Причастие каждый день

Можно ли причащаться ежедневно?

Вопрос читателя:

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, а можно причащаться каждый день, если я готовилась ко святому причастию? Я вот причастилась в этот понедельник, а потом пришла в среду и батюшка у меня спросил на исповеди: “Причащаться будете?” Я сказала, что буду, а батюшка спросил: “А чего так часто? Вы же причащались уже в понедельник”. Я Вас прошу, пожалуйста, скажите можно причащаться каждый день? Не откажет ли мне священник? Спасибо вам большое заранее за ответ.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Человек не может причащаться больше одного раза в день, да и необходимости в этом никакой нет. Следовательно, в принципе ежедневное причастие возможно. Но частота причащения и его регулярность – это вопрос настолько индивидуальный и тонкий, как и все устройство внутренней жизни человека, что ни по письму его не решишь, ни даже с одной беседы или исповеди.

Дело не в том, кто Вам откажет или разрешит, дело в том, как выстроена Ваша духовная жизнь в целом. Самой простроить ее грамотно очень сложно, недаром с первых веков существования Церкви люди, которые искали духовной жизни, шли в ученики, в послушники к тем, кого считали духовно опытными людьми, чтобы те, словно детей за руку, провели их по пути возрастания в духовной жизни.

Так и сегодня и Вам, и любому другому человеку я могу посоветовать только прийти на беседу с батюшкой, которому Вы регулярно исповедуетесь или будете исповедоваться, подробно обсудить Вашу личную духовную жизнь и определить в том числе частоту и регулярность Вашего причащения. Иначе никак не получится.

Так что не стесняйтесь, а в ближайшее же время попросите священника о встрече и обсудите с ним все. И впредь исповедуйтесь регулярно и придерживайтесь руководства священника, который будет, таки образом, Вашим духовником, и согласуйте с ним духовную жизнь. Со временем, когда он увидит, что Вы встаете на ноги и правильно разбираетесь, необходимость в таком пристальном внимании с его стороны и согласовании в такой сильной мере отпадет. Но пока – только так, для Вашего же блага.

Храни Вас Господь!

Как часто можно причащаться?

Как часто можно причащаться? В древней церкви это делали каждый день, есть и специальное апостольское правило, которое полагало отлучать от церкви тех, кто три недели не причащался. Распространяется ли это на современного верующего? Даже священники не находят однозначного ответа на этот вопрос.

Как было раньше?

В древней церкви все причащались каждый день. Это была мощнейшая поддержка для гонимых христиан. Представьте себе: сколько тогда было мучеников! Они шли на верную смерть. Но их поддерживал Господь, который пребывал в них. Как? Через молитву и Таинство Евхаристии.

Потом причащаться начали один раз в неделю. Возникло апостольское правило, согласно которому человек, не причащавшийся три недели подряд, отлучался от Церкви.

Сегодня большое количество людей, которые называют себя православными христианами, подходят ко Святым Дарам только в посты, иногда — в день рожденья или именины. Есть и те, кто готовится к Евхаристии только один раз в год — в Великий пост. Но как же быть современному человеку: вернуться к истокам или поддержать тенденцию?

Если человек приходит к Церкви, он чувствует необходимость причащаться. Обычно священники благословляют приступать к Дарам не реже одного раза в месяц.

Но чаще или реже — во многом зависит от самого человека.

Святые о частоте причащения

Святые обычно без конкретики отвечают на вопрос о том, как часто можно причащаться. Например, преподобный Серафим Саровский: «».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: «».

Иоанн Златоуст указывает на то, что достойными Причащения людей делают только искренность и чистота души.

Достойны ли мы подходить ко Святым Дарам?

Именно недостоинством объясняют редкое приобщение ко Святым Дарам многие верующие. Да, это действительно весомый аргумент. Ведь это Таинство может послужить не для получение благодати от Бога, а и во осуждение.

Но с другой стороны — чем реже человек причащается, тем больше он увязает в грехе и тем тяжелее ему подготовиться к Таинству Евхаристии.

По себе знаю: найдется куча причин. То позвали на праздник и не было возможности попоститься, то неожиданно приболел, то крупно поссорился с родными или друзьями… Ну что ж, отложу-ка я на другой раз. А дьявол тем самым еще повод найдет.

Мы постоянно будем недостойными, грешными, суетливыми. Но от всего этого нас может избавить Господь, с которым мы соединяемся через Святые Дары.

Одна знакомая часто любит повторять фразу: мы всегда должны быть готовыми к двум вещам — причастию и смерти. Какими сильными были первые христиане, которые приступали к чаше каждый день!

Конечно, с того времени многое изменилось. Люди стали другими. Мир стал другим. А может, мы оттого и такие слабые, что греховно отделяемся от Бога и не воссоединяемся с Ним в Таинстве Евхаристии? Из-за этого и тяжело нам готовиться?

Как готовиться?

Чтобы причаститься, православный христианин должен поститься от трех до семи дней, по возможности посещать богослужения и присутствовать на вечерне перед Литургией, молиться, читать специальное правило и каноны, а также исповедоваться. Кроме этого, нужно понимание сути Таинства и желание причаститься, Евхаристия — это соединение с Богом.

К нему надо готовиться не формальным исполнением правил, а всем своим сердцем. В древней церкви как раз на первом месте и были чистота и искренность. Тогда не существовало такого правила для подготовки.

Люди точно знали, как часто надо причащаться — каждый день. Поэтому готовиться так, как сейчас, было просто невозможно. Кроме того, Евхаристия отделялась от Таинства покаяния. Все это возникло в связи с редким причащением.

Представьте себе: как просто так приобщить к Святым Дарам человека, который целый год не подходил к чаше, закостенел в грехе, не каялся? Надо дать ему время на подготовку, осмысление, покаяние, чтобы он обрел чистоту души и истинно пожелал воссоединиться с Богом.

Вернуть эту традицию Церкви для нас кажется невозможным. Условия и мир сильно изменились. Нам, запятнанным пороками, надо тщательно готовиться к Таинству Евхаристии. Как мы обычно готовимся к приходу гостей? Все чистим, убираем, отмываем, стираем.

А сейчас представьте: вы решили пригласить в свою душу Христа. Но вот только совсем не подготовились к этому визиту: полы не мыты, пыли на палец, через грязные окна даже свет не проступает… И как в такой дом войдет Христос?

***

Вопрос о частоте всегда имеет индивидуальный характер. Святые указывают на то, что чем чаще, тем лучше. Но звать Христа нужно только в убранный дом, в чистое сердце.

Если вас интересуют цифры и сроки, то лучше проконсультироваться с духовником или священником, который вас хорошо знает.
Общая рекомендация — не реже, чем раз в месяц.

Бойтесь одного — сильного греховного загрязнения и приглашения Господа в неубранный дом своей души. И то, и другое имеет негативные последствия.

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Вопрос: «Долгое время не могу причаститься по причине моего здоровья. Была сильная психологическая травма, после которой не могу восстановиться. Я не могу вычитать все положенные молитвы. Когда читаю, то не понимаю, о чем прошу Господа. Поэтому возникает чувство вины, что не смогла достойно подготовиться к причастию. Как мне готовиться в моем случае?»

Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— Как подготовиться к причастию, если Церковь предписывает нам в качестве подготовки к причастию, читать: три канона – Господу Иисусу Христу, покаянный; Богородице; Ангелу – хранителю. Плюс еще канон перед причастием и молитвы перед причастием. Для человека со слабой психикой или больного, или новоначального – это действительно неподъемный труд. Подготовка к причастию составляет не меньше часа, если осмысленно, с чувством произносить тексты молитв, а не просто быстро их пробубнить себе под нос. Не всем это под силу. Конечно, это молитвенное правило было составлено и адресовано не как какое-то незыблимое правило. Оно было адресовано для удобства верующим, в качестве такой подсказки, как готовиться к причастию. Но это правило не является единственно приемлемым, единственно возможным и допустимым.
В основе этого правила лежит идея, что человек должен посетить вечернее богослужение, потому что за вечерним богослужением читаются каноны Христу и Богородице. Так вот, если человек не мог посетить вечернее богослужение, то эти каноны переносились в его вечернее правило. Поэтому, кто был за вечерним богослужением, им можно сократить вечернее правило, потому что за богослужением они молились, каноны же пелись, вычитывались.
Но все же, я бы не сказал, что нынешнее наше правило – подходит для всех. Я бы не назвал его идеальным, в каком-то смысле его хорошо употреблять, но не всегда нужно вычитывать одно, и тоже.
Для человека с ослабленной психикой или человека новоначального, которому тяжело молиться, я рекомендую, прочитать один канон, например Спасителю. В следующий раз Богородице, в следующий раз Ангелу – хранителю. Далее канон перед причастием и молитвы перед причастием. То есть вместо трех канонов — читать один канон.
Для человека, который причащается регулярно, которому легко вычитывать и три канона, такому человеку, нужно не сокращать, а видоизменять такую подготовку к причастию. Потому что, знаю по себе, очень тоскливо все время, каждую неделю читать одно, и тоже. Это правило: три канона и молитвы, было составлено в то время, когда люди редко причащались. В средние века люди причащались редко. Последние только сто лет, после революции, люди стали причащаться часто. В Греции с начала 19 века было введено частое причащение, а в России только после революции. Люди ожидали угрозы смерти своей, понимали, что их могут ни сегодня, завтра схватить за веру их и лишить свободы – люди стали причащаться каждую неделю. И если человек причащается каждую неделю, а сегодня много таких, то если каждую неделю читать три одних и тех же канона, то перестаешь воспринимать их силу. Они перестают восприниматься, как что-то мотивирующее тебя к духовной жизни, становятся чем-то обыденным. Поэтому я, глубоко убежден, что можно видоизменять это правило. Сочиненно огромное количество прекрасных богослужебных текстов: и каноны, и акафисты, и песнопения – все это надо вводить в свой молитвенный рацион. Есть такая книга, ее можно скачать и в интернете, называется: «Минея праздничная». Вечером перед праздником, вместо вечерних молитв, я вычитываю службу праздника. Перед праздником Покрова, перед праздником Трех Святителей, перед Рождеством Богородицы – много этих праздников, двунадесятых и великих, они все в «Минее праздничной». Так вот я вместо вечерних молитв, и подготовки молитвенной к причастию, вычитываю эти службы вечером. Встаю перед иконой, зажигаю лампады и вычитываю службу праздника. Эти богослужебные тексты удивительно глубокие, интересные. Также можно читать акафисты разные, например, приобрести книгу или найти в интернете книгу – Акафисты в честь Пресвятой Богородицы. Практически каждую неделю празднуется память какой-нибудь иконы Пресвятой Богородицы, Вы можете во время своей вечерней молитвы, правила к Причастию, посмотрев по календарю, память какой иконы празднуется накануне, посмотреть эту икону, а потом открыть акафист в честь этой иконы, и помолиться Господу. А иной раз можно несколько молитв прочитать из вечерних молитв, это я уже о вечернем правиле говорю, и 150 раз Иисусову молитву. Можно взять почитать гимны Симеона Нового Богослова. Кстати некоторые из этих гимнов вошли в молитвенное правило ко причащению.
Существует много канонов, богослужебных текстов. Например, в Великом посту можно по частям или сразу весь почитать канон Андрея Критского. Можно в свой молитвенный рацион ввести чтение Псалтыри. Например, несколько молитв вечернего правила почитали и кафизму из Псалтыри. И конечно, в молитвенное правило и в вечернее, и утреннее и перед причащением нужно включать, как важнейший элемент, наше живое общение с Богом. Если Вы молитесь традиционными молитвами и чувствуете, что сердце загорелось и хочется поговорить с Богом своими словами – оставьте молитву, поговорите с Господом своими словами. Потому что задача молитвы не дать нам какие-то тексты, которые необходимо зачитать: — Нет! Задача молитвы в нас возбудить ревность по Богу, согреть наше сердце, размягчить нашу душу, развернуть в сторону Бога нашу очерствевшую душу. Поэтому, если вдруг слова молитвы достигли Вашего сердца, сердце размягчилось, хочется поплакать, ничего не говорить, просто постоять перед Богом – сделайте это. Молитва должна быть общением с живым Господом. Господь смотрит на нас, Он любит нас, Он слышит нас. И Он хочет с нами общаться, и наша душа тоскует без этого общения. Кому приходилось несколько дней не молиться, те, наверное, чувствовали, что начинаешь терять Бога, чувствовать Его. А начинаешь молиться и чувствуешь, что как-то и дышится легко, и верится легко. Обязательно мы должны своими словами беседовать с Господом, рассказывать Ему о своих переживаниях, своих радостях, своих горестях. Молитва – это наше жертвоприношение, все тайное и сокрытое в нашей душе мы обнажаем перед Богом через молитву. Вот как перед причастием: мы берем хлеб и вино – обычные земные продукты, и представляем их перед лицом Божьим, говорим: «Господи, сойди сюда и освяти это, соделай телом и кровью своим». И Бог входит и соделывает хлеб и вино божественным таинством. Также и молитва: мы свои чувства, скорби, радости – берем в руки, обнаруживаем, представляем пред лице Божие, приносим, как наше жертвоприношение, и Бог с этим материалом начинает работать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *