Предки Пушкина а с

Тема 1. Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века

Н.М.Карамзина как писатель, журналист, историк. Влияние личности, идей, творчества Карамзина на становление жизненной позиции и художественных принципов творчества Пушкина. Трагедия «Борис Годунов», драматургическое новаторство Пушкина. Обращение к «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, к русским летописям. Посвящение трагедии памяти Карамзина.

Пушкин и Жуковский. Освоение Пушкиным достижений романтической школы «гармонической точности». Жуковский в обществе «Арзамас». Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», признание Жуковским литературного первенства Пушкина. Проблема народности. Полемика вокруг поэмы. Поэмы Жуковского («Шильонский узник», «Ундина»). Перевод «Одиссеи». Оценка Пушкиным переводов Жуковского, влияние переводческой практики Жуковского на переводы Пушкина. Пушкин о себе как «следствии» Жуковского.

Батюшков в процессе оформления школы «гармонической точности», уникальная фонетическая выразительность его стихов, соединение конкретно — чувственных представлений с поэтической символикой. Пушкин о стихах Батюшкова. Заметки Пушкина на полях «Опытов в стихах и прозе». Ученичество и самостоятельность Пушкина в освоении антологических мотивов. Проза Батюшкова. Его статьи о литературе в книге 1817 года «Опыты в стихах и прозе». Художественные открытия Батюшкова в прозе, не вошедшей в «Опыты» и не опубликованной при жизни поэта: образ допожарной Москвы в «Прогулке по Москве», психологические портреты в заметках «Чужое – мое сокровище»; мотив внутренней раздвоенности, тема «черного человека». Отражение судьбы Батюшкова в размышлениях Пушкина о поэте и поэзии. Стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Дружба Пушкина с поэтами-декабристами. Полемика с П.А.Катениным и «ученичество» у него. Романтизм Катенина 1810-х годов «под славянским знаменем».

«Думы» и поэмы К.Ф.Рылеева, особенности романтического историзма. Пушкин о лирике и думах Рылеева. Пушкин в литературной борьбе 1810-х годов. Его участие в «Арзамасе», обществе «Зеленая лампа».

Тема 2. А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века

Пушкин как русский национальный поэт, итог и вершина развития русской литературы. Масштаб художественного мира Пушкина, гармоническое соединение в его творчестве культурного опыта Западной Европы и традиций национальной духовности. Значение Пушкина для дальнейшего движения русской литературы.

Становление Пушкина как критика и публициста. Опыты редактирования и «взаиморедактирования» в дружеском кругу поэтов- единомышленников. Роль Пушкина в организации литературной жизни на рубеже 20-х – 30-х годов. Критика и публицистика Пушкина. Участие в «Литературной Газете», издание журнала «Современник». Сотрудничество с Вяземским, Д.Давыдовым, Языковым, Баратынским.. Малоизвестные и признанные поэты в пушкинском журнале. Открытие поэзии Ф.И.Тютчева, первая публикация его произведений в «Современнике». Художественные искания Пушкина в поэзии и прозе


Воздействие Пушкина на последующее развитие русской литературы и русской духовной культуры в целом. Гоголь, Белинский, Достоевский о Пушкине. Пушкин в оценке русской философской критики начала XX века.

Тема 3. В.К. Кюхельбекер – «брат родной по музе, по судьбам».

Оригинальность литературной позиции Кюхельбекера. Статья В.Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»; споры сторонников элегической школы и «младоархаистов» о литературных жанрах и русском языке. Позиция А.С.Пушкина в полемике. Отзвуки литературных споров в романе «Евгений Онегин». Судьба Кюхельбекера после 1825 года. Его публикации, подготовленные Пушкиным. Образ Пушкина в стихотворениях его лицейского друга.

Тема 4. П.А.Вяземский.

Арзамасские истоки дружбы Пушкина и Вяземского. Образ «Асмодея» — Вяземского в переписке поэтов периода ссылки Пушкина. Сатира П. Вяземского («Негодование»), «роскошный слог» его элегий («Первый снег»). Оценка Пушкиным литературно-критической прозы Вяземского. Следы творческого взаимодействия Пушкина и Вяземского в романе «Евгений Онегин». Различия в политических и эстетических взглядах поэтов, отразившиеся в их переписке и сочинениях. Поздние стихотворения и статьи П.А.Вяземского.

Тема 5. Поэт-гусар Д.В.Давыдов.

«Гусарская» лирика Д.Давыдова, автобиографичность и конкретность ее содержания. Роль поэзии Д.Давыдова как «противовеса» романтической лирике Жуковского и Батюшкова в творческом становлении Пушкина. Стихи Пушкина, посвященные Д.Давыдову и навеянные его образом. Сотрудничество Д.Давыдова в «Современнике». Сатирические стихи и военная проза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *