Православные церкви мира

Дискуссионные моменты

Изначально (в апостольские времена) проблемы раздела Канонических территорий не стояло, так как христианская церковь повсеместно была гонима, ещё не имела больших материальных богатств, всеобщего авторитета и политического влияния. При этом вся Земля, по последней заповеди Иисуса Христа, должна была быть в короткие сроки просвещена христианами проповедью Евангелия. Тогда христианам делить ещё было нечего, и они с радостью принимали в свои дома и апостолов, и странствующих проповедников, и преследуемых священников (мучеников).

С момента легализации христианства в 313 году и его становления главной государственной (а затем, единственной) религией в Римской империи, отношение христианских иерархов к своей территории резко изменилось. Ещё задолго до Великого Раскола христианской церкви (1054) стали возникать вопросы раздела, сохранения и расширения канонических территорий (сфер влияния, юрисдикций, протектората, суверенитета и т. п.) отдельных Поместных церквей. Нередко было, когда, с одной стороны, византийские, а с другой, латинские проповедники, монахи, священники и епископы, соперничая друг с другом, вели активную религиозную деятельность на одной и той же территории. На спорной территории закреплялись обычно те, приоритет которым отдавала государственная власть.

После 1054 года предстоятели западного и восточного христианства стали обвинять друг друга не только в расколе, но и в ереси, а себя объявили главами единственной истинной церкви, не имеющей земных границ. Римские папы в Средние века достигли неслыханного земного могущества. Константинопольские же архиепископы, несмотря на бедственное положение в погрязшей интригами Византии и враждебной Османской империи, провозгласили себя Вселенскими патриархами.

В это время Русской церкви, не без помощи богатых подарков, удалось не только получить самостоятельность, но и занять лидирующую роль в православном мире. Россия тогда была единственной в мире православной страной, где патриархом Никоном начал строиться даже Всемирный центр Православия. Россия заботилась о распространении православия в самых отдалённых уголках мира. В Первую мировую войну, когда на стороне России сражались все православные кроме болгар, планировалось присоединение к России Черноморских проливов с Константинополем, чтобы ещё более усилить значимость Русской церкви.

Однако случившаяся революция 1917 года и гражданская война перечеркнули эти ожидания. Как только прекратилось щедрое финансирование из бедствующей уже советской России, Константинопольские патриархи воспользовались ситуацией, чтобы заявить о своих древних правах на весь мир, и стали безапелляционно (порой разрушительно) вмешиваться в церковные дела православных Америки, Европы, Китая, Австралии и даже внутри России.

В сложившейся ситуации Александрийскому патриархату удалось отстоять свою юрисдикцию над всей территорией Африки. Грузинский же патриарх объявил себя католикосом всех грузин, не зависимо от того, на чьей территории они проживают. Общепризнанной канонической территорией Русской Православной Церкви (РПЦ) является территория бывшего СССР (с оговорками), хотя РПЦ претендует и на Китай и на некоторые приходы в США.

С 1990-х годов РПЦ пытается проводить политику удержания прежних канонических территорий и договариваться не только с другими поместными православными церквами, но и с другими конфессиями (с католиками, протестантами и даже с мусульманами), хотя сама имеет храмы и в Италии, и в исламских странах. Некоторыми из православных ревнителей такой дипломатических ход считается скрытым экуменизмом и признанием церковными представителями собственной неполноценности.

На состоявшемся Совещании глав Православных поместных церквей в марте 2014 года было решено провести в Стамбуле в 2016 году Всеправосла́вный Собо́р (Святой и Великий Собор Православной Церкви), на котором главным вопросом поставлена проблема разногласий взглядов на Каноническую территорию православных поместных церквей.

В XX веке понятие канонической территории было поколеблено миграционными процессами, когда общины формировались не по территориальному, а по этническому принципу. Например в США на одной территории могут действовать несколько параллельных этнических православных церквей.

Особой остроты проблема канонической территории достигла в спорах православных с католиками. Католики отрицают понятие канонической территории. В частности, архиепископ Тадеуш Кондрусевич говорит:

В католической церкви нет такого понятия — каноническая территория одной или другой церкви, и Христос не разделил мир на сферы влияния. Христос говорил: «Идите и научите все народы». Я могу согласиться с этим термином может быть только в том смысле, если граница канонической территории проходит по сердцу человека

В 2011 году Иерусалимская православная церковь разорвала общение с Румынской, в связи с тем, что последняя начала строительство храма в Иерихоне. В 2014 году евхаристическое общение было восстановлено.

Иногда понятие канонической территории осложняется понятием культурной канонической территории или канонической этнической территории.

>Видео по теме

Томос раздора. Мировое православие перед историческим выбором

В то время как в Киеве завершается подготовка к так называемому объединительному собору, на котором из раскольников УПЦ КП и УАПЦ Фанар будет пытаться создать нечто похожее на каноническую церковь, большинство других поместных церквей ожидают результатов этого мероприятия. На соборе, который пройдет 15 декабря, должно решиться, кто же возглавит «Православную церковь в Украине» (ПЦУ).

Изначально Фанар планировал привлечь к этому мероприятию максимальное количество архиереев, однако, исходя из последних жестких решений канонической УПЦ, становится ясно, что если кто-то из архиереев и будет на соборе, то их количество будет минимально.

Таким образом, скорее всего, Фанар фактически легализует украинских раскольников, чего он пытается всячески избежать. Причина этого заключается в реакции на действия Константинопольского патриархата других поместных церквей. Большинство из них против прямого вовлечения в создание новой церкви одиозных украинских раскольников, и в то же время у них отсутствуют конфликты с канонической УПЦ.Томос об украинской автокефалии. Справка

В итоге, кто бы ни стал предстоятелем ПЦУ, ему будет выдан томос об автокефалии. И этот томос должен быть утвержден другими церквями, которых в мире 14.
Какую же позицию могут занять другие поместные церкви? Издание Украина.ру разбиралось в этом вопросе.

Что предоставляет Константинополь

Основные участники эпопеи украинской автокефалии — это один из древнейших патриархатов, Константинопольский, и самая многочисленная Русская православная церковь. УПЦ на правах имеющей самостоятельность митрополии входит в состав РПЦ. Однако нынешние украинские власти в рамках ведущейся русофобской политики надеются на создание полностью автономной и самоуправляемой церкви: ведь ожидаемый томос должен предоставить автокефалию, то есть право на самоуправление.

Но последние заявления из Стамбула свидетельствуют о том, что автокефалия будет крайне ограниченной и ПЦУ будет не самоуправляемой церковью. В украинских СМИ недавно появился проект устава ПЦУ, в котором содержатся пункты о том, что ПЦУ будет входить в состав Константинопольского патриархата: возглавлять ее будет митрополит, все важные вопросы она будет согласовывать с Фанаром, греки будут иметь право вмешиваться в назначение предстоятеля церкви, а миро (главный признак самостоятельности церкви — самостоятельное мироварение) ПЦУ будет получать из Стамбула.

Политолог Руслан Бортник заявил: «Митрополит не будет главным лицом в этой церкви. Все спорные вопросы и право церковной апелляции будет, в соответствии с этим проектом, принадлежать Константинополю. Мы видим, что эта церковная структура не будет иметь права открывать свои представительства за рубежом, окормлять украинцев в диаспоре. Эта церковь не сможет канонизировать своих героев, свои символы… Он (патриарх Варфоломей. — Ред.) понимает, что президенту надо до выборов хоть что-то, хоть боком, хоть на одной ноге получить этот томос и поэтому, Константинопольский патриарх, как опытный политик, навязывает свои правила. Эта спешка стоила и единства этой церкви… Если будет реализован устав в той форме, в котором он сегодня есть, говорить о независимости не приходится».Игра престолов: Как Вашингтон заставил Фанар действовать против Москвы © patriarchate.org |

Также Фанар поднял вопрос ставропигий, то есть подчиняющихся напрямую патриарху храмов и монастырей, и уже получил одобрение от мирской власти: спикер Рады и униат Андрей Парубий заявил: «У Вселенской Патриархии в разное время, по подсчетам историков, было до 20 различных ставропигий на своей канонической территории Украины-Руси. Самые известные среди них: Успенская Киево-Печерская лавра, Успенское братство во Львове, Межигорский Преображенский монастырь, Киевское Богоявленское братство, Манявский монастырь… <…> Мы восстанавливаем историческую справедливость и возвращаем ставропигию Церкви-Матери Вселенской Патриархии в Киеве»

Однако решающее значение имеет то, какую сторону займут другие поместные церкви, какую из сторон они поддержат. Если Фанар окажется в одиночестве, признав ПЦУ, и другие церкви откажутся признавать новую церковь, то это укрепит позиции РПЦ в конфликте с Константинопольским патриархатом.

Древнейшие патриархаты

Древнейшие патриархаты имеют высокий авторитет среди других Поместных церквей и простых христиан. Как показывают сделанные заявления предстоятелей этих патриархатов, скорее всего, их позиции разделятся.

О своей поддержке РПЦ и канонической УПЦ заявили Антиохийский и Александрийский патриархаты.

6 октября Синод Антиохийского патриархата заявил о том, что вопрос предоставления автокефалии ПЦУ не должен решаться только Фанаром, а должен обсуждаться всеми Поместными церквями на Всеправославном соборе, который для этого должен быть созван.

А позже, после того как РПЦ разорвала евхаристическое общение с Фанаром, патриархи Антиохийский Иоанн Х и Сербский Ириней обратились к Константинопольскому патриарху Варфоломею: «Во избежание дальнейшей эскалации кризиса, Сербский и Антиохийский патриархи обращаются к Вселенскому патриарху с просьбой восстановить братский диалог с Православной церковью России, с тем чтобы… разрешить конфликт… и восстановить единство Православной церкви».

В сентябре патриарх Александрийский и всея Африки Феодор ІІ, во время своего визита в Одессу к митрополиту УПЦ Агафангелу призвал украинцев «оставаться верными православной вере, оставаться в канонической церкви». Также он напомнил о том, что единственным главой канонической церкви в Украине является митрополит Онуфрий: «Глава канонической церкви в Украине — это наш Блаженнейший митрополит Онуфрий, благословенный человек от Бога и настоящий монах».

А вот Иерусалимский патриархат пока что своего отношения к конфликту между Фанаром и РПЦ не выразил, однако в октябре патриарх Иерусалимский Феофил III обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении мира, что, по мнению греческих СМИ, свидетельствует о поддержке Иерусалимом Константинополя.

До этого, в сентябре, патриарх Иерусалимский Феофил III сделал пространное заявление, которое было по-разному трактовано сторонниками и противниками украинской автокефалии во время встречи с митрополитом УПЦ Запорожским и Мелитопольским Лукой в Иерусалиме. Патриарх заявил: «Мы молимся за нашего собрата блаженнейшего митрополита Онуфрия (главу УПЦ) и многострадальный народ Украины», что было воспринято как поддержка канонической УПЦ. В то же время он заявил о том, что «вмешательство представителей одной церкви в дела другой недопустимо», это было оптимистично воспринято сторонниками автокефалии как заявление, касающееся отношений РПЦ и УПЦ.

Остальные поместные церкви

На сегодняшний день позицию РПЦ и каноническую УПЦ однозначно разделили Православная церковь в Америке, Сербская православная церковь, Польская православная церковь и Православная церковь Чешских земель и Словакии. Все они поддержали митрополита Онуфрия как единственного предстоятеля канонической церкви на Украине, осудили признание раскольников и призвали к проведению Всеправославного собора для обсуждения украинской автокефалии, как и предлагала РПЦ.

Оставшиеся шесть поместных церквей воздержались от каких-либо конкретных заявлений, отделавшись общими заявлениями. То есть, по сути, они ожидают завершения объединительного собора, и только тогда они займут какую-либо из сторон.Что будет завтра? Зачем Порошенко собирает архиереев православной церкви © Пресс-служба президента Украины |

Албанская православная церковь раскритиковала решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с Фанаром, но, с другой стороны, она осудила и решение даровать автокефалию ПЦУ, о чем сообщила в своем послании к РПЦ: «Подтверждаются наши опасения, высказанные к представителям Вселенской патриархии, а именно, что запланированное предоставление автокефалии Украине будет «хождением по минному полю» с болезненными последствиями для всех». При этом Албанская церковь также поддержала идею проведения Всеправославного собора.

Грузинская православная церковь и ее патриарх Илия II во время встречи со спикером Верховной Рады Андреем Парубием заявил следующее: «Что касается позиции грузинской церкви по вопросу автокефалии украинской церкви, она остается неизменной — пока не зафиксируют своих окончательных официальных позиций на основании канонических церковных норм Константинополь и Московский патриархат, Грузинский патриархат воздерживается от комментариев».

Румынская православная церковь обратилась к РПЦ и Фанару с призывом к миру и пониманию: «Румынская церковь подчеркивает, что единство может поддерживаться посредством взаимной ответственности и сотрудничества между поместными православными церквями, а также путем развития диалога и сосуществования».

В начале ноября Кипрская православная церковь призвала церкви воздержаться от конфликтов и решить проблемные вопросы путем переговоров: «В этот критический момент мы призываем всех избегать публичных заявлений с резкими заголовками, которые только ухудшают ситуацию».

Болгарская православная церковь отклонила идею проведения Всеправославного собора и воздержалась от каких-либо заявлений.

Таким образом, поместные церкви заняли либо негативную, либо нейтральную позицию относительно украинского вопроса. При этом на сегодняшний день никто однозначно не поддержал автокефалистские инициативы Фанара и Порошенко. И это неудивительно — восстановление в правах в нарушение всех канонов раскольников и нарушение прав канонической церкви не может не вызвать негативной реакции у христиан.

На прошедшем в ноябре Синоде было принято скандальное решение по одностороннему отъему автокефалии, которую Константинопольский патриархат даровал Западноевропейскому экзархату русских приходов. После этого нельзя исключать того, что Фанар захочет даровать автокефалию без подтверждения другими поместными церквями.
Но в таком случае ПЦУ окажется маргинальной сектой, признанной только украинской светской властью и Фанаром, а конфликт Константинопольского патриархата с другими церквями только усугубится и может привести к глобальному конфликту.

В свете подобных решений созыв Всеправославного собора был бы компромиссным решением, которое позволит избежать втягивания других участников в конфликт и разрешить украинский вопрос мирным путем. Об этом заявлял секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук: «Русская церковь готова поддержать инициативы, в том числе межправославные, направленные на предотвращение угрозы раскола православия, которая с каждым днем становится все более явной из-за авантюрных противоканонических шагов Константинопольского патриархата на Украине».

Выводы

1. Очевидно, что предоставление автокефалии украинскому православию — исключительно политическая акция, главным выгодополучателем которой становится президент Порошенко.

2. Для Порошенко автокефалия — одна из главных предвыборных акций, политтехнология, которая должна, как он считает, увеличить его шансы стать президентом Украины во второй раз. При этом сам президент такими действиями активно поддерживает антироссийские настроения части своего электората.

3. Для Вселенского патриархата в лице Варфоломея предоставление украинскому православию автокефалии, а на самом деле создание на территории Украины церкви, которая будет напрямую подчиняться Константинополю, это и повышение собственного статуса, и получение дополнительных доходов от новой для Вселенского патриархата церковной структуры, которую он получает в результате церковного рейдерства, поддержанного режимом Порошенко.

4. Все эти действия, как неоднократно сообщало издание Украина.ру, стали возможны в результате активного вмешательства в дела православной церкви Госдепа США, использующего компромат на иерархов Вселенского патриархата и активно политически поддерживающего антироссийские настроения режима Порошенко.

5. США последовательно разрушают влияние России в мире, в том числе и на всемирное православие.

Русская Православная Церковь в современной России

Принципиально новый этап в отношениях церкви и государства начался во времена так называемой «перестройки» 1986-1991 годы и продолжается до сих пор в условиях современной России. Церковь получила большие возможности для пропаганды своего учения, усилилась миссионерская, благотворительная деятельность, расширились ее международные связи.

За последние годы резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность.

Большую поддержку в деле возрождения православия церковным организациям оказывают государственные органы и общественные организации. За последние годы церквам переданы и из государственных музеев, в том числе из музеев Кремля, священные реликвии, иконы высокой художественной ценности, колокола и т. д.

С 10 июня 1990 года (интронизация) по 5 декабря 2008 года (кончина) Предстоятелем Церкви был Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, избранный на Поместном Соборе в начале июня 1990 года. По смерти последнего, согласно Уставу Русской Православной церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) вступил в самостоятельное управление Московской епархией; Патриаршим местоблюстителем на заседании Священного Синода 6 декабря 2008 года избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Священный Синод на своём заседании 10 декабря 2008 года постановил провести Поместный Собор Русской Православной церкви, имеющий избрать следующего Патриарха Московского, 27-29 января 2009 года.

При Патриархе Алексии II были открыты (иной раз вновь построены) и освящены более 20 тысяч храмов и монастырей, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь, в святцы вошло много новых святых, в том числе новомучеников и исповедников 20 в., ставших жертвами революционного террора и гонений Официальная хроника. — М.: Издание Московской Патриархии, 2008. — № 7-8. — С. 18. .

Одно за другим следовали такие значимые события как: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского.

По благословению Его Святейшества было открыто более 100 духовных учебных заведений: семинарий, училищ и церковноприходских школ. Патриарх поддерживал идею возрождения благотворительности по отношению к малоимущим и милосердия, в частности служение в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Алексий II видел роль православной церкви в установлении и поддержании мира и согласия. В мае 2007 патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, устанавливающий нормы взаимоотношений двух Православных церквей и направленный на восстановление единства Русской православной церкви. Таким образом, был положен конец почти вековому разделению Русской православной церкви.

В условиях социального расслоения церковь при Алексии II старалась распространить свое влияние и объединить различные слои населения, способствуя формированию общей системы ценностей. К заслугам Алексия II относят возвращение Церкви к широкому общественному служению, возрождение и распространение православной религии и культуры.

Существенная историческая особенность положения Русской Православной церкви после 1991 года — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. // Новое литературное обозрение, 2007. — № 10. — С. 46-51. территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения, находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *