Православие в абхазии

Абхазские раскольники: они вышли от нас, но не были нашими…

15 мая 2012 года исполнился год со дня провозглашения так называемой «Священной Анакопийской митрополии». Двое клириков Русской Православной Церкви: иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), а также примкнувший к ним клирик Грузинской Православной Церкви иеродиакон Давид (Сарсания) — открыто встали на путь раскола и попытались увлечь за собой часть народа Абхазии.

Вопреки четко выраженному мнению Абхазской Православной Церкви и большинства народа Абхазии, раскольники провозгласили курс на переход православных приходов Абхазии под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В настоящее время уклонившиеся в раскол монахи обосновались в Новоафонском монастыре, где вопреки запрету в священнослужении, наложенному на них епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, продолжают совершать священнодействия.

Иеромонах Дорофей (Дбар), иеродиакон Давид (Сарсания) и иеромонах Андрей (Ампар)

9 января 2012 иеромонахов Андрея и Дорофея, иеродиакона Давида и сопровождавших их лиц принял Константинопольский Патриарх Варфоломей.

11 июня 2012 года епископ Майкопский и Адыгейский Тихон продлил запрет в священнослужении иеромонахам Андрею и Дорофею еще на три года, однако 22 июня иеромонах Дорофей демонстративно порвал данный указ, засвидетельствовав тем самым окончательный разрыв с Русской Православной Церковью.

Эти драматические события приковывают к себе внимание во многих уголках православного мира, и не в последнюю очередь в России. Мы обратились к исполняющему обязанности управляющего Сухумо-Абхазской епархией иерею Виссариону Аплиа с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.

— Отец Виссарион, к сожалению, о церковной ситуации в Абхазии очень мало достоверной информации — зачастую она доступна только на сайтах, имеющих сомнительную репутацию. В то же время хотелось бы получить информацию из первых рук. Расскажите, как вы оцениваете церковную ситуацию, которая сложилась в Абхазии в настоящее время?

Иерей Виссарион Аплиа

— Ситуация, в которой оказалась Православной Церковь в Абхазии, очень сложна.

После того, как в результате кровопролитной войны грузинский архиерей покинул Сухумскую кафедру, она осталась вдовствующей. Грузинские священники вслед за своим архиереем в полном составе также покинули свою паству.

Это время вспоминать очень тяжело. Оставшимся в Абхазии немногим священникам, а нас осталось фактически трое — отец Павел в Гаграх, отец Петр в Лыхнах и я, было очень сложно совершать пастырское служение, но Господь помогал нам, и я успевал и в окопах бывать, и везде, куда меня звали.

Наконец закончилась война, мы стали думать, что делать дальше, как быть… О возвращении грузинского духовенства не могло быть и речи. Тогда мы с отцом Павлом стали просить отца Петра принять на себя временное управление епархией до нормализации церковной ситуации.

Он ответил так: «Я капитан другого корабля, служу в Лыхнах и не покину свою паству, а ты, — сказал он мне, — служил в Сухуме, так что бери бразды правления и управляй. Что будет непонятно — спрашивай, поможем. Веди, как можешь, брошенный корабль».

Впоследствии совет Абхазской Церкви, состоящий ныне из 17 священнослужителей, утвердил меня исполняющим обязанности управляющего епархией. Так начался новый период в жизни Православной Церкви в Абхазии.

— Какие шаги Вы предприняли для разрешения церковной ситуации в Абхазии?

— Я обратился за советом к духовнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу, он в свою очередь посоветовал мне обратиться к монахам Русского афонского монастыря, потому что духовный центр Абхазии — Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — исторически связан с Пантелеимоновым монастырем на Афоне.

Преодолев множество препятствий — в начале 1990-х годов поездки на Афон еще были редкостью — я прибыл на Святую Афонскую Гору. Обратился к настоятелю Пантелеимонова монастыря архимандриту Иеремии и к старцу Максиму, который был по происхождению понтийским греком. Они достаточно хорошо знали ситуацию в Абхазии. Именно тогда отец Максим дал мне совет: держись России. Этому совету я стараюсь неукоснительно следовать и по сей день.

Я вернулся в Россию к отцу Кириллу, тот послал меня к Святейшему Патриарху Алексию, и Святейший практически сразу начал нам помогать. С этих пор церковная жизнь Абхазии стала развиваться с помощью Московского Патриарха Алексия. Это было, я считаю, его большой личной заслугой, поскольку Грузинский Патриархат на тот момент уже полностью утратил контроль над церковной ситуацией в стране.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в то время председатель ОВЦС, тоже всегда старался нам помогать, помогает, конечно же, и теперь, уже будучи Патриархом. И это теплое отношение Московского Патриархата очень поддерживало нас в тяжелые послевоенные годы, поддерживает и в нынешние времена, которые остаются непростыми несмотря на нормализацию политической ситуации в Абхазии.

— Как в церковной жизни Абхазии появились иеромонахи Андрей и Дорофей?

— У меня всегда была мысль выучить молодых священников, чтобы обеспечить будущее Церкви в Абхазии, поэтому еще в 1993 году я направил в Московские духовные школы для обучения двоих студентов-абхазцев. Это были Дмитрий Дбар и Адриан (Адгур) Ампар. Я лично просил президента Абхазии отпустить на учебу в Москву этих молодых людей, так как в тот момент в Абхазии еще шла война — поверьте, это было непросто.

Впоследствии в Московскую семинарию были направлены еще двое учащихся – Рустик Сарсания (впоследствии иеродиакон Давид) и Герман Маршания. В то время ректором Московской духовной семинарии был епископ Филарет, который впоследствии, уже будучи Майкопским архиереем, постриг в монашество и рукоположил Адриана Ампара и Дмитрия Дбара, которые стали соответственно иеромонахами Андреем и Дорофеем.

Это были, как мне казалось тогда, талантливые ребята, любящие свою родину, полюбившие Православие. Адриан Ампар наряду с семинарией окончил иконописную школу, Дмитрий Дбар окончил Духовную академию по первому разряду, защитил кандидатскую диссертацию по истории христианства в Абхазии.

Но к величайшему нашему сожалению, эти молодые иеромонахи не оправдали ожиданий народа Абхазии. Фактически сразу после рукоположения они поставили перед собой цель полностью захватить власть над Церковью в Абхазии, хотя властных полномочий у них и так было предостаточно.

Иеромонах Дорофей был секретарем епархии, иеромонах Андрей — настоятелем Ново-Афонского монастыря. Фактически вся наша церковная жизнь была у них в руках — и пресс-служба, и финансовое хозяйство, практически все, что было связано с управлением, было вверено им. В этом, наверное, была и моя ошибка…

К сожалению, к отцам Дорофею и Андрею в полной мере можно отнести слова апостола Павла «они вышли от нас, но не были нашими».

Ново-Афонский монастырь

— Как получилось, что эти священнослужители противопоставили себя всей Абхазской Церкви?

— Как выяснилось позже, им хотелось не просто больше власти, они хотели захватить всю власть в Абхазской Церкви, не желали никому подчиняться, не выносили критики старших товарищей, грубо и агрессивно отвечали на замечания собратьев. Все делали самочинно, без благословения, хотя и прекрасно знали, что в отсутствие архиерея я являюсь управляющим епархией, я посылал их учиться, рекомендовал к постригу и хиротонии, назначал на ответственные должности.

С какого-то момента они вообще перестали подчиняться и церковному совету, и Майкопскому архиерею, хотя и были клириками Майкопской епархии. Мы неоднократно призывали их одуматься, но они решили полностью выйти из подчинения.

Иеромонах Дорофей (Дбар)

Все это привело к тому, что в 2008 году иеромонах Дорофей был запрещен в священнослужении архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном. Мы не обнародовали этот факт, надеясь на покаяние и исправление отца Дорофея.

После этого отец Дорофей решил поехать в Грецию учить греческий язык и писать докторскую диссертацию, то есть якобы с чисто научными целями. Мы поверили ему, решили сделать ему снисхождение и не сообщать в Элладскую Церковь о том, что он запрещен в священнослужении. Я сам был у владыки Пантелеимона и просил его об этом.

Владыка, правда, сразу меня предостерег, что это может быть чревато большими неприятностями. Вернувшись в Абхазию, я попытался убедить президента в том, что ни в коем случае не надо направлять отца Дорофея в Грецию, пусть исправляется здесь, в Абхазии. Но дело было уже сделано: министерство иностранных дел уже выдало ему необходимые для поездки документы, и отец Дорофей уехал в Грецию.

Как выяснилось позже — основной целью поездки отца Дорофея была не научная работа, а подготовка почвы для перевода абхазской паствы в юрисдикцию Константинополя.

К сожалению, слова владыки Пантелеимона оказались пророческими: когда год назад иеромонах Дорофей вернулся, он обманным путем собрал бесчинное сборище, назвав его «церковно-народным собранием», и начал всю эту кампанию, которая окончательно завела церковную ситуацию в Абхазии в тупик.

Его много раз предупреждали — и Московский Патриарх, и епископ Майкопский Тихон, и светская власть в лице нашего президента, что ни в коем случае нельзя проводить это собрание. Но оно было все же проведено, и на нем была провозглашена так называемая «Священная Анакопийская митрополия».

Нельзя не сказать и о политической подоплеке этих процессов. Раскольников активно поддерживают в их деятельности неправительственные международные организации, действующие в Абхазии, — например, фонд Генриха Белля, фонд Джорджа Сороса, глава абхазского отделения которого даже входит в совет этой «митрополии».

— Какова сейчас ситуация на Новом Афоне?

Ново-Афонский монастырь

— Хотел бы подчеркнуть, что Новый Афон — это духовный центр всего Кавказа, это особое, уникальное место, которое создано для того, чтобы весь Кавказ просвещался светом Христовым. Поэтому беззаконие, которое сейчас там творится, должно быть в ближайшее время прекращено.

К сожалению, контакты Новоафонского монастыря с Пантелеимоновым монастырем на Афоне прекратились, после того как игумен Петр (Пиголь), который фактически возродил монашескую жизнь на Новом Афоне в начале 1990-х годов, был вынужден покинуть Абхазию.

Очень жаль, что то, что удалось сделать за короткое время отцу Петру, не сумели продолжить отцы Дорофей и Андрей. Впрочем, нужно сказать откровенно, они и не пытались этого сделать, потому что вместо того чтобы заняться обустройством монашеской жизни, как это подобает монахам, они пустились в церковно-политические игры.

В настоящее время Новый Афон можно назвать монастырем лишь условно: так называемая братия ежедневно на богослужения не ходит, считая, что молиться нужно только в субботу и воскресенье.

Монахи принимают участие в обрядах, связанных с закланием жертвенных животных, что не подобает делать не только монаху, но и мирянину. Причем все это снимается на видео, выкладывается в интернет и производит немалый соблазн среди верующих.

В начале 2011 года отец Андрей сказал, что уходит из монастыря, поэтому мы просили Святейшего разрешить переехать на Новый Афон игумену Ефрему, настоятелю одного из скитов Валаамского монастыря. Это близкий к нам человек, у него абхазское происхождение. Он, по сути, больше абхазец, чем Андрей и Дорофей вместе взятые.

А когда он приехал — после долгих уговоров и с согласия Святейшего Патриарха — и все, в том числе отец Андрей, подписали документ о том, что они согласны с его назначением настоятелем, они стали распускать нелепые слухи, что все сделано без их ведома, что отец Виссарион продал русским монастырь, и фактически устроили бунт.

15 мая 2011 года они собрали печально известное церковно-народное собрание, значительную часть которого составляли туристы, неверующие и даже мусульмане-ваххабиты.

Россия очень вовремя признала Абхазию и оказала ей военную и экономическую помощь, но духовная помощь ей не менее необходима. И враждебные Православию силы пытаются здесь утвердиться посредством таких вот отщепенцев, как уклонившиеся в раскол монахи, которые не подчиняются священноначалию и грубо нарушают церковные каноны. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все, кому дорога судьба Православия в Абхазии, осознали всю серьезность ситуации.

В настоящее время Новоафонский монастырь из твердыни Православия превратился в очаг раскола. По мере нормализации политической ситуации в Абхазии значительно увеличился поток туристов и паломников, и Новый Афон стал очень посещаемым и как следствие очень прибыльным местом — в сезон каждый день сюда приезжает до 200 автобусов!

В монастыре развернута широкая торговля, вы можете себе представить, какие доходы извлекают те, кто незаконно захватил власть в монастыре. Таким образом, раскольники получили очень серьезную финансовую базу для своей деятельности.

Но долго так продолжаться не может — невозможно смириться с тем, что Новоафонский монастырь, построенный русскими монахами, стал гнездом русофобии и национализма. Хорошо известно, что запрещенные в служении священники не имеют права совершать таинства, но вопреки этому запрету они их совершают.

Это духовно опасно как для священнослужителей, которые дерзают совершать таинства без благословения, так и для верующих, которые принимают участие в этих таинствах, а это, в первую очередь, паломники, которые приезжают в монастырь за духовным советом и наставлением.

В этой связи мы призываем всех православных людей, приезжающих в Абхазию, воздержаться от посещения этого монастыря, и обращаем их внимание на то, что таинства, совершенные запрещенными в священнослужении лицами, не являются действительными!

— Как известно, отец Дорофей в свое оправдание апеллирует к тому, что он принят в евхаристическое общение Элладской Православной Церковью.

Хочу уточнить, что он принят в общение не всею Элладской Церковью, а только одним из архиереев этой Церкви, а именно митрополитом Гуменисским Димитрием, который даже возвел иеромонаха Дорофея в сан архимандрита.

Скажу откровенно, нам непонятна позиция этого иерарха. Иеромонах Дорофей является не просто клириком другой епархии, он клирик другой Поместной Церкви, поэтому возведение его в какие бы то ни было священные степени без согласования с той Церковью, клириком которой он является, согласно церковным правилам совершенно недопустимо. Об этом вынужден был напомнить этому иерарху и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в соответствующем официальном письме.

Скорее всего, владыка Димитрий просто введен в заблуждение относительно реального положения дел в Абхазии и в своих действиях опирается на ложную информацию, которую дает ему отец Дорофей. Мы очень надеемся, что со временем, после внимательного изучения данной ситуации этот инцидент будет исчерпан.

Могу сказать, что в отношении отцов Дорофея и Андрея мы всегда старались действовать снисходительно, в духе икономии, но к великому сожалению эти лжепастыри все больше упорствуют в своих мудрованиях и увлекают за собой на путь погибели многих неискушенных чад Православной Церкви.

Поэтому мы обращаемся ко всем Православным Церквам, чтобы они не допускали к евхаристическому общению запрещенных в священнослужении иеромонахов. На заседании нашего абхазского церковного совета было решено в ближайшее время обратиться к Московскому Патриарху с просьбой об извержении этих клириков из сана.

Ново-Афонский монастырь

— Как, на Ваш взгляд, церковная ситуация в Абхазии могла бы быть разрешена оптимальным образом?

— Исторически церковная ситуации в Абхазии менялась неоднократно. В разные периоды своего бытия наша страна находилась в юрисдикции разных Поместных Церквей — Антиохийской, Константинопольской, Русской, Грузинской. Был период существования и самостоятельного Абхазского католикосата.

Относительно нынешней, сложной в каноническом плане ситуации Совет Абхазской Православной Церкви считает, что разрешить ее возможно только при участии Московского Патриархата, который на протяжении последних двух десятилетий оказывал столь необходимую поддержку абхазским верующим.

LiveInternetLiveInternet

По сути, Новоафонский монастырь является одной из самых известных достопримечательностей Абхазии. Но не все знают, что Русская Православная Церковь рекомендует верующим воздерживаться от его посещения)))
Почему?
Сколько читала об этой ситуации, без поллитра)) не разобраться во всем этом конфликте. Тем более, ИМХО, он больше политический, чем религиозный.
Мне даже любопытно, кто будет далее читать то, что я напишу и будет ли читать вообще кто-то))) Это — очень специфическая тема.. ))) Но я хотя бы для себя напишу, а то потом всё забуду..
——————————————
Если кратко и просто (насколько вообще возможно это изложить в данной ситуации))):
Новоафонский монастырь стал центром движения за автокефальную православную абхазскую церковь — независимую от Русской Православной Церкви, ориентированную на патриарха Константинопольского Варфоломея. Кстати, автокефалия абхазской церкви была много веков назад. Так что, по сути, речь идет о возвращении прежнего статуса..
Пантелеймоновский собор

В Новом Афоне служат священники, которых РПЦ отстранила от служения, назвав раскольниками (лидер движения — Дорофей Дбар). По инициатие этих «раскольников» была провозглашена Священная митрополия Абхазии (СМА). Кстати, Дбар учился в Троице-Сергиевой лавре, в семинарии))). Говорят, что вроде он официальную грамоту имеет, что не принадлежит к РПЦ, его отпустили. Как его тогда отстраняют от служения те, кто им не руководит? Бардак))))
Любопытно))), что константинопольский патриарх Варфоломей официально заявляет, что Абхазия является неотъемлемой частью Грузии, и Абхазская Церковь входит в юрисдикцию Грузинской Церкви. И это несмотря на то, что он спокойно встречается с «раскольниками»)))
Но мы помним события грузино — абхазской войны 1992 — 1993 годов.. Разве после этого абхазское православные хотят, чтобы ими руководили из Грузии?
В Абхазии есть еще иная религиозная сила — Абхазская православная церковь (АПЦ) (временный управляющий — священник Виссарион Аплиаа). АПЦ ориентирована на принятие Абхазии под омофор Русской православной церкви. Отец Виссарион заявил, что Абхазская епархия больше не подчиняется католикосу Грузии.
Надвратный храм — Вознесения Господня

Позиция РПЦ — как и в советские времена, считают абхазские православные приходы частью Грузинской православной церкви. Эту установку Московской патриархии использует в своих интересах окружение Дорофея Дбара, заявляющее, что Московская патриархия якобы намерена отдать Грузии сначала души православных абхазцев, а затем и всю Абхазию.
————————
Хм.. Почему, все же, РПЦ не берет под свое крыло АПЦ?
Из того, что услышала… Наиболее достоверным мне представляется украинский вопрос)))
Если РПЦ примет АПЦ под свое крыло, Грузинская автокефальная церковь признает Украинскую православную церковь Киевского патриархата…Она пока канонически непризнанная.
Возникла в 1992 году в результате действий митрополита Филарета (Денисенко), бывшего предстоятеля Украинской православной церкви (Московского Патриархата), и архиереев Украинской автокефальной православной церкви поддержанных руководством независимой Украины.
А вот Украинская православная церковь (Московского патриархата) канонически признана и подчиняется РПЦ.
Так что… Вроде Россия поддерживает Абхазию, которая заявила о своей независимости от Грузии. Но РПЦ старается не злить грузинское духовенство, чтобы то не способствовало еще большей независимости украинской церкви))) на фоне антироссийской позиции украинских властей..
И есть еще одна причина — ИМХО, мне кажется, что абхазы более склоняются к автокефалии. И это РПЦ понимает.
И поэтому не делает никаких резких движений))) Ей большие проблемы не нужны, как представляется… И существующее положение вещей более — менее устраивает. Ну, и приказа сверху не было)))
——————————
Раскол среди абхазских православных не представляется мне благом для этого края. И мои симпатии вряд ли на стороне какой-либо из сторон. По крайней мере, на данной стадии конфликта. А там посмотрим)))
Для тех, кто хочет углубиться в этот конфликт — очень вменяемая статья
А так.. Немного истории )))
В 1874 году в долину реки Псырцха прибыли русские монахи из Пантелеймоновского монастыря Старого Афона в Греции, которые в 1875 у подножия Афонской горы основали монастырь, названный Ново-Афонским Симоно-Канонитским.
Строительство монастыря было, в основном, закончено к 1896 году. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Большая часть стройматериалов доставлялась по морю как из России, так и из-за рубежа (например, черепица для кровли делалась во Франции, в Марселе).
Монастырский двор…

В строительстве участвовал император Александр III: музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) Ново-Афонского монастыря являются подарком Александра III.
В 1888 году монастырь посетил Александр III. В честь этого события, на месте встречи царя с настоятелем монастыря, монахи построили часовню и разбили Царскую аллею.

В 1924 году правительство Советской Абхазии закрыло Ново-Афонский монастырь за «контрреволюционную агитацию». Позднее здания монастыря использовались как склады, пансионат, кинотеатр. Вновь монастырь открыл свои ворота лишь в 1994 г. В 2004—2010 г на средства Русской Православной церкви в монастыре проводились масштабные ремонтно-реставрационные работы.
Внутри Пантелеймоновского собора


Монастырь снаружи..


Вот и сказочки конец, а, кто читал и рассматривал картинки, — молодец)))

Виссарион Аплиаа: решение об отделении Абхазской церкви от Грузинской исторически оправданно

Глава Абхазской православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа считает, что решение о независимости местной церкви является исторически мотивированным. «Мы всего лишь хотим восстановить историческую справедливость. Наше решение никто не может оспорить. Мы приняли законное каноническое решение, и ничего нового не придумали», — заявил Виссарион Аплиаа корреспонденту «Кавказского узла».

Глава Абхазской церкви подчеркнул, что решение о переименовании Сухумо-Абхазской Епархии в Абхазскую православную церковь — выстраданное православными мирянами решение, направленное «на восстановление разрушенного духовного мира».

Виссарион Аплиаа отметил, что Абхазская православная церковь намерена официально обратиться за поддержкой и помощью в первую очередь к Московской патриархии.

Глава Абхазской церкви надеется, что «будет восстановлена историческая справедливость, которой достоин многострадальный народ Абхазии».

«Мы видим свое будущее только в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Сухумо-Абхазская епархия является правопреемницей Пицундского католикосата. Наши предки оставили нам в наследство апостольское предание. Наш долг — приумножить это духовное богатство и передать нашим потомкам», — подчеркнул Виссарион Аплиаа.

Иерей подчеркнул, что абхазы как христианский народ с долгой историей заслуживает достойного места в братской семье православных народов.

«Мы верим, что с помощью Божьей верующие Абхазии в недалеком будущем приобщатся к полноте Православной Церкви», — заявил глава Абхазской церкви.

Глава Абхазской православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа назвал голословными высказывания лидера грузинского «Христианско-Демократического движения» Георгия Таргамадзе о том, что решение абхазского духовенства является «результатом давления российской политической элиты». Виссарион посоветовал Таргамадзе «повнимательней ознакомиться с историческими материалами, которые свидетельствуют о том, что Абхазская церковь всегда была независимой».

Отметим, что лидер оппозиционной парламентской партии Грузии «Христиан-демократическое движение» Георгий Таргамадзе приветствовал позицию Московской патриархии в отношении сохранения границ грузинской поместной Церкви. «Мы, христиан-демократы, как политическая организация, приветствуем такой последовательный подход Российской патриархии», — сказал Таргамадзе сегодня на брифинге в Тбилиси, передает «Росбалт».

Решение о переименовании Сухумо-Абхазской епархии в Абхазскую Православную церковь с Сухумским и Пицундским патриархатами было принято 15 сентября на собрании с участием всего абхазского духовенства с целью «восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году».

«17 лет назад Грузия совершила не только военную и политическую агрессию в отношении Абхазии, но и духовную. Абхазия никак не может быть неотъемлемой частью Грузии, и Сухумо-Абхазская епархия, входившая в состав грузинского католикосата, прекратила свое существование», — заявил глава Абхазской Православной церкви.

«Мы совершаем все свои поступки правильно, не нарушая православных канонов и правил. Никакой правомочности Грузия на территории Абхазии по каноническим правилам не имеет, — сказал отец Виссарион. — Мы хотим восстановить историческую справедливость, и правду, дарованную нам Богом, никто не может у нас отнять».

В июне 2008 года Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, иерей Виссарион Аплиаа был награжден орденом Русской православной Церкви преподобного Серафима Саровского третьей степени «за труды по восстановлению монашеской жизни Новоафонского монастыря, по сохранению и развитию приходской жизни, укреплению православия».

Отец Виссарион (Бассарион Иоаннович Аплиаа) родился в 1947 году в селе Лыхны Гудаутского района в семье крестьянина. В годы грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. иерей Виссариона вел активную православную деятельность в Гудауте, где он живет и сейчас. Благодаря Виссариону во время войны десятки и сотни воинов стали православными христианами — абхазы, казаки, осетины и другие. После завершения войны Виссарион Аплиаа возглавил Сухумо-Абхазскую епархию.

В настоящее время иерей Виссарион осуществляет большую деятельность по возрождению и укреплению православия в республике.

В Абхазии 12 действующих православных храмов, в которых служат молодые священники-абхазы, получившие образование в России. Ежегодно растет число прихожан.

Как отмечает в одной из своих публикаций кандидат Богословия иеромонах Дорофей (Дбар), «Абхазия древнее христианское государство, его история восходит к апостольским временам».

«Научными данными подтверждается, что здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний был обезглавлен римлянами, его останки и ныне покоятся под спудом храма в Новоафонском монастыре. В начале IV века в Абхазии образовалась Пицундская епископия, глава которой епископ Стратофил, участвовал на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Его подпись есть в числе пятнадцати сохранившихся на рукописях Собора», — пишет Дорофей (Дбар).

«В VI веке происходит окончательная христианизация абхазов. Появляется автокефальная Абхазская епархия с кафедрой в городе Себастополисе (так раньше назывался Сухум – прим. «Кавказского узла»). В середине VIII века эта епархия становится самостоятельной Абхазской Церковью. Еще VIII-X века в Абхазии считаются периодом расцвета храмового строительства и церковного искусства», — отмечает Дорофей (Дбар).

По его словам, как независимая, Абхазская церковь просуществовала до 1795 года. «В 1943 году Русская Церковь признала Грузинскую и все приходы – и русские, и абхазские были переданы ей без их ведома. В 1992 году началась война с Грузией, и грузинская часть духовенства покинула территорию Абхазии. С того времени абхазские священники своими силами пытались возродить у себя Православную Церковь», — отмечает иеромонах.

По информации Дорофея (Дбара), в Абхазии около 140 храмов, большая часть из которых построена в первом тысячелетии. Функционирует пока 12 приходов, два монастыря – Новоафонский апостола Симона Кананита и монастырь святителя Иоанна Златоуста в Каманах.

Сегодня, по словам Дорофея Дбара, 80% абхазов исповедуют православие, и «произошло это из-за того, что абхазское духовенство очень бережно относится к традициям своего народа».

В Грузинской же патриархии назвали Абхазскую церковь «самозванной», заявив, что она никогда не существовала и являлась неотъемлемой частью Грузинской православной церкви, а потому в православном мире ее никто не признает. Как в подтверждение там отметили, что вся православная культура Абхазии носит грузинский след, а все церкви на территории Абхазии исписаны древнегрузинской письменностью.

Напомним, что грузино-осетинский конфликт, переросший в противостояние Грузии и России в августе 2008 года, привел к тому, что православное духовенство Грузии, Абхазии и Южной Осетии стало на сторону властей своих республик, однако Московская Патриархия и ранее заявляла, что не признает православные церкви Абхазии и Южной Осетии вне канонической территории Грузинской православной церкви.

Русская и Грузинская православные церкви ранее подтвердили братские отношения, несмотря на августовский военный конфликт в Южной Осетии.

Так, 8 декабря 2008 года Илия II возглавил панихиду у гроба патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в храме Христа Спасителя в Москве. Служба проходила на грузинском языке.

Ранее Илия II, который стал человеком 2008 года в Грузии, заявлял, что Южная Осетия и Абхазия не потеряны окончательно для Грузии.

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

Православные Абхазии находятся в состоянии, похожем на раскол. Несколько священнослужителей выступили против управляющего Сухумо-Абхазской епархией отца Виссариона (Аплиа), выразив ему недоверие. Они вступили в контакт с папистами, которые намереваются построить в республике костел и открыть католическую семинарию.

Это интервью с отцом Виссарионом состоялось в 2008 году, но оно, не теряет своей актуальности и сегодня.

…Путь к вере отца Виссариона был тернист. Его предок ставил подпись под документом о присоединении Абхазии к России в далеком 1810 году. Управляющий Сухумо-Абхазской епархии объяснил, почему Абхазия имеет право на самостоятельную жизнь и почему не вернется в Грузию.

– Отец Виссарион, почему Абхазия не имеет с Грузией ничего общего?

– Сегодня речь идет о восстановлении государственности Абхазии. Признать или не признать, это растяжимые понятия. Лига Наций еще в 1918 году признала неправомочность грузинских притязаний к Абхазии. Абхазия вправе сама решать, с кем ей быть. Но об этом не хотят говорить. А на самом деле существуют совершенно разные страны, люди, ценности – Грузия и Абхазия.

– В подвешенном, непризнанном состоянии находится и абхазская церковь?

– В 1943 году Абхазия каким-то странным путем оказалась в составе грузинского католикоса. После революции, в 1918 году Святой Патриарх Московский и Всея Руси Тихон не признал полномочность притязаний грузинского католикоса на Абхазию и Осетию, чем, естественно, вызвал гнев и репрессии. С этого, собственно, и началась беспрецедентная кампания гонений на Святейшего, которая закончилась его мученической кончиной. Именно после этих заявлений у палат, где находился Святейший, выставили вооруженную стражу. Тихон взял на себя ответственность и не побоялся сказать правду. Его пытались отговорить Каганович и компания, но безуспешно. Эта ситуация очень долгое время не афишировалась и была достоянием архивов.

История повторяется. В 1918 году Грузия способствовала оккупации Абхазии. В 1921 году ее освободили советские войска. И сейчас снова хотят реализовать известный сценарий, заняв эту территорию с помощью НАТО. Как только в России что-то происходит, они обязательно кидаются на нас. Такие вот соседи.

Поэтому если сегодня Россия не возьмет на себя ответственность перед Богом за Абхазию и Осетию, о чем сказал Святейший Патриарх Тихон, это приведет к страшным последствиям для человечества. Поэтому и Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II заявил, что вопрос об абхазской государственности нужно решать путем переговоров. Его слова и поддержка многое значат для нас. Ведь у нас пока нет епископа, нет полноты православной епархиальной жизни. Как же нам быть? В Тбилиси мы не поедем. Это не принимается. Как-то я встречался с католикосом Илией II в Москве. Вопросов по поводу нашей легитимности не возникло, но после отъезда грузинской делегации в Тбилиси появились заявления о нашем расставании чуть ли не в слезах. Вот как искажают реальность. Ведь Святейший Илиа не говорил об этом. Он понимает ситуацию, знает, что существует Абхазия, но у него тяжелое положение в Тбилиси. Так что для нас очень важна решительность московского Патриарха.

– Абхазия известна подвижничеством с времен первых христиан. Здесь в горах постоянно жили монахи. Как война, разруха сказалась на духовной жизни Абхазии?

– Очень сильно. Вот на территории Ново-Афонского монастыря располагался военный госпиталь. Раненых было очень много, а размещать их было негде. Враги знали об этом и стреляли туда. Там упало много снарядов. Слава Богу, обошлось без больших человеческих жертв, а разрушений было много – снаряды падали прямо на крыши, но Господь каким-то путем сотворил еще одно чудо, оградив свои создания от гибели. Снаряды в основном перелетали через монастырь и уходили в ущелье, где пещера Святого Апостола Симона Кананита. Там все кипарисы были срезаны как огромными ножницами. Противник рассматривал монастырь как военный объект и наносил по нему удары.

События в Абхазии рассматривают сегодня как конфликт. Ничего подобного – это была настоящая война между Грузией и Абхазией с применением воздушных, морских и наземных сил. Конфликт – это когда соседи повздорили и разошлись. А здесь жертвами стали тысячи людей, причинены огромные разрушения.

В Каманах погиб священник. Около храма не должно быть боевых действий. Но грузинские гвардейцы установили на колокольне пулемет и отрыли окопы вокруг храма. Естественно, когда абхазская армия шла в наступление, то была вынуждена подавлять огневые точки. Бойцы подразделения Рафика Айба обходили храм, и по ним открыла огонь из автомата женщина, застрелив несколько человек. В этот момент из храма вышел батюшка. Он поклонился Иоанну Златоусту, а в храм залетела граната, разлетелись осколки. Там батюшка – отец Андрей и погиб. Мы похоронили его прямо у храма. Но что удивительно – того, кто кинул эту гранату, на второй день разорвало в бою клочья.

Мою скуфью несколько раз пробило пулями. Я попадал под снайперский огонь, ходил по окопам с крестом, утешал, помогал раненым. Знаете, когда идут боевые действия, мало обращают внимания на то, кто священник или солдат. Всякое было. Но я не осуждаю никого. Со мной тогда был военный корреспондент из Москвы Борис Солдатенко. Мой духовный отец мне сказал тогда: «Ты опасно ходишь». Но я не мог не пойти. Один раз попал на простреливаемое место у разрушенной школы. Пространство надо было пробежать, но я не побежал, когда начался огонь, а укрылся в ямке. Меня было видно, и по мне стреляли. Посмотрел, крови нет…

Еще один батюшка погиб в Сухуме, еще один – отец Лаврентий пропал без вести. Погибла при артобстреле храма гладильщица Мария.

– Расскажите, как приходили к вере люди во время войны.

– Однажды мы сидели у костра на горе под Сухумом со стороны дач, перед наступлением. Солдаты варили похлебку. Начался сильный обстрел. Я накрыл Сергея Шамбу, и я стал его крестным отцом. Крестил бойца – жителя Нового Афона, который потерял ногу, чудом Господним оставшись в живых. Здесь крестились чеченцы. Когда в Канамах шло Шромское сражение, было много погибших. Под шквальным огнем там мало кто выжил. Ребята, бравшие у меня благословление, молились. Четыре чеченца, которые вышли из этой мясорубки, сказали: «Ваш Бог сильнее, чем наш, крестите нас». Я отправил их к отцу Петру в Лыхны.

…Во время войны ко мне обратился рядовой казак из Хабаровска Владимир Платонов, который попросил в случае гибели похоронить его на абхазской земле. Он погиб в Гагре. Я похоронил его в часовне в Лыхны, на месте захоронения казаков, которые погибли в XIX веке во время восстания абхазов. Платонов, защищавший Абхазию, похоронен над ними. Сейчас эта часовня – одно из самых почитаемых мест в Абхазии.

… Вообще, по военной науке, как подтвердили военные, подняться на гору и взять Сухум, было невозможно. Город был укреплен, и зайти в него было невозможно. Но все устроил Господь. Это спасло и грузин, и абхазов, что Господь прекратил кровопролитие, которое могло продолжаться долго.

По большому счету, грузинам выпало счастье, что они прекратили то, чего и не должны были делать. Роковую роль с ними сыграла сталинская вседозволенность. Но с абхазами они должны были относиться по-другому. Думаю, что нормальные и честные грузины прекрасно знают, что Абхазия – это не Грузия.

– Утверждается, что в Абхазии распространяется ваххабизм.

– Много небылиц распространяется грузинскими СМИ, которые выдумывают их, заявляя, что абхазы – чуть ли не поголовно мусульмане. Но есть факты. Недавно мы отмечали первый день Никейского Собора в 325 году, на котором присутствовал первый абхазский епископ Стратофил. Там был изложен Символ Веры. В Абхазии уже тогда сиял свет христианства. Распространение ваххабизма в Абхазии – выдумка, выгодная вполне конкретным силам. В Абхазии нет ни одной мечети. Это апостольская земля. С другой стороны, есть такие силы, которые пытаются через Саудовскую Аравию, через Турцию и местных абхазцев внедрить это.

Напомню, что православные христиане имеют право защищать свой дом и брать в руки оружие. Против Абхазии была совершена откровенная и неприкрытая агрессия. Абхазы ведь не поехали в Тбилиси с оружием. Это из Грузии пришли гвардейцы не споры по географии и истории разводить, а с оружием с суши, моря и воздуха. А сегодня пытаются представить дело так, будто этого нападения не было.

Но чем можно говорить с тем, кто, не признавая тебя, пришел физически покорить и уничтожить? Я считаю, что надо искать и найти инициатора этой кровавой ситуации, того, кто благословил их на этот поход. Враг рода человеческого постарался здесь на славу. Агрессия против осетин состоялась на начало Рождественского поста. Такое ощущение, что атака носила ритуальный характер. На Абхазию напали 14-го августа – в день начала Успенского поста. Как такое могли совершить православные? Искренне надеюсь, что грузинское священничество и грузинский патриарх не имеют к этому отношения. Да и кто спрашивает у священников сегодня? Разве светская власть сегодня спрашивает у духовной?

– Правда ли, что католикос Илиа II предал анафеме всякого, кто убьет грузина?

– Думаю, что это выдумка газетчиков. Не говорил он этого. В Православии нет ни эллина, ни иудея. Все мы – братья во Христе. Если национальное возьмет вверх над православием, это неизбежно приведет в тупик. Православие выше национального.

– Попытки вернуть в Абхазию потомков махаджиров могут привести к распространению мусульманства на этой земле?

– Несколько месяцев назад я встречался с группой этих людей из Турции. Я напомнил, что они были христианами, имеют православные корни. Говорил, что до падения Византийской Империи они жили здесь, оказались под доминантой Османской Империи, что были вынуждены бежать во время спровоцированной войны на Кавказе. Слово махаджир дословно переводится как бежавший. Часто в отношении махаджиров говорится как об изгнанниках. Но здесь нужно объяснить, что никто никого не изгонял. Сильный с оружием в руках защищал свой дом, обеспечивал безопасность родных и близких. Он должен был стоять до конца. Потомков махаджиров было человек 100. Из них человек 20 признались, что бывают в мечети. Спрашиваю: «На каком языке вы молитесь?». Естественно, на арабском. «Вы арабы?». «Нет». «Вы турки?». «Нет». Я сказал, что не хочу быть затурканным абхазцем. Они загудели. Тогда я заметил, что абхазцам Православие дает возможность вам молиться на родном языке, и Господь слышит их. Если же идет молитва на арабском языке, то о какой Абхазии может идти речь? Все стоящие там были поражены. Один из них сказал, мол, какая разница, на каком языке молиться. Но все 99 напали на него. На самом деле, если они вернутся к своим корням в Абхазию, то не представляют они опасности ни для кого.

– Тем не менее, возвращения махаджиров нет.

– Это опять-таки политика. Есть деятели, которые заявляют, что возвращение абхазов из Турции приведет к ваххабизму и катастрофе. Это опять ложь. Кстати, эти утверждения очень популярны в Грузии и самой Турции, которая является членом НАТО.

– В Абхазии ждали признания после Косово. Сильно разочарование в народе и руководстве?

– Православная абхазская среда возмущена оттого, что у сербов вырвали их духовное сердце – землю монастырей – Косово и Метохию. Мы огорчены, что Россия не вступилась за сербов. Но сравнивать Косово с Абхазией – безумие. Это родина абхазов, а там территории. Нам некуда идти. Опять бежать в Турцию? Прошлые поколения абхазцев были загнаны в такие условия, но мы не повторим ошибок прошлого. Нас сегодня, возможно, хотели бы изгнать. Но в Абхазии прекрасно понимают, что до конца претерпевшие спасутся, а неготовые убегут.

Почему грузины убежали из Абхазии? Они ведь сегодня тоже махаджиры, давайте говорить, как есть. Еще есть турки-месхетинцы.

А сравнивать Абхазию с чем-либо неуместно. Мы живем на дарованной Господом земле. Абхазское государство было, есть и будет. Оно в 1810 году вошло в состав Российской Империи без Грузии и Турции автономным княжеством. Мой прадед Аплиаа подписывал эту грамоту в Санкт-Петербурге. Мы никуда не уходили из России, несмотря на все революционные бунты.

Хорошо, если вы критикуете советскую систему, то почему Абхазия должна иметь что-то общее с Грузией? Ведь она вошла в состав Грузии, исключительно благодаря коммунистам. Народ абхазский огорчен нерешительностью России, а Косово здесь совершенно не при чем.

– Остаются ли пустынники в горах Абхазии? Что старцы говорят о будущей этой земли?

– Пустынножители могут обладать Божественным даром, когда уходят от людской суеты в определенные места. Они молятся в горах. Некоторые дошли до аскетизма, не общаются ни с кем, приняли затворничество. Они, действительно, достигают высочайших дарований, данных Господом человеку в религиозной форме. Им открывается воля Божья, потому что чем ближе мы к Богу, тем становимся более разумными и предотвращаем конфликты даже на уровне замыслов. Пустынники подсказывают людям, как избежать ошибок, козней и ловушек, расставленных врагом. Старцы находятся в горах Абхазии, и будут находиться. Есть и те, которых не удается найти. Их преследовали светские власти, вылавливали в советское время, но все тщетно. По этим святым местам ходили Андрей Первозванный, Симон Кананит, Иоанн Златоуст. Дорог в те места не было. Уровень моря был на 90 метров выше нынешнего. Здесь произошло третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

Здесь кипела духовная жизнь, потому что когда были гонения, люди уходили в эти места, не прекращая обращаться к Истинному Творцу, ко Христу. Это настоящий подвиг, который только может совершить человек. Так что всем жителям Абхазии надо радоваться, что есть такие подвижники, которые молятся за благополучие этой страны, всего Кавказа, России.

Что же касается предсказаний, то прислушались ли к предсказаниям Иоанна Кронштадтского, который предупреждал накануне революционного бунта? И в Евангелии написано о том, сколько будет знамений, но все равно не поверят им. Но главное – иметь веру. Даже верующий с горчичное зерно сможет творить чудеса. Творец Господь требует от своего творения немного – верить и жить по его закону. Сколько лет уже государство отделено от церкви. Это означает игнорирование закона Божьего, не образование человека в этом образе в школах, институтах, колледжах и т.д. Церковь выбита и не вмешивается в образовательную систему, где человека учат в духе дьявольских козней. Отсюда и катаклизмы, и революционные бунты, и коммуны. Все, что началось с Французской революции, продолжается до сих пор.

Вместо образа и подобия Господа мы получаем и даем нашим детям безобразие. Поэтому образ, который остался в этих горах – великое счастье и великая радость для всех нас. Пустынникам нужно только помогать. Я делал это, еще не будучи священником, продолжаю делать это и сейчас.

– 15 лет неопределенности Абхазии подорвали надежду людей?

– Надежда остается. Есть вера и любовь. В Абхазии знают, что такое своя страна. Нам не важно человеческое признание. Главное для Абхазии – признать Бога и жить по его законам. Это наша главная задача. Остальное – игрушки и выдумки человеческие. Но молитва и труд все перетрут. Нужно восстановиться духовно. Прежде всего, ищите Царствия Божьего, а все остальное приложиться. То же самое касается и государства – и Абхазии, и России…

Над президентами и государями нужна молитва. Россия – третий Рим. Первый и второй пали от неправильных действий и захвата чужих территорий. Мы обязаны молиться за Россию. Если, не дай Господь, упадет Россия, упадем мы все.

– В Грузии призывов реально взглянуть на происходящее в Абхазии, не слышно. Или не так?

– Они так научены. Советская и светская школа учила, что Абхазия – это Грузия. А сегодня учат там еще хуже. Образовательная система губит народ в образе лжи и художественных оформлений. У Грузии есть только одна перспектива – покаяние. Им нужно остановиться и убрать амбиции. Эти страсти выдавать желание за действительное не приведут ни к чему хорошему. За вторжение с оружием в чужой дом Господь их пока не наказал, а только предупредил, выведя из Абхазии. Им нужно войти во врата покаяния. Наверное, об этом они пока только думают. И пока они слышат только то, что хотят.

Могу показаться Вам резким. Но, по моему мнению, переговорный процесс надо прекращать. Потому что эти игры и политические дебаты ни к чему не приведут. Они лишь уводят от главного.

– Но Владимир Путин заявил, что план Саакашвили на самом деле хорош, только нужно согласие второй стороны.

– Очень благоразумное заявление. Ведь переговоры идут где-то за нашей спиной. После того, как Абхазия вошла в состав Российской Империи, в Абхазии правил владетельный абхазский князь. Он был самостоятелен, что касалось национальных вопросов, и решал с Россией общие, включая оборонные вопросы.

Абхазия всегда отличалась благородством своих сыновей. Приведу такой пример. Мой близкий родственник корнет Константин Лагорба служил в Дикой дивизии. Был благочестивым христианином, георгиевским кавалером. Когда у него погиб русский друг, он выехал к австрийским позициям на коне с белым флагом. Австрийцы подумали, что сдается и подпустили его ближе. Он положил своего смертельно раненого друга на коня и пошел обратно назад. Австрийцы ему аплодировали. За этот и другие случаи он получил наградное оружие лично из рук батюшки-Царя. Лагорба погиб в 1916 году.

– Спасибо за беседу.

Раскольники: подлинные и мнимые

«“Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

…Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

…Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних».

Иоиль, Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский.

Жертва вечерняя, стр.161–166

Священная Митрополия Абхазии со дня своего основания на Церковно-народном собрании 15 мая 2011 года переживает не самые спокойные времена. К сожалению, как показывает история, с самого начала своего существования Церковь испытывает гонения, как внешние, так и внутренние. Однако важным остается не само искушение или же гонение как проявление искушения.

Важным для христианина остается его внутреннее состояние – в гонении, невзгодах и бедствиях.

Если правота христианских суждений основывается на Самом Христе и Его учении, то это путь к безупречности. Если же на самости и страстях – к погибели.

Когда речь заходит о существовании православных организаций в Абхазии (мы намеренно в данный момент не произносим слова «Церковь»), всякий оказывается на распутье.

С одной стороны, никто не мешает избрать церковную общину, духовника, храм и в этом окружении утверждаться в евангельских заповедях. С другой стороны, велико искушение с головой окунуться в «межправославные» распри, средостения и черпать энергию в противостоянии, зачастую ярко и недвусмысленно ощущая себя борцом с «мировым злом».

Предостерегая себя и православную паству от последнего, Священная Митрополия Абхазии, к сожалению, видит себя в качестве единственно способной предупредить трагические последствия «борьбы с ближними» на примере судьбы одного священнослужителя в Абхазии.

Протоиерей Александр Яблоков появился в нашей стране в 2007–2008 годах, представил документы клирика РПЦ МП. Несколько позже он вошел в клир Сухумо-Абхазской епархии, далее – Абхазской Православной Церкви. Поскольку по природе он человек довольно деятельный и энергичный, то и.о. управляющего АПЦ иерей Виссарион вскоре назначил его настоятелем храма св. Ипатия в городе Гагре. В период острого и болезненного противостояния в среде духовенства Абхазии протоиерей Александр Яблоков выступал как поборник «чистоты православия» против «раскольников», помог организовать официальный сайт АПЦ и был назначен советом Абхазской Церкви управляющим делами АПЦ.

Приходская деятельность протоиерея Александра воплощала разносторонние аспекты его творческих возможностей.

Официальный сайт АПЦ до сей поры в подробностях сохраняет описания его приходского служения во всех подробностях, и всякий желающий может с ними ознакомится.

Священнослужитель принимал деятельное участие как в общественной жизни нашей страны,

так и в политической.

Вопросы духовного попечения и безопасности также были заботой его деятельности.

Не обходил протоиерей вниманием и сугубо внутреннегосударственные, памятные для нашего общества даты:

Как видим, он всегда оказывался в центре христианской жизни Абхазской Православной Церкви.

Ну и, слава Богу! – со всей очевидностью сможет сказать всякий обыватель или сторонний наблюдатель, познакомившись с официально изложенным жизнеописанием служителя АПЦ. Управляющий делами нес послушание, помогал в становлении Церкви.

Правда, не дело обывателя или стороннего наблюдателя рассматривать иную – внутреннюю – сторону священнического служения.

А иная, внутренняя, сторона у этого служения была. И о ней знали – как духовенство Абхазии в большинстве своем, так и священноначалие АПЦ.

Однако мы не будем возлагать на себя функции духовного или нравственного суда и, естественно, не будем ставить перед собой задачу поглумиться над «духовными» оппонентами или людьми, не разделяющими нашу точку зрения. Не стоит перед нами и задача ответить «злом за зло», так как это и вовсе противоречит убеждениям.

Посему мы просто предложим вниманию паствы документ, содержание которого не было «тайной за семью печатями» с самого начала служения протоиерея Александра Яблокова в Абхазии.

«Московский Патриархат
ИСИДОР
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ
350000, РФ, г. Краснодар, ул. Соборная, 60
diocese@bk.ru
т. +7(861)2622081
ф.+7(861)2620948
№_______ «9» февраля 2009 г.

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

Мое обращение к Вам связано с обеспокоенностью возможным обстоятельством представления к епископскому служению от Пензенской епархии протоиерея Александра Яблокова. Мое беспокойство обусловлено обстоятельствами, о которых речь пойдет ниже.

Протоиерей Александр Яблоков был рукоположен мной в сан иерея в 1987 году и прослужил на различных приходах Краснодарской епархии до 1996 года, когда был мною запрещен в священнослужении и уволен за штат за аморальный образ жизни. В частности, он открыто сожительствовал с Елизаветой Георгиевной Дьячковой, прихожанкой Свято-Екатерининского кафедрального собора. На протяжении нескольких лет он отправлял супругу с младшими детьми на отдых, а в это время приводил в дом Е. Г. Дьячкову в качестве сожительницы. Много ночей протоиерей Александр проводил в доме Е. Г. Дьячковой, объясняя наивной супруге свое отсутствие тем, что утром рано на службу в собор и он заночует у знакомых неподалеку от храма. Протоиерей Александр Яблоков на тот момент имел глубоко религиозную супругу и четверых малолетних детей. Протоиерей Александр на протяжении многих лет избивал жену и детей, сопровождая побои нецензурной бранью. От многих лиц я регулярно получал жалобы на недостойное поведение священника Александра Яблокова, позорящее и дискредитирующее священный сан. У меня имеются акты судебно-медицинской экспертизы, в коих отражены увечья, которые он наносил своей супруге. Она неоднократно обращалась ко мне с просьбой дать ей церковный развод с протоиереем Александром, так как опасалась за жизнь детей и свою собственную. Протоиерей Александр в своей жизни часто высмеивал монашество, не соблюдал церковные посты, смеялся над набожностью супруги, в частности, когда она келейно читала Псалтырь. Мне неоднократно приходилось призывать нерадивого священника восстановить мир и согласие в семье и пересмотреть свое отношение к браку. Однако он не внял моим увещеваниям и продолжал вести прежний аморальный образ жизни. Жена подала на гражданский развод, и суд принял решение о расторжении брака и взыскании с протоиерея Александра Яблокова алиментов в пользу четверых детей. Однако протоиерей Александр Яблоков отказался обеспечивать родных детей, и против него было заведено уголовное дело: лишь по счастливой случайности он избежал уголовной ответственности. Видя его нераскаянность и нежелание вести образ жизни, достойный священника, я запретил его в священнослужении и уволил за штат.

Через некоторое время ко мне обратился епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин), который просил снять с протоиерея Александра Яблокова запрещение. Я с пониманием отнесся к его просьбе и снял запрещение. Вскоре мне стало известно, что протоиерей Александр Яблоков, в то время иерей, назначен настоятелем Свято-Преображенского храма г. Сочи. До 2001 года я не имел о нем никаких известий, пока приходы, находящиеся на территории всего Краснодарского края, снова не вошли в состав Екатеринодарской и Кубанской епархии. Несколько лет все шло более-менее тихо, однако поступали сигналы о том, что отец Александр носит католическую сутану, а на храмовом престоле стоят вазы с цветами по образцу костелов. В 2006 году мне поступил вновь тревожный сигнал о том, что протоиерей Александр Яблоков нескольким лицам, жителям города Сочи Д. В. Новикову и Н. А. Семеновой, предлагает купить у него храмовые земли по 40 000 американских долларов за сотку, а земли было порядка 50 соток, что составляло 2 000 000 американских долларов. Эти люди проинформировали меня об этом, и мы предприняли все меры, чтобы это беззаконие предотвратить. Сразу начался поток грязи и клеветы в сторону этих уважаемых лиц со стороны протоиерея Александра Яблокова, и мне стало понятно, что никаких выводов для себя он не вынес. Мною было подписано соответствующее распоряжение и выдана доверенность на имя Д. В. Новикова, в которой значилось: протоиерею Александру Яблокову передать все земельные документы Д. В. Новикову, дабы пресечь возможность продажи храмовой земли протоиереем Александром Яблоковым. Почувствовав, что у него нет больше возможности безнаказанно действовать, он обрушил поток грязи и клеветы в мой адрес, а также в адрес моего викария, моих помощников и Д. В. Новикова. Начались проверки прокуратуры, которая выясняла, мог ли правящий архиерей принимать подобные решения. Однако все выяснилось, и проверки прекратились.

Кроме того, хочу обратить Ваше внимание, Святейший Владыка, на факт продажи протоиереем Александром Яблоковым в ломбард напрестольного Евангелия и Креста общей стоимостью около 600 тысяч рублей, пожертвованного Д. В. Новиковым в Свято-Преображенский храм г. Сочи. Эту богослужебную утварь протоиерей Александр Яблоков продал за долги по выполненным работам в собственном доме, который в разы превышает размер Свято-Преображенского храма г. Сочи, где он настоятельствовал.

Недавно мне стал известен тот факт, что Н. А. Семенова, известная сочинская меценатка, пожертвовала на храм квартиру рыночной стоимостью 500 000 американских долларов. Квартиру протоирей Александр благополучно продал, а деньги пустил на строительство своего пятисотметрового дома. Кроме того, все эти годы он продолжает сожительствовать с Е. Г. Дьчковой, которая в г. Сочи представлялась его матушкой. Эта «матушка» фактически и руководила приходом, как служащими храма, так и священнослужителями. Отец Александр внушил многим прихожанам, что ничего предосудительного в этом нет, так живут многие архиереи и священники. Во время своего служения в г. Сочи он просил 100 тысяч американских долларов у Д. В. Новикова для приобретения им архиерейского сана, тогда это мне казалось чем-то невероятным, хотелось гнать эту мысль от себя, однако время расставило все на свои места.

У меня были серьезные намерения предать протоиерея Александра Яблокова церковному суду, однако в июле от него поступило прошение на почисление за штат. Я удовлетворил его просьбу.

Следует рассказать о том, что представлял собой приход, который оставил после себя протоиерей Александр Яблоков. Это, во-первых, агрессивно настроенные люди, которые враждебно отнеслись к новому настоятелю. Для нормализации ситуации пришлось на этот приход назначить своего референта, священника Илию Быстрова, так как убежден, что на другого священника посыпались бы многочисленные жалобы, а так это несколько остужает пыл поклонников протоиерея Александра Яблокова, которые знают, что это мой ближайший помощник и все, что делается на приходе, согласуется с моим благословением. В ноябре я посещал этот приход, совершал там Божественную литургию и видел, что на самом деле оставил после себя прежний и что приходится делать новому настоятелю. Вся ценная утварь была прихвачена прежним настоятелем; на вопрос «как это понимать?» – следует ответ, что у батюшки все было личное. Личные потиры, дарохранительница, плащаницы, венчальные венцы, напрестольные кресты, кадило, иконы, облачения, даже икона на горнем месте – и то оказалась своя. А по описи все в полном порядке, только то, что осталось, это лишь повседневная довольно скромная утварь, а праздничная, оказывается, была личная.

Протоиерей Александр с ноября числится в Пензенской епархии, однако продолжает регулярно бывать в Сочи, совершать различные требы и таинства у себя на дому, настраивая прихожан против правящего архиерея и духовенства. Его сожительница Е. Г. Дьячкова в праздник Богоявления посетила Свято-Преображенский храм и сообщила поклонникам протоиерея Александра Яблокова, что в марте батюшка станет епископом, все уже решено!

Ваше Святейшество! Я допускаю мысль, что если ознакомиться с его личным делом, то в деле не окажется многих бумаг, которые характеризуют протоиерея Александра Яблокова, но ксерокопии этих документов сохранились в канцелярии Екатеринодарской епархии. Это и выговоры, и жалобы, и Указ о запрещении в священнослужении за аморальное поведение, и многое другое.

Искренне убежден, что подобный священник не только не достоин высокого сана епископа Русской Православной Церкви, но и подлежит церковному суду.

Смиренный послушник и богомолец
Вашего Святейшества
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ»

Данный документ всего лишь указал вектор развития событий, которые и привели к следующему итогу.

Протоиерей Александр, по всей видимости, бывший управляющий делами АПЦ (о чем с достоверностью судить мы не можем), покинул лоно РПЦ МП и перешел в юрисдикцию «РПЦЗ/ПРЦ» под руководством «митрополита» Филарета Семовских.

Став «архимандритом» этой религиозной организации, он заявил:

«… Эти и другие негативные моменты патриархийной жизни стали причиной того, что ушел из МП и стал искать благодатную каноническую Русскую Православную Церковь. Итогом моих поисков явилось то, что я принес покаяние в сергианстве и экуменизме, став под омофор Митрополита Филарета (Семовских) Первоиерарха ПРЦ/РПЦЗ. Православная Российская Церковь под омофором Митрополита Филарета имеет законную преемственность церковной власти от Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода ПРЦ согласно Постановлению N 362 от 1920 года, в то время как МП (Московская Патриархия – прим.) является самочинным раскольническим образованием Митрополита Сергия в союзе с богоборческой властью. Сейчас, когда существует возможность свободного выбора Церкви, по долгу пастырской совести этот выбор сделал. Смею успокоить всех, кто меня знает, и всех прихожан, что пребываю сейчас в канонической Церкви, а не в расколе и не в еретической организации. Призываю и всех, кому дорога истина, приложить все усилия к тому, чтобы её обрести».

После чего был он возведен в сан епископа с титулом «Сочинского и Черноморского» с окормлением, по словам своего первоиерарха, также территории Абхазии.

Далее новоиспеченный «архиерей» сразу же принял участие в «архиерейском синоде» Церкви.

Разбор подобной эволюции, а точнее духовной инволюции клириков АПЦ, сыплющих без числа обвинения в «расколах», подписывающих петиции на духовенство СМА в адрес священноначалия Московской Патриархии, разделяющих паству в Абхазии на «благодатных» и без (и тем не менее которых мы по сей день воспринимаем собратьями), как уже было сказано выше, мы оставляем за скобками.

Это область ответственности священноначалия Русской Православной Церкви, клириком которой и был протоиерей Александр Яблоков.

А выводы в среде православных жителей Абхазии каждый мирянин и священнослужитель должен сделать для себя сам.

Свою же задачу по ознакомлению нашей паствы с этим делом мы считаем оконченной.

Это наша данность, и в непростой церковной обстановке мы продолжаем призывать к духовной бдительности относительно собственных поступков, собственных прегрешений и собственного церковного пути.

От указанного зла – «не видеть своих прегрешений и осуждать своего брата» – да сохранит нас Всемилостивый Господь!

на фото: «братия» раскольничьего монастыря

Предлагаем видео с пасхального богослужения в Ново-Афонском монастыре (Абхазия), который с 2011 года захвачен раскольниками так называемой «Священной Митрополии Абхазии».

2 октября 2013 года по представлению иеромонаха Андрея (Ампара) Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Как сообщало абхазское информагентство:

«Иеродиакон Давид (Сарсания), возвратившийся из монастыря Агиу Павлу со Святой Горы Афон, будет восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия»

Последствия «восстановления» традиций после просмотра видеосюжета, как говорится, налицо. За раскольничьим богослужением были использованы русские переводы Цветной Триоди в исполнении известного модерниста (бывшего клирика Московской епархии, а ныне пребывающего в одной из раскольнических юрисдикций на Украине) иеромонаха Амвросия (Тимрота).

Помимо использования русского языка при чтении (вместо пения) Пасхального канона, в храме, опять же как это видно из представленного видео, на католический манер были выставлены ряды лавочек.

P.S. Православные!!! будьте бдительны, не посещайте раскольничий монастырь.

Поделиться ссылкой:

Ново-Афонские страсти: В Абхазии обострился церковный конфликт

Новый Афон. Один из самых известных курортных городов Абхазии, ещё в советские годы прославившийся открытой для доступа туристов пещерой удивительной красоты. А вместе с тем – место великой православной святыни – Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, возведённого монахами русской Свято-Пантелеимоновой обители Святой горы Афон в последней четверти XIX столетия.

До революции Ново-Афонский монастырь, в строительство и благоукрашение которого вложился лично император Александр III, был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня эта святыня стала символом церковной смуты: противостояния православных христиан и захватившей обитель псевдоправославной националистической секты с претенциозным названием «Священная митрополия Абхазии».

Начавшийся ещё в прошлом десятилетии, этот конфликт существенно обострился в последние недели. Вплоть до того, что 1 июня ситуация в Новом Афоне едва не переросла в массовые волнения и физические столкновения православных и сектантов. Кровопролития избежать удалось, однако абхазские власти продолжают дистанцироваться от конфликта, который уже давно является не только религиозным, но и затрагивает политическую жизнь республики.

Предыстория абхазского церковного конфликта

Абхазская церковная смута связана с миной замедленного действия, заложенной в первой половине прошлого века. Так, в 1917 году Грузинская Церковь, столетием ранее лишённая Святейшим Правительствующим Синодом своей многовековой автокефалии, в результате революционных событий попыталось эту автокефалию восстановить. Однако сделала это революционными методами, разорвав общение с Русской Церковью и захватив русские приходы не только на территории самой новообразованной «Грузинской демократической республики», но и на территории оккупированной ей Абхазии.

С установлением советской власти как в Грузии, так и в Абхазии, и началом антицерковных гонений сам этот антиканонический «порядок» не изменился. И только в 1943 году русско-грузинский церковный раскол был исцелён. Но вновь революционными методами: по сталинскому указанию в кратчайшие сроки и при сохранении статус-кво. Все, к тому времени весьма немногочисленные, православные приходы на территории Грузинской ССР (и в том числе вошедшей в её состав Абхазской АССР) стали приходами Грузинской Церкви. Ново-Афонский монастырь на тот момент был закрыт, и о нём никто не вспоминал вплоть до 1990-х годов.

В 1992 году на территории Абхазии вспыхнул ожесточённый конфликт. В отличие от грузинских властей абхазское руководство до последнего не стремилось к выходу из состава СССР, и только после его распада начало политику суверенизации. В Грузии на тот момент шла кровопролитная гражданская война между сторонниками свергнутого президента радикального националиста Звиада Гамсахурдия и новых властей во главе с бывшим советским партийным деятелем Эдуардом Шеварднадзе. На фоне этой войны противоборствующие силы объединились против общего «врага»: объявившей о своём суверенитете Абхазии.

В августе 1992-го на территорию бывшей советской автономии вошли грузинские вооружённые формирования (различной степени законности) с бронетехникой при поддержке авиации. Сухумские пляжи в разгар курортного сезона были обстреляны с воздуха. В итоге столица республики была оставлена абхазскими ополченцами, отступившими на запад – к Новому Афону и Гудауте. Началась война, продолжавшаяся вплоть до сентября 1993 года, когда абхазские ополченцы при помощи добровольцев (в основном, из республик Северного Кавказа) освободили большую часть Абхазии.

Здание Совмина Абхазской ССР. Было сожжено в ходе грузино-абхазской войны 1992-93 годов. Фото: EvdokiMari/shutterstock.com

Грузинское духовенство, в ходе войны занимавшее отнюдь не миротворческую позицию, но окормлявшее исключительно грузинскую воюющую сторону, опасаясь преследований со стороны абхазов, покинуло Абхазию. Увы, для этого были основания: в ходе боевых действий абхазами был убит грузинский иеромонах Андрей (Курашвили). Сегодня его могила в Команском монастыре святителя Иоанна Златоуста бережно сохраняется абхазским духовенством, однако сама эта трагедия 1993 года навсегда останется одной из чёрных страниц церковной истории рубежа XX – XXI веков.

В итоге на абхазской территории осталось лишь несколько православных клириков. Их возглавил рукоположенный ещё в Грузинской Церкви священник-абхаз Виссарион Аплиаа. В виде канонического исключения Московский Патриархат рукоположил и командировал ему на помощь нескольких молодых абхазов, клириков относительно недалёкой от Абхазии Майкопско-Адыгейской епархии. Разумеется, этому категорически воспротивились в Грузинском Патриархате, однако, осознавая критичность ситуации, не стали накладывать канонических запрещений на отца Виссариона.

На сегодняшний день практически во всех действующих храмах Абхазии (а их уже около 20, за исключением Ново-Афонского монастыря, о котором чуть позже), в качестве Предстоятеля поминается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По сути же Абхазская Церковь уже более четверти века остаётся без архиерейского руководства. Исполняющим обязанности её Первоиерарха с 1993 года остаётся отец Виссарион Аплиаа. И именно против него ещё в прошлом десятилетии была создана псевдоправославная группировка с центром в Новом Афоне и во главе с ранее командированным ему же на помощь клириком Майкопско-Адыгейской епархии, ныне запрещённым в служении иеромонахом Дорофеем (Дбаром).

«Иеромонах нулевого статуса» и его секта

Отец Дорофей, в миру – Дмитрий (Джума) Заурович Дбар с юных лет проявлял многочисленные таланты: спортсмен и исполнитель народных абхазских танцев, художник и фотограф. Во всём юный Дмитрий Дбар был амбициозен и достигал неплохих результатов. Во всяком случае, именно это утверждает подробнейшая статья о нём в Википедии, очевидно написанная либо самим о. Дорофеем, либо под его чутким руководством.

Переломным этапом в жизни 20-летнего Дмитрия Дбара стало ещё крещение в 1992 году отцом Виссарионом Аплиаа. Сегодня многие упрекают о. Дорофея, что тот в юности сбежал от войны в духовную семинарию. По факту это было именно так, хотя, по свидетельству многих знавших его людей, тогда казалось, что от тщедушного юноши с горящим взором пользы в храме будет куда больше, чем на передовой.

Получив прекрасное образование в Московской духовной семинарии и академии, Дмитрий Дбар в 2001 году принял монашеский постриг и священническое рукоположение в Майкопско-Адыгейской епархии и был командирован в помощь отцу Виссариону в свою родную Абхазию. Однако очень скоро почувствовал себя выше своего былого духовного отца, решив, что именно он достоин епископского сана или как минимум права исполнять обязанности абхазского первоиерарха.

Тогда, в начале «нулевых», нарастающий конфликт между отцом Виссарионом и юным иеромонахом Дорофеем удалось погасить. Молодой клирик направился в Грецию, где продолжил обучение. Параллельно, вопреки церковным правилам, самовольно провозгласил себя священнослужителем Элладской Церкви и даже получил в ней сан архимандрита (выше которого уже епископский). Но обучаясь в Греции, отец Дорофей неоднократно приезжал в родную Абхазию, где в 2011 году в стенах Ново-Афонского монастыря создал секту с претенциозным названием «Священная митрополия Абхазии».

Заседание «Совета» секты «Священная митрополия Абхазии». Фото: Священная митрополия Абхазии / www.anyha.org

В состав этой секты вошли, в основном, националистически настроенные абхазы, большинство из которых никогда не участвовали в церковной жизни, но категорически недовольные активным российским влиянием на жизнь республики. В том числе – церковным. Объективно говоря, это влияние больше мифологично, хотя без российской финансовой поддержки жизнь Абхазии была бы куда мрачнее. С другой стороны, эта помощь создаёт иждивенческие настроения в правящей элите и в итоге приводит к внутриабхазским политическим конфликтам, один из которых развивается в последние месяцы (накануне выборов президента Республики Абхазия, которые должны состояться в августе).

В результате раскольнических действий о. Дорофей был запрещён в служении священоначалием Русской Православной Церкви (клириком которой является до сих пор, хотя и отрицает это). Однако, в нарушение церковных канонов, продолжил «служить», совершая театральные действия, напоминающие богослужения. В то же время каноническое православное духовенство Абхазии, по воле Дбара, уже много лет не может совершать богослужения в захваченном сектантами Ново-Афонском монастыре. Попытки назначить настоятеля обители из числа законных клириков предпринимались не раз, однако каждый раз встречали активное противодействие сектантов из «Священной митрополии Абхазии».

Обострение конфликта и возможные перспективы

На этот раз, начиная с мая 2019 года, отец Виссарион Аплиаа и другие православные священники Абхазии (а их в республике около 20) настроены решительно: вот уже несколько недель они находятся на территории Ново-Афонской обители и совершают богослужения у стен захваченного монастырского собора. Увы, 1 июня кавказский темперамент взял своё, и между православными мирянами и сектантами едва не случилась кровопролитная потасовка.

После этого абхазский президент Рауль Хаджимба встретился с православным духовенством и сектантами из «Священной митрополии Абхазии», однако ситуация не разрешилась. Сектанты во главе с о. Дорофеем собрались на экстренное заседание своего «Совета». На котором один запрещённый клирик и десяток людей, большинство из которых едва ли знают наизусть «Символ веры» (по словам православных абхазов, в эту секту входят даже откровенные атеисты, язычники и мусульмане), приняли откровенно хамское заявление. Потребовав от президента Абхазии и отца Виссариона… подписаться под письмом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с настоятельной просьбой снять запрещение с иеромонаха Дорофея (Дбара). Разумеется, без покаяния последнего, абсолютно убеждённого в своей правоте.

Отец Виссарион Аплиаа и Святейший Патриарх Кирилл. Фото: patriarchia.ru

По сути, это заявление очень напоминает позапрошлогоднее письмо лжепатриарха Филарета (Денисенко) Святейшему Патриарху Кириллу со столь же настоятельной просьбой снять анафему с украинских раскольников. Впрочем, и сама националистическая секта «Киевский патриархат», ставшая основной автокефалистской ПЦУ (она же СЦУ), весьма близка по своей сути и националистической идеологии со «Священной митрополией Абхазии». Вплоть до того что в последней за «богослужениями» в качестве Первоиерарха поминают творца украинской лжеавтокефалии Константинопольского патриарха Варфоломея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *