Преступление и наказание

«Преступление и наказание» — книга, которую читают сильные личности

В полном виде книга впервые опубликована в 1866 году. Критики отнеслись к данному произведению неоднозначно. Одни восторгались у других роман вызвал полное неприятие. Время расставило всё по местам. Книга Достоевского «Преступление и наказание» завоевала своё место в мировой классической литературе.

В наши дни по мотивам произведения снято множество фильмов, поставлены пьесы. Книга переведена на многие мировые языки. Необычайная популярность объясняется тем, что социально философское произведение затрагивает многие вопросы, волновавшие людей как в то время, так и сейчас.

Что хотел показать в книге «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский?

Во время отсидки на каторге Фёдор Достоевский общался не только с политическими заключёнными, но и с людьми, попавшими туда за различные уголовные преступления. Часто размышляя над человеческими судьбами, писатель пришёл к выводу, что большинство совершили преступление из-за несбывшихся ожиданий.

После отмены крепостного права крестьяне не стали жить лучше. Они покидали деревни, шли в города и со временем спивались и начинали грабить. Выход из создавшейся ситуации Достоевский видел не в революции, а в приобщении простых людей к грамотности и популяризации христианской морали.

Вторым аспектом стал вошедший в моду догмат Ф. Ницше, который гласил, что сильным личностям, строящим будущее, позволено управлять чужими жизнями. Во благо благополучия большинства можно жертвовать незначительными, ущербными «людишками».

Идеи Ницше достигли и России. Сам Раскольников считал, что он убил старуху процентщицу не столько из-за материальных трудностей, сколько чтобы доказать самому себе, что он является сильной, смелой личностью, ведь в душе Родион разделял людей на обычных и лидеров, которые могут изменить ход истории.

К теории Ницше Раскольников добавил свои соображения. Он считал, что убив противную старуху, он не только не совершает грех, но даже сделает многих людей счастливыми. Деньги процентщицы он хотел раздать нуждающимся.

Родион Раскольников тщательно всё спланировал, но не смог учесть одной особенности искренних людей — наличие совести. Именно угрызения совести и осознание того, что его руки в крови не давали спокойно жить дальше главному герою. Его совесть оказалась очень чувствительной — Родион не мог обнять ни мать, ни родную сестру.

Проблематика произведения

  • Устами Родиона Раскольникова Достоевский обращается ко всем здравомыслящим людям:
  • Почему благородные, добрые, честные люди гибнут в нищете, а другие без зазрения совести пользуются плодами их рук и живут в роскоши?
  • Кто такой человек и в чём его предназначение?
  • Кто установил существующий несправедливый миропорядок и можно ли его изменить?
  • Кто дал «право имеющим» людям становиться вершителями судеб «тварей дрожащих»?

В своём произведении автор затронул глобальные вопросы, которые сегодня всё так же актуальны. Достоевский не только показал сильные внешние стороны героя, но и сильно, проникновенно открыл внутренний мир готовящегося стать очередным «наполеоном» человека.

Конфликт добра и зла, происходящий в душе Раскольникова, описан крайне правдоподобно. Читателей буквально захлёстывают метания героя из стороны в сторону, Видно, что борьба раздирает Родиона на части. По силе выражения эмоций и внутренних терзаний с книгой Достоевского «Преступление и наказание» мало могут состязаться другие произведения.

Краткое содержание романа

Город, где происходят события Санкт-Петербург, главный герой — студент Родион Раскольников. Из-за отсутствия средств на обучение его отчисляют из университета. Для того чтобы свести концы с концами он даёт частные уроки, но скоро забросил это дело и впал в крайнюю нищету.

Родион лежит целыми днями дома и размышляет о никчемности бытия. В результате раздумий он пришёл к выводу, что все люди делятся на обычных и великих. Сам он думает, что относится к числу великих. Чтобы проверить свою теорию, а заодно обзавестись деньгами, Родион надумал убить старуху, у которой он закладывал свои вещи.

Что он скоро и сделал. Заодно убил и её сестру Лизавету, добрейшей души женщины, невольно ставшей очевидицей преступления. Родион уходит ни кем незамеченный, но после убийства он впал в апатию, перешедшую в болезненное состояние.

Он понимает, что совершил ошибку и жить как прежде уже не может. Скоро он познакомился с Соней, которая ради того, чтоб прокормить родственников занималась проституцией. Девушка не закостенела в грехе, а глубоко страдала и понимала, что делает нечто ужасное.

Ракольников сразу почувствовал в ней родственную душу. Тем временем расследованием убийства старухи занялся сыщик Порфирий Петрович. Хотя в преступлении официально подозревали маляра Миколку, Порфирий внутренним чутьём подозревал Раскольникова.

Он не говорит об этом прямо нашему герою, а играет с ним в «кошки-мышки», вынуждая проговориться и выдать себя. Словесные поединки со следователем истощают и так ушедшие силы. В конце концов, Порфирий прямо ему заявляет, что считает Родиона убийцей, хотя на руках нет никаких доказательств.

Раскольников также об этом знает, но желает поскорей прервать душевные муки. Наконец, он приходит с повинной. В суде ему дали 8 лет каторжных работ. Вместе с ним едет Соня. Она всячески поддерживает своего друга. Уже здесь на каторге Родион полностью осознал свою вину и раскаялся.

Также он понял, как глубоко любит Соню. Вместе они ждут окончания срока каторги, чтобы начать новую жизнь. Это всего лишь краткое содержание романа Достоевского «Преступление и наказание». Гениальное произведение следует читать онлайн бесплатно полностью. Сделать это вы можете на нашем сайте

Почему стоит прочесть?

Главного героя Родиона Раскольникова, совершившего преступление, автор не оправдывает и не обвиняет, но лишь даёт оценку происходящим событиям. Путём раскрытия внутреннего мира Достоевский показал какие сложные процессы размышлений происходят в душе человека.

Интересно также описание быта горожан и точное воспроизведению местности петербуржцев. Читая книгу, полностью проникаешься духом того времени и эмоциями персонажей. Читать книгу Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» следует всем образованным людям.

Категории: Все статьи Креатив Обзоры Поделиться:

Наиболее сложно в советское время обстояло дело с изучением творчества Ф.М. Достоевского, который открыто не принимал насильственные, революционные методы борьбы. Опровергнуть религиозность писателя было невозможно, однако уже в 1920-е годы произведения Достоевского интерпретировались, прежде всего, с точки зрения социальной проблематики. Так, в вопроснике по русской литературе 1928 г., составленном М.А. Рыбниковой, имеются задания по таким произведениям Достоевского, как «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», которые явно направлены на анализ текстов именно в социальном аспекте, в связи с чем герои Достоевского рассматриваются в их борьбе за существование, преступление Раскольникова мотивируется его бедственным положением, а в «Братьях Карамазовых» особое внимание уделяется решению социального вопроса, «выраженного Снегиревым», а также классовой оценке образов романа: «Ф.П. Карамазов, как тип барина-крепостника. Различные виды барства в Иване и Митеньке. Градации «лакейства» в романе. Смердяков, как продукт разложения крепостнического быта» .
В 1930-50-х годах творчество Ф.М. Достоевского в СССР было запрещено. Негативное отношение советской власти к творчеству писателя во многом опиралось на отрицательное отношение к нему В.И. Ленина: «На эту дрянь у меня нет свободного времени». «Морализирующая блевотина», «Покаянное кликушество» (о «Преступлении и наказании»). «Пахучие произведения» (о «Братьях Карамазовых» и «Бесах»). «Явно реакционная гадость, подобная «Панургову стаду» Крестовского <…> Перечитал книгу и швырнул в сторону» (о «Бесах»). «Братьев Карамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило» . С началом правления Сталина и ужесточением политического режима в стране творчество Достоевского запретили. Выступая на первом всесоюзном съезде советских писателей, литературовед В.Б. Шкловский заявил, что «если бы сюда пришел Федор Михайлович, то мы могли бы его судить как наследники человечества, как люди, которые судят изменника, как люди, которые сегодня отвечают за будущее мира. Ф.М. Достоевского нельзя понять вне революции и нельзя понять иначе как изменника» .
Творчество Ф.М. Достоевского стало разрешено в начале 60–х гг. XX века. Вместе с ним в литературу вернулся целый ряд величайших художников: Бабель, Пильняк, Есенин, Куприн, Бунин, Сологуб и многие другие. В это же время стал разрешенным роман «Мастер и Маргарита» Булгакова. Это был период так называемой оттепели.
При изучении творчества Ф.М. Достоевского советские литературоведы (В.Б. Шкловский , М.С. Гус , Ю.Г. Кудрявцев и др.) в своих исследованиях особо выделяли социальную проблематику его произведений, причисляя писателя к обличителям пороков буржуазной действительности. Религиозные искания Достоевского относили к его заблуждениям, и в связи с этим Достоевский объявлялся очень противоречивым писателем.
В школе Достоевский начал изучаться лишь в 70-е годы XX века. При интерпретации творчества писателя школа шла вслед за советским литературоведением. Анализ школьных программ 1983-1987 гг. показал, что текстуально в 9 классе изучался роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Его первые произведения: роман «Бедные люди» и роман «Униженные и оскорбленные» — предлагались девятиклассникам для дополнительного чтения. Перед изучением «Преступления и наказания» учителю необходимо было дать очерк жизни и творчества писателя, указать на сложный и противоречивый характер его творчества. Необходимо было показать гуманизм Достоевского и идеологическую борьбу вокруг наследия писателя. В качестве творческих знаний по литературе школьники должны были усвоить, что такое «Проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя». В романе «Преступление и наказание», согласно советским школьным программам, прежде всего, необходимо было подчеркнуть «боль за человека как основу авторской позиции, а также суровую правду изображения безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения» .
Те же тенденции можно обнаружить и в советских школьных учебниках. Так, в учебнике для 9 класса средней школы 1978 г. специальный раздел, посвященный Достоевскому, был написан М.А. Шнеерсон. В самом начале автор сразу же оговаривает, что «творческий путь Достоевского – путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни» .
Далее автор раздела дает почти всю творческую биографию писателя. Описывая перелом в мировоззрении Достоевского, М.А. Шнеерсон абсолютно точно передает суть идеи писателя, заключающейся в отходе к религиозному, народному началу как единственному пути спасения интеллигенции, утратившей связь с родной почвой, и отказе от революционного переустройства общества. Но эту идею она считает ошибочной: «Идея религиозного писателя не смогла приблизить общество к идеалу, который представляется писателю». .
Анализируя роман «Идиот», автор учебника отмечает критику капиталистического общества, звучащую с потрясающей силой. Чистый, прекрасный человек, князь Мышкин, погибает в этом злом мире: «Гибель ”положительно прекрасного человека” является обвинением жестокому миру чистогана» .
В «Братьях Карамазовых» Шнеерсон особо выделяет бунт против религии Ивана Карамазова, указывает, что даже Алешу Карамазова, страстного поборника религии, проникнутого духом христианской любви, смирения и всепрощения, терзают сомнения.
Касается исследовательница и буржуазной критики: «Мировая реакция объявляет его христианским вероучителем, врагом социализма. Антикоммунисты игнорируют при этом социальные вопросы, столь остро поставленные Достоевским. Они видят на страницах его произведений лишь проповедь смирения и мысль о том, что только страданием можно искупить перед богом мировую вину Человечества» . Шнеерсон противопоставляет этому бунт Достоевского – бунт против мира, где «дите плачет».
В романе «Преступление и наказание» автор учебника выделяет, прежде всего, социальный аспект: мир нищих, угнетенных людей, который, как утверждает исследовательница, и толкает Раскольникова на преступление. М.А. Шнеерсон особо подчеркивает, что Достоевский пытается в своем произведении найти выход в религиозном смирении и нравственном самосовершенствовании, и идею эту в романе выражает Соня, которая этим противопоставлена Раскольникову. Шнеерсон отмечает, что Раскольников и Соня пробуждаются к новой жизни, но при этом оговаривает, что «проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страданий) оказалась не решенной» . Евангелие, о котором говорится на последней странице, по мнению автора учебника, якобы, абсолютно не нужно, но даже оно «не может заслонить от нас главного: мужества человека, сумевшего преодолеть невыносимую нравственную пытку, и животворную силу женской любящей души» .
Подводя итог обзору творческого пути Ф.М. Достоевского, М.А. Шнеерсон делает вывод о том, что его творчество является крайне противоречивым, а исток трагических метаний писателя находит в отказе от единственно верного революционного пути, в повороте на ложный путь религии: «Достоевский скончался…, так и не найдя решения жгучих вопросов, над которыми он бился всю жизнь» .
Очень интересной в плане трактовки творчества писателя советской школой представляется работа Л.Д. Волковой «Роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении» 1977 г. .

КТО БЫЛ ПРОТОТИПОМ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ» ДОСТОЕВСКОГО?

Конкретного прототипа у Раскольникова нет. Удивительно другое: во время выхода романа «Преступление и наказание», в 1866 году, было совершено преступление, похожее на преступление Раскольникова. То есть сам герой в какой-то степени стал прототипом.
Образ Раскольникова был создан исключительно путем воображения. В отличие от, например, многих героев «Бесов», в которых и петрашевец Николай Спешнев стал прототипом Ставрогина, и нигилист Сергей Нечаев — прототипом Верховенского, и даже на Ивана Тургенева пародия была. А в «Преступлении и наказании», например в Катерине Ивановне, Федор Достоевский воплотил черты своей первой жены Марии Дмитриевны.
В случае с Раскольниковым, скорее всего, можно говорить о явлении идеологического прототипа. Раскольников несет наполеоновскую идею индивидуализма, идею, что всё позволено, что он «право имеет», а остальные — «тварь дрожащая». И Достоевский своим романом эту идею разоблачает. Недаром говорили, что Наполеон понес два поражения в России: первое он получил в 1812 году, а второе — от Льва Толстого и Федора Достоевского в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании».
Сам же Раскольников был совершенно новым образом в русской литературе. После каторги Достоевский издавал журналы, вращался в среде студенчества. И, вероятнее всего, воплотил в Раскольникове какие-то обобщенные черты поколения: максимализм, стремление дойти до самой сути, попытку умственного штурма. Раскольников стал первым в российской литературе героем-идеологом — если не считать тургеневского Базарова. Раскольников не просто преступник, а человек, совершающий преступление из теоретического расчета: сперва герой в своей статье обосновал право на убийство, а уже потом предпринял действие.
Можно сказать, что роман во многом предвосхитил коллизию ХХ века: «слово» вначале и обоснование теоретического преступления — всё это наглядно воплотилось, например, в фашизме. А прообразом такого типа преступника в литературе стал как раз Родион Раскольников.

Раскольников, Родион Романович

Раскольников, Родион Романович Сцена из спектакля «Преступление и наказание»» Саратовского драмтеатра.
Порфирий Петрович и Родион Раскольников

Родион Романович Раскольников — главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Психологический портрет

До убийства

Раскольников — бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге, у него есть мать и сестра. Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. По Раскольникову, люди, бескомпромиссно идущие по головам других людей, достигают морального и материального успеха — нужно лишь отбросить веру и запреты. Как следствие, он замышляет убийство, которое должно стать первой ступенью его на пути к моральным и материальным вершинам.

Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть все и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным».

Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания.

В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство.

Раскольников долго не решается на преступление. Он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.

Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей.

Убийство

Убил старуху-процентщицу топором по голове, старался не запачкаться в крови, вытащил ключ из верхнего правого кармана, открывал укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату и обнаружил Лизавету. Затем также убил её топором.

После убийства

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» вводится противовес сомневающемуся и мечащемуся Раскольникову — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек, не задумывающийся о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Примечательна мысль Свидригайлова, которая у него появилась за несколько часов до самоубийства:

Выйду сейчас, пойду прямо на Петровский: там где-нибудь выберу большой куст, весь облитый дождем, так что чуть-чуть плечом задеть, и миллионы брызг обдадут всю голову…

Эта мысль являет собой добравшийся до поверхности зов сердца выйти в люди, где бы он непременно нашел спасение.

> См. также

  • Соня Мармеладова
  • Б. Акунин «Ф. М.»

Литература

  • Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — С. 408—412. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100

Краткое содержание эпилога в романе Преступление и наказание Достоевского (финал, конец)

Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным. Свидетели представили доказательства, которые благоприятно повлияли на вынесение приговора. Он был осуждён на 8 лет каторжных работ. Соня отправилась на каторгу вместе с ним. Там она зарабатывала шитьём и завела некоторые знакомства, дающие ей возможность хоть немного облегчить участь Роди в остроге.

Девушка регулярно посылала письма родным Родиона, в которых рассказывала о нём и его состоянии. Она терпеливо и безропотно переносила его безразличие, молчаливость и угрюмость. Другие арестованные полюбили её за доброту, отзывчивость и стремление помочь. Они всячески хвалили это нежное хрупкое создание и называли «матушка Софья Семёновна».

Мать Родиона сильно заболела. Её состояние граничило с помешательством. Ей не говорили правду о сыне. Она с радостью благословила брак дочери с Разумихиным и вскоре умерла.

Спустя какое-то время Раскольников попал в больницу. Его антигуманная философская теория потерпела крах. Душевными терзаниями он так изнурил себя, что у него начался жар и бред. Ему приснился странный сон, однако смысл этого сновидения был ясен для него.

Сперва к Соне Мармеладовой и её визитам Родион относился равнодушно, но однажды его сердце что-то пронзило. В очередной визит девушки он бросился к её ногам. Долго плакал, обнимая её колени. Соня догадалась о чувствах, переполнявших Раскольникова. Её глаза засветились от счастья.

Любовь послужила толчком к воскрешению их обоих, однако до окончательного исцеления им нужно было пройти ещё долгий путь. Требовалось ждать и терпеть. Стоя на пороге новой жизни, Родион ощутил потребность прочитать Евангелие, чтобы понять и принять убеждения любимой.

Произведение учит, что при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее и суметь сохранить в своём сердце сострадание, доброту и противостоять злу в любых его проявлениях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

>Эпилог романа Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Затейники

    Мы всегда подвижны, обожаем фантазировать и весело играть. Прочитав интересную и поучительную сказку о весёлых поросятах, мы затеяли интересную игру. Сначала мы пели песни, как беззаботные поросята из книги, повторяя их слова.

  • Краткое содержание Другая жизнь Трифонов

    События произведения происходят в Москве. После похорон Троцкого Сергея Афанасьевича, умершего от сердечного приступа прошло несколько месяцев. Биолог Ольга Васильевна

  • Краткое содержание Бегущая по волнам Грина

    Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины

  • Гофман

    Знаменитый немецкий писатель, художник, выдающийся композитор, и юрист. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Будучи молодым, Вильгельм решил сменить свое имя на Амадей.

  • Краткое содержание Цветаева Мой Пушкин

    Рассказ ведется от первого лица. Героиня вспоминает о своем первом знакомстве с историей смерти Пушкина на дуэли, когда Дантес заманил его зимой на снег и убил его. Это был первый факт, с которым она познакомилась в возрасте трех лет

История создания романа «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Ф.М. Достоевский. Идиот Купить

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок». Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Толстой и Достоевский Купить

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого. В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман. Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *