Православные нательные крестики

Нательный крестик не просто украшение, а символ веры во Всевышнего, отличительный знак того, что человек принадлежит к религиозному сословию. Если нет определенных познаний в использовании подобной атрибутики, то возникает вопрос, как носить крестик, чтобы это не противоречило церковным убеждениям. Правильное ношение такого изделия станет гарантом того, что человек будет находиться под постоянной защитой Господа. Это особенно важно для маленьких детей и людей, подверженных негативному влиянию извне.

Общие сведения о православном символе

По мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека. Его надевают во время обряда крещения на новорожденного и не снимают до самой смерти. Кстати, умершего хоронят также с его православной святыней, которую тот носил при жизни.

Как известно, история происхождения креста с изображением Иисуса Христа уходит корнями в далекое прошлое. Спаситель отдал свою жизнь за все человечество и своей кровью смыл грехи каждого, проживающего на земле. Ношение такого символа на теле является свидетельство того, что человек помнит о том, на какие жертвы идет Бог ради людей и ради чего пострадал Христос.

Есть интересное сказание протоиерея Игоря Фомина о том, что в Римской империи был один обычай. На шеи рабов одевали своеобразные ошейники с их именами, похожие на те, которые носят собаки. Первые в то время христиане в противоречие такому унижению носили нательные крестики, говоря о том, что у них есть свой собственный повелитель, который отдал за них жизнь. Именно ему они и присягали служить всю жизнь.

По мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека

Еще один довод в сторону ношения православного креста — духовная защита. Некоторые не задумываются о том, что одной лишь веры в Бога может быть недостаточно. Есть несколько свидетельств о том, что именно крестик является материальной защитой от злых сил и символом принадлежности человека к христианскому миру.

Например, в былые времена, если девушка вступала в брак с иноверцем, от нее требовали снять крестик. Объясняли это тем, что таким поступком она отрекается от Христа и не имеет право носить нательный крестик. Также есть упоминания о том, что люди лишались духовной защиты после того как снимали с себя крест. Они становились одержимыми бесом и когда к ним приближались с крестом, они начинали труситься, кричать, злословить и биться о стену.

Классический восьмиконечный православный крест

Внешние особенности и критерии выбора

Существует довольно много вариантов художественного оформления православных нательных крестиков. Они могут быть с острыми и округлыми концами, с прямыми и накрененными перекладинами, с расположенным посередине ромбом или же квадратом. На многих изделиях можно встретить растительный орнамент.

Христовое Распятие также отличается и по видам. Делают церковный символ:

  • восьмиконечным;
  • семиконечным;
  • в виде тернового венца.

Крест с восемью концам считается самым популярным. Семиконечное изделие часто применяется для божественных образов, созданных в 15 веке. Венец терновый выполнен в виде крестика с колючим венцом, обозначающим страдания и мучения Христовы.

Нательные кресты для мужчин и женщин отличаются по внешним признакам. Последние делаются более округлой и сглаженной формы, без острых углов, которые встречаются на мужских вариантах изделий.

Мужской вариант нательного креста

При выборе православного символа нужно придерживаться определенных правил. На нем не должно присутствовать ничего, что может осквернить Бога, а также недопустимо присутствие символов других религий или языческих знаков. На правильно выполненном крестике Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.

Не последнюю роль играет материал, из которого выполнен христианский символ. Это может быть золото, отождествляющее истину. Популярны кресты из дерева, символизирующее Жизненное Древо в Небесном Царстве. Серебро считается олицетворением целомудрия и чистоты.

Деревянный нательный крест

Как правильно носить нательный крестик?

Современные изделия выглядят очень стильно, и возникает вопрос, можно ли носить крест, как украшение или это только христианская символика. Как указано в самом названии крестика, носить его нужно непосредственно на теле, т.е. под одеждой и подальше от посторонних. Это утверждение, безусловно, правильно, если учитывать, что многие люди имеют дурной глаз и могут нанести вред человеку через церковное изделие. На сегодняшний день современная мода диктует свои правила и есть много людей, которые носят нагрудный крест на браслете, крепят к сережкам. Церковь категорически не приветствует такого отношения к святыне.

Крестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца. Исключением является лишь ситуации, из-за которых он может повредиться. Например, во время посещения бассейна или бани, крест лучше снимать. Длительное влияние воды или перепады температур приведут к растрескиванию деревянных вещей и потускнению металлических.

Крестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца

Как носить крестик с другими украшениями и одеждой? Он сочетается с любым образом. Это может быть небольшое изделие на тонкой цепочке для женщин или более массивное на кожаном шнурке для мужчин. Детям до 5 лет лучше повесить крестик на тканый шнурок, чтобы малыш его не потерял. Если есть желание одеть христианский символ с другими изделиями, то это не запрещено. Более того, можно даже одеть два крестика одновременно.

Помимо церковной символики есть крестики, выполняющие декоративную роль. На них нет изображения Христа и надписи «Спаси и Сохрани». Нет никаких правил по ношению таких ювелирных изделий. Только не стоит сравнивать подобные безделушки с настоящим символом веры и тем более относится к ним серьезно.

Золотой православный крест

Приметы, связанные с нательным крестом

Нательный крестик для любого верующего человека — это самый сильный оберег. С ним связывают много примет, которые отчасти являются лишь суевериями, но есть в некоторых и доля правды.

  1. Ношение чужого крестика приведет к переманиванию судьбы его предыдущего хозяина. Это миф, придуманный бабушками, не знающими об истинном предназначении нательного креста. Это, в первую очередь, святыня и поэтому принести вред человеку не может в принципе.
  2. Нельзя поднимать потерянный кем-то крестик с земли. Это утверждение правдиво, т.к. на такие вещи часто накладывают порчу и, подняв его, можно навлечь на себя неприятности.
  3. Потемневший крестик — плохая примета. Это значит, что на человека было оказано магическое влияние, и он стал жертвой сглаза и порчи.
  4. Если цепочка на крестике порвалась сама по себе, без оказания механического воздействия, это значит, что надвигаются неприятности. В этом случае рекомендуется пересмотреть свои взгляды на жизнь, раскаяться в ошибках и попросить прощения у тех людей, кому была причинена боль.

Верить ли в эти приметы, личное дело каждого, но придуманы они были не просто так. Лучше перестраховаться и прислушаться к ним, чем потом решать проблемы.

Освещение крестика

Освящение нательного крестика — обязательная процедура. Тем самым символ веры набирает силу и будет защищать человека на протяжении всего его жизненного пути. Делают это следующим образом:

  • в любой церкви нужно поговорить с батюшкой и попросить его посвятить крест;
  • при проведении обряда можно присутствовать. В это время можно помолиться, очистить свои мысли от плохого, попросить у Бога прощения и всего, что нужно в данный период жизни;
  • батюшка окропит крест святой водой, прочитает соответствующую псалму, после чего обряд можно считать завершенным.

Выходя из церкви, нужно поблагодарить священнослужителя за оказанную помощь и по возможности оставить пожертвование.

Как выбрать крестик

Нательный крестик — одно из самых загадочных, для непосвященных в тайны религии, украшений. Zlato.ua подготовили для вас гид, который ответит на все важные вопросы.

Нательный крестик: украшение и символ веры

Несмотря на то, что форма креста чрезвычайно распространена как декоративный элемент и часто воспринимается в разрыве с христианскими традициями, игнорировать ее происхождение и символизм не стоит. Религия настаивает: неважно, из какого материала сделан крестик, сколько он стоит или весит. В первую очередь, это символ христианской веры. Но в то же время, традиция почитать крест, который всегда с тобой, превратила его в украшение и предмет роскоши.

Встречается мнение, что истинно религиозный нательный крестик должен быть простым по дизайну и носить его нужно под одеждой, поближе к сердцу и подальше от чужих глаз. Но главное различие между исключительно декоративным украшением и христианским оберегом-крестиком состоит в том, освящен он или нет. Церковь не может отказаться освятить усыпанное камнями изделие, равно как и не требовать, чтобы вы скрывали его под одеждой в летнюю жару.

На что правда следует обратить внимание при выборе крестика, так это соответствует ли его форма православной или католической традиции.

Как различить православный и католический крестик

Форма

В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты. Кстати, последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Небольшая перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин.

Гравировки

Кроме надписи И.Н.Ц.И., на православных крестиках, с противоположной распятию стороны, может быть выгравировано «Спаси и сохрани». В католической традиции такого нет.

Гвозди

Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, а католики – что гвоздей было только три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены рядом, а на католическом – заброшены одна на другую.

Распятие

То, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.

Символика основных православных крестов

Восьмиконечный крест

Это один из наиболее канонических православных крестов. Сверху располагается короткая горизонтальная (часто с аббревиатурой И.Н.Ц.И.) перекладина, а в ногах – короткая диагональная перекладина (верхний конец направлен влево, нижний – влево, если смотреть на крест прямо). Нижняя часть – символ опоры под ногами распятого Иисуса, а также перехода из грешного мира в праведный. На самом же деле, наличие этой ненастоящей опоры только продлевало мучения на кресте.

Шестиконечный крест

Один из древнейших вариантов. В этом кресте наклонная нижняя перекладина символизирует внутренние весы каждого из нас: что побеждает – совесть или грех. Ее значение также трактуется как путь от греха к покаянию.

Четырехконечный каплевидный крест

Считается, что капли на концах перекладин – это кровь распятого Христа, который искупил грехи человечества. Этот символ часто используют для украшения религиозных книг.

«Трилистник»

Этот крест часто используется в геральдике (к примеру, на гербе Чернигова), но многим полюбился и в качестве нательного. Концы перекладин такого изделия украшены полукруглыми листочками. Иногда на них располагаются также бусины – «шишечки».

Латинский четырехконечный крест

Самый распространенный христианский крестик на Западе. Горизонтальная перекладина располагается на 2/3 высоты от вертикальной. Удлиненная нижняя часть символизирует терпение Христа в искуплении. Такие крестики – очень давняя традиция. Они появились около 3 столетия в катакомбах Рима.

Как выбрать крестик на крестины

Традиционно, первый нательный крестик или, как его еще называют – тельник, возлагается на обряде крещения. Споры по поводу того, когда лучше крестить ребенка: младенцем или уже в сознательном возрасте – все еще продолжаются. Для взрослых, которые решили пройти это таинство, особых ограничений в выборе сакрального украшения нет. Но чтобы правильно выбрать крестик на крещение для новорожденного, следует учитывать несколько факторов.

  1. Детский крестик должен быть небольшим и легким, длиной около 2см.
  2. Несмотря на то, что золото гипоаллергенно, не спешите дарить малышу золотой крестик. Чисто из практических соображений, ведь дети очень часто теряют такие вещи.
  3. Отдайте предпочтение крестику из серебра 925 пробы. Он легче, дешевле и к тому же, обладает антисептическими свойствами.
  4. Обязательно осмотрите понравившееся украшение на предмет острых элементов и краев.

Больше советов вы можете посмотреть в статье Как выбрать крестик на крещение ребенка.

Женские и мужские нательные крестики

Особой разницы между крестиками для мужчин и женщин нет. В среднем их размер составляет около 4 см. Основное различие – в дизайне. Серебряные и золотые мужские крестики, как правило, лаконичнее. Их перекладины также могут заканчиваться каплями, лепестками и трилистниками, но общая композиция проще, чем у женских, а само украшение чуть массивнее.

Женские крестики часто инкрустируют драгоценными камнями. Если украшение освящено, его декор никак не влияет на сакральное значение. Редко, но все же, в церкви могут отказать в освящении декоративного креста со слишком изогнутыми и фигурными перекладинами. Хотя, конечно, главное – ваши собственные ощущения. Греет он вас или нет.
Предполагается, что с момента освящения, крестик останется с вами навсегда. Но в то же время церковь никак не порицает смену этого украшения. Хотим обратить ваше внимание, что носить его на одной цепочке с еще какой-либо подвеской – моветон. Единственное, что можно надеть вместе с крестиком – это ладанка.

Как освятить крестик

Приобретенные в церковных лавках кресты имеют два преимущества. Во-первых, они точно соответствуют традициям вашей религии. Во-вторых, они уже освящены. Если же вы купили крестик в ювелирном магазине, то его необходимо освятить. Лучше успеть прийти до начала богослужения и обратиться с этой просьбой к священнику. Можете также попросить его провести обряд в вашем присутствии и принять участие в молитве.

Что делать, если вы нашли крестик

Бытует мнение, что находить крестик – плохая примета. Якобы вместе с ним вам могут передаться скорби и горести предыдущего владельца. В то же время, церковь советует не обращать внимания на такие суеверия.

Можно ли дарить нательный крестик

Можно и нужно. Церковь этого не запрещает. А близкому человеку такой подарок будет особо важен и дорог.

Наперсный крест

Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке

Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.

История

Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)

В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили. Носились медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. В актах Седьмого Вселенского Собора 787 года (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий Кесарийский (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине-мученике Оресте (умер в 304 году). Иоанн Златоуст (347—407 годы), порицая «неразумных» женщин, возлагавших на просвещённых Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причём во втором случае крест символизирует род служения, которое несёт человек (епископ, священник).

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.

О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст в слове «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог»: «Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес». (Выделенные слова нередко приводят в качестве цитаты из слова «Против аномеев», доказывая этим, будто этот обычай каким-то образом связан с арианством, но источник такого цитирования трудно установить).

Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета человека, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В Древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.

В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Святейшего Правительствующего Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей Киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.

В Русской православной церкви

Православный наперсный крест

До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты. В 1742 году императрица Елизавета Петровна обратила внимание Святейшего Синода на то, что все малороссийские архимандриты носят наперсные кресты, в отличие от великороссийских, у которых подобного права не было. 9 декабря 1742 года Святейшим Синодом были направлены во все епархии указы о возложении на всех архимандритов наперсных крестов, для их отличия от игуменов. Наперсные кресты жаловались императрицами Елизаветой и Екатериной Великой своим духовникам.

В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

Наперсный крест, выдаваемый при рукоположении в иерея

Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы. Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, были учреждены для раздачи всем священникам по окончании Отечественной войны 1812—1814 годов и Крымской войны 1853—1855 годов.

В 1896 году императором Николаем II по случаю коронации был учреждён новый тип наперсного креста; в указе говорится: «согласно определению Святейшего Синода <…> всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан <предоставляется> право возлагать на себя крест» установленного образца. Крест был восьмиконечной формы, изготавливался из серебра, на лицевой стороне изображалось Распятие, на оборотной — слова «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке (церковнославянскими числами). С этого времени наперсный крест является в России привычной принадлежностью священника, в отличие от, например, Греции, где простые священники не носят наперсного креста.

Николаевский восьмиконечный наперсный крест после 1896 года носили все священники от момента рукоположения в сан иерея вплоть до награждения четырёхконечным — «павловским».

В середине XX века появился золотой Патриарший наперсный крест — который является высшим знаком признания заслуг протоиерея или архимандрита. Награждение им производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград (см.: список награждённых Патриаршим наперсным крестом).

В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму; на лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: «Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ» («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины «ІС҃ ХС҃» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — «НИКА» (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12).

В западном христианстве

Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте принадлежит папе римскому Гиларию в 461 году. Папа римский Григорий Великий (ок. 540—604 годы) послал Феоделинде, королеве лангобардов, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим посылал кресты для ношения и другим лицам. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.

Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском понтификале Пия V (1504—1572 годы).

Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910 годы).

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Нательный крест

Нательным крестом называется крест, даваемый каждому православному христианину при крещении. Носится обычно непосредственно на теле (нательный). Может быть металлическим или деревянным (особенно часто — кипарисовым). Традиция ношения нательного креста подразумевает его символическое значение: готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Эта традиция не универсальна, хотя в России среди православных носит всеобщий характер. В русской православной традиции на обороте нательного креста часто помещается надпись «Спаси и сохрани».

На Руси нательные кресты фиксируются уже с середины Х века (ещё до официального крещения Руси в 988 году) в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах. Они обнаружены в основном в дружинных погребальных комплексах, что демонстрирует роль дружины в процессах христианизации. Изображение распятия встречается уже на древнерусских нательных крестах, но сравнительно редко. Старообрядцы категорически отвергают нательные кресты с Распятием, считая, что изображение святого образа уподобляет нательный крест иконе, ношение которой на теле противоречит правилу Василия Великого (см. Номоканон): «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». В то же время в старообрядчестве приветствуется изображение, например, лозы на женском кресте в качестве напоминания о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127:3).

В Советском Союзе для многих ношение креста было формой исповедничества. По окончании гонений со стороны государства многие вновь стали носить нательный крест. Ношение креста наряду с иконками, поясами и даже кольцами с текстами молитв, может носить суеверный характер, если носящий воспринимает его как один из возможных оберегов.

См. также

  • Список награждённых Патриаршим наперсным крестом
  • Энколпион
  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Наперсный крест Мономахов
  • Наперсный крест Фёдора Алексеевича
  • Наперсный крест Петра I

Примечания

  1. Иеромонах Амвросий. История российской иерархии. М. : Синодальная типография, 1807. Часть 1. С. 396—397.
  2. ПСЗ (3). Т. XVI. № 12793.
  3. Рисунок св. креста, возлагаемого на себя иереями монашествующего и белого духовенства.
  4. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014. С. 398—407.
  5. Седов В. В. Распространение христианства в Древней Руси // Краткие сообщения Института археологии. 1993. Вып. 208. С. 3—11.

Литература

  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Барсов Н. И. Крест наперсный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XVIa (1895) : Коялович — Кулон. — С. 658—659.
  • Михаил Воробьёв, протоиерей. Нательные кресты в традиции русского благочестия // Православная вера : газета. — № 4 (624).

Ссылки

  • Краткий обзор коллекции меднолитой пластики Собрания Соловецкого музея-заповедника.
  • Крест нательный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *