Праздник жен мироносиц 2019

День жён-мироносиц

День жён-мироносиц

Семь жён-мироносиц. Икона, начала XIX века

Тип

христианский /
народно-христианский

Иначе

Женский праздник, Бабья яичница, Маргошенье

Также

Неделя святых жён мироносиц

Значение

бабья братчина

Отмечается

христианами, восточными славянами

В 2018

22 апреля

Традиции

бабья братчина с общей яичницей, поминовение усопших

Связан с

15-й день начиная с Пасхи (Великодня)

День жён-мироно́сиц или Неде́ля святы́х жён мироно́сиц — подвижный праздник в православном календаре, приходящийся на второе воскресенье после Пасхи. В этот день церковь поминает Жён-мироносиц, а также Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима.

В культуре восточных славян день считался бабьим праздником. В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления. Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.

Значение в православии

Подробнее по этой теме см. Жёны-мироносицы.

В этот день Православная церковь вспоминает святых жён — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Жёнам-мироносицам первым явился воскресший Иисус. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя.

В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

Слово миpоносицы означает «носящие миро». Это те женщины, которые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. В то время как многие ученики Христа разбежались, опасаясь гонений, и сидели за закрытыми дверями «страха ради иудейского», эти женщины преодолели страх перед грозящими им опасностями и движимые любовью ко Иисусу отправились к его гробу, даже несмотря на то, что вход туда был завален камнем и иудейские начальники выставили стражу.

В Русской православной церкви этот день отмечается как праздник всех женщин-христианок.

Западные христиане называют жён-мироносиц «Три Марии», так как в Евангелии упомянуты три благочестивые женщины, и, в католической традиции, считается, что все они были по имени Мария.

Православные в этот день вспоминают Иосифа Аримафейского и Никодима, которые помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. 15:43-16:8).

Современные православные женщины этот день почитают вместо Международного женского дня 8 марта.

Славянские традиции

Другие названия дня

рус. Маргоски, Моргосье, Жёны-мироносицы, Женский праздник, Бабий праздник (белг.), Бабья яичница, Бабья братчина (нижег.), Бабья неделя (костром.), Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье (смол., белг.), Маргошенье (смол.), Лалынки (белг.), Шапшиха (яранск.), Неделя святых жён мироносиц и Иосифа праведного; церк.-слав. Неде́ля святы́х же́н-мироно́сиц; белор. Бабскі свята; укр. Неділя Жон-мироносиць; сербохорв. Мироносице, Недеља мироносица.

Обряды и поверья

Яичница — главное блюдо бабьей братчины

Русские крестьяне считали, что в этот день все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной (Нижегородская губерния), бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски, маргошенье (маргосье), которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать.

Жёны Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт.

Обычно накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. В Чухломском районе Костромской области разыгрывалось окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Такие оклички проводились рано утром, до света. На мироносицкий день каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали общий молебен, причём платили за требу яйцами, иногда (редко) — льном. После обедни ближе к вечеру устраивалась совместная бабья пирушка. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин.

Обычаи «жён-мироносиц» отличались даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, собирались за околицей. На выгоне на костре готовилась яичница; затем пели весенние песни. В некоторых уездах Смоленской губернии яичницу съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделён!». В Смоленском, Краснинском, Ельнинском уездах этой же губернии ходили поочередно по домам, и в каждом готовилась яичница — таким образом женщины обходили все дома.

Особая страница в праздновании дня — поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района. При этом на могилах оставляют крашеные яйца.

Поминальные мотивы в празднике жён-мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его — с культом предков, в том числе и с почитанием птиц.

В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём» (белор. Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём).

По мнению И. Бесонова (Государственный республиканский центр русского фольклора), современное почитание дня, как женского («бабского») праздника, восходит к древней славянской традиции.

Поговорки и приметы

  • Козьма и Демьяна да Жён мироносиц — куриная смерть (режут кур).
  • Мужики за пахоту, а бабы за стряпню (Рязан. губ.).

Примечания

  1. Беловинский, 2003, с. 32.
  2. Терещенко, 1848, с. 26.
  3. Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц (pravoslavie.ru)
  4. Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц (azbyka.ru)
  5. Александров и др., 1999, с. 634.
  6. Даль, 1880—1882.
  7. Громыко, 1991, с. 212.
  8. 1 2 Громыко, 2007, с. 254.
  9. Громыко, 1991, с. 238.
  10. 1 2 3 Александров и др., 1999, с. 635.
  11. Православный женский день, День Жен-мироносиц: 30 апреля в 2017 году
  12. Православный женский день.
  13. Православный женский день, День Жен-мироносиц: 22 апреля в 2018 году.
  14. 1 2 3 4 Маргоски, Лолынки // БГЦНТ
  15. Бушкевич, 2004, с. 62.
  16. Неделя святых жен мироносиц
  17. 1 2 Васілевіч, 1992, с. 608.
  18. Неділя Жон-мироносиць
  19. Недељковић, 2002, с. 24.
  20. Терновская, Толстой, 1995, с. 257.
  21. Тульцева, 1999, с. 634.
  22. Пухова, Христова, 2005, с. 99.
  23. Тульцева, 1999, с. 634–635.
  24. Тульцева, 1999, с. 635.
  25. Бессонов, 2016, с. 25.
  26. Даль, 1861–1862, с. 523.
  27. Ермолов, 1901, с. 200.

Литература

  • Бабий праздник // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 32. — ISBN 5-224-04008-6.
  • Бессонов И. А. Праздничная культура религиозной православной среды: восприятие светскиx праздников // Традиционная культура, 2016, № 1 (61). — М.: Центр культурных стратегий и проектного управления, 2016. — С. 18–28. — ISSN 2410-6658.
  • Курица / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 60—68. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Громыко М. М. Женский праздник // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 254. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
  • Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Недељковић М. Српски обичаjни календар за просту 2003 годину. — Београд: ЧИН, 2002. — 391 с. — (Библиотека Запис). (серб.)
  • Полищук Н. С. Местные праздники // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 602–615. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
  • Братчина / Терновская О. А., Толстой Н. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Тульцева Л. A. Календарные праздники и обряды // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 615–645. — ISBN 5-88590-309-3.

Ссылки

  • Моргосье // РЭМ
  • Весенний праздник «Маргоски» в южных районах Курской области (culture.ru)
  • Неделя жен-мироносиц (drevodelatel.ru)
  • Маргоски, Лолынки // БГЦНТ
  • Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции (ruvera.ru)

Жены-мироносицы: что нужно делать в православный женский день

Жены-мироносицы – день, не имеющий определенной даты празднования. Его отмечают все православные верующие ровно через две недели после Светлой Пасхи. В 2018 году Жены-мироносицы выпал на 22 апреля, рассказывает Joinfo.ua.

История праздника

После распятия Христа женщины, сопровождавшие его во время крестного пути до Голгофы, принимавшие его с гостеприимством в собственных домах и последовавшие его учениям, пришли ко Гробу Господнему. Они помазали тело Иисуса миром по всем иудейским традициям. Именно Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Марфа, Сусанна и другие святые женщины первыми и узнали о благой вести – Иисус Христос Воскрес. Об этом им сообщил Ангел, сидящий на камне около пустующей пещеры.

Следует отметить, что после Воскрешения Христос впервые явился именно женщине – раскаявшейся грешнице Марии Магдалине, затем он явился Саломии, которую мы еще можем знать, как мать троих апостолов-учеников – Иакова и Иоанна.

Что нужно делать в день Жен-мироносиц

Так как православная церковь называет еще этот день – православным женским днем, в день Жен-мироносиц принято поздравлять всех женщин в роду и среди остальных близких: бабушек, теть, сестер, матерей, дочерей, племянниц, подруг, жен… Именно женщины создают в доме мир, гармонию, хранят семейный очаг.

Так же как и в день Входа Господня в Иерусалим мы украшаем вербою дома и квартиры, так же, как и в день Светлой Пасхи мы украшаем праздник крашенками, в день Жен-мироносиц принято дарить женщинам цветы. Приветствуется со стороны женщин – поход на службу в церковь. Ближе к вечеру было бы неплохо, согласно еще традициям наших предков, порадовать своих мужчин чем-нибудь вкусным.

К примеру, испечь пирог, приготовить какое-нибудь фирменное блюдо. Стол можно накрыть скромно, но готовить нужно с любовь. Помимо этого, наши предки нередко устраивали дома игры, танцы, веселились, рассказывали интересные веселые истории.

В целом, это праздник домашний, поэтому наилучшим образом его отмечать в кругу своей семьи, с детьми, родителями, супругами.

Ранее мы рассказывали про замечательный весенний праздник – День подснежников, который традиционно отмечается каждый год во многих странах мира 19 апреля. В 2018 году он выпал на четверг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *