Православие и спорт

Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

>Священники-спортсмены

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»

Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году — во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра «Ярославский благовестник», председатель епархиальной ставленнической комиссии.

Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.

Отец Сильвестр — обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения «Альфа» и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр — в «духовном резерве».

«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», — рассказал священник.

Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:

«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение — дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».

Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.

В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.

«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, — говорит игумен Никон. — Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства — мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет — спасение души — с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него — проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится — спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».

Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»

Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.

«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», — рассказывает священник.

15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.

«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», — говорит отец Александр.

Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области

Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.

«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», — говорит священник.

Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии — 212,5 кг — было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он — сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.

«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», — говорит отец Виктор.

Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»

Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).

Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.

Фото: Валерий Шарифулин

Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.

«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие — искусство, силу духа», — рассказывает иерей Сергий Акимов.

Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»

Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки «Витязи» при Александро-Невском храме.

Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.

Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.

«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», — говорит священник.

Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»

Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.

Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.

Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», — говорит отец Сергий.

Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»

Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.

Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.

«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», — говорит отец Андрей.

Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»

Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.

Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.

«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», — рассказывает священник.

По материалам Интернета.

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры, Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и спорте. У меня в гостях легендарный российский хоккеист, президент Федеральной ассоциации хоккея Владислав Третьяк. Здравствуйте, Владислав Александрович! Христос воскресе!

В. Третьяк: Воистину воскресе! Для меня большая честь, что Вы меня пригласили. Я человек верующий. Недавно я вычитал у Наполеона, что государство без Церкви — что корабль без компаса. Очень метко сказано. Меня очень волнует тема воспитания молодежи. Говорят, что в здоровом теле — здоровый дух. Сегодня очень важно воспитать молодое поколение сильным и физически, и духовно. Тогда мы сможем действительно получить защитников страны, хороших людей, которые прославят наше Отечество. Да и высоких результатов в спорте мы сможем достичь только через любовь к Богу, через любовь к своей профессии.

Митрополит Иларион: Вы затронули тему соотношения физического и духовного здоровья. Это очень важная тема, имеющая самое прямое отношение к основному сюжету нашей сегодняшней беседы — «религия и спорт». Само слово «спорт» — новое. У него нет аналога, допустим, в древнегреческом языке или в древнееврейском, или в латыни. Оно появилось в XIX-XX веках. И появилось потому, что люди стали все меньше и меньше трудиться физически. Ведь когда основой жизни человека был физический труд, в спорте как таковом не было особой нужды. Да, в Древней Греции существовал профессиональный спорт. Были, как мы все знаем, Олимпийские игры. Но все-таки спорт как массовое явление — это скорее принадлежность XIX-XX века.


Иногда люди спрашивают, как религия относится к спорту, ведь в Священном Писании на эту тему ничего не сказано. Да и святые отцы, вроде бы, ничего о спорте не говорили. Некоторые верующие и вовсе считают, что спорт это греховное занятие. Я не могу с этим согласиться, потому что духовное здоровье человека очень тесно связано с физическим. С христианской точки зрения, человек не должен ставить самоцелью физическое здоровье, потому что без духовного здоровья оно ничего не дает. Если спортсмен одерживает победу за победой, но при этом живет безнравственно, то рано или поздно он потерпит фиаско.

В. Третьяк: Шесть лет назад меня назначили президентом Ассоциации хоккея. Так получилось, что 15 лет мы не становились чемпионами мира. И наши болельщики уже начали свыкаться с тем, что мы хоккей теряем. А ведь это была наша традиция, наша национальная гордость, когда в 70-х и 80-х мы побеждали канадцев. И вот 15 лет — и ни одной победы. Шесть лет назад я был в Санкт-Петербурге. Мы зашли с супругой в монастырь св. Иоанна Кронштадтского. Стою, молюсь, вспоминаю команду. Ко мне подходит монахиня и говорит: «Владислав, я так рада Вас видеть в церкви! А можно, я Вам что-то подарю?» И она мне дала четки, которые с тех пор я всегда ношу с собой. Вы знаете, через две недели после того, как она мне их подарила, мы уехали в Канаду на чемпионат мира. И финальный матч выиграли у канадцев. Они выигрывали первый период, а мы у них выиграли со счетом 5:4! Я не знаю, как повлиял подарок монахини на исход матча, но верю, что произошло какое-то чудо.

От хоккея все время требуют побед, особенно сегодня. И мне от этого бывает очень тяжело. Когда я прихожу в Церковь, я всегда молю Бога, чтобы Он помог собрать силы, чтобы была удача.

Но самое главное сегодня — донести до молодежи через исторические фильмы правду о наших корнях. Я считаю, что сегодня мы должны больше в этом плане делать. Как Вы думаете, владыка?

Митрополит Иларион: Мы должны уделять больше внимания воспитанию молодежи. Гармоничная личность — это такая личность, которая развивается и духовно, и интеллектуально, и физически. В этом отношении, конечно, Церковь и мир спорта — союзники. Тема воспитания молодого поколения для нас ключевая и первоочередная.

В профессиональном спорте есть, конечно, и определенная опасность. Прежде всего, это опасность физического перенапряжения. Когда спортсмен ставит целью любой ценой достичь победы, для этого требуется такое напряжение физических сил, которое изнашивает организм и, в долгосрочной перспективе, приносит спортсмену не здоровье, а болезнь. Это одна из главных проблем профессионального спорта.

Когда мы говорим о спорте как о занятии для людей разных профессий, как о хобби, мы имеем в виду систему оздоровляющих мероприятий, тренировок, занятий на тренажере, гимнастику и так далее. А если речь идет о профессиональном спорте, то там велика опасность перенапряжения ради достижения не столько спортивного результата, сколько какого-то эффекта, связанного, например, с поднятием штанги очень тяжелого веса. И, конечно, это может сказаться на организме очень отрицательно. Кроме того, существует и проблема допингов, которые профессиональные спортсмены принимают, потому что им нужно во что бы то ни стало добиться победы, любой ценой.

В. Третьяк: У нас в стране существуют очень серьезные наказания за прием допинга. Вы совершенно правы в том, что сказали о профессиональном спорте. Сегодня, чтобы достичь успеха в большом спорте, уже с 5-6 лет нужно полностью погрузиться в тренировки. Но, надо сказать, таких профессионалов не так уж и много. Сегодня главная задача государства и его руководителей — сделать здоровый образ жизни частью внутренней культуры каждого человека.

Митрополит Иларион: О каком здоровом образе жизни можно говорить, когда у нас огромное количество молодых людей курит — в том числе беременные женщины? Какой смысл заниматься спортом, а при этом курить, злоупотреблять алкоголем?

В. Третьяк: Вы, конечно, правы. Мы сегодня (я говорю «мы», потому что я как президент федерации хоккея ответственен за развитие хоккея в нашей стране) вместе с правительством, с министерством спорта строим как можно больше стадионов. А что такое стадион? Благодаря стадиону мы уводим с улицы 500 детей — они обретают кумиров, которым стремятся подражать. Я, допустим, никогда не курил. И об этом надо везде говорить. Не надо стесняться, что есть кумиры, с которых можно брать пример, которые всю свою жизнь посвятили большому спорту. Надо о них рассказать, чтобы молодые ребята видели. Строительство стадионов очень важно. Пусть из 500 человек, которые приходят туда и тренируются, будет один чемпион мира. А пусть даже ни одного. Но эти ребята получат физическое удовлетворение. Они будут в коллективе. А когда ребенок живет дома, его лучший друг Интернет, где он может найти много совсем не полезного.

Митрополит Иларион: Вы произнесли очень интересное слово, которое относится к библейскому лексикону, — слово «кумир». Есть заповедь: «не сотвори себе кумира». Спортивные кумиры — это, действительно, люди, на которых молодежь часто равняется. Но иногда почитание кумиров приобретает совершенно недопустимые и нелепые формы. Мы знаем, как иной раз ведут себя футбольные болельщики, когда они громят стадионы и прилегающие улицы. Помню, как-то раз мне пришлось лететь из Абердина в Лондон. Самолет оказался наполнен футбольными болельщиками. Так что они вытворяли! Мне казалось, что они этот самолет разнесут в щепки. Они швырялись пивными бутылками. Их никто не мог остановить. И все это происходило в воздухе.

Насколько может быть полезен активный массовый спорт для людей самого разного возраста, настолько же может вредным оказаться пассивное участие в спорте, когда люди садятся у экранов телевизоров и смотрят, как играют другие. Это не имеет ничего общего со спортом. Вы сидите в абсолютно пассивной позе. Вы сами физически не развиваетесь. Вы только смотрите, как играют какие-то команды. Думаю, здесь имеется определенная проблема, с которой вам, профессиональным спортсменам, нужно бороться — то есть приучать спортивных болельщиков к некоей общечеловеческой этике, которая должна быть им присуща так же, как она присуща другим людям.

Перед началом передачи мы с Вами немножко беседовали: Вы сравнили стадион с театром или концертным залом. Но все-таки люди, которые приходят на концерты или в театр, ведут себя, как правило, прилично. Они стараются одеться соответствующим образом. Существует определенный этикет, культура. Я думаю, что очень важно воспитывать такую культуру и у спортивных болельщиков.

В. Третьяк: Я с Вами полностью согласен, мы все вместе должны работать с болельщиками. Конечно, больше проблем в футболе. На хоккей у нас приходят мамы, дети. Не боятся. Почему? Потому что здесь больше контроля. На футболе наши болельщики позаимствовали самое плохое у английских болельщиков. На стадион приходят молодые люди, чтобы выплеснуть свою энергию. Недавно Государственная Дума приняла закон об усилении наказания за хулиганство на матчах: провинившихся болельщиков не будут пускать на стадионы. Будут усилены меры безопасности. Эти меры принимаются в преддверии Универсиады в Казани, которая состоится в этом году. А в 2014 году — Олимпийские игры, в 2016 — чемпионат мира по хоккею, в 2018 — чемпионат мира по футболу. Со всего мира к нам съедутся лучшие спортсмены. И мы должны сделать, чтобы все эти игры прошли на самом высоком уровне. Вы правы, нужно каждодневно работать с болельщиками. С ними должны работать и спортивные организации, и клубы, и кумиры, которых они уважают. Для них слово чиновника — ничто, но если к ним выйдет знаменитый хоккеист или футболист и скажет свое слово, будет совсем другая реакция.

Митрополит Иларион: Сегодня Церковь активно взаимодействует с миром спорта не только в плане какого-то диалога, но и создавая на многих приходах спортивные секции. Не так давно я посещал наш приход в Монголии, в Улан-Баторе. Представьте себе, это большая территория, где есть храм, приходской дом, художественная школа и огромный спортзал, где люди занимаются борьбой, айкидо, различными видами спорта. Причем приходят туда и монголы — юноши и девушки. Это одна из возможностей для христианской миссии. Мы не соединяем занятия спортом с проповедью, но мы помогаем людям становиться на ноги и физически расти. Монголы, которые приходят на эти спортивные кружки, может быть, никогда не станут христианами, но они на всю жизнь сохранят доброе отношение к Церкви. Они будут вспоминать батюшку, который ничего с них не брал, а просто предоставлял им возможность для занятий, давал им хорошего тренера.

И очень важно, чтобы таких примеров было все больше и больше.

Источник: официальный сайт Московского Патриархата

К СОДЕРЖАНИЮ

Физическая культура и спорт / 3. Спортивная медицина и реабилитация.

Куприянова А., Широков В. М.

МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия», Великий Новгород, Россия

РАЗВИТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И СПОРТА. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ СПОРТСМЕНОВ.

Какое влияние оказывает религия на спорт? Для ответа на этот вопрос, прежде всего, следует определить, что закладывается в понятия религия и спорт по отдельности. Так, под религией можно понимать мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ – Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий, обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества. Религия включает в себя определённый образ жизни, даёт человеку веру, радость, благость и любовь. Во все времена она оказывала большое влияние на все сферы жизни людей. В древние времена и средневековье религия полностью контролировала деятельность человека. Она определяла способ ведения быта, отношения между людьми, способ воспитания детей, оказывала влияние на управление государством и ведение войн, а также религия занимала главное место во всей культуре, она являлась и по сей день является основополагающим элементом духовной культуры. В новое время, особенно начиная с 17-18 веков, появляется возможность критически и свободно смотреть на религию. Ведущие тенденции развития науки, новые общественные отношения утверждались в рамках капиталистической системы и оставляли всё меньше оснований для веры в зависимость человека от сверхъестественных сил. Таким образом, в новое время человек стал менее зависим от религии, у него появилась возможность мыслить более свободно и представлять свою жизнь по-другому.

В современное время человек получил полную свободу выбора вероисповедания. Сейчас религия не вмешивается в управление государством и в личную жизнь человека. Но, несмотря на это, религия занимает важное место в сознании людей. Религиозные праздники, обычаи и традиции навсегда вошли в жизнь большинства людей. Религия помогает человеку пересмотреть своё отношение к жизни и окружающим близким людям, даёт надежду на лучшее, помогает пережить все невзгоды и обрести душевное спокойствие. Именно поэтому в наши неспокойные дни люди всех национальностей и конфессий находят умиротворение в храме и молитве. Даже теперь у многих тема религии, веры в Бога, секрета мироздания и смысла существования всего мира вызывает внутренний трепет и благоговение. Люди относятся с большим уважением к религии. Так, религия продолжает оказывать влияние практически на все стороны нашей жизни. Это касается культуры, общества в целом, в некоторой степени политики, а также каждого человека в отдельности, независимо от того верующий он или нет. Из всех вышеперечисленных областей нашей жизни, на которые с определённой силой действует религия, следует, что религия оказывает немаловажное влияние на людей, занимающихся физической культурой и спортом, а значит и на всю спортивную жизнь.

Спорт (английский sport, сокращение от первоначального старофранцузского desport – «игра», «развлечение») – организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемый с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки и тренировки. Спорт – составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В отличие от физкультуры, направленной конкретно только на поддержание здоровья и физической формы, спорт имеет ярко выраженный характер состязательности, стремление к победе и достижению высоких результатов. Всё это требует повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются долгим и упорным путём во время тренировок и участия в соревнованиях.

История развития спорта уходит своими корнями глубоко в древние времена. Археологам удалось обнаружить следы занятий спортом на территории государств, существовавших в 4 и 3 веках до нашей эры. Первыми масштабными спортивными состязаниями были соревнования в честь вавилонского божества Мардука. В древней Индии и Персии в почёте были соревнования по фехтованию, верховой езде, игре с мячом и палками, а также гонках на колесницах. Заметим, что Индия стала прародительницей таких современных видов спорта, как поло, хоккей на траве, шахматы. На территории Персии впервые были созданы школы, в которых детей обучали верховой езде, стрельбе из лука и так далее. Но, безусловно, пик истории развития спорта приходится на Древнюю Грецию, в которой были проведены первые Олимпийские игры.

В Европе после того, как на смену язычеству пришло христианство, занятия спортом пришли в упадок. Церковная доктрина считала упражнения для развития тела развращающими душу и отдаляющими человека от Бога. В Римской империи последовал отказ от Олимпийских игр. В этот же период глохнет физическая культура и на другом конце Евразии – в Китае.

В новое и новейшее время спорт достиг своего рассвета. Славная революция в Англии в конце 17 века отменила все налагавшиеся веками запреты на игры и соревнования. В это время в Англии складываются традиции так называемого «спорта джентльменов»: молодые люди из богатых семей не столько занимались спортом сами, сколько спонсировали развитие таких видов спорта как бег и бокс. Сами джентльмены предпочитали играть в крикет, не требовавший больших физических усилий и не представлявший опасности здоровью. В эти годы всё больше людей хотело и могло сделать спорт – частью своей жизни, занимаясь спортом напрямую или посвящая свой досуг наблюдениям за спортивными состязаниями.

Важный вклад в развитие физической культуры внёс немецкий врач и филантроп И.К.Ф. Гутс-мутс. Им были не только написаны учебники гимнастики и плавания, а также труд, популяризовавший спортивные игры, но и внедрены использующиеся до сих пор гимнастические снаряды, в том числе модернизированный гимнастический конь и турник, а также прыжки с шестом. Гимнастика активно развивалась на протяжении 19 века во многих европейских странах, где ей придавали прикладное значение в условиях роста национального самосознания и необходимости массовой военной подготовки.

Свои гимнастические школы появились во Франции, Дании, германских государствах, Швейцарии, Чехии и Швеции. Шведский педагог Ялмар Линг, сын терапевта Пера Линга, разработал ряд, использующихся по сей день, гимнастических снарядов – скамью с седлом, бревно, шведскую стенку, прыжковой трамплин. В России к началу 20 века особо популярными были чешская, шведская и немецкая гимнастические школы, а также собственная система физического воспитания, разработанная П.Ф. Лесгафтом.

К концу 19 века в основном сформировались правила популярных спортивных игр. В Англии подлинно народной игрой становится футбол, развивались крикет и крокет, своих поклонников нашли завезённые из колоний поло, бадминтон, пинг-понг, лакросс. В США обрёл популярность бейсбол. Во Франции особо популярными стали легкоатлетические соревнования. В разных странах зарождаются традиции велогонок, а затем и автогонок. Большую роль в популяризации спорта и физической культуры сыграла международная Ассоциация молодых христиан. Под её поддержкой развивался институт спортивного тренерства, строились спортивные сооружения; деятельность Ассоциации привела к изобретению волейбола и баскетбола. Также в середине 19 века начинаются попытки возрождения Олимпийских игр античности. Первые «Олимпийские игры» нового времени прошли в 1836 году в курортном местечке Рамлёса (Швеция) – их организовал для жителей соседних сёл ученик Пера Линга Густав Шаратау. В 19 веке спорт перерос национальные рамки, началось развитие международного спортивного движения.

В новейшее время спорт окончательно сформировался в международных рамках. Он занимает одно из самых значимых мест в культуре и является частью жизни каждого отдельного человека, независимо от того занимается ли он спортом или нет. Огромное значение в наше время имеют Олимпийские игры, которые всегда ждут с большим нетерпением. Многие спортсмены стремятся попасть на них и завоевать награду. Помимо Олимпийских игр существует огромное количество других спортивных соревнований, которые можно увидеть в живую, посмотреть по специальным спортивным каналам или услышать о них в новостях спорта. В каждом городе существует большое число физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных секций, куда может записаться любой желающий. Многие уже с самого детства мечтают стать спортсменами, усердно и много тренируются для достижения своей цели. Для успеха таким людям обязательно надо развиваться не только физически, но и духовно. В этом спортсменам может помочь религия.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что религия действительно оказывает влияние на спорт, это пришлось доказать, ведь мне встречалось много людей, которые отрицали возможность такого влияния. Как мы уже выяснили, в древности существовали спортивные соревнования, которые проводились в честь богов. Многие боги Древней Греции были покровителями спорта (например, Гермес – покровитель атлетов), в средневековье власть религии запрещала спортивные состязания. Постепенно, когда влияние религии на жизнь и умы людей стало ослабевать, спорт стал развиваться быстрыми темпами. Сейчас религия не оказывает прямого влияния на спорт и не предпринимает попыток запретить состязания. Наоборот, религия стала всячески поддерживать спортивное движение. Для привлечения широких масс в «лоно церкви» используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют физические упражнения, организуют различного рода спортивные мероприятия.

В 1947 г. в ФРГ были воссозданы «Дойче Югендкрафт» и «Эйхенкройц». «Дойче Югендкрафт» — национальный союз любителей физических упражнений в католических общинах — основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые два года — католические первенства Германии по различным видам спорта. «Эйхенкройц» («Дубовый крест») — евангелическое общество молодых мужчин — основан в 1921 г.

В США вопросами физического воспитания занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации. В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира.

Из всех клерикальных организаций, культивирующих физические упражнения, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.

Церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже «спортивное» оформление церквей. Так, на одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.

В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный «подарок», новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.

Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. Так, 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества. Обо всех церковных мероприятиях было опубликовано в журнале «Московская патриархия» (1980, № 10).

Служителей церкви: патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, епископа Волоколамского Питирима и др. — можно было увидеть среди зрителей на трибунах главного олимпийского стадиона в Москве. А Иоанн I выступал с речью на открытии XVII Олимпийских игр. Он напомнил, что в «здоровом теле — здоровый дух», и призвал участников игр следовать к вершинам спортивной славы, но «по пути, начертанному всевышним». Не упускал из «апостольских» обязанностей сферу спорта и его преемник Павел VI. Он довольно часто встречался с ведущими спортсменами, видными тренерами. В своей папской резиденции в Ватикане он дал аудиенцию знаменитому бразильскому футболисту Пеле и торжественно вручил ему золотую медаль и четки из жемчуга и серебра.

Создание специальных спортивных организаций — только один из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния в широких массах. Другой путь — прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие «отцы церкви» сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс — чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом.

Некоторые священнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр — тренер сборной команды по хоккею Канады.

Пытаясь приспособиться к духу времени, священнослужители подчас готовы пойти на все, лишь бы привлечь внимание паствы. Например, известному австрийскому пловцу Коллинзу было разрешено венчаться в… плавках, шафер явился в церковь в купальном костюме, а невеста оделась в костюм для гребли на каноэ. Пикантный характер носил обряд венчания американцев Рея Ширера и Барбары Энгл — заядлых спортсменов, членов клуба воднолыжного спорта. По водной глади на большой скорости мчалась моторная лодка, в которой восседал священник в подобающем такому случаю облачении. За лодкой, взявшись за руки, неслись на водных лыжах жених и невеста и, стараясь перекрыть шум мотора, кричали «да!» в ответ на традиционные вопросы священника. Так состоялось первое в истории венчание на водных лыжах.

Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии физической культуры, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физических и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию, чуть ли не извечным покровителем физической культуры, физического воспитания, а себя — единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.

Но, несмотря на все старания церкви, не все спортсмены уделяют время религии. По результатам опроса, которое мы проводили среди выдающихся новгородских спортсменов, очень немногие из них ходили когда-либо в храм или молились перед соревнованиями, а некоторым молитва просто не помогает справиться с волнением, переживанием или неудачей, и они перестают молиться. Но каждый спортсмен в своей анкете уверенно писал, что поражение – это не повод отчаиваться, надо всё равно стремиться идти дальше. Многим поражение помогает осмыслить что-то и пересмотреть свою жизнь.

Все спортсмены надеются глубоко в душе на победу перед началом соревнования, делятся своими чувствами, эмоциями и переживаниями с близкими людьми, во время соревнования ощущают некую невидимую поддержку, а одержав победу, чувствуют благодарность по отношению к тем людям, которые всячески оказывали помощь и поддержку при достижении намеченной цели. Можно сказать, что всё это как раз то, чему и учит нас религия: не отчаиваться, стремиться идти дальше, хорошо относиться к близким людям, благодарить их и надеяться на лучшее. Все эти чувства, надежды и ощущения – это и есть некий зачаток веры. Так, в каждом человеке есть зачаток веры, и, таким образом религия оказывает влияние на каждого человека, на всех нас и на всю нашу жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *