Православие в литве

История

В Российской империи

Литовская епархия Российской Церкви была учреждена в 1839 году, когда в Полоцке на соборе униатских епископов Полоцкой и Витебской епархий было принято решение о воссоединении с православной церковью. Границы епархии включали Виленскую и Гродненскую губернии. Первым епископом Литовским стал бывший униатский епископ Иосиф (Семашко). Кафедра Литовской епархии первоначально находилась в Жировицком Успенском монастыре (Гродненская губерния). В 1845 году кафедра перенесена в Вильну. С 7 марта 1898 года возглавлялась архиепископом Ювеналием (Половцевым) до момента его смерти в 1904 году.

Перед Первой мировой войной Литовскую епархию составляли благочиния Виленской и Ковенской губернии: Виленское городское, Виленское уездное, Трокское, Шумское, Вилкомирское, Ковенское, Вилейское, Глубокское, Воложинское, Дисненское, Друйское, Лидское, Молодеченское, Мядельское, Ново-Александровское, Шавельское, Ошмянское, Радошковичское, Свянцанское, Щучинское.

Литовская православная епархия

После Первой мировой войны и включения Виленского края в состав Польши территория епархии оказалась поделённой между двумя враждующими странами. Православная Церковь Польши вышла из подчинения Московской патриархии и получила автокефалию от Константинопольского патриарха. Приходы бывшей Виленской губернии вошли в Виленскую и Лидскую епархию Православной Церкви Польши, которой управлял архиепископ Феодосий (Феодосиев).

Виленский архиепископ Елевферий (Богоявленский) сопротивлялся отделению и был выслан из Польши; в начале 1923 года прибыл в Каунас для управления православными Литвы, не отказываясь от прав на приходы, оказавшиеся на территории Польши.

В Литовской Республике Литовская православная епархия оставалась в юрисдикции Московской патриархии. По данным всеобщей переписи населения 1923 года, в Литве проживало 22.925 православных, преимущественно русских (78,6 %), также литовцев (7,62 %) и белорусов (7,09 %). По утверждённым Сеймом в 1925 штатам денежные оклады из казны были назначены архиепископу, его секретарю, членам Епархиального совета и священникам 10 приходов, несмотря на то что действовал 31 приход.

Лояльность архиепископа Елевферия контролируемому властями СССР Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородского) (впоследствии Московский Патриарх) создала особые условия для него и епархии: в 1928 году, прибыв в Москву, Елевферий был возведён в сан митрополита; 30 апреля 1931 года был назначен управляющим русскими приходами Московской Патриархии в Западной Европе (немногими, не вошедшими в юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)). Таким образом, в Каунасе сосредоточился главный и единственный официальный центр контроля Московской патриархии за зарубежным русским православием в тот период. Там же находились и единственное духовно-учебное заведение Московской патриархии 1930-х годов — пастырские курсы.

Виленская епархия (Польская Церковь)

Виленскую епархию автокефальной Православной Церкви Польши, возглавлявшуюся архиепископом Виленским и Лидским Феодосием (Феодосьевым), образовывали благочиния Виленского и Новогрудского воеводств:

  • Виленское
  • Виленско-Трокское
  • Браславское
  • Вилейское
  • Дисненское
  • Молодеченское
  • Ошмянское
  • Поставское
  • Воложинское
  • Лидское
  • Столпецкое
  • Щучинское

Всего насчитывалось 173 прихода.

В советский период (1939—1941)

После того, как Виленский край был передан СССР Литве, его приходы были воссоединены с Литовской епархией; митрополит Елевферий перенёс свою резиденцию в Вильно. При включении Литвы в состав СССР, Литовская епархия лишилась бюджетных ассигнований, национализированных земель и строений.

В январе 1941 года, по смерти митрополита Елевферия, митрополитом Литовским и Виленским (с 24 февраля 1941 также экзархом Латвии и Эстонии) назначен архиепископ, управляющий делами Московской Патриархии Сергий (Воскресенский).

Вторая мировая война

После оккупации Литвы германскими войсками в июле 1941 года, страна, за исключением небольшой части на юге, была включена в состав рейхскомиссариата Остланд.

Митрополит Сергий возродил Ковенское викариатство. В 1942 году в Свято-Духовом монастыре в Вильно им были открыты пастырские курсы, готовившие священников как для Прибалтики, так и для «Православной духовной миссии в освобождённых областях России» (упразднены советскими властями в марте 1945).

При до конца не выясненных обстоятельствах 29 апреля 1944 года был убит митрополит Сергий (Воскресенский); временным управляющим Прибалтийским экзархатом стал ковенский викарий архиепископ Даниил (Юзьвюк).

Второй советский период (1945—1991)

С января 1945 в Вильнюсе начал работу уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР. В марте временный управляющий епархией архиепископ Василий (Ратмиров) реорганизовал управление епархией.

В июле 1946 года в Духов мужской монастырь были возвращены мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Открытая в октябре того же года православная духовная семинария по требованию Совета Министров Литовской ССР закрыта в августе 1947 года.

На 1949 в епархии действовало 60 зарегистрированных церквей, из них 44 приходских, 14 приписных, 2 молитвенных дома; служили 48 священников, 6 диаконов и 15 псаломщиков; в Вильнюсе действовали мужской монастырь Св. Духа и женский Мариинский монастырь со своими церквями.

В 1962 году действовали 52 церкви (по данным архиепископа, их посещало ок. 7045 верующих), служили 33 священника, 3 диакона, 16 псаломщиков. Московской патриархии было запрещено оказывать материальную помощь Литовской епархии. Закрывались церкви в Каунасе (Воскресенская), Швенчёнеляй и Юрбаркасе (1962), в Вильнюсе (Александро-Невская, Пятницкая и Св. Тихона), в Побяне (1963), в Каралишкяй и Мариямполе (1964).

В 1987 году православным возвращена церковь Св. Тихона в Вильнюсе. 19 мая 1989 Совет Министров Литовской ССР отменил постановление о закрытии Мариинского женского монастыря. 14 февраля 1990 года Верховный Совет Литовской ССР принял закон «О возвращении религиозным общинам храмов и других зданий», согласно которому православным возвращены Александро-Невская и Пятницкая церкви в Вильнюсе.

Благочиния и храмы

Никольская церковь в ВильнюсеЦерковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» в ДрускининкаеЦерковь Святых Константина и Михаила. (Романовская церковь) Церковь Михаила Архангела. Церковь Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла. Виленское (городское)

  • Пречистенский кафедральный собор г. Вильнюс, ул. Майронё, 14.
  • Соборная церковь Свято-Духова монастыря, ул. Аушрос Варту, 10.
  • Великомученицы Параскевы Пятницы, ул. Диджёйи, 2
  • Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, ул. Диджёйи, 12.
  • Святых Константина и Михаила (Романовская) Вильнюс на улице Йоно Басанавичяус, 27.
  • Знамения Пресвятой Богородицы на Зверинце ул. Витауто, 21.
  • Преподобной Евфросинии (Евфросиньевская) с кладбищенской храмом-часовней святителя Тихона Задонского на Евфросиниевском кладбище на ул. Лепкальнё, 19.
  • Церковь Михаила Архангела ул. Калварию, 65.
  • Храм Александра Невского на ул. Лянку 1/17.
  • Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла в Новой Вильне ул. Коялавичяус, 148
  • Святой великомученицы Екатерины на Зверинце; г. Вильнюс, ул. Бирутес, 20.

Виленское окружное

  • Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Клайпеда)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Друскининкай) на ул. Васарё Шешёликтос, 2.
  • Храм в честь Успения Божией Матери (Вевис)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Рудaминa)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Михново)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Семелишки)
  • Храм во имя великомученика Георгия Победоносца (Гейсишки)
  • Молитвенный дом во имя святителя Тихона (Шальчининкай), ул. Юбилеяус, 1-а.
  • Храм в честь Рождества Христова (Букишкис)
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Пабраде)

Каунасское

  • Благовещенский собор (Каунас)
  • Храм в честь Воскресения Христова (Каунас)
  • Храм в честь Преображения Господня (Кедайняй)
  • Храм во имя Животворящей Троицы (Расейняй)
  • Храм в честь апостолов Петра и Павла (Шауляй)
  • Храм в честь иконы Божией матери «Казанская» (Титувенай)
  • Церковь в честь Воскресения Христова (Укмерге)
  • Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Ужусаляй)
  • Церковь в честь Воскресения Христова (Йонава)
  • Храм в честь Святой Троицы (Мариамполе)
  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Круонис)
  • Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Кибартай)
  • Покровский приход (Алитус)

Клайпедское

  • Храм в честь Всех святых, в земле российской просиявших (Клайпеда)
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (Клайпеда)
  • Храм в честь покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа мирликийского (Клайпеда)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Иверская» (Паланга)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Тельшяй)
  • Храм в честь Успения Божией Матери (Мажейкяй)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская» (Колайняй)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (Ковнатово)
  • Храм во имя святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Таураге)
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй)
  • Храм во имя архистратига Божия Михаила (Шилуте)

Висагинское

  • Храм в честь Введения во храм Божией Матери и во имя великомученика Пантелеимона (Висагинас)
  • Храм в честь Рождества пророка и предтечи и крестителя Иоанна (Висагинас)
  • Храм в честь Вознесения Господня (Утена)
  • Храм в честь Воскресения Господня (Паневежис)
  • Храм в честь Всех святых (Зарасай)
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Аникщяй)
  • Храм в честь Рождества Богородицы (Рагува)
  • Храм во имя святителя Николая (Гегобросты)
  • Храм во имя священномученика Никандра (Лебенишки)
  • Храм в честь Покрова Божией Матери (Интурки)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Ужпаляй)
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Рокишкис)
  • Храм в честь Животворящей Троицы (Швянчёнис)

Епископы

  • Иосиф (Семашко) (6 марта 1839 — 23 ноября 1868)
  • Макарий (Булгаков) (10 декабря 1868 — 8 апреля 1879)
  • Александр (Добрынин) (22 мая 1879 — 28 апреля 1885)
  • Алексий (Лавров-Платонов) (11 мая 1885 — 9 ноября1890)
  • Донат (Бабинский-Соколов) (13 декабря 1890 — 30 апреля 1894)
  • Иероним (Экземплярский) (30 апреля 1894 — 27 февраля 1898)
  • Ювеналий (Половцев) (7 марта 1898 — 12 апреля 1904)
  • Никандр (Молчанов) (23 апреля 1904 — 5 июня 1910)
  • Агафангел (Преображенский) (13 августа 1910 — 22 декабря 1913)
  • Тихон (Беллавин) (22 декабря 1913 — 23 июня 1917)
  • Елевферий (Богоявленский) (13 августа 1917 — 31 декабря 1940; до 28 июня 1921 временно управляющий)
  • Сергий (Воскресенский) (март 1941 — 29 апреля 1944)
  • Даниил (Юзвьюк) (29 апреля — июнь 1944) в/у, еп. Ковенский
  • Василий (Ратмиров) (12 февраля — 13 апреля 1945) в/у, архиеп. Минский
  • Корнилий (Попов) (13 апреля 1945 — 18 ноября 1948)
  • Фотий (Топиро) (18 ноября 1948 — 27 декабря 1951)
  • Филарет (Лебедев) (1 февраля 1952 — 22 ноября 1955) в/у, еп. архиепископ Рижский
  • Алексий (Дехтерёв) (22 ноября 1955 — 19 апреля 1959)
  • Роман (Танг) (21 мая 1959 — 18 июля 1963)
  • Антоний (Варжанский) (25 августа 1963 — 28 мая 1971)
  • Ермоген (Орехов) (18 июня 1971 — 25 августа 1972)
  • Анатолий (Кузнецов) (3 сентября 1972 — 3 сентября 1974)
  • Герман (Тимофеев) (3 сентября 1974 — 10 апреля 1978)
  • Викторин (Беляев) (19 апреля 1978 — 10 апреля 1989)
  • Антоний (Черемисов) (22 апреля 1989 — 25 января 1990)
  • Хризостом (Мартишкин) (26 января 1990 — 24 декабря 2010)
  • Иннокентий (Васильев) (с 24 декабря 2010)

> Викариатства

  • Браславское (недейств.)
  • Брестское (ныне самостоятельная епархия)
  • Ковенское (недейств.)

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ПРАВОСЛАВНЫЕ !

Два посадника, основателя Вильны, из вечевого города Пскова, Давид и Мовкольд были детьми полоцкого князя из рода Рюриковичей Ростислава Рогволодовича. Их призвали в свой Кривой город – город кривичей горожане на правление к себе ещё около 1129 года. Гедимин — Едимантий, судя по летописным свидетельствам, был прямым потомком первого Виленского князя Давида, от которого пошли также Гердень (убийца самозванца Мендольфа), а затем Витень. Именно от Давида род рюриковичей наследовал правление в Вильне, одном из первых самых больших компактных поселений славян — кривичей на территории Чёрной Руси (подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/proza/433-pravoslavnyy-slavyanskiy-genezis-vkl.html ).
При распаде Киевской Руси на удельные княжества в XIII веке местные жители – кривичи – литвины (от названия местности своего проживания Литва), начали захватывать и подчинять своему самозваному князю Мендовгу, сидящему в Новогрудке, прилегающие земли, расширяя территорию владений на юго-восток, и принимая всё больше православных русских людей под правление и защиту этого воинственного князя. что способствовало распространению православия. На них, как и другие русские земли, в том числе и земли Киевской Руси, где правили киевские князья, являлись митрополией Константинопольского Патриархата. Новогрудский князь Мендовг (Мендольф — по германским летописям, имя означает дословно – «рука кинжал»), согласно Густынской летописи, в 1246 году призванный со своею дружиною на княжение в Новогрудок принял православное крещение под именем Василий, но, видимо, сделал это не по убеждению, а по расчёту – в целях союза с русскими князьями против Тевтонского ордена. Когда условия изменились и Миндовг сблизился с Тевтонским орденом, и в 1251 году принял католическое крещение и через 12 лет в 1263 году был убит.
Среди последующих великих князей Литвы было не менее трёх православных — сын Миндовга, ревностный подвижник и монах Войшелк, Шварна и Римунд (в монашестве Елисей). При Великом князе Гедимине, по родовому гербу Пикирующий сокол – Рарог, один из отпрысков Руриковичей по Полоцкой линии, в первой половине XIV века, после присоединения обширных западнорусских земель, православное население русичей увеличилось и составило уже две трети населения Великого княжества Литовского (ВКЛ). Гедимин (судя по летописному эпосу XIV века «Задонщина» — Эдимантий, или Эдмунд, дословно – «человек верный присяге»), не был язычником, хотя всячески именовался таковым по идеологическим причинам в тогдашних германских метриках и анналах. Православная митрополия Константинопольского патриархата была основана в Вильне в самом начале XIV века, а с 1317 года сохранилось уже и документальное подтверждение данному факту. Гедимин – Эдмунд проявлял широкую веротерпимость и к людям другой веры, католикам, иудеям, мусульманам, приглашал всех в свой новый стольный город Вильну в своём знаменитом публичном Обращении 1323 года. Сам он был дважды женат на православных русских княжнах.


Факсимиле текста памятника древнерусской литературы XIV века: «Задонщина»
Вообще в ту эпоху известно 16 русских княжнах, выданных замуж за князей ВКЛ, и 15 княжон из этого княжества, выданных замуж за православных князей русичей. Сын Гедимина, великий князь Ольгерд, был также женат на русской православной – Марии Ярославне – и, по некоторым данным, живя в Витебске, молился в православных храмах. В годы его княжения, в стольном граде Вильне, на детинце княжеского замка стоял православный храм, а также храм Николая Чудотворца (на улице Лоточной – ныне разрушенный, подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/842-pervyy-pravoslavnyy-hram-vilnyusa.html). Чуть позже, при Марии Ярославне, был построен и православный храм святой Параскевы-Пятницы.
Канонизация первых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, погибших за православную веру, совершилась в Константинополе по почину патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 годами. При Ольгерде в Вильне продолжалось строительство православных храмов, которых было к началу XV века на порядок, с лишним, больше, чем католических. Проникая в православную городскую среду Вильны, католики вели себя весьма нескромно, что привело даже к тому, что в конце сороковых годов XIV века, посадские люди Вильны побили католических монахов францисканцев и, привязав их к деревянным крестам, спустили вниз по течению реки Вилии.
Распространялось почитание православных святых, первых мучеников с территории исторической Литвы: святителя Кирилла Туровского, преподобной Евфросинии Полоцкой, Литовской княжны Евпраксии Псковской и других. В 1397 году великий магистр Тевтонского ордена Кондрат Юнгинген свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, и что местные жители кривичи-литвыины больше обращаются в русскую веру – православие.
Иллюстрированный летописный свод: Свадьба Ягайло и Ядвиги
Гонения на православных римско-католической церкви
Для православия в ВКЛ обстоятельства полностью изменились при преемнике Ольгерда Ягайле. Будучи с детства православным, но стремясь получить через женитьбу с вдовствующей польской королевой Ядвигой корону Польского королевства, и стать королём, он перекрестился в католика. Вступив в 1386 году в брак с Ядвигой он обязался ввести среди своих подданных бояр латинскую веру. При нём в жизнь населения ВКЛ постепенно начинают проникать римско-католические начала. В 1387 году в Вильне было объявлено о крещении посадских людей в католицизм, который с того времени стал государственной религией. Было остановлено распространение православия среди кривичей-литвинов. Русское православное большинство ВКЛ стали склонять в католицизм – в первую очередь путем ограничительных мер и лишения многих прав.
Со времени правления наследника Ягайлы, Витовта (в православном крещении Витов принял имя Александр), начались попытки сверху насадить унию (союз) с Ватиканом Православной Церкви в ВКЛ. Этому служили унии между Королевством польским и Великим княжеством Литовским. Королевство Польское и Великое княжество Литовское координировали свои интересы с момента раздела галицко-волынского наследства при Гедимине. Два государства объективно сплачивали такие факторы, как татаро-турецкая угроза на юге и экспансия крестоносцев на севере. Союзные отношения были оформлены следующими униями:

• 1385 — Кревская уния – персональная, наделявшая польского короля титулом Великого князя Литовского.
• 1401 — Виленско-Радомская уния, Витовт подписал акт о своей присяге Ягайло, который, будучи верховным правителем Литвы, передавал Витовту право пожизненного владения государством и признавал его титул великого князя литовского. После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам.
• 1413 — Городельская уния распространила права польской шляхты на католическое дворянство Великого княжества Литовского.
• 1432 — Гродненская уния — заключена на условиях, фактически идентичных условиям Виленско-Радомской унии.
• 1499 — Краковско-Виленская уния, впредь ни великий князь литовский не мог быть избран без согласия Польши, ни польский трон не мог быть замещён без согласия литовского дворянства.
• 1501 — Мельницкая уния предусматривала объединение Королевства Польского и Великое княжество Литовского в единое государство, но не была утверждена сеймом Великого княжества.
• 1569 — Люблинская уния, в результате которой возникла Речь Посполитая, союзное государство Королевства польского и Великого княжества Литовского, название которого означало аббревиатуру выражения: Rzecz POSpólstwa POlski i LITwy («Вещь народов Польши и Литвы»).
• 1596 – Брестская уния, о принятии на территории ВКЛ католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке – униатство.

Александр-Витовт попытался опереться на собственный духовный клир православной церкви. По его настоянию Собор западнорусских архиереев в 1415 году образовал отдельную Киево-Литовскую митрополию с кафедрой в Вильне, на которую был поставлен митрополит Григорий (Цамблак). Однако, будучи вызван на Собор римско-католической церкви в г. Констанца, митрополит Григорий отверг унию. Впоследствии вырабатывались и испытывались всё новые проекты унии и подавления Православия. При этом с 1458 по 1596 год Киевские митрополиты Западной Руси имели местопребывание в Вильне, эти исконные земли ВКЛ по большей части находились в прямом ведении митрополитов.
Особенно усилились эти попытки искоренить Православие после объединения Литвы с Польшей в единое государство – Речь Посполитую – в 1569 году. Новый виток давления на православных жителей ВКЛ закончился отпадением большинства ранее православного епископата в унию на Брестском Соборе в 1596 году и объявлением Православной Церкви «соединённой» с католической. Последующие меры по внедрению унии среди православных часто были силовыми и жестокими, поскольку множество верующих не желало принимать её.
Большая часть православных общин в землях ВКЛ в то время отпало в униатство. Православное сопротивление, навязываемому в виде унии, католицизму сплачивалось вокруг братств и монастырей, при которых развивалась просветительская и издательская деятельность. В Литве таким оплотом стал Виленский Свято-Духов монастырь. После насильственного обращения в Вильне православных церквей в униатские, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре открылось Виленское Свято-Духовское братство; другие православные монастыри в округе нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки. Несмотря на постепенное распространение унии, Свято-Духов монастырь пережил многочисленные нападки и устоял в Православии вплоть до возвращение исстари православной и славянской ВКЛ под державу Российских императоров 1795 году (подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/2249-pravoslavie-v-litve-svyato-duhov-monastyr.html )


Карта трёх разделов территории Речи Посполитой
В составе России
В составе Российской империи впервые за века литовские православные снова смогли существовать без притеснений. Церковная жизнь края поначалу восстанавливалась в составе Минской епархии. Многие униаты, чьи предки стали таковыми не по убеждению, а по принуждению, хранили привязанность к вере отцов и начали возвращаться к ней. В 1832 году была воссоздана Полоцкая епархия, включавшая территорию Виленской губернии.
Непосредственно Литовская епархия была учреждена 6 марта 1839 году, после восстановительного Полоцкого Собора, приведшего в Православие бывших униатов Российской империи. В состав епархии вошли Виленская и Гродненская губернии. До 9 мая 1845 года кафедра временно находилась в Жировицком монастыре, а затем была перенесена в Вильну. Также были учреждены Ковенское и Брестское викариатства.

Карта западной границы Советской России 1923 г. — после Первой Мировой войны и Советско-польской войны
Новейшая история
В ходе Первой мировой войны, в 1915 году епархиальное управление во главе со святителем Тихоном, духовенство и множество святынь были эвакуированы от наступающих немцев вглубь России. С паствой епархии до 1918 года осталось не более 10 священнослужителей и монахов, множество верующих лишилось духовного окормления. В ходе последовавшей междоусобицы вновь обособившихся Польши и Литвы, территория Виленской епархии оказалась разделена между ними. В Литве продолжила действовать епархия верная Московскому священноначалию с центром в Каунасе, а в Польской части была учреждена Виленская кафедра Польской Православной Церкви с центром в Вильне.
Только в 1939 году, после того, как осегнью того года Вильнюс вновь отошёл к литовскому государству, кафедра была воссоединена в составе Русской Православной Церкви. К началу XXI века епархия охватила всю территорию современной Литвы.

Старый город Вильнюса (красным кружком отмечено местоположение Виленского Кафедрального собора во имя Успения Пречистой Божией Матери)
Западный фасад кафедрального собора в Вильнюсе. Собор, построенный «по подобию» Софии Киевской, имел пять престолов, все они были посвящены Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), поэтому собор стали называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были погребены основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович
ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Виленский Кафедральный собор во имя Успения Пречистой Божией Матери
В Литве два храма освящены в честь Успения Богородицы. Один из них – Кафедральный собор в Вильнюсе, известный как Пречистенский. Другой находится в городе Вевисе.
Пречистенский собор, названный так в народе в честь Пречистой Богородицы, – один из самых древних христианский православных храмов столицы исторической Литвы. Католические храмы здесь начали строиться лишь со второй половины XIV века.
История
Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании. Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1348 г. свт. Алексий митрополит Московский.


Кафедральным Собором храм становиться в 1415 г. после разделения двух митрополий — Киевской и Московской.
Здесь в 1495 г. торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна III. Лишенная возможности построить свою домовую церковь, княжна постоянно бывала на богослужениях в Пречистенском Соборе. Под сводами этого храма она была погребена в 1513 г., рядом с княгиней Иулианией Тверской (1392 г.), супругой Великого князя Ольгерда, которая принимала деятельное участие в построении храма. По свидетельству Никоновской летописи, здесь похоронен и сам Великий князь Литовский Ольгерд (1377 г.).
В конце XVI в. заключена Бресткая Уния, и Православную общину Литвы постигают испытания, Пречистенский Собор переходит в руки униатов. XVII – XVIII вв. – в следствии смут и частных войн Пречистенский Собор был поражен сильным пожаром, но униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Собор, не заботился о его реставрации. Пожар в Вильне в 1748 г. вновь повредил здание, в следствии этого богослужения совершались очень редко, а затем и совсем прекратились.
В начале XIX в. главой униатской епархии Булгаком, храмовое здание было продано военному ведомству, затем в 1808 г. Виленскому Университету, где размещается анатомический театр, аудитории, ветеринарная клиника со скотолечебным отделением, библиотека.
В ходе восстания 1830 – 1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница…

Академик, архитектор Александр Иванович Рязанов (1817-1887)
Академик, архитектор Николай Михайлович Чагин (1823-1909)
По инициативе генерал-губернатора М.Н.Муравьёва-Виленского и его брата А.Н.Муравьёва в 1864 году с высочайшего соизволения был начат всероссийский сбор пожертвований на восстановление храма. В том же 1864 году по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А.Резанова и Н.Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым.

Митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Иосиф Иосифович Семашко, 1798-1868)
Академик, художник, Иван Петрович Трутнев (1827-1912)
В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь.
В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского. Будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского.
На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863 – 1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания.
Алтарь в Пречистенском соборе с именами погибших в 1863-65 гг. 468 русских воинов, православных священников и гражданских лиц. (Современный вид, фотографии В.Зубакова)
Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.
У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою св. Николая Чудотворца.
На колонне по правой стороне храма находиться киот с иконой Пресвятой Богородицы „Почаевская“ – дар российского императора Александра II, а за колонной большая местночтимая чудотворная икона Божией Матери „Иверская“.
В восьмидесятые годы XX в., при архиепископе Викторине (Беляеве, 1978 – 1989 г.г.), были произведены наружные ремонтные работы храма, при которых на восточной стороне были открыты фрагменты древней кирпичной кладки. Было установлено также, что юго-восточная башня меньше всего подвергалась разрушениям и является ровесницей башни Гедиминаса.
Открытые фрагменты древней кирпичной кладки собора
Важнейшим для Православной общины Литвы стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июле 1997 г. Его Святейшество отслужил в Пречистенском Кафедральном Соборе Божественную литургию, обратился к молящимся с духовным напутствием и благословил Пречистенскую общину „Казанской“ иконой Божией Матери, привезенной из Москвы.
В 1998 г., при митрополите Виленском и Литовском Хризостоме, произведено обновление внутреннего интерьера храма, а в 2004 г. и наружные реставрационные работы.
В последние десятилетия Кафедральный Пречистенский Собор приобрел значение, как центр духовного просвещения и религиозной жизни.
При храме работает Воскресная школа. Регулярно организуются концерты, выставки, презентации.
Международный Фестиваль духовной музыки стал уже традиционным.
Публикацию на основе материалов интернета подготовил Валерий Виленский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *