Праздник преображение господне

прови́дение

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. прови́дение прови́дения
Р. прови́дения прови́дений
Д. прови́дению прови́дениям
В. прови́дение прови́дения
Тв. прови́дением прови́дениями
Пр. прови́дении прови́дениях

про-ви́-де-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: про-; корень: -вид-; суффикс: -ениj; окончание: -е.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. провидеть; мысленное представление себе будущего; предвидение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. частичн.: предвидение

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: провидец, провидица; видение
  • глаголы: провидеть

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    провиде́ние

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. провиде́ние провиде́ния
    Р. провиде́ния провиде́ний
    Д. провиде́нию провиде́ниям
    В. провиде́ние провиде́ния
    Тв. провиде́нием провиде́ниями
    Пр. провиде́нии провиде́ниях

    про-ви-де́-ни·е

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Приставка: про-; корень: -вид-; суффикс: -ениj; окончание: -е.

    • МФА:
  1. религ. действие высшей силы, верховного существа в мире ◆ — Если господь раздвоил народ этот и направил брата на брата, он имеет свои виды, и если мы их не понимаем, то должны покоряться провидению даже тогда, когда оно карает. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. высшая сила, Бог ◆ Затем он привел библейский пример, как Провидение награждало народ израильский кротким Давидом, который вместе со всеми людьми молил: «Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву». Н. С. Лесков, «Божедомы», 1868 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мы слишком унижаем провидение, приписывая ему наши понятия, с досады, что не можем понять его. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утончённую печаль, которая связывала её сына с богатой Жюли. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ну что бы стоило провидению вычеркнуть из календаря хоть одно воскресенье, ну хоть для того, чтобы доказать атеисту свое могущество et que tout soit dit! Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871–1872 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

  1. судьба, рок, промысел божий

Ближайшее родство

Происходит от ??

    Список переводов

    • Немецкийde: Schicksal ср. -s, (-e)

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      >19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

      История

      Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

      Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

      По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

      На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

      Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

      Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

      Икона праздника

      Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

      Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

      Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

      Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

      Лучи света, исходящие от фигуры Христа, — образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

      Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как Бог пребывал незримым в пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

      Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

      Четыре факта о празднике

      1. Гора Фавор, или гора Преображения, расположена в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Сегодня на ее вершине находятся два монастыря — католический и православный.

      2. Традиция празднования Преображения Господня зародилась в IV веке. Именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящен этому евангельскому событию.

      3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, который дошел до наших дней, почти полностью сохранившись. Храм был заложен князем Юрием Долгоруким, а достроен в 1157 году при Андрее Боголюбском. Храмовая икона Преображения, приписываемая кисти Феофана Грека, хранится в Третьяковской галерее.

      4. Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня. Связано оно с древним обычаем, когда иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В наших же краях вместо него приносили яблоки.

      Молитвы

      Тропарь Преображения Господня, глас 7

      Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

      Кондак Преображения Господня, глас 7

      На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

      Величание Преображения Господня

      Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

      Молитва Преображению Господню

      Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *