Православие в Америке

Православная церковь в Америке

Православная церковь в Америке

Orthodox Church in America

Свято-Николаевский собор в Вашингтоне

Общие сведения

Основатели

преподобный Герман Аляскинский

Церковь-мать

Русская православная церковь

Автокефалия

с 1970 года

Признание автокефалии

Русская, Болгарская, Грузинская, Польская, Чешских земель и Словакии

Руководство

Предстоятель

митрополит Тихон (Моллард)

Центр

Вашингтон

Территории

Юрисдикция (территория)

США, Канада

Богослужение

Богослужебный язык

английский (преимущественно)

Календарь

новоюлианский (преимущественно)

Статистика

Епархий

Учебных заведений

четыре

Монастырей

восемь

Приходов

около 650

Сайт

Православная церковь в Америке на Викискладе

Правосла́вная це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — поместная православная церковь, признающаяся всеми Поместными церквами как каноничная, при наличии разных точек зрения на её статус. Автокефалия, предоставленная ей в 1970 году Русской православной церковью, признаётся последней, а также Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии православными церквами. Остальные Поместные церкви рассматривают ПЦА как самоуправляемую часть Московского патриархата. Нерешённый вопрос о статусе ПЦА не препятствует её общению с другими церковными юрисдикциями в Америке. Её епископат участвует в деятельности Постоянной конференции канонических православных епископов Америки.

С 1 июля 2009 года предстоятель церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады». До этого с 2005 года предстоятель Православной церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».

История

В юрисдикции Русской православной церкви

Возникновение восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (архимандритом Иоасафом, иеромонахом Ювеналием, иеромонахом Макарием и другими) первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 год).

При архиепископе Тихоне (впоследствии Всероссийский Патриарх), 1 сентября 1905 года, кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались весьма затруднёнными. Московская патриархия, лишенная доступа к международному телеграфу и почте, попавшим под монополию нового режима, была напрочь отрезана от своих зарубежных епархий и миссий. Прекратилась финансовая поддержка. Православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения.

Северо-Американская митрополия

С середины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей), представителем которого в Северной Америке тогда был архиепископ Аполлинарий (Кошевой), уволенный 1 февраля 1927 года Платоном (Рождественским) (последний именовал себя Митрополитом Северо-Американским).

По мнению историка Андрея Кострюкова конфликт был неминуем. Причина — в готовности Северной Америки к автокефалии, в то время как Синод в Сремских Карловцах рассматривал местную православную епархию, как часть Российской Церкви и видел свою цель в том, чтобы удержать православных американцев в её составе. 19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота об учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

Иерархи Северо-Американской митрополии в конце 1930-х. Сидят: архиепископ Адам (Филипповский), митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко); Стоят: епископ Макарий (Ильинский), епископ Леонтий (Туркевич), епископ Иероним (Чернов), епископ Арсений (Чаговец), епископ Вениамин (Басалыга)

В 1935 году новый глава Митрополии, митрополит Феофил (Пашковский), подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию.

К началу Второй мировой войны в Американской митрополии было около 400 тысяч верующих в 330 приходах, разделённых на восемь епархий.

Во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но оно не увенчалось объединением. В конце ноября 1946 года VII Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде подтвердил «нерушимую веру и лояльность» митрополиту Феофилу и постановил просить Патриарха Московского о принятии Митрополии в его «лоно» «при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время»; также, Собор заявил о выходе Митрополии из административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Прибывший во второй половине 1947 года в США митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) отверг предложенный ему Митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, принятый 7 августа 1947 года Митрополичьим Советом, как предлагающий «уже не автономное, а автокефальное управление, на которое в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований» (Проект Митрополии предполагал признавать Московского Патриарха только как своего духовного главу без каких-либо полномочий).

12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским).

В 1950-х годы началась американизация Северо-Американской митрополии, которая постепенно утрачивала эмигрантский характер и становилась одной из многих американских религиозных общин. Всё большее число приходов митрополии переходило в богослужении на английский язык; среди прихожан преобладали потомки выходцев из Российской империи, из Галиции и Карпатской Руси, родным языком которых являлся уже английский. Все более заметную часть её паствы составляли обращённые в православие американцы, никак не связанные своим происхождением с Россией.

В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным».

Православная Церковь в Америке

9 апреля 1970 года Синод Русской православной церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» — протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Предоставление Русской церковью автокефалии «Североамериканской Митрополии» вошло в конфликт с видением будущего для православия в Северной Америке, имевшимся у Константинопольского Патриархата.

1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.

С 2002 до 4 сентября 2008 года предстоятелем Церкви был Блаженнейший митрополит Герман.

В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика (Robert S. Kondratick). В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США..

3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

Ранее, в октябре 2008 года, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ. Его позиция была поддержана заместителем Председателя ОВЦС епископом Марком (Головковым): «<…> нужно сохранять и укреплять статус ПЦА как самостоятельной церкви, а не давать повода для разговоров, что ПЦА — это структура РПЦ».

12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.

24 мая 2011 года впервые в истории состоялось сослужение Предостоятелей ПЦА и РПЦЗ: Митрополиты Иона и Иларион (Капрал) в Храме Святителя Николая в Нью-Йорке совместно отслужили Божественную Литургию С тех пор в храмах обеих Церквей начали регулярно совершаться совместные богослужения.

В настоящее время Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады Тихон (Моллард). Он был избран XVII Всеамериканским Собором, который прошёл 13 ноября 2012 года в городе Парма, штат Огайо.

Каноническое положение и современное состояние

Автокефалия ПЦА, дарованная Московским патриархатом, до сих пор не признана греческими патриархатами, хотя признаётся Грузинской, Болгарской, Польской и Православной церковью Чешских земель и Словакии. На сайте Румынской церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестёр без уточнения её статуса. Как отметил Андрей Кострюков: «часть православного мира признает Американскую церковь полноценной Церковью, а часть считает, что ПЦА — это просто „филиал“ Русской православной церкви. Её благодатность никто не оспаривает, но канонический статус выяснен не до конца. Это создает проблемы»

Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных православных церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них приветствуют избрание предстоятелей последней.

Каноническая территория — США и Канада; юрисдикция Православной церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.) в зависимости от потребности.

ПЦА разделена на 14 епархий (из которых одиннадцать территориальные и три — этнические), имеются восемь монастырей, три семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т. п.

На 2009 год, по данным митрополита Ионы (Паффхаузена), Американская церковь насчитывала около 650 приходов и 25 монастырей, около 100 000 причастников и около 1 миллиона крещённых.

В США является второй по численности православной деноминацией, уступая Константинопольскому патриархату. Имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой прирост числа верующих за десятилетие (по состоянию на 2011 год) — 21 %.

С начала 1990-х годов имеет подворье в Москве, при храме великомученицы Екатерины на Ордынке. Основателем и первым настоятелем подворья стал протопресвитер Даниил Губяк. С 2002 года настоятелем подворья служил архимандрит Закхей (Вуд). В связи с запрещением в священнослужении архимандрита Закхея (Вуда) 28 июля 2011 года пастырское окормление прихода было возложено на священника Иоанна Кечкина. С 2013 по 2016 год настоятелем подворья был архимандрит Александр (Пихач), а в 2018-м назначен протоиерей Даниил Андреюк.

Епархии и епископат

Основная статья: Список ныне живущих архиереев Православной Церкви в Америке

  • Архиепархия Вашингтона
    • Предстоятель — архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард)
  • Епархия Аляски
    • Предстоятель — епископ Ситкинский и Аляскинский Давид (Махаффи)
  • Епархия Восточной Пенсильвании
    • Предстоятель — епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Марк (Мэймон)
  • Епархия Запада
    • Предстоятель — архиепископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон)
  • Епархия Западной Пенсильвании
    • Предстоятель — епископ Питсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек (Плеска)
  • Епархия Новой Англии
    • Предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)
  • Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси
    • Предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич)
  • Епархия Среднего Запада
    • Предстоятель — епископ Чикагский и Среднего Запада Павел (Гассиос)
  • Епархия Юга
    • Предстоятель — епископ Далласский, Юга и Болгарской епархии Александр (Голицын)
  • Румынская епископия
    • Предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп)
  • Болгарская епархия
    • Предстоятель — епископ Толедский и Болгарский Александр (Голицын)
  • Албанская Архиепископия
    • Предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)
  • Архиепархия Канады
    • Предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Ириней (Рошон)
  • Епархия Мексики
    • Предстоятель — архиепископ Мехико Алексий (Пачеко-Вера)

Примечания

  1. Впервые в истории Предстоятель Православной Церкви в Америке сослужил с Константинопольским Патриархом. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  2. Хулап В. Ф. Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
  3. Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира». Православие.ru.
  4. OCA Holy Synod reestablishes Diocese of Washington and Diocese of New York-New Jersey
  5. 1 2 ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ
  6. http://spbu.ru/files/upload/science/expertiza/otzyvy/kostrukov.pdf
  7. Исторические документы. // «Церковныя Вѣдомости» (Архиерейского Синода, Королевство С. Х. С.). февраль — июнь 1929 г., № 3—12 (166—175), стр. 21.
  8. Цит. по: «Резолюция Седьмого Всеамериканского Церковного Собора в г. Кливлэнде в 1946 г.» / «ЖМП». 1948, № 1, стр. 16.
  9. Послание Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии // «ЖМП». 1948, № 1, стр. 23.
  10. Феофил (Пашковский)
  11. http://modernhistory.ru/d/1607380/d/kashevarov_0.pdf
  12. Летопись Церковной Истории (1961—1971 гг.)
  13. ЖМП. 1967, № 9, стр. 3. // Об отношении к Митрополичьему Округу в Америке.
  14. The Tomos of Autocephaly. TOMOS OF ALEXIS, by the Mercy of God, Patriarch of Moscow and All Russia: Текст Томоса на официальном сайте ПЦА (англ.)
  15. 1 2 3 Глава Православной церкви в Америке уходит на покой NEWSru 5 сентября 2008 г.
  16. Administrative Committee meets. Проверено 24 декабря 2006. Архивировано 25 августа 2011 года.
  17. Cooperman, Alan. Accusations of Misused Money Roil Orthodox Church (February 26, 2006), стр. A09. Проверено 24 декабря 2006.
  18. Rodgers, Ann. Orthodox Church ‘stunned’ by extent of financial abuse, Pittsburgh Post-Gazette. Проверено 26 декабря 2006.
  19. OCA Holy Synod and Metropolitan Council conclude first day of joint meeting. Проверено 26 декабря 2006. Архивировано 25 августа 2011 года.
  20. Special Investigating Committee presents report to OCA Holy Synod and Metropolitan Council На официальном сайте ПЦА 3 сентября 2008 г.
  21. OCA Holy Synod of Bishops grants retirement to His Beatitude, Metropolitan Herman (англ.). Официальный сайт ПЦА (4 сентября 2008). Проверено 11 ноября 2008. Архивировано 25 августа 2011 года.
  22. Священнослужители Православной Церкви в Америке предлагают избрать епископа Венского Илариона (Алфеева) главой этой Церкви // Богослов.Ru 30 октября 2008 г.
  23. В Православной Церкви в Америке идет агитация за избрание её главой епископа Илариона (Алфеева) Интерфакс 30 октября 2008 г.
  24. Епископа Илариона Алфеева хотят видеть главой Православной Церкви в Америке
  25. Bishop Hilarion of Vienna issues open letter concerning the question of his candidacy as OCA Metropolitan (англ.) На официальном сайте ПЦА 6 ноября 2008 г.
  26. Епископ Иларион просит не выдвигать его кандидатуру на пост предстоятеля Православной церкви в Америке NEWSru 7 ноября 2008 г.
  27. 1 2 Америка выдвинула русского кандидата. Коммерсантъ (10 сентября 2008). Проверено 11 ноября 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  28. Bishop Jonah of Fort Worth Elected Metropolitan of All America and Canada Официальный сайт ПЦА 12 ноября 2008 г.
  29. 1 2 Предстоятелем Православной Церкви в Америке избран епископ Иона (Паффхаузен) На официальном сайте МП 13 ноября 2008 г.
  30. Historic concelebration of the Divine Liturgy by OCA Metropolitan Jonah, ROCOR Metropolitan Hilarion
  31. Впервые в истории состоялось сослужение предстоятелей Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви : Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
  32. В День Тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка состоялось сослужение Предстоятеля Православной Церкви в Америке и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей
  33. «У Бога есть чувство юмора»: почему американцы выбирают православие — РИА Новости, 30.06.2018
  34. His Beatitude, Metropolitan Jonah enthroned at St. Nicholas Cathedral, Washington, DC (англ.)
  35. Election Greetings to His Beatitude, Metropolitan Jonah (англ.)
  36. Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твёрдо противостоит духу этого мира». Православие.Ru.
  37. Митрополит Иона едет в Вашингтон.
  38. Протопресвитер Даниил Губяк
  39. Настоятель храма святой Екатерины отправлен в отпуск.
  40. 1 2 Holy Synod appoints Archbishop Nathaniel Locum Tenens, Bishop Michael Temporary Administrator.
  41. Избран новый Предстоятель Православной Церкви в Америке. // Патриархия.Ru

Ссылки

Православная церковь в Америке на Викискладе

Православная церковь в Америке в Викиновостях

  • Официальный сайт Православной Церкви в Америке (англ.)
  • Устав Американской Церкви (англ.)
  • Альтернативный сайт на английском
  • Православная Церковь в Америке на сайте «Религиозные деятели русского зарубежья»
  • Православие в Америке (Телепрограмма 26.02.11)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 80339-X · ISNI: 0000 0000 8565 7546 · LCCN: n81071413 · NKC: ko2017952334 · VIAF: 123758642 · WorldCat Identities (via VIAF): 123758642

  • Латвийская
  • Молдовы
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)*
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Автономные
  • Китайская* (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская* (Константинопольская)
  • Японская* (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечание: * Автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность епископата и клира не оспаривается. ** Каноничность признана не всеми поместными Церквами.

Переехать в Россию из США, чтобы стать православным священником? Вполне естественное решение – так, по крайней мере, считает американец Джозеф Глисон, которого чаще называют отцом Иосифом. Как говорит он сам, перебраться в Россию мечтают все больше его соотечественников. Для них он даже создал специальный сайт, где рассказывает о нашей стране правду и дает советы, как устроиться.

Православный священник Джозеф Глисон, или как теперь его чаще зовут – отец Иосиф, его жена Эми и восемь детей, перебрались в Ростов из Америки два года назад, но до сих пор не могу налюбоваться здешними храмами. Многодетная семья живет в доме для паломников, условия скромные, но, как говорят, здесь они чувствуют себя духовно богаче, чем в Штатах.

«Было много стереотипов – в России холодно, люди злые…Люди здесь прекрасные! Нам помогли во всем, начиная с первых покупок, заканчивая оформлением документов. Чем больше мы здесь живем, тем больше влюбляемся в эту землю!», – делится Эми Глисон.

В православие Джо Глисон перешел из протестантизма – одно из самых распространенных в Америке ответвлений христианства. Все началось с изучения истории русских святых, в итоге священник сменил конфессию, а позже – и страну.

«Я начал читать про Александра Невского, Дмитрия Донского, святого Владимира, русских святых. И я понял, что это мои герои! И я подумал – так что же есть в этой России, если там жили такие удивительные люди? Я уже проехал полстраны – почти все, что пишут у нас о России ложь! У большинства американцев просто нет знакомых, которые бы жили здесь», – говорит Джозеф.

«Я создал группу для американцев, которые хотят переехать, там уже около тысячи участников. Я рассказываю, как найти работу, как получить гражданство и так далее. Думаю, в ближайшие пять лет в Ярославской области будет гораздо больше американских семей!», – надеется священник.

Пока семья оформляет документы для получения российского гражданства, он помогает местным священникам, но мечтает стать настоящим русским батюшкой.

«Еще подучит язык, русский, церковнославянский, сможет самостоятельно служить, выполнять все требы, таинства. Получит вид на жительство и будет принят в нашу епархию», – говорит протоиерей Роман Крупнов, благочинный храмов Ростовского округа.

Старшие сестры Кимберли и Кейт уже научились бегло говорить по- русски, девочки занимаются в студии народного творчества. Сейчас готовятся к Масленице. А младший Кеннет, которому не было и семи месяцев, когда родители из Иллинойса переехали в Ростов, и вовсе с колыбели воспитывается на «Репке» и «Колобке».

Главное, по чему скучают, признаются – это большое хозяйство, которое осталось в Америке. Впрочем, настоящую семейную ферму они надеются теперь построить в России.

Здесь, в деревне Благовещенская гора под Ростовом, отец Иосиф строит дом для большой семьи. Тут он планирует осесть, заниматься хозяйством и, конечно, служить в местной церкви – до нее отсюда меньше сотни метров. Переехать в новый дом планируют следующей осенью. А участок по соседству приглянулся еще одной американской семье – уже весной знакомый отца Иосифа тоже хочет перебраться сюда из США вместе с семьей.

Православные христиане среди западных знаменитостей

«Хвалите Господа вcи языцы…» — провозглашает святой псалмопевец и царь Давид и на его призыв действительно откликаются представители всех народов Земли.

Христос стучится в сердце каждого человека и иногда случается, что Ему открывают даже представители секуляризованного Запада и ни богатство, ни толпы поклонников не в силах заслонить от их глаз светлый образ Спасителя.

О нескольких таких людях мы хотели бы рассказать сегодня нашим читателям:

1. Том Хэнкс

Голливудский актёр, известный всему миру по фильмам: «Форрест Гамп», «Терминал», «Изгой», «Зелёная миля», «Спасти рядового Райана» и многим другим, принадлежал к католической общине США и в Православие перешёл уже в зрелом возрасте, благодаря второй жене Рите Уилсон. Предки Риты — болгары и греки переехавшие в Америку сумели передать ей сокровища Православной веры, которыми она, в свою очередь, поделилась с мужем.

Православное крещение Том принял в Элладской Церкви. По его собственным словам, он состоит в венчанном браке, и его дети также крещены в Православии. Семья Хэнксов посещает православный храм в Лос-Анджелесе, а сам актер является его активным попечителем.

Сам Том так рассказал о своём духовном пути: «Когда вы приходите в своей жизни к решению, что нужно жениться и завести детей, важно уже на этом этапе определиться с духовным наследием своей будущей семьи. Я женился в той же самой церкви, где крестили мою жену. Мои дети крестились в той же купели, что и моя жена. Это делает нашу семью частью большой Вселенской Церкви»

Хэнкс отмечает, что «важно и прекрасно иметь возможность ходить в церковь и размышлять над теми важными вопросами, которые задает тебе Православие, и над ответами, которые оно предлагает».

Недавно он, находясь в отпуске на своей яхте, посетил храм Святой Троицы в Антарктиде, где помолился и поднялся на звонницу (на фото). Подробнее об этом визите .

2. Мила Йовович

Другая знаменитость Мила Йовович родилась в Киеве ещё в те времена, когда Украина была частью огромного и единого СССР.

Живя в США Мила помнила о своих корнях и не только посещала храм сама, но и привела к вере свою семью. В 2015 году в Спасо-Преображенской православной церкви Лос-Анджелеса была крещена уже вторая дочь известной актрисы Дашиэл, с христианским именем Дарья.

О том, как проходили крестины дочери, 39-летняя актриса и ее муж режиссер Пол Андерсон рассказали в микроблоге Милы: «Когда мы говорим по-русски мы называем дочь «Даша», ее имя при крещении «Дарья» (Дария). Удивительно, но Дашиэл родилась 1 апреля в День Святой Дарьи, в один день с ее тезкой и небесной защитницей! Крещение состоялось в традиционной Русской Православной Церкви, здесь, в Лос-Анджелесе».

Спасо-Преображенская церковь Лос-Анджелеса, в которой настоятелствует протоиерей Александр Лебедев, принадлежит к Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви.

3. Джеймс Белуши

Джеймс Белуши, запомнившийся многим российским мальчишкам ролью харизматичного детектива с собакой Майкла Дули в серии фильмов: «К-9», регулярно посещает один из храмов Албанской православной епархии Америки Константинопольского Патриархата. Детей Джеймса крестил викарий этой епархии Илия.

Потомок албанских эмигрантов, Белуши глубоко врос своими корнями в православную традицию. Однажды, будучи в отпуске, Белуши с семьёй даже посетил нынешнего Константинополького патриарха Варфоломея.

4. Джонатан Джексон

Ещё одним известным приверженцем Православия в США является Джонатан Джексон. Джексон родился в семье адвентистов, но несколько лет назад перешёл в Православие вместе со своей женой-итальянкой и тремя детьми.

Сам актёр так рассказал об этом своём решении: «Я захотел быть с теми, кто не говорит много слов, а отдает приоритет молитве. Красоту Православия может почувствовать каждый. Если ты по рождению человек другой традиции или у тебя другой менталитет, то перейти в Православие непросто. Но тот, кто сможет превозмочь себя, получит настоящую радость и благословение».

На его обращение сильно повлияло творчество Ф.М. Достоевского и книги известных апологетов христианства К.С. Льюиса и о. Александра Шмемана.

Обратившись, Джонатан Джексон написал книгу под названием «Действуя в Духе», которая обсуждает связь между верой и актерской карьерой. Джексон говорит, что убеждения должны влиять на выбор ролей: «я не буду связан с фильмом, который порицает Бога… Я был бы готов играть персонажа, который был полностью неверен, и против Бога, только в том случае, если это не будет посланием всего фильма».

25 июня 2012 года в американском городе Лос-Анджелес состоялась 39 ежегодная церемония вручения премии «Эмми», которой был награждён и Джонатан Джексон, как лучший актер драматического сериала за роль в проекте «Главный госпиталь».

На вручении премии Джонатан публично, перед всем залом и телезрителями, исповедовал Православие, перекрестился, воздал хвалу Пресвятой Троице и поблагодарил монахов Святой Горы Афон, «которые молятся за весь мир».

5. Дженнифер Энистон

Отец Дженнифер — православный грек Янис Анасакис, родом с греческого Крита. Поэтому не удивительно, что его дочь также крещена в Православии.

Дженнифер, звезда ситкома «Друзья», часто посещает церковь и является благотворителем православного Спасо-Преображенского храма.

Для детей многих своих друзей по актёрскому цеху Дженифер стала крёстной мамой.

6. Дэвид Гаан

Не стоит удивляться, если прослушивая очередной альбом группы «Depeche Mode», вы услышите напевно-мелодическую форму православной литургии.

Солист знаменитой группы Depeche Mode Дэвид Гаан также обратился через жену. Он придерживается Православия уже более 12-ти лет, с тех пор, как связал свою жизнь с православной гречанкой Дженнифер Склиаз.

7. Эмир Кустурица

Сербский актёр и режиссёр Эмир Кустурица, уже много лет, как крестился и принял Православие. Это произошло в 2005 году в монастыре Савина около Герцег Нови в день святого великомученика Георгия Победоносца. В крещении Эмир получил имя «Неманя».

Как известно, Эмир Кустурица родился в Сараево в семье сербов-мусульман, несколько поколений назад принявших ислам во времена турецкого владычества и постоянно подчеркивал, что чувствует свою неразрывную связь и идентифицирует себя именно с православной сербской культурой.

Режиссер вместе со своей женой Майей уже успел построить храм во имя святителя. Саввы Сербского в в деревне на Мокра горе.

По словам Эмира, христианин должен пытаться сделать мир более гармоничным, и именно такую цель преследует Кустурица в своих фильмах.

8. Мюррей Абрахам

Знаменитый сериальный американский актёр Мюррей Абрахам также исповедует Православие. Православными были отец и дед актёра. Последний, кстати, был известным певцом в Сирии.

9. Кристиан Бэйл

Звезда блокбастеров «Бэтмен» и «Эквилибриум» Кристиана Бэйл – тоже православный христианин. С 2000 года. И, как и многие его коллеги по цеху, посещает Спасо-Преображенскую православную церковь в Лос-Анджелесе.

По словам настоятеля храма протоиерея Александра Лебедева, обращение Кристиана (символично, что его имя означает «христианин») совершилось через жену, православную христианку Сандру «Сиби» Блажич родом из Сербии.

10. Шерон Лоуренс

Голливудская актриса Шэрон Лоуренс, получившая известность благодаря участию в сериалах «Полиция Нью-Йорка», «Анатомия страсти» и «Отчаянные домохозяйки» приняла Православие в 2002 году.

Она вышла замуж за православного христианина — доктора Тома Апостола. Венчание супругов состоялось в Соборе святой Софии Константинопольской православной церкви, расположенном в Лос-Анджелесе.

11. Макс Кавалера

Бразильского исполнителя Макса Кавалеру, основавшего популярные группы Sepultura, Nailbomb, Soulfly и Cavalera Conspiracy тоже можно назвать православным.

Макс Кавалера был крещён в Ватикане в возрасте 9 лет. В 2009 году, беседуя с журналистами, Макс признавался, что верит в Бога, хотя и не является правоверным католиком. По его мнению, «более настоящей» является Православная Церковь, а сам он интересуется Сербской, Русской и Греческой Православными Церквями.

При этом жена Макса Глория и все их дети православные. Бабушка Глории покинула Россию после революции в числе белоэмигрантов и осела в Бразилии.

Через несколько лет стало известно, что музыкант окончательно определился и также принял Православие.

12. Карл Малден

Актёр Карл Малден имеет русские и сербские корни и также придерживается Православия.

В декабре 2008 года он вместе с женой отметил 70-ю годовщину их брака, который считается одним из самых долгих в истории Голливуда.

Карл Малден играл в кино более 70 лет и снялся более чем в 70 картинах, среди которых легендарный «Трамвай «Желание»», классика американского кино.

13. Телли Салавас

Православный греко-американский актёр Телли Савалас, сыгравший роль нью-йоркскго детектива Тео Коджака в сериале «Коджак», хорошо знает Дженнифер Энистон. Ведь он является её крестным отцом и лучшим другом её отца Джона Энистона (Яниса Анасакиса).

14. Боб Марли

Есть сведения, что незадолго до своей смерти, 4 мая 1980 года, легендарный певец Боб Марли крестился в Эфиопской Церкви в Кингстоне с именем Берхане Селласие (на амхарском языке «Свет Святой Троицы»).

Конечно, Эфиопская Церковь не является православной в строгом смысле, так как имеет значимые отличия в богословии и традициях, но всё же относится к Древним Восточным Церквям и стоит довольно близко к апостольской вере.

По словам отца Александра Лебедева, в Православие перешло и множество других американских знаменитостей. А интерес к «русской вере» среди голливудских актёров становится всё сильнее: «Многие из нашего прихода работают на киностудиях — это и режиссеры, и актеры. И раньше в нашем приходе также было много актеров, которые принимали активное участие в церковной жизни. Моими прихожанками были такие известные актрисы как Натали Вуд, Сандра Ди. Также я был хорошо знаком с Юлом Бринером, который был прихожанином православного храма в Нью-Йорке».

Согласно сообщениям СМИ, интерес к Православию проявляют также такие известные персоны, как: Дэвид Аркетт, Кортни Кокс, Наоми Кэмпбелл, Джордж Майкл,

«Знаменитости ведут себя так скромно, что многие и не подозревают, что рядом актеры и музыканты. – говорит настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Александр Лебедев — Службы у нас, в основном, на старославянском, литургия на английском — раз в месяц. Крещений примерно 10 в неделю, даже больше, чем в некоторых российских храмах», — добавляет священник.

Андрей Сегеда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *