Преподобный амфилохий почаевский

Православный Церковный календарь

Служба преподобному Амфилохию Почаевскому

Текст службы утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал № 61).

Месяца апреля в 29-й день

На малей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1.

Подобен: Небесных чинов:

Воспети и ублажити по достоянию/ угодника Твоего помози ми, Господи,/ просвети ум мой и мысль,/ да прослaвлю песньми и пеньми/ того преслaвныя подвиги.

Воспоим песньми боголепными/ звезду Почаевскую,/ на тверди Небесней/ лика русских святых светло сияющую,/ дивнаго угодника, Амфилохия чуднаго.

Ныне земля Волынская/ твоими подвиги хвалится и веселится,/ имущи тя, преподобне Амфилохие,/ заступника непостыдна и молитвеника прилежна/ о спасении душ наших.

Скорый помощник людем в болезнех/ и милостивый утешитель в скорбех/ показался еси, преподобне отче наш Амфилохие,/ словом и житием/ святым безсребренником подражаяй.

Слава, глас 6:

Прославляет днесь Русь Святая/ новаго и славнаго чудотворца своего,/ блаженнаго отца нашего Амфилохия,/ иже, многия скорби в житии претерпев,/ ныне многая воздаяния на Небеси приемлет/ и молит Пресвятую Троицу/ о спасении душ наших.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная:

На стиховне стихиры, глас 2.

Подобен: Доме Евфрафов:

Храм Слова Божия/ сердце свое соделал еси,/ блаженне отче Амфилохие,/ молитвенниче о нас предобрый/ и целебниче скорый недугов наших.

Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

Днесь псаломски воспевает/ земля Волынская/ дивнаго угодника своего/ преподобнаго Амфилохия,/ веры Православныя поборника.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

Взыдем на гору Почаевскую/ и поклонимся тамо/ нетленно почивающему/ и благодать источающему/ Амфилохию всеблаженному.

Слава, глас 6:

Приими ныне моления наша, преподобне,/ и прибегающих к тебе не отрини,/ Амфилохие отче наш,/ ты бо обители Почаевския молитвенник/ и всея земли Волынския утверждение.

Слава, и ныне, праздника или Богородичен, глас тойже:

Радуйся, Пречистая Дево,/ Ты бо, гору Почаевскую многими чудесы прославивши,/ преподобных Иова и Амфилохия/ во обители Твоей премудре возрастила еси.

Тропарь зри на велицей вечерни.

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 8:

Торжествуйте, православных собори,/ веселися, обителе Почаевская,/ в днешний день памяти/ преподобнаго отца Амфилохия,/ иже ныне предстоит Богу,/ яко непреоборимый воин Христов/ и любве сосуд избранный,/ милостивно источающий нам/ благодатныя струи исцелений.

Озарен благодатию свыше,/ прелестей мира избегл еси/ и, шествуя путем доброделания,/ сугубыя благодати сподобился еси,/ юже, яко дар Божественный,/ верным щедро подаеши:/ хромыя исправляя и слепыя просвещая./ Сего ради молим тя, преподобне:/ исцели наша болезни,/ да, сих избавльшеся,/ прославим Христа Бога.

Веры Православныя исповедание/ являя непоколебимо, отче преподобне,/ посрамил еси безбожныя/ и, показуя в себе силу Христову,/ просящим щедро исцеления подавал еси./ Сего ради молитвами твоими/ наша недуги душевныя и телесныя исцели/ и на подвиги благочестия настави.

Подвигом крестоношения/ любве Христовы исполнился еси,/ веры истинныя исповедниче непоколебимый/ и безбожия обличителю неустрашимый./ Темже врач безмездный и наставник богомудрый/ в житии твоем верным явился еси,/ отче преподобне./ Помяни ныне и нас,/ к заступлению твоему прибегающих.

Ины стихиры глас 2:

Приидите, верных собори,/ воспоим заступника и печальника земли нашея,/ преподобнаго Амфилохия,/ и, припадающе к честным мощем его,/ из глубины души воззовем:/ спасай нас, угодниче Христов,/ многими бо обстоянии и бедами/ от врага невидимаго стужаеми есмы.

Монахов украшение и преподобных радование/ явился еси, блаженне отче Амфилохие,/ добродетель бо паче сладостей мирских возлюбил еси,/ еюже, яко одеждею брачною, славно украсився,/ в Небесный чертог вшел еси,/ идеже со Христом ныне ликуеши.

Постом и молитвою, преподобне,/ душу твою ревностне очищая,/ зрети будущая, яко настоящая, сподобился еси,/ смирением же и терпением/ козни бесовския побеждая,/ в меру возраста Христова возшел еси./ Темже и светильник пресветлый/ верным людем явился еси.

Радуется днесь Русь Святая,/ в песнех и пениих воспевающи/ угодника своего новоявленнаго,/ преподобнаго отца нашего Амфилохия,/ иже подвиги своими Царствия Небеснаго достиже,/ идеже с преподобным Иовом/ Владычицу мира молит/ о спасении душ наших.

Слава, глас 8:

Приидите, вернии,/ благодарственное пение вознесем днесь/ всех благих Подателю Богу,/ о множестве благодатных исцелений,/ молитвами преподобнаго Амфилохия щедро подаваемых,/ имиже имя Божие в Лавре Почаевстей прославляется/ и Покров Божия Матере величается./ Сего ради возопиим:/ спасай нас молитвами твоими,/ преподобне отче наш.

И ныне, Богородичен: Царь Небесный: или праздника.

Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая.

На литии стихиры, глас 1:

Что тя наречем, отче Амфилохие?/ Врача ли благодатнаго,/ зане благодатию исцеляеши недужных множества?/ Исповедника ли непоколебимаго,/ яко гонения и озлобления мужественне претерпел еси?/ Ангела ли земнаго,/ яко молитвенника и хранителя обители Почаевския тя имамы?/ Темже со умилением зовем ти:/ спасай нас молитвами твоими.

Слава, глас 2:

Земля веселится и небо радуется/ в памяти богоблаженнаго Амфилохия,/ той бо с преподобным отцем нашим Иовом/ предстоит Престолу Царя славы/ и молится о всех, любовию его почитающих.

И ныне, Богородичен, глас тойже:

Богородице Дево,/ Ты еси верных спасение/ к предстательству Твоему молитвенно прибегающих/ и Пречистою Приснодевою Тя именующих/ во обители избранней Твоей.

На стиховне стихиры, глас 1.

Подобен: Небесных чинов:

Прииде день памяти твоея, преподобне Амфилохие,/ в немже вернии, собравшеся,/ воспевают подвиги твоя,/ имиже, душу предочистив,/ даров Духа Божия исполнился еси/ и, демонския козни разрушив,/ Бога в Троице прославил еси./ Емуже молися, блаженне,/ о спасении душ наших.

Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

Ведая краткость жития земнаго,/ ум твой в горняя вперил еси/ и, вся земная в сердцы отметая,/ единаго Бога возлюбил еси,/ Емуже житием богоугодным поработав,/ блаженства вечнаго достигл еси./ Темже молися Христу, преподобне,/ и нам сего достигнути.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

Христа всем сердцем возлюбив/ и заповеди Его усердно исполняя,/ на страсти плотския мужественне ополчился еси, блаженне,/ темже и благодати Божия сподобился еси,/ еюже осеняемь, достойно Церкви послужил еси./ Ныне же в Небесных обителех водворяешися/ и молишися о спасении душ наших.

Слава, глас 8:

Троицы поборник славен явився,/ богоносе отче Амфилохие,/ Отцу и Сыну и Духу Святому/ достойне в житии твоем послужил еси/ и, храм Ея святый во обители Почаевстей/ от осквернения и поругания добле защитив,/ лукавыя богоборцы посрамил еси/ и, от диавола много стужаемь,/ силою Божественною вся искушения/ мужественне претерпел еси.

И ныне, Богородичен праздника или предпразднества:

Приидите, поклонимся Деве Богородице,/ носит бо Зиждителя/ и родити Богомладенца в вертепе грядет./ О, чудесе! Како во утробе вмещается,/ Егоже Небеса не могут вместити?/ Како пеленама повивается,/ одеваяй небо облаки?/ Како млеком питается/ Животодавец всея твари?/ Како на руках держится/ рукою содержаяй всю тварь?/ О, великаго таинства и явления досточуднаго!/ Бог человеком, яко Человек является.

Тропарь, глас 4:

Земли Волынския преславна подвижника/ и обители Почаевския достойна насельника,/ людей православных изрядна целителя,/ яви тя Церкви Своей Христос Бог наш,/ преподобне отче Амфилохие,/ Емуже усердно молися/ от навет вражиих свободитися и спастися душам нашим.

На утрени

По 1-м стихословии седальны, глас 1:

Горы и холми взыграйте,/ земле Волынская возвеселися,/ днесь бо, лавра Почаевская утренюющи,/ песнь приносит Владыце:/ воспойте Господеви песнь нову,/ яко дивна сотвори Господь/ и возведе от нас к Едему горнему/ молитвенника за мир неусыпнаго/ Амфилохия богомудраго.

Слава:

Преподобне отче Амфилохие,/ ты, моляся вся дни живота твоего, сице взывал еси:/ Боже, вонми гласу моления моего,/ и да возвеселятся вси уповающии на Тя,/ во век возрадуются, и вселишися в них:/ и похвалятся о Тебе любящии имя Твое,/ яко Ты благословиши праведника, Господи,/ и яко оружием благоволения венчал еси нас.

И ныне, Богородичен или праздника:

Пресвятая Богородице,/ спаси нас, во гресех погибающих,/ в напастех многоразличных пребывающих,/ скорбящих и унывающих,/ во отчаяние впадающих,/ алчущих и наготующих,/ в болезнех изнемогающих/ и радости заступления Твоего чающих.

По 2-м стихословии седальны, глас 2:

Богатством благости, кротости и долготерпения Божия/ на спасения стези наставлен был еси крестом надгробным, Амфилохие преподобне,/ егда очима твоима телесныма/ отца игумена умершаго увидел еси/ и ушима мысленныма слово Христово услышал еси:/ по Мне гряди/ и достойны плоды покаяния сотвори.

Слава:

С любовию взываеши к нам, преподобне:/ вскую любите суету и ищете лжи?/ Вскую глаголите: кто явит нам благая?/ Дщери и сынове человечестии,/ пожрите жертву правды и уповайте на Господа/ и уведите, яко удиви Господь преподобныя Своя/ и знаменася на нас свет лица Божия,/ Господь услышит ны, внегда воззвати нам к Нему.

И ныне, Богородичен или праздника:

Богородице Дево, христианом Помощнице,/ всем ищущим спасения Прибежище,/ подвигом добрым подвизающимся Споборнице,/ на демонская полчища одоление,/ целомудренно живущим благословение,/ молися за ны, да простит нам прегрешения наша.

По полиелеи седален, глас 2:

Приидите на гору Почаевскую,/ постническое сословие и празднолюбцы вси,/ приидите, лик духовный составим/ и к преподобному отцу нашему Амфилохию сице возопиим:/ радуйся, отче священнейший,/ слезами своими фараона мысленнаго потопивый;/ радуйся, тело твое вечныя ради жизни/ пощением и трудами изнуривый;/ радуйся, купно с Иовом святым/ во обители Божия Матере сияяй./ Радуйся, преподобне отче Амфилохие,/ молитвенниче о душах наших.

Слава и ныне, Богородичен:

Предстательство Твое крепкое, Богородице,/ и светлая Твоя слава на горе Почаевстей показася/ в живоносном источнице и чудотворнем образе Твоем,/ сего ради о Тебе ныне хвалимся и веселимся вси,/ яко к Сыну Твоему Христу Богу нашему/ ходатайствуеши о всех, к Тебе прибегающих.

Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех,/ яже воздаде ми? Евангелие от Матфеа, зачало 43.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Днесь благодать Святаго Духа нас собра/ с ликом ангельским/ и собором Волынских святых/ праздновати память/ Амфилохия достохвальнаго,/ той бо молит дерзновенно/ о земли нашей,/ во еже в мире/ и благостоянии ей быти/ и спастися душам нашим.

Канон преподобнаго, глас 1.

Песнь 1

Ирмос: Твоя победительная десница,/ боголепно в крепости прославися:/ та бо, Безсмертне,/ яко всемогущая, противныя сотре,/ израильтяном путь глубины новосоделавшая.

Благодатную помощь Твою, Господи, низпосли нам, во еже воспети угодника Твоего, отца нашего Амфилохия, благочестия подвижника и лавры Почаевския украшение дивное.

Любовь и благочестие родительское, ихже измлада восприем, чрез все житие достойно пронесл еси, от силы в силу восходя духом, блаженне.

Аще и пленен был еси на брани от врагов видимых, но невидимаго плена страстей избежал еси, преподобне, плоть покоряя духу.

Богородичен: Жизнь вечную со святыми желая улучити, Матерь Божию вседушно возлюбил еси, святе,/ и, в дому Ея на горе Почаевстей вселився,/ достойне Богу послужил еси.

Песнь 3

Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь,/ и милостивно в не воображься,/ препояши мя с высоты силою,/ еже вопити Тебе, Святый:/ одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.

Егда у гроба настоятеля почившаго молился еси, преподобне, откры Господь тебе суету жития временнаго, темже, помышляя о жизни вечней, начат грехи своя пред всеми исповедати.

Наречен быв, блаженне, Иосиф, еже сказуется приумноженный, сего ради потщался еси благодать в сердцы твоем обильно приумножати.

Егда саном иерейским почтен был еси, святе, тогда молитвы, пощения и подвиги усугубил еси, бесы же, не терпяще добродетельнаго жития твоего, многажды тя хотяху погубити, ты же силою Божиею присно хранимь был еси.

Богородичен: Славнейшая без сравнения Серафим и честнейшая Херувим, Пресвятая Дево, услыши моления и мольбы наша, и помощию Твоею не отступна буди от нас.

Ин кондак, глас 3:

Яко веры Православныя ревнитель/ и благочестнаго жития учитель,/ в болезнех и скорбех изрядный помощник,/ пред Господем предстоиши, преподобне Амфилохие,/ сего ради вопием ти:/ защити обитель, в нейже подвизался еси,/ и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.

Седален, глас 3:

Христовою любовию преисполнився, преподобне Амфилохие,/ Духом Святым ко спасению наставлял еси вопрошающих/ и тако, яко светильник,/ во тьме неведения седящим просиял еси./ Темже молися за ны ко Господу,/ да просветимся и мы Его благодатию.

Слава, и ныне, праздника или Богородичен:

Мати Божия, Покров Твой спасительный миру дольнему с Небесе являющая,/ не остави нас, во гресех погибающих/ и Господа Милосерднаго прогневляющих,/ Егоже моли избавитися нам душепагубнаго заблуждения,/ яко Предстательница наша крепкая и Помощница скорая.

Песнь 4

Ирмос: Гору Тя, благодатию Божиею приосененную,/ прозорливыма Аввакум усмотрев очима,/ из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому,/ во спасение наше и обновление.

Избранный сосуд Духа Святаго быв, многия болящия благодатию Божию исцелил еси и бесов полки победил еси, отче блаженне. Приими молитвы наша и от язв греховных исцели.

Образ мужества и дерзновения богомудраго в тебе зрим, отче преподобне, храм бо Святыя Троицы от поругания и запустения сохранил еси и верныя люди, в скорби сущия, возвеселил еси.

Токи слез проливал еси, преподобне, о заблуждших чадех Церкве Православныя, временныя блага паче вечных благ возлюбивших.

Богородичен: Чтущих Тя и в песнех величающих, не отрини нас, Пресвятая Дево, иныя бо Ходатаицы и Заступницы разве Тебе не имамы.

Песнь 5

Ирмос: Просветивый сиянием/ пришествия Твоего, Христе,/ и осветивый Крестом Твоим мира концы,/ сердца просвети светом Твоего богоразумия/ православно поющих Тя.

Егда в темницу лютии гонителие всадиша тя к бесным и ума лишенным, тогда смиренне взывал еси, отче блаженне: слава Богу, благодеявшему ми.

Ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни глад, ни нагота, ниже беда, ни мечь, ни ина кая напасть не возможе разлучити тя от любве Божия, отче преподобне.

Ангел земный и человек небесный явился еси, отче, многия бо скорби в житии безропотне понесл еси, темже и воздаяния многа на Небеси восприял еси, блаженне.

Богородичен: Шедше, возвестим всем языком, коликая чудеса сотвори Пресвятая Богородица во уделе Своем Почаевстем и како милует всех, с верою приходящих к Ней.

Песнь 6

Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/ несть избавляяй,/ вменихомся, яко овцы заколения./ Спаси люди Твоя, Боже наш,/ Ты бо крепость немощствующих и исправление.

Амфилохий в схиме святей наречен быв, преподобне, труды ко трудом прилагал еси и добродетельми, яко степеньми, во Царствие Небесное восшел еси.

Множество болящих, приходящих к тебе, исцелял еси и страждущих свобождал еси от духов нечистых, кротостию и смирением тех побеждая.

Фесвитянину Илии ревностию подражая, преподобне, любовию божественною сердце твое распалял еси и, в терпении душу твою укрепляя, пророчески вопиял еси: с нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Богородичен: Имя Твое, Пречистая, вси роди православных непрестанно величают, и лицы церковнии сладкогласно воспевают: Богородице Владычице, спаси нас, многими бо напастьми обстоими есмы.

Кондак, глас 2:

Изволением Девы Пречистыя/ в обители Почаевстей вселился еси,/ идеже, подвижническое и скорбное житие провождая,/ даром молитвы умныя обогатился еси/ и Царствия Небеснаго наследник явился еси./ Темже вопием ти:/ радуйся, Амфилохие, отче блаженне,/ целебниче и чудотворче.

Икос:

Сокровища Небеснаго взыскуя, преподобне, Господа Иисуса, яко Бисер Многоценен, обрел еси и, вся Его ради оставив, сторицею в пакибытии приял еси./ Ныне же душею твоею светолучною на Небесех сияя и мощами многоцелебными во обители Почаевстей пребывая, приемлеши целование от почитающих тя и велегласно взывающих: радуйся, Амфилохие, отче блаженне, целебниче и чудотворче.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии отроцы в пещи Троицу прообразивше,/ огненный пламень на росу преложиша/ и, поюще, вопияху:/ благословен еси, Боже отец наших.

Лавра Почаевская, идеже подвизался еси, преподобне, пристанище ти явися, усыпальница же ея мощи твоя прият, иже тридесять лет тамо в земли лежаху и тлению не предахуся.

От веси Малоиловецкия мертвенное тело твое во обитель Почаевскую братия принесоша и во усыпальнице братстей с честию погребоша. Ты же, преподобне, во обителех Небесных пребывая, за ны молишися Богу.

Ходатай к Богу о людех в житии твоем был еси, отче преподобне, и по преставлении ходатайствуеши о всех, с верою ко гробу твоему приходящих, и милостивый послушатель им бываеши.

Богородичен: Испещрена ряснами златыми, яко Царица, Царя и Бога одесную ныне предстоиши, Владычице, молящи о всех, ко образу Твоему на горе Почаевстей притекающих.

Песнь 8

Ирмос: В пещи отроцы Израилевы,/ якоже в горниле,/ добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще:/ благословите, вся дела Господня, Господа/ и превозносите во вся веки.

Егда людие, одержимии духи нечистыми, ко гробу твоему притекаху, преподобне, беси, в них сущия, твоея святости терпети не могуще, громкими гласы вопияху, огнем Божия благодати опаляеми.

Преславное чудо о тебе зрим, преподобне, ты бо, яко при жизни, тако и по преставлении, людем страждущим помагаеши и от лютых обстояний с верою приходящих к тебе свобождаеши.

Радости неизглаголанныя исполнишася монаси и мирстии, егда тело твое, преподобне, тридесять лет в земли погребенное, нетленно и благоухания исполнено обретеся.

Богородичен: Едина благословенная и богорадованная Владычице, Яже радость человеком рождши неизреченную, исполни радости сердца наша, да прославим рождшагося от Тебе Христа.

Песнь 9

Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего/ огнепалимая купина показа неопальная;/ и ныне на нас напастей/ свирепеющую угасити, молимся, пещь,/ да Тя, Богородице,/ непрестанно величаем.

Чудеса и исцеления точиши всем, приходящим и усердно молящимся тебе и благоговейно поклоняющимся честным мощем твоим, преподобне отче Амфилохие.

Украшение лавры Почаевския явился еси, преподобне, нетленным бо телом твоим в пещернем храме купно со Иовом преподобным почиваеши и всем, приходящим к тебе, присно помогаеши.

Дал еси знамение, Господи, крест облачный на небеси в день прославления преподобнаго Амфилохия, и сим крестом благословил еси всех, пришедших почтити память угодника Твоего.

Троичен: Нераздельная Троице, во Единице покланяемая, Отче, Сыне и Святый Душе, спаси и сохрани всех почитающих память угодника Твоего Амфилохия.

Богородичен: Едина чистая и непорочная, Бога без семене рождшая, Богородице Владычице, молитвами угодника Твоего Амфилохия покрый и соблюди нас от всякаго зла.

Светилен:

Подвигом добрым подвизався, просиял еси, Амфилохие чудотворче, в земли Волынстей, яко светильник Божественныя благодати, возжженный в лавре Почаевстей. Темже помощию твоею не остави всех, с верою к тебе притекающих.

Слава:

Светильника веры и образ богоугоднаго жития, на горе Почаевстей возсиявшаго, преподобнаго Амфилохия, явил еси нам, Христе Спасе, той бо землю нашу светом Евангелия просвещает и путь спасения нам указует.

И ныне, праздника или Богородичен:

Дево Пресвятая, Сына Божия Единороднаго плотию рождшая, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, моли Духа Святаго благодатию осияти обитель сию и сохранити ю молитвами избранника Твоего, преподобнаго Амфилохия, Бога в Троице Святей почитающаго.

На хвалитех стихиры, глас 5.

Подобен: Радуйся:

Радуйся, обитель Почаевская,/ земли Волынския благое украшение,/ крепосте и утверждение Православия,/ избранный доме Божия Матере,/ источниче благодати с верою притекающим,/ сокровище некрадомое/ мощей преподобных Иова и Амфилохия,/ иже предстоят Престолу Божию/ и молятся о спасении душ наших.

Радуйся, отче Амфилохие,/ благочестия дивный подвижниче,/ уставов отеческих усердный ревнителю,/ иноков лавры Почаевския мудрый наставниче,/ бесных и болящих скорый целебниче,/ веры Православныя твердый исповедниче,/ богоборцев грозный обличителю,/ святыя Руси страже неусыпный/ и теплый молитвенниче о душах наших.

Радуйся, обитель Почаевская,/ из тебе бо произыде благоуханный цвет,/ преподобный Амфилохий,/ иже яви нам плоды Духа:/ радость и любовь,/ мир, долготерпение,/ благость, милосердие,/ веру, кротость, воздержание,/ согрешающих кроткое исправление,/ бремен ближних терпеливное ношение/ и Евангелия Христова исполнение.

Отче блаженне Амфилохие,/ ныне предстоя Престолу Христа Бога,/ утверждение крепкое нам буди,/ к тебе тепле припадающих и глаголющих:/ радуйся, Духа Святаго достойное обиталище,/ радуйся, Девы Всепетыя усердный служителю,/ радуйся, яко многая сердца верою Христовою просветивый,/ радуйся, яко велие дерзновение ко Господу стяжавый./ Темже моли спастися душам нашим.

Слава, глас 8:

Возсия днесь славная память/ достохвальнаго Амфилохия,/ созывающи нас во обитель Почаевскую,/ подвиги и чудеса того прославити/ и хвалу Богу нашему воздати./ Темже, притекающе к честным мощем преподобнаго,/ исцелений дарования приемлем/ и Спаса Христа непрестанно славим.

И ныне Богородичен, глас тойже:

Владычице, приими молитвы раб Твоих/ и избави нас/ от всякия нужды и печали.

На Литургии

Блаженны святаго от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную:

Молитва

О, всеблаженне отче наш Амфилохие, земный Ангеле, небесный человече и Православия в земли Волынской крепкое утверждение! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, святое твое заступление; се бо грех ради наших не имамы дерзновения просити о нуждах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем и сице вопием: испроси нам от благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, любовь ко всем нелицемерную, в злостраданиих терпение, тяжкими болезньми одержимым исцеление, под бременем скорбей и напастей падающим и жития своего отчаявшимся скорое облегчение и избавление.

Не забуди, блаженне отче, и обитель Почаевскую, присно тя чтущую, идеже под покровом Пречистыя Богоматере усердно подвизался еси, но всех живущих в ней и на поклонение приходящих невредимы соблюди от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет отшествие наше от временнаго сего жития и к вечности преселение, не лиши помощи твоея Небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники сотвори всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новая страница в истории

Считается, что до XV века Почаевская лавра находилась в запустении, поэтому про нее практически ничего не известно. Новый виток в развитии и прославлении монастыря произошел в 1597 году, когда на эти земли переехала богатая помещица Анна Гойская. Очевидно, она была богобоязненной, так как пожертвовала значительную сумму денег на развитие лавры. На них были достроены Почаевская церковь и кельи для монахов.

Помимо денег, Анна Гойская пожертвовала земельные наделы, имения. Все это подтвердило статус монастыря официально. Значительным подарком Почаевской лавре стала икона Богородицы, которая хранилась у помещицы около тридцати лет и была чудотворной. Возле нее случилось исцеление брата Анны, Филиппа Козинского. Он от рождения был слепым, а после усердной молитвы подле образа чудесным образом прозрел. Это послужило началом того, что Свято-Почаевская лавра стала одним их крупных православных центров на западной Украине. Особенно это проявилось, когда после утверждения унии в 1596 году начались преследования и навязывания другой религии. Все это способствовало укреплению православного духа и веры. В это время многие находили тут пристанище, спасались от преследования униатов и католиков.

К концу XVII века монастырь стал очень знаменитым. В это время его игуменом был Иов Почаевский. При его мудром руководстве Почаевская лавра имела период расцвета. Тут появились школа, большая типография, церковь Святой Троицы, которая стала сводом для стопы Божьей Матери. Также было уделено внимание и другим постройкам, к примеру, возведены оборонная стена, различные храмы, хозяйственные сооружения.

Иов Почаевский прожил до 1651 года, а в 1659 году были обнаружены его нетленные мощи. Игумен был возведен в сонм святых. В 1721 году монастырь стал резиденцией греко-католиков и практически на целое столетье превратился в их обитель. И только в 1831 году храмовый комплекс вернулся обратно в православие. А в 1883 году Святейший Синод присвоил ему статус лавры. С этого момента начался новый виток. Провелись многие работы по обустройству, что привело лавру к тому виду, который мы знаем.

В дальнейшем она пережила атеизм Советского Союза. Монахи Почаевской лавры совершили настоящий подвиг, поддерживая нескончаемую веру. Это было время гонений, расстрелов, тюрем. Членов религиозной общины сажали в психиатрические лечебницы. В результате всего этого значительно уменьшилось количество монахов, проживающих тут. Развал Советского Союза породил появление новых держав, нового государства, которое по-другому стало относиться к церкви. Таким образом, была открыта очередная страница в истории лавры. В 1997 году монастырь обрел статус ставропигии, что означает прямое подчинение митрополиту.

Архитектура

Почаевская лавра, фото которой не передают всего ее величия, очень интересна с позиции архитектуры. Это связано с тем, что некоторое время монастырь находился под руководством другой конфессии. Сама лавра находится на высокой горе, у подножия которой стоит городок Почаев. В монастырский комплекс, помимо зданий, входят и оборонные сооружения, которые были возведены в XVII веке. В целом все выглядит очень величественно и живописно.

Главным украшением является храм Успения Божией Матери. Он был построен во времена правления униатов с помощью пожертвований Николая Потоцкого. Это было в 1780 году. Постройка была выполнена в стиле позднего барокко на том месте, где стоял деревянный храм. Тут же и помещена чудотворная икона Богородицы. Под этим храмом находится еще один, в котором хранятся мощи Святого Иова — первого игумена обители.

Можно посетить и увидеть воочию все красоты, которыми изобилует Почаевская лавра. Фото могут передать лишь общее настроение, а чтобы почувствовать дух времени и благости, следует побывать тут.

Ниже по склону горы построена еще одна церковь, которая подходит для молитвенного подвига. Это храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Помимо этого, храмовый комплекс имеет такой шедевр, как Святые ворота. Также на территории монастыря стоит Свято-Троицкий собор, который был построен знаменитым в то время архитектором О. Щусевым.

Следует отметить, что в лавре сохранились иконы 1646 года. Хоть периодически все реставрируется, но дух старины, древних святых сохранен и поныне.

Легенды монастыря

Свято-Успенская Почаевская лавра изобилует различными преданиями об исцелениях от болезней, избавлениях от захватчиков благодаря усердной молитве Богородице. Многие из них зафиксированы, но еще больше случилось чудес после пребывания наедине с Богородицей. Также были просто видения, знаки от Божьей Матери, что это место ею оберегаемо. К примеру, еще до постройки монастыря на этой горе было множество знамений о том, что это место особое. Вот одно из них.

В ноябре 1197 года охотники, остановившиеся на ночлег, сначала услышали гром, затем увидели оленя. Они попытались убить его, но не смогли. Когда охотники стали подходить к оленю, он убежал, а после него остался огненный след, который вел в небо. Через некоторое время охотники опять ночевали тут. Среди них был Иоанн Туркул, местный помещик. Ему во сне пришла Богородица, которая сообщила, что ей понравилось это место и в дальнейшем оно будет молитвенным.

Таких знамений было достаточное количество. Многие люди даже специально приходили сюда, чтобы увидеть что-то необычное.

Чудотворная икона

Отдельно следует рассказать об иконе Богородицы, которая была подарена лавре помещицей Анной Гойской. Также она ее презентовала за оказанное гостеприимство митрополиту Неофиту.

Первым чудом, которое произошло благодаря иконе, стало прозрение брата Анны, который был слепым от рождения. После этого образ Богородицы помещица и подарила Почаевской лавре.

Вторым зафиксированным случаем чуда иконы было наказание. В 1623 году ее украл из монастыря Андрей Фирлей. Он и его жена насмехались над святыней. Но затем супругу Фирлея одолели бесы, и она была ими одержима до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

Не один раз Почаевская лавра осаждалась захватчиками. В 1675 году султан Магомет хотел захватить ее. Однако все монахи стали на молитву, которая продолжалась всю ночь. И случилось чудо. Святое место защитила сама Богородица, которая предстала в светлых одеждах с ангелами-защитниками пред ордой захватчиков. Все стрелы, которые летели в сторону монастыря, возвращались обратно. Все войско неприятеля в ужасе бежало.

В то же время случилось еще одно чудо с юношей, который был захвачен турками. Искренняя молитва Богородице спасла его — он был перенесен в монастырь. Там до сих пор сохранились цепи. В дальнейшем также продолжали случаться чудеса. Граф Потоцкий не смог убить кучера, который повернул к монастырю. Три раза стрелял он, все разы пистолет давал осечку. Это было чудо, которое произвело неизгладимое впечатление. Очевидно, поэтому граф после выделял значительные суммы монастырю. Если говорить про исцеления, то особо благоволит почаевская святыня тем молящимся, которые плохо видят или вообще незрячи.

Для написания иконы использовались масляные краски, ее основа — это липовая доска. На образе написана Богоматерь, которая держит младенца в правой руке. В левой руке — плат. На головах у обоих — корона. Также на иконе изображены святые (их семь).

Святые старцы

Почаевская лавра знаменита своими старцами. Самых известных, конечно, двое. Это Амфилохий и Иов, которые были возведены в ранг святых. Расскажем о них подробнее.

Преподобный Иов Почаевский

Происходит старец из дворянской семьи, однако еще с детства он желал стать иноком. В 12-летнем возрасте Иов принял монашество. Всю свою жизнь он ревностно служил Господу Богу. Долгое время был игуменом Почаевской лавры, сделал множество великих дел для ее славы. При его жизни были открыты типография, школа. Это было трудное время для православия, но Иов твердо стоял на своем, осудивши принятие унии. Также ему было откровение о его кончине. Старец помолился Господу и мирно отошел в мир иной. После того как открыли его мощи, было совершено множество чудес и исцелений.

Преподобный Амфилохий Почаевский

Этот старец уже практически наш современник. Он родился в 1894 году в семье крестьян. Его отец был отличным костоправом, поэтому и сын перенял его умение. В 1925 году Почаевская лавра приняла еще одного послушника, а в 1932 году и монаха. В монастыре Амфилохий прославился как лекарь и костоправ. Постоянно принимал страждущих не только физически, но и духовно. Благодаря своему служению Богу он получил дар прозорливости и исцеления.

С 50-х годов, во время гонений на церковь, монах жил в своем родном селе. Каждый день служил молебны, продолжал помогать людям. По ночам стоял на молитве. Об этом периоде сохранилось много воспоминаний тех, кто приходил к нему за помощью.

Старец Амфилохий также предвидел свою кончину. Он был отравлен одной из послушниц, которая была агентом КГБ. Умер монах в 1971 году, призывая верующих приходить со своими нуждами к нему на могилу. Он говорил, что и после смерти не забудет о них. Первое исцеление произошло сразу после отпевания. В 2002 году старец был причислен к рангу святых. Чин совершался в Почаевской лавре, во время которого над ней было видно два креста. Многие присутствующие говорили, что это два монаха — Иов и Амфилохий.

Другие старцы

Были и другие старцы Почаевской лавры, которые прославились своими делами на поприще служению Господу.

Старец Димитрий

Он также наш современник. Родился в 1926 году в Черновицкой области. С 13 лет был послушником в Свято-Иоанно-Богословском Крещатицком монастыре, тут же и стал монахом. В 1959 году его перевели в Почаевскую лавру.

Старец Димитрий имел различные дарования и был известен не только в Украине, но также и вне ее. Особых успехов он достиг в церковном пении. Считается, что под его руководством хор улучшил свое мастерство. Также славились проповеди старца. Похоронен он на кладбище лавры.

Старец Феодосий Почаевский

Его служение Господу происходило в тяжелые времена для православия. О жизни старца до прихода в лоно церкви мало известно, он сильно не распространялся об этом. Постриг принял в возрасте 55 лет, в Киево-Печерской лавре, где и остался. После ее закрытия отправился на Кавказ и жил там некоторое время. После того как советские власти запретили проживание на Кавказе, Феодосий отправился в Почаевскую лавру, где прожил до конца своей жизни.

Это удивительный был человек. Никогда не говорил лишнего, только если нужно было рассказать какую-то поучительную историю. Получил за свое усердие в подвижнической жизни дар прозорливости, мог проводить успешные вычитки.

Целебное озеро Святой Анны

Этот водоем является местом постоянного паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро святой Анны находится оно в поселке Онишковцы, близ него и расположен монастырь. Температура воды здесь всегда неизменна — 5-8 градусов. Тем не менее многие паломники спешат окунуться в святые и целебные воды в надежде обрести здоровье. Многие говорят, что исцеление происходит благодаря большому содержанию кремния в водах, а также большому количеству ионов серебра.

Однако существуют предания, согласно которым раньше на месте источника была православная церковь. Когда было нашествие татар, она чудесным образом опустилась под землю и так спаслась от разорения. Через некоторое время здесь было еще знамение — появление иконы святой Анны. Ее много раз пытались перенести, но она все время возвращалась. В итоге решили построить тут часовню. Через некоторое время на этом месте появился целебный источник. В советское время много раз пытались его уничтожить, но ничего не получалось.

Итак, в этой местности знаменита не только Почаевская лавра, где находится стопа Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Приезжают сюда очень часто женщины, так как водичка особо полезна для тех, кто пытается забеременеть. Несмотря на ледяную воду, после выхода из бассейна люди отмечают тепло и жар в теле, еще не было случаев простуды от купания в озере. Считается, что такие окунания помогают закалить организм и увеличить жизненные силы. Некоторые даже уверены в эффекте омоложения.

Для тех, кто приехал испытать на себе целебную силу источника, существуют некоторые правила:

  • женщинам желательно быть в длинных сорочках, покрыть голову;
  • для всех — белье нательное должно быть новым;
  • перед погружением следует прочитать молитву «Отче наш», перекреститься, затем обратиться к святой Анне;
  • после можно окунаться, это нужно сделать три раза с головой.

Многие знают, что действительно искренняя молитва творит чудеса.

преподобный Амфилохий (Макрис)

Блаженный старец Амфилохий (Макрис) родился 13 сентября 1889 года на святом острове Патмос, том самом, где по откровению Божию евангелист Иоанн записал последнюю книгу Нового Завета – Апокалипсис. Богобоязненные родители Эммануил и Ирина дали сыну во святом крещении имя Афанасий. Как и многие старцы и святые Православной Церкви, Афанасий вырос в большой крестьянской семье.

Семейные предания говорят о благочестии его предков и о том, что божественная благодать не раз ниспосылалась на них. От материнской утробы маленький Афанасий проникся православным духом и потому по средам и пятницам отказывался от груди.

Пяти лет от роду он решил убедить свою крестную, которая только что была помолвлена, отказаться от брака и провести оставшуюся жизнь в девстве. Афанасий оберег себя от ловушек мира и в семнадцать лет окончательно решил поступить в монастырь.

Родители с радостью дали ему свое благословение, и в марте 1906 года юный Афанасий стал послушником монастыря святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Старшая братия сразу полюбила его, и, возрастая в подвиге и добродетели, он был пострижен в рясофор в августе того же года с наречением Амфилохием.

Молодой монах Амфилохий был очень строг к самому себе. Сокрушаясь о множестве своих немощей, он изобретал способы борьбы с греховными прилогами, стремясь стяжать благодати Духа Святого. Особенно он был умерен в употреблении пищи и во время трапезы вкушал не более десяти кусочков, в постные же дни – семь или восемь олив. Прожив семь лет в монастыре и утвердясь в добродетели, он был удостоен принять великую схиму.

Духовный отец Амфилохия старец Антониадис совершил постриг. Примечательно, что старец Антониадис был духовным чадом отцов-колливадов, движение которых послужило духовному возрождению греков, истомленных турецким игом. Это объясняет особую аскетичность и миссионерскую ревность отца Амфилохия.

Монах Амфилохий, полностью посвятив себя монашескому деланию, в глубине души хранил надежду на то, что обстоятельства позволят ему совершать паломничества для духовного назидания. Так и случилось в 1911 году: игумен монастыря решил отправить молодого Амфилохия на Святую Гору, чтобы он поучился резьбе по дереву. Это была душеполезная поездка, глубоко запомнившаяся на всю жизнь.

Несколько лет спустя, в мае 1913 года, игумен, видя добродетель и духовное возрастание молодого монаха, утвердился в решении, согласном со всей братией монастыря, посвятить его в диаконский сан. Амфилохия направили на остров Кос, чтобы там он был рукоположен епископом.

Однако сознание недостоинства и неспособности своей к этому служению подвигли Амфилохия поступить по-иному. Он сказал одному из братий, путешествовавшему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: «Брат мой, недостоин я чести такой. Уж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположения. Иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю».

Так сознание своей худости соединилось со свойственной Амфилохию свободой духа и горячим желанием видеть Святую Землю. Паломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха Иерусалимского принять его в Братство хранителей Гроба Господня.

Однако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулся на место своего первого покаяния, вновь присоединившись к братии монастыря святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос. Монастырская же братия «наказала» его за непослушание, отправив в пустынь Аполло, где подвизался старец Макарий. Там монах Амфилохий провел несколько полных духовного ликования лет, ревностно предаваясь молитве и безмолвию.

С юных лет Амфилохий видел, сколь разорительны для духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнета и иностранного владычества, и потому всегда стремился с помощью Божией потрудиться к ее возрождению. Еще будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, по соседству с часовней, он построил две келлии и надеялся со временем обустроить женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве – Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстокию).

Значимым для миссионерских трудов монаха Амфилохия было рукоположение его в диаконы в 1919 году, а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыря – и в священники. И так начал он совершать Божественную литургию, принимать духовных чад и освящать благодатью святых таинств свою миссионерскую деятельность.

Вскоре после посвящения он был послан на остров Кос служить на подворье монастыря. В добавление к священническому служению в монастыре Иоанна Богослова, он исполнял служение духовника на Додеканских островах, часто посещая остров Калимнос, где Каллиопа Гуннарис работала учительницей и где началось формирование ядра будущего женского монастыря.

В 1926 году отец Амфилохий был направлен служить в пещере Откровения на Патмосе. Много сил и времени уделял он студентам Духовной Академии на Патмосе, стараясь об их интеллектуальном и духовном возрастании для служения Церкви и обществу. Семена, брошенные им, принесли обильный плод: его ученики стали старцами и игуменами нескольких монастырей.

В 1935 году острова были заняты итальянскими войсками. Оккупационные власти стремились подчинить своему влиянию церкви и монастыри, расположенные там, и потому старались о том, чтобы во главе их стояли люди, им послушные. Случилось так, что в это время должно было избрать нового игумена монастыря святого Иоанна Богослова. Братия же, к неудовольствию итальянцев, но с согласия патриарха Константинопольского (в юрисдикции которого находились Додеканы), избрала настоятелем отца Амфилохия. Вскоре в пятнадцати минутах ходьбы от монастыря в новом здании будущей женской обители Благовещения Богородицы открылись курсы вязания и ткачества (их основала Каллиопа Гуннарис, перебравшаяся к тому времени с несколькими благочестивыми девушками на Патмос). Здесь тайно, поскольку итальянцы запрещали обучать греческих детей родному языку, учили патмосских детей греческой грамоте. Курсы эти продолжали традицию тех тайных школ, которые были распространены среди греков во время турецкой оккупации и во многом благодаря которым были сохранены греческие язык, культура и самосознание.

Труды старца обозлили итальянцев, и в 1937 году он и Каллиопа Гуннарис были изгнаны с острова в свободную Грецию.

Вместо отца Амфилохия игуменом монастыря был поставлен угодный итальянцам монах. А небольшая община в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, которую старец рассчитывал укрепить, осталась без духовного наставника, о чем в своем изгнании отец Амфилохий весьма сокрушался.

В Афинах он нашел приют у братства «Зои». Отсюда совершал он поездки по всей Греции. Приехав на Крит, отец Амфилохий внял горячим просьбам жителей острова и остался здесь духовником. Так жил он на острове до 1939 года, когда смог наконец с великой радостью вновь вернуться на Патмос.

В 1942 году итальянская оккупация Патмоса сменилась германской. Старец, изнуренный скитаниями, решил не возвращаться к игуменству. Он проводил жизнь на монастырских подворьях, направив все свои духовные и физические силы на устроение женского монастыря Благовещения. Он заботливо устраивал монастырскую жизнь, закладывая то основание, на котором обитель должна была процвести. Кроме монастырей на Патмосе и Калимносе, старец желал основать еще несколько обителей в других частях Греции. Со временем его старания увенчались успехом, и им было положено основание монастырям на Эгине и Икарии, а также церковному центру и храму на Крите.

Старец Амфилохий глубоко понимал людей и их нужды, равно пекся о душах и телах людских. Совершая какое-нибудь дело ради сокровища души человеческой, он не забывал иных сторон человеческой натуры. Он обустраивал монастыри для желающих проходить этим путем духовную стезю и думал о том, как развить умы и умножить таланты иных. В 1947 году старец позаботился о терпевших нужду сиротах Родеса, отправив на остров несколько монахинь во главе с игуменией Евстокией, чтобы устроить там приют и отделение для беременных.

Любовь старца к страждущим чадам Божиим была безмерна. Он принимал верующих, несмотря на слабость и болезни. А обеспокоенной его здоровьем монахине отвечал так: «Я слуга Церкви и не могу отдыхать». Сила его любви и молитвы была явлена в одном случае. Однажды в Афинах две духовные дочери посетили старца. Они покидали дом, где он остановился, уже поздно вечером. Старец благословил их на дорогу и пожелал им доброй ночи. Все же он сильно тревожился за них, потому что у одной из женщин болели колени и ей было тяжело ходить. Когда они ушли, старец принялся искренне молиться об их безопасном возвращении домой. И вот больная почувствовала, что она словно бы приподнимается над землей. Ее спутница тоже заметила, как она движется в футе от земли. На следующий день старец подтвердил, что это было ответом на его усердные молитвы о них. Забота старца о людях была безмерна, и благодаря его страждущему сердцу Бог отвечал на его молитвы.

На Пасху 1968 года отец Амфилохий получил божественное извещение о его приближающейся кончине. Ему дано было два года для приготовления себя самого и своих духовных чад к его отшествию. Тем не менее он очень переживал, что оставляет их. Со слезами он молил Господа, дабы продлились его дни, чтобы он мог ободрить, укрепить и вразумить своих духовных чад. Незадолго до кончины он рассказал одному из них о явлении Богородицы и святого апостола Иоанна Богослова, которые открыли ему, что Господь не склонился на его прошение отпраздновать еще одну Пасху, 1970 года, на земле. Вскоре грипп истощил его силы, состояние его уже не улучшалось. Попрощавшись со всеми и отдав последние распоряжения духовным чадам, он предал свою душу в руки своего Спасителя 16 апреля 1970 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *