Православные гимназии России

Содержание

История гимназического образования в Европе

Термин «Gymnasion» (греч.) и «Gymnasium» (латин.) имел несколько значений:

  1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;
  2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:
    • гуманитарный уклон обучения;
    • подготовка к университетскому образованию;
    • наличие классических языков (латинского и греческого).

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

В гимназиях изучались лучшие латинские писатели «золотого века», много внимания уделялось трудам Цицерона.

Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре, и, хотя древние языки остаются в системе обучения важнейшими, главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.

В конце XVI века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.

Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.

В XIX веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.

Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).

С 1870г. аттестат зрелости реальной школы позволял учащемуся поступать в университет наравне с выпускниками классических гимназий.

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили «языкам и философии мудрости». Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. — 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но числа учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

По инициативе М. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.

Школа первая — «российская» имела три класса:

  1. грамматика
  2. стихотворство
  3. красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков

Школа вторая — «латинская» имела два класса:

  1. грамматика
  2. синтаксис

Школа третья — «научная» имела три класса:

  1. арифметика
  2. геометрия и география
  3. философия

Школа четвертая — европейские и греческий языки.

Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

Гимназии в XIX веке

В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

1. Устав 1804 года

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания.
Изучались:

  • математика
  • история
  • география
  • статистика
  • философия
  • изящные науки
  • политэкономия
  • естественная история
  • технология
  • коммерческие науки
  • латинский язык
  • французский язык
  • немецкий язык
  • рисование

Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила «зубрежка», реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М. Сперанский, введя экзамены на чины.

Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.

2. Реформа 1811 года

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С. Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины:

  • Закон Божий
  • русский язык с церковно-славянским и словесность
  • греческий язык
  • латинский язык
  • немецкий язык
  • французский язык
  • география
  • история
  • статистика
  • логика
  • риторика
  • математика
  • статика и начало механики
  • физика и естественная история
  • рисование

Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

3. Устав 1828 года

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С. Шишков. «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы». Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  • науки политические исключить
  • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  • выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  • все предметы преподавать на русском языке

В результате 8 декабря 1828 года «Комитет устройства учебных заведений», организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены «телесные наказания» — розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: «Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» — для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги».

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат — документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе — для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов XIX века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей «воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах…»

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей — оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. «Из детей, — говорил Л.И. Поливанов, — надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое».

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей — интеллигентов 20-го столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,… и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг».

5. Устав 1864 года

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии — четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года — 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

6. Устав 1871 года

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

    в 1872 году — введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

    в 1873 году — утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

    в 1874 году — было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

    в 1887 году — повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения:

  • общее
  • механическое
  • химическое

Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением «одаренных необыкновенными способностями». Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7. Реформа 1905 года

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого — в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы — гимназию.

Устанавливалось три типа гимназии:

  • с двумя древними языками
  • с одним древним языком
  • без древних языков, но с двумя новыми языками

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А. Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А. Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту гимназического образования в России.

Современное гимназическое образование

С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.

В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

посмотреть полную версию
авторы: Акользина Варвара
Гаценко Олеся
Мосичева Майя
ученицы 9 класса
гимназии № 1517
г. Москва
руководитель: Мосичева Т. А.
учитель истории
гимназии № 1517, к.и.н.

Гимназическое образование в России (XVIII-ХХ вв.)

Можно говорить о генезисе российской классической гимназии XVIII-XX вв., так как много реформ коснувшихся ее жизни произошли в XIX столетии.

До реформ Петра I образование являлось средством для удовлетворения государственных потребностей, самыми существенными из которых были подготовка духовенства и военных, то в связи с экономическими и политическими преобразованиями остро встает вопрос в подготовке различных специалистов. Срочно создается светская школа, где на первое место поставлено изучение математики и других специальных наук. Общее образование сочеталось с профессиональным, а содержание имело ярко выраженное реальное направление.

Цель реального образования: вооружить естественнонаучными знаниями, так как они вполне соответствуют потребностям детского ума, ставит человека лицом к лицу с действительностью, содействует воспитанию материального взгляда на жизнь, имеют огромное приложение к практической жизни в различных видах сельского хозяйства и промышленности.

Первые гимназии в России «разноязычные школы», созданные для изучения иностранных языков, появляются под руководством иностранцев, но находились под контролем правительственных учреждений.

Например, школа в Москве созданная в 1701 г. Н.Швимером. Преподавали:

  • немецкий язык
  • латинский язык
  • французский
  • риторику
  • греческий язык
  • сирийский язык
  • древнеевропейский язык.

Первая гимназия в Петербурге открывается в 1704 году. Затем создается гимназия при Академии наук. Это была первая в России государственная школа, светская, средняя, общеобразовательная, открытая для молодежи с целью подготовки в университет. Изучали:

  • языки
  • историю
  • словесность
  • географию
  • математику
  • естествознание.

Во второй половине XVIII в. вместо девиза «профессиональный работник» выдвигается новый «человек — гражданин». Общее гуманитарное образование объявлялось целью создаваемых учебных заведений — низших (малые народные училища) и средних (главные народные училища). Но по сути дела главные народные училища не были средними учебными заведениями, они были переходной подготовительной ступенькой к ним. Не были самостоятельными средними учебными заведениями и появившиеся гимназии; они создавались как учебные заведения при университетах.

Из проекта об учреждении Университета 1755 г.:

«Всяк желающий в университете слушать профессорский курс должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук, но так как в Москве таких школ порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к высшим наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены могли, того ради … указать, чтоб при Московском университете под его ведомством учредить две гимназии — одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей».

Как тип средней общеобразовательной школы гимназии учреждаются лишь с XIX в. со дня утверждения «Устава учебных заведений, подведомственных университетам»(1804 г.). К этому времени уже существуют гимназии в Петербурге (1726 г.); Москве (1755 г.); Казани (1758 г.). В соответствии с уставом 1804 года вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

  • бесплатность
  • бессословность (кроме крепостных крестьян)
  • преемственность учебных заведений

Россия была разделена на шесть учебных округов — каждый во главе с университетом. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, последние руководили всеми приходскими училищами.

Вскоре от устава 1804 года начались отступления, изменения вносились Министерством народного просвещения и учебными округами. В гимназиях было усилено преподавание древних и новых языков, математики, Закона Божьего, но исключены: философия, коммерческие науки, сокращено естествознание. По уставу 1828 года гимназии стали среднеобразовательными учреждениями со сроком обучения в 7 лет. Главное внимание уделялось изучению:

  • латинского языка
  • греческого языка
  • античной литературы
  • истории.

Гимназия — для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян. В 1849 году уже запрещалось освобождать от платы неимущих, но способных учеников (что было ранее предусмотрено).

К 1850 году гимназии разделились на:

  • классические, которые готовили к поступлению в университеты и другие учебные заведения. Основное внимание уделялось изучению: древних языков, русской словесности, истории.
  • реальные готовили для службы военной и гражданской. Вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, законоведения.

«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.) учреждал два типа гимназий: классические и реальные.

Цель классических гимназий — дать общее образование необходимое для поступления в университет и высшие специальные учебные заведения.

Реальные гимназии не давали права поступить в университеты. Гимназии и прогимназии объявлялись всесословными, платными. Устав 1864 года избегал подробной регламентации и не стремился к единообразию во всех гимназиях. Государственные гимназии были только мужские. Было разрешено открывать частные гимназии и другие учебные заведения. Впервые допускался конкурс учеников.

В 70-х гг. определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы:

  1. Преобладание классического типа школы
  2. Точная регламентация учебных планов и программ
  3. Установление тесной связи между образовательной и воспитательной функцией средней школы.

С уставом 1871 года русская гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было.

Главные предметы в гимназии:

  • древние языки
  • математика.

Второстепенные предметы:

  • русский язык
  • новые языки.

Третьестепенные предметы:

  • Закон Божий
  • история
  • география.

В конце XIX — начале XX вв. происходили количественные и качественные изменения в системе среднего образования, где главным типом школы являлась классическая гимназия. Число учебных заведений: гимназий, прогимназий и реальных училищ с 1908 по 1912 гг. увеличивается. Одним из направлений реформы 1900-х гг. было сохранение в качестве основных типов средних учебных заведений гимназий с реальными училищами и с сокращением изучения в гимназиях:

  • латыни
  • греческого языка
  • грамматики.

Предусматривалось слияние гимназии и реального училища.

В 1902 году осталось всего несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях было сокращено изучение древних языков и усилено изучение:

  • русского языка
  • истории
  • географии
  • естественных наук.

Следовательно, наблюдалось усиление реального образования.

Появляются нетрадиционные гимназии с совместным обучением, ученическим самоуправлением. С 1908-1914 гг. был введен внешкольный надзор за учащимися. С 1914 года после вступления России в первую мировую войну, обострилось экономическое положение страны, растут расходы на войну все это отрицательно сказалось на системе образования. К 1915 году в классических гимназиях греческий язык перестал быть обязательным. К 1916 году началась реформа средней школы: создание единой школы (гимназии) с 7 летним курсом обучения. После 4 класса планировалось три ветви обучения:

  • новогуманитарное: литература, языки
  • гумнитарно-классическое: древние языки
  • реальное: естественные науки, математика.

В учебном плане планировалось доминирование:

  • отечественного языка
  • литературы
  • истории
  • географии.

Представители других наций могли осваивать свою культуру. Но в 1917 году произошли извесные события, которые перечеркнули все замыслы этой реформы. А к 1920 году дореволюционная система школьного образования фактически была ликвидирована, а вместе с ней и система гимназического образования.

На наших глазах в начале 90-х гг. ХХ столетия начинается бурный процесс появления образовательных учреждений нового типа: гимназия, лицей, авторская школа и др. Первые школы-гимназии появляются в России в 1990 году.

Гимназия — образовательное учреждение ориентированное на формирование широкообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундументальных наук. Образование на широкой гуманитарной базе с изучением не менее двух иностранных языков (V — XI классы).

Признаки современного гимназического образования:

  • Цель гимназии: формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению, самореализации в меняющемся мире.
  • Принципы гимназического образования:
  • — гуманитаризация
    — дифференциация для создания условий для личностно-ориентированного процесса обучения.

  • Основу гимназического образования составляет интегрированная гуманитарно-эстетическая подготовка обеспечивающая развитие личности на основе знания:
    • отечественной истории и литературы
    • мировой литературы и истории
    • иностранных языков
    • М Х К
    • и др.
  • Реализация учебных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе диагностического обеспечения, преемственности, креативной активности, широкой социализации

Дисциплины:

  • языки
  • — нетрадиционные (например, иврит)
    — древние
    — иностранные языки

  • культурологические дисциплины
  • философские науки
  • социальные дисциплины
  • — экономика
    — социология

  • естественнонаучные дисциплины
  • общеразвивающие дисциплины
  • — логика
    — психология

  • специальные предметы профильного характера.

Таково гимназическое образование в современной России.

Литература:

  1. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. — М.:ИЦ «Академия».1999.
  2. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало ХХ вв.):Уч.пособие. — М.:ИД «Форум».1998.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч.пособие…/Под ред.С.А. Смирнова. — М.:ИЦ «Академия».1999.
  4. Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч. пособие. — СПб.1996.
  5. Цимринг С.Я., Кузнецов Ю.С. Страницы истории профессионального и технического образования России. -СПб.1996.

5 ВЕДУЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ШКОЛ МОСКВЫ

Источник

Свято-Владимирская православная школа

Расположена на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Здесь обучаются свыше 130 детей. В школу берут преимущественно воцерковленных православных детей. При поступлении требуется рекомендация духовника. Дети имеют возможность бесплатно заниматься в кружках по керамике, ИЗО, петь в клиросном и казачьем хорах, а также заниматься спортом. Школа дает широкое образование и открывает учащимся возможность для свободного выбора любой профессии. Выпускники поступают как в светские вузы, так и в семинарии.
Адрес: Малый Ивановский пер., д. 4, стр. 1, 2 (ст. м. «Китай-Город»)
Тел.: (495)624-82-94
Веб-сайт s-vlad-school.ru
Директор Кондюрина Марина Леонидовна
Духовник: протоиерей Алексий Уминский

Православная классическая гимназия «Радонеж»

Первая православная общеобразовательная школа в постсоветской России. Обеспечивает качественное образование с гуманитарным уклоном и православное воспитание. Ориентирована на детей из православных семей. От учащихся требуется усердная молитва, соблюдение постов, участие в церковных таинствах. Ряд предметов воспитанники гимназии изучают углубленно: Закон Божий, мировую художественную культуру, церковнославянский язык. Иностранные языки (английский, немецкий, латынь) изучаются на уровне языковых спецшкол. В гимназии открыты две инновационные площадки.
Адрес: пр-д Одоевского, 13 (ст.м. «Ясенево»)
Тел.: (495)423-5122
Веб-сайт gymnasia-radonezh.ru
Директор Тишков Михаил Борисович
Духовник: иерей Артемий Сахаров

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

Рассчитана на 120 детей. Здесь углубленно изучают историю и иностранные языки (английский, новогреческий, сербский). Свои знания ребята имеют возможность ежегодно практиковать. У гимназии есть лагерь в Греции. Во время учебного процесса дети активно занимаются в творческих студиях и спортивных секциях, посещают экскурсии, совершают паломнические поездки.
Адрес: ул. Ляпидевского, 10а (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (499)747-9714
Веб-сайт pravoslavnaya-gimnazia.ru
Директор: Бузин Игорь Алексеевич
Духовник: игумен Феофилакт (Безукладников)

Православная Свято-Петровская школа

Одна из крупнейших гимназий города. Здесь обучается около 350 учеников, больше половины семей учащихся – многодетные. У школы заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, педагоги которого здесь преподают. Индивидуальным способностям детей в школе уделяют особое внимание. Молодежь стараются воспитывать в лучших традициях Православия, отечественной и мировой культуры.
Адрес: Тессинский переулок, д. 3 (ст. м. «Чкаловская»)
Тел.: (499)641-0325
Веб-сайт tgym.ru
Директор: иерей Андрей Постернак
Духовник: протоиерей Владимир Воробьев

Гимназия «СВЕТ»

Ориентирована на детей, семьи которых руководствуются в своей жизни христианскими нравственными ценностями. Один из главных приоритетов школы – интенсивная и ответственная подготовка к ГИА и ЕГЭ. По отдельным предметам старшеклассники могут обучаться в форме экстерната, чтобы больше внимания уделять подготовке в вузы. Дополнительное образование включает больше 30 проектов для учащихся по гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям. При школе организован хор – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Адрес: ул. 8-го Марта, д. 6-г (ст.м. «Динамо»)
Тел.: (495)614-2936
Веб-сайт shkolasvet.ru
Директор: Глазнева Елена Анатольевна
Духовник: протоиерей Димитрий Смирнов

Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Адрес: ул. Партизанская, д. 7, корп. 2 (ст. м. «Молодежная»)
Тел.: (495)416-4193
Веб-сайт orthoschool.ru

«Классическая гимназия» при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина

Адрес: Орлово-Давыдовский пер., д. 5 (ст. м. «Проспект Мира»)
Тел.: (495)680-92-41
Веб-сайт mgl.ru

Церковно-приходская школа «Косинская»

Адрес: ул. Большая Косинская, д. 42 (ст. м. «Лермонтовский проспект»)
Тел.: (495)700-0002
Веб-сайт cpsh-k.edusite.ru

Музыкальный православный центр «Воскресение»

Адрес: ул. Камчатская, д. 6 (ст. м. «Щелковская»)
Тел.: (495)467-4510

Троицкая школа при московском подворье Свято-Троицкой Сергиевской лавры

Адрес: 2-ой Троицкий пер., д. 8/10 (ст. м. «Цветной бульвар»)
Тел.: (495) 684-31-64
Веб-сайт blagoslovenie.su

Школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского

Адрес: Лазоревый пр. д. 15, стр. 1 (ст. м. «Ботанический сад»)
Тел.: (499)189-64-03
сайт: sviblovoprav.ru

Учебный центр «Перспектива»

Адрес: Сумской пр., д. 2 А (ст. м. «Чертановская»)
Тел.: (495) 316-00-74
Веб-сайт perspektiva.org.ru

Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского

Адрес: ул. Ясеневая, д. 33, корп. 2 (ст. м. «Зябликово»)
Тел.: (495)399-44-79
Веб-сайт stseraphim.edusite.ru

Центр образования «Знак»

Адрес: ул. Абрамцевская, д. 6а (ст. м. «Алтуфьево»)
Тел.: (499)200-05-08
Веб-сайт pravshkola.ru

Православная школа искусств

Адрес: Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2
Тел. (495)612-06-46
Веб-сайт pravshkola.ru

Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы

Адрес: ул. Одинцовская, д. 24, стр. 6 (ст. м. «Строгино»)
Тел.: (495) 942-83-01
Веб-сайт tlgym.ru

Средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник»

Адрес: ул. Солнечная, д.3(ст. м. «Царицыно»)
Тел.: (499)218-12-72

Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца

Адрес: Булатниковский проезд, д. 16, корп. 3 (ст. м. «Аннино»)
Тел.: (495)383-89-56
Веб-сайт noupcosnch.mskobr.ru

Средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

Адрес: Ленинский проспект, д. 8, корп. 12 (ст. м. «Шаболовская»)
Тел.: (499)236-98-83
Веб-сайт pravschool.ru

Школа при Андреевском монастыре

Адрес: Андреевская набережная, д. 2 (ст. м. «Ленинский проспект»)
Тел.: (499)135-71-00
Веб-сайт andreevskaya-school.ru

Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского

Адрес: ул. 3-я Парковая, д. 34, стр. 1 (ст. м. «Первомайская»)
Тел.: (495)164-79-60
Веб-сайт pravoslavie-licey.narod.ru

Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

Адрес: поселение Михайлово-Ярцевское, поселок д/о «Плесково»
Тел.: (499)271-6706
Веб-сайт pleskovo.ru

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

Адрес: ул. Кошкина, 6 (ст. м. «Кантемировская»)
Тел.: (499)324-83-28
Веб-сайт ellada.ru

Троицкая православная школа

Адрес: Троицкий АО, м-н «В», д.26
Тел.: (495)546-9354
Веб-сайт troitsk-school.ru

Средняя общеобразовательная школа «Ретро»

Адрес: ул. 4-я Гражданская, д. 43, корп. 8 (ст. м. «Бульвар Рокосовского»)
Тел.: (499)160-86-25
Веб-сайт retroschool.ru

Ховринская гимназия «Лампада»

Адрес: ул. Фестивальная, д. 77, корп. 1 (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (495)456-3152

Православная классическая гимназия им. митрополита Платона Левшина

Адрес: ул. Шоссейная, 82 (ст. м. «Печатники»)
Тел.: (495)354-8310

«Гимназия Святителя Василия Великого»

Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе, д. 1.
Тел.: (495)594-0101
Веб-сайт vasiliada.ru

Иеромонах Онисим (Бамблевский)

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии

Мы знаем, насколько богаты исторические традиции образования и воспитания в нашей стране. Их истоки всегда были именно в Православии, которое взрастило великих деятелей русской культуры, искусства, поэзии, литературы, зодчества. Понимание их творческих и духовных исканий невозможно без осознания основ христианской веры.

По этой причине сейчас все больше родителей делают выбор именно в пользу православных школ. Я надеюсь, что милостью Божией, уже в недалеком будущем мы с вами увидим, как православные школы явят миру замечательных ученых, государственных и общественных деятелей, творческих людей, которые делом своим засвидетельствуют, что православным школам нужно уделять особо пристальное внимание со стороны государства и общества.

Подготовила Мария Максимова

Гимназия — государственное учебное заведение. В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др.

Гимназия — средняя общеобразовательная школа в России и зарубежных странах, возникли в Германии в 16 веке.

Гимназии в XVIII веке:

Эрнст Глюк 2 мая 1703 года основал первую в России гимназию. Петр I ввел физическую подготовку как учебный предмет в виде: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Второй русской гимназией была гимназия при Московском университете, основанная в 1755 г., называлась Университетской или Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Подразделялось на 4 школы, которые делились на классы.

В первой были классы: 1) грамматика, 2) стихотворство 3) красноречие;

во второй — 1) грамматика 2) синтаксис латинского языка;

в третьей — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия,

четвёртой — языки европейские и греческий.

Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета.

Гимназия в Казани в 21 веке.

Гимназия в Казани была основана в 1758 г., по образцу московской, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.

В Казанской гимназии было обращено особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и других. В 1804 году гимназия была преобразована по общему для гимназий уставу и подчинена министерство народного просвещения.

Гимназии в XIX веке. I период:

В начале XIX века было образовано Министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России.

Александр I 24 января 1803 года утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии открывались в каждом губернском городе. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в «Уставе» определялась так:

  1. приготовить к слушанию университетских наук;

  2. преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека;

  3. приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.

Гимназии времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, так как было много предметов в курсах, недостаток в учебниках, плохой состав преподавателей.

II период:

Здание Красноярской губернской мужской гимназии, фото 21 века.

В 1826 году «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав для гимназий. Ставилась для гимназий двоякая цель:

1) приготовить к слушанию университетских лекций;

2) «доставить способы приличного воспитания».

Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы, а начиная с 4-го класса, гимназии разделялись на классические гимназии и реальные гимназии. Главными предметами признаны древние языки и математика. Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. Оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование из других предметов.

III период:

Классная комната в гимназии. Тюмень.1889 год.

В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвёртого класса.

В первых трёх классах постановлено обучать:

Закону Божию, русскому и славянскому языку, математике, географии немецкому языку, французскому чистописанию, черчению и рисованию.

В специальных классах общие предметы для всех гимназий:

Закон Божий русский и славянский язык, математика, физика и математическая география, история всеобщая и русская, немецкий и французский языки, черчение и рисование для желающих.

Кроме общих предметов, для готовившихся на службу преподавались:

Русский и славянский язык, математика, русское законоведение.

Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен критиковали педагогику и считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

IV период:

Граф Д. А. Толстой назначен министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г.

Гимназия 19 века.

Он признает только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии. Целью гимназии признано общее образование и подготовление к университету. Гимназии состоят из 7 классов, а седьмой — с двумя годичными отделениями. При каждой гимназии — приготовительный класс.

Особенности нового учебного плана:

  1. Признание главного значения за древними языками: число уроков по латинскому языку доведено до 49, а по греческому — до 37.

  2. Прекращение преподавания естественной истории, сначала в низших классах, а потом и вовсе.

  3. Замена космографии — математической географией.

  4. Введение логики.

  5. Уменьшение числа уроков чистописания, рисования и черчения.

  6. Уменьшение числа уроков по истории и по закону Божию.

  7. Введение географии в VII и VIII классах.

Также существовали гимназии разной направленности:1. Гимназии коммерческие:

Основы коммерческого образования в России были заложены в эпоху реформ Александра I и состояли: 1) из приходского училища, 2) уездного училища, 3) собственно гимназии.

2. Гимназии военные:

Д. А. Милютин преобразовал кадетские корпуса, в 1863 г., в военные. Они имели целью дать общее образование и воспитание и подготовить к поступлению в специальные военные школы. Курс учения — 6-летний.

3. Частные гимназии:

С 1856 г. стали основываться частные гимназии. Они должны следовать в преподавании программам, утвержденным министерством просвещения, должностных лиц иметь по назначению правительства и находиться под наблюдением начальства округа.

4. Гимназии женские министерства народного просвещения и женские ведомства Императрицы Марии:

Возникновение первых женских гимназий в России относится к началу 60-х гг. XIX века.

Заслуга организации и распространения женских гимназий в России принадлежала профессору педагогики, инспектору классов в женском Павловском институте Н.Л. Вышнеградскому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский. Гимназическое образование развивалось активно.

Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии — мариинские).

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы.

Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью — домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний — пятибалльная.

Таким образом, создание гимназий послужило толчком к образованию населения, как для тех, кто мог себе позволить, дворяне, богатые купцы и помещики, так и простое население. Гимназии дали возможность овладеть различными знаниями по разным сферам. Также образование в гимназиях сводилось к узкой направленности подготовки для тех, кто желал – это военные гимназии, и образование смогли получить девушки. В наше время учиться в гимназии очень престижно и роль их огромна в образовании общем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Гимназическое образование в России XIX-XX веков. . – URL: http://project5gym6.narod.ru/3/65/index.htm

    2. Учебные заведения — Гимназия — Гимназии в России. . – URL: http://www.russer.ru/a/a/gimnaziya_-_gimnazii_v_rossii

Первая православная гимназия в России

В подмосковном городе Балашиха, в микрорайоне Железнодорожный есть православная гимназия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В январе ей исполнилось 25 лет — в 1993 году первой из православных школ она получила аккредитацию. Накануне юбилея «Фома» побывал там и посмотрел, как живет гимназия и ее ученики сейчас.

Возьму и сделаю!

Протоиерей Василий Мельничук,
ректор гимназии

Идея создать православную гимназию появилась гораздо раньше 90-х. Так вышло, что во второй половине 80-х годов мне довелось много бывать в Польше, где есть немало православных приходов. Так вот, в Польше даже при коммунистической власти не прерывались традиции религиозного образования, там были замечательные православные воскресные школы, я видел, как в них преподают, и, конечно, хотелось сделать нечто подобное и на Родине. Но в советское время это было невозможно. Причем мне задолго до 1993 года об этом говорили разные люди из нашего города, и простые люди, и из начальства: батюшка, вот бы хорошо открыть православную школу!

Кроме того, в те годы я был одним из руководителей Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, председателем которого был тогда игумен Иоанн (Экономцев), и тогда же мы организовали международные Рождественские чтения, которые с тех пор проводятся ежегодно. Там случались бурные дискуссии: нужно ли открывать православные школы, готово ли к ним общество, готова ли к ним Церковь. Были разные опасения, а я утверждал, что надо действовать. И в какой-то момент сказал: «А вот возьму и сделаю!»

Скажите, батюшка

+72

В мой кабинет постоянно стучится кто-то из учеников: «батюшка, можно с Вами поговорить?» Приходят и малыши, и старшеклассники, рассказывают о своих проблемах, о сложностях в отношениях с родителями, с друзьями. Причем они знают: я никогда их не буду ругать. Что бы мне ни рассказал ребенок, я не повышу голоса, не начну его стыдить. Если он сильно неправ в чем-то, я осторожно, наводящими вопросами, помогаю ему самому иначе взглянуть на ситуацию. «А представь себя в эту минуту на месте мамы, о чем бы ты подумала?» «А что, если попробовать попросить прощения? По своему детству помню, как это сложно, но поверь: очень помогает!»

Только для воцерковленных?

Урок церковнославянского языка. Фото Владимира Ештокина

В 90-е годы учеников из глубоко воцерковленных семей у нас было большинство, процентов 80, наверное, а сейчас — только 20-30 процентов. Принимая детей в гимназию, мы не ставим категорического условия, чтобы семья была воцерковленной. Но, конечно, предупреждаем родителей, что у нас школа православная, что ребенок здесь будет получать православное воспитание и что если уж вы решили отдать сюда ваше чадо, то давайте придерживаться единого подхода. В большинстве случаев они относятся к этому с пониманием. И более того, очень часто бывает так, что к нам приходит ребенок из маловерующей семьи, воцерковляется у нас сам — и вслед за ним воцерковляется вся семья.

Почти с пеленок

Ежегодные Рождественские спектакли — добрая традиция гимназии. Фото из архива гимназии

В 2008 году мы открыли и свой детский сад — «Благовест». Зачем? Воспитание и образование — это процесс непрерывный, нет тут никаких жестких границ между детским садом и школой, между школой и вузом. Открыв детский сад, воспитывая малышей с самого раннего возраста, мы потом берем их в первый класс, и в гимназии их воспитание продолжается естественным, органичным путем. Гораздо легче что-то продолжать, чем начинать с нуля. Не все наши выпускники подготовительной группы детского сада идут в гимназию, но большинство, примерно 70 процентов. Кстати сказать, среди воспитателей детского сада есть и выпускники нашей гимназии. Есть они и среди гимназических учителей. Пока немного, но несколько наших ребят учатся сейчас на педагогов, и по окончании вузов собираются пойти работать к нам. Так что у нас, говоря языком прошлых лет, «непрерывное производство».

Дети уже не те?

Фото Владимира Ештокина

Многие считают, что дети год от году портятся, что раньше было «о-го-го», а сейчас «увы». Я с этим категорически не согласен! На самом деле все куда сложнее, идут разные, подчас диаметрально противоположные процессы. Могу сказать, что за последние годы наши ученики в массе своей стали гораздо сознательнее, чем раньше. Сейчас девиантное поведение — это совсем уж единичные случаи, раньше же такое бывало куда чаще. Сейчас дети очень хорошо понимают, зачем надо учиться, зачем надо молиться, зачем мы делаем то, зачем это. Их вера, по моим наблюдениям, становится более осмысленной. Хотя есть и негативные тенденции — дети меньше читают, меньше энергии тратят даже на то, чем интересуются. Они становятся ленивее, а причины этого — вне школы. Причины — в «духе века сего», с его массовым стремлением к комфорту, с боязнью ответственности, со страхом проявлять инициативу…

Не быть стадом

Из поездкив Коломну. В паломничес­кие поездки по России и даже зарубеж гимназисты ездят регулярно.
Фото из архива гимназии

Мы учим детей, особенно старшеклассников, тому, что им придется жить в очень нестабильном мире, в мире, где возможны самые разные потрясения — экономические, политические, техногенные. В таких потрясениях очень трудно сохранить ясную голову, не поддаться «стадному чувству», не сделать какие-то глупости, способные исковеркать жизнь. А как устоять? Только имея четкую иерархию ценностей, только имея твердую опору. И эта опора — Церковь.

Всем привет. Ребенок, мальчик 2015 г.р в 3 года пошел в младшую группу детского сада “Умиление ” -Зернышки. Так как мы сами из Заплавного, так получилось, что я два дня ходила вместе с ним на адаптацию по два часа, совсем без задней мысли, потому что с нами совпала новенькие мамочка со своим ребенком, которая сидела там с ним вместе. Мой ребенок ходил до этого в обычный детский сад без проблем, только часто там болел. Сразу скажу плюсы что меня подкупило, садик новый, красивый, ухоженный, на первый взгляд все приветливые и улыбаются, там тепло, своё отопление и дети меньше болеют, с соплями в группу не возьмут. Ребенок сначала зашел с улыбкой и интересом. Сначала всё было в рамках, но я начала замечать, что один из воспитателей чуть ли ни за любое движение, действие детей одёргивает, читает нравоучения, нотации, пресекает за любую мелочь и “свободу”, второй воспитатель милая и добрая. Я отъехала на какое то время и по возвращению ребенок сидел на месте и даже не играл. На следующий день все повторилось, мне уже самой было не по себе там находиться, я сама боялась сделать что-то не то. Ребенок без меня не соглашался там посидеть ни минуты, начал устраивать истерики. Через два дня я попросила воспитателей, чтобы его сильно не ругали, не так строго, так как он восприимчивый и склонен к неврозам, но меня никто и не хотел слушать и слышать, ответ был- что они все восприимчивые. Как потом я узнала, что ребенок не ходил даже в туалет, терпел, потому что там у этой воспитательницы нужно отпроситься, и это ровно в три года, когда он только первые дни в группе! Я видела что ничего не меняется, ребенок стал боятся даже с бабушкой оставаться без меня, ходила несколько раз к заведующей, писала, что дети запуганные, находятся там в страхе, просила перевести нас в другую группу. Мне даже и не собирались верить и что-то менять, говорили что у них всё хорошо, это называется послушанием и это мы с ребенком такие… Я ходила и писала несколько раз к ним, но наталкивалась на такие баррикады, что воспитатели у них чуть ли не святые и такого быть не может. В итоге я сказала что мы доведем ребенка до заикания, так как у него уже был такой эпизод и сказала что пожертвование платить буду больше, только после этого нас перевели в другую группу божьи коровки. Конечно, это было небо и земля, придя туда мы сразу расслабились. В первый же день мы поняли почему ребенок не ходит в туалет, потому что там нет горшков, только унитазы. Я принесла горшок, разрешения там спрашивать не надо, ребенок вставал спокойно и ходил в туалет когда захочет, совсем другое отношение, со мной постоянно беседовали, рассказывали как он себя вёл, ребенок даже обнаглел и стал баловаться, я говорила что вы с ним построже) Спустя 4 месяца группу расформировали и оставили там одних девочек, а сына перевели в другую “пчелки” вместе с детишками подросшими ближе к четырем, которые из зернышек. Воспитатель Наталья Сергеевна сразу заявила почему он здесь, он якобы по возрасту не подходит, хотя по возрасту как раз он и подходил, там дети были старше всего лишь на несколько месяцев, вообщем сразу по каким то критериям он её не устроил. Она начала мне высказывать, что нам лучше идти в зернышки, и ему там будет лучше для развития и это все в первый день, я ей объясняла,что в зернышках мы уже были, это обговаривалось с заведующей и нас перевели с её разрешения, воспитателя это не убедило, и она сказала что пойдет к заведующей. На следующий день она недовольная приняла ребенка (заведующая подтвердила ей мои слова) и устроила тиранию над ребенком, стала его выживать, два дня мне выговаривала, что ребенок сидит и молчит, что идти нам надо назад (это при том что в коровках были старше дети почти на два года и он прекрасно с ними дружил). Выставила мне тут же горшок, я не подозревала, думала наверно он ходит в унитаз, раз не нужен горшок,потому что я 4 месяца до этого вообще не знала проблем с его туалетом в садике. Всего в новую группу мы проходили три дня, за эти дни он два раза был описанный, а на третий день обкаканый, когда я его забирала он у меня просился в туалет, а я его еще и ругала,что не мог в садике сходить. Он тут же заболел, поднялась температура и на утро я уже поняв проблему шла разбираться с воспитателем, (к заведующей я не ходила, потому что с прошлого раза понимала что это бесполезно). В этот день её не было, заменяла другая воспитатель Александра Александровна, с порога нас стала выгонять, говорить что мы не подходим по возрасту и грубым тоном посылала нас в зернышки, что ей так сказали. Я в слезах выбежала оттуда и только после этого пошла к заведующей. Спросила действительно ли она нас перевела в зернышки, она была не в курсе. После нескольких дней ребенок начал шепелявить и непонятно говорить, текли слюни. Съездили к неврологу, поставили диагноз логоневроз. Ребенок ее боялся,и терпел не ходил в туалет, а потом в штаны делался… она также не давала без разрешения ходить в туалет, еще и без подготовки забрала горшок, что у неё можно ходить только на унитаз. причем когда я пришла к Наталье Сергеевне разбираться, она спокойна пила чай, говорила чтобы я от неё отстала, и дала спокойно поесть. Я просто в была в шоке, говорила кто теперь мне будет оплачивать лекарства, массажи, логопеда, и что ей бы также под себя ходить, а она мне в грубой форме предъявляла- а вы вообще докажите! меня просто убило это слово и циничность воспитателя. Меня вызвали к заведующей, т.к воспитатель потихонькому пошла и позвонила ей,зайдя к заведующей и объясняя ей положение ребенка, она её словами тоже говорит мне – а вы докажите,( ужас просто). Только когда я сказала, что пойду в прокуратуру, раз здесь никто ни за что не отвечает, тут руководители резко поменялись, пошли на диалог, типа разбирали этот случай.Я с мед. картой этой ходила несколько раз к заведующей, мы целый месяц выясняли. Всё сводилось к тому как будто ничего не произошло, воспитатели не признавались, что такого ничего не было. Я сказала пусть перед богом скажут, что я все придумала и они ни в чем не виноваты, и вы представляете они даже крестились, я просто офигела, даже бога не боятся, еще и с агрессией на меня, сидели вместе с другим воспитателем, что якобы она профи- супер психолог, это её победа что ребенок якобы ходил на унитаз за два дня научился и ей надо медаль на шею повесить , вот такой абсурд я весь месяц слушала, заведущая попросила чтобы все-таки они извинились передо мной, они извинились демонстративно типа если что то не так уж простите…но так и не признались. Теперь сидим дома лечимся, так до сих пор и шепелявит, не разбираю даже многих слов. Еще заведующая просила остаться, если честно до них и ничего не дошло. Я просто прошу чтобы родители были бдительны, ходите на адаптацию вместе с ребенком, замечайте его поведение, если плачет, не хочет идти или истерика – задумайтесь, ведь ребенок часто не может высказаться. А Богом там часто только прикрываются, издевательства над детьми вряд ли от бога, а то что они называют послушанием-часто всего лишь воспаленный мозг воспитателей, которым удобно, чтобы дети были как шелковые. Я согласна в том, что это секта, правда за ними…а меня убеждали что все хорошо, мне все показалось и это я в каком-то бреду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *