Преподобные старцы оптинские

Список старцев

1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768 – 1841) – первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Родился в городе Карачеве (ныне Брянская область). Происходил из мещанского сословия.

1. Рождение – 1768

2. Мирские именины – 20 февраля /5 марта

3. Постриг в мантию – 1801

4. День тезоименитства – 20 февраля /5 марта

5. Иерейская хиротония – 24 декабря 1801 /6 января 1802

6. Постриг в схиму – 1808–1809

7. Кончина (день памяти) – 11/24 октября 1841

8. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788 – 1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Происходил из дворян Дмитровского уезда Орловской губернии.

1. День рождения – 20 ноября /3 декабря 1788

2. Мирские именины – 22 ноября /5 декабря

3. Постриг в мантию – 7/20 марта 1815

4. День тезоименитства – 19 января /1 февраля

5. Иерейская хиротония – 27 мая /9 июня 1817

6. Постриг в схиму – 1858

7. Кончина (день памяти) – 7/20 сентября 1860

8. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782 – 1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Родился в городе Романове-Борисоглебске (Тутаеве) Ярославской губернии в купеческой семье.

В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – преподобного Макария. При нём приходит в Оптину послушником будущий её великий светильник – преподобный старец Амвросий.

1. День рождения – 15/28 января 1782

2. Мирские именины – 22 января /4 февраля

3. День тезоименитства – 28 августа /10 сентября

4. Иерейская хиротония – 25 декабря 1822 /7 января 1823

5. Постриг в схиму – 6/19 июня 1862

6. Кончина (день памяти) – 16/29 июня 1862

7. Обретение мощей – 13/26 декабря 1994

4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795 – 1865) – брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….

Родился в городе Романове-Борисоглебске (Тутаеве) Ярославской губернии в купеческой семье.

1. День рождения – 9/22 марта 1795

2. Мирские именины – 16/29 марта

3. Постриг в мантию – 2/15 февраля 1820

4. День тезоименитства – 17/30 января

5. Иерейская хиротония – 1827

6. Постриг в схиму – 9/22 марта 1865

7. Кончина (день памяти) – 7/20 августа 1865

8. Обретение мощей – 13/26 декабря 1994

5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805 – 1873) – ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Родился в селе Ключи Воронежской области в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье бывших крепостных.

1. День рождения – 8/21 апреля 1805

2. Мирские именины – 8/21 апреля

3. День тезоименитства – 21 октября /3 ноября

4. Постриг в схиму – 9/22 марта 1872

5. Кончина (день памяти) – 18 сентября /1 октября 1873

6. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 – 1891) – великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

Родился в селе Большой Липовице Тамбовской губ. и того же уезда, в семье пономаря.

1. День рождения – 23 ноября /6 декабря 1812

2. Мирские именины – 23 ноября /6 декабря

3. Постриг в мантию – 29 ноября /12 декабря 1842

4. День тезоименитства – 7/20 декабря

5. Иерейская хиротония – 9/22 декабря 1845

6. Постриг в схиму – 1846–1848

7. Кончина (день памяти) – 10/23 октября 1891

8. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810 – 1894) – приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

Родился в городе Курске в купеческой семье.

1. День рождения – 31 мая /13 июня 1810

2. Постриг в мантию – 5/18 октября 1854

3. Иерейская хиротония – 8/21 июля 1858

4. Постриг в схиму – 1891–1893

5. Кончина (день памяти) – 22 августа /4 сентября 1894

6. Обретение мощей – 31 января /13 февраля 1995

8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824 – 1894) – скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

Родился в селе Бобыли Калужской губернии Боровского уезда в семье диакона.

1. День рождения – 24 марта /6 апреля 1824

2. Мирские именины – 17/30 марта

3. Постриг в мантию – 17/30 ноября 1862

4. День тезоименитства – 3/16 июля

5. Иерейская хиротония – 7/20 сентября 1870

6. Постриг в схиму – 15/28 декабря 1893

7. Кончина (день памяти) – 25 января /7 февраля 1894

8. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837 – 1911) – ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.

Родился в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии.

1. День рождения – 2/15 ноября 1837

2. Мирские именины – 12/25 ноября

3. Постриг в мантию – 16/29 июня 1872

4. День тезоименитства – 4/17 апреля

5. Иерейская хиротония – 1/14 октября 1884

6. Постриг в схиму – 14/27 февраля 1888

7. Кончина (день памяти) – 9/22 мая 1911

8. Обретение мощей – 3/16 октября 1988

10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845 – 1913) – скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

Родился в Самаре и происходил из Оренбургского казачества.

Павел Иванович служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. В миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба.

1. День рождения – 5/18 июля 1845

2. Мирские именины – 29 июня /12 июля

3. Постриг в мантию – декабрь 1900

4. День тезоименитства – 11/24 апреля

5. Иерейская хиротония – 1/14 января 1903

6. Постриг в схиму – 11/24 июля 1910

7. Кончина (день памяти) – 1/14 апреля 1913

8. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855 – 1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Родился в Москве, в мещанской семье.

1. День рождения – 15/28 февраля 1855

2. Постриг в мантию – 3/16 июня 1895

3. День тезоименитства – 3/16 июля

4. Иерейская хиротония – 26 марта /8 апреля 1906

5. Постриг в схиму – 1921

6. Кончина (день памяти) – 30 июля /12 августа 1922

7. Обретение мощей – 27 июня /10 июля 1998

12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853 – 1928) – последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрёл величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. В дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

Родился в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет.

1. Рождение – 1853

2. Постриг в мантию – 14/27 марта 1887

3. День тезоименитства – 29 ноября /12 декабря

4. Иерейская хиротония – 21 октября /3 ноября 1898

5. Постриг в схиму – апрель 1920

6. Кончина (день памяти) – 29 апреля /12 мая 1928

7. Обретение мощей – 3/16 июля 1989

13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888 – 1931) – ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Родился в Москве, на Донской улице.

1. День рождения – 26 сентября /9 октября 1888

2. Мирские именины – 6/19 декабря

3. Постриг в мантию – 24 мая /6 июня 1915

4. День тезоименитства – 28 сентября /11 октября

5. Иерейская хиротония – 3/16 ноября 1917

6. Кончина (день памяти) – 25 июня /8 июля 1931

14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865 – 1938) – последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162?м километре Симферопольского шоссе.

Родился селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье.

1. Рождение – 1865

2. Постриг в мантию – 7/20 июня 1898

3. Иерейская хиротония – 24 октября /6 ноября 1902

Список старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в служении Богу и ближним. Подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины нёс подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали руководством для христианина в духовной жизни.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил пример сочетания подвижничества, смирения и нестяжания с управлением обителью и благотворительной деятельностью. Благодаря его милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана настоятельству старца Моисея.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь несший крест телесных болезней. Он способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются плодом его отеческой любви и дара учительного слова.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе управление обителью и искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрёл величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, молитвенник и пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Молитва

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, тем же убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *