Православие в таиланде

История

В 1863 году состоялись первые контакты русских и сиамцев — моряки двух кораблей России посетили столицу Сиама Бангкок. В последующие десятилетия на сиамской земле побывали моряки, путешественники и дипломаты из России, представители царствующего дома Романовых и руководители буддийской сангхи Восточной Сибири. Применительно к рубежу XIX и XX веков можно говорить о контактах двух стран в целенаправленном изучении культурных феноменов друг друга. Тем не менее среди побывавших в Сиаме русских, почти не было представителей православного духовенства. В стране не велась проповедь православия и не существовало православной общины. По этой причине в российском взгляде на Сиам отсутствовал христианско-миссионерский подход. В 1898 году между Сиамом и Россией были установлены дипломатические отношения.

В 1898 году сын короля Чулалонгкорна принц Чакрабон приехал учиться в Петербург. Принц Чакрабон учился в России около восьми лет, находясь под личным покровительством императора Николая II. Чакрабон и его сотоварищ Най Пхум получили высшее гуманитарное и военное образование. Они стали первыми сиамцами, выучившими русский язык, основательно познакомившимися с Россией, русской культурой и православной верой. Принц Чакрабон в 1906 году женился на Екатерине Десницкой (1886—1960), для чего принял православие, а затем венчался в одном из православных храмов Константинополя. Впоследствии, принц Чакрабон вновь вернулся к буддизму, что было связано, прежде всего, с его династическим и должностным положением в стране. Соученик принца Най Пхум также принял православие и, женившись на русской подданной, дослужился до чина полковника царской армии.

Революция в России на долгие десятилетия прервала контакты с Таиландом. Идеология коммунизма и атеизма, в Таиланде была объявлена вне закона. Даже восстановление дипломатических отношений в 1946 году не сблизили позиции двух стран. Лишь после падения СССР ситуация начала меняться.

С середины 1990-х годов всё большое количество выходцев из бывшего СССР приезжало в Таиланд. В тот период времени на всей территории Королевства не было ни одного православного храма. Как вспоминал о начале своего служения в Королевстве в 2011 году архимандрит Олег (Черепанин), «это был конец 1990-х годов; тогда в Таиланд стали приезжать русские, чтобы заниматься бизнесом. В России тогда было очень тяжело, а в Таиланде можно было неплохо жить. Но наших храмов на огромных просторах Юго-Востока — от России до Австралии — не было. <…> был только единственный православный храм в Гонконге, да и тот был не в юрисдикции Московского Патриархата. Открытие прихода в Таиланде — это исключительно инициатива русских, проживающих в этой стране».

В ответ на многочисленные обращения православных верующих, в основном граждан бывшего СССР Священный Синод Русской православной церкви на своём заседании от 28 декабря 1999 года принял решение об открытии в Бангкоке Свято-Николаевского прихода. Этим же решением первым настоятелем новообразованного прихода был назначен клирик Ярославской епархии игумен Олег (Черепанин).

Попытки организовать в Таиланде православный приход предпринимались и Константинопольским патриархатом. В 1999—2000 годы, по благословению митрополита Гонконгского и Юго-Восточной Азии Никиты (Лулиаса), в Бангкок был направлен греческий священник. За неимением собственного храма, богослужения проводились в католических церквях по согласованию с римокатоликами. Основной паствой Константинопольского патриархата в Таиланде были немногочисленные греки, в основном дипломаты и сотрудники греческой авиакомпании, а также, отчасти, румыны. Однако, практика слишком тесного общения с католиками не получила широкой поддержки православных верующих.

Вскоре после своего появления русская православная община в Бангкоке перестала быть однонациональной. Постепенно туда перешли и православные румыны. Кроме того началось обращение в православие местных жителей-тайцев. Первым из них стал Данай Ванна, пожелавший стать православным священником и направленный на обучение Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Оставшаяся часть греков не смогла в достаточной мере финансово поддерживать деятельность священника на постоянной основе, вследствие чего греческий священник вынужден был переехать в Сингапур.

27 декабря 2001 года, рассмотрев деятельность Свято-Николаевского прихода в Бангкоке, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии в Королевстве Таиланд Представительства Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Представителем Русской Православной Церкви в Таиланде определено быть игумену Олегу (Черепанину), которому также было благословлено осуществлять духовное окормление православных верующих в королевстве Камбоджа и в Лаосской Народно-Демократической Республике.

В начале 2008 года таиландские власти, рассмотрев многолетнюю деятельность православной общины в Таиланде, признали её полезной, соответствующей интересам Королевства, укрепляющей нравственные и моральные устои общества. 20 июня 2008 года было принято решение зарегистрировать православную общину в Таиланде, как юридическое лицо в формате общественного фонда с названием «มูลนิธิชาวคริสต์ศาสนิกชนดั้งเดิมออร์โธด็อกซ์ในประเทศไทย» («Orthodox Christian Church in Thailand»). При этом в уставе особо оговаривалось: «Православная Церковь в Таиланде находится в церковной юрисдикции православного Патриарха Московского и всея Руси, как гаранта чистоты Православной христианской веры».

При получении государственной регистрации было дано право открытия дополнительных православных приходов, кроме Бангкока. В провинции Пхукет, Чонбури (Паттайя), в северной столице Королевства — Чиангмае, на востоке страны (приграничном районе с Лаосом) в г. Нонгхае, а также в провинции Прачинбури, где возможно устроение православного кладбища и строительство если не храма, то часовни.

С 18 по 28 декабря 2009 года в Королевстве прошли торжества 10-летия Православия в Таиланде, участие в которых приняли также представители государственных властей. Центральным событием торжеств было великое освящение и открытие в Паттайе (провинция Чонбури) православного храма во имя Всех Святых. Игумен Олег (Черепанин) был возведён в сан архимандрита.

Весной 2010 года резкое обострение политического кризиса в Таиланде создало значительные трудности для православных приходов в Таиланде. В «Заявлении» Представительства Русской Православной Церкви В Королевстве Таиланд от 21 мая 2010 отмечалось: «Впервые, мы вынуждены заявить, что сложившаяся в Королевстве ситуация осложнила и деятельность Православной Церкви в Таиланде. Многие из наших верующих не могут попасть в храмы из-за того, что перекрыты целые кварталы Бангкока, да и просто из-за боязни безответственных действий противостоящих сторон конфликта. Резко упала доходность храмов, что принуждает нас сократить расходы, в том числе и на социальную деятельность, которую в данный момент как раз следовало бы увеличить. Под угрозой срыва строительство храмов на Пхукете и Самуе».

В начале 2011 года завершилось начатое в ноябре 2009 года строительство Успенского мужского монастыря в провинции Ратбури, на территории которого планировалось устроить духовное училище и православное кладбище. 12 февраля 2011 года состоялось его малое освящение и церемония гражданского открытия (её возглавил представитель Короля Таиланда генерал-лейтенант Акачай Чинтоза, секретарь Парламентского Комитета Обороны Таиланда). Среди желающих стать монахами — граждане России, Румынии, Таиланда и Лаоса.

С ростом числа россиян и православных из других стран СНГ, приезжающих в Таиланд на длительный срок, а также с ежегодным увеличением потока российских туристов, православная община в Таиланде также постоянно растёт. В настоящее время, по данным иммиграционной полиции, в Таиланде большую часть года проживают около сорока тысяч граждан России. Количество российских туристов, приезжающих в Таиланд на более короткие сроки, в 2011 году превысило миллион.

28 января 2012 года был впервые выпущен перевод «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского на тайский язык.

9 февраля 2012 года иеродиакон Свято-Николаевского храма в Бангкоке Серафим (Райча) был посвящён в сан иеромонаха, став третьим священником Русской православной церкви в стране.

21 марта 2012 вышел первый номер газеты «Таиланд Православный».

2 августа 2012 года в Таиланде начал действовать летний православный лагерь для молодёжи.

6 ноября 2012 года Вышло богослужебное издание Псалтири на тайском языке.

В 2013 году завершилось строительство Храма Вознесения Господня на острове Самуи в провинции Сураттхани и там начались ежедневные богослужения.

В ноябре 2014 года начала работать типография при Представительстве Русской православной церкви в Бангкоке.

В феврале 2015 года состоялось великое освящение храмов в честь Святых Царственных Страстотерпцев в Хуахине и преподобного Сергия Радонежского на острове Чанг, а также закладку храма в честь равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, в Чиангмае.

В связи с появившимися новыми издательскими возможностями у представительства Русской православной церкви в Таиланде, было принято решение реформировать газету «Таиланд Православный», и вместо неё выпускать журнал «Христианский мир Азии» первый номер которой вышел в апреле 2015 года.

4 июня 2015 был учреждён Фонд поддержки православного духовенства в Таиланде, Камбодже и Лаосе.

В июне 2015 года на территории Троицкого храма на Пхукете началось строительство первого в стране православного духовного училища. Необходимость создания подобного духовного училища в Таиланде вызвана тем, что местным жителям, желающим получить православное богословское образование, зачастую трудно попасть и адаптироваться в училищах и семинариях России. В соответствии с контрактом, работы продлятся до мая 2016 года.

В октябре 2015 года издано последование Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста параллельно на тайском и русском языках.

2 ноября 2015 года архиепископ Рязанский и Михайловский Марк (Головков) освятил храм во имя святого князя Владимира в городе Чиангмай. Храм стал первым, расположенным на севере страны.

В ноябре 2016 года вышел православный требник на тайском языке. Перевод и редактирование осуществлены протоиереем Даниилом (Данаем) Ванна, Напатрой Апхичатапхонг и другими православными тайцами.

23 января 2017 года на основании решения общецерковного собрания Благочиния Патриарших приходов в Таиланде с целью более качественной катехизации местных жителей был учредён Отдел по катехизации при Представительстве Русской Православной Церкви в Таиланде.

Примечания

  1. Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат)
  2. Направления современной православной миссии в Таиланде (1999-2014 годы) / Православие.Ru
  3. Определения Священного Синода от 28 декабря 1999 года : Русская Православная Церковь
  4. 1 2 http://www.orthodox.or.th/documents/ru/pdf/report_Church_activity_2012.pdf
  5. см. новость от 21 мая 2010: «Крайнее обострение политической ситуации в Таиланде»
  6. В Таиланде построен и освящён православный монастырь // Православие.ру
  7. В Таиланде освящены два Русских православных храма, заложены два новых // РИА Новости, 13.02.2012
  8. Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат)
  9. Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат)
  10. 1 2 Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат)
  11. 1 2 Официальный веб-сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат)
  12. В Таиланде откроется первое православное духовное училище // Седмица, 30 июня 2015
  13. Первый православный храм открыт на севере Таиланда // Православие и мир
  14. Издан православный требник на тайском языке // Патриархия.ру, 24.11.2016
  15. см. новость 23 января 2017 года «Учреждение отдела по катехизации».
  16. Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον
  17. Metropolitan Nikitas of Hong Kong Welcomes President Stephanopoulos to India

Как найти церковь в Бангкоке?

Таиланд для россиян в перспективе может стать не только любимым направлением для зимовки или отдыха, но и местом паломничества. В курортных городах королевства активно открываются православные храмы. Что касается столицы этой страны, то православная церковь в Бангкоке тоже есть!

ТЕКСТ: Екатерина Апреликова

Фото из личного архива Е. Апреликовой

В прошлом году мы с семьей впервые побывали в Таиланде. Жили у родственников, которые в свое время купили апартаменты в небольшом курортном городке Чааме (Cha Am), расположенном в получасе езды от Хуахина (Huahine). Отдых с маленьким ребенком подразумевал некую размеренность, активно путешествовать по стране в наши планы тогда не входило. Единственное, что запланировали ещё в Москве – это двухдневную поездку в Бангкок, конечной целью которой была встреча православной Пасхи.

Православные храмы Таиланда

Именно там, в Бангкоке, находится один из храмов Русской Православной Церкви в Таиланде – первый храм, появившийся более 10 лет назад на территории этой азиатской страны. Кроме Бангкока, в Таиланде есть православные церкви на островах Пхукет и Самуи, в провинции Ратчабури, два храма в городе Паттайя, идет строительство в Хуахине и на острове Чанг, то есть практически везде, где бывает русский турист.

Место, о котором не знают даже таксисты

И вот мы в Бангкоке. Глядя на карту города, нам показалось, что от нашего отеля храм находится не так уж и далеко. Добраться до него, думали мы, будет совсем просто. Однако, к нашему удивлению, водители тук-туков (традиционного способа передвижения не только для туристов, но и для местных жителей), недоуменно пожимали плечами и пытались сориентироваться по карте, которую мы им показывали.

Фото из личного архива Е. Апреликовой

Бангкок огромен, и в той части города, которая была нам нужна, расположены жилые дома сотрудников посольств, то есть простые местные жители там практически не бывают. После недолгих переговоров всё-таки везти нас согласились. Оказалось, что от отеля это всё же далеко, и было смешно думать, что мы бы дошли туда пешком.

Тишина в преддверии службы

Квартал, куда нас привезли, был безлюдный. Мы даже решили, что это совсем не то место, которое мы искали… Помните, как выглядят улицы рядом с храмами перед началом пасхальной службы у нас? Правильно, весьма суетливо: много людей, спешащих на службу, много и просто любопытствующих. Мы же оказались в абсолютной тишине. Маленькая улочка, все здания за заборами – никого не видно и не слышно. Продолжая движение, через некоторое время слева мы увидели небольшой дворик и (о чудо!) – здание с небольшим православным крестом на крыше…

Не сравнить с Россией

Фото из личного архива Е. Апреликовой

В Москве мы, конечно, просто избалованы большим количеством церквей, многолюдными приходами, обширным составом духовенства. Понятно, что так не во всей России. Но даже в почти опустевших деревнях Тверской области храмы по тайским меркам огромны, и на Пасху собираются толпы народа. В Бангкоке храм оказался очень маленьким. Стоит он так, что обойти его нельзя (под нашу церковь тайцы отдали типовое здание). Крестный ход шёл напротив храма на проезжей части. Еще одна особенность – перед входом в храм принято снимать обувь. На службе внутри не хватило места для всех желающих – то есть храм маленький, а пришли сюда далеко не только мы: ещё человек тридцать-сорок… Что удивительно, русских из них было мало. Тех, кто пришёл с куличами и крашенными яйцами, совсем мало. Но ведь не это главное! Главное то, что было это ощущение Светлого Праздника, а также чувство, что ты находишься у себя дома.

Историческая справка

Начало историческому бытию Православной Церкви в Таиланде положено в 1999 году. В ответ на многочисленные обращения православных верующих, в основном граждан бывшего СССР, волею Божией оказавшихся по разным причинам в далеке от Родины, Священный Синод Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на своем заседании от 28 декабря 1999 года принял решение об открытии в Бангкоке Свято-Николаевского прихода. Этим же решением Священноначалия первым настоятелем новообразованного прихода был назначен клирик Ярославской Епархии игумен Олег (Черепанин).

Становление и развитие православия проходило совсем не просто, а порой и драматично. Местное законодательство в сфере религии не предусматривает Православие как отдельную христианскую конфессию. В 2001 году состоялся первый официальный архипастырский визит в Таиланд Высокопреосвященнейшего Митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По итогам визита Свято-Николаевский приход был преобразован в Представительство Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), а игумен Олег был назначен Представителем Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд с благословением духовно окормлять православную паству также в Лаосской Народно-Демократической Республике и Королевстве Камбоджа. Потребовалось долгих 9 лет упорных трудов и молитв, обращение в православие местных жителей — граждан Таиланда, чтобы, наконец, таиландские государственные власти признали Православие. 20 июня 2008 года после более чем 7 месячного рассмотрения вопроса в Министерстве Внутренних дел страны было решено зарегистрировать Православную Церковь в Таиланде в качестве общественной организации.

На данном веб-сайте сотрудники приходов и церковного комитета Православной Церкви в Таиланде, среди которых есть тайцы, русские, румыны, греки, французы и многие другие национальности расскажут о своей духовной жизни на богоспасаемой земле Таиланда, истории и культуре страны.

Без сомнения, особое значение для каждого из нас имеет Русская Православная Церковь, давшая начало Православию в Таиланде. Ее Предстоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси есть и наш Патриарх. Внимательно ознакомившись с материалами сайта можно увидеть, что и двухсторонние межгосударственные отношения России и Сиама (как раньше назывался Таиланд) во многом уникальны. Личная дружба выдающихся монархов Рамы V (Чулалонгкорна) и Е.И.В. Николая II Александровича (Романова), причисленного Русской Православной Церковью к лику святых, переросла в дружбу и сотрудничество двух великих государств и народов. Даже годы безвременья, атеизма и безбожия, опустившиеся на Россию, не смогли порушить этих симпатий двух народов. Государственный визит в Таиланд Президента России В.В. Путина в 2003 году и ответный государственный визит в Россию Е.В. Королевы Таиланда Сирикит в 2007 году вновь соединили разорвавшуюся было историческую цепь взаимной симпатии наших народов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *