Преступления против церкви

Преступления против религии

Понятие и объем религиозных преступлений определяется, с одной стороны, отношением государства к свободе вероисповедания (совести), а с другой — взглядом на объект посягательства. С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем в XIX в. признается свобода вероисповедания (совести) граждан, не посягающая на общественный порядок.

С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем, в XIX веке признается свобода вероисповедания граждан, не посягающая на общественный порядок. Эта свобода вероисповедания слагалась: 1) из права каждого на свободный выбор религии и права на свободное выражение и пропаганду своих религиозных убеждений; 2) из права свободного богослужения, то есть отправления религиозного культа по его ритуалам; 3) из права свободного образования и деятельности религиозных обществ, то есть признавалась свобода возникновения этих обществ без предварительного разрешения государства, а также самостоятельности в установлении религиозных догм, культа, иерархии и дисциплины. Принадлежность к тому или другому вероисповеданию не имеет влияния на пользование гражданскими и политическими правами, но под тем условием, что религиозные догматы не могут быть поводом к уничтожению обязанностей перед государством — воинской службы, уплаты налогов и т. д.

Постепенно объектом религиозного преступления были признаны не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития.

Параллельно с эволюционным признанием государством свободы вероисповедания изменялся и взгляд на объект религиозных преступлений. В период государственных, устрашающих наказаний, объектом религиозных преступлений признавались Бог, ангелы, святые, дьявол, а также религиозные верования, обряды и предметы культа. Под влиянием этих представлений были созданы тяжкие преступления против религии, караемые смертной казнью: богохульство или оскорбление божественного величия, колдовство, ересь, осквернение святыни.

С конца XVIII в. эта теологическая теория сменилась рационалистической теорией, которая на место посягательства на Божество поставила идею нарушения прав третьих лиц. Согласно этой теории объектом религиозных преступлений признавалось уже не Божество само по себе и связанные с ним религиозные верования и предметы культа, а религиозные общества, конфессии (вероисповедания), оскорбляемые в их религиозных чувствах путем поношения предметов почитания. Немецкий ученый А. Фейербах писал: «Невозможно, чтобы Божество было оскорблено, немыслимо, чтобы оно мстило человеку за оскорбления, нелепо, чтобы его можно было удовлетворить наказанием его оскорбителей». Один из комментаторов Фейербаха таким образом разъяснил эти положения последнего: «невозможно, потому что Божество недосягаемо для преступника, немыслимо потому, что всеблагому существу пришлось бы приписать потребность мести; нелепо потому, что нельзя говорить об удовлетворении того, кто неуязвим и не нуждается в человеческих страданиях». Поэтому критика религиозных убеждений, изложение учений, отличных от учений господствующей церкви не могут считаться преступлениями, так как они не нарушают ничьих прав. Но с другой стороны, так как всякое вероисповедание и всякое религиозное общество имеют право на существование и на свободное отправление своих религиозных обрядов, поэтому всякое насилие или оскорбление религиозного общества или частного человека, будет преступлением. Здесь объектом преступления является не религиозное верование и не предмет этого верования, а неприкосновенность права каждого человека свободно исповедовать и пропагандировать ту религию, к которой он принадлежит. Данная теория была воплощена в Прусском земском уложении 1794 г. Эта теория XVIII века, прозванного веком просвещения, при всём своём историческом значении, как обратной реакции против теологической школы, отвергавшей религиозную свободу, проглядела общественное значение религии.

В XIX в. приобрела господство третья теория, которая на место идеи нарушения прав третьих лиц, религиозных обществ, поставила идею нарушения прав всего общества. Религиозные преступления из группы преступлений против частных лиц стали признаваться преступлениями против общества. Согласно этой теории, нашедшей себе впервые выражение в австрийском уголовном кодексе 1787 г., религиозные преступления посягают не только на права религиозных обществ, оскорбляемых в своих религиозных чувствах, но и на религиозные основы человеческого общежития. Поэтому объектом религиозного преступления здесь являются не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития. Общество нуждается в религии, потому что оно нуждается в морали. а мораль получает санкцию только от религии. Религия как одна из основ общежития может охраняться государством независимо от нарушения прав третьих лиц.

При господстве теории религиозных преступлений, как посягательств на религиозные основы общежития, при признании свободы вероисповедания, произошло значительное сокращение прежнего обширного числа религиозных преступлений. Из группы религиозных преступлений были исключены непубличное богохульство, колдовство, ересь, неисполнение обрядов религии. Объём религиозных преступлений стал довольно ограниченным. Французский уголовный кодекс 1810 г. не знал преступлений против религии как самостоятельной группы посягательств, а поместил их в отделе посягательств против публичной власти (ст. 260-264). Германский уголовный кодекс 1871 г. сохранил религиозные проступки в качестве самостоятельной группы, но с ограничением их числа всего в трёх параграфах (§ 166-168). Религиозные преступления были сведены к четырём правонарушениям:

1. Публичное богохульство есть публичное поношение Бога посредством выражающих презрение к нему слов, символических действий или изображений (§ 166 Германского кодекса). Под именем Бога понимали уже не те представления о нём, которые были выработаны отдельными христианскими вероисповеданиями (католичеством, протестантизмом и православием), а общее о нём представление, лежащее в природе монотеизма (единобожия). Публичность богохульства означало такую его обстановку, при которой существовала возможность восприятия его многими третьими лицами. При этом лёгкие насмешки, остроты, пародии, произнесённые без злого умысла, к богохульству не относились.

2. Оскорбление религиозных обществ посредством публичного поношения их самих, как таковых (например, поношение Священного писания), или же их доктрин, предметов почитания, учреждений и обрядов (например, поношение богослужения, монашества, почитания святых, церковной одежды, молитвы), а также посредством осквернения мест религиозных собраний (например, повреждение и истребление предметов богослужения) же мест погребения (кладбищ, крематориев).

3. Нарушение богослужения в форме воспрепятствования кому-либо отправлять богослужебные действия путём насилия, угроз, возбуждения шума или беспорядка в церкви и ином предназначенном для религиозных собраний месте (§ 167 ГУК, ст. 260-263 ФУК).

В Германии охрана обеспечивалась не всем религиям и религиозным обществам, а только признанным государством.

4. Осквернение трупов и гробниц (§ 168 ГУК).

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ХРИСТИАН

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом — дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала. — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
27.05.2017


64 г. Христиане поджигают Рим. Позже вину за это злодеяние христиане свалили на императора Нерона.
363 г. Маранга на Тибре. В сражении римлян против персов легионер-христианин подло убивает своего императора Юлиана (Отступника).
370 г. Рим. Казнь философа Максимуса из Эфеса, бывшего советника цезаря Юлиана.
391 г. Рим. Император Феодосий I запрещает все языческие культы. В этом же году по его приказу был разрушен Дельфийский храм.
392 г. Рим. Феодосий I издает указ о закрытии всех языческих храмов. Часть из них должна быть полностью разрушена. Язычников исключают из армии, управления и юстиции.
394 г. Феодосий запрещает Олимпийские игры.
405 г. По приказанию Стилихона Флавия христиане сжигают Сивиллины книги.
415 г. Александрия. Разъяренная толпа фанатиков-христиан убивает греческого математика и философа Епатию, управляющую знаменитой александрийской библиотекой. После убийства Епатии, христиане разрушают саму библиотеку. Епатии – этой выдающейся женщине – принадлежит изобретение ареометра.
438 г. Рим. Вступает в силу закон, который предусматривает смертную казнь для язычников.
451 г. Рим. Вводится смертная казнь и для тех, кто предоставляет свои жилища язычникам для отправления языческих культов.
719 г. Папа Грегор поручает бишопу Бонифацию миссионерство среди германских племен. В 723 г. Бонифаций собственноручно срубает известную святыню Германцев – Дуб Донара (Тора) в Земле Гессен и строит из него часовню.
782 г. Верден . Карл Великий приказывает обезглавить 4500 саксонцев, отказавшихся принять Христианство.
956-986 гг. Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Святого в Норвегии («Сага о Йомских Викингах»).
988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) — истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. «А кто не прийдет, противен мне будет» — так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
989-990 гг. «Святой князь Владимир» в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение «Церковного Устава св.Владимира», где предписывалось сожжение волхвов.
995-1002 гг. Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора («Сага об Олафе Трюгвассоне»).
1008 г. Уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским («Вагнерово рассуждение об идолопоклонстве древних жителей Миснии», Лейпциг, 1698 г.)
1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1022 г. В Орлеане были сожжены десять катаров, преданных своими учениками; среди них были духовник короля Роберта I Этьен, схоластик Лизой и капеллан Гериберт.
1214 г. Париж. После процесса, проведенного канцлером Гильомом Ногаре, были сожжены гроссмейстер ордена тамплиеров Жак Моле и другие рыцари.
1239 г. В Монт-Эме, близ Шалона на Марне инквизитор Робер Ле Бугр сжег 182 катара.
1252 г. Булла Иннокентия IV „ad exstirpenda“ (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания.
1570 г. Рим. Инквизиция сжигает на костре итальянского реформатора и поэта Антона Делла Паглиа .
1622 г. Германия, Гейдельберг. По приказу католической церкви вывезены все книги из библиотеки Гейдельбергского университета в Рим.
1633 г. Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея.
1063-1157 гг. Неоднократно сжигался храм Радегаста (Ретринский Храм) г. Ретра на земле лютичей-ретарей. Последний раз германским государем Лотарем. Оплавленные бронзовые кумиры лютичей числом 85 штук из Храма найдены в начале 18 века и описаны в 1774-1795 гг. Многие фигурки содержат славянские рунические надписи, как на Микоржинских камнях (Польша, Познаньское воеводство).
1168 г. После захвата датским королем Вальдемаром I острова Руян (Рюген, Германия), осквернен и разграблен храм Свентовита (Аркона). Кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд «Славянская Хроника». До 1177 г.).
1169 г. «Святой князь Андрей Боголюбский» сжег Киев.
1210 г. Франция, Париж. Заживо сожжены четырнадцать амальрикян, утверждавшие единство бога и мира.
1215 г. Франция, Париж. Сожжены два преподавателя университета Сорбонны Альмарих Бене и философ-схоластик Давид из Динана.
1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: «изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе» с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: «Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели».
1250 г. «Святой князь Александр Невский» учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).
1327 г. Италия, Флоренция. Инквизиция обвиняет в колдовстве и отправляет на костер Чекко Асколи (Франческо Стабили) – известного итальянского врача, физика, математика и астролога.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
1411 г. Псков. Сожжены 12 «вещих жонок» (колдуний, ведьм).
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1471-1484 Рим. Папа Сикст IV, следуя иудо-христианской традиции, уничтожает остатки храма Геркулеса (Hercules Invictis).
1484 г. Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек.
1485 г. Пьемонт. Сожжена 41 ведьма.
1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде – Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1553 г. Женева. По доносу Кальвина был арестован инквизицией, а потом сожжен выдающийся испанский мыслитель, врач и ученый Мигель Сервет.
1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1588-1589 г. В 1584 г. на престол вступил крайне благочестивый государь Фёдор Иоаннович. В 1586 г. русскую церковь возглавил некто Иов (причислен к лику святых), в одном из своих сочинений одобривший казни языческих жрецов. Насколько можно судить по дошедшим источникам, во времена Иова сожжения стали обычной казнью. Английский посланник Флетчер, живший в Москве с 25.11.1588 по 6.05.1589, описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец:
…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.
Достоверность сообщения Флетчера подтверждается описанием способа казни – сожжением в срубе, часто упоминаемым в русских документах XVII в., но необычным для других стран. Если за полгода только в Москве Флетчер успел стать свидетелем сожжения двух человек, то есть основания для предположения, что таких сожжений было значительно больше.
1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1600 г. Сожжен на костре инквизиции великий итальянский ученый-просветитель Джордано Бруно. Не за утверждение, что земля круглая, а за пропаганду идей полигенизма. О некоторых человеческих расах он писал: «Эти из „новой земли“ вовсе не составляют часть человеческого рода, ибо они не люди, хотя и очень похожи на них своими членами, фигурой и мозгами». «… Ни один разумный человек не выведет эфиопов из той же протоплазмы, что и евреев».
1616 г. Церковь запрещает труды астронома Николая Коперника.
1619 г. Тулуз. По приказу церкви сожжен итальянский философ Луцилио Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым. В своих «Диалогах» Ванини напомнил о древних гипотезах о естественном происхождении человека и утверждениях атеистов, будто эфиопы произошли от обезьян, будто первые люди ходили на четвереньках, как животные, и будто в природе существует своего рода иерархия существ, от низших до высших.
1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».
1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казане – 30 человек
В Киеве – стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (…и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).
1682 г. В деревянном срубе сожжены:
протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний
2003 г. 250 педофилов сняли рясы священников
США. Лос-Анджелес. Скандалы вокруг преступлений католических священников-педофилов и попыток священноначалия скрыть факты изнасилований последнее время будоражат США. В Лос-Анджелесе жертвы сексуального насилия со стороны священников собрались у главного католического собора, чтобы выразить свой протест. Они обвинили кардинала Роджера Мохена в том, что в епархии не задумываются о проблеме насилия детей. Митингующие потребовали предоставить прокурору штата список священников, которых обвиняют в насилии несовершеннолетних. Фотографии жертв демонстранты оставили у здания собора в знак немого укора служителям культа Христа. В то же время, епархия архиепископа Луисвилла, штат Кентукки, согласилась выплатить 25,7 млн. долл. в рамках внесудебного урегулирования исков, возбужденных почти 250 бывшими прихожанами и родственниками пострадавших от священников-гомосексуалистов. Один из них – Луис Миллер – в конце мая был осужден за сексуальную связь почти с 30 детьми и приговорен к 20 годам тюремного заключения. Процессы еще над несколькими священниками ожидаются в течение года. При этом только в этом году из-за обвинений в педофилии в США покинули службу около 250 извращенцев в рясах. По данным телеканала ABCNews, за последние пятьдесят лет детей американских католиков мучили не менее 1500 педофилов-христолюбцев.
2003 г. Индульгенция стоимостью в 85 миллионов долларов
США. Бостон. Бостонская епархия римско-католической церкви согласилась выплатить 85 миллионов долларов жертвам сексуальных домогательств со стороны священников. Таким образом, будет закрыто более 552 судебных исков против 61 священника епархии, подвергших сексуальным преследованиям своих прихожан. В соответствие с договоренностью каждая жертва получит от 80 до 300 тысяч долларов. На сегодняшний день эта сумма является крупнейшей выплатой американской церкви на улаживание дел о сексуальных домогательствах. Например, около месяца назад, когда общее количество жалоб потенциальных жертв достигло 1000, бостонская епархия предложила откупиться суммой в размере 55 миллионов долларов. По свидетельству генерального прокурора штата Массачусетс Тома Рейли, развратные действия были «обычной практикой» на территории бостонской епархии. Главы церкви намеренно не предпринимали мер для решения проблемы, поскольку по секретному предписанию Ватикана сексуальные преступления католических священников не подлежали огласке.
2003 г. Украина. Киев. В последние годы монахи РПЦ на Украине становятся все агрессивнее. Первой их жертвой пал Музей истории религии в Киево-Печерской лавре, разграбленный под видом «возвращения церковного имущества», хотя в экспозиции помимо христианских экспонатов, хранились и языческие ценности. В апреле 2003 г. группа послушников захватила музейный корпус № 68, в июне они избили научного сотрудника заповедника Александра Березкина, собиравшегося проникнуть на свое рабочее место, заблокированное «божьми людьми», чтобы спасти экспонаты, требующие срочной реставрации. Аппетиты монашеской братии все возрастают. В августе «боевики в черных ризах» незаконно заняли помещения Ботанического сада Национальной Академии Наук Украины. Всего ими захвачено государственного имущества на 20 млн. долл., а научным учреждениям нанесен убыток на сотни тысяч.
2004 г. Новый Содом
Санкт-Пельтен. В семинарии этого австрийского города дело дошло до публичных гомосексуальных действий, в которых принимали участие семинаристы и священнослужители. Все это фиксировалось на фотопленке и распространялось в сети Интернет. После того, как скандал в католической семинарии Санкт-Пельтена стал достоянием гласности, австрийские СМИ называли эту семинарию не иначе, как „публичный дом для гомосексуалистов-святош“.
2017 г.
В Томской области завершилось расследование по делу священника-педофила. Следствие установило, что священник в сельском храме Асино на протяжении долгого времени совершал сексуальное насилие над малолетними девочками. Обвиняемый не признает вину, но представители власти собрали достаточное количество улик, чтобы утверждать его причастность к содеянному. Об этом свидетельствуют данные судмедэкспертизы, показания детей и их родителей. Священнику инкрементируют «Развратные действия, Половое сношение с малолетними против воли». Обвиняемый, после решения суда понесет наказание за содеянное в виде 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Так же рекомендуем посмотреть

“История христианской Церкви полна преступлений. Как можно ей верить?”

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. Как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов, рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать вопросы.

История христианской Церкви полна преступлений. Как сообществу с такой историей можно доверять? Как сказал Филипп Пулманн, «Я не верю в Бога сожжения ведьм; я не верю в Бога еврейских погромов, Бога священников-педофилов, Бога монахинь, истязающих детей в монастырских приютах, Бога религиозных войн и пыток инквизиции»

Это один из любимых аргументов атеистических публицистов, и нам стоит его подробно рассмотреть. Почему он ложен? Он совмещает два греха против логики — манипуляцию эмоциями и непрезентативную выборку. Собственно, тот же аргумент используется в любой ксенофобской пропаганде.

Эмоциональная манипуляция работает по простой схеме — во-первых, вызовите сильные негативные эмоции, во-вторых, свяжите их с группой, на которую вы хотите напасть. Берем группу, которую мы хотим очернить, для примера, тархистанцев, и находим тархистанца-преступника. Если группа достаточно большая, преступник там обязательно найдется. Затем описываем его злодеяния с яркими, бьющими по нервам подробностями — и в сознании аудитории возникает яркая эмоциональная картина: тархистанцы — опасные гады.

Это не обязательно этническая группа — например, мы можем выбрать профессиональную. Если наша задача — напасть на врачей и вообще медицину, мы легко найдем примеры врачей-преступников, ужасных врачебных ошибок, а уж каких мучительных и шарлатанских способов лечения полна история медицины — это, как сказал поэт, «страшно, аж жуть».

Мы можем выбрать такую группу, как, скажем, вегетарианцы. К ним-то нельзя придраться? Как раз можно. Гитлер был вегетарианцем. А также велосипедистом и художником. Вообще резко негативные примеры можно найти в любой группе. Оправдывают ли они какие-то выводы о группе в целом? Мы могли бы делать какие-то выводы на основании репрезентативной выборки — например, если бы мы показали, что на тысячу вегетарианцев (или велосипедистов, или художников) приходится намного больше злодеев, чем на тысячу мясоедов, мы могли бы говорить о корреляции (хотя еще не о причинно-следственной связи).

Но рассматриваемый довод против религии как раз намеренно использует нерепрезентативную выборку. Он выбирает исключительно негативные примеры. Он выдергивает из ста добросовестных священников одного недобросовестного, чтобы заявить — «попы они все такие».

Но ведь примеры зла в истории христианского мира — вполне реальны. Не ставит ли это под вопрос истину христианского возвещения?

Некоторые — реальны, некоторые являются «черными легендами», сложившимися уже гораздо позже «мрачного Средневековья». Но если говорить о вполне реальных примерах зла и греха — то нет, не ставит, напротив, именно такую картину мы бы и наблюдали, если это возвещение верно. Евангелие есть возвещение о спасении в погибающем мире. Церковь учит, что все мы — грешники, удобопреклонные ко всякому злу и безумию, виновные и испорченные. Христос приходит в мир именно затем, чтобы спасти грешников, которые отчаянно в этом нуждаются. Человечество находится в ужасном состоянии, все инфицированы грехом, и это будет проявлять себя в абсолютно любой группе людей.

В том числе и в Церкви. Писание никоим образом не обещает, что Церковь будет стерильным в отношении греха заповедником святых. Если бы это было так и грешники не могли бы войти в Церковь, она бы просто не могла выполнять свою функцию — спасать грешников.

Более того, в Церкви могут находиться люди, которые вообще не являются подлинными христианами — Христос в Евангелии говорит о том, что некоторые люди будут пророчествовать от Его имени, творить чудеса, изгонять бесов — в то время, как Он вообще никогда не знал их, поскольку они «делали беззаконие» (Мф 7:22-23). Апостол Иоанн говорит о неких людях, что они «вышли от нас, но не были наши» (1 Ин 2:19). Исповедание себя христианином, внешняя принадлежность к Церкви — не гарантия того, что человек обладает подлинными отношениями с Богом.

В истории человечества благодать Божия пробивается через толщу людского греха и противления — и в жизни отдельных людей и в жизни целых сообществ. Языческие славяне, или германцы, или кельты, были чрезвычайно необузданными людьми, и нам стоит оценивать христианство не по тому, насколько дикими были их нравы, а по тому, как они менялись. Приведу пример. В «Саге о Греттире» упоминается некий конунг (князь) по прозвищу Эльвин Детолюб. Это насмешливое прозвище он получил за то, что запрещал своим воинам во время набегов подбрасывать и ловить на копья грудных младенцев. Для той среды это было из ряда вон выходящее милосердие.

Когда эти культуры стали христианскими, они стали постепенно меняться — но нам стоит учитывать тот исключительно низкий старт, с которого они начинали. Наши представления о нравственности сформировались тысячелетиями христианской культуры — и мы неизбежно используем христианские же стандарты, чтобы судить наших далеких предков.

Но разве религия во все времена не склоняет людей к фанатизму и нетерпимости?

Чтобы понять, ответственен ли фактор Х за явление У, нам понадобится контрольная группа. Если, например, я считаю, что вегетарианство приводит к фашизму, я должен сравнить число фашистов среди вегетарианцев и среди мясоедов. Если вегетарианцы, в целом, ничуть не большие фашисты чем мясоеды, это опровергает мою гипотезу.

Если я считаю, что религия приводит к фанатизму и преследованию инакомыслящих, мне нужна контрольная группа — нерелигиозные люди. Есть ли у нас такая группа? Да, и очень большая. К середине ХХ века примерно треть человечества — в Китае, СССР и других социалистических странах — жила при атеистических режимах, влияние религии было либо совершенно уничтожено, либо подавлено.

Исчезли ли, с удалением религии, фанатизм и нетерпимость? Напротив, светские режимы ХХ века в своем фанатизме и преследованиях превзошли худшие религиозные образцы. Таким образом, гипотеза «религия отравляет все» опровергнута. Религия была удалена — а люди оказались еще более отравленными, чем до этого. Что возвращает нас к подлинной отраве человечества — греху.

Религиозное насилие

Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

Кресто́вые походы — серия религиозных военных походов в XI—XV вв. из Западной Европы против мусульман и не только. Здесь показана сцена боя из первого крестового похода

Религиозное насилие — социальное явление, в котором религия является либо субъектом, либо объектом агрессивного поведения. Религиозное насилие мотивируется, в частности, религиозными заповедями, текстами или доктринами и включает в себя насилие в отношении религиозных организаций, людей или предметов. Религиозное насилие не относится исключительно к действиям, совершаемым религиозными группами, оно также включает в себя действия, совершаемые светскими группами в отношении религиозных групп. Также религиозное насилие может быть не только коллективным, но и индивидуальным.

Религиозное насилие, как и всякое другое насилие, является культурным процессом, который зависит от контекста и определение которого является очень сложным. Упрощённое понимание религии и насилия часто приводят к ложному пониманию и преувеличению причин, по которым одни люди совершают насилие, а другие не совершают. В целом, религиозное насилие совершается по самым разнообразным идеологическим соображениям и, как правило, является лишь одним из целого ряда социальных и политических факторов, которые приводят к беспорядкам.

Критика насильственных проявлений религии

Профессор религиоведения Университета штата Айова, автор ряда книг о религии Гектор Авалос (англ.)русск. утверждает, что, поскольку религии декларируют божественное благоволение в отношении себя, направленное против других групп, ставя при этом себя выше других, подобное понимание справедливости ведёт к насилию из-за того, что конфликтные притязания на превосходство, основанные на недоказуемых апелляциях к Богу, не могут быть разрешены объективно.

Критики религии Кристофер Хитченс и Ричард Докинз утверждают, что религии наносят огромный вред обществу, используя насилие для продвижения своих целей, способами, которые одобряются и эксплуатируются их лидерами.

Регина Шварц (англ.)русск. утверждает, что все монотеистические религии жестоки по своей сути из-за сознания собственной исключительности, что неизбежно питает насилие в отношении тех, кто считается чужаками. Лоуренс Векслер утверждает, что Шварц не только утверждает, что авраамические религии имеют насильственное наследие, но это наследие на самом деле является геноцидным по своей природе.

Тем не менее, другие критики, такие как Динеш Д’Суза (англ.)русск., ответили, что тоталитарные режимы Сталина и Мао использовали широкомасштабное тюремное заключение и массовые убийства в XX веке:

Но кто может отрицать, что Сталин и Мао, не говоря уже о Пол Поте и множестве других, совершали зверства во имя коммунистической идеологии, которая была явно атеистической? Кто будет спорить, что они совершали свои кровавые дела, заявляя, что создают «нового человека» и свободную от религии утопию? Массовые убийства, совершённые с позиции атеизма, как основы их идеологического вдохновения, не были массовыми убийствами, совершёнными людьми, которые лишь случайно оказались атеистами.
Динеш Д’Суза

Сэм Харрис в ответ на такую аргументацию пишет:

Проблема с фашизмом и коммунизмом, однако, не в том, что они слишком критичны по отношению к религии; проблема заключается в том, что они сами как религии. Такие режимы догматичны в своей основе и, как правило приводят к культам личностей, которые неотличимы от культов поклонения религиозным героям. Освенцим, ГУЛАГ и полигоны смерти не являются примерами того, что происходит, когда люди отвергают религиозные догмы; они представляют собой примеры диких проявлений жестоких политических, расовых и националистических догм. В истории человечества нет такого общества, которое когда-либо страдало из-за того, что его члены стали слишком разумными.

В своей книге «Бог как иллюзия» Ричард Докинз заявил, что зверства Сталина были совершены не под влиянием атеизма, а догматического марксизма, а позднее пришёл к выводу, что, хотя Сталин и Мао были атеистами, они не действовали во имя атеизма. В других случаях Докинз, пытаясь показать ошибочность положения, что Адольф Гитлер и Иосиф Сталин были антирелигиозны, ответил, что у Гитлера и Сталина тоже росли усы.

Напротив, в своей книге «Бог как иллюзия» Докинз утверждает: «Что не значит, что Гитлер или Сталин были атеистами, а атеизм систематически заставляет людей делать плохие вещи. Нет ни малейшего свидетельства, что это так и есть». Докинз добавляет, что Гитлер, на самом деле, неоднократно подтверждал твёрдые христианские убеждения, но его зверства были не больше связаны с его теизмом, чем действия Сталина или Мао были связаны с их атеизмом. Докинз утверждает, что во всех трёх случаях связь уровня террора с религиозностью была случайной.

Динеш Д’Суза отвечает, что человеку не нужно явно ссылаться на атеизм при совершении злодеяний, если он уже подразумевается в его мировоззрении, как это имеет место в случае марксизма.

Секуляризм как ответ

Байрон Блэнд утверждает, что одной из самых основных причин «подъёма секуляризма в западной мысли» была реакция, направленная против религиозного насилия XIV и XVII-го веков. Он утверждает, что «секуляризм был способом сосуществования в условиях религиозных различий, которые уже стали причиной стольких ужасов. При секуляризме политические субъекты имеют возможность принимать решения независимо от необходимости соблюдения тех или иных версий религиозной ортодоксии. На самом деле, принятые решения могут идти вразрез с некоторыми прочно укоренившимися верованиями, если они осуществляются в интересах общего блага. Таким образом, одной из важнейших целей секуляризма является ограничение насилия»..

Авраамические религии

День Святого Варфоломея, резня французских протестантов в 1572 г.

Авраамические религии названы в честь Авраама, который, согласно легенде, был верен богу настолько, что готов был пожертвовать своим сыном.

Некоторые критики религии утверждают, что все монотеистические религии по своей природе насильственны.

Так, например, Джек Нельсон-Палмейер пишет, что «иудаизм, христианство и ислам будут продолжать вносить свою лепту в разрушение мира до тех пор, пока в «священных текстах» насилие не будет подвергаться сомнению и до тех пор, пока они утверждают ненасильственную силу Бога».

Также Эрик Хикки пишет: «история религиозного насилия на Западе столь же длительна, как история трёх основных религий, иудаизма, христианства и ислама, с их вовлечением во взаимные антагонизмы и усилием выжить и приспособиться к светским силам, которые угрожают их существованию».

Брюс Фейлер пишет, что «евреи и христиане, которые самодовольно утешаются, что ислам является единственной насильственной религией умышленно игнорируют свое прошлое. Нигде борьба между верой и насилием не описана более ярко, и с более ужасными подробностями беспощадности, чем в Еврейской Библии».

Иудаизм

Традиционное предание заклятию всего «нечистого» с уничтожением этого является ярким примером насильственных действий, в которых некоторые усматривают признаки геноцида.

Бургрейв и Вервенне (англ.)русск. описывают Ветхий Завет как полный насилия и как доказательство насильственного общества, так и насильственного бога. Они пишут, что, «в многочисленных писаниях Ветхого Завета сила и слава Бога Израиля описывается языком насилия». Они утверждают, что более тысячи отрывков относятся к ЯХВЕ действующему жестоко или поддерживающему насилие людей и что более ста отрывков включает божественные повеления убивать людей.

На основании этих отрывков в Ветхом Завете, некоторые христианские церкви и богословы утверждают, что иудаизм является жестокой религией, и что бог Израиля является жестоким богом. Реувен Файрстоун утверждает, что эти утверждения, как правило, сделаны в контексте, что христианство является религией мира и что бог христианства является тот, кто выражает только любовь.

Некоторые учёные, такие как Дебора Вайсман, с готовностью признают, что «нормативный иудаизм не является пацифизмом» и что «насилие допускается в интересах самообороны». Дж. Пэтаут Бёрнс утверждает, что хотя иудаизм допускает насилие в некоторых случаях, еврейская традиция чётко постулирует принцип минимизации насилия. Этот принцип можно сформулировать как «везде, где еврейский закон позволяет предотвратить возникновение зла при помощи насилия, он обязывает, чтобы уровень насилия для достижения своих целей был минимальным».

Любовь и стремление к миру, а также законы, требующие искоренения зла, иногда с помощью насильственных средств, сосуществуют в еврейской традиции.

Еврейская Библия содержит примеры религиозно санкционированных войн, которые часто содержат чёткие указания от Бога к израильтянам уничтожить другие племена, как в Втор.7:1-2 или Втор.20:16-18. Примеры включают в себя историю Амаликитян (Втор.25:17-19 и 1 Цар.15:1-6), историю Мадианитян (Чис.31:1-18), и битву против Иерихона (Нав.6:1-27).

Эти истребительные войны были охарактеризованы некоторыми авторитетами как «геноцид», так как Тора утверждает, что израильтяне уничтожали целые этнические группы или племена: израильтяне убили всех Амаликитян, включая мужчин, женщин и детей (1 Цар.15:1-20); израильтяне убили всех мужчин, женщин и детей в битве с Иерихоном (Нав.6:15-21), а также израильтяне убили всех мужчин, женщин и детей нескольких племён Ханаана (Нав.10:28-42). Тем не менее, некоторые учёные, считают, что эти свидетельства в Торе являются преувеличенными или метафоричными.

Сионистские лидеры иногда использовали религиозные ссылки в качестве оправдания насильственного обращения с арабами в Палестине. Палестинцы были неоднократно ассоциированы с библейскими противниками, Амаликитянами. Например, раввин Израэль Хесс (англ.)русск. рекомендовал убить палестинцев, основываясь на библейских стихах, таких как 1 Цар.15. Шуламит Алони, член израильского Кнессета, министр связи, искусства, науки и технологии, в 2003 году указала, что еврейские дети, обучавшиеся в израильских религиозных школах, были индоктринированы о том, что палестинцы являются Амаликитянами, и поэтому акт тотального геноцида по отношению к ним является религиозным долгом.

Христианство

Я Верю в Меч и Всемогущего Бога (1914) Бордман Робинсон Основные статьи: Охота на ведьм, Крестовые походы и Святая инквизиция

Крестовые походы, конфликт между никонианами и старообрядцами и конфликты в Северной Ирландии являются примерами насилия.

В раннем христианстве, оправдание Св. Августина законности войны при определенных указанных условиях получило широкое признание, однако война никоим образом не рассматривалась как добродетель. Проявление обеспокоенности о спасении тех, кто убивал врагов в бою, вне зависимости от причины по которым они боролись, было обычным явлением. В 9 — 10 веках в некоторых регионах Европы произошли многочисленные вторжения, что привело некоторые регионы к созданию своих собственных армий, чтобы защитить себя, а это постепенно привело к появлению крестовых походов, понятию «священной войны», и терминологии такой как «враги Бога» в 11 веке.

Сегодня отношение между христианством и насилием является предметом спора, потому что одна из точек зрения является то, что христианство выступает за мир, любовь и сострадание, в то время как оно также рассматривается как жестокая религия. Мир, сострадание и прощение за зло сделанное другими являются ключевыми элементами христианского учения. Тем не менее, со времен Отцов Церкви христиане бились над вопросом о том, когда применение силы является оправданным (например, Справедливая война Св. Августина). Такие обсуждения привели к таким понятиям как справедливая война. На протяжении всей истории, некоторые учения из Ветхого Завета, Нового Завета и христианского богословия были использованы, чтобы оправдать применение силы против еретиков, грешников и внешних врагов. Хейтман и Каган рассматривают инквизицию, крестовые походы, религиозные войны и антисемитизм как «одни из самых известных примеров христианского насилия». К этому списку Дж. Денни Уивер добавляет «священники-воины, поддержка смертной казни, телесные наказания под видом «пожалеешь розгу, испортишь ребенка», оправдание рабства, всемирного колониализма во имя обращения в христианство, систематичное насилие женщин, которым они подвергались со стороны мужчин. Уивер использует более широкое определение насилия, которое расширяет значение слова покрывая «вред и ущерб», а не только физического насилия как такового. Таким образом, по его определению, христианское насилие включает «формы систематичного насилия, такие как бедность, расизм и сексизм».

Другая христианская мысль возражает против применения силы и насилия. Секты, которые подчеркивают пацифизм как центральный принцип веры являются результатом последней мысли. Тем не менее, христиане также совершали насилие против тех, кого они классифицировали как еретиков и неверующих, в частности для того, чтобы обеспечить соблюдение ортодоксальности своей веры.

Христианские богословы указывают на сильную доктринальную и историческую необходимость внутри христианства против насилия, в частности на Нагорную Проповедь Иисуса, которая учила ненасилию и «любви к врагам». Например, Уивер утверждает, что пацифизм Иисуса был «использован в доктрине оправданной войны, которая провозглашает всю войну как грех, и в запрете боевых действий со стороны монашествующих и духовенства, а также в укоренившейся традиции христианского пацифизма».

Многие авторы подчеркивают ироничное противоречие между христианским утверждением сосредоточенности на «любви и мире», в то же время утаивая «насильственную сторону». Например, Марк Юргенсмейер (англ.)русск. утверждает: «что несмотря на свои основные принципы любви и мира, христианство, как и большинство традиций, всегда имело насильственную сторону. Кровавая история традиции предоставила образы не менее шокирующие, чем образы ислама или сикхизма, и конфликт с применением насилия наглядно изображается в Библии. Эта история и эти библейские образы послужили сырьем для теологического оправдания насилия современных христианских групп. Например, нападения на клиники абортов рассматривалось не только как то, что христиане расценивают как безнравственное, но и также как столкновение в грандиозном противостоянии между силами зла и добра, которое имеет социальные и политические последствия», иногда именуемое как «духовная война». Заявление, приписанное Иисусу, «Не мир пришел Я принести, но меч» некоторыми было интерпретировано как призыв христиан к борьбе.

Морис Блох (англ.)русск. также утверждает, что христианская вера способствует насилию, потому что христианская вера является религией, а религии по самой своей природе являются насильственными; кроме того, он утверждает, что религия и политика являются двумя сторонами одной и той же медали — власть.

Ислам

Основные статьи: Исламистский терроризм, Исламизм, Джихад и Моджахед

В исламе одним из столпов веры является «джихад», который понимается как борьба, порой в буквальном смысле.

Ислам ассоциируется с насилием в различных контекстах, включая джихады (священные войны), акты насилия, совершаемые мусульманами против тех, кого они считают врагами Ислама, насилие в отношении женщин, якобы поддерживаемое исламскими догматами, ссылки на насилие в Коране, и акты терроризма, мотивированные или оправданные Исламом. Мусульмане, в том числе духовные лица и лидеры, использовали исламские идеи, концепции, тексты, чтобы оправдать насилие, особенно в отношении немусульман.

Арабское слово «джихад» часто переводится как «борьба». Это слово встречается в Коране, в том числе, нередко в идиоматическом выражении «усердие на пути Аллахха» (al-jihad fi sabil Allah). Человек, принимающий участие в джихаде, называется «моджахедом» («моджахеды» во множественном числе). Джихад является важным религиозным долгом мусульман. Меньшинство среди суннитских теологов иногда называют этот долг “шестым столпом Ислама”, хотя это требование не носит официального статуса. В иснаашаритcком шиизме, однако, джихад является одной из десяти религиозных практик. Исламские экстремисты использовали понятие “джихад”, чтобы оправдать террористические акты, заявляя о поддержке последователей своей религии и самого Аллаха. Джихад также используется немусульманами для объяснения так называемого «маразма» исламской веры. Для некоторых из них Коран представляется однозначно одобряющим насилие.

> Другие религии См. также: Человеческое жертвоприношение

Буддизм

Основная статья: Критика буддизма § Война и насилие

Современность

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *