Православная боровская дружина

БОРОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ (ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Никольский храм поселка Боровский Тюменской области, ок. 2010 г.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Боровском (строится, Тобольская епархия)

  • Престол: свт. Николая Чудотворца
  • Адрес: Россия, 627000, Тюменская обл., Тюменский р-н, п. Боровский
  • Тел.: (3452) 72-53-61, 72-28-74, 72-21-99
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

Приход во имя святителя Николая Чудотворца поселка Боровского был зарегистрирован в 1998 году. 19 декабря этого же года проведено первое богослужение.

22 мая 1999 года был совершен водосвятный молебен на начало строительства Никольского храма.

В конце сентября 2004 года, после праздника Воздвижения Креста Господня, ночью вандалы спилили поклонный крест, установленный на стройплощадке. Вскоре на том же месте был установлен новый кованый шестиметровый крест.

В 2006 году была учреждена некоммерческая организация «Фонд по строительству и развитию храма Святителя Николая Чудотворца в п. Боровский».

14 сентября этого же года состоялся торжественный молебен с закладкой в стены храма необработанных камней, привезенных паломниками с Синайского полуострова, с горы Афон и из церкви, где служил святитель Николай Мирликийский. Камни со святых мест расположили по четырем сторонам храма. В 2006 году были перекрыты оконные своды 1-го яруса и храм вырос почти наполовину.

Из-за недостаточности денежных средств работа была приостанновлена и в 2008 году жители поселка численностью более 500 человек письменно обратились в Правительство Тюменской области и лично к Губернатору В.В.Якушеву с просьбой профинансировать окончание строительства храма, совместив его с обустройством центральной парковой зоны поселка. Решение Губернатора было положительным. Однако из-за экономического кризиса общестроительные работы по храму возобновились только в апреле 2010 года. Летом этого же года были возведены стены, установлен золоченый купол с крестом. Заказчиком финального этапа строительства выступила Тобольско-Тюменская епархия, проектный институт В.А. Силантьева внес необходимые инженерные корректировки, меценаты заказали в Каменске-Уральском колокола.

>Настоятели

  • Евгений Пуртов (с 2009)

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте Тобольской епархии

Строительство храма в поселке Боровском Тюменского района было историческим событием, оно кардинально изменило облик центральной части населенного пункта. Место под храм выбрали самое лучшее – в центре поселка, рядом с Администрацией. Но строители столкнулись с трудностями: на месте будущего храма проходила автодорога, здесь заканчивался железнодорожная линия и мешали остатки фундамента пятиэтажки.

После согласования с владельцами этих объектов и внесения изменений в генеральный план площадка для строительства храма была очищена. 22 мая 1999 года был совершен молебен на начало строительства.

Храм строили «всем миром», и не было, пожалуй, организации, которая в те экономически сложные годы хоть как-то не откликнулась бы на призыв пожертвовать материалом, трудом или рублем. Многие труженики целыми цехами передавали в фонд строительства храма свой дневной заработок.

В конце сентября 2004 года, вандалы ночью надругались над Поклонным крестом, установленным на стройплощадке, и спилили его. На средства предпринимателя А.Ю. Милькова на том же месте был выстроен новый кованый шестиметровый крест, который и сейчас украшает поселок.

Продолжение строительства состоялось 14 сентября 2006 года с закладкой в стены храма необработанных камней, привезенных паломниками с Синайского полуострова, с горы Афон и из церкви, где служил святитель Николай. Символизируя единство Православной Церкви во всем мире, камни со святых мест расположили по четырем сторонам храма. Строительная кампания 2006 года, в ходе которой были перекрыты оконные своды 1-го яруса и храм вырос почти наполовину, во многом удалась благодаря А.Ю. Милькову.

Однако из-за экономического кризиса общестроительные работы по храму возобновились только в апреле 2010 года. Летом на выделенные Губернатором деньги ОАО «ТюменьСтройПроект» возвело стены, установило золоченый купол с крестом. Заказчиком финального этапа строительства выступила Тобольско-Тюменская епархия, проектный институт В.А. Силантьева внес необходимые инженерные корректировки, меценат А.Ю. Мильков заказал в Каменске-Уральском колокола.

Адрес: 627000, Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Советская, 11. Телефон/факс: 72-53-61, 72 -28-74, 72-21-99

Новостная хроника Калужской епархии:

Состоялась первая паломническая поездка Православной молодежной дружины Боровского края в Киев 02 Май 2012

С 29 апреля по 1 мая длилась первая паломническая поездка Православной молодежной дружины Боровского края в Киев. Началась поездка с молебна «О благоприятном начале всякого благого дела», который отслужили по-походному, прямо у монастырских ворот перед иконой прп. Пафнутия.

Иеромонах Макарий (Комогоров), руководитель группы, после напутственного слова всем участникам поездки напомнил о празднике Жен мироносиц, отмечаемого в тот день. Он поздравил всех паломниц с праздником, каждой вручил памятный подарок и цветок лилии. Цветы собрали в один большой букет и забрали с собой, чтобы в Киеве принести его в дар чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение» в Введенском храме г. Киева.

До Киева добирались весело: время незаметно пролетело за пением песен и разговорами о предстоящем паломничестве. Утром, после обильного завтрака в трапезной Киево-Печерской лавры, отслужили молебен с акафистом Киево-Печерским преподобным святым в посвященном им храме. Служба получилась торжественной и красивой: каждый участник понимал, какая большая удача начать знакомство с обителью с молитвенного обращения к заступникам и хранителям лавры. И такое благоприятное начало паломничества определило его успех: забегая немного вперед, стоит сказать, что ребятам удалась вся запланированная программа, а погода благоприятствовала все время.

После молебна, группа отправилась в пещеры для поклонения мощам святых угодников, обретших там последнее пристанище. Мария, экскурсовод лавры, рассказала ребятам множество историй, связанных с возникновением монастыря, его первоначальным обустройством и развитием. Удивительно, как много святых просияло в этом отмеченном Самой Богородицей месте. И еще удивительнее то, что мощи этих угодников Божиих столетиями хранятся нетленными в пещерах лавры и открыты для поклонения. Множество великих святых, имена многих из которых Церковь регулярно поминает за Богослужением, являют свою помощь и покровительство всем приходящим и обращающимся к ним с верой.

После замечательного обеда в трапезной лавры, ребята осмотрели Верхнюю лавру, посетили Трапезный храм и Великую Успенскую церковь. Потом отправились в Софийский Собор, и к иконе «Призри на смирение» в Введенский храм.

Самое интересное осталось напоследок: в Свято-Троицком Ионинском монастыре, который расположен в Ботаническом саду, группу встречал сам настоятель — епископ Обуховский Иона (Черепанов), председатель Синодального Молодежного отдела. Гостеприимный хозяин нашел время поговорить с паломниками из Боровска, рассказал об успешной молодежной работе в монастыре, подарил каждому журналы издательства Ионинского монастыря и, к великому удовольствию всех ребят, накормил их в монастырской трапезной. После ужина, прямо на лужайке перед монастырем, помощник епископа Ионы по молодежной работе архимандрит Иоасаф (Перетятько) непринужденно общался с гостями из Боровска, делился опытом успешной молодежной работы, задавал вопросы о молодежном движении в Пафнутьев-Боровском монастыре.

Обратная дорога пролетела очень быстро: все отдыхали, делились впечатлениями, просто общались. По возвращении в монастыре был отслужен благодарственный молебен по случаю успешного окончания первой паломнической поездки молодежной дружины.

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь назначен новый наместник

Калуга, 16 апреля 2016, 10:24 — REGNUM Глава Калужской митрополии митрополит Калужский и Боровский Климент назначил иеромонаха Пафнутия (Архипова) исполняющим обязанности наместника в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом монастыре. Как сообщили 16 апреля корреспонденту ИА REGNUM в информационно-издательском отделе Калужской епархии, иеромонах Пафнутий до 2009 года был насельником Пафнутьева монастыря. Затем он исполнял обязанности наместника Калужского Свято-Лаврентьева монастыря, где активно занимался восстановлением обители.

Наместник Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевого монастыря иеромонах Пафнутий Фото пресс-службы монастыря

Пафнутий (Архипов), в миру Павел Иосифович Архипов, родился 17 июля 1942 года. 28 марта 2009 года он был рукоположен в сан иеромонаха в Свято-Троицком кафедральном соборе Калуги. Среди наград, которые имеет иеромонах Пафнутий — наперсный крест и орден преподобного Серафима Саровского.

Напомним, Боровский мужской монастырь, основанный в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским, находится в ста километрах от Москвы. В монастыре регулярно отправляются богослужения. Постоянными прихожанами обители являются жители Боровска, Балабаново, Ермолино, Обнинска. Многие паломники приезжают на богослужения из Москвы и других городов. При монастыре открыта воскресная школа для детей, а также проводятся лекции для взрослых, совместный просмотр и обсуждение фильмов. В 2011 году при монастыре создано молодежное движение «Православная молодежная дружина Боровского края». В летнее время монастырь принимает детские группы скаутов, а также группу молодых художников из Калужского художественного училища, осуществляющих практические занятия на местности. На протяжении трех последних лет монастырем проводится детский полевой палаточный православно-патриотический лагерь «Стратилатъ». В лагере ежегодно отдыхают более 40 детей. Начиная с 2011 года, на базе лагеря уже трижды проводился трехдневный слет православной молодежи «Пафнутьевград».

Монастырь активно осуществляет издательскую деятельность — издаются детский журнал «Кораблик», еженедельник «Вестник», а также газета для учителей и родителей «Боровский просветитель», издается ряд книг просветительского характера. Круглогодично в монастыре проводятся экскурсии для паломников, работает библиотека и иконно-книжная лавка. Боровский монастырь является главным организатором ежегодных районных Пафнутьевских образовательных чтений.

В своих необыкновенных пейзажах и неброских на первый взгляд улочках город хранит удивительные памятники архитектуры, уникальные росписи фресками и малоисследованную культуру старообрядчества. Таинственность и глубокая история Боровска покоряет и не оставит равнодушным любого посетителя этого города.

Вековая история Боровска просто завораживает. Точное обозначение, когда был основан город, до сих пор достоверно неизвестно, но на Боровском городище была найдена керамика, которая датируется XI – XIII веком. Удивительно, но Боровск до сегодняшнего дня сумел сохранить не только свою историческую планировку, но и богатое культурное наследие. Благодаря этому он не устает вдохновлять многих художников, поэтов на творческие шедевры.

Впервые город Боровск был упомянут в Духовной грамоте великого князя Ивана II Красного в 1358 г. среди прочих его московских владений.

В 1378 г. великим князем Московским Дмитрием Боровск был отдан в удел его двоюродному брату – серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. С этого времени князь Владимир и его потомки стали именоваться серпуховско-боровскими.

В 1380г. при приближении к Москве татаро-монгольских полчищ князь Владимир Андреевич со своей дружиной выступил из Боровска на помощь великому князю Дмитрию и принял активное и решающее участие в Куликовской битве, командуя Засадным полком. После этой битвы князь Владимир получил прозвища «Донской» и «Храбрый».

В ХV в. великий русский изограф Дионисий в Пафнутьев-Боровском монастыре расписал стены первого белокаменного собора Рождества Богородицы.

В 1480 году во время Великого стояния на Угре в городе Боровске располагалась ставка Ивана III. Дважды в Боровск прибывал с войском Василий III – во время походов на Литву в 1513-1514 г.г. и в 1515 г., ожидая нападения татар под руководством Мухаммед-Гирея. К этому времени на левом берегу Протвы, напротив городища появилась Пушкарская слобода, которая подтверждала мощь и значение города, который в ХVI в. продолжал оставаться оборонительным пунктом юго-западных границ Московского государства.

В 1508 г. Василием III Боровск был отдан в «кормление» Михаилу Глинскому, а в 1566г царем Иваном IV Грозным – в удел своему двоюродному брату Владимиру Старицкому.

В период Смутного времени в 1600-1618 г.г. Боровск подвергся сильному разорению. Наиболее трагическим событием для города в этот период стала крестьянская война 1606-1607 г.г. под предводительством Ивана Болотникова. Боровчане, поддержавшие восставших, были наказаны войсками князя Ф.Мстиславского, а деревянная Боровская крепость — сильно разрушена.

В 1610 г. при подходе к городу Лжедмитрия II с войском польским Яна Сапеги, царский воевода Михаил Волконский встретил его с гарнизоном в стенах Пафнутьев-Боровского монастыря. Монастырь был взят только после десятидневной осады, а после этого разграблен и сожжен.

В 1615 и 1618 г.г. в город дважды приезжал князь Дмитрий Пожарский с целью сбора войска для похода против поляков.

В 1619 г. рядом с пушкарской слободой была устроена Казацкая слобода. 45 казацких семей были переселены в город на жительство.

В 1634 г., после пожара, уничтожившего крепость, Боровск потерял значение оборонного пункта и начал развиваться как торговый центр. Получили развитие кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное производства. В городе появились мастера серебряных дел, иконники.

Во второй половине ХVII века город оказался центре событий, связанных с церковным расколом. Сюда был сослан протопоп Аввакум (дважды содержался в Пафнутьевом монастыре), его сподвижницы сестры боярыня Ф.П.Морозова и княгиня Е.П.Урусова (были заточены сначала в Боровский острог, затем в земляную яму, где и скончались в 1675 г.).

С конца ХVII в. о Боровске заговорили как о старообрядческом городе.

В 1724 г. был утвержден городской магистрат. По указу императрицы Екатерины II в 1776 г. Боровск вошел в состав Калужского наместничества.

В 1777 г. был утвержден герб города, отразивший мужество и отвагу защитников Пафнутьев-Боровского монастыря в 1610 г.

Благодаря государственным преобразованиям начала ХIХ в. Боровск стал промышленным, торговым центром, вторым после Калуги городом в губернии по числу жителей.

В 1812г. город оказался в зоне военных событий Отечественной войны. Наполеон, оставив Москву, через Боровск и Малоярославец, направился на Калугу. 11 и 14 октября в Боровске находился сам Наполеон. До 15 октября продолжалось разграбление города и монастыря французами. Город почти весь сгорел, жители были разорены.

В 1860г. в городе было 11 церквей.

Вторая половина ХIХ в. Связана с именами философа-космиста Н.Ф.Федорова и основоположника космонавтики ученого К.Э. Циолковского. Федоров жил в городе в 1860-е годы и преподавал в уездном училище историю и географию, Циолковский в 1880-1892 г. там же арифметику и геометрию. Первые научные труды были написаны Циолковским именно в Боровске.

В 1887 г. было построено первое предприятие промышленного типа — ткацкая фабрика купца Полежаева П.М.

Революционные события начала ХХ века мало затронули патриархальный город.

Октябрьскую революцию 1917 г. население в большинстве своем не приняло.

14 октября 1941 г. Боровск был захвачен фашистами. Оккупация длилась до 4 января 1942 г. Городу был нанесен большой урон: разрушены промышленные предприятия, городские учреждения, исторические ценности.

Несмотря на то, что за годы советской власти большинство храмов и церквей было разрушено и уничтожено, Боровск сумел сохранить свою патриархальность и неповторимую индивидуальность.

История города, его архитектура, его пейзажи не оставляют равнодушными никого: ни художника и поэта, ни опытного туриста, ни просто заезжего дачника.

Боровск привлекает не только своим прошлым, пейзажами и архитектурой, но и судьбами боровчан, людей, чья жизнь была связана с городом и которые оставили свой след в его истории. Горожане гордятся тем, что в их городе жил и работал в течение 12 лет основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, здесь же до него жил и другой философ-космист Н.Ф. Федоров. Боровск связан с именем адмирала Д.Н. Сенявина. Боровский уезд славится и такими именами своих земляков, как врач Ф.И. Иноземцев, впервые применивший эфирный наркоз, художник-передвижник И.М. Прянишников, математик и механик П.Л. Чебышев.

В истории России Боровску выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, которую он выполнял на протяжении более чем шести веков. Патриотизм и огромное трудолюбие свойственны и нынешнему поколению боровчан. Горожан отличает бережное отношение к культурному и историческому наследию родного края, забота по возрождению традиций и самобытности своей земли. И сколько бы лет ни прошло с тех времен, память о грозных годах сражений, память о павших и уважение к живым занимает особенное место в сердцах боровчан. Оберегая и сохраняя память о страшных и кровавых событиях в истории города, Боровск по праву гордиться своей историей, прошлым и настоящим.

>Боровск история (Калужская обл.)

На фото: Памятный закладной камень героям Куликовской битвы и Боровскому князю Владимиру Храброму.

Боровск — город на пути в столицу

Впервые упоминание Боровска встречается в 1358 году в Духовной грамоте Ивана II Красного. Названием своим он обязан рязанским князьям, которые основали у соснового бора город-крепость. Войдя в состав Московского княжества, а потом и Серпуховского удела, Боровская деревянная крепость с шестью башнями продолжала оставаться грозным препятствием на пути любого неприятеля, двигавшегося на Москву.

Именно из Боровска, получив известие о движении Мамая на Русь, отправился с дружиной на соединение со своим братом князем Дмитрием, прозванным позже Донским, серпуховско-боровский князь Владимир Храбрый. Этот маневр помог Дмитрию Донскому одержать победу в битве с татарами на Куликовом поле.

В эпоху Смутного времени, когда в 1610 году к Боровску подошли войска самозванца Лжедмитрия II и польские интервенты под командованием Яна Сапеги, царский воевода Михаил Волконский, понимая, что город ему не удержать, вместе со стрельцами укрылся за стенами находившегося неподалеку Пафнутьева монастыря. Там он принял свой последний бой и погиб у раки преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца.

Боровск — Центр старообрядцев

Во второй половине XVII века Боровск становится центром старообрядчества, чему способствовали известные противники церковных реформ патриарха Никона. В Пафнутьев-Боровский монастырь дважды ссылался лидер старообрядцев протопоп Аввакум. В Боровске, в глубокой земляной яме, в 1675 году умерли от голода и холода сосланные сюда духовные дочери Аввакума боярыня Феодосья Морозова (Боярыня Морозова) и ее сестра княгиня Евдокия Урусова.

В 1777 году императрица Екатерина II, восхищенная подвигом воеводы Волконского, утвердила герб Боровска: на серебрянном поле — червленное сердце с крестом, окруженное лавровым венцом. В 1779 году она подписала «высочайше апробованный» план, в соответствии с которым вместо старых деревянных зданий появилась двухэтажная каменная застройка по периметру городской площади и в ее центре — одноэтажные каменные торговые ряды. Большинство из них (конца XVIII — начала XX века) хорошо сохранилось до наших дней: дома на городской площади и дома купцов, ансамбль Тюремного замка, комплекс зданий земской больницы и ансамбль присутственных мест.

Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губерния, и в ее состав вошел г. Боровск с уездом.

В небольшом по численности населения Боровске (по данным 2018 года, около 12 000 человек) имеется 12 храмов. Среди них выделяются своей историей, архитектурой и убранством собор Благовещения Пресвятой Богородицы (XVIII-XIX веков), храм Рождества Пресвятой Богородицы в Роще (рубеж XVIII-XIX веков) и храм Димитрия Солунского в Рябушках (начало XIX века).

Бесспорно, особо стоит отметить святыни, связанные с именем преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком и Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом монастыре. Основанный в 1444 году преп. Пафнутием в нескольких верстах от Боровска, монастырь на протяжении столетий, являясь образцом духовной жизни, сыграл важную роль в судьбе русских царей, бояр и дворян. Монастырь благоукрашали выдающиеся русские и иностранные зодчие и иконописцы. Сохранившиеся фрагменты росписи белокаменного храма Рождества Пресвятой Богородицы, к примеру, выполнены старцем Митрофаном и молодым иконописцем Дионисием.

Боровск в войну 1812 года

В 1812 году, когда наполеоновская армия двигалась от Смоленска на Москву, в Боровской губернии создавались отряды ополчения из местных жителей. Они, вместе с вооружившимися крестьянами, не только патрулировали окрестности города, но и нападали на аванпосты французской конной гвардии корпуса Жюно.

Вынужденный покинуть Москву Наполеон, спасая армию, пытался передислоцировать ее на юг к имеющимся крупным запасам продовольствия и фуража. Он принял решение идти на Калужскую дорогу, через Боровск, в обход лагеря М. И. Кутузова.

Дождливым утром 10 октября 1812 года, когда в покинутый жителями Боровск вступают французские части во главе с итальянским вице-королем Евгением, обремененные обозами с боеприпасами, фуражом и большим количеством награбленного имущества, они не встречают никакого сопротивления.

Раздосадованные ходом странной военной кампании в России, в которой не было больших баталий, ненастьем, холодом и голодом, наполеоновские вояки начинают бесчинствовать в опустевшем городе, мародерствуют и устраивают
поджоги зданий — от их рук сгорели 874 дома и был разграблен и сожжен Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. 11 октября вместе со старой гвардией в горящий и разграбленный Боровск прибывает Наполеон.

Покидая Боровск, французы сожгли дотла и разграбили город.

Боровск — родина русского космизма

После Отечественной войны 1812 года Боровск быстро восстановился и начал бурно развиваться. Главной движущей силой этого стали знаменитые боровские купцы-старообрядцы Полежаевы, Капырины, Санины, Ежиковы, Провоторовы, Шокины, Голофтеевы, Ждановы, Шутовы, торговавшие льняным семенем, медом, воском, конопляным маслом, холстом и кожами. Они вывозили свою продукцию не только в близлежащие города, но и в порты Санкт-Петербурга, Риги и Одессы, а оттуда — за границу.

В 1880 году в патриархальном купеческом Боровске начал свою педагогическую и научную деятельность теоретик межпланетных космических полетов К.Э. Циолковский. Именно здесь он написал и опубликовал свои первые труды, в которых обосновал возможность полетов человека в космос и путешествий к другим планетам.

В Боровске жил и недолго работал учителем философ-футуролог и родоначальник русского космизма Н. Ф. Фёдоров. О нем и его идеях с уважением и восхищением отзывались Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев. Он был знаком с К.Э. Циолковским, высказывание которого «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!», скорее всего, навеяно идеями Н. Ф. Фёдорова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *