Претерпевший до конца спасется

Матфея 24:13: «претерпевший же до конца спасется»

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

В Евангелии от Матфея Господь Иисус продолжает эту тему, говоря:

Матфея 24:9-13:
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Некоторые люди полагают, что здесь Господь говорит о последних днях. Они будут правы. Но разве мы не живем в последние дни? Я не хочу начинать эсхатологическую дискуссию, поскольку, это не является темой нашего исследования. Но если бы речь не шла о последних днях, то неужели слова Христа были бы менее значимы для нас? Он сказал: «Претерпевший же до конца спасется». В отрывке Евреям 3:14, который мы недавно изучали, прослеживается та же мысль: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Вера – это дистанция, которую нам необходимо пробежать. Но для этого нам потребуется терпение. Те, которые выдержат и добегут до конца, а не до середины пути, будут спасены. Те же, которым не хватит терпения добежать до конца, не будут спасены. Поэтому, автор послания к Евреям ободряет нас, говоря:

Евреям 10:35-39:
«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души».

Нам необходимо терпение, чтобы, «исполнив волю Божию, получить обещанное». В 1 Иоанна 2:25 говорится:

«Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная».

Вечная жизнь является Божьим обетованием. Но, чтобы получить ее, нам нужно претерпеть до конца. Тем людям, которые сойдут с дистанции, не претерпев до конца, не будет дарована вечная жизнь. Автор послания к Евреям снова ободряет нас:

Евреям 12:1-2:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Нам необходимо пробежать дистанцию веры. Есть только один способ, как это сделать – с терпением проходить поприще, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Мы принесем плод, о котором говорилось в притче о сеятеле и который символизирует, что мы – истинные ученики Христа, если будем терпеливо проходить наше поприще, пристально глядя на Иисуса и Его обетования:

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15).

Здесь употребляется одно то же греческое слово, что и в текстах Евреям 10:36 и 12:1, которое переводится, как «терпение». Представители четвертой категории – это те люди, которые приносят плод в терпении, пребывая на Христовой лозе, и продолжают свой забег веры, взирая на Господа. Пусть каждый из нас будет находиться в четвертой категории людей. Если кто-нибудь из нас все еще не там, тогда пусть он/она покается перед Богом, и с терпением будет проходить «предлежащее… поприще».

Толкования Священного Писания

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: “терпением вашим спасайте души ваши”). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: “будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “претерпевший” заменен бы был артиклем пред “за имя Мое» (ср. 24:13). Выражение “до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.

Толковая Библия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *