Православные монастыри в Грузии

Мтацминда (пантеон)

У этого термина существуют и другие значения, см. Мтацминда (значения).

Кладбище

Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии Мтацминда

(груз. მთაწმინდის მწერალთა და საზოგადო მოღვაწეთა პანთეონი,

Страна

Грузия

Город

Тбилиси

Первое упоминание

1929 год

Дата основания

Медиафайлы на Викискладе

Пантео́н писа́телей и обще́ственных де́ятелей Гру́зии Мтацми́нда (груз. მთაწმინდის მწერალთა და საზოგადო მოღვაწეთა პანთეონი, груз. მთაწმინდა — Святая гора) — некрополь в Тбилиси (Грузия), где похоронены многие из известных писателей, артистов, учёных и национальных героев Грузии.

Пантеон организован на территории вокруг церкви Святого Давида «Мамадавити» на склоне горы Мтацминда и официально открыт в 1929 году. Кроме того, ряд захоронений дореволюционного времени находился в самом храме Св. Давида и около него (Р. Багратион (†1834), Саломея Чавчавадзе (†1847), Давид Алексеев (†1824), Захарий Палавандов (†1845), Онисим Иоселиани (†1816)).

Первым знаменательным захоронением на этом месте было погребение известного русского писателя Александра Грибоедова (1795—1829), позднее рядом с ним была похоронена и его жена — княжна Нино Чавчавадзе (1812—1857).

Пантеон официально открыт к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране. С того времени многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь. Кладбище управляется Тбилисским муниципалитетом и является одной из известнейших городских достопримечательностей. Ряд надгробий выполнен известными скульпторами (В. Демут-Малиновский, Я. Николадзе, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Б. Авалишвили, Г. Шхвацабая и др.). Памятник на могиле Екатерины Геладзе через Василия Сталина был заказан Иулиану Рукавишникову

В течение 30 лет директором Пантеона был И. Ениколопов.

К пантеону можно подняться на сооружённом на гору Мтацминда в 1905 году фуникулёре.

На гору была также устроена канатная дорога, на которой 1 июня 1990 г. произошла самая тяжёлая в СССР и СНГ катастрофа такого вида транспорта с 20 погибшими и 15 ранеными.

Список погребённых в Пантеоне

Вид монастыря св. Давида и пантеона с Тбилисской телебашни

фото Звиада Авалиани
Могила Грибоедова

  1. Васо Абашидзе (1854—1926), театральный актёр и режиссёр
  2. Чабуа Амирэджиби (1921—2013) — грузинский советский писатель, автор романа «Дата Туташхиа»
  3. Верико Анджапаридзе (1897—1987), театральная и киноактриса
  4. Николоз Бараташвили (1817—1845), поэт-романтик (перезахоронен в 1938 г.)
  5. Васил Барнови (1856—1934), писатель-романист
  6. Николоз Бердзенишвили (1894—1965), историк
  7. Бачана Брегвадзе (1936—2016), писатель, философ, академик АН Грузии
  8. Важа Пшавела (1861—1915), поэт (перезахоронен в 1935 г.)
  9. Илья Векуа (1907—1977), учёный-математик. Академик АН СССР.
  10. Звиад Гамсахурдия (1939—1993), советский диссидент и первый Президент Грузии (перезахоронен в 2007 г.)
  11. Екатерина Геладзе (1858—1937), мать И. В. Сталина
  12. Якоб Гогебашвили (1840—1912), писатель и просветитель (перезахоронен в 1940 г.)
  13. Александр Грибоедов (1795—1829), русский писатель; и его жена Нино Чавчавадзе (1812—1857)
  14. Иосиф Гришашвили (1889—1965), писатель, поэт и учёный
  15. Ладо Гудиашвили (1896—1980), художник
  16. Шалва Дадиани (1874—1959), актёр и драматург
  17. Мосэ Джанашвили (1855—1934), историк
  18. Симон Джанашиа (1900—1947), историк
  19. Соломон Додашвили (1805—1836), писатель, просветитель, общественный деятель, философ (перезахоронен в 1994 г.)
  20. Нодар Думбадзе (1928—1984), писатель (перезахоронен в 2009 г.)
  21. Серго Закариадзе (1909—1971), актёр
  22. Анна Каландадзе (1924—2008), поэтесса
  23. Лео Киачели (1884—1963), писатель
  24. Дмитрий Кипиани (1814—1887), политик, журналист и общественный деятель
  25. Давид Клдиашвили (1862—1931), писатель
  26. Мераб Костава (1939—1989), советский диссидент и национальный герой Грузии
  27. Георгий Леонидзе (1899—1966), поэт
  28. Котэ Марджанишвили (1872—1933), театральный режиссёр (перезахоронен в 1964 г.)
  29. Мухран Мачавариани (1929—2010), поэт
  30. Николоз Мусхелишвили (1891—1976), учёный математик и механик. Академик АН СССР
  31. Нико Николадзе (1843—1928), публицист и общественный деятель, и его жена Ольга Александровна Гурамишвили-Николадзе (1855—1940) (перезахоронение из Дидубийского пантеона 10 сентября 1957 года)
  32. Яков Николадзе (1876—1951), скульптор
  33. Иване Палиашвили (1868—1934), дирижёр Могила Екатерины Геладзе
  34. Галактион Табидзе (1892—1959), поэт
  35. Эквтиме Такаишвили (1863—1953), историк и археолог (перезахоронен в 198? г.) и его жена Нина Полторацкая (1963—1931)
  36. Анастасия Туманишвили-Церетели (1849—1932), писательница
  37. Акакий Хорава (1895—1972), актёр
  38. Александр Цагарели (1844—1929), лингвист
  39. Акакий Церетели (1840—1915), поэт
  40. Давид Цимакуридзе (1925—2006), олимпийский чемпион по вольной борьбе
  41. Вахтанг Чабукиани (1910—1992), артист балета
  42. Илья Чавчавадзе (Святой Илья) (1837—1907), писатель и общественный деятель; и его жена Ольга Тадеозовна Гурамишвили (1842—1927)
  43. Джансуг Чарквиани (1931—2017) — грузинский поэт. Почётный гражданин Тбилиси.
  44. Михаил Чиаурели (1894—1974), кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (перезахоронен в 1987(?))
  45. Симон Чиковани (1902/1903—1966), поэт и общественный деятель
  46. Отар Чиладзе (1933—2009), писатель и драматург
  47. Закария Чичинадзе (1853—1931), историк и писатель
  48. Какуца Чолокашвили (1888—1930), политический деятель (перезахоронен в 2005 г.)
  49. Ушанги Чхеидзе (1898—1953), актёр
  50. Давид Эристави (1847—1890), журналист, переводчик и драматург (перезахоронен в 1930 г.)

Коммунистические деятели Миха Цхакая, Филипп Махарадзе и Силибистро Тодрия, похороненные ранее в Пантеоне, перезахоронены в последние годы на других городских кладбищах.

Литература

  • Пантеон Мтацминда / Сост.: И. К. Ениколопов, Гиорги Ткешелашвили. — Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1956. — 52 с. — (Б-ка туриста: По Тбилиси). — 15 000 экз. (обл.)
  • Энаколопашвили И. К. Пантеон на Мтацминда. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1968. — 48 с.
  • Ткешелашвили О. Мтацминда: Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии / Отар Ткешелашвили. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1974. — 112 с. — 6 000 экз.

Примечания

  1. Иосселиани П. Описание древностей города Тифлиса. — 1866.
  2. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ А. ГРИБОЕДОВА
  3. звонит Василий — просит сделать надгробие для матери Иосифа Виссарионовича.
  4. ნიკოლოზ ბარათაშვილის
  5. Бачану Брегвадзе похоронили в Мтацминдском пантеоне (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  6. Прах писателя Нодара Думбадзе перезахоронят в Пантеоне выдающихся деятелей Грузии

Ссылки

  • Неофициальный сайт Пантеона Мтацминда (груз.)
  • მთაწმინდის პანთეონი (Пантеон Мтацминда) 2005 (груз.)
  • Тбилиси. Пантеон на горе Мтацминда
  • Общество Некрополистов — Отчёт о посещении Пантеона на горе Мтацминда (Тбилиси, Грузия).
  • В пантеоне на Мтацминда в Тбилиси разрушаются могилы святых, политиков и выдающихся деятелей науки и искусства
  • Фоторяд захоронений
  • Видеозаписи объекта
Это заготовка статьи о кладбище. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Мтацминда (в переводе с грузинского – Святая гора) – это горная вершина в центре столицы Грузии Тбилиси. Вершина входит в состав Триалетского хребта и располагается на правом берегу реки Куры (Мтквари).

Гора Мтацминда, Тбилиси.

Свое название она получила на основе ассоциации с подобной горой в Афоне. Мтацминда – популярное место в Тбилиси у всех категорий туристов, так представляет собой уникальный комплекс:

  • необычный природно-геологический объект;
  • центр паломничества к храму Отца Давида;
  • месторасположение нескольких значимых исторических памятников;
  • великолепная смотровая площадка, представляющая город как на ладони;
  • место отдыха для детей и взрослых благодаря парку развлечений и ресторану с национальной кухней.
  • Мтацминда, как добраться.

    Гора возвышается всего на 740 м над уровнем моря, но всего на 240 м выше улицы Чонкадзе, откуда начинается подъем. Улица находится в живописном старом квартале Тбилиси, по которому интересно прогуляться к фуникулеру пешком.

    Мтацминда фуникулёр, Тбилиси.

    Чтобы подниматься на вершину Мтацминда, в 1903-1905 гг. был построен фуникулер, соединивший улицу Чонкадзе и парковую зону на вершине. Фуникулер – это вид городского транспорта. Его строила фирма по производству трамваев из Бельгии под руководством инженера Альфонса Роби. Оригинальность трассы – в наличии 70-метровой развязки посередине 500-метрового рельсового пути, где вагоны расходятся. Около развязки оборудована станция Пантеон, откуда можно пройти на смотровую площадку и к историческим памятникам.

    Фуникулерная дорога в Тбилиси несколько раз реконструировалась. В годы советской власти перестроена верхняя станция. В 1938 г. открылся Парк культуры и отдыха, получивший через несколько лет имя И.В. Сталина.
    В 1968-1969 гг. реконструировали нижнюю станцию.
    Фуникулер прерывал свою работу с 2000 по 2013 гг. из-за капитального ремонта после аварии.

    Нижняя станция фуникулера построена в так называемом «псевдомавританском» стиле. Окна в форме куполов старинных храмов, витражи с арабским узором, простота и торжественность отличают здание.

    Мтацминда Пантеон.

    На фуникулёрной дороге всего три станции. Вторая станция называется Пантеон.

    Средняя станция предлагает посетить Пантеон общественных деятелей и поэтов. От нее можно пройти также к церкви Святого Отца Давида – Мамадавити, построенной здесь в середине 19 века.
    Для верующих – это священное место. Давид Гареджийский – это одни из 13 монахов-миссионеров, в 6-ом веке занимавшихся распространением христианства в Грузии.
    Жизнеописание Давида представляет собой рассказ о его детстве и юности, когда он остался без отца и матери, воспитавших его в духе христианской веры, и стал учеником Святого Иоанна Зедазнийского. Из Сирии учитель и ученик отправились в Грузию и поселились на горе Мтацминда. Здесь и построил Давид себе маленькую пещеру и часовню. Раз в неделю по четвергам он спускался в город и проповедовал христианскую веру.
    Противники христианства решили погубить Давида и обвинили в совращении незамужней женщины. Но на суде он доказал лживость обвинений, а девушка, которая оклеветала его, родила камень.
    Давид молился о спасении души обманщицы и просил помочь всем женщинам, которые не могли иметь детей. Услышав молитвы Давида, Господь указал ему на святой источник с целебной водой.

    Со смотровой площадки около храма Давида можно увидеть город и его самые значительные здания.

    На месте часовни Давида в 10 веке выстроили храм Мамадавити, затем перестраивали его в 16 веке, а после его разрушения поставили новый в 1855 г. А на месте пещеры Давида находится Церковь Иверской иконы Божьей Матери, рядом с ней – Храм Преображения Господня и три источника со святой водой.

    Грибоедов, Грузия.

    Пантеон писателей и общественных деятелей – удивительное место, с помощью которого можно изучать историю. Здесь был погребен в 1829 г. Александр Сергеевич Грибоедов, выполнявший тогда функции посланника России в Тегеране. Удивительная разносторонняя личность этого человека вызывает безмерное уважение: поэт и писатель, автор комедии «Горе от ума», композитор, знаток нескольких языков, умнейший и бесстрашный дипломат.
    Как дипломатический представитель интересов России, он добивался выплаты Персией контрибуции России и возвращения русских пленных. Правительство Персии не шло на уступки, народ прозвал Грибоедова «железным сердцем» за непреклонность требований. Грибоедов был зверски убит, растерзан толпой в Тегеране, тело его после смерти с трудом было обнаружено.

    На боковой стороне надгробия – слова его юной и прекрасной жены Нины Чавчавадзе. Она потеряла мужа в 16 лет и просила, чтобы после смерти ее похоронили рядом с возлюбленным.

    Грибоедов и его жена Нины похоронены в гроте из камня. Вершина надгробия поэта – фигура из бронзы, изображающая скорбящую женщину.

    Став вдовой, Нина Чавчавадзе от горя потеряла ребенка и носила траур целых 30 лет до конца жизни. Умерла она от холеры, которой заразилась, ухаживая за больными во время эпидемии 1857 г.

    Святая гора Мтацминда.

    Пантеон хранит память о многих великих людях. Один из них – отец Нины Грибоедовой – Александр Чавчавадзе. На его могиле – скульптура, выражающая благодарность народа человеку, боровшемуся на независимость Грузии.
    Еще один памятник – национальному поэту Важа Пшпвела.

    Памятник актеру Серго Закариадзе, известному по фильму «Отец солдата» и др. Это был удивительно разносторонний актер, игравший и комедийные, и трагические роли.

    Памятник Вахтангу Чабукиани – артисту балетного искусства, соединившему в своем творчество традиции классического русского балета и красоту народных танцев Грузии. Преподавал, был балетмейстером. Его танец запечатлен в фильме «Венецианский мавр». В 1950 г. В. Чабукиани удостоен звания Народного артиста СССР.

    Памятник художнику Ладо Гудиашвили.

    Памятник князю Илье Чавчавадзе, автору стихотворений и поэм, публицистических произведений, политику, выступавшему за свободу своей нации. Он был мировым судьей, боролся за избавление народа от неграмотности, отстаивал суверенитет Грузии. Он был жестоко убит, обстоятельства его гибели до сих пор оцениваются неоднозначно.
    За свое служение народу и священный подвиг в 1987 г. канонизирован как Святой Илья Праведный.

    Церковь Святого Давида отличается скромностью и снаружи, и внутри. Ее особенность – изображения грузинских святых, к которым приходят паломники.

    Пантеон у храма открыли в 1929 г. в честь 100-летия со дня гибели Грибоедова. Среди памятников Пантеона – надгробие писателя Нодара Думбадзе, поэтов Галактиона Табидзе и Акакия Церетели и др.

    Могила Екатерины Геладзе – матери И.В. Сталина.

    Конечная остановка фуникулёра на самом верху – это парк Мтацминда. Здесь самая лучшая смотровая площадка на Тбилиси.

    Панорамные виды Тбилиси.

    Смотровые площадки просторные. Проходя по ним, можно увидеть Тбилиси с разных сторон.

    Контраст старого и нового, вечного и сиюминутного.

    Вид на реку Кура, на ее правый берег, на Собор пресвятой Троицы, строившийся в 1995-2000 гг. и являющийся главным собором Грузинской православной церкви.

    Собор Святой Троицы имеет высоту 68 м, крест – 7,5 м. Он был построен на средства жителей города и представителей бизнеса.

    Парк Мтацминда.

    Парк на горе Мтацминда был открыт в 1938 г. Сейчас это любимое место жителей Тбилиси и гостей города.

    В парке три сектора: для детей, для семейного отдыха, зона экстремальных развлечений.

    Ресторан Мтацминда.

    Верхняя станция фуникулера – здание в стиле модерн, знаменитое расположенным в нём рестораном.

    У ресторана еще одна смотровая площадка, открывающая вид на панораму гор вокруг Тбилиси.

    Как будто в туманной дымке тонут горные кряжи. А Тбилиси поражает обилием высотных домов в центральной части и большим количеством зелени.

    Перед нами – центральная спортивная арена Тбилиси, стадион «Динамо», построенный в 1936 г, а после этого реконструированный в 1976, 2006, 2015 гг.

    На горе Мтацминда можно сделать удивительные фото. Святая гора Мтацминда покрыта растительностью, в некоторых точках смотровой площадки мы смотрим на Тбилиси сквозь ветви деревьев.

    Фото Мтацминда.

    В центре парка – оригинальный фонтан.

    С территории парка Мтацминда в Тбилиси видна телебашня необычной треугольной формы, построенная в 1972 г. на горе и имеющая высоту 274,5 м.

    Колесо обозрения в Тбилиси тоже необычное. Его кабинки – стеклянные, они защищают от сильного ветра на вершине горы и прибавляют уверенности и смелости.

    В парке Тбилиси есть специальная зона кафе и ресторанчиков.

    Парк в Тбилиси отличается оригинальным оформлением, большим количеством необычных скульптурных изображений и веселых фигурок, установленных среди деревьев. Среди сосен динозавры издалека выглядят как настоящие.

    Парк не просто развлекает, но и обучает: динозавры разных видов нравятся детишкам и хорошо запоминаются.

    По территории парка в Тбилиси можно прокатиться на веселом паровозике.

    Как и во многих других парках, парк в Тбилиси представляет павильоны, оформленные в стиле разных народностей.

    Причудливая форма сооружений превращает прогулку по парку в Тбилиси в сказочное приключение.

    Веселый шарманщик в старинном грузинском костюме приглашает посетить замечательные аттракционы.

    Мистические чудовища или постройки неизвестных племен? Каждый уголок парка в Тбилиси загадывает загадку.

    Сказочные персонажи, гнезда неведомых птиц, искрящиеся фонтанчики зовут из одного уголка парка в другой.

    Даже самое популярное заведение оформлено оригинально и привлекательно.

    Волшебные замки, водные горки предоставляют возможность разных видов отдыха для детей и для взрослых.

    Парк приглашает посетить магазинчики с игрушками и сувенирами.

    Популярное место – музей восковых фигур в парке Тбилиси.

    Восковые фигуры Мика Джаггера и Аватара приглашают зайти в музей.

    Большая радость для маленьких посетителей – магазины игрушек и развлечений.

    Здание в форме нагроможденных друг на друга домиков похоже на головоломку.

    А мы заканчиваем наше путешествие по горе Мтацминда, увозя разнообразные впечатления и воспоминания.

    Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)

    14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

    По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

    Святая Сидония и Хитон Спасителя

    Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

    Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

    Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

    Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

    Столп Животворящий

    Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

    Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

    Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

    Волк и лев: святой царь Вахтанг

    В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

    Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

    По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

    В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

    Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

    И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

    Сокровища храма

    Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

    В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

    В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

    Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

    В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

    В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

    Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

    Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

    Символ Грузии

    Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

    Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

    Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

    Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

    Вход на территорию собора

    Стены собора

    Стены вокруг собора

    Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

    Купол собора

    Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

    Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

    Фреска «Страшный суд»

    Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

    Купол собора

    Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

    Придел св. Николая

    Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

    Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

    Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

    Икона собора Двенадцати Апостолов

    В соборе

    В соборе

    Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

    Фрагменты креста: Рождество Христово

    Фрагменты креста: Сретение Господне

    Крещение Господне

    Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

    Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

    Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

    Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

    Алтарный крест

    Потолок собора

    Фреска «Спас Вседержитель»

    В углу храма проходит исповедь

    Часовня Гроба Господня

    Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

    Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

    Фреска: Спас Благое Молчание

    Фреска: Исцеление расслабленного

    Фреска: Спас Вседержитель

    Фрески

    Троица. Современная икона

    Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

    В соборе

    Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

    Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

    Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

    Окно часовни Гроба Господня

    Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

    Колодец

    Современная икона прп. Марии Египетской

    Современная икона св. Иоанна Предтечи

    Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

    Могила царя Ираклия I

    Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

    Патриаршее место

    Жены-мироносицы (фреска)

    Христос и самарянка

    Исцеление слепого (фреска)

    Фреска «Отечество»

    Фреска Собор Двенадцати Апостолов

    Фреска Троица

    Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

    Икона «Слава Грузии»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»

    Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

    Пророк Илия

    Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

    Фрагменты центрального иконостаса

    Фрагменты центрального иконостаса

    Спаситель. Икона из центрального иконостаса

    Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

    Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

    Внешние украшения храма

    Прихрамовая территория

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Прихрамовая территория

    Прихрамовая территория

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Внешние украшения храма

    Колокольня собора

    Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

    Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

    Собор Светицховели

    Купол собора

    Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

    Окрестности Тбилиси: Мцхета и собор Светицховели

    После Джвари мы отправились в древнюю столицу Грузии Мцхету. Я уже показывал виды Мцхеты с горы, на которой стоит Джвари, теперь пришла пора прогуляться по самому городу. И, конечно, подробно осмотрим главный храм Грузии — собор Светицховели.
    В грузинской летописи приводится такая легенда об основании Мцхеты.
    Когда-то у грузин и армян был единый предок по имени Таргамос. Таргамос приходился правнуком самого Ноя. У Таргамоса было восемь сыновей. Старшим и лучшим был Гаос, ибо подобного ему ни телом, ни мощью и мужеством не было ни до потопа, ни после него. Когда Таргамос стал делить землю между братьями Гаосу достался лучший удел. Думаете Гаос прародитель грузин? А вот и нет. С таким почтением грузинский хроникер отзывался об… армянах. Армяне — старшие братья грузин, вот как получается по легендам.
    Так хватит об армянах, у нас же тут Грузия. Поэтому перейдем к следующему брату — Картлосу. Ему тоже досталась земля после дележа. Сей Картлос пришел первоначально в место, где Арагви впадает в Куру, и взошел на ту гору, что именуется Армази. И впервые создал на ней крепости и воздвиг на ней себе дом и дал той горе имя свое — Картли. И до воздвижения на ней капища Армази называлась гора та Картли.
    Вот вам и разгадка, почему Грузия на самом деле называется Сакартвело, т.е. страна Картвелов. Самоназвание происходит от основного центрального грузинского региона Картли. Наше название Грузия происходит от персидского «гурз». Такая же история и с европейцами. Их Джорджия произошла также от персидского гург. Но крестоносцы решили, что гург это что-то про св. Георгия (на самом деле нет, ученые считают, что когда-то это значило страна волков) и отсюда пошла Георгия. А на русском произошла перестановка и ГУРЗынская страна (как у моего земляка Афанасия Никитина) стала со временем Грузией.
    Снова меня занесло, пардон. Вернемся к Мцхете. Картлос родил Мцхетоса и еще несколько сыновей. А Мцхетосу, что был первейшим среди братьев своих, досталось место пребывания отца его Картлоса, которое ныне именуют Армази. Он же построил у слияния Куры и Арагви город и назвал его именем своим — Мцхета. И овладел страной от Тбилиси и Арагви до моря Сперского на западе.
    В общем, как вы поняли Мцхета — город древнейший. Точный возраст никто не знает, но ему как минимум 2000 лет. До момента переноса столицы в Тбилиси в 5-м веке, Мцхета была столицей Грузии (ну или, как тогда ее называли, Иберии). Увы, для нас туристов от той древности мало что осталось. Уже к 18-му веку тут стояло только несколько землянок да древний собор.
    Сейчас центр Мцхеты застроен новодельными домами «под старину». Никакой настоящей древности кроме соборов, тут не осталось. В туристических местах Мцхета представляет собой один сплошной рынок сувенирки (см.типичное фото ниже). ЮНЕСКО весьма напрягла грузинская прыть в обновлении исторического места, поэтому в 2014-м организация пригрозила, что исключит Мцхету из своего списка. Так что последние пять лет стройка здесь запрещена, до согласования генплана с ЮНЕСКО. Тут уже стало бомбить у грузин, которые скупили землю в престижном месте и теперь не могут ничего тут построить.
    В этом месте рассказа внимательный читатель может высказать претензию автору в непоследовательности. В Тбилиси я сетовал на ужасную разруху в центре, а в Мцхете ругаюсь на новые дома. Отнюдь. На мой вкус современная застройка (ну кроме чудовищного инфоцентра) вполне себе приятная. Это не колхозно-цыганский ужас, который сейчас строят на нашем Кавказе (часто там бываю). Так что я скорее завидую грузинам, которые вокруг настоящей достопримечательности сумели сделать нормальную инфраструктуру, пусть и не совсем историческую.
    Ну как можно в здравом уме ругаться на такую прелестную калитку? И пофиг, что ей пять лет, а не пятьсот.
    Над Мцхетой парит Джвари.
    Место весьма живописное.
    Подобные места западные туристы называют «туристическая ловушка». Но в случае с Мцхетой не все так просто. Тут есть как минимум две мощнейшие достопримечательности, которые полностью оправдывают ваш приезд сюда. Ну, а китайские рога и тарелочки никто вас покупать не заставляет.
    Тем не менее аутентичного тут ничего нет, все эти пекарни и винные погреба сделаны исключительно для потехи туристов. Для примера расскажу про дегустацию вина.

    Я давно уже привык укладываться рано не покупаю сувенирку в поездках. Но что-то из местной еды или алкоголя привожу. Из Грузии мне хотелось привезти вина, которое выдержано по уникальной местной технологии в гигантском глиняном подземном горшке квеври вместо традиционной деревянной бочки. Плюс хотелось купить природно-полусладкого вина, ключевое слово тут природное, а не приторное красящееся пойло на сахаре. В Мцхете был обнаружен внешне очень приличный винный бутик. На входе стояла бутылка с бокалом и приглашением на дегустацию.
    Вина из квеври я там прикупил, надеюсь, что и Киндзамараули было настоящим, как минимум ценник на него был относительно высокий, так что может и не наврали. Но я был приятно (нет) удивлен, что с меня в чеке содрали еще денег за дегустацию. А надегустировала наша компания изрядно, хехе. Я время от времени бываю в Италии и Франции, заезжаю на фермы или небольшие винные магазины в провинции, так вот, чтобы с меня там взяли за каждый попробованный в рамках дегустации бокал — это нонсенс, такого не бывало.
    Пожалуй, хватит фото Мцхеты, пора переходить к достопримечательностям. И тут придется признаться, что я Мцхету толком не осмотрел. Я посетил только собор Светицховели и монастырь Самтавро. Кроме этого тут есть развалины крепости, остатки древнего моста и несколько археологических зон. Все это сильно на любителя, но я люблю побродить по старым развалинам. В общем, предупреждаю, что Мцхета у меня сильно по верхам. Начну с собора Светицховели.
    У собора длинная история, начинается она с распятия Христа. Римские воины после казни бросили жребий, кому достанется одежда Иисуса.
    Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий
    Отсюда видно, что воинам досталось, как минимум два вида одежды: Риза и Хитон. Риза разошлась по миру, например, часть ее хранится в немецком Трире. Часть Ризы была и в сокровищнице Светицховели. Отсюда ее забрали персы в качестве трофея. А в 17-м веке персы подарили ее… русским. Так грузинская Риза оказалась в Москве в Успенском соборе. С Хитоном и Ризой постоянная путаница, во многих источниках непонятно, о какой реликвии идет речь. Я сам не уверен, что все правильно изложил.
    Но теперь перейдем к Хитону. Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Они смогли выкупить Хитон у римского воина. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду в Мцхете.
    Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иберию именно для того, чтобы поклониться великой святыне.
    Когда святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: «Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков». Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Царь решил так: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»
    Кедр срубили, сделали из него столб для храма, но установить его на место руками не смогли. Дальше снова начались чудеса. Все разошлись по домам кроме Нины с её подругами. Ночью у них начались видения: рушились горы, проходили персидские армии, гибли люди. Утром всё затихло и все заснули, кроме Нины и ее подруги Соломеи. Утром Соломея увидела, как явился юноша «в огненной накидке». Он взял столб и унёс его далеко вверх, за пределы видимости. Потом Соломея увидела как он опустился до высоты 20 локтей и оттуда медленно встал на основание.
    Почти сразу произошло первое чудо: к столбу пришёл слепой еврей, прикоснулся к нему, прозрел и перешёл в христианство. Второе чудо случилось с мальчиком: он был болен, его принесли к Нине, она прикоснулась рукой к столбу и потом той же рукой к мальчику. И тот выздоровел. Дальше началось паломничество к столбу. Теперь, думаю, всем понятно, почему собор Двенадцати Апостолов называется Светицховели, что в переводе означает Животворящий столп.
    Так что в первой половине 4-го века во времена св. Нины и царя Мириана на этом месте уже стоял первый храм. Примерно через сто лет царь Вахтанг I построил здесь большую базилику, от нее уже кое-что осталось до нашего времени. Но вскоре Мцхета и собор из-за многочисленных захватчиков пришла в упадок. Современная версия собора Светицховели восходит к 11-му веку. После этого собор еще не раз разрушался в ходе завоеваний, но затем всегда восстанавливался в виде близком к варианту 11-го века.
    Собор Светицховели расположен на территории монастыря. Имейте в виду, что там присутствует строгий дресс код и фейсконтроль. Подругу товарища Димана завернули в такой юбке, не успела она сделать и несколько шагов внутри монастыря. Вопрос решился с одним из монахов, который выдал из закромов более приличную по длине юбку. На самом деле контроль не строгий, к моей девушке в джинсах претензий не было.
    По-моему дом настоятеля собора.
    Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к 11-му веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

    В плане — вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.
    Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора — монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы: сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде — 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде — Деисус.
    Очередной вид на Джвари.
    По одной версии, после того, как храм был завершен, царь отрубил зодчему собора Арсукидзе правую руку, чтобы тот не мог создать ничего более величественного. По другой версии, учитель Арсукидзе позавидовал творению своего ученика, который его превзошел. Он оклеветал беднягу Арсукидзе, которого вскоре осудили и отрубили ему руку. Легенды-легендами, но на северном фасаде Светицховели, действительно, есть изображение руки, держащей угольник и над центральной аркой: «Десница раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
    Теперь давайте зайдем внутрь собора и посмотрим, что тут есть интересного. Но сначала снова предупреждаю, что т.к. в Мцхете я оказался случайно и без подготовки, то некоторые значимые вещи в интерьере пропустил.
    Мою любимый жанр в любой церкви — фреска Страшный суд. В Светицховели она довольно загадочная.
    Я увидел, что из моря поднимается зверь с десятью рогами и семью головами , на рогах у него десять корон, а на голове кощунственные имена .Зверь, которого я увидел, походил на леопарда, ноги у него были как у медведя, а пасть как у льва. Дракон дал ему свою силу, престол и великую власть. Одна из его голов казалась смертельно раненной, но эта смертельная рана исцелилась. Вся земля в восторге пошла за зверем. И поклонились люди дракону, потому что он дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: «Кто может сравниться с этим зверем и кто может сразиться с ним?» Ему дано право изрекать надменные и богохульные слова, и ему дана власть на сорок два месяца.
    Найдете этого самого зверя в леопардовом принте? На самом деле я не смог найти полной расшифровки этой фрески, похожее ее символизм утрачен. Недавно у Шакко Кицунэ был интересный цикл об Апокалипсисе, но что-то тут не сходится с каноничным текстом.
    Но больше всего в этой фреске различных оккультистов и мистиков возбуждает изображение знаков зодиака вокруг Спаса в Силах.
    Спас в Силах означает Христос в окружении небесных сил, т.е. в окружении ангелов. За Христом красный ромб — символ земли (красный цвет символизирует землю, а ромб — четыре стороны света). Внутри ромба можно рассмотреть красные крылья — это Престолы, ангелы высшей иерархии.
    С внешней стороны ромба видны четыре фигуры: орла, быка, льва и человека. Это отсылка на видение из Апокалипсиса:
    И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
    Далее ещё один внешний круг, разделенный на 13 секций. В них 10 ангелов, два херувима и в самом низу два колеса. Ангел в самом верху — это Архангел Михаил, который распознается по белому кругу в левой руке — эти символ предвидения. Он главный в ангельской иерархии, поэтому и сверху. Особенность данной фрески, что тут не семь архангелов, а целых десять. Я не нашел причины такого их неканоничного размножения. Два колеса в нижней части ангельского круга — это тоже Престолы. Это колёса из видения Иезекииля.
    Ну и внешний круг, который больше всего возбуждает публику, которая начиталась Код Да Винчи и прочую Блаватскую. Вокруг ангелов — 12 знаков зодиака, звезды, солнце и луна. Это, вероятно, символ вселенной или даже «воинства небесного», к которому иногда относили звёзды, а иногда и ангелов. Оно как бы намекает на власть Христа над физической частью Вселенной.
    Самая крупная фреска собора — это Христос Пантократор в алтарной нише. Иисус в левой руке держит Евангелие, а жест правой руки трактуется как благословение. На этой фреске мы снова видим колёса, причём даже с языками пламени. Это уже прямая отсылка на фрагмент из пророка Даниила:
    Престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь
    В Светицховели чудесный свет из окон. Вообще тут довольно светло. Я-то привык по романским храмам Италии того времени, что в церкви должна быть кромешная тьма.
    Кенотаф Вахтанга I Горгасали. Напомню, что этот царь считается основателем Тбилиси в 5-м веке. Но что-то не уверен. Кто поправит?
    Могила царя Ираклия II. В 1782 году Ираклий II официально обратился к России с просьбой о принятии Картли-Кахети под своё покровительство. После чего был заключен Георгиевский трактат.
    Багратионы-Мухранские — грузинская аристократическая фамилия, боковая ветвь царской династии Багратионов. В начале 16-го века царевич Баграт получил в наследственное владение область Мухрани, расположенную в царстве Картли, в центральной части Грузии. С тех пор семья стала известна как Мухран-Батони, то есть «князья (батони) Мухранские».
    Старшая ветвь дома Мухранских, ныне угасшая, дала пять царей Картли. Её потомки, переселившиеся в Россию, получили титулы князей Грузинских и князей Багратионов. Другая ветвь, сохранявшая власть в Мухрани до 1801 года, стала известна среди российской знати как Багратион-Мухранские и продолжает существовать в настоящее время. С 1957 года князья Багратион-Мухранские считают себя главами Царского дома Грузии в силу того, что остаются старшей сохранившейся линией династии Багратионов.
    На куполе уже знакомый нам по алтарной нише Христос Вседержитель с неизменными огненными колесами. И снова шикарный свет.
    Плавно переходим к главной святыни Светицховели — Животворящему Столбу над могилой Сидонии с Хитоном Христа.
    С 16-го века Столб находится внутри специальной защитной башенки. Так что сам Столб вы не увидите.
    Давайте пробежимся по ее фрескам. Фигура женщины с мальчиком на столбе левее трона — это Мариам Дадиани и её сын Отия. Она была сестрой мегрельского князя, женой Симона Гуриели, затем царя Ростома и под конец царя Вахтанга V. Жена сразу трех царей, ого! Она была похоронена в этом соборе в конце 17-го века. Правда, она какая-то совсем восточная? Фреска эта интересна своей совершенно персидской стилистикой, от Византии тут мало что осталось к тому времени.
    Главный хит росписи башенки — Иисус с НЛО. Я на полном серьезе сейчас. Вот вам цитата из новости на сайте… Russia Today:
    В храме Светицховели в грузинском городе Мцхета на фреске, изображающей распятие Иисуса Христа, найдены странные объекты, похожие на медуз. Как утверждают уфологи, это не что иное, как летающие тарелки, и сама фреска — свидетельство существования внеземных цивилизаций. Теологи же говорят, что таким образом нарисованы солнце и луна — ни о каких инопланетянах речи быть не может.
    Ну, какие нафиг инопланетяне в Грузии. Скорее всего это визуализация библейской фразы «Солнце обратится во тьму и луна в кровь, когда настанет день Господень, великий и славный».
    А вот та самая сцена, когда Ангел поднял Столб и водрузил его на месте возведения храма. Подробнее об этой легенде я писал в начале рассказа.
    Рассмотрим еще несколько фресок на стенах Светицховели. Очень хорошо сохранилось изображение св. Константина и св. Елены. Тут типичная Византия и никаких НЛО.
    Но дальше снова начинается. Астрологи были, уфологи тоже порадовались, теперь настала очередь… буддистов. Ну уж очень похоже на каноничное изображение лежащего Будды в махапаринирване. Обычно Будда изображается лежащим на правом боку, лицо его обращено в западном направлении, а голова – на север. Это так называемая «поза льва». Такие изображения лежащего Будды типичны для тхеравады, например, на Шри-Ланке или в Таиланде.
    Оказывается в православной традции тоже есть похожий сюжет в иконографии Христа. Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.
    К городе Капернауме Иисус Христос учил в одном доме, и из-за множества слушавших его людей к нему не могли принести расслабленного (паралитика по-нашему). Тогда его друзья раскрыли кровлю и спустили постель больного вниз. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Слышавшие это фарисеи сочли эти слова богохульством, но, зная их мысли, он сказал: «…что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
    Что-то не нашел у себя уникальной фрески с изображением святого Христофора. Что в ней такого странно? Да ничего особенного, просто святой изображен с головой… собаки. Считается, что так изображали святого, чтобы передать его внешнюю уродливость. Но в какой-то момент в России дабы не смущать православный народ такие иконы и фрески были запрещены и почти все уничтожены. А вот в Грузии они уцелели. Так что будет вам квест — найти собакоголового св. Христофора. Подсказка, т.к. Христофор означает несущий Христа, то ищите его изображение на одной из несущих колон.

    Перейдем к следующему объекту. Охо-хо. Кажется, грузины построили свою собственную кувуклию из храма Гроба Господня.
    На копии кувуклии красивая резьба по камню.
    А это та самая купель, в которой святая Нина крестила царя Мириана и его жену Нану. Все трое святых изображены на иконе за купелью.
    Иконостас собора современный.
    А вот резьба по камню — старинная.
    Трон патриарха.
    Видите отверстие под куполом? В похожих тайниках в случае очередного вражеского вторжения монахи прятали реликвии. Более того, в некоторых тайных ходах в храме могли прятаться и сами монахи и прихожане.
    Головы быков на воротах Светицховели — это остатки древней базилики 5-го века.
    Наша команда во главе с владельцем нашего отеля, водителем и по совместительству гидом Давидом планируют дальнейший маршрут.
    Я еще раз повторюсь, что абсолютно не подготовился к этой внезапной поездке, поэтому отдался в руки Давида. И после Светицховели он отвел нас к еще одной святыне Мцхеты собору Самтавро. Здесь похоронен святой царь Мириан и его жена Нана.
    Часовня на месте, где была келья святой Нины. Якобы даже сохранились те самые ежевичные кусты, в которых жила святая.
    В храме категорически запрещено снимать, поэтому интерьера и подробного рассказа не будет.
    Древняя колокольня, которая еще помнит монгольское нашествие.
    Еще раз бросим взгляд на Джвари и отправимся к следующему интересному месту рядом с Тбилиси — монастырю Шиомгвиме.
    Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *