Православный телефон доверия

Телефон, где не бросят трубкуКонсультанты православных телефонов доверия делятся опытом

13 номеров доверия
Телефоны доверия для детей и взрослых есть сегодня во многих городах страны. В интернете или по «09» найдутся номера, по которым можно пожаловаться на сотрудника милиции, на собственного мужа (телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье), получить психологическую и справочную помощь – если вы наркоман или алкоголик, больны ВИЧ/СПИДом или переживаете психологический кризис… На другом конце провода с вами будут говорить в доброжелательном тоне и помогут найти оптимальное решение возникшей проблемы.
Но жизнь современного человека кроме социальных и материальных проблем включает еще и духовные. Помочь в их решении может только священник. Поэтому православный телефон доверия тоже оказался востребован в обществе.
По данным «НС», на сегодняшний день в России существует 13 таких номеров. Условно их можно разделить на две группы – духовно-психологическая помощь и информационно-справочная. Но если вы позвонили на телефон справочного характера, а вам нужна еще и духовная поддержка, консультант подключит к разговору священника.
Первые православные телефоны доверия были созданы Омской епархией и Обществом православных врачей Санкт-Петербурга в 2002 году. Православный телефон, специально предназначенный для помощи ВИЧ-инфицированным, впервые открыли в Барнауле. Эти три телефона имеют ограниченное время работы. А единственный пока круглосуточный православный телефон доверия действует в Нижегородской епархии. Непрерывность его работы обеспечивают 70 священников – сегодня это рекорд. Зато Саратов может похвастаться целой ассоциацией телефонов доверия. По мнению специалиста отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Елены Плякиной (ответственной за телефон доверия), такой подход позволяет экономить время и ресурсы. «На наш номер пересылают всех, у кого возникают проблемы с сектами, так как мы специализируемся именно на этом, – сказала Елена “НС”. – Мы, в свою очередь, так же переадресуем звонок коллегам, если он поступил от наркозависимого или ВИЧ-инфицированного абонента». Согласитесь, создание такой ассоциации можно назвать своеобразным ноу-хау. Другое ноу-хау придумали в Санкт-Петербурге. Например, если позвонивший на православный телефон доверия не знает, как быстрее добраться от дома до специалиста-медика, который бесплатно окажет врачебную помощь, диспетчер разработает для абонента оптимальный маршрут.
Как организовать телефон доверия? Для этого нужно решить несколько вопросов: с телефонной линией, с кадрами (в некоторых случаях, с их обучением), с помещением и рекламой.
Телефонная линия
Наш опрос показал, что в большинстве случаев задействуется уже имеющаяся телефонная линия. Она может принадлежать храму (Ярославль, Тула), епархии (Воронеж, Ставрополь) или монастырю (Иваново). В городских храмах, особенно в восточных регионах, телефон есть всегда. В некоторых случаях (Нижний Новгород, Барнаул) епархиям через обращение к городской администрации или к частному благотворителю удалось получить дополнительную линию для стационарного телефона. Однако стационарный телефон не всегда удобен, особенно если священников не хватает (как в Читинской епархии), а его работа подразумевает круглосуточный или многочасовой режим. В этом случае организаторы используют мобильную связь (Чита, Саратов). Мобильная связь используется также в случае, если возникают проблемы с выделением обычной линии (Москва).
Реклама
Очень важно, чтобы номер телефона доверия был легко запоминающимся. Его рекламу организаторы обычно начинают с листовок в храмах, объявлений в православных СМИ, заявки о себе в городской справочной службе «09» и городских телефонных справочниках. В зависимости от того, какой специализации телефон, выбираются другие направления рекламы. Например, московская справочная служба «Милосердие» в значительной степени сориентирована на малоимущих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Мы разместили рекламные листовки с нашим номером телефона в государственных учреждениях социального обеспечения (не стоит забывать, что в реабилитации нуждаются также сами социальные работники, которые постоянно контактируют с людьми, попавшими в беду), в справочных городских больниц (туда попадают бездомные или одинокие люди), – рассказывает сотрудник комиссии по церковно-социальному служению при Епархиальном совете Москвы Ирина Соловьева. – В рекламном листке необходимо указать, что телефон – православный и какого рода помощь оказывается. Это позволит снять ненужные вопросы».
Реклама телефона обычно проводится регулярно, после информации на телевидении или радио (в Москве, например, номер телефона службы «Милосердие» звучит на радио «Радонеж» раз в неделю) число звонков возрастает как минимум в два с половиной раза. Обычное число звонков при ежедневном режиме зависит от региона: в Москве – 20-30 в день, в Чите – до 10. В Питер звонят из всех регионов России и даже из Германии, а в Читу или Саратов – из Москвы. В этом нет ничего удивительного, многие телефоны можно найти в интернете, газета Читинской епархии (с рекламой телефона) распространяется и в Москве, а по питерскому телефону оказываются безвозмездные консультации православными врачами. Кстати, как нам сообщила диспетчер питерского телефона доверия, их телефон не нуждается в рекламе, число звонящих и нуждающихся в медицинской помощи и так намного превышает возможности общества православных врачей.
Не навреди
Кадровый вопрос наиболее сложный для организаторов православного телефона доверия. Как сказал благочинный православных церквей Михайловского округа Ставропольской епархии протоиерей Игорь Подоситников (ответственный за телефон доверия), основной принцип такой телефонной службы: «Не навредить». Тот, кто будет отвечать на вопросы попавших в беду людей, должен быть воцерковлен и, по общему мнению, обладать такими качествами, как вежливость, терпение, сострадание, чуткость и сдержанность. Он также должен уметь пользоваться справочной литературой, интернетом, знать Библию и быть в курсе последних тенденций в той сфере, на которой специализируется телефон доверия. Немаловажный фактор – наличие нормальной дикции. «Главное, своим ответом не отпугнуть человека, если он позвонил по наитию души, чтобы он позвонил и в другой раз, пошел нам навстречу, на контакт», – размышляет Елена Клякина из Саратовской епархии. «Если человек безразличен к боли другого, он не сможет почувствовать чужое горе, следовательно, и ответ его будет некорректным», – говорит настоятель храма св. Владимира города Воронежа протоиерей Владимир Кириллов (ответственный за телефон доверия).
Образование у консультанта, по мнению организаторов телефона доверия, в идеале должно быть специальное: большинство вопросов – это вопросы о вере. А если богословы пока редкость? В таком случае, по мнению настоятеля Спасо-Преображенского храма Читы игумена Дмитрия (Елисеева) , работник телефона доверия постоянно должен совершенствоваться, ведь отвечать приходится на самые разные вопросы. «Как минимум у консультантов должно быть знание веры, пусть и не очень углубленное знание, но он или она должны уметь говорить о самом важном», – считает клирик Покровского собора Барнаула иерей Сергий Холодов.
Любопытно, что в Барнаульской епархии к работе на телефоне доверия (специализация – помощь людям с ВИЧ/СПИДом) допускают только тех, кто сдал минимум по Закону Божьему и экзамен по работе на телефоне. Будущие консультанты проходят пятидневное обучение по методике, в своей основе заимствованной у специалистов аналогичных светских телефонов. Как рассказал нам о. Сергий Холодов, суть ее в «методе активного слушания», когда консультант, внимательно слушая и стимулируя абонента вопросами к самостоятельному анализу ситуации, помогает ему найти оптимальный вариант решения существующей проблемы. Затем проводятся короткие семинары-тренинги, где опытные консультанты проверяют, как новичок усвоил основные принципы работы.
Единодушия в том, какие вопросы наиболее трудные, нет. Так, по мнению священника Сергия Холодова, труднее всего разбираться в запутанных семейных отношениях. А по словам игумена Дмитрия (Елисеева), всегда тяжело объяснять людям с устойчиво потребительским отношением к жизни, что Божественное действие церковных таинств, помогающее преодолевать телесные недуги, нельзя купить за деньги. Для этого нужна вера, борьба со страстями и работа над своей душой. «Самое трудное – это решение конкретных проблем, – считает священник Игорь Подоситников. – Например, родственники в N-ком селе выгоняют бабушку из дома. Наш телефон – ее последняя надежда. Приходится ехать туда, увещевать и стыдить родственников или обращаться за помощью к местной администрации».
Трудно бывает закончить разговор с человеком, который звонит потому, что ему скучно и хочется поговорить – такое тоже бывает. А в то же время кто-то не может дозвониться с действительно серьезной проблемой. Непросто бывает и не поддаться эмоциональному напору абонента, не потерять самообладание, если на вас разом вываливают целый клубок проблем. Например, в московской службе «Милосердие» нам рассказали, что однажды туда позвонил 30-летний мужчина. «Мне так плохо, я не знаю что делать! Я так устал от этой жизни, я нахожусь на грани умопомешательства!» – то и дело восклицал он. «Трудно было вычленить из потока эмоций содержание проблемы, – говорит консультант московской службы “Милосердие” Надежда Артемова. – По первому впечатлению он чуть ли не на грани самоубийства». При внимательном разборе ситуации выяснилось, что у него недавно умерла мама, живет он один, а его квартира захламлена вещами. Он жаловался на беспорядок, в котором устал жить, но за этим стоял страх одиночества и переживания от потери близкого человека, с которым он не мог справиться.
Мы выяснили, к каким справочным источникам прибегают обычно консультанты на телефоне доверия: под рукой всегда должна быть Библия и ее толкование (иногда в электронном виде, что очень удобно), епархиальный телефонный справочник, церковнославянский словарь. Если это справочная служба, то еще и справочники социальных, медицинских учреждений города (или их электронная версия).
На некоторых телефонах все проблемные звонки фиксируются в журнале. С одной стороны, для повторной связи с абонентом и оказания дополнительной помощи, а с другой – для «разбора полетов».
Безопасность
Нужно быть готовым к тому, что на православный телефон доверия позвонят психически нездоровые люди. Пока еще не выработана четкая инструкция, как им отвечать. «Быстро прекращать такой разговор нельзя, всегда нужно поговорить и выслушать. Конечно, когда это переходит допустимые пределы (например, абонент начинает браниться или кричать), нужно смотреть – будет ли польза дальнейшего разговора для самого человека», – считает о. Сергий Холодов. «Мы стараемся не обидеть такого человека, найти слова утешения, успокоить. Не так ему ответишь, он еще больше расстроится или возбудится и пойдет, натворит чего-нибудь. Если у него очень много всего накопилось, мы рекомендуем написать о своих обидах и прислать нам, чтобы мы прочитали и постарались помочь», – говорит о. Игорь Подоситников.
Но если начинают звучать угрозы («я вас подожгу или взорву»), общая рекомендация – прекратить разговор. Желательно, чтобы телефон доверия был с определителем номера, это позволяет ослабить поток угроз. Правда, если у вас телефон помощи ВИЧ-инфицированным, определитель должен быть снят (слишком деликатная тема). Кроме того, по общему мнению, никогда нельзя напрямую соединять тех людей, кто предлагает свою помощь (прочитав о нуждающихся в ней на сайте, в газете или на стенде в храме), и тех, кто в этой помощи нуждается.
Доброжелатели
Бывает, что звонят лица, которых консультанты окрестили «доброжелателями». Разговор начинается так: «Ой, тут моя подруга умирает. Ей срочно необходима ваша помощь. Она только что вышла из больницы. Мы с ней вместе там лежали…» Наученные горьким опытом, сотрудники телефона доверия просят телефон «умирающей». Выясняется, что сердобольная гражданка сильно «сгустила краски» и все совсем не так. «Поэтому лучше, чтобы звонили те, кто сами нуждаются в помощи», – говорит сотрудник московской службы «Милосердие» Ирина Соловьева.
Личный опыт
Естественно, мы проверили сами, как работают сотрудники православных телефонов доверия. Вопросы подобрали самые разные: от простых («Мои дети верят в Деда Мороза, следует ли их разубеждать?») до проблем человека, вернувшегося из мест заключения. Во всех случаях отвечающие проявили искреннее стремление разобраться в «нашей» ситуации, продемонстрировали высокую компетенцию и всегда предлагали посильную помощь. В некоторых случаях они даже перезванивали, если не успевали подойти к телефону, а наш номер высвечивался на определителе.
Единственным недостатком, который мы обнаружили, является то, что организаторы православных телефонов доверия практически ничего не знают о существовании друг друга. «По-видимому, пришло время всем заинтересованным в этой работе людям встретиться и обсудить общие проблемы и возможности совершенствования нашей работы, – говорит Ирина Соловьева. – Для начала мы предлагаем списаться по электронной почте или созвониться друг с другом. Присылайте свой e-mail на наш адрес: solo-vyach@rambler.ru. Телефоны московской службы «Милосердие»: (495) 107-70-01, 237-34-27.

Алексей РЕУТСКИЙ


1. Барнаул (помощь заболевшим ВИЧ/СПИДОМ, беременным во время кризиса, в семейных конфликтах).
Тел.: (3852) 63-06-07 (отдельная линия).
Время работы: пт, сб – с 9.00 до 21.00.
Принадлежит епархии.
Дежурят светские специалисты.
Создан в 2003 году по инициативе иерея Сергия Холодова.
Ответственный: иерей Сергий Холодов
2. Воронеж (широкий круг вопросов).
Тел.: (4732) 55-38-12.
Временно не работает в связи с переездом епархии в новое здание. Планируется включить в первом квартале 2006 года.
Телефонная линия выделена после обращения священника в городскую администрацию. (Телефон начал работу по инициативе протоиерея Владимира Кирилова, настоятеля храма св. Владимира, около года назад.)
Принадлежит епархии.
Дежурило 30 священников Воронежской епархии.
Ответственный: о. Владимир Кириллов.
3. Иваново (широкий круг вопросов).
Тел.: (4932) 37-43-91.
Время работы: вс – с 21.00 до 22.00.
Телефон принадлежит Свято-Введенскому женскому монастырю.
Дежурят насельницы монастыря.
Создан по инициативе монастыря в 2005 году.
Ответственная: монахиня Макария.
4. Казань (широкий круг вопросов).
Тел.: (843) 253-40-35 (мобильный).
Время работы: будни – с 10.00 до 17.00.
Дежурят священники Казанской епархии.
Создан по инициативе старосты храма св. Сергия Радонежского в Казани Эдуарда Камалетдинова в 2005 году.
Ответственный: Эдуард Камалетдинов.
5. Нижний Новгород (широкий круг вопросов).
Тел.: (8312) 46-69-91.
Время работы: круглосуточно.
Телефонная линия выделена администрацией города.
Дежурят священники епархии.
Телефон создан по инициативе епархии летом 2005 года.
Ответственный: протоирей Игорь Пчелинцев.
6. Омск (широкий круг вопросов).
Тел.: (3812) 23-86-19.
Время работы: ср – с 12.00 до 18.00.
Используется номер городского телефона доверия.
Дежурят священники и светские специалисты.
Создан по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2003 году.
Ответственный: иерей Валерий Желтовский.
7. Саратов (помощь попавшим в секты, а также консультации по общецерковным вопросам).
Тел.: (8452) 70-36-95.
Время работы: ежедневно с 9.00 до 20.00.
Телефон принадлежит епархии.
Дежурят светские специалисты.
Создан по инициативе членов общества им. Александра Невского в апреле 2004 года.
Ответственный: сотрудник епархиального отдела церковного образования и катехизации Елена Плякина.
8. Ставрополь (помощь пострадавшим от сект и наркозависимым).
Тел.: (8652) 35-80-51.
Время работы: будни – с 9.00 до 17.00.
Телефонный номер предоставлен редакцией епархиальной газеты «Ставропольский благовест».
Дежурят священники, а также светский специалист.
Создан по инициативе владыки Ставропольского и Владикавказского Феофана в 2003 году.
Ответственный: протоиерей Игорь Подоситников.
9. Тула (помощь пострадавшим от сект).
Тел.: (4872) 47-42-22.
Время работы: пн-пт – с 16.00 до 18.00 (общие консультации); сб – с 10.00 до 13.00 (психолог).
Телефон принадлежит храму.
Дежурят светские специалисты.
Создан в 2003 году по инициативе епархии.
Ответственный: протоиерей Олег Кузьминов.
10. Чита (помощь попавшим в секты и наркозависимым).

Тел.: 8-914-463-26-04.
Время работы: будни – с 9.00 до 21.00.
Принадлежит епархии.
Дежурит священник.
Создан по инициативе правящего архиерея в 2005 году.
Ответственный: игумен Дмитрий (Елисеев).
11. Ярославль (помощь попавшим в секты).
Тел.: (4852) 72-83-05
Время работы: вт – с 11.00 до 18.00; сб – с 11.00 до 16.00.
Телефон создан при миссионерском центре «Колокол» по инициативе настоятеля храма Сретения Господня в Ярославле иерея Алексия Кириллова в 2005 году.
Телефонный номер принадлежит храму.
Дежурят светские специалисты.
Ответственный: иерей Алексей Кириллов.
Справочные телефоны
1. Санкт-Петербург (оказание духовной, социальной и медицинской помощи; информирование по аналогичным вопросам).
Тел./факс: (812) 554-87-51.
Время работы: пн, ср – с 10.00 до 19.00; вт, чт, пт – с 10.00 до 15.00. В остальное время включен автоответчик.
Телефонная линия выделена после обращения в городскую администрацию.
Принадлежит обществу православных врачей
На вопросы отвечает диспетчер.
Создан по инициативе общества православных врачей Санкт-Петербурга в 2002 году.
Ответственный: председатель общества протоирей Сергий Филимонов.
2. Москва (справочная служба «Милосердие»; оказание информационной помощи по широкому спектру социальных и общецерковных вопросов).

Православная горячая линия «Узнай у священника»

С 25 мая начала работать православная горячая линия — мобильная служба «Узнай у священника – 09399». Теперь в любое время, набрав на мобильном телефоне номер 09399 в любой точке России, можно услышать ответ священника на вопросы о Боге, вере, Церкви, личной и семейной жизни.
О задачах и особенностях нового проекта журналистам рассказали его создатели: руководитель проекта, клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье иерей Вадим Леонов, куратор проекта – диакон храма св. Митрофана Воронежского Михаил Палкин, технический директор – генеральный директор компании «Московский Телеграф» Дмитрий Коноплянский.
Руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский отметил, что проект осуществлен по благословению Патриарха Алексия II.
Владимир Вигилянский считает очень важным использовать разные формы коммуникации для свидетельства о правде Божией, о жизни Церкви, о православной вере. «Люди у нас хотят жить по правде Божией», – сказал священник, и добавил, что новый проект является «ответом Церкви на запрос общества». Далеко не всегда и не все могут обратиться к священнику с вопросом в храме и в прямом эфире православных радио- и телепередач, особенно с интимными вопросами, рассуждал Владимир Вигилянский. «А по телефону это легче сделать», – считает священник.
Как объяснил Вадим Леонов, служба ориентирована в первую очередь на тех людей, «которые считают себя православными христианами, но по различным причинам мало знают о православии по существу», а также на тех, кто находится в поисках веры или только задумывается о принятии крещения. Цель проекта – «помочь этим людям переступить порог храма». Типичные вопросы этих людей были исследованы и классифицированы по 9 разделам. Нажав соответствующую кнопку после набора номера 09399, можно обнаружить свой вопрос уже сформулированным в соответствующем разделе и выслушать записанный ответ священника. Кто такой Бог? Что сделал для нас Христос? Откуда взялся человек и каково его предназначение? Что нас ждет за порогом смерти? Как подготовиться к исповеди? Когда и как поститься? Почему мы страдаем? Как найти и сохранить любовь? Как воспитывать капризного ребенка? Что делать с пьянством в семье? Эти вопросы постоянно задают православным священникам, и теперь можно узнать ответ по мобильному телефону. Пока служба носит характер «голосовой библиотеки», по выражению священника Михаила Палкина, а не интерактивной связи.
Разделы службы «Узнай у священника 09399» таковы: 1 – церковный календарь, вспоминаемые святые, краткое житие, чтение из Священного Писания, является ли день постным; 2 – как подготовиться к крещению, исповеди, причащению и другим церковным таинствам; 3 – вопросы личной жизни; 4 – о семейной жизни; 5 – основы православной веры; 6 – богослужение, праздники и посты в церкви; 7 – святыни Москвы и Подмосковья; 8 – советы священника; 9 – православные молитвы. По словам Вадима Лионова, содержание разделов будет постоянно обновляться, в том числе – и с учетом новых вопросов, которые можно будет задать, набрав 0 после основного номера – вопрос будет записан. Подробное содержание разделов, а также примеры ответов можно просмотреть на официальном сайте службы.
Как рассказал Вадим Леонов, основные принципы, которыми руководствовались создатели мобильной службы, таковы: о православии должны рассказывать по телефону те, кто «реально о нем знает», т.е. священники. Большую часть разделов «начитал» сам отец Вадим; в записи ответов участвовали также священники Алексий Казанчев и Константин Прокопчук. Второй принцип, которого придерживались миссионеры, – «все содержание должно доноситься самым доступным образом».
Мобильная служба «Узнай у священника – 09399» имеет свою предшественницу: как рассказал диакон Михаил, по инициативе прихожан храма св. Митрофана Воронежского подобная служба уже существовала с 2001 по 2006 г. Как только она закончила свое существование (по экономическим причинам), в приходе св. Екатерины и тоже по инициативе мирян возник проект «09399», продолживший миссионерскую работу. Обе службы—некоммерческие, т.е. их создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов – дизайнеров, компьютерщиков, маркетологов, издателей. Однако пользователям приходится платить за техническое обслуживание сервиса. И если минута связи с первой из упомянутых справочных православных служб стоила вопрошающему 1,5 доллара, то дозвонившийся в мобильную службу «Узнай у священника – 09399» заплатит 11 руб. за минуту. Дозвониться будет нетрудно: одновременно служба может принять 360 звонков, в том числе – и со стационарных телефонов, звонить с которых нужно по номеру 8-809-505-8399 (звонки должны производиться в тональном наборе). Существует номер и для бесплатных звонков – 8-800-505—9399, но его пропускная способность ограничена.
Журналистов интересовало, предполагается ли в перспективе, помимо голосового контента, организовать в рамках новой службы «живое» общение со священнослужителями. Такие планы есть, ответил священник Владимир Вигилянский, однако сначала новому проекту надо зарекомендовать себя. Он отметил, как важно для людей, приходящих в Церковь, иметь возможность побеседовать со священником. Сейчас во многих храмах, а также в проходной резиденции Патриарха можно задать вопросы дежурному священнику во внебогослужебное время. Однако очень желательным и перспективным Владимир Вигилянский считает организацию телефонного «дежурства». Такая возможность будет рассматриваться не раньше осени, отметил он.

Телефон священника

Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».

Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?

«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».

У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.

«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.

Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051″ Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».

По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.

— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.

— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?

— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.

Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)

Номер телефона священника круглосуточный 8 800. Православная горячая линия «узнай у священника». Телефон доверия священника

В марте этого года священники Русской Православной Церкви стали дежурить на горячей линии телефона доверия для онкобольных. О том, каким образом это происходит и о чем чаще всего спрашивают звонящие батюшек, мы решили узнать у протоиерея Андрея Близнюка, куратора группы дежурных священников, клирика московского храма святителя Николая в Кузнецах.

Протоиерей Андрей Близнюк

Бесплатный телефон доверия для больных онкологическими заболеваниями и их родственников (8-800-100-0191) был открыт группой частных лиц в июне 2007 года, с 2009 года он работает в рамках некоммерческой организации»Проект СО-действие» . Специалисты, работающие над проектом, по итогам четырехлетней деятельности сделали вывод: 20% звонящих просят ответов на духовные вопросы – о смысле жизни, о смысле своей болезни, о смысле страданий и о вере в Бога. Тогда появилось решение обратиться за помощью к Русской Православной Церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана группа священников (20 человек), которые прошли специальную подготовку и теперь принимают звонки горячей линии.

— Схема нашей работы проста, — рассказывает отец Андрей. — Со священниками, которые дежурят в определенный день, связывается специалист горячей линии и спрашивает, можем ли мы сейчас поговорить с человеком, у которого есть вопрос. Затем соединяет нас, и все – беседа происходит. Обычно на дежурстве — три священника из группы, но если по какой-то причине кто-то из них не может в данный момент говорить, звонок переходит к другим батюшкам.

Звонить на горячую линию «СО-действия» можно из любой точки земного шара: по словам отца Андрея, поступали звонки из Америки, из Африки, из Сибири: Братска, Иркутска, других отдаленных от столицы населенных пунктов, — в общем, отовсюду. Телефонный звонок абсолютно бесплатный – разговоры могут ведь длиться очень долго, вопросы обсуждаемые очень серьезны.

— Звонят не только сами больные – помощь нужна и их родственникам, которые не понимают, что происходит, впадают в тоску, у которых нет возможности поговорить с кем-то, кто разделит их боль.

Люди ищут утешения – за этим и звонят по большей части. Кто-то не может прийти в храм по каким-то причинам – стесняется, не знает, когда это лучше сделать, с чего начать разговор с «живым» батюшкой – а по телефону психологически проще. Бывает, что звонят люди, у которых поблизости просто нет православного храма и которых интересуют конкретные вопросы: например, как подготовиться к исповеди, Причастию, как правильно проводить усопшего в последний путь или облегчить переход от жизни к смерти.

Но чаще всего батюшки объясняют звонящим, как правильно нужно воспринимать смерть, уход близкого человека за неведомую черту:

— Часто люди в панике от того, что грядет скорая разлука и общение с любимыми прекратится – мы объясняем, что общение может быть иным, что смерти нет, она похожа на сон. В основном, об этом разговоры идут, — говорит отец Андрей. — Бывают, что необходимо просто теплое участие, а не рассказ об азах Православия. Простые слова утешения людям (по их собственному признанию) очень помогают. Современный человек так закрыт и одинок, что и недолгий разговор по душам может стать облегчающим и жизнеутверждающим.

В России несколько миллионов онкологических больных. В год несколько десятков тысяч умирают от рака и многие умирают в отчаянии, не примирившись с болезнью, с Богом. И помочь избежать этого может Церковь.

— Многие думают, что болезнь – это наказание, но на самом деле болезнь – это посещение Божие , — объясняет отец Андрей. — Когда человека настигает тяжелый недуг, он так или иначе переосмысляет свою жизнь. Те, кто идут к Богу за помощью, в храм, примиряются с собой, с близкими, перестают грешить. Болезнь – это благо, но многие об этом даже мысли допустить не могут. И подвести к пониманию этого, не допустить, чтобы человек попал в ад, чтобы ушел в злобе и грехе, – наша миссия.

Как сообщил отец Андрей, вданный момент по благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона , председателя Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, готовится к открытию церковная горячая линия, которая будет действовать в пределах Москвы. Сейчас решаются последние организационные вопросы. Сюда смогут звонить люди для разрешения любых своих духовных вопросов, и не только связанных с болезнями:

— Например, пришел человек с какой-то бедой в храм не вовремя, когда храм уже закрыт, – и что делать? В этом случае можно будет просто набрать номер и поговорить со священником и церковным психологом.

На самом деле, телефон доверия – изобретение христианское. Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весенней ночью 1906 года протестантского священника Гарри Уоррена, который жил в Нью-Йорке, разбудил звонок. Он услышал в трубке: «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация», но ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Утром священник узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, отец Гарри дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».

В середине XX столетия первый телефон доверия заработал в Лондоне. Его открыл англиканский священник Чад Вара, который прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что погибшим людям не с кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал объявление в газету с номером своего телефона и приглашением поговорить. Вскоре его телефон раскалился от огромного количества звонков. С тех пор телефоны доверия работают во всем мире, поддерживая людей в различных трудностях и сложных ситуациях. Работает и телефон доверия для онкобольных, которая может стать для любого позвонившего горячей линией примирения с Богом.

Телефон священника.

Десять батюшек и один телефон

Полное название этой службы — епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
— Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, — рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов» . В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, — рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. — Категории очень разные — и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

Однажды нам позвонили из Испании, — говорит отец Виталий. — Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации — «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, — анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

Мы не просим человека называть имя, — продолжает отец Виталий. — Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.

Несерьезных вопросов не существует

Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках — как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

Иногда и довольно сложные вопросы бывают, — говорит о. Виталий. — Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, — считает Наталья Пендюрина. — Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем — серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне — время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.
В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Алло, это исповедь?

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь — это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников — если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. — Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

Это очень помогает в работе, — объясняет Наталья Пендюрина. — Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, — улыбается отец Виталий. — У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.

«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».

Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?

«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».

У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.

«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.

Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051″ Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».

По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.

— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.

— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?

— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.

Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)

Инструкция

При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило при со священником.

Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом является позволение, разрешение, напутствие.

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.

Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

Обратите внимание

В традициях Православия к священнику не обращаются со словами: «святой отец». Вместо этого произносят «честный отче».

Связанная статья

  • как обращаться к батюшке

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы . Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику .

Инструкция

Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, — принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.

Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов — осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.

Во многих приходах существует специально отведенное время с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.

Многие задают вопросы священнику во время собственной . Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же — это таинство, серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.

Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать , что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит отчаиваться, если полученный ответ на вопрос вас не удовлетворит или вовсе расстроит. Это может быть вам на пользу, ведь тогда вы сможете по-новому посмотреть на ситуацию, и, возможно, понять свои собственные ошибки. Как бы ни сложилось ваше общение со священником, пытайтесь найти ответ на ваш вопрос в рамках Церкви. Читайте книги, статьи на православные сайтах, общайтесь с верующими людьми, и Бог обязательно откроет вам, как поступить в той или иной ситуации.

Полезный совет

Найти своего духовного отца — задача весьма нелегкая. Даже у тех, кто несколько лет регулярно ходит в храм, очень часто нет духовника. Но к этому надо стремиться, ведь священник, который хорошо знает вашу духовную жизнь, сможет помогать вам в разных жизненных ситуациях.

  • Как просить благословения

Совершение богослужения в православном храме невозможно представить без служения священника. Однако пресвитеры православной Церкви не только возглавляют церковную службу, но и своими беседами и советами помогают людям в их житейских, а также духовных вопросах. У многих может встать вопрос, каким образом в частной беседе стоит обращаться к священнику.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно — в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.

В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».

Когда человек знает, священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» (а не «отец Сергей»), отец Иоанн (а не «отец Иван»).

Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше » или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, а для монашествующего духовенства — иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху , надо обращаться в соответствии со специальными правилами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *