Прежде чем пропоет петух

Возрастной 16+

История с одним антрактом

Иван Буковчан
Режиссер спектакля: Владимир БондаренкоХудожник-постановщик: Михаил Викторов
Продолжительность: 1 час 50 минут с антрактом

В ролях:

  • Фанка (гимназистка) – Тамара Матвеева / Кира Котова
  • Ондрей (студент) – Нодари Вешагури / Максим Перов
  • Терезчак (бывший лесничий) – Олег Блохин
  • Бабьякова (повитуха) – Наталья Стрельцова
  • Доктор Шустек (ветеринар) – Андрей Тушев
  • Угрик (парикмахер) – заслуженный артист России Александр Масленников
  • Бродяга – Владимир Захаров
  • Томко (учитель) – Вадим Ситников
  • Аптекарша – Татьяна Браженская
  • Марика Мондокова (проститутка) – Анастасия Фатеева / Яна Водовозова / Ефросинья Бесплеменнова
  • Фишл (лесоторговец) – Игорь Мишин

Премьера спектакля: 30 января 2013 года

Аннотация:

История, подобная рассказанной словацким драматургом Иваном Буковчаном, может произойти с каждым из нас. Обыденная, устоявшаяся жизнь, привычный уклад летят в тартарары. Всё, что волновало и казалось важным до этого, отходит на второй план. А на первом – собственная жизнь, которая оказывается висящей на тонкой ниточке. Чуть ли не каждый день масс-медиа доносят до нас известия о заложниках из разных концов света. Поневоле задумаешься, а как бы ты сам повел себя в подобной ситуации. Десять героев, десять характеров, десять моделей поведения ждут зрителя. В острых пируэтах сюжета найдется место и юмору, и детективу, и трусости, и самопожертвованию. Каждый делает свой выбор сам, каждый проходит этот путь со своими потерями и приобретениями.

Военный детектив, психологический триллер, притча, драма — этот спектакль можно определить по-разному. 44-й год. Недавно разгромлено словацкое национальное восстание. Маленький оккупированный фашистами словацкий городок, где все знают друг друга. В мрачном подвале оказываются десять, почти никак не связанных друг с другом человек, разных по возрасту, по социальному положению. Зрителя сразу охватывает интрига: что с хозяевами дома, зачем сюда поместили этих людей. Тем же вопросом мучаются и сами герои пьесы. Когда ответ будет получен, встанет не менее острая и в буквальном смысле этого слова жизненно важная проблема: кто убийца. И это не праздное любопытство — в попытке найти разгадку людьми руководит страх. Что в этой ситуации окажется сильнее: ужас перед собственной гибелью или чувство собственного достоинства, эгоизм или чувство сострадания? Резкие повороты сюжета не отпускают внимания зрителя, а тонкие психологические моменты заставят задуматься.

Сценограф спектакля главный художник театра Михаил Викторов и режиссер, художественный руководитель театра Владимир Бондаренко, нашли эффектные оформительские и звуковые решения, которые усиливают эмоциональный заряд, дают пищу и сердцу, и уму, отсылают к различным культурным источникам. Особенно привлекательно выглядят костюмы, и передающие дух эпохи, и дающие психологические характеристики героев. Важно и то, что зритель в итоге получает мощный заряд позитива и веры в человека.

Спектакль удостоен государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности II степени в 2014 году
















Волгоград

Вчера в «Молодежном театре» Волгограда состоялся предпремьерный показ спектакля «Прежде чем пропоет петух» по одноименному произведению Ивана Буковчана. Постановка посвящена празднованию грядущего 70-летия победы в Сталинградской битве.

По сюжету, в оккупированной фашистами Словакии во времена Второй мировой войны в подвале одного дома, якобы за нарушение комендантского часа, задерживают и запирают 10 человек. Им предстоит провести целую ночь вместе. И вот тут-то и начинают выпадать скелеты из всех шкафов…

На протяжении всего спектакля не покидает лишь одна мысль: человек человеку волк. Особенно в условиях войны. Следом вспоминается еще: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». Но никто из героев постановки не безгрешен, что выясняется, когда каждый начинает вытаскивать и потрясать теми выпавшими из шкафов, причем чужими, скелетами.

Кроме обличения друг друга персонажами пьесы, отречения от человечности, от Бога, автор и постановщик выводят в конце действа мотив искупления. Пусть он и краток, как вспышка, на фоне хронометража спектакля. Однако покаяние и искупление парикмахера Угрика стало одним из самых ярких и «пробивных» событий спектакля: уж если такой человечишко, как Угрик, способен к искуплению, то куда ж мы тогда катимся, господа?..

Постановка сначала нетороплива, неспешна, но затем, как хороший локомотив, начинает разгоняться, выходя на третью космическую. И тут невольно начинаешь примерять ситуацию на себя. Война, убийства, оккупация… Что бы ты сделал на их месте? Есть ли действительно в тебе что-то человеческое? Эти вопросы не должны остаться риторическими. Надеюсь, каждый, кто посмотрит спектакль, а его НАДО смотреть, решит все сам для себя.

Режиссеру и всем, кто ставил спектакль – браво! Актерам – браво! Бис!

Вердикт очевиден: «Верю!»

Фото с репетиции спектакля «Прежде чем пропоет петух» предоставлено «Волгоградским молодежным театром»

Писание на своих страницах открывает нам удивительные тонкости духовного мира. Наша жизнь только кажется простой. В действительности, каждый человек представляет собой сложнейшее переплетение мыслей, эмоций, оценок, желаний, мотиваций и решений. Когда-то внутренний мир человека был гармоничен и красив. Абсолютно все внутри него было наполнено покоем и удовлетворением. Но эта картина резко поменялась после грехопадения.

Внутренний мир человека как будто перемешался, порядок превратился в хаос, гармония — в диссонанс. Чувства покоя и удовлетворения сменились неуверенностью, страхами и ожиданиями нападок и подвохов со стороны людей. Это — последствия греха. Обращение ко Христу радикально изменяет это положение. Когда человек принимает Христа своим Господом и Спасителем, его внутренний мир приобретает прочное основание, делая возможным строительство новой, гармоничной и уверенной жизни в Нем. Это строительство не происходит мгновенно. Оно представляет собой постепенный процесс духовного роста, связанный с серьезным трудом, дисциплиной, настойчивостью и посвящением. В процессе этого строительства, или созидания, возникает достаточно много трудностей. Часто нагрузки оказываются тяжелее, чем мы предполагали: неблагоприятные обстоятельства, сложные люди…

Но, пожалуй, самые большие трудности в жизни христиан связаны с кризисами, которые внезапно вскрывают слабость и нищету нашего внутреннего мира. Писание не скрывает этой реальности, детально описывая кризисы, возникавшие в жизни, практически всех духовных лидеров, упоминаемых в нем. В жизни апостола Петра тоже был кризис. Речь идет о его отречении. Это печальное событие в жизни великого апостола, пожалуй, было самой трудной и болезненной точкой в процессе его духовного роста. Тем не менее, несмотря на всю тяжесть того, что произошло в ту ночь в Гефсиманском саду и позже во дворе дома Каиафы, этот глубокий кризис не разрушил жизнь и служение Петра, а, наоборот, сделал его сильнее. Именно так переносят кризисы истинные дети Божьи, в отличии от тех, кто веруют только формально.

История отречения Петра преподает важный урок каждому, кто честен к своей жизни и кто серьезно относится к своему следованию за Христом. Эта история такова. После неудачной попытки защитить своего Учителя в Гефсиманском саду, Петр был одним из немногих учеников, кто решился следовать за Христом в дом Каиафы.

Мф 26:57-58
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

Глядя на происходившее, Петр не верил своим глазам и поэтому, не смотря на опасность, решил следовать за толпой издали, чтобы видеть, чем все это закончится. В тот момент, он не думал об опасности, не помнил о предупреждении Христа о том, что в эту ночь он отречется от Него. Он просто не мог примирить в своем уме факты происходящего. Почему Тот, в кого он поверил как к Мессию, позволил Себя арестовать?

Неужели идея восстановления Царствия Божьего, которая была там близка к осуществлению, и на которую он возлагал такие большие надежды, рухнула в один момент? Воспользовавшись знакомством Иоанна с кем-то из живших в дома Каиафы, апостол Петр, эмоционально раздавленный, в состоянии полного замешательства, пришел все-таки туда, где происходил первый суд над его Учителем. Смешавшись с многочисленными слугами и воинами, Петр грелся вместе с ними у костра, в подавленности и смущении ожидая конца. В этот момент и возникла маленькая еприятность. Одна из служанок невзначай отметила, что ей кажется, что Петр может быть одним из последователей находящегося под судом Галилеянина.

Мф 26:69
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Евангелист Лука говорит об этом немного подробней, рисуя картину у костра, который развели посреди двора, и группу людей вокруг него.

Лук 22:55-56
Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

По всей видимости эта служанка когда-то была свидетельницей проповеди Иисуса Христа, и обратила внимание на Петра, бывшего в числе учеников. Реакция Петра на столь неожиданный вопрос была суетливой и совершенно нетипичной для этого смелого по своей натуре человека.

Мф 26:70
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

Неизвестно какие мысли проносились в этот момент в голове Петра, но он явно понял, что ему лучше уйти и начал продвигаться к выходу. Но неудачи преследовали его. Теперь придверница видит в нем ученика Подсудимого.

Мф 26:71
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

Петр, реагируя на него с еще большей паникой, стал не просто отказываться. Для большей убедительности, он отрекся с клятвою, возможно даже упомянув имя Бога, что, впрочем, было обычным в то время.

Мф 26:72
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

На этом, к сожалению, его мытарства не закончились. Смешавшись с толпой слуг и рабов у ворот, через некоторое время Петр опять услышал вопрос:

Мф 26:73
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. На этот раз Петра заподозрили в связях со Христом по его речи.

Люди, жившие в Галилее, по всей видимости, говорили с небольшим акцентом, отличаясь от тех, кто жил в Иудее. Это было последней каплей в возрастающем давлении на Петра. Апостол отказываться от Иисуса Христа еще более активно. В этот момент произошло то, что внезапно напомнило Петру о словах его Учителя.

Мф 26:74-75
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Весьма печальная история. Петр сокрушен не только тем, что все его планы рухнули, не только тем, что его любимый Учитель поруган и неправедно осужден, но, более всего тем, что в этот момент он сам оказался настолько слабым и трусливым, что не смог открыто стать на Его сторону. «Плакал горько…» — Петр плачет от безнадежности, от жалости к своему Учителю и от ненависти к самому себе. Читая эти строки, трудно поверить, что речь идет об одном из наиболее выдающихся апостолов Иисуса Христа. Примечательно, что Петр был лидером среди апостолов не только до этого момента, но и после того. Буквально через несколько недель после этого, Иисус Христос доверил Петру самое дорогое, сказав ему — «паси овец Моих». Петр действительно стал одним из великих основателей Церкви. История отречения апостола Петра может научить нас очень многому. Она открывает нам, как возникают кризисы, почему Бог допускает кризисы, а также, как правильно подходить к кризисам, чтобы они превращались в благословение. Об этом читайте в дальнейших блогах.

Прослушать проповедь «Отречение Петра»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *