Православие и прививки

Больницы


Центральная Клиническая больница свт. Алексия, митрополита Московского, МП РПЦ:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=4072
Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 27.
Телефон справочной службы: (495) 952-36-41.
Регистратура: (495) 952-11-41, 952-15-62, 952-39-84.
Факс: (495) 952-49-41, 952-36-62.
Сайт: medpatriarh.ru.http://www.medpatriarh.ru/
Директор больницы: Валерий Константинович Доронкин.
Главный врач: Екатерина Яковлевна Богданова.
Настоятель больничных храмов (храм свт. Алексия, митрополита Московского, храм Тихвинской иконы Божией Матери): иерей Александр Доколин.
Количество мест: 220.

Отделения хирургии, терапии, неврологии и эндоскопии:
Госфинансирование составляет около 30%, остальные средства поступают от Церкви и частных благотворителей.
Больница была основана в 1902 г. как лечебное благотворительное учреждение. В советское время преобразована в городскую клиническую больницу № 5. 26 мая 1992 г. была передана Патриархии. В настоящее время — единственная церковная больница в Москве.
Медицинская помощь оказывается жителям Москвы, а также священнослужителям всех епархий Русской Православной Церкви. Люди, не имеющие московской прописки, могут пройти медицинское обследование, предоставив направление от духовника, заверенное Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.

Епархиальная православная церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=61
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 19.
Телефон: (812) 274-81-76.
Факс: (812) 274-22-29.
E-mail: bolnicakseniespb@mail.ru.
Главный врач и духовник больницы: настоятель больничного храма во имя св. блж. Ксении Петербургской протоиерей Артемий Темиров.
Количество мест: 35.

В больнице предусмотрены должности врачей-терапевтов, врачей-консультантов: кардиолога, эндокринолога, хирурга, невролога, врача-физиотерапевта и врача лучевой диагностики. Большая часть среднего и младшего медицинского персонала — палатные медицинские сестры и санитарки.

Храмы Санкт-Петербуржской и Ладожской Епархии отчисляют 2% от своего бюджета на содержание больницы. Остальное финансирование осуществляется за счет частных пожертвований.
Больница была построена по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 1990 году. Недавно она открылась после ремонта. Госпитализация осуществляется по направлению духовника, после утверждения на комиссии больницы. Максимальный срок госпитализации — 30 дней, но может быть продлен по прошению прихода. За год через больницу проходит около 110-130 человек, а за все время существования больницы — около 2500 больных. Лечение бесплатное.

Елизаветинская больница, поликлиника г. Пермь

Адрес: г. Пермь, ул. Екатерининская, 224 (4-х этажное здание бывшей МСЧ №5).

Тел. регистратуры: (342) 236-85-55

Православные медицинские центры, поликлиники, приходские консультации

Общество православных врачей Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского:

Председатель Общества: доктор медицинских наук, кандидат богословия, профессор протоиерей Сергий Филимонов.
При Общество создан консультативный пункт. Помощь безвозмездная. Консультируют: невропатолог, терапевт, педиатр, психолог и психиатр (взрослый и детский), онколог, эндокринолог, гинеколог-эндокринолог. Эти врачи трудятся в медицинских учреждениях, а в свободное время оказывают безвозмездную медицинскую помощь в центре.

На прием к специалистам (или телефонные консультации) необходимо записываться заранее. Телефон и время работы диспетчера можно узнать на сайте Общества www.opvspb.ru http://www.opvspb.ru/
Телефон: +7 (812) 293-27-51

Медицинские консультации при Обществе православных врачей во имя святителя Антония (Смирницкого):

Адрес: Воронеж, ул. Освобождения труда, д. 20.
Телефон: 8 (4732) 55-27-84.
Руководитель общества: Андрей Савченко, заведующий отделением для новорожденных детей Воронежской областной детской клинической больницы № 1.
Общество православных врачей оказывает медицинские консультации с 2003 года. Больных принимают специалисты: невролог, окулист, терапевт, гастроэнтеролог, стоматолог, кардиолог, врач физиодиагностики, онколог, лор, педиатр, врач по лабораторной клинической диагностике, фтизиатр, рентгенолог. Запись на прием осуществляется в течение дня. Обратившегося больного направляют к специалисту, который работает в государственном медицинском учреждении. Помощь оказывается бесплатно. На больного заводится карта и выдается свидетельство об обследовании. При необходимости пациент направляется на дополнительное обследование. Кроме того, общество православных врачей практикует выезд специалистов в сельские населенные пункты по согласованию с благочинным.

Православная поликлиника №5 г. Нижний Новгород

Адрес: Адрес: г. Нижний Новгород, Окский съезд, д.2 «а», корпус № на территории Крестовоздвиженского женского монастыря.

Режим работы: Пн-Пт с 8:00 до 20:00, Сб-Вс: выходной

Заведующий: Александр Модестович Черноносов

Регистратура: (831) 433-00-82
Факс: (831) 430-31-71
Единая справочная: (831) 428-81-88, 464-05-05

Часы работы с 8.00 до 18.00

Поликлиника обслуживает священнослужителей, членов их семей, монашествующих, сотрудников всех структурных подразделений Нижегородской Епархии, активных прихожан.

Сайт: http://www.pomc.ru/structure/clinic_5


Православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской:

http://www.nsad.ru/index.php?issue=17§ion=12&article=343

Адрес: Коломна, ул. Лазарева, д. 11
Телефон: (261) 4-27-44.
Сайт: http://www.novogolutvin.ru/obedience/med/socorx/index.html
Главный врач: монахиня Екатерина (Варфоломеева).
Православный Медицинский центр в честь св. блаженной Ксении Петербургской открыт в Ново-Голутвинском Свято-Троицком монастыре 6 октября 1997 года для оказания бесплатной медицинской помощи прихожанам, жителям города, паломникам, жителям других регионов, насельницам монастыря. Прием ведут инокини монастыря, имеющие медицинское образование, — терапевт, невропатолог. Врачи самостоятельно проводят экстренное обследование: электрокардиографическое исследование, экспресс-определение содержания гемоглобина и сахара в крови. Для лечения болезней прибегают к фитотерапии, аллопатическим средствам и рецептам народной медицины. За время существования центра за медицинской помощью обратилось более 15 тыс. человек. Время приема — сб, вс с 11 до 16.

Хосписная служба Екатеринбургской епархии:

Адрес: Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 57 (Свято-Троицкий кафедральный собор).
Телефон: (343) 351-65-72.
Руководитель: доктор Елена Шарф
Духовник: протоиерей Евгений Попиченко, руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии.
Служба была основана 1 июля 2002 года. Она оказывает бесплатную медицинскую помощь на дому тяжелым онкологическим больным (IV терминальной стадии). Для первичной консультации на дом к больному выезжает врач-онколог, затем наблюдение ведет медицинская сестра. За время существования службы была оказана помощь более 1 тыс. человек.

Медицинская служба при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы:

Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 12, стр. 1.
Телефон: (495) 267-34-28.
Руководит медслужбой, основанной в 2004 году, приходской совет. Принимаются все желающие. Медицинская помощь оказывается безвозмездно, оформляются медицинские карты пациента. Врачи — кардиолог, взрослый эндокринолог, детский эндокринолог — ведут прием в воскресенье, после поздней литургии — с 12.00.

Мобильный отдел Православной службы спасения бездомных, Москва:

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=26&id=4227

Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12 (больничный храм во имя святого благоверного царевича Димитрия).
Телефон: (495) 764-49-11.
Руководитель: Илья Кусков.
Духовник: протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы.
Служба основана 27 ноября 2004 года. Автобус «Милосердие» оказывает безвозмездную медицинскую помощь бездомным. Фельдшер и медсестры перевязывают и промывают раны. Чаще всего в Службу спасения обращаются бездомные с гнойными ранами, расстройствами желудка, температурой.
В зимнее время автобус совершает рейды по городу, оказывая помощь бездомным. В сложных случаях, при необходимости госпитализации, сотрудники службы спасения вызывают скорую помощь.

Консультации православного врача:

Адрес: Лесосибирск, ул. Кедровый парк, д. 27, Крестовоздвиженский собор.
Телефон: (39145) 43-28-9.
Руководитель: иерей Андрей Чугунов.
Прием по предварительной записи ведут два специалиста: педиатр и терапевт. Рекомендации даются в устном виде, медицинская помощь оказывается безвозмездно.
Помощь специалистов больным оказывается в рамках работы Сестричества во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), созданного в 1997 году при Центральной городской больнице.

Подготовила Ольга БЕЛЯЕВА

Комментарий эксперта:

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: Сейчас во множестве храмов открываются врачебные консультации. Я считаю, что это весьма перспективно и будет развиваться и в дальнейшем. Болящих сейчас очень много. И если они хотят попасть на прием к доктору, исповедующему Православие, почему бы им не прийти в храм. Вспомним: раньше в общины сестер милосердия для консультаций приглашали лучших врачей того времени. Потому что и тогда, и сейчас содержание медицинского учреждения, в котором работают высококвалифицированные специалисты, требовало и требует больших затрат. Да и не должны мы брать на себя функции здравоохранения, подменять как-то государственную структуру. Только дополнять. По моему мнению, все должно быть разделено и каждый должен заниматься своим делом. В государственных учреждениях и роддомах нужны храмы, чтобы их посещали и больные и доктора. Для того же, чтобы больной попал к православному доктору, нужны консультации при храмах, на которых человек получит совет, рекомендацию, к кому обратиться дальше. В случае же, когда помимо телесных хворей есть тяжесть душевная, (что случается часто), пациент от врача-консультанта идет к священнослужителю в этом же храме.

«…Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими…» — говорится в Святом Евангелии от Марка (Сир. 39: 1–2, 4). Господь создал людей, которых наделил врачебной силой, чтобы они могли лечить людей от различных болезней. Человек же любящий и почитающий Бога, не будет пренебрегать своим здоровьем, а будет вовремя пользоваться тем, что дал ему Господь.

Общество православных врачей — это профессиональное объединение врачей различных специальностей, которые исповедают единую православную веру. Общество создано в честь Святителя Луки.

Общество православных врачей — это объединение врачей различных специальностей, которые исповедают православную веру. Общество создано в честь Святителя Луки

Святитель Лука — показал всем пример сочетания служения архипастыря и врача

Имя Святителя Луки в настоящее время довольно известно. Святой угодник Божий Лука — явился в образе доброго пастыря, который исцеляет недуги не только душевные, но и телесные. Именно он показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Своим подвигом он показал, что есть такое несение креста Христова.

Святой угодник Божий Лука — явился в образе доброго пастыря, который исцеляет недуги не только душевные, но и телесные. Именно он показал пример сочетания служения архипастыря и врача

Святитель Лука — в миру Валентин Войно-Ясецкий родился в Керчи в апреле 1877 года. После окончания гимназии, он твердо решил, что хочет посвятить свою жизнь для страдающих людей, поэтому он выбрал медицину.

После, он и начал заниматься медицинской практикой и научными исследованиями.

Святитель Лука был не только священником, но и хорошим врачом.

В 1920 годах он работал хирургом в Ташкенте, но и активно участвовал в церковной жизни. Он посещал заседания церковного братства. Однажды епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником».

Это было воспринято как Божий призыв. После Валентин и принял монашество с именем Луки. 30 мая 1923 года тайно получил хиротонию. Но, Лука продолжал служить в качестве врача.

Святитель Лука был одновременно и священником и врачом. Именно он и создал общество православных врачей

Скончался Святитель 11 июня 1961 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Но святитель не оставил свою паству, его молитвами совершались многие чудесные исцеления. В 1996 году, произошло святое обретение останков Святителя Луки.

Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому общество и носит его имя

Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому и Общество православных врачей России, сокращенно ОПВР, и Общество православных врачей Санкт-Петербурга носят его святое имя.

Само общество создано в Санкт-Петербурге, но есть и множества филиалов по всей стране, например, православные врачи в Москве, Перми, Воронежа, Нижнего Новгорода и другие.

Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому и Общество православных врачей России носит его имя. Очень часто на иконах его можно увидеть в одежде врача

Существует 4 причины, по которым было создано Общество православных врачей:

  • сниженный нравственный и духовный уровень современной отечественной медицины;
  • разоблащение (обнаружение, раскрытие) работников медицинского профиля, исповедующих православную веру;
  • довольно низкий уровень христианского и душевного сострадания к лица, которые нуждаются в медицинской помощи;
  • довольно широкое распространение магии, экстрасенсов и прочих окультических техник, которые воздействуют на население.

Общество имеет отличительный знак — ангел, который украшает главу Александрийского столпа

Общество имеет отличительный знак — ангел, который украшает главу Александрийского столпа, на фоне российского флага. А также красный крест — как символ медицинской помощи и врачебного искусства, который заключен в круге символе вечности, как бы объединяющее все небесное и земное.

Общество имеет знак — ангел украшает главу Александрийского столпа, на фоне российского флага, а красный крест — как символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключен в круге

Общество православных врачей Санкт-Петербурга было создано в феврале 1999 года по инициативе отдела благотворительности епархии и двух довольно крупных сетричеств милосердия. Первым председателем общества — настоятель больничного прихода Великомученика и целителя Пантелеймона, в настоящее время — доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов.

Первым председателем общества — настоятель больничного прихода Великомученика и целителя Пантелеймона, доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов

За основу общества был взят проект Московского общества 1998 года, который был немного переработан и утвержден на общем заседании врачей. Цели и задачи общества православных врачей были благословлены митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским — Владимиром.

Особенность работы общества — оказание помощи в телесных и душевных болезнях

В данном обществе врачи помогают людям в различных заболеваниях не только как медики, но и как духовные лица, священники. Сюда могут прийти люди, которым требуется просто чисто духовная помощь.

Члены общества трудятся во многих медицинских учебных заведения и больницах. На своих рабочий местах они проводят консультации всех тех, кто обратился за помощью.

Среди членов общества имеются 6 докторов, 9 кандидатов наук, а также 24 врача имеют высшую категорию.

42 человека имеют стаж работы по специальности более 10 лет, а некоторые и более 30 лет

Существует такая форма лечебной работы как врачебный патронаж. Она характеризуется долговременным врачебным динамическим наблюдением, а также курацией священно-церковнослужителей и некоторых мирян одними и теми же врачами.

Существует и такая форма обслуживания, как консультативно-диагностическая амбулаторная помощь. Те, кто обратился за помощью в Общество, имеет право получить стационарное лечение и первую медицинскую помощь, как при стационаре, так и в поликлинике.

Лечение на базе Душепопечительского центра — это такая форма оказания медицинской помощи больным соматического и психоневрологического профиля, которые пострадали после каких-то магических поражений. При этом обязательно присутствие пастыря.

Общество православных врачей имеет четыре секции: общеврачебную, психолого-психиатрическую, наркологическую и ассоциативную. В каждой секции есть свой специалист, который разрабатывает свою определенную исследовательскую и просветительскую тему.

Рассматриваемая после тема рассматривается на заседаниях Общества и затем выносится на пленарное заседание. Эти заседания проходят каждый месяц и бывают публично-открытыми. В среднем на таких заседаниях присутствует до 150 человек. А иногда бывало и до 600 человек. Также на заседаниях принимают участие те, кто затем выносит материалы докладов на обсуждение в печать, радио или телевидение.

У общества православных врачей есть свой официальный сайт

У общества православных врачей есть свой официальный сайт. Председатель общества хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов.

Высший орган Общества — собрание его членов. Между собраниями есть промежутки, которой руководит Правление. Оно избирается на один год и возглавляется председателем. Попечительский совет в настоящее время продолжает создаваться, и включает и свой состав людей, которые хотят помочь Обществу в вопросах финансирования.

Врачи — это люди, которые лечат болезни людей, а православные врачи лечат к тому же, и душевные болезни

Православный врач — такое сочетание слов, которое совсем непривычное для нас. Врачи — это люди, которые лечат болезни людей. Но в чем же все- таки связь? Существует ли она на самом деле? Да, связь реально существует, и даже более того, ее отсутствие делает нашу медицину односторонней и неполноценной.

Человек считает в себе два мира — это духовный и материальный. Если разделить их, то человек перестанет быть человеком. В земной жизни человеку нужно тело, а телу необходима душа.

Церковь выделяет три уровня организации структуры человека: телесный, духовный и душевный.

Именно с соответствии с этим, и болезни подразделяются на духовные и душевные. Медицина по сути своей облегчает телесные страдания. А душевными болезнями занимается психиатрия, но большинство психиатров даже не знают о существовании души.

Но духовными болезнями человек тоже порой часто болеет. К таким болезням относится грехи, страсти, пороки, которые отделяют человека от Бога все дальше и дальше. Болезни лечатся только под покровом русской православной церкви.

Когда здоровый дух человека хоть немного повреждается, то душа становится одержима нечистыми страстями, после чего и тело начинает подвергаться различным болезням. Именно вот это понимание и отличает обычного врача от православного врача.

Настоящая медицина имеет довольно широкий спектр медицинских услуг, которые по многим пунктам имеет противоречие с православной моралью. То, например, что устраивает одних, не устраивает других.

Общество православных врачей имеет свои филиалы во многих городах России

Как было сказано ранее, Общество православных врачей имеет свои филиалы во многих городах России. В Москве общество православный врачей находится по адресу: улица Б. Пироговская, д. 6. Председатель — Александр Викторович Недоступ.

В Новосибирске есть медицинский центр общества православных врачей в честь иконы Божией Матери «Целительница». В Чебоксарах общество находится по адресу: ул. Калинина, д.1. Председатель — священник Михаил Павлов.

Совсем недавно в Воронеже прошел второй Всероссийский съезд Общества православных врачей. Руководитель Московского общества — профессор Александр Викторович Недоступ рассказывает о на настоящее время, общество православных врачей — это 43 региональных отделения, в которых имеются около двух тысяч врачей с различными медицинскими специальностями и уровнями квалификации.

Также он отметил тот факт, что такая немногочисленность в обществе объясняется тем, что медики — мужчины. А в медицине в основном трудится женщины.

Протоиерей Сергий Филимонов: «Общество православных врачей — это 43 региональных отделения, в которых имеются около двух тысяч врачей с различными медицинскими специальностями и уровнями квалификации»

На данном съезде обсуждали доклад «Церковь и современная медико-социальная действительность» митрополита Сергия. А также был выслушан доклад об алкогольной угрозе, которая довольно популярна в наше время. Обсуждалась и такая главенствующая тема как болезни человека 21 века.

На интервью у него часто задавали, растет ли у больных спрос на верующих, то есть православных врачей. Он ответил так, что большинство верующих все же предпочитают лечиться у православных врачей. Не православным по сути все равно.

Иногда люди приходят, но совсем не понимают, чем отличается обычный врач от православного.

Многие считают, что православная медицина лечит каким-то травами и массажем.

Но не все люди понимают, что по сути методы лечения болезней — такие же, как и обычно.

Доктор обычно всем объясняет, что техника у православного врача — глаза и руки, только могут они видеть душевные заболевания.

Когда человек заболевает, он просто обязан беспокоиться о том, чтобы его тело было в нормальном состоянии

Жизнь и здоровье человека — это дар от Бога. Именно поэтому, когда человек заболевает, он просто обязан побеспокоиться о том, чтобы его тело, через которое он совершает добрые дела и поступки, было в нормальном состоянии. Затем после смерти, душа возвратится к Богу, а тело — туда, куда ему и положено.

Именно поэтому не нужно пренебрегать медициной, просто нельзя относиться к своему здоровью халатно. Такое отношение — это грех человека перед Богом, перед своими близкими, которые могут заразиться и остаться без кормильца и тому подобное.

Многие святые отцы осуждали тех пациентов, которые прибегали к помощи Божий и считали это знаком большой гордыни, потому что человек отказывался пользоваться теми средствами, которые создал ему Бог.

А также человек не хочет прибегнуть к помощи людей, которым сам Господь дал медицинское образование. Именно поэтому нужно следить за своим здоровьем и в случае необходимости обязательно обратиться врачам, чтобы получить соответствующую помощь.

Современная медицина сегодня полна новыми возможностями. С помощью нее не только можно бороться с болезнями, которые раньше уносили тысячи жизней, но и существенно менять тело и судьбу человека. Православный человек должен внимательно относиться к нововведениям и моде на те или иные вещи, например, независимо от популярности он не должен татуировать себя или менять свое тело другим способом, поскольку оно даровано Творцом.

Многие родители хотят получить от общества православных врачей ответ «Можно ли вакцинировать ребенка?» и не является ли это противоречием или нарушением библейских и церковных принципов. Следует разобраться в этом вопросе.

Православный взгляд на болезнь

Есть в доктрине Православной Церкви вопросы, о которых богословы до сих пор ведут споры и не имеют однозначного ответа. Люди зачастую пытаются трактовать места из Писания себе в угоду, говоря, что болезни и все прочее — от беса, но это ставит под сомнение всемогущество и всезнание Господа.

Православная Церковь верит, что болезни и здравие происходят от Господа и человек должен принимать все с благодарностью. («За все благодарите» пишет ап. Павел). Вера в Бога — это, в первую очередь, принятие от Него всего, независимо хорошее это или плохое.

Православная церковь советует благодарить Бога и за болезни, и за здоровье

Болезнь может быть послана человеку по многим причинам:

  • как физическое и духовное испытание;
  • как искушение;
  • для наставления;
  • для того, чтобы человек отошел от дел и отдохнул от стресса;
  • для обращения души ко спасению.

Господь, прежде всего, хочет спасения человеческой души, а для этого иногда необходимо подвергнуть физическое тело болезни. Это не значит, что лечение следует отвергать, ведь Бог создал врачей для лечения (вспомнить стоит хотя бы апостола Луку, который был врачом по образованию). Сегодня век эффективных лекарств, а представители народной медицины готовы предоставить массу методов лечения травами и растениями, так что не использовать все это для профилактики заболеваний или лечения просто глупо.

Сотрудник Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимир Николаевич Вишнёв говорит:

«Молитва — великое дело при лечении всякого недуга! … Господь еще ранее болезни дает такие чудесные средства от самых разных недугов!»

После чего православный врач перечисляет различные профилактические и народные методы борьбы с гриппом.

Следует понимать и принимать Божью руку во всем, благодарить за болезни и за здоровье, но делать все зависящие, чтобы вылечиться. Важно лишь не переступать библейские принципы. К профилактике заболеваний относится и вакцинация, почему же существуют противники этого действия? Члены общества православных врачей помогают православным христианам разобраться в этом вопросе.

Противники вакцинации

Вакцинация — это введение в организм человека антигенного материала (клетки вируса), который вызывает реакцию и заставляет формировать иммунную защиту от болезни.

Вакцинация детей помогает защитить их от опасных заболеваний

Простыми словами. В организм вводиться малая доза клеток вируса, чтобы организм смог выработать к нему антиген и вовремя противостоять полноценному заболеванию. Обычно вакцинируют детей, чтобы они в малом возрасте переболели и имели стойкий иммунитет к тем или иным возбудителям.

История говорит, что прививать людей начали еще в 10 в. н. э. в Древних Индии и Китае, что позволило этим странам избежать страшных эпидемий оспы и чумы. На территории стран СНГ такая практика появилась лишь в 1800-х годах.

Противники вакцинации появились 15 сентября 1988 года, когда вирусолог Г. П. Червонская выступила с критикой системы в виде публикации в «Комсомольской правде», где она подробно описала побочные действия прививок и их неэффективность. С тех пор зародилось движение «Антипрививочников» и родители стали бояться вакцинировать детей.

Их главные тезисы таковы:

  • эффективность вакцинации не доказана;
  • в водимых веществах присутствуют токсичные компоненты, и они негативно влияют на иммунитете;
  • прививки вызывают мутации генов, осложнения и неизлечимые заболевания;
  • вакцинопрофилактика — это лишь бизнес, а СМИ и врачи распространяют ложную информацию об этом для своего обогащения.

Внимание! Традиционная медицина уже давно пытается переубедить сторонников этого движения, но с обеих сторон выпускают различные научные публикации, которые опровергают друг друга и в этом споре не видно конца.

Как же поступать православным родителям, противоречит ли вакцина догматам церкви?

Православный взгляд на прививки

Председатель общества православных врачей епископ Пантелеимон на вопрос о прививках говорит, что запрета Церкви на них нет, более того, неоднократно были выпущены указы архиереям и священникам, чтобы они разъясняли пользу этого процесса пастве.

Православная церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями

Говоря о вакцинации, Владыка сравнивает прививку с малым искушением от Господа, которое Он посылает дабы искусить человека малым злом и научить его бороться с ним. Подводя итоги, архиерей говорит о важности упования на Господа, но при этом убеждает, что именно через врачей, лекарства и вакцинацию Господь посылает исцеление человеку, поэтому пренебрегать ими не стоит.

Исполком Общества Православных врачей России в 2008 году опубликовал документ, который стал итогом круглого стола, главным вопросом которого были прививки. Этот круглый стол стал противодействием псевдонаучной литературы, которая начала распространяться в среде православных.

Документ содержит следующие тезисы:

  • несмотря на содержание в некоторых вакцинах токсичных веществ, мировая практика свидетельствует, что мизерное их количество не может нанести существенного вреда организму;
  • современные медицинские технологии изготовления вакцин исключают попадание в препарат посторонних вредных веществ;
  • исполком ОПВР признает существование нарушений в данной сфере и призывает к строгому соблюдению правил проведения процедуры;
  • глобальные исследования подтверждают, что именно своевременно сделанные прививки являются причиной снижения числа заболеваний и эпидемий в различных странах.

Несмотря на существующие случаи осложнений после прививок, их пользу сложно недооценить. Человечество веками страдало от эпидемий чумы, оспы, полиомиелита, но сегодня Господь позволил людям жить и не бояться их, принимая профилактические меры. Делать или нет прививки детям — это решают их родители.

Важно! Православная Церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями. О прививках с православной точки зрения

Мнение православного врача о профилактических прививках

Даже до ныне века православная церковь при каждом возсылаемом к Богу прошении молит ежедневно о недугующих, страждущих и в немощи лежащих.
Если же церковь долгом своим почитает всегда молить о них Господа… , то тем более обязана увещевать чад своих не пренебрегать тех спасительных средств, которые сам милосердный Бог открывает к исцелению и предохранению рода человеческого от губящих его болезней
Пастырское Увещание о прививании предохранительной коровьей оспы, сочиненное Епископом Вологодским ЕВГЕНИЕМ.

Напечатано по Высочайшему Его Императорского Величества повелению в Санкт-Петербурге при
Святейшем правительствующем Синоде 1811 года.


полиомиелит———————-<cut>———————-

Вакцинация, безусловно, является одним из величайших достижений здравоохранения.
Во всем мире она признана как наиболее эффективное, экономичное и доступное средство в борьбе с инфекциями. Так, только в нашей стране в 2004 году заболеваемость дифтерией снизилась на 40%, коклюшем на 11,5%, корью на 26,1%, эпидемическим паротитом — в 2 раза, вирусным гепатитом В на 20%.

Но в последнее время в России усилилось противодействие иммунопрофилактике. Появились листовки, аудио- и видеокассеты под угрожающими заголовками, способными не только вызвать сомнение в необходимости вакцинаций, но и заставить пожалеть о ранее сделанных прививках. Горько видеть, что этот негатив распространяется даже православными людьми, зачастую не имеющими никакого отношения к медицине.

Подобная кампания уже отмечалась пару десятилетий тому назад. Тогда всесоюзная газета «Комсомольская правда» предоставила свои страницы для развернутой дискуссии о целесообразности профилактических прививок. Оппозицию возглавляла вирусолог Г.П. Червонская, которая указывала на несовершенство советских вакцин и приводила негативные сведения о вакцинации. И в 90-х годах от страха перед прививками почти перестали прививать детей. Закономерным итогом стал рост в нашей стране инфекций: кори, полиомиелита… Мы получили настоящую эпидемию дифтерии, в результате которой заболели 120 тысяч человек и около 6 тысяч умерли. Впоследствии пришлось спешно привить около 100 миллионов взрослых и детей в России, и только тогда эпидемия была предотвращена.

Единичные случаи заболевания детей и взрослых смертельно опасной дифтерией регистрируются и по сегодняшний день, но только, подчеркиваю, непривитых. Так, в 2001 г. в нашем городе было выявлено 189 случаев дифтерии, из которых четверть пришлось на детей. При этом каждый пятый заболевший перенес дифтерию в тяжелой форме, а трое умерли. 3 октября 2006 года, в Великом Новгороде дифтерией заболели три человека. Среди заболевших были двенадцатилетний школьник и шестилетняя девочка (дети переселенцев). Кроме них еще оказалось пятеро носителей инфекции. Все благополучно выздоровели в результате срочно принятых мер.

В свое время отказались от коклюшной прививки в Европе и в Японии, и в течение трех лет там вакцинация не проводилась. За это время умерло столько детей, что пришлось срочно возобновлять прививки.

Нынче у нас в стране нет случаев заболевания полиомиелитом. Но до сих пор в России живут более 25 тысяч людей, ставших инвалидами вследствие перенесения этой тяжелой болезни. Еще в 90-х годах подсчитали, что благодаря вакцинопрофилактике, на Земле сохранена жизнь трем с половиной миллионам детей и предотвращено около 600 тысяч случаев детского полиомиелита. По данным Всемирной организации здравоохранения уже на начало ХХ1 века прививки ежегодно сохраняют жизнь еще полутора миллионам детей.

Приведу исторический пример нелепости возникающих слухов: более двухсот лет назад в Британской империи доктор Дженнер сделал первые в мире прививки от оспы. Вскоре газеты напечатали: «Поскольку привили коровью оспу, то у привитых людей впоследствии вырастут рога и копыта». Естественно, таких изменений не произошло, но напуганных было немало…

Сегодня в среде ученых есть предложения вообще отказаться от прививок против туберкулеза по примеру Соединенных Штатов Америки. Но в нашей стране это сделать невозможно, поскольку к 3-5 годам 95% городских детей уже инфицированы и имеют положительную реакцию Манту. Прививки остается делать лишь небольшому количеству детей с отрицательной пробой Манту, но это не предотвратит распространение туберкулезной инфекции.

К сведению, прививка БЦЖ нужна для профилактики туберкулеза у детей. Она не защищает от заражения возбудителем туберкулеза, но предохраняет от перехода скрытой инфекции в явную болезнь (примерно у 70% привитых), и практически на 100% защищает детей от тяжелых форм туберкулеза (туберкулезный менингит, туберкулез костей и суставов и тяжелые формы туберкулеза легких). Именно применение вакцины БЦЖ позволило добиться значительного снижения заболеваемости детей туберкулезом. К тому же последние десятилетия, несмотря на плохие социальные условия, в нашей стране нет случаев особо опасного туберкулезного менингита у привитых детей.

К слову о риске осложнений вследствие прививок БЦЖ. По статистике, например, в 1997 году было зарегистрировано всего 48 осложнений, что, согласитесь, на 2,5 млн. сделанных на то время прививок, весьма немного.

Одной из причин нынешних «антипрививочных» волнений можно назвать активно проводимую вакцинацию детского и взрослого населения против вирусного гепатита В, которая осуществляется импортной вакциной, да еще «генетически модифицированной». Необходимость поголовных прививок мотивируется катастрофическим ростом в нашей стране гепатита В. Чтобы как-то задержать этот процесс, начата поэтапная иммунизация всех групп населения, а все новорожденные стали прививаться в роддоме, даже еще до первого прикладывания к груди. Целесообразность этого можно оспорить.

Вообще смысл вакцинации заключается в том, что в организм человека вводятся вакцины: ослабленные или убитые возбудители различных инфекций (или искусственно синтезированные белки, которые идентичны белкам возбудителя). В ответ формируется иммунитет, то есть состояние невосприимчивости к инфекционному возбудителю. Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения инфекционной болезнью.

Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:

1. Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. (Вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза).
2. Инактивированные (ослабленные) вакцины. Содержат либо убитый целый Микроорганизм. (Вакцины против коклюша, вирусного гепатита А и бешенства), либо компоненты микроба (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
3. Анатоксины. Вакцины, содержащие ослабленный токсин, который выделяют бактерии. (Это вакцины против дифтерии и столбняка).
4. Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. (Примером является пресловутая вакцина против вирусного гепатита B).

Опасения многих вызывает те обстоятельства, что данная вакцина – результат генной модификации, а также – ее импортное происхождение, и то, что она безвозмездно (?) поставлялась к нам из-за рубежа да еще через фонд музыкантов (!) Ростроповича и Вишневской. У псевдопатриотов возникают сомнения в бескорыстии подобной «заботы» Запада, «дескать, на нас проводятся испытания». Кроме того, механизм действия традиционных вакцин подобен реакции организма на естественное заражение, а эффект от вакцин, с генной структурой которой поработали руки «инженеров», непредсказуем.

Вообще, процент «случайно» заразившихся вирусным гепатитом В, ничтожен. Вирус может попасть в человека при переливании крови от больного донора, через плохо обработанные хирургические инструменты, оборудование стоматолога, загрязненный инструмент парикмахера, гинеколога и, пожалуй, всё.

Есть еще и немаловажный психологический фактор – мысль о том, что наличие прививки как бы дает разрешение на беспорядочные половые контакты, «пробование» подростком инъекционных наркотиков, и «надежно гарантирует» защиту от проникновения возбудителя при нанесении татуировок и производстве пирсинга.

По мнению Общества православных врачей Санкт-Петербурга прививки против гепатита В нужно делать в обязательном порядке лицам БОМЖ, наркоманам, членам неблагополучных семей, лицам, ведущим аморальный образ жизни, склонным к случайным и беспорядочным половым контактам и, как само собой разумеющееся, — работникам скорой помощи, персоналу операционных блоков, сотрудникам поликлиник и спасателям из МЧС, то есть тем, кто по роду своей деятельности может иметь контакт с кровью и другими биологическими жидкостями потенциального носителя возбудителя гепатита В.

Важно отметить, что вакцинацию взрослых и подростков от краснухи и против гепатита В, особенно беременных, стоит проводить только после определения наличия специфических антител и категорически недопустимо прививать ребенка в первые часы жизни. В порядке исключения надо прививать ребенка сразу после рождения в случае, если мать больна вирусным гепатитом В или переносит его в хронической форме. А вакцинация против краснухи в раннем детском возрасте просто нецелесообразна, так как в большинстве случаев эта инфекция в последующем протекает в легкой форме, оставляя стойкий иммунитет на всю оставшуюся жизнь.

К сожалению, существует множество заблуждений о вакцинации.
В действительности следует знать, что нельзя проводить прививки, если у взрослого или ребенка:
— ранее отмечались аллергические реакции на введение данной вакцины;
— имеется аллергия к компонентам вакцины (например, к белку куриных яиц);
— на момент прививки есть высокая температура вследствие какого-либо заболевания;
— имеются тяжёлые хронические болезни.

При этом нужно помнить, что, несмотря на относительно частые проявления вакцинации – болезненность и местные реакции после укола, а также умеренное повышение температуры, серьезные побочные эффекты возникают очень редко. Количество летальных исходов вследствие прививки, несомненно, не идет ни в какое сравнение со смертями от самих инфекций.

Термином «побочные реакции» принято обозначать нежелательные реакции организма, которые возникли после вакцинации.
Побочные реакции принято делить на местные, т.е. возникающие в месте введения вакцины, и общие, затрагивающие весь организм в целом – повышение температуры тела, недомогание и др.
Побочные реакции – это нормальный ответ организма на введение чужеродного антигена и являются следствием выработки иммунитета. Конечно, повышение температуры тела до 40 С благоприятным признаком быть не может, и такие реакции принято относить к тяжелым побочным реакциям. Такие реакции, наряду с осложнениями, подлежат сообщению в органы, контролирующие качество вакцин. Если тяжелых реакций на данную серию вакцины возникает много, то эта партия снимается с применения и подлежит повторной проверке.
Обычно побочные реакции на прививки инактивированными («убитыми») вакцинами (АКДС, АДС, гепатит В) возникают на 1-2 день после прививки и проходят самостоятельно, без лечения за 1-2 дня. После прививки живыми вакцинами (корь, свинка, краснуха), реакции могут появиться позже, на 2-10 день, и так же пройти без лечения в течение 1-2 дней.

К местным побочным реакциям относятся: покраснение, уплотнение, болезненность, отек. Также к местным реакциям относят крапивницу (аллергическая сыпь, напоминающая ожог от крапивы), увеличение близлежащих от места укола лимфоузлов.

Иногда вакцины устроены так, чтобы намеренно вызывать местные реакции. Для этого в состав вакцин вводятся специальные вещества (обычно это гидроокись алюминия и его соли), которые должны вызывать дополнительное воспаление с тем, чтобы больше клеток иммунной системы «ознакомилось» с прививочным антигеном, и, следовательно, чтобы иммунный ответ был выше. Примером таких вакцин являются вакцины против дифтерии и столбняка, против гепатита А и В.

К общим поствакцинальным реакциям относят: сыпь, значительное повышение температуры тела, нарушения сна и аппетита, головную боль, головокружение, похолодание конечностей. У детей также встречается такая реакция как длительный необычный плач.
При введении живых вакцин иногда возможно развитие инфекции в ослабленной форме. Например, при прививке против кори на 5 — 10 сутки после вакцинации возможна специфическая поствакцинальная реакция в виде повышения температуры тела, признаков простуды, наличия сыпи.

В отличие от побочных реакций, осложнения вакцинации – это состояния, возникающие вследствие прививки: судороги, неврологические нарушения, сильные аллергические реакции. Обычно осложнения развиваются у людей с неблагоприятным преморбидным фоном.

Поствакцинальные осложнения, в отличие от побочных реакций, встречаются крайне редко:
— энцефалит на коревую вакцину составляет 1 на 5-10 млн. прививок;
— генерализованная БЦЖ-инфекция, возникающая при неправильном введении вакцины
– 1 на 1 млн. прививок;
— полиомиелит после вакцинации – 1 на 1-1,5 млн. введенных доз.

При самих инфекциях, от которых предназначены защитить прививки, такие же осложнения встречаются гораздо чаще.

Противникам вакцинации следует учесть то обстоятельство, что в России действует Государственная система оценки безопасности вакцин. Функции Национального органа контроля, отвечающего за качество вакцин, возложены на Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича. В Санкт-Петербурге все необычные реакции на вакцинальный процесс изучаются в НИИ детских инфекций, расположенном на улице профессора Попова, дом 9.

В отличие от многих стран, в России существует система государственных испытаний, которые проводятся перед разрешением применения той или иной вакцины. А вот отдаленные последствия генетически модифицированных вакцин, их влияние на наследственность, пока недостаточно изучены из-за малого срока применения, как у нас, так и за рубежом.

Вакцины допускаются к применению в нашей стране только тогда, когда доказывается их безвредность. Но в некоторых публикациях можно встретить утверждения, что доверять стоит только зарубежным вакцинам. По мнению профессора В.К. Таточенко (доктор медицинских наук, профессор, руководитель диагностического отделения Научного центра здоровья детей) отечественные препараты полностью соответствуют требованиям Всемирной организации здравоохранения, а по некоторым показателям даже превосходят их. За последние тридцать лет у нас в стране не было осложнений, связанных с некачественной вакциной. Чаще всего причиной осложнений является индивидуальная непереносимость. И практически ни одной вакцины не было забраковано.

На заявленную в заголовке данной статьи тему собиралось Общество Православных врачей Москвы еще в марте 2004 года. С подробным докладом, осветившим современную тактику вакцинации в России и мире, выступил доктор Н.А.Азоцерковский, который в течение 33 лет работает в НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов, где заведует лабораторией по изучению побочного действия медицинских биологических препаратов (в т.ч. прививок). Сообщение не оставляло сомнений в необходимости проведения вакцинопрофилактики с учетом показаний, состояния ребенка (взрослого) и наличия противопоказаний. Подчеркивалось, что организационные ошибки в проведении вакцинации (плохое информирование родителей о проводимых детям прививках, материальная заинтересованность врачей в вакцинации большего количества детей, выдача ложных справок о прививках и др.) являются одной из причин негативного отношения к прививкам в последнее время.

Дважды эта тема подробно обсуждалась и на заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Итогом явилось издание книги «Православный взгляд на вакцинопрофилактику» (2-е издание, дополненное, СПб, 2007), написанной Председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга священником Сергием Филимоновым и врачем-вирусологом А.В.Закревской. В книге отражено положительное мнение о прививках, как гарантированной защите от инфекций, но подчеркнута важность тщательного подхода к проведению самой вакцинации. Родители и сам прививающийся должны сообщить врачу о самочувствии в течение месяца перед иммунизацией, об имевшихся ранее реакциях на прививки.
Кроме того, в книге говорится, что нужно делать православному человеку в случае эпидемий инфекционных заболеваний:

«Православному человеку следует соблюдать все медицинские меры предосторожности, связанные с особенностью распространения данного заболевания, чтобы свести риск заражения к минимуму. (При эпидемии гриппа и других болезнях, передающихся воздушно-капельным путем, не ходить в места общего скопления людей, при холере и кишечных инфекциях — неукоснительно соблюдать правила личной гигиены, обязательно использовать кипяченую воду, подвергать термической обработке продукты питания).
Заболев, позаботиться, чтобы не стать источником заражения других людей. Например, некоторые «гриппующие» прихожане приходят на службу с температурой, чихают, сморкаются, кашляют и заражают своих собратьев во Христе. Таким лучше переболеть дома, и только выздоровев, вернуться в храм.
Издревле во время «заразных поветрий» в России совершались крестные ходы вокруг дома, села и целых областей. Поэтому можно свой дом или квартиру обнести крестом и иконами самому или пригласить священника и совершить крестный ход вместе с ним после водосвятного молебна с окроплением жилищ святой водой.
В-шестых, читать специальные молитвы.
В-седьмых, ежедневно употреблять Святую воду, Святую просфору и помазываться Святым елеем.
В-восьмых, знать и уметь использовать медицинские средства профилактики инфекционных заболеваний (например, препараты интерферона, ремантадин, арбидол, оксолиновую мазь — при гриппе и других острых респираторных вирусных инфекциях)».

Некоторые противники вакцинации высказывают мнение о том, что вместо прививок надо закалять организм. Это очень хорошая идея и полезное занятие. Но, к большому сожалению, ни закаливание, ни витамины и свежие фрукты не спасают от инфекций.

В заключение стоит сказать, что никто не имеет никакого права делать Вам или Вашему ребенку прививку без Вашего согласия — это уголовно наказуемо. Однако следует знать, что согласно Конституции Российской Федерации ответственность за здоровье детей несут родители. Если родители готовы нести такую ношу, то, опираясь на статью 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней (1998 г.), у них есть право отказаться от любых прививок. Только необходимо заранее написать заявление при поступлении в роддом, а, также занести письменный отказ в амбулаторную поликлиническую карту и при этом указать, что Вы ознакомлены с возможной опасностью такого шага.

«Следует помнить,- пишется далее в книге «Православный взгляд на вакцинопрофилактику»,- что проблема и вопросы иммуно- и вакцинопрофилактики — это не церковные, а медицинские вопросы. Сегодня малоцерковные и невоцерковленные люди, по сути являющиеся церковными неофитами, искусственно втягивают Церковь в решение вопросов, не относящихся к области вероучительных истин, т.е. несвойственных ей вопросов.

Поскольку многие православные прежде прививок советуются со своими духовниками и получают прямо противоположные благословения, это вносит раздор в церковную среду. Однако, стоит напомнить: учитывая ценность дара жизни, данного человеку Богом, и высокую вероятность смерти при особо опасных инфекциях Священный Синод Русской Православной Церкви уже реагировал на эту проблему.

До второй половины XVIII в. вакцинация в России производилась периодически. В 70-80-е годы XVIII в. прививка оспы получила большое распространение и по числу привитых Россия не только сравнялась с европейскими странами, но и опередила их. Этому способствовали постепенно накапливаемый опыт вариоляции, сочинения врачей и в какой-то мере личный пример Екатерины II, привившей в 1768 г. оспу себе и наследнику Павлу. Примеру Екатерины II последовал ряд придворных, а некоторые из них стали прививать своих крестьян…

Как и в других странах, в России также было сопротивление вакцинации среди части населения, у ряда священнослужителей и у врачей. Распространению вакцинации способствовала активная пропаганда этого метода отечественными врачами, а также выход официальных инструкций и распоряжений об оспопрививании. Указ Священного Синода 1804 г., предлагающий всем священникам «распространять в народе правильный взгляд на прививание» никто до настоящего времени не отменял и дело совести каждого христианина, прислушиваться ли к голосу Церкви или оставаться при своем мнении и следовать лишь ему.

Поскольку в решение вопросов вакцинации втягиваются священнослужители, данная проблема затрагивает область пастырского богословия. В таком ракурсе противоречия между различными точками зрения духовников не имеют принципиального характера, так как промысел Божий в отношении каждого человека индивидуален. Поэтому если один священник благословил свое духовное чадо на прививку, а другой свое — нет, это не противоречит индивидуальным путям промысла Божия. И один и второй могут быть правы и разногласия на этой почве не возникает. Это дьявол пытается столкнуть священников лбами через определенные позиции их духовных подопечных».

Православным согражданам хочется напомнить, что, согласно Евангелию «волос не упадет с головы верующего», поэтому — «по вере вашей будет вам». Если ваша Вера так велика, что может «сдвинуть горы», то конечно возможно игнорировать профилактические прививки. Нужно лишь учесть, что проведение оправданной и грамотной иммунопрофилактики не противоречит основам православной нравоучительной истины, и не стоит перекладывать на приходского священника или иеромонаха решение ваших насущных проблем.
______________________
Врач высшей категории Н.Ф.Жарков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *