Православие во Франции

Содержание

Урок 7: Артикли. Названия городов, страны мира; гражданство

На этом уроке мы снова возвращаемся к теме артиклей.

В нашем языке артиклей нет, и когда при изучении языков мы впервые сталкиваемся с артиклями, возникает, как нам кажется, резонное недоумение: а нахрена они вообще нужны! Мы же вот обходимся как-то — и ничего (и ничего, и ничего…:). Уверен, что всякий носитель русского языка по первости воспринимает артикли именно так — как некий избыточный, рудиментарный атрибут, только тормозящий изучение иностранного языка и не несущий совершенно никакого смысла!..

Между тем артикль выполняет весьма важную лексическую функцию. Больше скажу: она и в русском языке работает с тем же успехом и точно так же — просто мы этого не замечаем. Незримый артикль мы достраиваем из контекста, не произнося его.

У нас нет специально выделенных для этого слов, но есть своего рода «артикле-заменители». Посмотрим примеры.

– Мне тут ОДИН человек сказал…

«Один» — ровно как у французов (un/une) или немцев (ein/eine) неопределенный артикль.

– «Как НЕКИЙ юноша, в скитаньях без возврата, Иду из края в край и от костра к костру…» (М.Волошин).

– «С ИНЫМ дураком смех, с ДРУГИМ грех»

– Брось на землю, КАКИЕ-НИБУДЬ птички склюют…

– Вдруг КАКОЙ-ТО идиот резко перестраивается в мой ряд («неопределенный артикль» появился в повествовании при первом упоминании персонажа). Я сбрасываю газ, но ЭТОТ козел оттормаживается в пол (а здесь речь уже идет о конкретном герое — домысливаем «артикль» определенный)…

Один, иной, какой-то, некий, всякие там, какой-нибудь, этот, вот… Таких эрзац-артиклей у нас полно. Частенько при переводе на другие языки они как раз отбрасываются и заменяются собственно артиклями.

Функцию определенного артикля в русском языке может выполнять частица «-то». Сравните: «Пойдем в кино?» (в какое-нибудь) и «В кино-то пойдем»? (во вполне определенное кино, которое известно говорящим).

Желая почеркнуть в речи ту или иную степень «определенности» существительного, мы интуитивно ставим его в разные части предложения. Смотрите, перенос подлежащего в конец предложения наделяет его признаком неопределенности.

— «Открылась дверь, и в комнату вошел старик», — какой-то старик, первый раз его видим
(англ.: an old man, нем.: ein Greis, фр.: un vieux);
—»Открылась дверь, и старик вошел в комнату», — тот самый, уже известный нам старик, о котором уже шла речь прежде (англ.: the old man, нем.: der Greis, фр.: le vieux). На самом деле, для достижения эффекта достаточно просто поменять местами подлежащее и сказуемое: «вошел старик» —»старик вошел».

Однако чаще всего в русском языкемы выуживаем «артикль» из контекста. В этом легко убедиться: сведите контекст к минимуму — и вот мы уже теряемся, можем не понять мысль или понять ее неправильно. А все потому, что не получается нащупать этот наш невидимый «артикль» — кольчужка маловата! (с)

В русском языке есть очень показательная шутка. Она махом лишает всех иллюзий о бесполезности артиклей. Эту шутку невозможно перевести ни на один западноевропейский язык — ведь соль ее как раз в том, что скудость контекста приводит к невозможности однозначно достроить правильный «артикль» и адекватно понять идею. Вот этот анекдот.

— Хозяева! Вам дрова нужны?
— Нет, не нужны.
Утром просыпаются — дров нет…

Непереводимо! В западных языках перед «дровами» ОБЯЗАТЕЛЬНО пришлось бы поставить артикль — таковы требования языка. И прощай шутка! А тут как раз в этом фишка, что у нас в явном виде артикли не ставятся — здесь-то и возникает двусмысленность:один говорил про (эти самые) LES дрова, а другой думал о (каких-нибудь) DES дровах(это если в терминах французского языка). Конфуз!

Еще одна хорошо всем известная шутка — ее изюминка в обыгрывании двусмысленности, возникающей из-за отсутствия артиклей в русском языке. В речи двух персонажей сделано все возможное, чтобы обозначить определенность/неопределенность обсуждаемых объектов, и пусть без артиклей и прочих индикаторов, мы из контекста прекрасно понимаем, в каком случае речь идет о «каком-то там», а в каком «о конкретном».

Обсуждение подарка на день рождения:

— А давай подарим ему книгу?
— Не, книга у него уже есть…

Итак, незаметно для самих себя в своей речи мы честно обозначаем степень определенности существительных, за неимением артиклей подавая собеседнику сигналы самыми разными способами.

Однако идея, обозначаемая артиклями, не ограничивается противопоставлением «каких-то там» и «конкретных» объектов. Возьмем для примера фразу «Человек произошел от обезьяны». Давайте уже знакомыми нам способами попробуем подобрать для этих существительных «артикли». Это что, некий человек произошел от какой-то там обезьяны? Нет. Конкретный человек произошел от конкретной обезьяны? Тоже нет.. В этом месте появляется еще одна идея — идея вида, класса объектов, всех вообще какой-то определенной категории. Расшифровывая нашу фразу, ее можно записать, как»Человек, как вид, произошел от обезьяны, как вида»(я хочу подчеркнуть, что анализирую здесь только грамматическую составляющую этой фразы, а не декларирую истинность или ложность дарвинизма).

Так вот, эта идея обобщения во французском языке также обозначается артиклем — определенным.

Обо всем этом — на уроке, так что, скачивайте урок 2 (7) в формате mp3. Смотрите конспект и его электронную версию.
И… Поехали:

Диалоги урока

———————
Panorama, p.8
Exercice 2. Reliez la question et la réponse.

———————
Panorama, p.9, ex. 4

На этой карте цветом изображен грамматический род названий стран мира во французском языке.

Словарик урока

c’est vrai

это правда

toujours

всегда

ce n’est pas vrai

да ладно!

avec plaisir

с удовольствием

une langue

язык

étranger(e)

иностранный (ая)

une ville

город

un pays

страна

à, en, au, aux

в (город, страна ж.р., м.р.)

la France

Франция

la Belgique

Бельгия

La Russie

Россия

le Portugal

Португалия

le Vatican

Ватикан

le Kosovo

Косово

le Japon

Япония

le Canada

Канада

le Maroc

Марокко

les Pays-Bas

Нидерланды

les États-Unis

Соединенные Штаты

russe

русский

Французский стиль отличается элегантностью и простым силуэтом. Одежда хорошего качества подчеркивает индивидуальность — это основное требование стиля. Чтобы стать похожей на парижанку, надо придерживаться определенных правил.

1. Важная деталь французского стиля в одежде: все вещи должны идеально сидеть. Одежда не может быть слишком просторной или, наоборот, очень тесной. Она мягко облегает тело, повторяя плавные линии силуэта. Главный критерий, по которому французские модницы подбирают себе гардероб — красивая посадка.

2. Большая часть вещей в гардеробе модницы — базовые атрибуты. К ним относятся, например, белая майка и футболка, шелковая легкая блузка, черное маленькое платье, блейзер, тонкий кардиган, жакет, джинсы разных оттенков и фасонов, шарфы, балетки. Такие вещи становятся основой гардероба.

3. У француженок принято выбирать одежду только из высококачественных материалов (лён, шёлк, шерсть, кашемир, хлопок). Если бюджет ограничен, девушка не станет приобретать себе множество дешевых вещей в качестве основных и самых важных (свитер, пальто, платье). Она лучше купит несколько дорогих, но качественных нарядов, которые будут служить ей довольно долго.

4. Вместе с тем, многие француженки предпочитают совмещать в своем гардеробе дорогую базовую одежду с дешевыми вещами. Из цветовой гаммы девушки выбирают нейтральные оттенки. В повседневной жизни к основным цветам (белый, черный, бежевый, серый) добавляются отдельные яркие акценты.

5. Верхняя одежда (жакет, тренч, пальто) должна сидеть идеально, подчеркивая преимущества фигуры конкретной девушки. В гардеробе француженки редко встречаются безразмерные и объемные модели.

6. Приталенная верхняя одежда, которая идеально смотрится — это выбор большинства парижанок. Чтобы получить хорошую посадку, многие девушки подшивают одежду, обратившись к портному. Из верхней одежды модницы предпочитают носить блейзер, жакет и тренчкот. Такие вещи считаются универсальными, а поэтому подходят к любой другой одежде.

7. Почти для каждого случая подходит тренчкот. Он хорошо выглядит рядом с юбкой, брюками, платьем и джинсами. Нельзя надевать плащ, который будет намного короче юбки. Это признак дурного вкуса.

8.Что касается платьев, то французский стиль предполагает, что они должны иметь чуть приталенный или прямой силуэт. Длина изделия может достигать колена или быть немного ниже. Воротник используется любой, а рукав может иметь разную длину. Откровенные вырезы и модели мини и макси не применяются в повседневной жизни.

9. Самые популярные модели: платье-рубашка, платье-футляр, платье-халат, платье-футболка. Наилучший вариант в любой ситуации — черное маленькое платье, которое получило широкое распространение благодаря Коко Шанель. Это скромное, строгое, но эффектное платье, актуальное всегда. Сегодня оно занимает лидирующую позицию в мире моды.

10. Француженки не надевают в дневное время платья с глубоким декольте, а также воздерживаются от длины мини. Исключением являются юные и красивые девушки, которые носят женственные мини-платья. В гардеробе должны быть модные базовые вещи. Они сочетаются между собой и с другими стильными вещицами.

11. В распоряжении модницы всегда есть простые белые майки, футболки, нейтральные блузки и кардиганы. Базовой вещью выступает топ в полоску (тельняшка). Она считается классической и присутствует в модном гардеробе. Француженки носят белые футболки с любыми вещами.

12. Белый топ можно легко вписать в уличный и деловой стиль. Чтобы создать многослойный силуэт, применяется белая майка. Она может быть надета под шелковую блузку. Расстегнув на легкой блузке пару верхних пуговиц, мы получим сногсшибательный образ. Топы в полоску прекрасно гармонируют с различными брюками. Однако с тренировочными штанами модную тельняшку никогда не носят. Такие брюки француженка никогда не станет надевать просто так. Их используют только по назначению — для тренировок в фитнес-клубе.

13. Французский стиль делает упор больше на юбки и платья, чем на брюки. К модным брюкам предъявляются такие требования, как: идеальная посадка, нормальная длина, отсутствие декора. Женщины носят прямые классические брюки, а также бриджи. Из блузок используются только модели классического кроя. Такие блузки имеют рукава реглан или втачные, мелкие пуговицы и отложной воротничок.

14. Классическую блузку можно носить вместе с галстуком. В этом варианте наряд прекрасно подходит для делового стиля. Несмотря на свою любовь к приталенному силуэту, француженки используют вещи в мужском стиле. Они носят их элегантно и женственно. Это могут быть модные потертые джинсы, твидовый жакет, лоферы. Такие вещи сделают парижанку более грациозной, чем вечернее платье. Среди модниц популярен интересный стиль «а-ля гарсон», основы которого заложила Коко Шанель.

15. Француженки ставят на первое место удобство. Они считают, что красиво выглядеть можно только в комфортной одежде. По этому же принципу девушки подбирают себе обувь. На каждый день больше подходит обувь ан каблуке среднего размера или на плоской подошве. Шпильки используют только для визита на вечеринки и торжественные мероприятия.

16. В повседневной жизни французские модницы чаще всего носят балетки. Их надевают под любую одежду. Популярны также ботильоны, туфли-лодочки на толстом каблуке. Особенно элегантно смотрится сочетание балеток с зауженными или прямыми брюками. Узкие джинсы носят не только с балетками, но и ботильонами. Для работы в офисе идеально подходят лодочки на низком каблуке. Балетки не надевают со спортивными костюмами, брючными костюмами, которые напоминают мужские, а также со строгой офисной одеждой. Не пользуется успехом спортивная обувь, так как девушка должна выглядеть женственно всегда.

17. Если рассматривать бижутерию и аксессуары, то француженки стараются использовать их по минимуму. Истинная парижанка никогда не наденет дешевую бижутерию в большом количестве. Минимализм и сдержанность — это одно из условий элегантного французского стиля. Повседневный образ может быть вообще без украшений, за исключением обручального кольца и небольших сережек.

18. Скромные украшения прекрасно подходят для работы и прогулок. Для вечерних выходов берется качественная и красивая бижутерия. Роскошные украшения в стиле винтаж пользуются большим успехом у модниц. Броскую бижутерию не стоит носить вместе с повседневным платьем. В дневное время француженки не надевают украшения с бриллиантам и другими драгоценными камнями

Особое внимание уделяется выбору аксессуаров, благодаря которым образ кажется завершенным. К таким вещам относится берет, гармонирующий с любой одеждой. Незаменимым атрибутом является шарф, применяемый в любой сезон. Широкий и длинный шарфик можно обернуть несколько раз вокруг шеи, создав объем.

20. Очень уважают французские женщины солнечные очки. В моде очки любой формы с коричневыми и черными стеклами. Их носят в любую погоду, как стильное украшение. Важным аксессуаром считаются часы. Чаще всего француженки выбирают крупные часы с широким браслетом. Каждый наряд сочетают с определенными часами, учитывая оттенок ремешка и дизайн. К одежде непременно подбирается сумка. От наряда зависит оттенок и размер этого аксессуара.

>Франция (храмы)

Франция

Церковь Александра Невского (Биарриц)

Церковь Покрова Богородицы и святого Александра Невского — действующий храм в юрисдикции Константинопольского вселенского Патриарха; построен в 1890-1892 в Биаррице на проспекте Императрицы. Французское название — Église Saint-Alexandre-Nevsky-et-de-la-Protection-de-la-Mère-de-Dieu.

Решение возвести храм в Биаррице на берегу Гасконского залива было принято в 1879 году. До того, церковные службы отправляли в одной из гостиных виллы Евгении, летней резиденции императрицы Евгении в Биаррице.

Вскоре был образован «Комитет по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в г. Биаррице», который официально был утверждён в 1899 году. Благодаря деятельности Комитета поток пожертвований на возведение отдельного храма увеличился.

Кроме того, острая необходимость строительства отдельного храма была связана с тем, что новый владелец императорского дворца «Общество Парижского банка», предполагал приспособить здание под гостиницу.

Адрес: Биарриц, avenue de l’Impératrice, 8

Архангело-Михайловская церковь (Канны)

Архангело-Михайловская церковь — православный храм Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, построен французским архитектором Нуво в 1894 в городе Каннe (Франция), на бульваре Александра III. Достопримечательность Лазурного побережья и Каннa.

До 24 апреля 2015 года в крипте храма были погребены великий князь Николай Николаевич Младший и его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна. В крипте церкви остаются захоронения великого князя Петра Николаевича и его супруги великой княгини Милицы Николаевны, а также принца Петра Ольденбургского.

Адрес: Канны, boulevard Alexandre III, 36-40

Николаевский собор (Ницца)

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Корсунской епархии Московского патриархата, построен в начале ХХ века в Ницце, близ бульвара Царевича (boulevard Tzaréwitch), в конце тупика Avenue Nicolas II. Французское название — La Cathédrale orthodoxe russe Saint-Nicolas.

После строительства, начатого в 1903 и завершившегося в 1912 году, собор находился в ведении Православной российской церкви. С 1923 года храм был передан в аренду на 99 лет Русской православной культовой ассоциации, c 1931 года пребывающей в церковной юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат). В 2010 году решением суда здание собора было признано находящимся в собственности Российской Федерации, в 2011 году передавшей храм в пользование Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

Одна из известных достопримечательностей Ниццы; по оценкам СМИ, самый большой в Западной Европе православный храм.

Адрес: Cathédrale russe de St. Nicolas, 2, Avenue Nicolas II / boulevard Tzaréwitch, 06000 Nice, France

Телефон: +33 9 83 94 71 55.

E-mail: nizza@sobor.fr.

Церковь Божьей Матери Скорбящей и Николая Чудотворца (Ментона)

В 1880 году было основано Русское Ментонское благотворительное общество (фр. Société russe de bienfaisance à Menton), находившееся под покровительством великой герцогини Анастасии Михайловны. Целью создания Общества была организация взаимопомощи русских подданных, проживавших в Ментоне, Бордигьере и Сан-Ремо, а также попечение о больных и скончавшихся.

После устройства Русского дома Общество решило построить церковь. Закладка храма состоялась 5 (17) июня 1892 года. Постройка храма производилась по плану и под руководством архитектора Г.-Г. Терслинга.

24 ноября (6 декабря) 1892 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Чин освящения возглавил настоятель Ниццкой церкви протоиерей С. Г. Любимов.

В 1903 году приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 году для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

Адрес: Ментона, rue Paul-Morillot, 14

Церковь святых Николая и Александры (Ницца)

Строительство было начато зимой 1856 года по инициативе вдовствующей императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I и при участии россиян, находящихся на лечении в Ницце.

Автором проекта церкви был синодальный архитектор Александр Кудинов, но его существенно изменил строивший храм зодчий из Ниццы.

Церковь освятили 31 декабря 1859 года во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы царицы Александры.

Торжественное освящение храма состоялось в присутствии великой княжны Марии Николаевны, дочери императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный храм во Франции.

Адрес: Ницца, rue de Longchamp, 6

Храм святителя Николая (Сен-Луи)

Храм основан в 1935 году. Так как, город Сен-Луи расположен рядом с местом, где сходятся границы трёх стран — Швейцарии, Франции и Германии, в 1 км от Базеля, с которым его связывает международная трамвайная линия, Храм Свт. Николая Чудотворца является, таким образом, одновременно приходом для трёх стран.

Приход, в основном, русскоязычный, ставший в последние годы довольно большим за счёт последней русской иммиграции. Посещают его не только русские по происхождению, но и грузины, молдаване, украинцы, русскоязычные немцы, французы и швейцарцы.

При приходе существует и действует швейцарская благотворительная организация «Милосердный Самарянин», которая уже около 15 лет помогает особо нуждающимся в России (сейчас это, в основном, студенты духовных школ и многодетные семьи). Тесные отношения связывают приход с Русской Православной Церковью в России, с Московской Духовной Академией и семинарией.

Адрес: Eglise Saint Nicolas 3, rue des Jardins F-68300 Saint-Louis, France

Телефон: +41 61 311 21 55

Храм-памятник Воскресения Христова (Сент-Илер-ле-Гран)

Церковь была построена по инициативе Союза офицеров бывшего Экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Экспедиционный корпус русской армии во Франции и Греции (Экспедиционный корпус, Русский экспедиционный корпус) — обобщающее наименование экспедиционных войск (соединений, бригад) Русской Императорской армии, участвовавших в Первой мировой войне на территории Франции и Греции, по инициативе двух государств в рамках интернациональной помощи и обмена между двумя союзниками по Антанте.

Специальный строительный комитет в короткий срок собрал необходимые для строительства храма средства (композитор Сергей Рахманинов пожертвовал на строительство 12 тысяч франков).

В апреле 1936 года состоялась закладка первого камня в основание строительства церкви. Архитектором выступил Альберт Александрович Бенуа, создавший крестово-купольную одноапсидную церковь новгородского типа. На звоннице церкви, продолжающей западный фасад храма, протоиереем Михаилом Яшвилем был собран и настроен комплект колоколов.

Адрес: France, Champagne-Ardenne, Mourmelon-le-Grand, Сен-Илер-ле-Гран, мемориальное кладбище

Храм Николая Чудотворца (Лион)

7 мая 1938 года совершена закладка храма на 200 человек. Протопресвитер Виктор стал главным вдохновителем строительства и главой строительного комитета. Автором проекта стал русский архитектор-эмигрант Сергей Баздерев. Много сделал француз Жюль Рош, долго живший в России — он ссудил 50 тысяч франков. Храм строили своими руками, главным образом вечером, после работы. Возили тяжёлые тачки, носили кирпичи, клали цемент. Сам настоятель месил глину. Были созданы две бригады, которые работали с большим усердием. Средства собирали везде, где только могли. Работы шли в течение всей Второй мировой войны, несмотря на военное положение, на бомбардировки, на крайне тяжёлое экономическое положение. Молодёжь, на велосипедах, ездила за город и привозила, с большим трудом найденные продукты, чтобы кормить на месте работающих.

31 августа 1945 года вместе с митрополитом Серафимом (Лукьяновым) и настоятелем протопресвитером Виктором приход перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.

5 мая 1946 года храм был освящён митрополитом Серафимом.

17 января 1948 года приход вместе с настоятелем вернулся в юрисдикцию в РПЦЗ.

Адрес: 5 Rue Sainte-Geneviève, 69006 Lyon, Франция

Телефон: +33 4 78 24 72 66

Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского (Везле)

Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского в Везле был основан в 1986 году, относится к Западноевропейскому экзархату Русской православной церкви. Расположен недалеко от базилики святой Марии Магдалины.

Адрес: France, Maison Romane rue du Couvent 89450 Vezelay

Проезд:

  • на машине (из Парижа): автомагистраль A6 в направлении Лиона — выезд «Нитри» (29 км от Везле). Возьмите D11, затем N6 и N151.
  • на поезде: станция «Sermizelles-Vézelay» (10 км от Vézelay). Трансферы: такси (по предварительному заказу) или автобус до Везле.

Когда вы прибудете на площадь базилики, просто посмотрите направо и увидите маленькую улицу, где находится дом в романском стиле. Этот дом представляет собой здание 12-го века и является одним из старейших домов в Везле.

На первом этаже вы можете полюбоваться фресками с жизнеописанием святителя Германа Осерского.

Телефон: 33 3 86 32 31 74

Храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» и преподобной Геновефы (Женевьевы) в Париже

22 октября 2006 года парижский приход в честь иконы Всех скорбящих радость и преподобной Геновефы Парижской отметил семидесятилетие своего существования.

Торжества возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий.

Во время Божественной литургии владыка Иннокентий рукоположил в сан пресвитера диакона Николая Лосского, профессора Свято-Сергиевского православного института. Отец Николай Лосский является сыном известного богослова Владимира Лосского, который вместе со своей супругой Магдалиной и протоиереем Михаилом Бельским был одним из основателей Всехскорбященского прихода.

Как отметил архиепископ Иннокентий в своей проповеди, Всехскорбященский приход стал второй общиной Московского Патриархата в Париже после потрясений 1931 года. Первым было Трёхсвятительское подворье, основателями которого оказались некоторые из тех, кто положил позднее начало существованию прихода в честь иконы Всех скорбящих радость.

Владыка подчеркнул, что на этом не ограничивается духовная и историческая связь между обоими приходами Московского Патриархата в Париже. Их объединяет также любовь к Матери-Церкви и верность своему священноначалию вопреки политическим и межличностным преградам.

В знак духовного общения и единения между двумя приходами, Владыка подарил общине икону Воскресения Христова, являющуюся копией фрески Трёхсвятительского храма.

Адрес: France, 4 rue S. Victor — 75005 Paris

Свято-Троицкий собор (Париж)

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр — комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор Святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) — кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии — святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева — храмовое пространство; в правом — установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду — Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева — образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973—1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе — засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829—1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

Телефон: +33 1 47 20 67 22

Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Париж)

Храм всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших (фр. Eglise de Tous les Saints glorifiés en Terre Russe) — бывший храм Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Париже, основанный святителем Иоанном Шанхайским в 1961 году. Ныне центр неканонической Истинно-православной церкви Молдавии в Западной Европе.

Западноевропейская епархия канонической РПЦЗ числит этот храм в своей юрисдикции с оговоркой «приход временно не обслуживается»; всё движимое и недвижимое имущество прихода принадлежит «Православному культовому объединению», пребывающему в в расколе с 2001 года.

Адрес: 19, rue Claude Lorrain, Paris

Храм Трёх Святителей (Париж)

Храм трёх святителей (фр. Eglise cathédrale des Trois-Saints-Docteurs, Трёхсвятительское подворье) — кафедральный храм Корсунской епархии Русской православной церкви в Париже. Единственный православный храм Парижа, где службы совершаются ежедневно.

Интерьер церкви, устроенный в русском стиле, был украшен фресками и иконами письма Леонида Успенского и монаха Григория (Круга). Работы завершились в 1960 году.

В конце 2003 — начале 2004 года архиепископ Иннокентий (Васильев) предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма.

Русская православная церковь. Ее развитие во Франции. Московский Патриархат

Наиболее известная русская православная церковь – Николаевский собор в Ницце. Строительство его длилось девять лет, с 1903-го по 1912-й годы. Собор несколько раз менял подчинение различным веткам православных Патриархатов, пока в 2010-м году по решению суда был признан собственностью РФ. А с 2011 находится в юрисдикции Московского Патриархата.

Собор святителя Николая – самая большая православная церковь Западной Европы и настоящее украшение Ниццы. Он — самая значительная достопримечательность города и центр его православной жизни.

Русская православная церковь в Париже

Храм Всех Святых в Земли Российской Просиявших

75016. Париж, улица Claude Lorrain, 19

Еженедельные богослужения

В храме хранится одна из величайших реликвий русского православия — Иверская икона Божией Матери, которая была вывезена в 1812-м из Москвы, захваченной Наполеоном. Антиквар, у которого на тот момент хранилась икона, запросил за нее невероятную по тем временам сумму – двадцать пять тысяч франков. После долгих переговоров он согласился снизить цену до пятнадцати тысяч, но поставил жесткое условие – залог следовало внести в течение трех дней. Для обедневшей русской аристократии это тоже казалось совершенно неподъемной суммой, но люди, охваченные невероятным энтузиазмом, несли в церковь все деньги, которые находились в доме. По итогу икона была выкуплена, и сейчас является главной святыней храма.

Русская православная церковь в провинциях Франции

Церковь Святой Троицы и Святого Николая

+352446207

57240, Нильванж, улица de Verdun, 22

Свято-Николаевский храм

Нерегулярные богослужения,

Много русских могил на кладбище

73400, Южин, авеню Paul Girod, 38. Обращаться в общину russe et Ugine. Т.: 0450911271

Церковь Святого Александра Невского

Информация: т.: 0559025846

64000, По, улица Jean-Reveil, 18

Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»

Настоятель церкви — архиепископ Михаил

06500, Ментон, улица Paul Morillot, 12

Собор Святого Николая

Богослужения по воскресеньям

06000, Ницца, авеню Nicolas II

Т.: 0663289899

Храм Спаса Нерукотворного

Протоиерей Иннокентий

Т.: 0553609798

24340, Марёй, Puyloubard, Beaussac

Монастырь иконы Божией Матери Корсунской (женский)

Настоятельница Гликерия

Т.: 0545230507

16380, Грассак, Doumerac

Монастырь иконы Божией Матери «Знамение»

Настоятельница Анастасия

Т.: 0471788001, Ф: 0471788468

15190, Марсена, La Traverse

Часовня Покрова Божией Матери

Обращаться на мейл pokrov@wanadoo.fr или по телефонам 0243356316 и 0630816519

72440, Сен-Марс-де-Локене.

Часовня при русском летнем лагере

Службы во время летних и пасхальных каникул

50590, Отвиль-Сюр-Мер, православная община «Brasserie»

Русская православная церковь во Франции. Приходы и общины

Казалось бы, нет особой разницы: православный приход или православная община. Однако разница имеется, и она существенная. Православный приход – больше географическое понятие.

Обычно люди идут туда, где православная церковь находится поблизости дома. И хотя, в любом случае, у прихожан есть общая вера, но такие люди в большинстве своем разобщены.

Община же, помимо литургий, объединяет еще и совместным делом. Это может быть помощь бедным, волонтерская работа в больницах и помощь тяжело больным людям, общее ведение церковного хозяйства, воскресные школы, другое.

Православные приходы Франции

Приход Святых Стефана и Германа

Работает совместно с русским летним лагерем

89450, Везле, улица du Couvent,

Т.: 0386323174

Ставропигиальный приход Всех Святых

Община только создается, все вопросы по телефону

Т.: 0620349546, Лимож

Приход Святого Григория Палама и Святой Атталии

0620349546, 0388640816

67000, Страсбург, улица du Coq, 6

Приход Святого Духа

Со всеми вопросами к игумену Нестору.

Тел. 0607802200

66000, Перпиньян, улица Claude Monet, 5

Приход Всех Святых

Т.: +33663151411

67000, Страсбург, улица de Niederbron, 4

Приход Святого Серафима Саровского

Богослужения по третьим воскресеньям месяца и по главным праздникам. Церковь Св. Марциала

Бордо, улица de Peyronnet, 35

Приход Казанской Божией Матери

Богослужения в первое и третье воскресенье месяца.

Т.: 0603281625, 0491747519

13015, Марсель, авеню Madeleine Remusat, 20

Приход Покрова Божией Матери

Богослужения за исключением июля и августа — раз в месяц. Утренняя литургия и вечерняя служба. Языки – русский и французский.

69006, Лион, улица Sully, 146

Телефоны: 0648120768, 0478607774, 0622683168.

0478607774, 0622683168

Архангело-Михайловский приход

Литургии по воскресеньям.

На данный момент – в католическом храме

Канн, улица Saint Dizier, 9,

Saint Roch

Православные общины Франции

Община Всех Святых

Община de Tous les Saints,

+330673833364

74000, Аннеси, площадь Notre Dame, 12

Православная русская община

По первым воскресеньям месяца в помещении сербской православной церкви

31500, Тулуза, авеню de Lavaur, 108

Православная община Покрова Божией Матери

Находится в отеле Amatcho et Anton

64100, Байонна, авеню du Marechal Soult, 27

Православные русские общины в городах Нанси и Мец

Иерей Николай Никишин, телефон 0620349546

Мец, Нанси. Общины в процессе создания

Православная община Иверской Богоматери

Литургии по последним воскресеньям месяца

62000, Аррас, улица Neuve du Vivier, Eglise Saint Géry

>Религия во Франции

Франция — светское государство. Наиболее популярная религия во Франции — католицизм.

Светская республика

Во Французской республике в течение века распространен секуляризм. Согласно статье 2 закона от 9 декабря 1905,

Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакой религии. Соответственно, с 1 января, после вступления в силу настоящего Закона, все расходы, связанные с вероисповеданием должны быть удалены из бюджета государства, департаментов и коммун. Тем не менее, в бюджетные расходы могут быть включены услуги священника и обеспечение свободного исповедания религии в государственных учреждениях, таких как школы, колледжи, больницы, приюты и тюрьмы. Отменены государственные учреждения религии, с учетом положений, содержащихся в статье 3

С 1905 года церковь и государство официально разделены во всей Франции, кроме Эльзаса и Мозель, которые не принадлежали ей на момент разделения.

В 2004 году принят закон, запрещающий ношение религиозной символики в государственных школах (Закон № 2004—228 от 15 марта 2004 года).

В ночь с 15 на 16 сентября 2011 года во Франции вступил в силу запрет на молитвы на улицах. Министр внутренних дел Франции Клон Геан заявил: «С момента вступления в должность я заявлял, что с молитвами на улицах необходимо покончить, потому что эта практика задевает чувства многих моих соотечественников, шокированных тем, что общественное пространство отдается под религиозный обряд». 14 сентября было подписано соглашение с мусульманскими ассоциациями парижского квартала Goutte d’Or (XVIII округ) о том, чтобы верующие, раньше молившиеся на улицах Мира и Полонсо, отныне собирались на намаз в близлежащих зданиях. Государство выделило мусульманской ассоциации помещение площадью 2 тыс. м² на условиях аренды на три года по фиксированной цене 30 тыс. евро в год.

Религиозная принадлежность французов

В принципе, законодательство Франции запрещает проводить опрос религиозной принадлежности. Приоритетом остается защита свободы религии в контексте светского республиканского государства. Однако такая оценка может быть выполнена институтом CSA, а также на основе данных из религиозных объединений.

Социологические опросы

Опрос CSA в 2003 году

  • Католики — 62 %
  • Индифферентны — 26 %
  • Мусульмане — 6 %
  • Протестанты — 2 %
  • Иудеи — 1 %

Опрос, проведенный организацией Harris Interactive и опубликованный в The Financial Times в декабре 2006 года показал, что

  • 32 % населения Франции считают себя атеистами,
  • 32 % — агностики,
  • 27 % верят в Бога или в верховное существо.

Опрос Французского института общественного мнения (IFOP) в 2007 году для газеты La Vie

  • Католики — 64 %
  • Индифферентны — 27 %
  • Мусульмане — 3 %
  • Протестанты — 2,1 %
  • Иудеи — 0,6 %

Исследования французского статистического института (INSEE) 2008 года (публикация газеты Le Monde 2015 года):

  • Не относят себя ни к какой религии — 45%
  • Католики — 43%
  • Православные — 1%
  • Протестанты — 2%
  • Мусульмане — 8%
  • Иудеи — 1%
  • Буддисты — 1%
  • Прочие — 1%

По проведённому в 2012 году компанией WIN-Gallup International глобальному исследованию, Франция названа одной из наименее религиозных стран мира. Согласно исследованию, из 1671 опрошенного:

  • 29% назвали себя убеждёнными атеистами (4-е место в мире, среднее по миру — 13%)
  • 34%— нерелигиозными людьми (vs. 23%)
  • 37% — религиозными (приверженцами какой бы то ни было религии, vs. 59%)
  • 1% — затруднились с ответом или отказались отвечать (vs. 5%)

Секуляризация

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2017 года.

После окончания Второй мировой войны во Франции произошло резкое снижение религиозной практики в рамках традиционных церквей и увеличение посещаемости мусульманских и протестантских за счет миграции. В католической церкви наибольшую силу и влияние приобрело течение традиционалистов.

Это снижение в религиозной практике продолжается с 1960-х годов. Молодые католики 18—24 лет, однако, отличаются меньшим снижением религиозной практики.

Однако римско-католическая церковь остается преобладающей во Франции. Она оказала огромное влияние на французскую культуру. Так, большинство французских праздников являются религиозными. 90 % соборов также являются католическими. Большинство французов ощущают себя католиками, но верит в Бога значительное меньшинство.

> См. также

  • Буддизм во Франции
  • Ислам во Франции
  • Католицизм во Франции
  • Православие во Франции
  • Протестантизм во Франции

Примечания

  1. Клод Геан: «С молитвами на улицах необходимо покончить»
  2. Les Français et leurs croyances — опрос, проведенный институтом CSA в марте 2003 года для газет Le Monde и La Croix
  3. (англ.) Religion Important for Americans, Italians Архивировано 7 июля 2007 года. — Angus Reid Global Monitor, 30 декабря 2006 года
  4. (фр.) La Vie, № 3209, от 1 марта 2007
  5. Alexandre Pouchard et Samuel Laurent. Quel est le poids de l’islam en France ? (фр.). Le Monde (21 janvier 2015). Дата обращения 31 января 2016.)
  6. WIN-Gallup International. . — P. 10—11,15. — 25 p. Архивировано 21 октября 2013 года.

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Религия Франции: статистика и исторические факты

В сегодняшней Франции религия, как и французская церковь, с 1905 года публично отщеплена от органов государственной власти. Исключением являются только территории Эльзаса и Мозель, которые были присоединены уже после разделения сфер влияния.

Французы и религия

Обсуждать свои религиозные взгляды или навязывать их кому-либо во Франции не принято: тема вероисповедания не поднимается ни в учебных заведениях, ни в офисах, ни в министерствах. С 2004 года религиозным французам официально запрещено носить церковную символику, а с 2011-го – молиться на улице.

Молельные места посещают считанные единицы (хотя большинство граждан симпатизируют католикам), а многочисленные храмы, аббатства, соборы и монастыри официально признаны народным достоянием. Однако французов трудно назвать нацией атеистов – здесь мирно сосуществуют представители различных религиозных ассоциаций (мусульмане, протестанты, иудеи). Основная религия Франции – католицизм.

О верующих во Франции (религия в процентах) подробно

По результатам социологических исследований, проведенных в 2015 году, представители различных религий Франции распределились следующим образом:

  • 84% религиозных французов являлись католиками. В 2009 году католицизм исповедовало 64% верующих, а в 1972-м – 87%. Согласно сведениям, обнародованным в Интернете, начало нового столетия во Франции ознаменовалось уничтожением культовых христианских построек, находящихся в аварийном состоянии. В настоящее время действующими являются около сорока тысяч французских католических храмов.
  • 4,5% верующих, живущих во Франции, согласно сведениям, собранным в 2015 году, исповедуют ислам. По состоянию на 2007 год количество мусульман исчислялось 4%, а к 2007 году 7,5%. Известно, что к 2000 году во Франции было построено более полутора тысяч мечетей, а к 2012-му их количество увеличилось до двух с половиной тысяч.
  • 1,5% набожных французов – протестанты (гугеноты).
  • 1,3% набожных жителей страны являются иудеями.

Станет ли Франция мусульманской страной?

Этим вопросом серьезно озабочены некоторые пользователи Глобальной сети. Их опасения, касающиеся основной религии Франции (большинство французов, как уже говорилось выше, исповедуют католицизм) подкреплены неопровержимыми фактами.

Так, например, согласно статистическим данным за 2011 год, количество возведенных и отреставрированных к тому времени католических храмов исчислялось 20 строениями, что почти в восемь раз меньше числа мечетей, возведенных или находящихся в стадии проектирования по состоянию на сегодняшний день (всего – около 150 культовых построек).

Также известно, что многие французские мусульмане возмущены малым количеством религиозных зданий. Об этом в 2011 году оповестил общественность исламист Далил Бубакер, обратившийся к французским властям с призывом довести количество мечетей, имеющихся на территории Франции, до четырех тысяч.

Зарождение христианства

В эпоху Средневековья христианство являлось основной и единственной религией Франции. В Средние Века, когда первые французские короли нуждались в постоянной защите от своих же вассалов, представители духовенства, земли которых были лакомым куском для местных феодалов, встали на сторону правителей, назначенных «милостью Бога», а основы христианства (в частности, отказ от материальных благ) были их основным орудием.

Поиск союзников «завел» французских королей даже в далекий Киев: как известно, женой одного из отпрысков династии Капетингов – Генриха Первого, стала киевская княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Религия Франции в 16-17 веках (эпоха идей Реформации)

Когда во Францию только начали проникать реформационные идеи Лютера (это произошло в начале 16 столетия), все набожные французы исповедовали католицизм, жестоко преследуя всех без исключения инакомыслящих соотечественников. Предвзятое отношение к чужестранным религиям подогревалось неприязнью французского короля Франциска Первого к императору Германии Карлу: два могущественных государства долгое время находились в состоянии войны.

Отцом Реформации во Франции ученые-историки называют математика и философа из Этапля Жака Лефевра, который 1523-м перевел на родной язык и издал Новый Завет. Французы, прочитав переведенное издание, отмечали наличие явных расхождений между Библейскими истинами и основами католицизма, а представители духовенства не могли объяснить причин, заставляющих их поступать именно так, а не иначе.

Французские гугеноты были не единственными протестантами: в Германии их протест разделяли лютеране, в Англии – пуритане, а в Шотландии – ковенантеры.

Французские гугеноты в полной мере испытали на себе жестокосердие представителей религиозного большинства: множество семей, примкнувших к протестантам, были лишены крова, сожжены или отправлены на каторгу.

Французское религиозное искусство 20 столетия

В 20 веке религия Франции, воспетая в произведениях художников, скульпторов, публицистов и поэтов, становится связующим звеном между представителями духовенства и социума.

Первые значительные выставки христианского искусства состоялись в 1915 (место проведения — терраса «Пайан»), 1921 (павильон «Марсан») и в 1932 году (парижский музей «Гальера»).

Католическая вера на правах основной религии Франции активно «продвигалась» посредством полотен известных художников (Шагала, Дени, Дерена и других), а также произведений французского философа Жака Маритена – автора «Антимодерна» (год издания — 1922) и «Интегрального гуманизма» (1936 год издания), — прославившегося благодаря своим тщетным попыткам примирить науку и религию.

Темой католического мистицизма, облаченного в поэзию, «пропитаны» сочинения некоторых писателей, творивших в конце 19 — начале 20 веков: например, драматурга Поля Клоделя и романиста Жоржа Бернаноса.

20-30 годы прошлого столетия некоторые историки называют периодом расцвета церковного искусства: религиозная тема с полотен и книг «перекочевала» на стенные ковры и витражи.

>Франция (монастыри)

Франция

Мужской монастырь святого Антония Великого (Сен-Лоран-ан-Руайан)

Основан в 1978 году по благословению митрополита Галльского Мелетия (Карабиниса) и архимандрита Емилиана (Вафидиса) в коммуне Сен-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор, известным французским богословом архимандритом Плакидой (Дезеем) и двумя другими французскими насельниками афонского монастыря Симонопетра. Новооснованный монастырь получил статус симонопетрского подворья.

Архитектурный проект нового монастыря был разработан одним из насельников и воплощён в жизнь в 1988—1990 годах. Главный храм в честь преподобного Силуана Афонского был построен в византийском стиле и расписан в 1992—1998 годах Ярославом и Галиной Добрыниными.

Адрес: Monastère Saint-Antoine le Grand 26190 Сен-Лоран-ан-Руаян, Франция

Телефон: +33 4 75 47 72 02

Свято-Духовский мужской скит (Ле-Мениль-Сен-Дени)

Скит основан протоиереем Андреем Сергеенко в 1933 году в местечке Ле-Мениль-Сен-Дени, в небольшой долине Поммере близ Парижа, как место уединения и молитвы. В лесу дю Фэ был построен храм и дом. После окончания Второй мировой войны протоиерей Андрей вернулся в СССР, где занял должность профессора сначала Ленинградской, а затем Московской духовной академии. Перед отъездом руководство скитом протоиерей Андрей поручил архимандриту Сергию (Шевичу), настоятелю прихода в Ванве. Духовным сыном архимандрита Сергия являлся знаменитый монах-иконописец Григорий (Круг). Монах Григорий расписал храм скита Святого Духа и прожил в обители более 20 лет, скончавшись 12 июня 1969 года. Благодаря росписям Григория (Круга) и выполненному им иконостасу, скит стал широко известен как во Франции, так и в Западной Европе.

Храм Свято-Духовского скита построен в традиционном русском стиле, трёхпрестольный. Над центральным нефом, сооружённым протоиереем Андреем Сергеенко, возвышается один большой купол. Благодаря усилиям инока Григория были пристроены ещё два придела. После своей кончины иконописец Григорий был похоронен у Свято-Духовской церкви скита. Его могила стала местом паломничества.

Адрес: France, avenue des Bruyères — 78320 Le Mesnil-Saint-Denis Yvelines

Телефон: 331 34 61 49 79

Знаменский женский монастырь (Марсена)

Монастырь основан в 17 февраля 1988 года в местечке Траверс в 80 км к югу от города Клермон-Ферран и в 500 км от Парижа по благословению Экзарха Московского Патриархата в Западной Европе митрополита Владимира (Сабодана).

В монастыре при поддержке игумена Варсанофия (Феррье), духовника обители, был построен новый каменный храм, освящённый 10 августа 1996 года епископом Корсунским Гурием (Шалимовым) в честь Всех Святых. Иконостас храма выполнен иноком Григорием (Кругом).

В монастыре хранится необычная икона, написанная художницей С. А. Раевской-Оцуп под руководством сестры Иоанны (Рейтлингер), по мотивам считающейся утраченной вышивки монахини Марии (Скобцовой). На иконе Божия Матерь обнимает Младенца Христа, уже распятого на кресте.

Возглавляет монашескую общину монахиня Анастасия.

Адрес: Франция, La Traverse — 15190 Marcenat

Телефон: 04 71 78 80 01

Казанский скит (Муазне)

Скит в честь Каза́нской иконы Божией Матери, Каза́нский скит (фр. Skite Notre-Dame-de-Kazan) — православный скит Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата, расположенный в местечке Муазне во Франции. Скит был основан по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) иеромонахом Евфимием (Вендтом) в 1938 году.

Церковь в Муазене представляет собою первую в практике православного зодчества бетонную конструкцию. Новая технология строительства наилучшим образом отвечала стремлению о. Евфимия средствами пространственной геометрии воплотить своё «архитектурно-математическое» и одновременно мистическое богословие.

Стиль этого церковного здания не следует напрямую соотносить с каким-то из течений в архитектуре ХХ столетия. Скорее, речь может идти о собственном претворении его создателем разных зодческих идей: от русского средневековья до конструктивизма.

Адрес: Франция, 70 км от Парижа, дорога D 126 — 2, Chemin du moulin de la Roue, 77950 Муазенэ-ле-Гран

Телефон: +33 (0)6 10 79 53 17

Женский монастырь Корсунской иконы Божией Матери (Грассак)

Монастырь основан в 1987 году по благословению Экзарха Московского Патриархата в Западной Европе митрополита Владимира (Сабодана). В 1994 году в обители началось строительство каменного храма. 27 апреля 1996 года епископ Корсунский Гурий (Шалимов) совершил великое освящение новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Службы в монастыре совершаются на французском и церковно-славянском языках. Духовником монастыря является архимандрит Варсонофий (Феррье), настоятель скита Святого Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени, принявший монашество под влиянием известного иконописца инока Григория (Круга).

Старшей сестрой монастыря (на 2012 год) является монахиня Гликерия, парижанка, поступившая в монастырь в 2000 году.

Адрес: France, Doumérac — 16380 Grassac

Телефон: 335 45 23 05 07

Богородицкий Леснинский женский монастырь

Богоро́дицкий Ле́снинский монасты́рь (Ле́снинская оби́тель) — ставропигиальный женский монастырь, находящийся в юрисдикции неканонической Сербской истинно-православной церкви.

Община монастыря возводит свою историю к основанной в 1885 году в местечке Лесна Константиновского уезда Седлецкой губернии (ныне Польша) женской монашеской общине Рождества Пресвятой Богородицы, которая в 1889 году была преобразована в монастырь I класса. В основе его деятельности лежала предложенная его основательницей игуменией Екатериной (Ефимовской) концепция «деятельного монастыря», согласно которой его насельницы, помимо собственно монашеских трудов, активно занимались образовательной деятельностью и социальным служением среди местного населения. С каждым годом число насельниц возрастало. К 1915 году монахинь и послушниц было уже порядка 500. В годы пребывания в Лесне насельницами монастыря было основано ещё 5 монастырей, устроенных по тому же принципу.

Адрес: 1 Rue du Moulin, 27150 Chauvincourt-Provemont, Франция

Телефон: +33 232 558266

Мужской монастырь святого Николая (Ла-Далмери)

Монастырь был основан в 1962 году в муниципалитете Монбризон в департаменте Дром, недалеко от Вальреа. Отсутствие возможности к расширению обители, подвигли насельников найти другое место в местечке Ла-Далмери, в департаментах Эро и Аверон, в 85 км к западу от города Монпелье и в 60 км к северо-востоку от Безье. 21 ноября 1965 года монастырь переехал на новое место.

26 мая 1990 года митрополит Галльский Иеремия (Каллийоргис) совершил чин освящения закладного камня Успенского собора монастыря, спроектированного греческим архитектором Георгием Аксиотисом (Georges Axiotis) и консультации насельника обители архимандрита Марка. Строительные работы осуществил греческий предприниматель Панайотис Пассас. Храм, построенный с элементами византийского и романского стилей был готов 20 декабря 1995 года.

В 1992 году основатель монастыря игумен Венедикт (Benoit) к 30-летию со дня основания обители был удостоен сана архимандрита. 14 мая 2000 года он вышел на покой и проживает в основанном им монастыре, а новым настоятелем был избран архимандрит Гавриил. В монастыре также проживают 7 монахов, которые исполняют весь круг богослужения на французском языке.

Монастырь расположен примерно в 85 км к западу от Монпелье, в 60 км к северу от Безье, в 65 км к югу от Мийо, недалеко от спа-курорта Bains d’Avène.

Адрес: La Dalmerie, 34650, Joncels

Покровский женский монастырь (Бюсси-ан-От)

Покровский женский монастырь (фр. Monastère Notre Dame de Toute Protection) находится в Бургундии, в деревне Бюсси, в 160 км восточнее Парижа.

Летом 1946 года эмигрант проф. В. Б. Ельяшевич по совету архимандрита Киприана (Керна) и просьбе покойной жены подарил монахиням Казанского скита в Муазенэ-ле-Гран своё имение «Вишнёвый сад» с домовой церковью. В этом имении в Бюсси-ан-От до войны часто собирались для отдыха и собеседований русские эмигранты: богословы, писатели и ученые. 2 июля 1946 года туда прибыли монахини Евдокия, Бландина и Глафира и основали там женский монастырь.

Адрес: 11, rue de la Forêt, Bussy-en-Othe, Yonne, Bourgogne, 89400, France

Покровский женский монастырь (Солан)

Покро́вский монасты́рь в Сола́не (фр. Monastère de Solan) — православный женский монастырь Покрова Божией Матери в коммуне Ла-Бастид-д’Ангра французского департамента Гар; подворье афонского монастыря Симонопетра. Самый большой православный монастырь во Франции.

В Солане совершается православное богослужение византийской традиции на французском языке, что делает его доступным для местных жителей. Небольшая монастырская церковь обычно переполнена во время праздничных и воскресных служб. Духовником обители является его основатель — архимандрит Плакида (Дезей), который регулярно переезжает из Антониевского в Покровский монастырь и обратно.

Уже более десяти лет настоятельницей монастыря является игуменья Ипандия, киприотка, родившаяся в Зимбабве в 1972 году. Получив высшее образование в Лионе, она свободно владеет французским, греческим, итальянским и английским языками.

Адрес: Monastère de Solan, 30330 LA BASTIDE D’ENGRAS, France

Телефон: 04 66 82 94 25

Преображенский женский монастырь (Террассон)

В мае 1978 года иеромонах Илия (Раго), постриженник афонского монастыря Симонопетра, по благословению архимандрита Емилиана (Вафидиса) основал в Мартеле в департаменте Лот первое афонское подворье в честь Преображения Господня, положив начало женскому монастырю.

В 1990 году женский монастырь был вынужден переместиться в Террассон в департамент Дордонь. Движимые ощущениями духовного преемства по отношению к древнему галльскому христианству, основатели Преображенского монастыря приобрёли в собственность исторический памятник Террассона — пещеры святого Сура, основавшего в VI веке первый монастырь в этих местах.

В Преображенском подворье принимают паломников, с 2000 года занимаются овцеводством, разведением грецкого ореха, производством варенья.

В 2002 году монастырь получил официальную государственную регистрацию.

На 2015 год в монастыре проживало 6 монахиней, руководимых архимандритом Илией (Раго).

Адрес: La Vasserie, 24120 Terrasson-Lavilledieu — France

Телефон/факс: (00 33) 05 53 50 23 94

Электронная почта: contact@monastere-transfiguration.fr

Монастырь святого Силуана Афонского (Сен-Марс-де-Локене)

Обитель основана 1 августа 1990 года иеромонахом Симеоном (Коссеком), духовным сыном архимандрита Софрония (Сахарова), в местечке Сен-Марс-де-Локене, примерно в 200 км на юго-запад от Парижа и первоначально входил в состав Корсунской епархии Московского Патриархата.

Монастырь был основан на территории старой фермы, все здания которой были перестроены: на месте сарая выстроен собор, обустроено два корпуса для насельников, трапезная, кухня, библиотека, мастерские.

В 2007 году, получив отпускную грамоту от Московского патриархата (журнал № 68 от 21 августа 2007 г. и журнал № 97 от 12 октября 2007 г.), архимандрит Симеон и братия обители вошли в юрисдикцию Западноевропейского экзархата.

Провинциальная Франция: православный монастырь святого Силуана

Анже

Провинциальная Франция умеет дарить радость. Здесь есть почти всё, столь желанное сердцу русского человека: простор и красивая природа, уютные деревни и города, отличные дороги, комфортабельный и прекрасно работающий общественный транспорт. Провинциальная Франция не так заражена тем духом безбожия, модернизма и разврата, который распространяется, словно раковая опухоль, из крупных городов и законодательных собраний, штампующих откровенно антихристианские законы. В провинциальной Франции можно встретить добропорядочных верующих, искренних прихожан Католической церкви, для которых важно жить по совести. Есть во французской провинции и православные общины, нередко франкоязычные, из числа местных жителей, принявших истинную веру.

Анже. Кафедральный собор Моё знакомство с региональной Францией началось с города Анже, что в 300-х километрах к юго-западу от Парижа. Здесь я пробыл несколько дней, выступил с докладом на научной конференции. Многонациональная публика с интересом слушала моё сообщение, задавала вопросы, выражала поддержку или несогласие. А в свободное от конференции время я прогуливался по этому древнему городу, уютно расположившемуся на берегах реки Мен.

В одном из кварталов Анже я с удивлением обнаружил католическую церковь святого Сергия. «Неужели во имя преподобного Сергия Радонежского, столь почитаемого в русском мире?» – мелькнула мысль. – Нет, это невозможно: разве могут католики назвать свой храм в честь русского православного святого?» Оказалось, что Сергий – это римский воин третьего столетия, убиенный за христианскую веру. Но всё же встреча с этим именем в глубине Франции меня незримо вдохновила и ободрила, придала духовных сил.

Затем я решил осмотреть местный кафедральный собор. К собору, находящемуся на холме, ведёт длинная лестница. Поднимаюсь по ступенькам и вижу: навстречу идёт человек с окладистой бородой, в чёрной рясе, с крестом и панагией. Неужели православный епископ?

– Простите, вы епископ? – я подхожу к незнакомцу и задаю ему вопрос на русском.

Вижу, что меня не понимают. Перехожу на английский, осторожно интересуюсь юрисдикцией, чтобы случайно не попросить благословения у раскольника или униата, если он таковым вдруг окажется. Выясняется, что я встретил епископа, служащего в греческом православном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Бостоне (США). Во Францию он приехал проведать маму. Завязался разговор. Владыка оказался человеком открытым, расположенным к беседе и, как мне показалось, глубоко духовным. Символично, что даже по улицам Франции он ходил в епископском облачении. Выяснилось, что владыка лично знаком с патриархом Кириллом, причём отзывы о Святейшем я услышал самые тёплые.

– Я вот собираюсь в монастырь святого Силуана Афонского, что близ Ле-Мана, – сообщил я своему новому знакомому о ближайших планах.

– Монахом желаете стать?

Вопрос меня немного смутил. Определённого ответа я не дал, да его и не могло быть. Сказал только, что конкретики нет, но семейная жизнь не исключена… Владыка посоветовал мне усиленно молиться, чтобы Господь указал мне мой путь. Впрочем, сейчас я молюсь как раз о создании семьи: вроде бы мои устремления стали точнее.

У въезда на территорию монастыря св.Силуана

После разговора с владыкой я успел осмотреть городской замок и пообедать. До Ле-Мана я добирался на скоростном поезде ТЖВ (поездка заняла меньше 40 минут), а в самом Ле-Мане сел на пригородный автобус, идущий через деревню Сен-Марс-де-Локене. Правда, слова «пригородный автобус» и «деревня» никак не вязались с тем, что я видел. В автобусе, например, были чистые, комфортабельные, красивые кресла (с ремнями безопасности) и кондиционер. А в деревнях – добротные каменные дома, отличные асфальтированные дороги и ухоженные поля.

Некоторые приезжают в монастырь издалека. Так велико их желание помолиться в этой обители

На остановке в Сен-Марс-де-Локене меня встретила монахиня, насельница обители. Через десять минут мы уже въезжали на машине в монастырь святого Силуана, расположенный в нескольких километрах от деревни. Была суббота, и мне удалось успеть на часть всенощного бдения. В воскресенье утром я помолился на Литургии, затем поговорил с приехавшими в церковь людьми. Некоторые из них приезжают издалека, преодолевая почти сотню километров! Так велико их желание помолиться в этой обители на западе Франции.

Условия жизни в монастыре мне показались не очень суровыми, особенно если сравнивать с некоторыми обителями в России и Беларуси. Утренняя служба начинается в шесть, но она обычно длится не более полутора часов (если служится Литургия, то 2–2,5 часа). Литургию, как правило, служат во вторник, четверг, субботу и, конечно же, в воскресенье. Вечерняя служба обычно короткая, чуть более получаса. Всенощное бдение в субботу вечером занимает два с половиной часа, но иногда, по усмотрению настоятеля, вместо него служится вечерня.

Утро в окрестностях монастыря

Монастырское питание произвело на меня самое благоприятное впечатление. Трапеза была организована по принципу «шведского стола»: на столах стояли кастрюли с провизией, и все накладывали столько провианта, сколько хотели, причём еда была очень вкусная. По крайней мере, так было в дни моего приезда; я не исключаю, что в остальные дни бывает по-другому.

Конечно, за всем этим благолепием и хорошей организацией стоит непрестанный труд насельников монастыря и помощь благотворителей, без которой монастырь сегодня обойтись не может.

Монастырь на западе Франции

архим. Симеон (Коссек) Вечером я прогуливался по окрестностям обители святого Силуана. Свежий воздух, запах скошенной травы, стрекотание кузнечиков – даже не верилось, что я нахожусь не где-нибудь в Беларуси, а на западе Франции.

История монастыря связана с именем его нынешнего настоятеля, архимандрита Симеона (Коссека). Уроженец Бретани (провинции на северо-западе Франции), католический монах, принявший Православие, он начинал свое служение на приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (франкофонный приход Московского Патриархата в Париже). Вначале служил иподиаконом, затем диаконом, и наконец священником. Когда у отца Симеона появилось желание основать монастырь, он поехал за благословением в Англию, к архимандриту Софронию (Сахарову), в обитель святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Архимандрит Софроний (Сахаров): «Православный монастырь на Западе – это чудо»

– Что ж, попытайся, – сказал ему архимандрит Софроний. – Православный монастырь на Западе – это чудо.

Вернувшись в родные края, отец Симеон стал искать землю для обители. Ему удалось приобрести территорию старой фермы близ деревни Сен-Марс-де-Локене. Здания пришлось перестраивать, но со временем, благодаря кропотливому труду, на месте фермы появились собор, корпуса для насельников, трапезная, мастерские… Рассказывают, что бывший хозяин поместья, видя, как стараниями монахов и благотворителей его бывшее владение становится все краше, сердился, что не запросил более высокую цену.

Отец Симеон покинул Париж и переехал в созданную им обитель в августе 1990 года, вскоре после покупки имения. Приехал всего с двумя потенциальными насельниками – мужчиной и женщиной, планировавшими принять постриг. Правда, мужчина потом изменил своё решение, покинул монастырь и женился. Женщина – ныне монахиня Феодора – осталась.

Сейчас в монастыре десять монахинь, в их числе две затворницы. Они живут отдельно, но вблизи монастыря. Одна из них – мать Таисия (духовная дочь митрополита Сурожского Антония) – иногда приходит на монастырские трапезы, регулярно посещает праздничные и воскресные службы, включая вечерние богослужения. Вторая затворница – мать Мария – бывает только на праздничных и воскресных Литургиях и никогда не посещает общую трапезу. Остальные сёстры живут на территории монастыря и несут обычные послушания: работают в пошивочной мастерской, трапезной, изготавливают свечи, выращивают фрукты и овощи, делают варенье. Монастырское варенье пользуется большой славой: за ним приезжают жители окрестных деревень (и не только), причём люди едут целенаправленно, чтобы купить в монастырской лавке этот «сладкий» продукт.

Трапезная монастыря св.Силуана

Почти все монахини – француженки. Среди братии монастыря национальный состав более «пёстрый». Архимандрит Симеон и монах Силуан – французы. Монах Пахомий (он прожил в монастыре несколько лет, затем уехал на Афон) родился в Голландии, в семье эмигрантов из Суринама. Монах Амвросий – англичанин. Также в монастыре живут два послушника – Арсений и Василий. Сам монастырь находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Экзархата Русской традиции).

Монах Амвросий: путь в монастырь

С отцом Амвросием (Бансом), насельником монастыря святого Силуана, мне было интересно пообщаться по нескольким причинам. Во-первых, он англичанин, а именно с Англией связаны несколько лет моей жизни, от которых у меня остались самые тёплые воспоминания. Во-вторых, монах Амвросий изначально был далёк от Православия и принадлежал Англиканской церкви. Он родился в 1958 году в Лондоне, закончил Лондонский университет, где изучал русский и немецкий языки, работал в типографии. Судьба, а, точнее, Промысл Божий привели его не только в Православную Церковь, но и в православный монастырь.

Спустя три дня в Йоркский собор ударила молния и случился пожар. Многие увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью

– В 1984 году в Англиканской церкви произошло событие, которое всколыхнуло многих верующих, – рассказал мне отец Амвросий. – Это было ещё до рукоположения женщин. Дело в том, что на управление Даремской епархией был поставлен человек крайне либеральных взглядов. Например, в одном из интервью он утверждал, что Христос не родился от Девы, что Он не воскрес из мертвых. Его назначение вызвало протесты среди верующих, но всё же рукоположение состоялось в Йоркском соборе. Спустя три дня в собор ударила молния и случился сильный пожар. Многие люди увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью… Для меня же такая либеральная богословская позиция была категорически неприемлема.

В монастыре св. Силуана

Либерализация англиканства подтолкнула Роберта (это имя носил отец Амвросий до принятия монашества) к дальнейшим духовным поискам. Он не желал оставаться в церкви, где на высоком уровне проповедовались идеи, идущие вразрез с Библией. Взор Роберта обратился в сторону католицизма и Православия.

Я сказал себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке»

– Я колебался, – говорит отец Амвросий. – Как англичанин, я не люблю Католическую церковь. Для меня неприемлем институт папства, особенно в свете решений Первого Ватиканского собора о папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Но у меня были сомнения и насчёт Православия: я думал, что это всё русское. Затем я познакомился с книгой «Православная Церковь» нынешнего митрополита Каллиста (Уэра). Прочитав этот труд, я сказал сам себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке». Я пришёл в собор Успения Богородицы, где служил митрополит Сурожский Антоний, и в 1986 году был принят в Православную Церковь через миропомазание.

Уже в то время, по словам моего собеседника, у него появлялись мысли о принятии монашеского пострига. Мысли эти он отгонял, считая, что вначале нужно стать хорошим православным христианином. Тем не менее, Роберт стал посещать монастыри – Предтеченский в Эссексе, монастырь РПЦЗ в Бруквуде (оба – в Великобритании); также приезжал на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в греческие обители, в сербский и болгарский монастыри.

В монастыре св. Силуана

– Во время второго паломничества на Святую Гору я понял, что быть афонским монахом – это не для меня, – говорит отец Амвросий. – Вначале я планировал поселиться в монастыре в Эссексе. Но мне не очень нравились их службы. В будние дни там не было Литургий и вечерень, а только молитва Иисусова утром и вечером. Вот когда я побывал в монастыре святого Силуана, я понял, что мне здесь нравится. Служили на французском, но я учил французский в школе и, в отличие от многих своих земляков, не забыл этот язык. В 1999 году я стал послушником, спустя год был пострижен в рясофор, а в 2009 году – в малую схиму.

Сейчас отец Амвросий трудится в трапезной, прачечной, а также работает в библиотеке и с богослужебными текстами. Несёт послушание иподиакона. К слову, он один из немногих насельников, владеющих русским языком. Поэтому корреспонденция, приходящая в монастырь на русском, передаётся, как правило, монаху-англичанину, для разбора и последующих ответов.

***

В Церкви монастыря св.Силуана

Нельзя не заметить, что монастырь святого Силуана, где молятся Богу и трудятся люди разной судьбы, известен не только на западе Франции. Его миссионерская роль не сокрыта от окружающих: об обители знают местные жители; монастырь принимает паломников, среди которых есть и инославные. Службы на французском делают их понятными коренным жителям Франции; не удивительно, что желающие узнать Православие приезжают в монастырь у Сен-Марс-де-Локене.

Очень хочется верить, что об этой обители и всех входящих в неё усердно молятся многие святые, частицы мощей которых находятся в Церкви святого Силуана и расположенной в крипте Церкви Святой Троицы. Думается, что эти молитвы, соединённые с молитвами насельников монастыря, звучат у престола Божия как добрые ходатайства за французскую и многие другие земли нашего неспокойного и суетного мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *