Преподобный Савва сторожевский

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Преподобный Савва Сторожевский Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Жизнеописание

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392) был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Свято-Успенского Дубенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

По новым сведениям, первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396—1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

Чудеса и почитание

Николай Самокиш. Явление св. Саввы Сторожевского (иллюстрация к поэме Льва Мея «Избавитель» из первого тома «Охоты»)

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник у входа в Саввино-Сторожевский монастырь

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

Рассказать о Чуде

Посетив монастырь Преподобного Саввы Сторожевского 6 лет назад, мы с мужем были очарованы этим Святым местом. Почти пять лет мы приезжали сюда на несколько дней 2-3 раза в год и все больше проникались к нему. Мы решили купить квартиру в Звенигороде. Но было очень страшно осуществить это желание, т.к. жили мы на два города, муж в Москве, а я в Сибирском городе (так сложилось..).Нужно было все продовать, жилье, бизнес, расставаться с родными, с городом , где прошла вся жизнь.Но мы хотели с мужем объединиться и жить в Звенигороде, недалеко от монастыря. И я стала молиться, просить Преподобного Савву помочь мне решиться на это. Я просила Господа нашего и Святых помочь мне побороть страх перед переездом, помочь все удачно продать и найти правильную квартиру в Звенигороде, чтобы нам хватило денег на квартиру, которая понравилась, чтобы сделка прошла спокойно. Я молилась, делала пожертвования и доверилась полностью Воле Божьей в этом вопросе. И Господь услышал меня. Преподобнвй Савва пришел ко мне во сне и еще с ним был маленький отрок лет 8-10. Отрок передал мне берестяную грамоту, но она была пустая..как-будто я должна была там написать что-то. После этого сна я стала получать откровения и знаки. И я стала писать статьи о Православии, но таким языком, чтобы люди, далекие от Веры проникались интересом и желанием приобщиться к Православной культуре. Это получалось у меня так легко. Мои статьи стали печатать в местной прессе, в моем сибирском городе..и люди проявляли к ним большой интерес.В храме Успения Богородицы на Городке я услышала смех Богородицы..он был как серебряный колокольчик. Это случилось, когда я хотела пожертвовать кольцо иконе Богородицы, но никак не могла выбрать какое…то которое очень красивое и дорогое или то, которое я очень любила и носила его всегда, в нем был камень бирюза необыкновенно цвета- ручная работа болгарских мастеров. И вот я одела два кольца на разные пальцы одной руки и подошла к иконе, решив про себя что отдам Богородице то что красивее и дороже ( так я себя оправдывала, потому что не хотела расставаться с тем кольцом, которое очень любила). Я закрыла глаза и молясь сняла с пальца кольцо, которое приготовила для дара иконе. Открыв глаза, я с удивлением обнаружила, что в руках у меня кольцо, которое я хотела оставить себе..я была изумлена, т.к. точно знала на каком пальце кольце для иконы..и в этот момент я и услышала звонкий, веселый смех Богородицы..он был где-то сверху, по всему храму. Сквозь оконца в древнем храме вошли лучи солнца, хотя погода была пасмурная. От изумления я замерла — это было настоящее чудо! Богородица смеялась надо мной так весело, так забавно..и через минуту я и сама рассмеялась над собой. мне стало стыдно, что я жалела для Богородицы любимое кольцо..и стало так светло на душе.До сих пор слышу ее серебряный смех. Вскоре мы благополучно купили очень хорошую квартиру в Звенигороде, все нам помогали, весь переезд, сделки по продаже всего в сибирском городе и покупке квариты в Звенигороде проходили удивительно легко и гладко. Вот уже 1.5 года мы счастливо живем в Звенигороде и благодарим Господа за данную нам радость жить там где мы хотели, рядом со Святыми местами, Богородицу, Николая Чудотворца, Преподобного Савву за помощь, за молитвы перед Господом за нас.

Кондак 1

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Икос 1

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице: Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю; Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, верный слуго Господень; Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю. Радуйся, зерцало веры благочестивыя; Радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, пустынножителей красото; Радуйся, иноков наставниче. Радуйся, многим ко спасению путеводителю; Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: “Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет”, — невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя: Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый; Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый. Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый; Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый. Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость; Радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни. Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия; Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый. Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный; Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 3

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй прозорливость духовную учитель твой, богомудрый Сергий, провиде тя быти подобна ему сподвижника и благоискуснаго споспешника хотящим спастися. Сего ради, прежде отшествия своего, вдаде попечению твоему обитель Пресвятыя Богородицы, на реце зовомей Дубенке: ты же, смиренномудрия исполнен, аще и устрашаяся бремени начальства, обаче не преслушав воли святаго старца, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе: Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю; Радуйся, добрый стада Христова наставниче. Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя; Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго. Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати; Радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный. Радуйся, честное Святаго Духа селение; Радуйся, преподобных светлое украшение. Радуйся, иноков в подвигах постнических укрепляяй; Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащался славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще ближнии и дальнии Богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения. И не забуди взывающих к тебе: Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый; Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий. Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий; Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный. Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий; Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый. Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный; Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый. Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный; Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченныя, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя благоверный князь Георгий смиренномудие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со Пророком: “Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и”. И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася. В немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая: Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная; Радуйся, пустыни доброе прозябение, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавшее. Радуйся, цвете присноцветущий; Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый. Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый; Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый. Радуйся, стаду твоему верный наставниче; Радуйся, о всех градех и весех Российских молитвенниче неусыпающий. Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: “Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся”, — упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеяла еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Российской, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих. Темже вопием ти: Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы; Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением. Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении; Радуйся, подвигов иноческих ревнителю. Радуйся, страсти греховныя силою благодати в себе умертвивый; Радуйся, нищеты и нестяжания образ. Радуйся, светлое святыни зерцало; Радуйся, всех добродетелей рачителю. Радуйся, немощных целебниче; Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: “Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!” Еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно, воспевающих тебе: Радуйся, чистоты и воздержания хранителю; Радуйся, лику древних постников сопричтенный. Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый; Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу. Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй; Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй. Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй; Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: ты ж зде, аки велия гора, показался еси им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в духе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со Пророком, глаголющим: “Быша слезы моя мне хлеб, день и нощь”. Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе: Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый. Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче. Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа Сына Божия венцем нетления увенчанный. Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; Радуйся, пречестная обитель Троицы. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная. Да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси. Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарив тебе зовем: Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный; Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший. Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший; Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный. Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый; Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший. Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший; Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший. Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный и к лику другов Божиих на небеса преселивыйся; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем. Не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твои, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей. Да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российстии заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно: Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда; Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняющий. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается; Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй. Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих; Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих. Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений; Радуйся, струя, напаяющая и веселящая жаждущих правды. Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву. Да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение. Темже и глаголем: Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый; Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый. Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством; Радуйся, милостивым обещанное воздаяние усвоивый. Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый; Радуйся, миротворениями многими в лике сынов Божиих быти сподобивыйся. Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся; Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй. Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наши сердца утверждаяй; Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается. Юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое, аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице: Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый; Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый. Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси; Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию. Радуйся, яко во дворех небесных с ним купно ликуеши; Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши. Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение; Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение. Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют; Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 13

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приимши, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавится всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *