Православие в Казахстане

Религиозная принадлежность населения Казахстана

В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Доля атеистов по районам и городам, 2009

Религиозная принадлежность населения Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Ответы респондентов
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Этническая
группа
Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказались
дать ответ
Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другие
национальности
54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии, Бахаи, христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

Ислам

Основная статья: Ислам в Казахстане

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу X в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспансию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.
Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в X в. Памятник той эпохи — сочинение средневекового тюркского писателя Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.

См. также: Ханафитский мазхаб в Казахстане и Полигамия в Казахстане

Христианство

Основная статья: Христианство в Казахстане

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Епархии Митрополичьего округа РПЦ в РК Основные статьи: Православие в Казахстане, Казахстанский митрополичий округ

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую, Чимкентскую и Акмолинскую, Уральскую и Гурьевскую, позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Петропавловская, Павлодарская и Усть-Каменогорская. Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

Основная статья: Католицизм в КазахстанеКатолические структуры Казахстана

В советское время Казахстан был местом заключения и многих репрессированных (этнических немцев, западных украинцев, поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж. о. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, о. Владислав Буковинский, о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж. епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

«Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость — суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»

В 1991 году была учреждена апостольская администратура Казахстана, руководителю которой была вверена временная опека верующих в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане (отдельные миссии sui iuris (собственного права) в этих странах были образованы в 1997 году, позднее в Узбекистане и Кыргызстане были установлены Апостольские администратуры). В настоящее время на территории Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: архиепархия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, Карагандинская епархия и епархия Пресвятой Троицы с центром в Алма-Ате, а также Апостольская администратура Атырау. Действует также несколько приходов грекокатоликов. Общее число католиков по данным на 2004 год оценивается в 183 тыс. человек. По данным на тот же год, в стране было 72 католических священника и несколько сот монахинь.

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм в Казахстане

Протестантизм в Казахстане имеет достаточно длительную историю. После присоединения к России, на территории Казахстана появились первые военные поселения, среди жителей которых было немало лютеран, особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица — чиновники, ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части России в Казахстан в 80-е гг. XIX в. Тогда появились первые немногочисленные общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская реформа начала XX в. привела к новому потоку переселенцев, что ещё более разнообразило конфессиональный состав населения. Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е гг. XX в. Среди переселенцев было, например, более 360 тысяч немцев Поволжья. Уже после ослабления политики в отношении неугодных народов и конфессий — с середины 1950-х гг. — в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне г. Астана) в 1955 г. Власти во времена СССР крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее, их численность постоянно увеличивалась. К моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов, что в два раза превышало количество мусульманских мечетей. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией в Германию, Россию и другие страны в 90-х гг. XX в. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей народов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Среди баптистов сейчас много русских, украинцев, белорусов, казахов, корейцев. Благодаря этому количество баптистских церквей в Казахстане растет, несмотря на выезд из страны немцев, долгое время составлявших большую часть верующих. Об этом свидетельствует и статистика. Если в 1993 г. действовало 129 баптистских объединений, в 2002 г. — 281, в 2007 г. — 290. На начало 2011 г. в Казахстане, по официальным данным, действовало 362 религиозных объединения и групп евангельских христиан-баптистов, при этом 48 из них не зарегистрированы органами власти. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х гг. XX в. Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа. В результате на 1 января 2011 г. количество пятидесятнических церквей достигло 97, пресвитерианских — 239, харизматических — 306. Наиболее известны следующие объединения: «Грейс-Благодать», «Еммануил», «Новая Жизнь», «Агапе», «Сун Бок Ым», «Церковь Полного Евангелия». Многие пятидесятнические и пресвитерианские церкви были созданы миссионерами из Южной Кореи и США. Среди их пасторов и последователей немало представителей корейской диаспоры.

Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма их учение является сектантским. Большинство протестантских церквей отвергает их принадлежность к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами.

Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.

Буддизм

наскальные изображения Будд Основная статья: Буддизм в Казахстане

Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линия тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

  • Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
  • Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
  • Последователи дзэн-буддизма.

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Казахстане

В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешней Алма-Ате) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году, а добились регистрации еврейского молитвенного общества только в 1907 году, когда в России была объявлена бо́льшая свобода вероисповедания.

Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.

В настоящее время число верующих составляет всего 5,3 тыс. чел.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.

Открылись синагоги в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кошерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте Казахстана на 2016 год представлены три политические партии — Нур-Отан, Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия Казахстана «Ак жол». В их программах религиозные вопросы занимают очень скромное место, при этом отношение к религии заметно различается. В доктрине правящей Нур-Отан, принятой в 2013 году, не упоминается ни одна конфессия, хотя констатируется, что «вера и религия — это важный источник духовности, морали и толерантности». Оппозиционная Коммунистическая народная партия Казахстана стоит на позициях атеизма, в ее программе сказано: «коммунисты выступают за признание свободы совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети. При этом коммунисты ведут широкую атеистическую пропаганду, избегая унижений оскорбления чувств верующих в любой форме». Зато Демократическая партия Казахстана «Ак жол» обещает «поддерживать традиционные религии народов Казахстана (прежде всего ислам и христианство), защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений, противодействовать призывам к экстремизму и терроризму на религиозной, этнической и любой другой основе».

Примечания

  1. Итоги национальной переписи населения 2009 года (публикация 12.11.2010)
  2. Итоги национальной переписи населения 2009 года. Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан (недоступная ссылка)
  3. Доктрина национального единства Казахстана
  4. U/S/ Department of State. International Religious Freedom Report 2010
  5. Данияр Наурыз: «В информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма» / Видео / Интернет-газета. Казахстан. Проверено 11 февраля 2013. (недоступная ссылка)
  6. Социалистическое движение Казахстана » Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма!. Проверено 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  7. Правозащитник обвиняется в пропаганде атеизма, говорит адвокат. Проверено 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  8. Казахстан: правозащитник Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма — Портал-Credo.Ru. Проверено 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  9. Римско-Католическая Церковь в Казахстане (недоступная ссылка). Проверено 22 июля 2009. Архивировано 26 января 2010 года.
  10. Грекокатолическая Церковь в Казахстане (недоступная ссылка). Проверено 22 июля 2009. Архивировано 6 января 2012 года.
  11. Сайт «Catholic Hierarchy»
  12. Христианство в Казахстане
  13. Тибетско-Буддийский Центр
  14. Хабад в Казахстане
  15. Доктрина
  16. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). Программа (недоступная ссылка). Проверено 22 марта 2016. Архивировано 21 марта 2016 года.
  17. Официальный сайт демократической партии «Ак жол»

Литература

  • Байбусанова, Зейнеп. Гуманистическое содержание культуры ислама // Экспресс К. — 03.06.2009. — № 343 (16729). Архивировано 3 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K. Ислам в Казахстане: история его распространения // КазНУ имени аль-Фараби. — Алматы: КазНТУ, 2012. — С. 57-62. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K. Религиозный терроризм и экстремизм — вызовы современному обществу Казахстана // Министерство образования и наука республика Казахстан Сборник материалов второго форума. — Алматы: КазНТУ, 2012. — С. 133-137. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K., Ашилова М. С. Ислам и православие в поликонфессиональной структуре казахстанского общества // конференции КазНТУ. — Алматы: КазНТУ, 2013. — С. 74-77. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бейбит, Сапар Али; Барбасов, Мухамед-Канафия. Казахстан: религии и межконфессиональные отношения // Центральная Азия и Кавказ. — 2002. — № 2(20). — С. 79-88. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бурова Е. Е., Косиченко А. Г. Актуальные проблемы развития религиозной ситуации в Республике Казахстан / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. — Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. — 137 с. — ISBN 978-7082-78-9.
  • Бурова Е. Е. Тренды новой религиозности в современном Казахстане (опыт социогуманитарного измерения). Монография / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой, чл.-корр. НАН РК, д-ра соц. наук, проф.. — Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. — 500 экз. — ISBN 978-601-304-038-7.
  • Нурманбетова Д. Н., Сандыбаева У. М. Религиоведческий анализ религиозной ситуации в Республике Казахстан. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Нұрманбетова Ж. Н., Камарова Р. И., Сандыбаева У. М., Сайлаубек қызы А., Толғамбаева Д.Т., Шаповал Ю. В. Молодёжь и нетрадиционные конфессии в Казахстане (Рекомендации государственным органам, реализующим молодежную политику) = Жастар және Қазақстандағы дәстүрлі емес діни ұйымдар (Жастар саясатын жүзеге асыруға уәкілетті мемлекеттік органдарға ұсыныс / философия ғылымдарының докторы Нұрманбетова Ж.Н.. — Астана, 2009. — 43 с.
  • Султангалиева А. К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 1998. — 188 с.
  • Султангалиева А. К. Эволюция ислама в Казахстане // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. — № 5.
  • Султангалиева А. К. „Возвращение ислама“ в Казахстан. — Алматы: Фонд «Алтынбек Сарсенбаулы», 2012. — 170 с.
  • Султангалиева А. К. Религиозная идентичность и национальная интеграция в казахстане // Национальная консолидация Казахстана: проблемы и перспективы. Сборник материалов круглого стола (г. Алматы, 28 марта 2013 г.) / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. — Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. — С. 33—40. — 196 с. — ISBN 978-601-7082-82-6.

Страны Азии: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

История

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути с юго-востока в в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах.

В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.

С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общей числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период. 7 мая 2003 года 3 епархии Русской православной церкви были организованы в Казахстанский митрополичий округ. 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы 3 новые епархии. 5-6 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены ещё три.

>Святые

  • священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинского и Казахстанский
  • преподобноисповедник Севастиан, схиархимандрит Карагандинский

История казахского народа

Образование казахской народности длилось почти тысячу лет, беря свое начало в бронзовом веке.

Происхождение

Процесс этногенеза условно разделяется на три этапа:

  1. Идет заселение Центральной Азии, зарождение скотоводческого кочевничества. Сильное влияние оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Именно от тюркского языка происходит термин «казах», означающий «свободный», «независимый», «вольный» или «скиталец».
  2. С VI века нашей эры распространяется ислам с приходом арабов, в XI веке происходит группирование племен тюрков и образование Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков), исторического региона Евразии.
  3. Объединение всех племен и родов тюрков, обретших единый облик. Первые казахские ханы Керей и Жанибек увели около ста тысяч человек в Семиречье в середине XV века. Населявших Семиречье людей стали называть казахами.

Культура и традиции

Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда. Национальная кухня удивляет изобилием блюд (в основном мясных), а сами жители поражают чрезвычайным гостеприимством. Также казахи очень почтительно относятся к своим предкам, зачастую знают свою родословную до седьмого колена. Семья в жизни казахов занимает значительное место, в ней царит любовь и уважение.

Древние религии Казахстана

До распространения ислама среди казахского народа большую популярность имели две религии: тенгрианство и шаманизм.

Тенгрианство

Культура, обычаи и традиции казахов тесно связаны с тенгрианством, совокупностью представлений о жизни и мире до принятия ислама и мусульманской веры. В свое время верование раздробили на оккультные языческие религии: культ предков, анимизм, полидоксию, тотемизм и шаманизм.

В основе тенгрианства заложено обожествление Тенгри — неба в широком смысле. Тенгри вездесущ, он является всем и причиной всего, воплощает в себе все сущее, заключает в себе свет и добро. Именно поэтому отсутствовала необходимость искать определенное место для проведения ритуалов и обрядов. Примечательно, что высокую гору или дерево тюркские народы называли Тенгри. Эта традиция сохранилась и в наши дни — к ветвям одинокого дерева привязывают ленточку в знак почитания святости места.

Согласно верованию, человек должен относиться с уважением и любовью ко всему окружающему миру. Культ Тенгри — это признание дуальности мира, восприятия и понимание себя как части природы, единения с ней. У деревьев, земли, рек, гор, как и у человека, существуют Аруахи — духи-хранители. Казахи верят, что у человека есть душа, нуждающаяся в пище, которую как раз и дает дух Аруах. Считается, что любые деяния отражаются на душе человека. Зло, нарушение обещаний и клятв, предательства оскорбляют дух предков, а тем самым и Тенгри. Такая традиция почитания Аруах обязывала казахов знать своих предков до седьмого поколения.

В отличие от других религий, в тенгрианстве сохранялась вера в бессмертие физического тела, смерть представляется сном, который однажды сменится пробуждением. Поэтому в могилу, рядом с человеком, помещали вещи, необходимые ему в новой жизни.

В наше время культ Тенгри переплетен с либеральным исламом и научным мировоззрением. Сейчас под тенгрианством понимается некая «народность», свободная религиозность тюрок, почитание предков, уважение к живым и мертвым, любовь к природе, сохранение культурных ценностей, обычаев, традиций.

Шаманство

Элементы шаманизма прослеживаются в жизни многих народов. Тюрки отводили шаманским способностям главное место, за помощью шаманов (их называют баксы) обращались верховные правители кочевых империй. Люди приходили к ним, ища спасения от болезней и различных напастей. Все это укрепляло «власть» баксы и способствовало развитию шаманизма.

Само слово «баксы» происходит от чагатайского «бақшы». Шаманам приписывали способность контактировать с потусторонними силами, пророчить, врачевать, предсказывать будущее, ворожить, распознавать мысли, видеть прошлое, вершить человеческую судьбу, изгонять духов, вызывать природные изменения. К светлым духам казахский народ причислял Аруах, ангелов и фею. От таких существ, как дьявол, злой дух, албасты (демоны), жезтырнак (демон в облике красивой женщины с медными когтями и орлиным носом), старались уберечься.

Основная функция шаманов заключалась в предотвращении явлений, опасных для человека. Баксы гармонизировали жизнь общества, с помощью транса нейтрализуя негативную энергию, скопившуюся в обществе.

С распространением ислама к шаманам стали относится двояко — их принимали за людей, вступающих в контакт с демонами и дьяволом. С того времени баксы перестали регулировать общественную жизнь и жили обособленно от людей. Но жители продолжили обращаться к ним с просьбой о врачевании и предугадывании болезней.

Верования казахов

Казахстан — это поликонфессионная страна, в ней существует 46 конфессий и доминаций (данные 2009 года), функционирует 4200 религиозных объединений и общин. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий. Так кто же они, казахи, — мусульмане или христиане? И о каких религиозных течениях следует знать при посещении страны?

Суннизм

Раскол во второй половине VII века привел к образованию суннизма — направление ислама, которое не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека (на момент раскола — потомков Мухаммеда). Только сам Великий Пророк и его заповеди являются для суннитов примером в жизни. Духовную власть имеют избранные правители-халифы, осуществляющие толкование религиозных текстов, а не законодательства и судейства.

Суннизм включает четыре школы — мазхаба. Крупнейшая из них — ханафитская. Основал ее выдающийся богослов Абу Ханиф. Он предложил методологию богословия, ставшую основой ханафитской школы.

Ее особенности:

  • глубокая практическая значимость в ежедневной жизни;
  • отсутствие особенного и единственного, полновластного религиозного лидера.

На своем примере богослов демонстрировал постижение религиозных заповедей путем обсуждения, совета, формированием коллективного мнения. Все должно было вдохновлять и побуждать к размышлениям и исследованиям.

Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. Укоренение ислама происходило в тесной связи с культом Тенгри и зороастризмом. Сначала верование охватило только Юг страны, и уже в конце X века достигло широкого распространения на побережьях Сырдарьи и Семиречья.

С каждым годом позиции мусульманской религии крепли, строилось множество мечетей (в основном на частные вложения). В период правления султана Арын-Газы произошло глубокое внедрение законов шариата в быт. XIX столетие отмечено влиянием степных татар, становившихся муллами и выполнявших просветительскую функцию.

Имеющиеся святые места и сооружения: Мавзолей Арыстан баб, Унгуртас, Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, Мавзолей Айша-Биби, Мавзолей Бабаджа Хатун, Улкен-Агаш, гора Казыгурт и др.

Католицизм

Одно из направлений в христианстве. Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле».

Католицизм в страну попал в советское время через репрессированных, отправленных в места заключения. Среди них была внушительная доля католиков, которые после освобождения оставались в республике.

Апостольская администратура Казахстана была учреждена в 1991 году. Сегодня на территории Республики Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: в Астане, Алма-Ате и Атырау. Также действует несколько приходов греко-католиков.

Возведенные сооружения: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Святого Иосифа Обручника, Храм Святой Княгини Ольги, Храм Святых Верховных Апостолов Петра и Павла и др. Всего зарегистрировано римско-католических приходов — 83, а греко-католических — 5.

Протестантизм

Это ветвь в христианстве, определяющая принципиальными три положения: священство всех верующих, спасение личной верой, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Учение начало свое распространение в ходе присоединения Казахстана к Российской империи через солдат-лютеран и военнопленных, меннонитов. Протестантизм в Казахстане включает следующие конфессии: лютеранство, меннонитство, баптитзм и другие, в том числе нетрадиционные общины.

Официально зарегистрировано 1267 организаций, располагающих 543 культовыми сооружениями.

Иудаизм

Одна из древнейших монотеистических религий, базирующаяся на 13 принципах веры. В Казахстане представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная. Распространение иудаизм получил в связи с указом Николая I о натуральной воинской повинности для евреев. Малолетних отправляли для приготовления к службе в кантонистские школы, зачастую расположенные в отдаленных регионах. Так, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

В 1870 году сложилась первая община в городе Верном (Алма-Ата), а первая синагога была открыта в 1884 году в простой деревянной избе. Регистрации еврейского молитвенного общества добились только в 1907 году. С 1994 главный раввин Казахстана — Ешая Элазар Коген. Имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.

Секты и нетрадиционные религии

Сегодня в государстве можно встретить последователей различных оккультных течений.

Среди них множество деструктивных и тоталитарных сект, представляющих угрозу национальной безопасности и психике их адептов.

На территории государства к нетрадиционным конфессиям относятся «харизматические» религиозные объединения «Новая жизнь», «Агапе», «Грейс», «Церковь объединения Муна», «Живая лоза», «Благая весть», «Алля Аят».

Другие вероисповедания

Православие — одно из мощных религиозных направлений в стране, является структурным подразделением Московского патриархата. Появилось оно на территории Казахстана в ходе колонизации Сибири и Дальнего Востока русским народом. На территории Республики Казахстан существует 9 монастырей и 230 приходов.

Буддизм в стране имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм. Буддизм в стране развит очень слабо, в основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Святое место: Тамгалы-Тас (камни со знаками).

Атеизм

Доля атеистов растет, сегодня она составляет больше 10% населения. Не редки конфликты, возникающие на этой почве, также происходит дискриминация атеизма в СМИ.

Процентное соотношение представителей

Буддизм исповедуют 0.09% населения, православие — около 20%, иудаизм — 0.03%, протестантизм — 2%, католицизм — 1.3%, ислам — около 70%.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане распространено лишь одно из направлений ислама. Для него характерно признание свободы мнений в религии, терпимость к инакомыслию, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в стране имеют скорее символический, обрядовый характер.

Мусульманские школы

У казахов в основном были распространены два типа религиозных учебных заведений: мектеб (начальные) и медресе (высшие). Из-за кочевого образа жизни возникли подвижные школы, переходящие из одной местности в другую. Многие мектебы функционировали при мечети. Учились от 3 до 12 лет, с 4-х или 5-летнего возраста. Для каждого мальчика посещение школы было обязательным.

Происходило не только обучение чтению Корана, но и изучение арифметики, синтаксиса арабского языка, механической каллиграфии, воспитание благонравных манер. В большинстве мектебов занятия проходили только зимой или только летом. Обучение в начальной школе не давало права на религиозное звание, для этого необходимо было отучиться в медресе.

На данный момент в Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений: Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при ДУМК и Казахско-египетский исламский университет «Нур».

Публичное проявление веры

Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, но формально официальной религии в Республике Казахстан нет, поэтому данный вопрос для каждого верующего является личным. Порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе с подросткового возраста женщины носят паранджу (длинный женский халат) и хиджаб (платок, не скрывающий лицо) или никаб (ткань, скрывающая все, кроме глаз).

Верховный муфтий Казахстана призвал договариваться родителей лично (например, со школой) по вопросу ношения религиозной одежды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *