий, растянувшихся во времени, может вызвать серьезное расстройство психики, которое определяется, как пост-депрессивное состояние. Когда идет речь о посттравматическом синдроме, имеется в виду, что человеку пришлось пережить несколько событий, которые нанесли его психике серьезную травму. Причем, они имеют резкое отличие от предыдущего опыта, или они причинили столько страданий, что у человека возникла бурная отрицательная реакция.

Для нормальной психики в подобной ситуации естественно возникает желание смягчить дискомфорт, и пережив определенную ситуацию, люди коренным образом изменяют отношение к миру, это помогает лучше себя чувствовать и легче жить.

Если травмирующее событие оказалось не столь значительным, то имеющаяся повышенная тревожность и прочие признаки пост-депрессивного состояния сходят на нет в течение часов или дней. Но при сильной травме и при неоднократном повторе негативных событий болезненная реакция может оказаться настолько сильной, что сохраняется на года.

Особенности заболевания

Другой стороной пост-депрессивного состояния является внутренний мир личности, она имеет связь с реакцией на пережитые сложные обстоятельства. Каждый человек реагирует по-своему, и трагическое событие может тяжело травмировать одного и почти не затронуть психику другого. Не менее важно, на какой момент приходится событие.

В разное время у одного человека наблюдается различная реакция. При пост-депрессивном состоянии люди стараются поступать так, чтобы ограничить тяжелые воспоминания. Так же, как возникает иммунитет к болезни, у психики вырабатывается специальный механизм, защищающий от переживаний, приносящих боль.

Если по ряду причин человеку не удается снять внутреннее напряжение, психика и тело начинают приспосабливаться к данному состоянию, чтобы переносить напряжение. В этом и заключается механизм пост-депрессивного состояния. В комплексе его симптомы имеют сходство с психическим отклонением, но на самом деле, это лишь глубоко укоренившийся способ поведения. Он имеет связь с событиями, расценивающимися, как экстремальные. Как и у других патологических состояний, связанных с психикой, у пост-депрессивного состояния имеется своя характерная симптоматика.

Симптомы

Для пост-депрессивного состояния типична немотивированная бдительность, когда человек ведет пристальное наблюдение за происходящим вокруг, как будто постоянно находится в опасности. Кроме того, присутствует взрывная реакция, когда малейшая неожиданность заставляет человека очень резко реагировать. Например, звук пролетевшего низко вертолета заставляет человека стремительно бросаться на землю, или же, он принимает позу самообороны, если сзади слышатся шаги. Кроме того, эмоции человека притуплены, возникают проблемы при установлении с окружающими дружеских связей.

Среди обычных чувств, присущих людям, ему становятся недоступными спонтанность, игривое настроение, творческий подъем, радость и любовь. Страдающему пост-депрессивным состоянием свойственно агрессивное поведение, желание во всех вопросах использовать грубую силу.

Обычно это касается физического влияния, но нередко может быть обнаружена эмоциональная, психическая, вербальная агрессивность. То есть, каждый раз, желая достичь определенной цели, человек использует влияние силы, даже если цель сама по себе для него не столь существенна. При этом нарушается память, концентрация внимания снижается. Если нужно что-то вспомнить, возникают трудности.

Проявления пост-депрессивного состояния

В таком состоянии пациент уверен, что любые его действия не имеют смысла и не принесут пользы. Подобному чувству сопутствуют апатия и нервное истощение, а также отрицательное отношение к событиям в жизни. На физиологическом уровне проявляется общая тревожность, возникают головные боли, спазмы желудка, болезненность в спине, и прочее.

Нарушения психоэмоциональной сферы здесь проявляются постоянной озабоченностью и беспокойством, например, наблюдаются параноидальные явления, когда человек необоснованно опасается преследования. Он постоянно переживает, испытывает комплекс вины, и в целом не уверен в себе.

Приступы ярости тоже нередки, они чаще обусловлены влиянием наркотических препаратов, и особенно часто причиной является алкоголь, но нередко они происходят без видимых причин. Имеются склонности к злоупотреблению лекарственных и наркотических веществ.

Важным симптомом следует считать непрошеные воспоминания, которые говорят о наличии у пациента пост-депрессивного состояния. Внезапно человек вспоминает пугающие, жуткие сцены, имеющие связь с травмирующим событием. Причем, они появляются не только во сне, но и когда человек бодрствует.

Лечение

Психическое состояние, получившее название пост-депрессивное состояние, подразумевает определенный способ существования в окружающей действительности. В данном случае, традиционным подходом следует считать предоставление таким пациентам возможности участия в адаптационных мероприятиях.

Но подобные меры не всегда решают проблемы, поэтому необходимо полноценное психотерапевтическое лечение, обеспечивающее возможность устранить проблему, вернуть пациента к нормальной жизни со всеми ее радостями.

Не менее важно изменить представления человека об окружающей действительности, привести их к норме, принятой в обществе. В процессе лечения опытные врачи учитывают, что истинное здоровье невозможно без согласия пациента с самим собой, а также без признания реальных фактов своей жизни.

И если волнующие воспоминания оказывают серьезное влияние на жизнь, их существование следует признать. Лишь в этом случае можно достичь положительных результатов разносторонней и комплексной терапии.

Шиза.нeт : Шизофрения форум — лечение общением

Я нигде не лечился и не консультировался, просто считал что депрессия — результат неблагоприятных внешних обстоятельств, а не болезнь и поэтому ждал, когда все в жизни нормализуется
Сейчас все ok, но вот организм пострадал от нервов(((
Вот статья, которую я упоминал выше, про последствия депрессии:
http://woman.health-ua.com/article/63.html
«
Астении при депрессиях. Астению трудно отделить от депрессии. Очень часто депрессия начинается с астенического симптомокомплекса и заканчивается затяжным резидуальным астеническим состоянием.
С астенической симптоматики манифестируют депрессии истощения Киелхольца. В астеноневротической стадии депрессии преобладают астенические нарушения (разбитость, постоянная физическая усталость, раздражительность, гиперестезия). Сенестоипохондрическая стадия депрессии истощения определяется тревожными опасениями по поводу своего физического благополучия, многообразием вегетативных расстройств и телесных ощущений. В стадии собственно депрессивных нарушений больные жалуются на общее плохое самочувствие, упадок физических и умственных сил, отсутствие бодрости, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. В связи с ощущением предельной усталости каждый поступок, даже движение, требуют значительных усилий. Нарушение цикла «сон-бодрствование» относится к основным симптомам депрессии истощения. Почти весь день больные испытывают сонливость, а по ночам спят тревожно, с пробуждениями («кивающий» сон) и обильными сновидениями, содержанием которых являются дневные заботы и детали психотравмирующей ситуации. В той или иной степени «страдает» как засыпание, так и пробуждение. С вечера больные долго не засыпают, а утром встают с большим трудом, с чувством разбитости, головной болью. В течение первой половины дня они подавлены, раздражительны, всем недовольны; затем их самочувствие несколько улучшается.
Особое место астенический симптомокомплекс занимает в клинической структуре постшизофренических астеноадинамических депрессий, сезонных депрессий.
«
У меня депрессия пошла приблизительно на 5 курсе университета из-за того, что отчислили с работой были проблемы и тп, короче пошло-поехало, но вот настораживает из статьи вышеупомянутой вот это
«
Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который манифестирует в возрасте 16-20 лет (чаще у юношей) и проявляется трудностями при длительной произвольной концентрации внимания, чувством мучительной психической усталости при любой интеллектуально-мнестической деятельности, ощущением измененности. Молодые люди суживают сферу социальных контактов до крайне необходимых, испытывают проблемы с обучением или работой, вплоть до астеническай несостоятельности. По сути, синдром является вариантом дебюта простой формы шизофрении.
«
Погуглил «простая форма шизофрении», прочитал:
«
Отличие простой формы шизофрении от других неблагоприятно текущих форм, таких как параноидная, гебефреническая или кататоническая, заключается в почти полном отсутствии психотических расстройств при достаточно быстром нарастании симптомов дефекта, выражающемся в падении энергетической потенции, нарастании замкнутости и эмоционального оскудения, появлении отчужденности по отношению к близким, несвойственных возрасту интересов и стремлении к бесплодному «рассуждательству».
Болезнь развивается исподволь, начинается с падения умственной продуктивности, ослабления суждений, снижения психической активности. Больные становятся грубыми, одинокими, утрачиваются естественные чувства к близким, начинают заниматься отвлеченными проблемами, а также пытаются решать сложные проблемы мироздания («философическая интоксикация»), социальные вопросы и пр. Их познания в изучаемых областях примитивны, поверхностны, но больные говорят о них патетично. Заболевание кончается состоянием, при котором больных иногда удается приспособить к несложной трудовой деятельности, но очень часто они становятся нетрудоспособными
«
Вроде у меня только с работоспособностью проблемы, с эмоциями все впорядке, вообщем стремно немного…
Успокаивает то, что во время депрессии мозги вообще плохо соображали..какое-то безмыслие часто возникало..пустота в голове..
А сейчас, после выхода из депрессии, стало намного лучше, так что последствия, судя по всему, обратимы, просто нужно время (на протяжении последних 5 месяцев депрессия постепенно ушла на спад, наверное для многолетней депры ~5 лет этого мало)
Из препаратов принимал Энерион, Глицин (действительно получше стало), экстракт зверобоя
Записался на 6 сентября к очень опытному психиатру, отпишусь что скажет
А пока всем доброго здравия!

Об унынии. Часть 2

Винсент Ван Гог. «На пороге вечности»

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Советы святых отцов: как бороться со страстями? Уныние

«Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием…»

Святитель Игнатий Брянчанинов

Что такое уныние и чем оно опасно?

В наше время более популярным стало слова депрессия, которое люди привыкли применять не только к диагностированному заболеванию, но и к общему упадку сил, неудовлетворенности, выгоранию и внутреннему опустошению. На языке Церкви такое состояние называется унынием. Яркими формами проявления этой тяжелой страсти можно назвать потерю интереса к окружающей жизни (в том числе и церковной), тотальную лень, излишнюю занятость мирскими делами (в которых человек пытается закрыться от внутренних проблем). От уныния не застрахован никто. Подвергаться этой страсти могут и крепкие в вере люди.

Укрепление уныния в человеке меняет восприятие им мира вплоть до того, то становится обычным делом. Потворство страсти высасывает из людей все силы и может довести до отчаяния. Самоубийцы – это люди, полностью побежденные страстью уныния. Противоположной данной страсти добродетелью считается трезвение. В этом состоянии человек понимает, что нужно радоваться жизни, уверенно идти навстречу Богу и спешить делать добрые и нужные дела.

Сегодня мы познакомимся с мнением святых отцов Церкви о том, чем опасно уныние и как его можно победить.

Прямая речь: святые отцы о борьбе с унынием

«Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы»

Святитель Василий Великий

«Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния»

«Из тяжкого тяжкое — уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда»

«К истреблению… уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом»

Преподобный Ефрем Сирин

«Не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых»

«Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда»

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести до крайнею изнеможения»

«Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние»

Святитель Иоанн Златоуст

«Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум — духом уныния»

Преподобный Нил Синайский

«Во избежание уныния пусть будет у тебя небольшое дело, не возмущающее ума»

Преподобный Исаак Сирин

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия…»

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие»

Преподобный Иоанн Лествичник

«На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

Молитвой и трудом: как победить страсть уныния?

Есть святоотеческое предание, что началом уныния является маловерие и праздность. Когда опускаются руки, нужно обязательно найти силы, переступить через лень и малодушие, и просто начать что-то делать. Совсем неплохо, если в борьбе с унынием Вы займете себя любимым делом, хобби или чем-то полезным, но отвлеченным от рутины, например, чтением или физическими упражнениями. Стоит как-то привести свою жизнь в порядок: составить график дел, строго придерживаться времени подъема и отбоя, приема пищи, важных дел. Конечно же, молитва должна стать одним из важнейших дел дня. Если по началу нет сил молиться, встав у иконы, произносите про себя «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Но можно ведь и просто, своими словами, просить Бога дать сил на выход из удручающего состояния уныния и победы над ним.

Ну, а чтобы окончательно избавиться от уныния, придется потрудиться. В самых трудных жизненных ситуациях на Руси христиане издавна читали Псалтырь. Это книга содержит глубокую духовную мудрость. Ее молитвами великие подвижники отгоняли от себя дурные помыслы и даже бесов. Ведь уныние – это имя беса, который мешает человеку быть счастливым и общаться с Богом. Поэтому смело берите в руки Псалтырь, молитесь о своих ближних, а также пригласите к общей молитве монахов пяти русских монастырей, в которых книгу пророка Давида читают 24 часа в сутки без перерывов и выходных!

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА 1 МЕСЯЦ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *