Православие и казачество

Казачество и православие

Православие – религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие. «Православный» и «казак» всегда были тождественными понятиями. Казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защитника христианского мира, твердо стояло «за дом Пресвятой Богородицы». В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе.
Казаки молились отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Молились в минуты опасности и радости. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах.
Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. На протяжении столетий глубокая вера определяла и мировозрение казачества. В отписке от 3 декабря 1637 года о взятии Азова, среди главных причин своих действий казаки называли глумление турок над Православной верой и разорение церквей. Во все времена наши недруги искали ключ к «великой тайне» непобедимости русского духа. Одна из главных составляющих этого духа и есть Православие. Казак с молоком матери впитывал, что «положить живот за други своя» и «за Престол Пресвятой Богородицы» богоугодное дело и всю свою сознательную жизнь готовился к этому, ибо «зачем иметь меч, если им не сечь то, для чего он выкован». То есть — зачем именовать себя казаком если не служить Вере. Царю и Отечеству».
Героическое «Азовское сидение» 1641 года золотыми буквами вписано в историю казачества и является беспримерным фактом мировой истории, когда шесть тысяч донских богатырей со славным атаманом Осипом Петровым выдержали осаду в городе Азове, а затем разгромили мощнейшую 240-тысячную турецкую рать, возглавляемую опытнейшим турецким полководцем Гусейном-пашой, презиравшим и люто ненавидящем казаков. Какими вразумительными доводами можно объяснить сей факт. Кроме глубокой искренней веры казаков и покровительства Пресвятой Богородицы, Осип Петров воодушевлял своих воинов так: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, — смертию за веру покупают небо». Этого было довольно. Такова была душа и натура старого казачества.
Церковь сегодня, как и весь народ, переживает тяжелые времена и мы должны всеми силами ее укреплять. Сказано: «праведника ради единого целый род спасается». Православие более тысячи лет ведет нас опытностью духовной по бурлящему океану страстей. «Кто хочет узнать путь совершенный и не идет со знающим сей путь совершенно, никогда не достигнет града» — учит нас святый молитвенник и заступник земли нашей преподобный Серафим Саровский.
«Верою спасетесь,» — заключает он.
Казачий домострой
Долгие годы в школе нам вдалбливали презрительное отношение к самому понятию «домострой». Это отношение к нему начало складываться в дворянской, а потом в разночинной среде, под влиянием западных, в том числе французских революционных идей.
А ведь «Домострой», впервые составленный при Иване Грозном, был огромным культурным достижением России, поскольку в нем закреплялись и регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками, традиционные отношения в семье. Под руководством Церкви из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту. Не случайно «Домострой», как главная книга для семейного пользования, дожил в России до XX века.
Однако, казаками давно сказано: «Писанный закон умирает». Можно развить эту мысль так: во-первых, раз народный обычай или традиция фиксируется, значит они уже не общеприняты (на живой обычай не обращают внимания, так как он повсеместен и сам собой разумеется); во-вторых, раз и навсегда закрепленный письменно, он останавливается в развитии и может быть точно так же, только письменно, отменен или заменен на новый, в то время как в обычае живом изменения происходят медленно, незаметно и не вызывают ни недоумения, ни сопротивления. И наконец, обычай, возведенный в степень государственного закона, неизбежно вызывает желание ему противоречить.
У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи.
Застолица
У окна, ближе к образам, в торце стола сидел, Сам — отец семейства, человек на возрасте. Слева от него под образами — отец, за которым сын почтительно ухаживает. Обычно старик съедает что-то и уходит к себе или вообще не садится столу. В этом случае обедать ему подают в «келий», в его каморку. Тогда слева, от Самого, сидит уважаемый гость или гости. Далее справа и еле — вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья. В некоторых случаях, по правой стороне — сыновья, по левой — зятья. Затем старшие дочери и снохи, средние дочери, младшие, внуки, замыкает стол Сама — жена хозяина, рядом с нею «бабушки» и старшая «бабушка» — мать хозяина дома или теща и гостьи — родственницы хозяина и хозяйки.
С этого конца, который в бедных домах ближе к печке, а в зажиточных — к кухне, подается еда, здесь женщины могут вставать и убирать посуду.
Следует заметить, что большинство казаков разных войск всегда ели из своей посуды, хотя, как это было принято в старые времена, были семьи, где обедали из одной миски. И в таких случаях подавались две разные посуды — для мужчин и для женщин с детьми.
Еда разносилась или передавалась по столу следующим образом: Самому — отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем — перед гостем или перед тем, кого хотел отметить и почтить. Например, могло быть так, что отец первую тарелку ставил перед младшим сыном или внуком, который в этот день отличился.
После того, как еда была расставлена, Сам призывал к молитве. Иногда читал ее он, но чаще поручал кому-нибудь из младших детей. Затем разрешал садиться и разрезал каравай хлеба, раздавая ломти.
Оброненный кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву или сказать «Господи, прости!».
Обычно за столом ели молча. В Великий пост во время обеда читалось Писание. Обычно читал старик или кто-то из детей. После обеда читалась благодарственная молитва, подавался чай или на юге Дона — кофе. После благодарственной молитвы за столом разрешалось разговаривать, поскольку это уже считалось не обедом, а угощением.
Этот обычай соблюдался строжайшим образом, причем чем проще и беднее была семья, тем в большей чистоте соблюдался чин застолицы. Только невежа мог начать есть прежде, чем опустит ложку в еду Сам, независимо — его это тарелка или общая миска.
При еде из общей посуды свято соблюдался принцип старшинства. Ели в два приема: сначала «юшку», затем по стуку старшего о край посуды разбирали мясо и овощи («гущу таскать»). Ложку ко рту несли не торопясь, подставляли снизу ломоть хлеба. Того же порядка придерживались в армии, где егм, в основном, из общей посуды. Особо ели кашу — по кругу, забирая ложкой с краев, где она успевала остыть.
Старообрядцы, коих по некоторым данным в казаках 40%, в армии получали разрешение есть из своей посуды, им разливали первыми. Они же и в гости ходили со своими чашками и ложками. А своим гостям подавали еду в специальной «поганой» посуде. Кстати, это слово не оскорбительное. «Паган» по-латыни означает «другой веры».
Казаки были чрезвычайно веротерпимы. Потому гость усаживался за стол рядом с хозяином независимо от того, какой он веры. И если в дом бывал зван мусульманин или еврей, то старались не готовить блюд из свинины, чтобы не ставить гостя в неудобное положение.
Праздничная застолица строилась тем же порядком, с той только разницей, что столов накрывалось больше и гости сидели вперемешку с хозяевами. Два принципа соблюдались строжайше: женщины — отдельно от мужчин, и по-старшинству.
Для молодежи ставился отдельный стол, причем имелась в виду только мужская молодежь, незамужние девушки сидели рядом с матерями и тетками.
На столе перед молодежью никогда не было ни вина, ни пива. Кстати, бутылка на столе — это не казачий обычай! Вином в застолицу «обносили». Отсюда разница, звучащая в словах «поднос» и «разнос». Поднос несут одной рукой, а разнос — это огромный поднос с двумя боковыми ручками, который двое казаков носят вокруг стола или позади свадьбы. Они же разливают вино. Бутылки (несколько штук) стоят на столе только перед Самим, который собственноручно наливает уважаемым гостям, передает бутылки старикам и командует, когда обносить. Таким образом строго регулировалось количество спиртного за столом. О вине следует сказать особо, поскольку у казаков существовала древнейшая культура вина и винопития, обусловленная не только обычаями, строго регулируемая различными запретами, но и осознанная философски. От застолицы, где собиралась вся семья или даже весь род, отличалась беседа. <1 2 3 4 5 6 7 8 9

Казачество Православное

12345678

Информационные материалы к содержанию учебного предмета.

Разделы (1-4 класс)

4. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции: Рождество Христово. Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

Казачество Православное

Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и его отношение к казачеству. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества. Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.

В системе ценностей кубанского казачества первое место справедливо отводят православной вере. Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей.

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение. Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».Отсутствие детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то. Поделиться своим достатком было жизненной потребностью.

От «нечистой силы», считали, Бог защитит – достаточно осенить себя крестным знаменем, произнести Святую молитву – «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас» и никакая нечисть колдунов ничего не сделает.

Судьи садились за стол, предварительно сотворив Крестное Знамение и сказав «Благослови, Господи». Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих случаях вор не решался на такую клятву – «снять икону со стены» и признавался в преступлении. Если виновный не признавался, служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу (верхом вниз), чтобы его мучила совесть. Старались не ругать вора, а желать ему добра, служили молебен за его здоровье, чтобы его замучила совесть. Нередко это приводило к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.

В качестве примера можно привести строительство первого казачьего храма на Кубани – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа 1792 года на бывших княжеских холмах Тмутаракани высадился первый отряд казаков под командованием войскового полковника Саввы Белого. Главным для себя прибывшие на Тамань казаки считали основание церкви, посвящение её Покрову Пресвятой Богородицы, своей покровительнице, чью икону черноморцы постоянно носили с собой, связывали с ней ратные успехи и мирские достижения. Пока строилась церковь, казаки долгое время жили в землянках и лишь после ее возведения занимались обустройством хат. В станицах и хуторах церковь была духовным центром. Практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа, где детям давали и светское образование, и учили закону Божьему.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову … в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их.

Таким образом, православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.

  • 100-летие русской часовни у перевала Врш
  • 18-20 марта — обретение мощей
  • 2012 году
  • 2017
  • 26 июня 2011 года день борьбы с
  • 3 марта 2013 года
  • 300 лет
  • 9 мая
  • das ist putin
  • putin
  • wada
  • Абан
  • Абанский район
  • Александр Поветкин — Анджей Вавжик 2013-
  • Алеппо
  • Алишер Усманов
  • Америка
  • Анапа
  • Англия
  • Андрей Кураев
  • Антинаркотический
  • Арктика
  • Армения
  • Архиепископ Антоний
  • Архиепископа Антония Красноярско
  • Архиерейскими грамотами
  • Архимандрита Матфея
  • Астраханские чиновники
  • Атаман Кривоногов
  • Афон
  • Ачинск
  • Бессмертный Полк
  • Благодатный огонь
  • Бог
  • Боинг
  • Бук
  • Бурятия
  • ВВД
  • ВДВ
  • ВКС
  • ВМФ
  • Валерий Халилов
  • Венедиктов
  • Виссарион
  • Владимир Путин
  • Влатимир Путин
  • Волгоград
  • Воробьевский
  • Вороненков
  • Вся правда о катыни
  • Гамбург
  • Германия
  • Гитлер
  • Голландия
  • Гонконг
  • Город Минусинск
  • Города Сибири
  • Госдума
  • Госнаркоконтроль
  • Госнаркоконтроль красноярскому
  • Госнаркоконтроль по Красноярскому краю
  • ДИАСПОРАЛЬНЫЙ РЭКЕТ
  • День Победы
  • Димитрий Донской
  • Дмитрия Медведева
  • Додон
  • Доктор Лиза
  • Доктор типо Лиза
  • Дональд Трамп
  • Донбасс
  • ЕВКО
  • ЕЕКВ
  • Евгений Ройзман
  • Евгений Стригин
  • Евреи вздрогнули…
  • Евровидение
  • Европа
  • Единая Россия
  • Ельцин
  • Ельцин-центр
  • Жванецкий
  • Жерар Депардье
  • Жириновский
  • Завещание Патриарха Кирилла
  • Закон Магнитского
  • Золото ПУТИНА
  • Иван Грозный
  • Идлиб
  • Из прошмандовок — в узницы совести
  • Иран
  • Исимбаева
  • КАЦ
  • КВН
  • КГБ
  • КИАЦ
  • КРОКПО «Русское наследие»
  • Кавказ
  • Кадеты
  • Кадыров
  • Казаки
  • Казаки Владимира Путина
  • Казаки выбрали атамана войска Донского
  • Казаки провели съезд КаПРФ
  • Казачества
  • Казачий
  • Казачий антинаркотический центр
  • Калашников
  • Канада
  • Кармический закон. Не рой яму другому…
  • Кахаки против наркомафии
  • Киев
  • Киевская Русь
  • Китай
  • Констанин Сенченко
  • Константин Сенченко
  • Корея
  • Красносрский
  • Красноярск
  • Красноярская Епархия
  • Красноярский край
  • Красноярский фонд «Русское Наследие»
  • Красноярскому краю
  • Кремль
  • Крещение Руси
  • Крым
  • Кураев
  • Лавров
  • Ланчанское чудо.
  • Ленин
  • Лимпопо
  • Лондоне
  • Лука Войно-Ясенецкий
  • Лукашенко
  • МИД
  • Мейерхольд
  • Менделеев
  • Меркель
  • Минусинск
  • Мироточение иконы
  • Митроплит Пантелеимон
  • Митрополит Пантелеимон
  • Михаил Хазин
  • Михалков
  • Молдова
  • Москва
  • Мы русские
  • Мэр Новокузнецка
  • Мюнхен
  • НАТО
  • НОРВЕЖСКИЕ СВИНЬИ
  • Навальный
  • Над Балтийском сбит
  • Наталья Поклонская
  • Начало союза
  • Немцов
  • Неопалимая Купина
  • Никель
  • Николай II
  • Новороссия
  • Нужны ли казаки России
  • ООН
  • ОПГ БАНКИРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО
  • Обама
  • Общественная приемная Митрополита Красно
  • Одесса
  • Один день из жизни «Козацької фортеці»
  • Олимпийской деревне
  • Офицеры Госнаркоконтроля
  • Пальмира
  • Панихида о Юрии Буданове
  • Парад Победы
  • Патриарх
  • Перекоп
  • Пермские депутаты
  • Поклонская
  • Порошенко
  • Посол США
  • Православие
  • Православные врачи
  • Прибалтика
  • Происхождение казаков
  • Путин
  • Путин: воровать — грех
  • РИД
  • Рамзан Кадыров
  • Родословная Президента России
  • Рождественский пост 2012
  • Рождество
  • Ройзман
  • Рок-лоботомия
  • Романовы
  • России
  • Россия
  • Русская кровная месть
  • Русские
  • Русский проект
  • Русское наследие
  • Русское оружие
  • Русское славянское Саянское кольцо
  • Рязань
  • СБУ
  • СССР
  • США
  • США управляет Дмитрие Медведевым
  • Саентологи и национальная
  • Самые влиятельные
  • Саранск
  • Сахалин
  • Саянское кольцо
  • Святые
  • Севастополь
  • Сербия
  • Сергей Иванов
  • Сергей Тороп
  • Серебренников
  • Сибирская кухня
  • Сибирь
  • Сирия
  • Слава России
  • Собор
  • Совет
  • Советский солдат
  • Сочи-2017
  • Ставрополье
  • Сталин
  • ТВ
  • ТУ-154
  • Таврида
  • Татарстан
  • Тверь
  • Трамп
  • Троцкий
  • Тула
  • Турция
  • Украина
  • Украинский фашизм
  • Улюкаев
  • Усманов
  • Успенский пост
  • ФСБ
  • Фазиль Ирзабеков
  • Федор Конюхов
  • Феодосий Черниговский
  • Феодосия Черниговского
  • Фонд «Русское наследие»
  • Фонд Казачинской иконы http://kazachinsk
  • Фонд Русское наследие Юрия Цыбина
  • Франция
  • Хабаровск
  • Хазанов
  • Хиллари Клинтон
  • Хиллари Клитор
  • Ходорковский
  • Ходос
  • Хопер
  • Центр
  • Чечня
  • Чубайс
  • Шарий
  • Школа
  • Школа искусств
  • Шойгу
  • Юрий Буданов
  • Юрий Цыбин
  • Яков Кедми
  • Якутия
  • Япония
  • автомат
  • агенты
  • адвентисты
  • азербайджанская мафия
  • америка
  • американские агенты
  • американцы
  • анекдоты
  • антинаркотический центр
  • аресты
  • аркаим видео
  • армия
  • атеисты
  • аферисты
  • афоризмы
  • афроукры
  • ашрам шамбала
  • бабтискать
  • балет
  • банда мэра
  • банда семейная
  • бани
  • баптисты
  • безопасноясть России
  • белая лента
  • белогандонники
  • белоленточники
  • белорусский вокзал
  • березовский
  • бесогон
  • бесы
  • блуд
  • болотное восстание
  • большинство
  • большое болото
  • браконьеры
  • бревно
  • бугурусланские казаки
  • будни Евгения Ройзмана
  • в Красноярске
  • вКрасноярске
  • вертолет
  • ветераны
  • взяточники
  • видео
  • вирусы
  • вкус казачества
  • власть
  • водитель
  • водолацкий
  • военные игры
  • война
  • враги России
  • враги русских
  • враги русского народа
  • всемирный заговор
  • встречи
  • выборы
  • выживание
  • вырубка леса
  • выставка икон
  • г. Железногорск
  • газ
  • геноцид
  • геноцид грузия пендосы россы осетия
  • геноцид русского населения
  • геополитика
  • герои россии
  • гоголь
  • годовщина
  • голодомор
  • гомеопатия
  • город без наркотиков
  • госнаркоконтроля
  • государство
  • грамотой
  • грех
  • губернатор
  • дебилы
  • демократия
  • демонология
  • день борьбы с наркоманией
  • депутат госдумы 2012
  • депутаты
  • дети
  • джаз
  • джихад
  • джихад в России
  • диаспоры под запрет
  • диаспоры-оккупанты
  • диверсанты
  • дипломаты России
  • для Путина?
  • дмитрий Рогозин
  • донское войско
  • допинг
  • допрос
  • драка
  • дружины
  • дурдом
  • евреи
  • евреи в СМИ
  • евреи воруют
  • евреи высшее образование
  • евреи против русских
  • еврейская
  • женщины Русской Церкви
  • живет
  • жулики
  • жулики красноярска
  • забайкалье
  • забайкальские казаки
  • заборы
  • зарплата
  • захлебнулось в алкоголизме
  • зачем чеченским следователям имена русск
  • здоровье
  • здоровье Путина
  • земля
  • золото
  • и казаков ЕЕКВ
  • и национальная безопасность
  • израиль
  • икона
  • икра
  • импичмент
  • инопланетные соружения Сибири
  • интеллигенция
  • ипотека
  • ислам
  • исламизация России
  • исламисты
  • история
  • истребитель НАТО F-15C «Eagle»
  • исход из партии
  • иуда
  • иудеи
  • йогурт Путина
  • каббала
  • кавказская
  • кавказцы поганые
  • каганат
  • каганат польши
  • казаки
  • казаки ЕЕКВ Атамана Кривоногова
  • казаки Казахстана
  • казаки Киргизаа
  • казаки канады
  • казаки митингуют
  • казаков россии
  • казачий
  • казачий антинаркотический центр
  • казачий котел
  • казачий патруль
  • казачий позор
  • казачьей станице Осетии
  • казачьи войска
  • казачьи обычаи
  • казачья гвардия президента
  • казачья партия
  • казачья свадьба
  • катастрофа
  • керческий мост
  • кино
  • киргизия
  • клоуны
  • когда рожать
  • козлы в кремле.
  • компромат
  • конец света
  • конце света
  • коррупция
  • коты
  • кошки
  • краноярск
  • красноярск
  • красноярский нарконон — благодеятели или
  • кремль
  • крестный ход
  • крестьяне
  • криминал
  • кубок Патриарха
  • культура
  • курильщики
  • лже царь
  • лжецы
  • либералы
  • либералы. бандеровцы
  • либеральная оппозиция
  • люди
  • люля кебаб
  • мамбет
  • манежка Путина — 2-2012
  • мартынов
  • масленица
  • мафия
  • мафия детоторговцев
  • медведи России
  • медицина
  • меньшинствов
  • мечты
  • мигранты
  • мироточат иконы
  • митинг казаков
  • митинги
  • михаил прохоров
  • молодежная казачья организация
  • монетка для бомжа
  • морское оружие
  • музыка
  • мультфильм
  • мурка
  • мусор истории
  • мусульманин принял православие
  • наградил офицеров
  • награждены Архиерейской
  • наркоинституты Красноярска
  • нарконон
  • нарконон — банда жуликов
  • наркотики школах Красноярска
  • наркоторговля
  • наркоторговцы
  • наркоучилища Красноярска
  • насвай-мафия
  • нерест
  • нефть
  • новосибирск
  • норкомафия
  • носки путина
  • обман
  • оборона
  • олимпиада
  • оппозиция
  • оружие
  • отдых
  • панихида в покровском соборе
  • панихида о юрии буданове красноярске
  • параолимпийцы
  • патриарх кирилл
  • переговоры с США
  • переходят в православие
  • пидерасты
  • пидоры
  • пиндосы
  • пиндосы нацисты
  • писатели
  • пластуны казаки
  • платки в церкви
  • по делам
  • по календарю Майя
  • подлецы против подлецов
  • подпиндосники
  • политика
  • польские русофобы
  • помойка
  • помянем юрия буданова на сорок дней
  • посади наркоторговца
  • пост
  • поэты
  • появилась улица
  • права покупателя
  • правительство
  • православие
  • православные адвентисты
  • православные байкеры
  • православные хунвэйбины
  • православный Священник
  • православный автопробег
  • православный мотопробег
  • пранкер
  • предатели славян
  • предвыборные технологии
  • преподавание ислама в России
  • прививки
  • природа
  • про Красноярскому краю
  • проводы
  • провокации
  • прокуратора
  • протестанты
  • против России
  • против влатимира путина
  • проходимцы
  • прохоров
  • прохоров предложил ройзману
  • пуссириаз
  • путешествия
  • пятая колонена
  • рабство
  • рабы кавказа
  • разведка
  • раздолбаи ВКС
  • разоблачение
  • революция
  • реестровые
  • рейдеры
  • рента
  • роботы
  • ройзман
  • ройзман депутат Госдумы 2012
  • россия
  • русофобы
  • русофорб
  • русская империя
  • русские
  • русские дети
  • русские сироты
  • русский Кавказ
  • русский йогурт
  • русский красноярск с юрием будановым
  • русский перевод
  • русский ребенок
  • русский юрий буданов
  • русское оружие
  • рыбалка
  • рынок
  • сагра
  • саентологи и безопасность России
  • самолет
  • санатории
  • санкции
  • сауны
  • саша грей
  • саянское кольцо для Славян
  • святителя Луки (Войно-Ясенецкого) врача
  • святые России
  • секта саентологов против России
  • сектанты извращенцы
  • секты
  • секты в исламе
  • секты и национальная безопасность
  • семья.
  • серафим саровский
  • сланцевый газ
  • смысл жизни
  • собаки
  • советы сенаторов
  • спирт
  • спорт
  • срамота
  • сраная прибалтика
  • ставрополь
  • ставрополье
  • ставрополье казаки
  • строительные материалы
  • стройки древней Сибири
  • студенты
  • суд
  • сука
  • табачная мафия
  • таможня
  • татарские националисты
  • театр
  • театралы
  • театры
  • телесные наказания
  • теракты
  • террористы
  • техника самообороны
  • технологии
  • теща
  • точная дата
  • третья мировая
  • убийство дипломата
  • убийство царя
  • уголь
  • украинский фашизм
  • факельное шествие 22 июня 2012 года
  • фашизм
  • фашиствующие секты
  • фашисты
  • фейк
  • фермер
  • фильм
  • фонд «русское наследие» юрия цыбина
  • фонд Русское наследие
  • французы
  • хакеры Путина
  • хамон
  • хасиды
  • хиджаб
  • хирурга…
  • хит
  • хокей
  • холокост
  • христианство
  • художники
  • хэллоуин
  • царь
  • цены
  • цыгане
  • частушки
  • черное море
  • чудак
  • шамбала
  • шанс России — воскресить Красный проект
  • шашлык
  • штрафы
  • щука
  • эвакуатор
  • экономика
  • этнопреступники
  • эффективные менеджеры
  • юбилей
  • ювенальная юстиция
  • юмор

Реферат «Место православной религии в жизни казаков»

Аннотация ………………………………………………………………. 1

Введение ………………………………………………………………….2

1.Традиции и казачество ……………………………………………….2-3

2.Казак без веры не казак!……………………………………………………………..3-6

3.Рождественские праздники…………………………………………..6-10

4. «Воины христовы»……………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………..11-12

Словарь………………………………………………………………….. 12

Список использованной литературы……………………………………13

Аннотация

В реферате рассказывается о традициях, обычаях казачества. О роли православной религии в жизни этого замечательного народа. Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции». Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписаные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е. законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. В реферате представлены православные, бытовые и культурные традиции казачества.

Народ крепко дорожит обычаями,

как своим священнейшим достоянием.

В.Г. Белинский

Введение

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном обществе остро стоит проблема сохранения обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Мы должны помнить , что национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России и наш долг — сохранить и развивать культуру, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у человека все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала.

1.Традиции и казачество.

Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам.

XX век был трудным и для всего мира, и для нашей страны. Революции, войны, гонения привели к тому, сто многие народные русские традиции, обычаи и обряды стали оттесняться, уходить и забываться. К счастью, интерес к ним вновь возвращается.

Для наших предков праздник всегда был не только временем веселья, но и неизменно – периодом таинственности и священнодейства , в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.1

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казачество — явление характера мирового. Оно «поэзия» старины, которая не может не волновать человеческую душу.2

2. Казак без веры не казак!

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).

Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».Отсутствие детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то.Поделиться своим достатком было жизненной потребностью.

От «нечистой силы», считали, Бог защитит – достаточно осенить себя крестным знаменем, произнести Святую молитву – «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас» и никакая нечисть колдунов ничего не сделает.

Судьи садились за стол, предварительно сотворив Крестное Знамение и сказав «Благослови, Господи». Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих случаях вор не решался на такую клятву – «снять икону со стены» и признавался в преступлении. Если виновный не признавался, служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу (верхом вниз), чтобы его мучила совесть. Старались не ругать вора, а желать ему добра, служили молебен за его здоровье, чтобы его замучила совесть. Нередко это приводило к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали анонимного барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.3

3. Рождественские праздники.

В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником. Они проводились от Николина дня 6декабря до Крещения 6 января, т.е. тогда, когда казаки, закончив все основные сельскохозяйственные работы, имели возможность отдыхать.

Святки считались молодежным праздником, хотя и старшее поколение не оставалось равнодушным к общему веселью. Как правило, молодежь, собираясь на посиделки, игры и гадания, скрашивала унылую станичную зиму. Особенный интерес представляли святки для казачек, потому что их строгая повседневная станичная жизнь сменялась широкой свободой и множеством забав и развлечений. На святки самая строгая мать не заставляла прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем. Гаданье в это время занимало у казачек много времени, так как всякой девушке хотелось узнать, кого судьба «пошлет ей в мужья» и какая жизнь ожидает ее впереди. Почти на протяжении всех святок казачки жили напряженной и даже нервной жизнью. При гадании их воображение рисовало им всевозможные ужасы : в каждом темном углу им чудилось присутствие неведомой страшной силы, в каждой пустой комнате слышался топот и возня «чертей»,которые до самого Крещенья свободно могли расхаживать по станице и пугать всех казаков своими рогатыми рожами.

Но как бы ни страшны были такие рассказы для молоденьких казачек, они не могли удержать их в эти святочные дни дома, и как только в окнах появлялись огоньки, они старались прибежать на посиделки, где собиралась шумная компания молодежи.К святочным вечерам молодежь готовилась : девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть новым поясом, кубачинским кинжалом или каракулевой папахой.

На вечера посиделки собирались в основном по улицам, но иногда на них захаживали казаки из других хуторов и станиц. Если вдруг какому-либо казаку-чужаку вздумается ухаживать за «нашенской» казачкой, то возникали ссоры. Вечера заканчивались множеством шалостей. Молодежь заваливала ворота, а к дверям хат приносила всякий хлам : колья, старые сохи, плуги, бороны и др., -да так, что утром домочадцы не могли выбраться наружу. Иногда парни забирались на крышу и затыкали соломой трубу. Хозяева, заметив отсутствие тяги в трубе, выбегали из дома и угрожали озорникам расправой.

Взрослые казаки тоже не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей .Любимым их развлечением были игры : карты, лото, которые сопровождались взаимными угощениями.В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады. На массивных гвоздях или крюках подвешивались окорока свиней, тушки птицы. На столах размещали домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений. До сочельника никому не разрешалось есть «скоромного».Ели картошку, кислую капусту, соленые огурцы с постным салом, соленые арбузы, тыкву ,пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из моченого терна, рыбу.

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли (последний раз постное) только после первой звезды. Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами. То по времени старший в доме (обычно это дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил ее на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистой скатертью или полотенцем, застилалась соломой, на нее ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Произносилась вновь молитва, и после этого приступали к еде. Солома и необмолоченный снопик считались символами будущего обильного урожая. Кутья и каша разводились медом, приправлялись кишмишом и знаменовали собой плодородие. Отметив сочельник, родители посылали детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Ночью здоровое и взрослое население уходило в церковь, а старики и дети с нетерпением ждали христославщиков .4

Вначале с колядками бегали дети :

Коляда,ты коляда,

Заходила коляда,

Запевала коляда,

Поздравляла коляда.

Хозяюшки –голубушки,

Пожертвуйте нам бублички,

Конфетки и денежки

На святые вечера

Во имя Христова дня.5

Поздним вечером на колядки выходила молодежь и даже взрослые казаки.

В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай «цыганичанья», который проводился перед Рождеством и старым Новым годом и сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки, ходили по домам в сопровождении гармониста и выпрашивали у хозяев все , что попадется на глаза. После 12 часов ночи все » колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова.6

4. «Воины христовы»

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, уважай родителей, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, заботься о детях своих, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи Веру православную: очищай душу свою от грехов через покаяние и причастие, соблюдай посты, молись единому Богу — Иисусу Христу и добавляли: если кому-то и можно грешить, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.7

Заключение

Православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.Православие определяло «казачью долю» – отдать свою жизнь от начала до конца своих дней активному служению вере Христовой с оружием в руках в молодости и в зрелости и духовно служить идеалам православия в старческом возрасте.8

Православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество.

Религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь формировали православное сознание казаков. Православное духовенство воспитывало казачество на патриотических и верноподданнических идеалах.

Словарь

Казачество – представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия , которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.

Каракулевая папаха – мужской меховой головной убор из каракуля, распространённый у народов Кавказа, казаков и в Средней Азии, элемент военной формы одежды.

Каракуль — кожа с мехом, снятая с ягнят каракульской породы на 1-3-и сутки после рождения, когда их шерсть отличается густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим завитки различной формы и размеров.

Кубачинский кинжал – кавказский кинжал имеющий узор, напоминающий рисунок сварочной стали.

Пахтать — сбивать масло из сливок или сметаны.

Святки – (в христианской традиции) время с Рождества Христова до Крещения Господня.

Узвар – (взвар, устаревшее) — прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод, иногда с добавлением мёда.

Христославщики – колядовщики.

Список использованной литературы

1. Губогло М.Н.,Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука»,Москва,1999 г

2.Коваленко, А. И. » Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)»,Благовещенск: «Зея», 2008 г

3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс»,Ростов н/Д,2010 год

4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова,Ставрополь,2005 г

5.Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г

6.http://www.slavakubani.ru/orthodoxy/orthodox-cossack-traditions/detail-1566-pravoslavie_i_traditsii_kazakov

7.http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva

1 «Русские праздники и обряды»,О.Н. Капшук, Издательство «Феникс»,Ростов н/Д,2010 год

2 http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva.pdf

3 http://www.slavakubani.ru/orthodoxy/orthodox-cossack-traditions/detail-1566-pravoslavie_i_traditsii_kazakov

4 «Казачий мир»,Федосов П.С.,РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова,Ставрополь,2005 год

5 «Русские народы и культуры»,Губогло М.Н.,Цулая Г. В., Издательство «Наука»,Москва,1999 г

6 «Казачий мир»,Федосов П.С.,РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова,Ставрополь,2005 г

7 «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г

8Коваленко, А. И. » Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)»,Благовещенск: «Зея», 2008 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *