Православный исихазм

Исихазм и исихасты

Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира.
Исаак Сирин

Сейчас даже бабушки в деревнях слышали, что такое йога, а многие ею даже занимаются. При этом большое количество образованных людей считают духовные практики чисто восточным явлением. Мало кто в курсе, что в православии существует живая, действующая традиция духовного и физического совершенствования через стяжание Благодати Святого Духа.

Исихазм – духовная основа православия. О нем не говорят на каждом углу, потому что мало кто из монахов (не говоря уже о мирянах) имеет веру и силу, позволяющие выполнять практики такого уровня. Я уверен, что 99,99% читателей этой статьи не смогут практиковать исихазм в полной мере, потому что это потребует слишком большого самоотречения. Исихазм – не йога для офиса и не просветление за 15 минут в день, это явление совсем другого порядка, требующее 150 % самоотдачи на протяжении десятилетий. При этом результат совершенно не гарантирован. А упростить его, превратить в социально доступный вариант (как современный буддизм), невозможно. Упрощение уже есть – это обычная жизнь православного мирянина. Соблюдение постов, чтение молитв, исповедь и причастие – но это уже не совсем исихазм.

Исаак Сирин говорил, что молчание — это таинство будущего. Практика исихазма открывает вечность и дает возможность приобщиться к тайнам бытия. Исихазм содержит в себе духовный опыт монашества, цель которого – обожение, то есть соединение человека с Троицей. Чтобы лучше разобраться в исихии, начнем с самого начала.

Появление исихазма

Исихазм (от греч. hesychia — молчание) – особая эзотерическая практика в православии, которая позволяет созерцать мистическую энергию, исходящую от Троицы. Исихазм появился в Византийской империи в 5 веке н.э. Хотя и до этого на христианском востоке было достаточно подвижников, которые практиковали аскезу, уединение и молчание.

Святитель Григорий Палама говорил: «Для того, чтобы чисто собеседовать с Богом, необходимо и безмолвствовать, и хотя бы немного возвести ум от непостоянного». Один из важнейших моментов исихии – очищение от всех помыслов – как хороших, так и плохих. Это действие у Отцов Церкви называется «терапия», потому что только так человек излечивается и получает свои изначальные возможности. Максим Исповедник писал, что эта практика помогает переродится из неестественного состояния в естественное.

Отцы церкви, жившие в Византии 13-14 веков, упорядочили исихазм, обобщили практики и систематизировали учение. Речь идет о преподобном Григории Синаите и святом Григории Паламе.

Григорий Синаит написал несколько работ об «умной молитве». Главный труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По их мнению, исихаст стремится заключить бестелесное в своем теле. Поэтому эта практика является не только духовной, но и физической.

В 13 веке в Византии было несколько духовных движений, которые зачастую противостояли друг другу. Исихастам оппонировали последователи грека Варлаама, который родился в Италии. Он пытался сблизить православие с католицизмом и критиковал православную церковную мистику.

Тут нужно уточнить – мало кто говорит об этом, но мистическое богословие является весьма значимым явление в православии. Мистика, как учение о сближении с Богом – это то, что отличает православие, его сильная черта и важная особенность. В католицизме и протестантизме этого нет.

Исихасты считали, что Бог проявляется в мире через благодать и нетварный, невидимый свет. Последователи Варлаама отделяли благодать от Бога и считали, что нельзя отождествлять ее и Творца. Интересный богословский вопрос. Логика такова, если свет и благодать сотворены Богом, при этом действуют сообразно какой-то логике или причинно-следственной цепи, то появляется новая религиозная сущность. А отсюда уже недалеко и до гностицизма. В православии принято другое мнение. Благодать напоминает тепло, которое чувствуется возле человека. Или платоновские эманации, что нисходят от Всевышнего.

Чтобы решить этот вопрос, в 1341 году в Константинополе, был проведен собор, на котором мнение Паламы было признано правильным. Варлаам уехал в Рим и принял католичество.

Именно на этом соборе исихазм был принят как вершина православного духовного учения. Я пишу это с некоторой степенью допущения, потому что в те времена такие формулировки не были приняты. Кто-то сказал, что после Константинопольского собора, монахи-исихасты стали передовой линией обороны православия от мирового зла.

Учение исихастов передавалось по принципу антропологической диады – от учителя к ученику. Этот характерно не только для исихазма, но и для суфизма и многих других учений. Отшельничество обеспечивало, отрыв от стихии мирской реальности, а принцип диады – ретранслировал опыт следующим поколениям.

Прозорливость, которая свойственна многим монахам – одно из следствий духовной практики. При общении с другими людьми открывается способность видеть их внутреннюю реальность. Но это не цель, а одно из многих свойств, которые им открываются.

Учение исихастов

Принято считать, что есть исихазм двух типов:

  1. Практический;
  2. Богословский.

Практический исихазм и книги по нему почти не содержат теоретизирования. В них изложен путь от начала практики молитвы до видения нетварного света. В этом они напоминают инструкции или пособия. Кроме того, в книгах упоминаются опасности и преграды, через которые должен пройти практикующий. В практическом исихазме нет особых рассуждений, пояснений или философствования. Для тех, кому важна теория, существует богословский исихазм, который появился и развился для защиты от оппонентов.

Выделяют 6 ступеней, через которые должен пройти практикующий:

  1. Очищение духовного центра личности (сердца);
  2. Сведение разума и сердца;
  3. Постоянное состояние молитвы;
  4. Сосредоточенность и безмолвие;
  5. Божественные имена, как преображающая энергия;
  6. Созерцание нетварного Фаворского света – как начало богообщения.

В основе исихазма лежит умное делание, которое подразумевает постоянное проговаривание вслух, или про себя, Иисусовой молитвы:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Ее называют «самодвижной» молитвой, потому что практикующие постоянно крутят ее в сознании. В этом исихазм схож с практикой повторения мантр. Как в звуке «ОМ» заключена вселенная, так и в Иисусовой молитве, по мнению преп. Иустина Поповича, содержится вся жизнь ангелов на небе и святителей, и праведников на земле. Молитва — сердце добродетелей и веры, она язык и жизнь. Через молитву происходит общение с Богом, до того момента, когда кончаются слова и начинается богоприсутствие, при котором не нужно слов.

Метано́йя (др.-греч. μετάνοια – перемена ума) – переориентация сознания исихаста с горизонтальной плоскости – на вертикаль. То есть от мирских дел к созерцанию горнего, используя молитву человек становился на путь духовной работы.

духовного плача, и осознанием своей греховности, причинением себе физических трудностей, тягот и неудобств. Отсюда столпничество, вериги, власяницы и целый комплекс психологических и антропологических практик для того, чтобы оторваться от предшествующего существования и войти в область духовных врат. В большинстве религий есть это отталкивание мира, но в православном исихазме оно развито наиболее сильно.

Выйти в иной способ бытия и на более высокие горизонты сознания означает посмотреть на человеческую природу со стороны. А потом измениться на всех уровнях, во всем своем существе. Обрести восприятие на высших уровнях, это относится не только к духовному, но и к телесному преображению личности.

Это та задача, которую «ортодоксальные» философы считают практически не решаемой, и пытаются преодолеть с помощью надстроек (точка сознания – М. Мамардашвили, философская рефлексия А. Пятигорский). А эзотерики – массой различных способов, начиная от смещения точки сборки, заканчивая грибами, медитациями, депривационными состояниями и опытом прижизненной смерти.

Интересно, что многие монахи, достигшие высоких стадий практики, потом вновь поворачивались к миру и несли свет людям. То есть, они не становились социальными в полном смысле слова, но осуществляли акты личного общения с теми, кто к ним обращался. Сила личного общения исихастов очень велика, потому что воспитана общением с Богом.

В целом, духовный путь исихаста сравнивают с лестницей (лествицей) потому что он соответствует ступенчатой парадигме развития. От раскаяния до обожения (теозиса), которое является высшей стадией духовного прогресса и несет в себе соединение энергий человека с божественными энергиями — благодатью.

Говорить о состояниях, которые при этом возникают у практикующего мы можем только с высокой долей условности. Внутри сознания человека создается определенное пространство, в котором происходит непрестанная молитва. При этом, напряженность постоянно нарастает, за счет чего и происходит духовный рост. Поддержание нужного состояния происходит за счет развития концентрации и внимания. С этим связан образ пророка Илии на огненной колеснице, как подъемной силы к новым уровням сознания.

Исихазм на Руси

Историки говорят о том, что в 14-15 веках исихазм пришел на Русь из Византии и нашел здесь благодатную почву. Нил Сорский и Сергий Радонежский – самые известные исихасты тех времен. Но, кроме молитвенной практики, принято относить к исихазму иконографию Андрея Рублева, Феофана Грека и других художников.

Троица Рублева воплощает в себе безмолвное действие, предложение и принятие жертвы. Это тот случай, когда не нужно слов, чтобы понять, о чем речь. Рублевская троица – молчаливая проповедь и тайна.

Феофан Грек – один из немногих иконописцев, имя которого сохранилось для истории. Он работал в Константинополе, но в 1370 году прибыл на Русь с митрополитом Киприаном. Жил в Новгороде и Москве, расписывал храмы, писал иконы. Считается, что, благодаря ему, на Руси развился византийский иконописный символизм. Иконы Феофана аскетичны и наполнены идеями исихазма. Ниже вы видите изображение трех столпников-исихастов.

Преп. Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.

Эти аскеты прославились верой и стойкостью в вере, например, Симеон Столпник провел на столпе 37 лет в молитве и посте. А Алипий построил церковь на языческом кладбище, сделал себе столп из старой колонны и 53 года постоянно там молился, проповедовал и наставлял прихожан.

Иконопись тех времен наполнена исихастскими мотивами, которые и со временем не утратили силу в восточном православии. Византийская традиция приобрела здесь форму старчества. Старцы – это живые святые, которым дан молитвенный и пророческий дар, и встречи с которыми не забываются.

В конце статьи о исихазме нужно сказать, что эта традиция существует и развивается и в наше время. В Византии, во времена турецкого завоевания она потеряла силу, остались только отдельные монастыри, некоторые практики были утрачены. Но благодаря тому, что к моменту кризиса был создан мощный корпус литературы, исихазм был возрожден в Греции и на Руси.

На Афоне расположен монастырский комплекс, который считается оплотом исихазма. Во многих православных монастырях есть последователи этой традиции. Естественно, их редко показывают по телевидению и ролики с ними нечасто попадают в интернет. Эта практика нацелена в первую очередь на внутренний, мистический мир человека.

Исихазм рассчитан не на мирян, а на избранных монахов, хотя познакомиться с книгами Григория Паламы или Дионисия Ареопагита иси С. Хоружего может каждый.

Мистический Исихазм

Исихазм является эзотерическим течением в Христианстве, целью, которой является непосредственное познание Бога, и духовная трансформация души верующего человека. Само слово исихазм греческого происхождения и означает — сияние тишины. Мистическое течение исихазма неразрывно связано с духовной практикой . Исихастами называют всех христианских православных монахов, которые занимались Иисусовой молитвой. Впрочем, не обязательно и монахов, среди мирян тоже были настоящие мистики-исихасты.

Как религиозное течение в православном христианстве исихазм сформировался в Византии примерно в 5-м веке. Но и до этого было немало людей, христианских подвижников, которых можно назвать настоящими исихастов. Крупнейшим центром исихазма со времен раннего средневековья и по сей день является святая гора Афон1.

В православных афонских монастырях сохранилось большое количество рукописей, оставленных известными исихастами: святыми и мистиками разных времен. Среди них можно выделить таких святых как Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Нил Синайский, Исаак Сирин и другие.

На наши земли учение о молитве Иисусовой и мистический исихазм пришли только в 18-м веке2 благодаря титанической работе нашего соотечественника святого Паисия Величковского. Паисий Величковский (1722-1794) был родом из украинского города Полтава. В юношеские годы он постригся в монахи и всю жизнь провел в поисках Бога. Эти поиски привели его в Грецию, на святую гору Афон. Там, в библиотеках древних православных монастырей, он находит, присыпанные вековой пылью рукописи великих христианских подвижников прошлого. Стоит отметить, что Паисий был очень образованным человеком, в совершенстве владел древним греческим языком. Эти рукописи, в течение нескольких лет своей жизни, он переводит на русский язык. Так появилась одна из самых известных христианских книг (конечно после Библии) «Добротолюбие».

Добротолюбие — сборник из 5-ти томов, составленный Паисием Величковским. Представляет собой сборник практической мудрости, которую оставили после себя великие христианские подвижники, практики Иисусовой молитвы. Долгое время Добротолюбие было доступно только для православных монахов (да и то не для всех монахов), а простым мирянам и по давно нельзя было читать эту книгу. Сейчас ее может запросто скачать в Интернете любой желающий.

На старости лет Паисий покидает гору Афон и переселяется в Молдавию. Там, в Молдавии на многочисленные просьбы он становится настоятелем Нямецкого монастыря, а сам монастырь под его руководством становится настоящим бастионом мистического православного Христианства — исихазма. Человек, которому благодаря занятиям Иисусовой молитвой удалось достичь духовной трансформации, смирения, и укоренить Иисусову молитву в сердце, называется старцем (или даже прозорливым старцем). Фактически сам Паисий Величковский и был первым славянским старцем и исихастом. Он учит Иисусовой молитве многих людей и становится основателем такого движения в русской православной традиции как старчество3.

Движение православного старчества (мистического исихазма) становится весьма распространенным на территории Российской империи в 19-м веке. Самыми известными монастырями, центрами мистического православия становятся Саровская Пустынь ( во многом благодаря деятельности преподобного ) и Оптиная Пустынь. В Оптиной Пустыни жили известные христианские святые и подвижники Макарий Оптинский и его ученик Амвросий Оптинский. Они (особенно Амвросий) были известны на всю Российскую империю благодаря своей мудрости, прозорливости и чудесным возможностям исцелять других людей.

Когда в трагическом 1917 году произошла большевистская революция, православное старчество и мистический исихазм были фактически полностью уничтожены большевиками. Священники и монахи были расстреляны комиссарами НКВД, а из церквей и монастырей сделали склады, трудовые колонии, сумасшедшие дома.

Однако их знания остались. И сейчас, в наше компьютерное время, учение исихастов и великих христианских подвижников прошлого продолжает жить, теперь уже в виде байтов информационной мировой паутины. Ведь настоящая мудрость вечная и те ценности и практики, которые практиковались христианскими подвижниками много веков назад, актуальны и в наше время и всегда будут актуальными.

P. S. Вообще великие святые подвижники исихасты написали просто огромное множество интересных мудрых и очень полезных (особенно полезных для души) книг. Среди них и Добротолюбие, сборник лучших поучений прозорливых старцев, составленный Паисием Величковским, и «Лествица» святого Иоанна Лестивичника, и православные книги о житии разных святых старцев и многое другое. Сегодня все эти мудрые и полезные книги можно без проблем купить в , основанном при миссионерском фонде отца Даниила Сысоева, так что заходите и покупайте, читайте, обогащайте ваши души великой спасительной христианской мудростью.

  1. Гора Афон находится на полуострове в восточной Греции, в районе Македонии и является одной из величайших святынь для православных христиан. На территории в окрестностях горы Афон есть большое количество православных монастырей. Интересно, что все монастыри чисто мужские. Вот уже 2000 лет на эти земли не ступала нога ни одной женщины. ↩
  2. Есть другое мнение, согласно которому учение исихастов пришло на наши земли еще во времена Киевской Руси, с принятием Христианства князем Владимиром. Однако после монголо-татарского нашествия произошел большой упадок, в результате исихазм и исихасты полностью исчезли с наших земель. ↩
  3. Фактически мистический исихазм на территории Российской империи принял форму старчества. ↩

Исихасты: молчальники

В одном из выпусков Толкового словаря мы разбирали древнегреческое слово ἡ ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение». Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.

От слова ἡ ἡσυχία получил название исихазм – знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р.Х.

Исихазм – это, в каком-то смысле, сердце Православия. Если монашество принято считать настоящим выразителем православной духовности, то исихастская традиция – это поистине средоточие или концентрированное выражение духовного опыта православного монашества.

Исихасты (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «безмолвники» или «пребывающие в покое») – удивительные монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический путь. Целью этого пути (напомним, что по-древнегречески аскеза – это упражнение) является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света.

Важнейшей частью исихастской аскетической практики является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Правда, иногда беспрестанное творение про себя «Иисусовой молитвы» представляют как некий универсальный магический ключ, который должен очень быстро и чуть ли не автоматически привести в благодатное состояние даже начинающего подвижника. Такое представление характерно, например, для знаменитых «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», вышедших в России в конце XIX века. В ней рассказывается, как один странник в России стал беспрестанно произносить про себя «Иисусову молитву» (дело доходило до 12 000 повторений в день), и одно это само по себе очень быстро привело его на вершины мистического опыта (так ему это казалось). Эта книга довольно быстро стала популярной в определенных кругах. Неслучайно, например, что ее с восторгом цитирует увлекавшийся мистическими восточными практиками американский писатель Дж. Сэлинджер в своей повести «Зуи».

Между тем отцы Церкви писали, что на творение «Иисусовой молитвы» должны уйти многие годы, прежде чем она станет «самодвижной», т.е. осуществляться без усилия. Лишь потом, после многолетних аскетических усилий сможет доставлять подвижнику сладость и лицезрение Божественного света. Творить ее всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.

Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».

Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник – это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».

Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:

1) «Глубина догматов неисследима, и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться».

2) «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть».

3) «Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске».

Молчальники

Смотреть что такое «Молчальники» в других словарях:

  • Молчальники — группа святых преподобных в христианской церкви (восточной и западной), соблюдавших в продолжение многих лет обет непрерывного молчания. По агиографическим источникам особенно известны: св. Иоанн, родом армянин, на 28 м г. получивший сан епископа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МОЛЧАЛЬНИКИ — крайне фанатич. течение в истинно правосл. христианстве. Возникло на территории Тамбовской обл. в сер. 20 в. Основательницами его считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согласно их представлениям, получить спасение можно лишь в том случае, если … Атеистический словарь

  • Молчальники — секта, отделивш. от православия, возникла в сер. 1950 х гг. на терр. Тамбовской обл. Основательницами считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согл. их представлениям получить спасение можно было лишь в том случае, если окончательно порвать с… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Молчальники — – святые преподобные христианской церкви: Иоанн св., армянин, дав обет молчания, отказался от епископского сана и удалился в лавру св. Саввы, св. Исихий, Стефан пресвитер, св. Петр, Лука новый митрополит . Некоторые из русских М.: св.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • истинно православные христиане-молчальники — истинно православные христиане молчальники, одна из групп истинно православных христиан. Эта группа зародилась в 1920 е гг., но окончательно сформировалась лишь к середине 1950 х гг. Её основательницей была Л. Кислякова. Истинно православные… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Истинно Православные Христиане-Молчальники — Одна из групп Истинно православных христиан. Зародилась в 20 е годы XX века. Окончательно сформировалась в середине 50 х годов XX века. Основатель группы Л.Кислякова. ИРХ молчальники принимают обет молчания, стремятся порвать все связи с внешним… … Религиозные термины

  • Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch-Orthodoxen Kirche — Dies ist eine Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch Orthodoxen Kirche, das heißt von christlichen Glaubensgemeinschaften in Russland, die außerhalb offizieller kirchlicher Strukturen existieren, oder, falls… … Deutsch Wikipedia

  • Монашество — (монахи, монастыри от греческих сл. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής живущий уединенно, μοναστήριον уединенное жилище) значит первоначально уединенное, одинокое житье. Это название применяется, однако … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • многоглаго́лание — я, ср. книжн. устар., теперь ирон. То же, что многословие. Берсенев вообще не грешил многоглаголанием и, когда говорил, выражался неловко. Тургенев, Накануне. К чему многоглаголание? говорил он. Суесловие это одно праздное провождение времени.… … Малый академический словарь

  • сбро́дный — ая, ое. разг. Состоящий из случайных и разнородных людей, сошедшихся вместе. Толпа была сбродная, лапотник слился с горожанином, рядом с оборванцем шел барин. Сергеев Ценский, Молчальники. || Собранный из различных, случайных предметов, элементов … Малый академический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *