Праздник 27 сентября

Воздвижение Креста Господня

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Воздвиженье

Воздвижение Креста Господня


Икона «Воздвижение Креста Господня»
(Новгород, XV век)

Тип

религиозный праздник

Официально

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Иначе

Здвиженье

Установлен

в честь обретения Животворящего Креста святой Еленой (326 год)

Дата

Православие — 14 (27) сентября или же 14 сентября по григорианскому календарю
Католицизм — 14 сентября

Празднование

богослужебное

Связан с

возвращением Креста Господня из Персии в 629 году

Воздвижение Креста Господня на Викискладе

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Название праздника обусловлено обычаем Церкви на Востоке, восходящим к IV веку, ритуально воздвигать крест во время богослужения (то есть поднимать Крест для обозрения всеми молящимися).

Празднуется Русской православной церковью, а также старостильными и некоторыми поместными Православными церквами 14 (27) сентября, а поместными церквями, перешедшими на новоюлианский календарь и Католической церковью — 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской церковью — в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели).

История праздника

Обретение Креста

Основные статьи: Животворящий Крест, Елена Равноапостольная

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Указание на время установления праздника имеется в александрийской хронике (не позже VII в.): «При сих консулах, — Далматии и Аниции Павлине (335 г.), говорит ее автор, совершено освящение церкви св. креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (ошибка писца, следует — 13), и отселе начался праздник Воздвижения св. креста».

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе увёз Крест Иисуса Христа и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии I (610—641), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, была возвращена христианская реликвия. Животворящий Крест был торжественно принесён в Иерусалим. Согласно Священному Преданию, Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В «Слове» на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Богослужение

Православная церковь

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 августа).

Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Прему́дрость, про́сти», затем при пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. В соборах и в приходских храмах (по современной практике Русской Церкви — при архиерейском богослужении или с благословения епархиального архиерея), совершается чин воздвижения Креста.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета. По православной традиции в день самого праздника строгий пост — верующим предписывается полное воздержание от пищи животного происхождения.

Крест лежит на аналое до 21 сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста Господня.

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α’) Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, — да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. Ты, Богородица, — таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Воздвижение Креста Господня (миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского)

Католическая церковь

В экстраординарной форме латинского обряда богослужение начинается накануне вечерней праздника, если 14 сентября приходится на воскресенье или совершается как праздник 1 класса. Обычно же начинается с утрени, которая имеет 3 ноктурна.

В первом положено чтение из Книги Чисел (Чис. 21:1-9). Первый ноктурн завершается большим респонсорием, в котором упоминается возвращение Креста из Персии при императоре Ираклии: «Haec est arbor dignissima, in paradisi medio situata, in qua salutis auctor propria morte mortem omnium superavit. V: Crux praecellenti decore fulgida, quam Heraclius imperator concupiscenti animo recuperavit». Во втором ноктурне — историческое чтение о возвращении Креста. В третьем ноктурне — чтение из проповеди св. папы римского Льва Великого.

В миссале имеется собственный формуляр для праздничной мессы. Богослужение открывается интроитом «Nos autem» на текст из послания ап. Павла к Галатам (6:14). Первое чтение из послания к Филиппийцам (Фил. 2:5-11), при чтении которого положено коленопреклонение на словах: «чтобы в имени Иисуса преклонилось всякое колено». Второе чтение из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:31-36). Префация о Святом Кресте.

В целом тексты мессы и оффиция во многом подобны тем, что используются в страстное время (2 недели до Пасхи).

Ссылки

  • Воздвижение Креста Господня (статья в Открытой православной энциклопедии Древо)
  • Воздвижение Креста Господня // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • Воздвижение // РЭМ

Словари и энциклопедии

События Крестовоздвижения

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

ПРАЗДНИКИ 27 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА

Праздники 27 сентября 2018 года — четверг, 270 день 2018 года по григорианскому календарю. 27 сентября соответствует 14 сентября юлианского календаря (по старому стилю).

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Праздники 27 сентября 2018 года в России

  • День воспитателя и всех дошкольных работников. 27 сентября в России отмечается общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. Идея этого праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. И хотя он официально не утвержден, но в этот день проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню работников дошкольных образовательных учреждений, во многих регионах на официальном уровне. Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.

  • Гороскоп на 27 сентября 2018 года

Праздники 27 сентября 2018 года в Украине

  • День туризма. Национальный профессиональный праздник украинских работников туристических агентств, туроператоров, всех тех, кто работает в сфере туризма и любителей путешествий, который отмечается на Украине ежегодно 27 сентября. «День туризма» появился в украинском официальном календаре в 1998 году, после того, как 21 сентября 1998 года, в столице республики, городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма «в поддержку инициативы Государственного комитета Украины по туризму» подписал Указ № 1047/98 «О Дне туризма». Указ главы украинского государства предписывал «Установить на Украине День туризма, который отмечать ежегодно 27 сентября». Дата 27 сентября была выбрана Президентом Кучмой из календаря не случайно. Именно в этот день, по всей планете отмечается Всемирный день туризма и работники туристической сферы и до этого считали его своим профессиональным праздником. Благодаря указу президента, этот неофициальный праздник, учреждённый Всемирной туристской организацией обрёл на Украине официальный статус.

Всемирные и международные праздники 27 сентября 2018 года

  • Всемирный день моря. Всемирный день моря был учреждён на 10-й сессии Ассамблеи Международной морской организацией (IMO), отмечается начиная с 1978 года. Входит в систему всемирных и международных дней ООН. Всемирный день моря посвящён проблемам экологической безопасности морских перевозок, сохранению биоресурсов. Цель Дня в этом году — оказать поддержку государствам — членам ИМО в разработке и внедрении стратегий, направленных на реализацию коллективного, межучережденческого подхода, включающего меры по управлению морским транспортом, укреплению его эффективности, обеспечению навигационной и морской безопасности, защите морских экосистем. Такой подход позволит соответствующим учреждениям ООН внести свой вклад в достижение целей в области устойчивого развития и решения других глобальных вопросов. Эффективное судоходство и управление портами при поддержке правительств могут стать движущей силой в достижении глобальной стабильности и устойчивого развития на благо всех жителей планеты.
  • Всемирный день туризма. Всемирный день туризма (ВДТ) проводится каждый год 27 сентября. Его цель состоит в том, чтобы привлекать внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению. Данное мероприятие призвано содействовать преодолению глобальных вызовов, обозначенных в Целях развития тысячелетия Организации Объединенных Наций (ЦРТ) и подчеркивать какой вклад сектор туризма может внести в достижение этих целей. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях ВДТ у себя в стране или в месте проведения отпуска. ДТ отмечается посредством проведения мероприятий по темам, которые выбирает Генеральная ассамблея ЮНВТО по рекомендации Исполнительного совета ЮНВТО. Каждый год Генеральный секретарь направляет по этому случаю послание и председательствует на официальных торжественных мероприятиях. Третья сессия Генеральной ассамблеи ЮНВТО (Торремолинос, Испания, сентябрь 1979 г.), приняла решение ввести, начиная с 1980 г., Всемирный день туризма. Эта дата была выбрана не случайно. Она совпадает с важным в истории развития туризма, — годовщиной принятия Устава ЮНВТО 27 сентября 1970 года. Выбор времени празднования Всемирного дня туризма очень удачен, потому что он приходится на окончание сезона в северном полушарии и начало сезона в южном полушарии, когда миллионы людей во всем мире думают о туризме.

Народные праздники 27 сентября 2018 года

  • Воздвиженье. Народный праздник «Воздвиженье» отмечается 27 сентября (по старому стилю – 14 сентября). В этот день православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня. Другие названия праздника: «Вырий», «Ставров день», «Третьи осенины», «Битва правды и кривды», «Вздвиженьев день». Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку — три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление. Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Название праздника нашло отражение и в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», — говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень «отодвигаются». В народе говорили, что на Воздвижение последнюю копну убирают. Это означало, что в этот день крестьяне старались как можно скорее собрать весь урожай и закончить полевые работы. Объяснялось это тем, что по утрам уже наблюдались заморозки, которые могли погубить все то, что росло в полях и огородах. Также 27 сентября начинали садить яблони и смородину. Воздвиженье был постным праздником. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Девушка, собираясь в этот день на посиделки, должна была семь раз прочесть особый заговор. Согласно поверью, выполнив этот обряд, в девушку влюбится тот, кто мил ее сердцу. Семь раз произносится не только этот заговор. Согласно традициям, те, кто в Воздвижение будут соблюдать пост, получат прощение семи грехов, а не соблюдавшие – семь грехов обретут. В этот праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком, кровью животного рисовали кресты. Небольшие крестики из дерева помещали в закромах и яслях животных. При отсутствии крестов их делали из веточек рябины. По поверью, они должны были охранять людей, животных и урожай от нечистой силы. А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом. Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то уже не сможет уползти и спрятаться от мороза.

Праздники 27 сентября 2018 года в странах мира

  • Праздники 27 сентября 2018 года в Туркменистане – День независимости. 27 октября 1991 года Верховный совет Туркменской Советской Социалистической республики принял Конституционный Закон «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана». Данным законом в границах территории Туркменской ССР было провозглашено независимое демократическое государство Туркменистан. С тех пор, каждый год 27 и 28 октября отмечался День независимости Туркменистана (туркм. Garaşsyzlyk baýramy) — самый главный из всех официальных праздников в Туркменистане. С 2018 года решением Меджлиса Туркменистана его празднование перенесено на 27 сентября. После получения независимости Туркменистан начал свое развитие в чрезвычайно трудных экономических и социальных условиях. Туркменистан — многонациональная страна. На ее территории проживают представители свыше 40 национальностей.
  • Праздник в Польше 27 сентября 2018 года – День Польского подпольного государства. Польский государственный праздник, установленный в память Польского подпольного государства, действовавшего во время германской оккупации времён Второй Мировой войны. Отмечается ежегодно 27 сентября с 1998 года. Праздник является рабочим днём. Праздник установлен в честь Польского подпольного государства — единственного легитимного польского национального государственного образования, существовавшего во время германской оккупации с 1939—1945 гг. 27 сентября 1939 года в занятой немецко-фашистскими войсками Варшаве высшие офицеры Войска Польского создали организацию «Служба победе Польши», которая стала первой военизированной подпольной организацией польского сопротивления оккупантам. 11 сентября 1998 года Польский Сейм, ссылаясь на создание 27 сентября 1939 года организации «Службы победе Польши», установил новый государственный праздник в честь Польского подпольного государства.
  • Праздники 27 сентября 2018 года в Бельгии – День французского сообщества. Французское сообщество Бельгии (фр. Communauté française de Belgique) — это одно из трех языковых сообществ Бельгии наряду с фламандским и немецкоязычным, оно включает Валлонию с населением около 4,2 млн. человек. День французского сообщества, празднуемый 27 сентября всем франкоговорящим населением Бельгии (т.е. валлонами), – это кульминация борьбы бельгийцев против голландской оккупации, которая вылилась в революцию 1830 года. Бельгийская революции вспыхнула в ночь на 25 августа 1830 года, после первой постановки сентиментальной и патриотической оперы Даниэля Франсуа Эспри «Немая из Портичи» (Daniel François Esprit, La Muette де Portici). Опера, изображающая восстание неаполитанских рыбаков против испанского господства в 1647 году и насыщенная неаполитанскими мелодиями, нашла горячий отклик в сердцах зрителей. После премьеры толпа вырвалась на улицы, выкрикивая патриотические лозунги… и захватила правительственное здание. Вскоре восстание распространилось по всей стране. В результате волнений Голландия утратила контроль над мятежной территорией. Русский император Николай I в качестве «жандарма Европы» даже готовил вторжение в революционную Бельгию, но отвлекся: в ноябре 1830-го взбунтовались поляки. В память об этой победе 24 июня 1975 года было решено отмечать 27 сентября как День французского сообщества (French Community Holiday, фр. Fête de la Communauté française), впервые он был отмечен в том же году. В этот день закрыты школы и многие госучреждения по всей Валлонии. На улицах городов проходят театрализованные представления. Основные события праздника протекают в Брюсселе, Льеже, Шарлеруа, Монсе и Намюре, а так же в ряде мелких городов Валлонии.
  • Праздники 27 сентября 2018 года в Эфиопии – Мескель — праздник Мескельского креста. Мескель (Meskel) — религиозный праздник, отмечаемый ежегодно 27 сентября, а в високосные годы — 28 сентября. Само слово «мескель» в переводе с амхарского означает «крест». В Эфиопии бытует предание о том, как зародился праздник Мескель. Считается, что в этот день Елене, матери императора Византии Константина, после долгих поисков удалось осуществить самое заветное желание — отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором принял мученическую смерть во имя спасения людей Иисус Христос. В честь этого знаменательного события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно в Эфиопии. Народ ликовал и праздновал это событие. Случилось это в начале 4 века, и с тех пор Мескель отмечается здесь каждый год. Эфиопы отмечают праздник очень торжественно. Как правило, уже к трем часам дня на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник — Мескель Сквеа, яблоку негде упасть от посетителей. Практически все жители Аддис-Абебы собираются здесь в ожидании самого большого торжества и самого радостного праздника. Посреди площади из желтых цветов (которые, кстати, тоже называются мескаль, по-научному — лофофора вильямса) воздвигается сооружение конусообразной формы, издали напоминающее невероятных размеров стог сена. Конструкцию венчает крест. После эмоциональной речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается представление. Выступление на празднике Мескель — особая честь. Перед главой церкви по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в пестрые наряды с вышитыми на груди крестами. Дети с воодушевлением исполняют религиозные песнопения, танцуют и разыгрывают мини-спектакли по сюжетам, связанным с историей праздника. Когда солнце скрывается за складками гор и сгущается темнота, наступает кульминация праздника. Патриарх, сопровождаемый многочисленной свитой, медленной поступью с факелом в руках направляется к цветочному стогу. Три торжественных круга под чтение молитв — и факел касается цветов. В несколько минут разгорается огромных размеров костер в центре площади. Света и тепла столько, что кажется, вернулось солнце! Вокруг пылающего костра начинаются песни и танцы.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *