Приемыхов Валерий Михайлович причина смерти где похоронен

Содержание

Вдова режиссера Валерия Приемыхова Любовь Шутова: «Валеры нет уже столько времени, а мне до сих пор кажется, что он опекает меня оттуда, где он сейчас»

Десять лет назад ушел из жизни известный актер и сценарист

Валерий Приемыхов навсегда останется в скорбном списке тех, кто ушел из этой жизни на взлете — не дописав, не доиграв, не долюбив. Он никогда не считал актерскую профессию своим главным делом, отдавая предпочтение работе сценариста и режиссера. Но именно кино сделало его популярным — «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный… «, «Холодное лето 53-го… «. Даже узнав о смертельном диагнозе (у Валерия Михайловича обнаружили рак мозга), Приемыхов отчаянно не хотел умирать и до последнего боролся за жизнь. Вместе со своей Любочкой, как ласково называл он супругу. Валерия не стало летом 2000-го. Ему было всего 57 лет…

«Из экспедиции мы вернулись по уши влюбленными друг в друга»

— Мы познакомились в 1983 году, — вспоминает Любовь Викторовна, — когда я после окончания института работала на киностудии «Ленфильм». Валерий Михайлович снимался в одной из самых знаменитых своих картин, «Пацаны», где ассистентом по актерам работала моя подруга и однокурсница. Я была заместителем директора на другой картине, но поскольку киностудия там небольшая, все мы очень скоро перезнакомились и подружились. Уже тогда у нас возник взаимный интерес, но я в то время была замужем, так что ничем наше знакомство не закончилось.

Валерий Михайлович уехал в Москву и вскоре женился на Оле Машной, а у меня родился сын. Мы не виделись лет пять. Когда после декрета я вышла на работу, директор, с которым я работала раньше, пригласил меня на картину с рабочим названием «Благородный друг» (в прокате — «Штаны»). Режиссером и исполнителем одной из главных ролей в ней был Валерий Приемыхов. Мы встретились, как старые приятели, и очень обрадовались друг другу. Валерий Михайлович как-то сразу проявил ко мне повышенный интерес. Теперь я понимаю: он хотел наверстать то, что было упущено в первую встречу. Нашей съемочной группе предстояла экспедиция сначала в Одессу, потом в Ялту. Там, несмотря на то, что съемки были, в основном, ночными, а потому очень тяжелыми, и начался наш роман.

— Валерий Михайлович, наверное, очень красиво за вами ухаживал?

— Скорее, забавно. Бывало, принесет цветы, а подарить стесняется — положит букет за заднее сиденье в машине и забудет о нем. Увидев его, спрашиваю: «Что это за цветы?» «Ой, — говорит, — это же тебе!» Но покоряли меня не цветы и рестораны, а его напор и неподдельный интерес ко мне. Он как будто бы все время давал мне понять: если я не отвечу на его чувства, то ему никто больше не нужен, а в случае моего отказа весь мир для него обрушится. Он был очень горячим в проявлении чувств. В общем, из экспедиции мы вернулись по уши влюбленными друг в друга.

— Вы сразу поняли, что это начало серьезных отношений?

— Поначалу я воспринимала их как банальный курортный роман, да и он, казалось, относился к происходящему так же. Помню, когда мы летели домой, в Ленинград, в самолете сказала ему: «Что, Валера, закончился наш курортный роман?» И он ответил, как будто отмахнулся: «Ну, значит, закончился». Однако чем больше мы убеждали себя в бесперспективности этих отношений, тем больше друг к другу привязывались и тем сложнее нам было расстаться. Хотя это казалось неизбежным: Валерий Михайлович к тому времени уже развелся, а вот я была замужем. Но он настоял, чтобы я ушла из семьи и переехала к нему в Москву.

— Говорят, труднее всего к Москве привыкают петербуржцы…

— Мне было действительно непросто, ведь все близкие люди остались в Ленинграде. А друзья Валерия Михайловича, который до меня был женат дважды, поначалу отнеслись ко мне настороженно: еще одна молодая жена! Но, поскольку подобное всегда притягивает подобное, все друзья мужа были очень хорошими людьми, так что в свой круг они приняли меня довольно быстро. Можно даже сказать, что он подарил мне этих людей, со многими из них я общаюсь до сих пор. Были у нас и семейные сложности — как в любой семье. В быту Валерий Михайлович был не очень комфортным, патриархального склада. Этим он пошел в своего отца — человека достаточно властного, всегда занимавшего руководящие должности. Не могу сказать, что он был жестким, скорее, разным, подверженным своим настроениям и состояниям. Если он работал, то просил его не беспокоить, дать возможность сосредоточиться. В это время он днем спал, а ночью писал. Но как только работа была закончена, он становился человеком-праздником: или мы сами куда-то ехали, или приглашали гостей домой.

— Многие вспоминают бурный темперамент Приемыхова.

— Да, это частенько становилось причиной наших ссор. А как можно было не ссориться с таким темпераментным человеком, да еще и холериком? Мы ссорились, мирились — у нас была нормальная «итальянская» семья.

— Он вас ревновал?

— Первые несколько лет. Для ревнивого человека серьезный повод и не нужен, достаточно мелочей: не так на кого-то посмотрела, с кем-то рядом сидела, кто-то мимо прошел, кому-то вполголоса что-то говорила. Это неважно, важно состояние, в котором человек в этом случае пребывает. Тем более что я тоже его ревновала.

— Ольга Машная в интервью назвала одной из причин развода с Валерием Михайловичем то, что он не разрешал ей работать.

— Эта история повторилась и со мной, только я относилась к этому спокойнее. Понимала, что такое у него представление о счастливой семейной жизни. В семье его родителей все было точно так же. Мать Валерия Михайловича, тишайшая и нежнейшая женщина, всю свою жизнь посвятила семье. Валере нравилось, чтобы, когда он возвращается с работы, дома было чисто, уютно и вкусно пахло. И чтобы я обязательно встречала его на пороге. Кулинарные пристрастия у него были самыми простыми — жареная картошка, пирожки с ливером, щи. Все эти блюда, как я понимаю, были из его детства, поэтому всю жизнь муж считал, что ничего вкуснее нет. Он научил меня варить знаменитые боярские щи с грибами, репой и фасолью. Любил погуще, чтобы ложка стояла…

— Что же Валерий «взвалил» на свои плечи?

— Он делал все, чтобы я была счастлива — как будто оберегал меня от жизни. Только когда его не стало, я поняла, насколько все это время далеки были от меня глобальные жизненные проблемы — муж все их брал на себя. Он не занимался бытом, который целиком и полностью лежал на мне. Но во всем остальном действительно был главой семьи. Я никогда не думала о том, где достать денег, куда поехать отдыхать, как купить билеты и путевки — решением этих и многих других вопросов занимался муж.

«Первый рассказ Валеры напечатали, когда он учился в восьмом классе»

— Правда, что в детстве Валерий Михайлович даже не мечтал об актерской карьере?

— Детство у него было непростым. С друзьями часто убегал из дому, катался на крышах поездов, за что получал от отца ремня. А в актерскую профессию попал случайно, поскольку всегда мечтал быть писателем. Писать Валера начал рано, работал ночи напролет и получал от этого огромное удовольствие. Первый рассказ, «Билет в кино», был напечатан в газете «Амурский комсомолец», когда он учился в восьмом классе. Кстати, в его основу легла реальная история. В их мальчишеской компании была такая забава — «реставрировать» использованные билеты в кино. После того как билетер отрывал от билета корешок и бросал его в урну, они осторожно, чтобы никто не видел, доставали его, подчищали число и склеивали стык в стык. Такой билет потом продавали с рук по второму разу. Надо сказать, что Валерий Михайлович сделал это всего только раз, его билет купила какая-то девочка. А он потом еще долго мучился угрызениями совести — представлял себе, как эту девочку выгоняют, потому что ее место уже занято. Душевные терзания вылились в рассказ.

После школы Валера по настоянию отца поступал в авиационный институт, но не добрал баллов. А потом, как это часто бывает, за компанию с приятелем поехал во Владивосток и пошел на экзамены в Дальневосточный институт искусств на актерский факультет. Как ни странно, они оба поступили. Так Валерий Михайлович стал актером, играл в нескольких театрах, но работа эта ему не очень нравилась. Возможно, потому, что серьезных ролей у него не было. Он развелся со своей первой женой, Эллой, с которой познакомился в Дальневосточном институте, и решил поехать в Москву — поступать на сценарный факультет. Поступил сразу в два института — в Литературный и во ВГИК, но выбрал последний. С тех пор он много и с удовольствием работал и всегда считал себя сценаристом.

— Как же он начал сниматься?

— Это случилось позже, когда он привез свой сценарий в Ленинград — Динаре Асановой. В ее картине «Жена ушла» должны были сниматься Марина Влади и Высоцкий, но ей — по понятным причинам — забраковали эти кандидатуры. И тогда она предложила пригласить Елену Соловей и Валерия Приемыхова, который в молодости был достаточно интересным мужчиной. Сейчас таких называют секс-символами. Кинематографическому начальству его пробы ужасно не понравились, но Динара была человеком с характером — она Валерия Михайловича отстояла. С тех пор он и снимался, за редким исключением, только у Динары — до самой ее смерти, но всегда считал актерскую профессию для себя второстепенной. Хотя зрители его знают, в основном, как актера, редко кто обращает внимание на фамилию сценариста в титрах, а ведь у него около двух десятков сценариев и несколько режиссерских работ.

«Рак — вещь коварная: он играет со своей жертвой, как кошка с мышкой»

— Страшный диагноз стал для Валерия громом среди ясного неба?

— Его давно мучили головные боли, но у него не было времени, чтобы ходить по врачам. Он пил таблетки горстями и продолжал работать. Когда Валера вернулся из Минска со съемок в сериале «Каменская» (роль Сауляка в новелле «Не мешайте палачу» стала последней в его жизни), я, наконец, уговорила его пройти обследование. Оказалось, что ситуация сильно запущена и надежды на выздоровление нет. В течение последнего года его жизни мы пережили все: периоды лечения сменялись периодами ремиссии, иногда казалось, что ему стало лучше и болезнь отступила. Но рак — вещь коварная: он играет со своей жертвой, как кошка с мышкой — ненадолго отпускает, чтобы потом схватить еще сильнее. Все это время Валерий Михайлович не переставал работать — ходил на службу (он был главным редактором на Киностудии имени Горького), проводил много времени в библиотеках. Параллельно писал сценарий картины о крещении Руси и Владимире Красное Солнышко, которую мечтал снять сам. Даже если ему предстояло лечь в больницу всего на несколько дней, брал с собой ноутбук. Первая серия была написана полностью, закончить вторую он уже не успел…

— Валерий предчувствовал свой уход?

— Честно, ни он, ни я не верили в то, что он может умереть. У Валеры было такое желание жить, что мне казалось: мы вылечимся. Не может быть, чтобы он умер! Он был уверен в этом сам и сумел убедить меня. Мы с ним никогда не говорили о смерти, даже слова этого вслух не произносили. Но потом мужу внезапно стало плохо, его положили в реанимацию. Валеры не стало буквально за три дня. Я все время была рядом с ним, ночевала в палате. К нему приходили друзья, а незадолго до смерти он попросил пригласить батюшку, который его соборовал… Валеры нет уже десять лет, а мне до сих пор кажется, что он опекает меня оттуда, где он сейчас…

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

КОРОТКОЕ ЛЕТО ВАЛЕРИЯ ПРИЁМЫХОВА

Режиссер, актер и писатель Валерий ПРИЕМЫХОВ скончался 25 августа 2000 года. Ему было всего 57 лет. Приемыхов долго болел, а ушел стремительно: в течение трех последних дней его жизни стало ясно, что он не доживет до конца лета. Все мы, не знавшие Валерия Михайловича лично, знакомы с ним по его ролям в кино.Лучше всего, конечно, запомнился приемыховский образ положительного героя — немногословного человека, всегда мужественного, всегда застенчивого и обязательно задумчивого. Друзья, приятели, знакомые, подруги и жены знают другого Валерия — «душу компании», балагура и весельчака. Некоторые, в основном журналисты, запомнили его неуверенным в себе, даже косноязычным… Однако одна сторона жизни Приемыхова почему-то так и осталась «за кадром»: в немногочисленных интервью он всегда называет себя православным, и «не просто верующим, а воцерковленным человеком». Вот мы и попытались вспомнить Валерия Приемыхова как человека Церкви, православного христианина.СПРАВКА: Валерий Михайлович ПРИЕМЫХОВ (1943—2000 гг.) родился в городе Белогорске Амурской области. Окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1966), сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1973). В 1966 — 1969 играл на сцене Фрунзенского Русского драмтеатра им. Н. К. Крупской. Член жюри I-IV Конкурсов студенческих фильмов на соискание премий «Св. Анны». Дважды лауреат Государственной премии СССР (1984, за фильм «Пацаны» и 1989, за фильм «Холодное лето 53-го». Лучший актер года по опросу журнала «Советский экран» (1988). Заслуженный деятель искусств России (1993). Лауреат премии «Ника» (1999, номинация «Лучший сценарий»). Специальный приз 45-го Международного кинофестиваля в Таормине (Италия) (1999, за фильм «Кто, если не мы»). Лауреат Государственной премии России (2000, за работы для детей и юношества). Снимался в фильмах: «Жена ушла» (1979), «Никудышная» (1980), «Личная жизнь директора» (1981), «Пацаны» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), «Простая смерть» (1985), «В распутицу» (1986), «Попутчик» (1986), «Тихое следствие» (1986), «Мой боевой расчет» (1987), «На исходе ночи» (1987), «Наш бронепоезд» (1988), «Одно воскресенье» (1988), «Продление рода» (1988), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1988), «Штаны» (1988), «Мигранты» (1991), «Игра» (1992), «Слава Богу, не в Америке…» (1992), «Солнечный день в конце лета» (1992), «Время печали еще не пришло» (1995), «Крестоносец» (1995), «Кто, если не мы» (1998), «Каменская: Не мешайте палачу» (2000).Автор сценариев кинокартин:»Иван и Коломбина» (1975), «Дикий Гаврила» (1976), «Младший научный сотрудник» (1978), «Никудышная» (1980), «Магия черная и белая» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), «Взломщик» (1986), «Штаны» (1988), «Князь Удача Андреевич» (1989), «Мигранты» (1991), «Крестоносец» (1995), «Кто, если не мы» (1998).режиссер-постановщик фильмов:

«Штаны» (1988), «Мигранты» (1991), «Кто, если не мы» (1998).

Изданы книги:

В. Приемыхов. Двое с лицами малолетних преступников. М: «Самовар», 2001 г.

Крещение

«Когда мы встретились с Валерием, он был уже верующим, — вспоминает протоиерей Владимир Волгин* — верующим, но невоцерковленным. Он уже исповедовался и причащался, но крайне редко». Встреча отца Владимира и Валерия Приемыхова состоялась в 1990 году, когда батюшка был настоятелем храма в деревне Бегоще Рыльского района Курской области. А крестился Валерий Михайлович еще в 1976 году, в возрасте 33-х лет. О том, что привело его ко Христу, Приемыхов не рассказывал, да и священника настолько же не интересовало духовное прошлое нового чада, насколько волновало его настоящее и будущее…

Материал по теме

Как не потерять совесть

Юрий Пущаев: «В русском языке совесть – это со-ведение. Так что потерять сознание и потерять совесть – это в каком-то смысле действительно одно и то же»

Валерия не крестили в детстве — он родился и рос на Дальнем Востоке, а дедушки и бабушки остались в европейской части России и потому не могли принимать участия в воспитании внука. Отец же был убежденным коммунистом, да еще и партийным работником. Впрочем, маловероятно, что при необузданном характере Михаила Приемыхова кто-нибудь вообще мог сделать с его сыном что-то, противоречащее его, отца, взглядам. Сам Валерий Михайлович не раз вспоминал, как после войны, когда родителя назначили третьим секретарем обкома КПСС Амурской области и выдали пистолет, папа, «приняв на грудь», палил в потолок, чем приводил в ужас маму…

По мнению протоиерея Владимира Волгина, было бы упрощением считать, что к вере Приемыхов пришел только из-за какого-то личного кризиса. «Валерий постоянно размышлял о смысле жизни, о смерти, о рождении, — вспоминает священник. — О тех вопросах, на которые должен ответить каждый мыслящий человек. С этим он и обратился ко мне. И могу сказать, что 80 процентов моих духовных детей (а почти все мои чада принадлежат к слою интеллигенции) пришли ко Христу именно в силу логики своих размышлений и поисков, так что ничего исключительного здесь нет».

Однако внешние обстоятельства крещения Валерия Приемыхова все же указывают на кризис — и личный, и творческий. В это время он переезжает из Ленинграда в Москву и расстается со своей подругой, матерью его единственного ребенка — дочери Нины. (За плечами уже был один неудачный опыт семейной жизни — распался его первый студенческий брак…) Друзья, приятели, духовный отец и сама Нина Валерьевна единодушно свидетельствуют, что Приемыхов был хорошим отцом, очень заботился о дочери и старался максимально участвовать в ее воспитании. Естественно, разлука с нею не могла быть для него легкой.

В столице же Приемыхова ждало еще одно испытание — невостребованность. Первый фильм по его сценарию — «Иван и Коломбина» — был назван тогдашним законодателем киноискусства, журналом «Советский экран», худшим фильмом года. И выпускник сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) подвизался доработчиком чужих проектов и спасателем горящих «производственных единиц» («Дикий Гаврила» и телефильм «Миг удачи»). Дело обычное, однако стоит вспомнить, что до этого — в Дальневосточном институте искусств, потом в Русском драматическом театре во Фрунзе (ныне Бишкек), тогда столице Киргизской ССР — Валерий привык быть первым учеником, лучшим актером, в общем, звездой…

«Валерий Михайлович шел к вере поэтапно, от недоверчивой лояльности к воцерковлению, — говорит протоиерей Владимир Волгин. — И, безусловно, на каждом из этих этапов были срывы, как у любого христианина». У нас нет данных о том, что, крестившись, Валерий Михайлович сразу стал «пламенным православным». Впрочем, то, что было у Приемыхова после крещения, срывом назвать нельзя. Скорее — забвением себя в работе. К Приемыхову пришел успех — не сразу после того, как крестился, а через несколько лет, и он с головой окунулся в творчество. Вдова артиста вспоминает, что во время съемок, работы над книгой или сценарием он забывал обо всем на свете, в том числе о Церкви и о молитве («правда, всегда старался соблюдать посты, в любых условиях»), однако, вернувшись из творческого забытья, сразу же бежал в храм, к священнику.

Работа прежде всего

Сохранить и реализовать свои способности Приемыхову помогло состоявшееся в конце семидесятых знакомство с кинорежиссером Динарой Асановой, переросшее в долгую творческую дружбу. Он был автором сценария и ведущим актером асановских лент «Никудышная», «Пацаны» и «Милый, дорогой, любимый, единственный…». Многие зрители и даже кинокритики вначале приняли актера Приемыхова за удачно выбранного «типажного непрофессионала», умеющего натурально и убедительно быть на экране самим собой. Да и сейчас многие коллеги по цеху, сказав положенное «каким замечательным был Валера», бросают вскользь, как бы между делом: «Но вообще-то он всегда играл самого себя…»

«Нет, это не так. Он создал образы настолько разные, что они просто не могли быть частью его личности, — говорит вдова Приемыхова, Любовь Викторовна Шутова. — Сравните мафиози из «Крестоносца», главные роли в фильмах «Простая смерть» и «Пацаны», спившегося милиционера из его последней кинокартины «Кто, если не мы». И сходство тех же «Пацанов» с последней картиной Валерия Михайловича, «Кто, если не мы», скорее, кажущееся. Фильм Асановой — прямолинейный, почти публицистический, а у Валерия явной социальной задачи нет — это именно кино, зарисовка из жизни. Вспомните хотя бы замечательный эпизод в женском туалете платной школы, молчаливую игру Екатерины Васильевой и Валерия… А в «Холодном лете…» он играет настоящего супермена. А ведь Валера в жизни никогда суперменом не был. Хорошим мужем и отцом, талантливым, душевным и скромным человеком — да, но не суперменом»…

Приемыхову даже говорили — мол, зачем тебе режиссура, ты классный актер. «Он не мог не снимать фильмы, он считал, что в них нуждается страна, — вспоминает Любовь Викторовна. — Он был патриотом. У него были жесткие принципы — нельзя говорить о Родине «эта страна», нельзя говорить плохо о матери… Сначала перемены, которые начались на нашей Родине, ему нравились, но он быстро разобрался, что наступают трагические времена. И болезненно переживал все это. Поэтому, в частности, появился фильм «Мигранты». Он жил тем, чем жили его соотечественники».

Материал по теме

Кино о Псковской миссии

Владимир Хотиненко снял фильм «Поп», в основу которого легла история Псковской миссии.

Приемыхов сам говорил в интервью, что часто переписывает свои роли, даже не будучи режиссером-постановщиком или сценаристом. «Обычно каждый актер как-то адаптирует роль под себя, — рассказывает Любовь Шутова. — Но Валера — переписывал. Проблем из-за этого в отношениях с режиссерами не возникало потому, что его вариант, как правило, был интереснее прежнего. Например, изначально в «Холодном лете…» его герой, Лузга, был каким-то ученым, кажется, археологом. Мог ли интеллигент победоносно сражаться с уголовниками? Валерий сделал бывшего зэка офицером, чем приблизил роль к жизни».

«Холодное лето 53-го» принесло Приемыхову не просто всероссийскую, а всемирную славу. Фильм и актеры, игравшие в нем главные роли, получили множество наград, Валерий Михайлович съездил в Америку и вернулся в ужасе от увиденного и услышанного там. Вдова вспоминает: «Он рассказывал о жутком невежестве конгрессменов, с которыми общался на показе фильма в Библиотеке Конгресса США. Мол, если у нас любой дворник, даже если Чехова не читал, может рассказать про Каштанку, то там конгрессмены об О`Генри ничего не знают, не говоря уж о его героях. Тем не менее, Валерий в западных, в основном европейских кинокартинах снимался. Но ему хотелось сочинять сценарии, ставить фильмы и писать книги».

Литературному творчеству Приемыхов отдавался полностью, так же, как чуть раньше кино. «Как-то мы приехали к моим родителям, а он заперся во флигеле и писал повесть «Двое с лицами малолетних преступников», — вспоминает вдова. — Даже еду вносить в комнату запрещал: «Поставь там у порога». Празднуем день рожденья тетушки, все его зовем, а он не идет! И я просила Валеру выйти к гостям, и мама… Меня тогда такое его предпочтение работы близким очень обижало. Однако иногда Валерий Михайлович со мной советовался. Нет, он был не из тех писателей и сценаристов, для которых мнение жены решающее, но всегда давал прочесть написанное, не столько ожидая услышать критические замечания, сколько сверяя свои ощущения. Он советовался о каких-то житейских подробностях. Например, когда писал сценарий фильма «Кто, если не мы» и дошел до момента, когда там одного из главных героев отдают в платную школу, он расспрашивал меня о платной школе, в которой учится мой сын Федор, о том, как я за учебу плачу… В бытовых вопросах он плохо разбирался».

Вера и творчество

Интересно, что во ВГИК Приемы-хов поступил без желания непременно «попасть в кадр» — он хотел быть сценаристом, хотел писать для кино, а в перспективе окончательно уйти в литераторы. Кстати, Валерий поступал одновременно и во ВГИК на сценарный, и в Литинститут имени Горького. Поступил в оба вуза, однако учиться стал во ВГИКе. «Пошел на сценарный, потому что думал: писатель — это пока сложновато», — признался потом Приемыхов в беседе с кем-то из журналистов. Но актерскую профессию он все-таки не любил до конца жизни.

«Когда я спрашивала, почему он так относится к этому занятию, Валерий называл актерскую работу «женской», — вспоминает Любовь Викторовна, — поскольку главная задача актера — нравиться публике. А после того, как стал часто в церковь ходить и с отцом Владимиром познакомился, начал сомневаться в «праведности» актерского ремесла. Даже называл эту работу бесовской». Однако священник Владимир Волгин отговорил Приемыхова от расставания с кино. Священник вспоминает: «Я попытался внимательно изучить каноны Церкви на этот счет и понял, что Церковь не одобряет тех актеров, которые играют роли развратных людей, инсценируют то, что противоречит христианской жизни и христианским идеалам. Например, языческие мистерии. Но к артистам, которые на экране или в театре воспевают идеалы высокой нравственной жизни, это не относится. Валерий не играл безнравственных ролей. Я сказал ему: «Любое дело надо делать во славу Божию. И если вы будете играть во славу Божию, — безусловно, разборчиво относясь к ролям, которые будут предлагать, — то не только вправе, но и должны развивать тот талант, который получили от Бога, от природы». Это его успокоило». Однако, при всей своей разборчивости, Валерий Приемыхов до конца жизни жалел о том, что сыграл главную роль в фильме «Простая смерть», поставленном Александром Кайдановским по рассказу Толстого «Смерть Ивана Ильича». Даже однажды сказал об этом в интервью. Почему именно жалел, Приемыхов журналисту не объяснил, но заметил: «Нехорошая, нехристианская картина получилась».

«Если бы Валера прожил подольше, он бы понял, что спасение души в нашей профессии почти невозможно, — считает актриса Екатерина Васильева. — Мысль моя проста, и Валерина жизнь — подтверждение ей: творческая среда вредна для души. Если все суета сует, то здесь вдвойне, втройне. В миру жить непросто, а творческая среда — это мир в миру, где концентрируются темные силы. Где удача, там — гордыня, тщеславие; где неудача — уныние, отчаяние. Очень много лукавства. Набор страшных грехов, которые проявляются ни не на пашне, не на заводе, а на съемочной площадке, в театре». Кстати, Екатерина Сергеевна и познакомила Приемыхова со священником Владимиром Волгиным. Однако свое решающее влияние на духовную жизнь Валерия она отрицает: «Я только привела его к батюшке, а ко Христу его вел священник. И решение вступить на этот путь было именно его, Валерино». Слова Васильевой подтверждает вдова Приемыхова, Любовь Шутова: «Он всегда был человеком цельным, который не поддавался чьему-то влиянию, принимал решения сам».

Материал по теме

Русский хор, которого не слышала Россия

Поскольку Жаров служил в казачьих частях, вместе с казаками выехал из России, да и сам хор формировался в казачьей среде, то и название «Хор Донских казаков» всем показалось вполне естественным…

Отец Владимир хорошо помнит первый визит Приемыхова к нему еще и в связи с миссионерским выступлением Валерия Михайловича перед жителями города Рыльска: «Рыльские власти знали, что ко мне приезжают Васильева и Приемыхов, и просили их выступить перед зрителями кинотеатра. Екатерина Сергеевна и Валерий Михайлович согласились. И говорили зрителям о своей вере. Вот тогда, мне кажется, в духовной жизни Валерия Михайловича и случился перелом. Он начал осознавать себя христианином. Людям, пришедшим на встречу, актеры рассказали, что приехали к своему духовному отцу, что они православные, и отвечали в связи с этим на вопросы зрителей».

«Потом он чаще приезжал ко мне, — продолжает священник. — Купил даже дом в деревне Бегоще, чтобы лето проводить там, рядом с церковью, спокойно работать в деревенской тишине над всем тем, о чем размышлял. Он очень любил деревню.

Помню, мы как-то приехали с ним в Рыльск по делам, зашли в Райпотребсоюз, в бухгалтерию, там было очень много народу. Я спросил: «Узнаете человека, с которым я пришел?» Все с большим удивлением посмотрели на Валерия Михайловича, но никто его не узнал. Он был очень сконфужен. Я напомнил, что это известный артист, который играл во многих фильмах, что он сценарист и режиссер. Все только молча кивали головами. Валерий Михайлович часто вспоминал эту историю, заливаясь своим заразительным смехом».

Неоконченный сценарий

В последний год жизни Валерий Приемыхов работал над сценарием кинофильма «Владимир Красно Солнышко» о князе, крестившем Русь. В одном из последних интервью, опубликованном уже после его смерти, Валерий Михайлович говорит о сложности задачи — не утопить в «костюмной драме» главное — «встречу человека Владимира и Богочеловека Христа». Сейчас этот почти готовый сценарий — у продюсера и каскадера Александра Иншакова, который пять лет собирался ставить фильм, но так и не смог найти денег на дорогую костюмированную постановку. Планов у Валерия Михайловича, по словам его вдовы, было на десять жизней: «Остались наброски, основное ушло с ним». Были планы житейские: «Он испытывал дискомфорт в большом городе. Жил здесь по профессиональной необходимости. Говорил мне: «Давай на старости лет уедем в провинцию». Мы думали, что это скоро случится…» «Мое поколение как-то всюду опоздало», — сказал в другом интервью, тоже опубликованном посмертно, сам Валерий Приемыхов…

Отец Владимир тоже считает, что многого не успел доделать вместе с Валерием: «Много раз мы возвращались к теме его венчания с супругой. Но он считал себя не готовым к этому великому таинству. Он очень любил свою жену Любу, дорожил ею. По всей видимости, именно поэтому так трепетно относился к венчанию. Венчаться он захотел, когда уже был при смерти. Мы договорились, что я приеду к нему в больницу и повенчаю его с Любой. Но до этого он не дожил».

Последние несколько лет жизни, по словам отца Владимира, Валерий часто причащался — «как правило, раз в месяц». Одно время Приемыхов даже не поздравлял жену с 8 марта, только с днем Жен-мироносиц… Однако он никогда не принуждал домочадцев ни к церковной, ни к домашней молитве. «Я, бывало, ленилась встать и поехать утром на службу, — вспоминает Любовь Шутова. — Валера вставал и, стараясь меня не беспокоить, ехал в церковь. Меня это смущало, я совестилась и старалась от него не отставать. Мы, правда, спорили. Меня смущало, что при храме отца Владимира есть некая артистическая тусовка, — мол, почему ты ездишь туда через всю Москву, а не ходишь в церковь поблизости. Он говорил, что ему важно исповедоваться у своего духовника, и что если артисты ходят к своему батюшке, то лучше так, чем никак».

Отец Владимир вспоминает, что, когда Приемыхов тяжело заболел, то «не афишировал свою болезнь, старался о ней вообще не говорить. Он искал исцеления не только у врачей, но в Церкви. И когда летом 2000 года в Москву с греческой горы Афон привезли главу святого великомученика и целителя Пантелеимона, Валерий очень захотел приложиться к честной главе. Мы приехали на подворье Пюхтицкого монастыря, было очень много народу, но мы прошли без очереди — Валерию было тяжело стоять, он был очень слаб. После того как он приложился к честной главе великомученика и целителя Пантелеимона, болезненные симптомы прошли, и он с радостью поведал об этом».

Диагноз — рак мозга — поставили ему за год до смерти. А еще с год до этого у Приемыхова были сильнейшие головные боли, однако он был очень занят, работал над фильмом «Кто, если не мы» и не хотел прерывать съемки… Но, узнав о болезни, Валерий Михайлович боролся за свою жизнь до последнего. Его лечили в знаменитом Онкологическом центре на Каширском шоссе в Москве, он прошел серьезный и болезненный курс лучевой терапии. Болезнь вроде бы отступила. «Он угас в три дня, — вспоминает вдова. — Снова болела голова, его отвезли в реанимацию, где он держался только на лекарствах… Приехал отец Владимир, исповедал и причастил Валеру… А через день наутро он умер».

«Я никогда не видел Валеру в унынии, хотя не думаю, что эти чувства были ему незнакомы,— вспоминает священник. — Как любой человек, он испытывал переживания, но старался их не показывать, вне зависимости от тяжести скорби, которую нес в душе. К людям, с которыми сталкивала его жизнь, он шел всегда с распахнутой душой. Как духовный отец Валерия Михайловича, я считаю, что он перешел из этой жизни в другую и предстал перед Судом Божиим подготовленным и зрелым человеком. Я не присутствовал при его смерти. Но от людей, которые были рядом с ним, я слышал, что она была тихой. Это знаковое для духовной жизни явление. Черта, подведенная под ней. На мой взгляд, это была христианская кончина».

*Протоиерей Владимир Волгин — настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве – ред.

Кадр из фильма “Пацаны” (1983 г.)

Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов в фильме “Холодное лето 53-го” (1988г.)

Паломничество на Святую Землю. Река Иордан. 1996 г.

В роли Ивана Ильича в фильме “Простая смерть” по рассказу Л. Толстого “Смерть Ивана Ильича” (1985 г.)

С супругой Любовью Викторовной Шутовой (1996 г.) (фото из семейного архива)

Валерий Приёмыхов — биография

Валерий Приёмыхов – актёр кино и театра, написавший множество сценариев к советским фильмам, в том числе «Никудышная», «Милый, дорогой, любимый, единственный…», и сыгравший главную роль в криминальной драме «Холодное лето пятьдесят третьего» режиссёра Александра Прошкина.

Начало

Родился актёр в Белогорске Амурской области 26 декабря 1943 года на таёжном берегу реки Амур. В его посёлке в основном находились перемещённые лица и бывшие заключённые лагерей.

Фото: Валерий Приёмыхов

Отец актёра был одним из тех, кто отправился на дальний восток осваивать нетронутые земли, где женился на девушке Нине. Спустя некоторое время родители Валерия скончались, а его позвал к себе в Москву родной дед Иван Иванович, чтобы не доживать старость одному.

Детство актёра было очень ярким. Он часто резвился на улице с мальчишками, создавая укрытия и переправы, играл на реке. А вот к книгам у маленького Валерия было особое отношение. Ради искусства он ходил в библиотеку за несколько километров по морозу, чтобы читать любимые классические произведения Майна Рида, приключенческие истории Жюля Верна и Диккенса. Он много времени посвящал езде на велосипеде и лыжах. Иногда охотился на мелкую дичь в дремучих лесах Тайги.

Фото: Валерий Приёмыхов в детстве

Первый писательский опыт актёра состоялся ещё в детстве благодаря необычному случаю. Когда искусство кинематографии стремительно набирало популярность в послевоенное время, многие мальчишки любили проводить время в кинотеатрах. Валерий рос в небогатой семье, и приходилось выкручиваться. Он мастерски подделывал билеты в кино, а однажды даже продал один из них маленькой девочке, за что впоследствии раскаивался. Это событие натолкнуло его на написание повести, которую напечатали в местной газете.

Как и многие творческие личности того времени карьера Приёмыхова началась с рабочей специальности, так как попытки поступления в институт авиации не увенчались успехом. Он работал токарем и по совместительству вместе с друзьями посещал студи народного творчества, где играл в спектаклях. Именно на этом этапе своей биографии Валерий окончательно определился со своим будущим и поступил на театральный факультет Дальневосточного педагогического института, который окончил в 1966 году. С этого момента и началась его актёрская деятельность.

Фото: Валерий Приёмыхов в детстве с мамой

После окончания института Валерия распределяют в Драматический театр имени Крупской, где он участвует в постановках три года. Позже, актёр переезжает в Москву и поступает на сценарный факультет ВГИКа в мастерскую Маневича. В столице пришлось нелегко. Чтобы сводить концы с концами, актёр подрабатывал кочегаром и дворником в Библиотеке, а проживал в общежитии. В 1973 году он заканчивает институт и начинает пробоваться на роли в фильмах, однако в мире кинематографии ему далеко не сразу удалось пробиться на большой экран.

Творческий путь

Первые серьёзные роли актёр сыграл ещё на сцене Уссурийского драмтеатра. Как и все заслуженные советские актёры он прошёл свой путь к славе через развитие театрального мастерства, а в кино стартовал лишь в 1979 году в драме Динары Асановой «Жена ушла» в лице мужа героини Елены Соловей. Хотя до этого его талант сценариста был уже принят в обществе благодаря произведению «Иван и Коломбиана» 1975 года. После были работы «Кошки-мышки», «Дикий Гаврила», «Житейское дело», «Миг удачи».

Следующей его ролью стал киногерой Игоря Новикова в социальной драме «Личная жизнь директора» 1981 года, где Валерий был представлен как начальник крупного комбината. В 1982 году на экранах появляется кино «Никудышная» режиссёра Динары Асановой, в котором актёр не только снялся, но и написал сценарий к картине. Главная героиня Ольга Машная, игравшая неуравновешенного подростка, стала впервые известна именно по этому фильму, и судьба впоследствии скрестила судьбы Валерия и Ольги в совместном браке.

Творческий союз Асановой и Валерия стал одним из самых успешных в жизни актёра. За роль в кино «Пацаны» 84 года Приёмыхов получает государственную премию. Начальник спортивного лагеря Павел Антонов, которого играет Приёмыхов, работает над формированием правильного общества в среде подростков, стараясь исправить ошибки воспитания. Актёр настолько правдоподобно смотрелся в этой роли, что его стремительно возросшую популярность после выхода картины на экраны довольно просто объяснить.

В 1984 году появляется очередная работа актёра, как сценариста, «Милый, дорогой, любимый, единственный…», в которой Валерий играет роль таксиста, а Машная попутчика с грудным ребёнком на руках. Тяжёлая психологическая драма, в корне отобразившая проблему в умах молодых людей, была хорошо воспринята публикой. Дуэт знаменитой пары ещё раз доказал, что они хорошо подходят друг другу, и в течении просмотра складывается впечатление тайной симпатии таксиста к привлекательной девушке на соседнем кресле автомобиля.

Одной из самых знаменитых ролей стала игра Валерия в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» 1987 года. Вместе с актёром Анатолием Папановым они изобразили двух заключённых, осуждённых по политическим статьям. Валерий играл персонажа «Лузгу», а Папанов, для которого эта роль оказалась последней, напарника по клетке «Копалыча». Благодаря сьёмкам в этом фильме Приёмыхов в 88-ом получает звание лучшего актёра года.

Валерий не постеснялся выступить в роли режиссёра в картине 1988 года «Штаны», к которой им же был написан сценарий. Криминальная драма не стала великим открытием кинематографа, но показала Приёмыхова несколько с другой точки зрения. В стране наступили времена безвыходности под названием «90-е», но это не остановило творческий порыв Валерия, хоть и несколько осложнило его карьерный рост.

В 1991 году он снимает картину «Мигранты» про связь двух несовместимых по жизни людей. А в 1992 снимается в боевике польского режиссёра Владислава Пасиковского под названием «Псы 2». Далее следуют одна из главных ролей в фильме «Время печали ещё не пришло» Сергея Сельянова и герои криминального мира «Крестоносца» 1995 года, «Мама не горюй» 1997-го. Последний раз Приёмыхов выступает в качестве режиссёра в работе над картиной 1998 года «Кто, если не мы», в которой были изображены судьбы «трудных малолеток» бандитской эпохи девяностых. Одного из подростков играл актёр Артур Смольянинов, для которого эта роль стала дебютом.

Личная жизнь

В театральном институте Приёмыхов сочетается гражданским браком с сокурсницей по имени Элла. Уже со второго курса они вместе проводили время в одной квартире. Элла родила актёру дочь Нину, которая является единственным официально подтверждённым ребёнком в жизни Валерия.

Фото: Валерий Приемыхов с женой

С фильмом «Пацаны» связано много интересных фактов из личной жизни актёра. Ольге Машной на то время было всего девятнадцать лет, но Валерию уже запала в память взбалмошная красавица. На съёмках картины, когда Приёмыхову стукнуло уже 40, отношения между актёрами стали стремительно развиваться. Через три года после этого они поженились, но их личная жизнь была обречена. Валерий пользовался большой популярностью у молодых девиц, и не раз был уличён в измене. Спустя четыре года после замужества Ольга вынуждена была подать на развод, не в силах больше это выносить.

На съёмках фильма «Штаны» Валерий знакомится с актрисой Любовью Шутовой. В Одессе у них вспыхнул роман, который впоследствии перерос в отношения. Шутова была замужем, а Валерий после предыдущей ошибки несколько опасался новых связей. Но это не помешало влюблённым объединится под лоном семьи.

Жизнь Валерия оборвалась внезапно в возрасте 56 лет. Утром 2000 года он скончался от рака головного мозга. Терпя частые боли и недомогание, актёр обращается к православной вере и помощи духовных наставников. Но это не продлевает ему жизнь, и уже через год после начала болезни, он умирает в реанимации.

Сдержанность, вежливость тона и неподдельная искренность героев Валерия навсегда останутся в памяти тех, кто имел за счастье наблюдать его творческий взлёт.

Избранная фильмография

  • 1979 — Жена ушла
  • 1983 — Пацаны
  • 1984 — Милый, дорогой, любимый, единственный…
  • 1986 — В распутицу
  • 1987 — Холодное лето пятьдесят третьего…
  • 1988 — Штаны
  • 1995 — Крестоносец
  • 1998 — Кто, если не мы
  • 2000 — Каменская: Не мешайте палачу

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ПРИЕМЫХОВ ВАЛЕРИЙ

ПРИЕМЫХОВ ВАЛЕРИЙ (сценарист: «Иван и Коломбина», «Дикий Гаврила» (оба – 1977), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1985), «Взломщик» (1987) и др.; актер кино: «Жена ушла» (1980), «Пацаны» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1985), «Холодное лето 53-го…» (1988), «Крестоносец» (1996) и др.; режиссер: «Штаны» (1988), «Кто, если не мы» (2000) и др.; скончался 25 августа 2000 года на 57-м году жизни).

Приемыхов умер от рака мозга. Болезнь проявилась внезапно, видимо, как следствие огромного перенапряжения, которое Приемыхов испытал во время работы над своим последним фильмом – «Кто, если не мы». Вот как описывает это жена режиссера Любовь Приемыхова:

«Работа была сложная – изменились времена, все стало измеряться деньгами, отношения в группе складывались непростые. Мне хотелось быть рядом с ним, как-то помочь, но на картину Валера меня не взял: у него сохранились несовременные представления о порядочности. Он считал некорректным протежировать своей жене, а также, попросив руководство о подобном „одолжении“, боялся потерять независимость.

Съемки иногда продолжались двенадцать часов, все на нервах, как всегда у него. Валера был недоволен администрацией, столкновения происходили буквально по мелочам. Я думаю, но, видимо, так оно и есть, именно тогда и подступила болезнь – из-за морального и физического истощения, нервных перегрузок. У него начались мучительные головные боли. Я просила его сходить к врачу, но времени не было, шли съемки…

После завершения работы над фильмом головные боли у него усилились, я видела, что он уже горстями принимает обезболивающие таблетки. И в конце концов он не выдержал и пошел к врачу. Диагноз оказался страшным. Еще год он боролся с болезнью. Но надежда была, у меня по крайней мере. И я ему внушала, эту надежду…»

Рассказывает Е. Васильева: «У Валеры обнаружили болезнь. Я не знаю, что было бы с ним, если бы не Церковь. Диагноз был понятен сразу. Я уверена – эту болезнь можно победить при помощи Господней и много тому примеров. У него был шанс. Я ему сказала: „Ситуация крайняя. Ты должен поменять всю свою жизнь, абсолютно всю“.

Он: «А что бы ты сделала на моем месте?» – «Я бы на твоем месте ушла в монастырь».

Он: «Добрая ты, волчица…» Все хотел перевести в шутку.

А я говорила серьезно: «Ты так не излечишься. Сейчас пойдут полумеры – химия, облучение…» Так и получилось…»

В июне 2000 года Приемыхов угодил в больницу после того, как у него внезапно поднялась температура до 37 с небольшим градусов и не опускалась в течение нескольких дней. Полагая, что все обойдется, Приемыхов взял с собой свой новый сценарий – о князе Владимире Красное Солнышко. Однако в конце августа больному стало совсем плохо.

Рассказывает дочь режиссера Нина Приемыхова: «Когда папа заболел, не хотел говорить, насколько это серьезно, а я делала вид, что не знаю. Не хотел, чтобы я видела, как его на каталке возили или укол ему делали. Если боли начинались, всегда говорил: „Выйди!“. Или я его прошу: „Пап, давай я тебя покормлю“. – „Нет“. И только когда я уходила, ел. Не мог показаться слабым, беспомощным. Если бы мне сразу всю правду сказали, я бы только им одним занималась, у меня важнее дела не было бы…»

Рассказывает жена режиссера Любовь Приемыхова: «У нас часто заходил разговор о венчании, наш духовный отец ругал нас за нерешительность. Валера смущался, что в таком возрасте будет в роли жениха. К сожалению, кончилось это трагично… Мы оба верили, он поправится, отложили это дело до выздоровления, и вдруг случился кризис. Я обратилась к батюшке, он согласился обвенчать нас в больнице. Договорились на следующий день… А ночью 25 августа он умер. Я так сокрушалась, а батюшка мне сказал: „Люба, утешьтесь тем, что Бог целует намерения“.

Рассказывает Е. Васильева: «Началось бесконечное лечение. Правда, Валера очень верил в силу молитв, исповедовался: часто причащался и читал акафист, который мы все читали перед иконой Всецарицы – она помогает страждущим от раковой болезни.

Умер Валера неожиданно. Рядом с ним были самые его близкие люди: жена Люба и друг Юра Концевой, который все последнее время, пока Валера был жив, не отходил от его кровати. Юра мне рассказывал, что Валера просиял, увидев нашего батюшку, который пришел к нему в реанимацию. Святые отцы говорят: кто перед смертью соборовался, исповедовался, принял причастие, тот, как молния, проходит мытарства.

Мы с Валерой часто пытались понять: как люди без веры умирают? Как смертного часа не боятся? Не идут в церковь? Страшно же очень, если без веры…»

Прощание с В. Приемыховым прошло 29 августа в Доме кино. А. Белый в «Комсомольской правде» писал: «Полдень. 29 августа. Удивительно ясный и теплый день. Переулок перед Домом кинематографистов забит машинами. К служебному входу идут и идут люди с цветами. В фойе большой портрет. Рядом с ним масса белых листков – телеграммы с соболезнованиями…

Большой зал на втором этаже забит битком. Люди стоят в проходах. К сцене медленно течет огромная очередь желающих попрощаться с ушедшим артистом. На огромном экране мелькают кадры из фильмов «Никудышная», «Милый, дорогой, любимый, единственный…», «Пацаны», «Холодное лето 53-го…» (по иронии судьбы фильм был запланирован к показу на ОРТ в минувшее воскресенье).

Марлен Хуциев краток: «Страшно думать о том, что человека с этим лицом и этим сердцем мы больше не встретим. Говорят, что незаменимых нет, но я думаю, что Валерий Михайлович был незаменим. Мы еще долго будем осознавать и масштабы его личности, и ту потерю, которую мы все понесли. Свой последний фильм он назвал „Кто, если не мы“, и эти его слова я сегодня постоянно повторяю как его завещание…»

У Бориса Хмельницкого срывается голос: «Это один из самых любимых мною актеров. Таких людей, как Валера, очень мало рождает земля. Среди нашей компании есть масса актеров и режиссеров, которые просто участвуют в кинематографическом процессе, а Приемыхов выделялся среди них всех – каждую свою работу он проживал. Я очень уважал, ценил, любил Валеру как личность. Есть личности и есть люди, и он был именно личностью…»

Валерий Приемыхов был похоронен на Новокунцевском кладбище. Пусть земля будет ему пухом».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Она кричала: «Не убивай!» Как Валерий Приемыхов свою любовь спасал

Что первым всплывает в памяти, когда произносят фамилию «Приемыхов»? У кого-то — фильм Александра Прошкина «Холодное лето 53-го года», где Валерий Михайлович сыграл одного из политических (благо, в жизни он их тоже навидался – родился-то в поселке, где оседало много бывших зэков). У кого-то — «Пацаны» Динары Асановой. А ещё — лицо: запавшие скулы, морщины, цепкие глаза. Такие лица долго не забываются…

Он был — как вулкан

Валерий Приемыхов родился 26 декабря 1943 года в Белогорске Амурской области. После школы работы работал почтальоном, потом токарем. Работягой ему пришлось стать и позже, уже во ВГИКе.

За компанию с приятелями-токарями Приемыхов начал посещать народную театральную студию. Местные педагоги заприметили у Приемыхова талант и рекомендовали его к поступлению в Дальневосточный педагогический институт искусств во Владивостоке. Днем Валерий учился на театральном факультете, а вечером подрабатывал в небольших ролях в Уссурийском драматическом театре. Это помогало ему и самому, что называется, поддерживать штаны, и отсылать немного денег домой. Приемыхов никогда не забывал, откуда он родом, и всегда старался помочь семье.

В1966 году окончившего вуз парня распределили в Русский драматический театр им. Крупской во Фрунзе, где он прослужил 3 года, а потом решил попытать счастья и поступить во ВГИК.

Ему удалось поступить на сценарный факультет в мастерскую Игоря Маневича. Жил в общежитии. Чтобы не умереть с голоду, вспомнил свою рабочую юность и пошел работать кочегаром. Затем устроился дворником — у людей этой профессии существовала своеобразная привилегия: им давали жилье в столице. Счастливый Приемыхов переехал из общаги в дворницкую. Помимо того, что Валерий учился на отлично, он еще умудрялся писать сценарии.

Валерий Приемыхов в фильме «Пацаны» (режиссер Динара Асанова). 1983 г. Фото: РИА Новости

В то время Приемыхов познакомился с одной из первых красавиц ВГИКа Эллой. Для него самого было удивительным, почему такая женщина предпочла его сыновьям известных актеров. В одном из интервью, которое дала Элла Красовская, она призналась, что в Приемыхове чувствовалась какая-то огромная мужская сила, харизма, за ним хотелось идти, с ним ничего не было страшно, он был мощен, как природная стихия. Они начали жить вместе, без росписи — формальности для них имели мало значения. Родилась дочь Нина. Но страстная любовь и зачатый в любви ребенок не сумели сохранить эту пару. Однажды Приемыхов увидел Эллу с молодым преподавателем ВГИКа. Началась драка. Потом артист в интервью признавался с горечью: «Может, это и не свидание было, а какой-то деловой институтский разговор… Ринулся через улицу и с ходу долбанул этого Эрлена так, что он упал, очки свалились, а Элла кричит: “Не убивай Эрлена!”. Меня еле оттащили. И Элле досталось». Из-за нескольких таких вспышек ревности гражданская жена и мать дочери сказала Валерию, что жить с ним становится опасно для жизни. Он — как вулкан. В общем, то же, что Эллу когда-то привлекло в Приемыхове, и оттолкнуло.

Поседел на съемках

Дебют Приемыхова-сценариста состоялся в картине «Иван и Коломбина» в 1975 году. Далее были сценарии к фильмам «Дикий Гаврила», «Миг удачи», «Житейское дело».

А как актер Приемыхов стал известен благодаря режиссеру Динаре Асановой, у которой Валерий и звезда Елена Соловей сыграли в картине «Жена ушла». Далее Асанова в качестве режиссера и Приемыхов в качестве сценариста создали мелодраму «Никудышная». Дерганую, нервную девчонку-подростка сыграла тогда юная Ольга Машная.

Ольга Машная и Валерий Приемыхов на съемках фильма «Милый, дорогой, любимый, единственный». 1988 г. Фото: РИА Новости

Через 3 года Асанова, Приемыхов и Машная опять волею профессии оказались вместе. Фильм «Пацаны» принес артисту настоящий успех у публики, зритель поверил его руководителю трудового спортивного лагеря для «трудных» подростков. Эта лента много значила и для самого актера. «Из ролей своих что-то особенно любите?», — спросил его «АиФ» много лет назад. «Пацаны», — ответил он. А вот о другой своей работе говорил порой с горечью: «Я поседел во время съемок в фильме Александра Кайдановского “Смерть Ивана Ильича” по Толстому. И надо же мне было согласиться! Такая антихристианская картина, нехорошая…».

«Пацаны» принесли Приемыхову не только славу, но и любовь: Валерий и Ольга Машная стали жить вместе. К сожалению, в этот раз пришлось ревновать ей. Приемыхов не выдержал испытания медными трубами и порой не мог устоять перед предложениями, что звучали из уст поклонниц. 4 года Ольга Машная закрывала глаза на похождения мужа, но в итоге ушла, так и не разлюбив…

Приемыхов всегда был трудоголиком. «Отдыхать я просто не умею, — признавался он «АиФ». — И не я один. В принципе все русские не умеют отдыхать. У нас нет культуры отдыха, как в Америке, где отпуск планируется за полгода, причем необыкновенно тщательно и дотошно: ездят в разные агентства, советуются со знакомыми и потом ровно на 24 дня забывают обо всех делах. Когда же мы выбираемся на юг, то первая половина отдыха — еще куда ни шло, а потом уже только и думаешь — когда же домой, на работу!».

Режиссер, сценарист, актер Валерий Приемыхов удостоен премии за лучшую сценарную, лучшую режиссерскую работу и за лучшую мужскую роль, на XIII Торжественной церемонии вручения призов Российской Академии кинематографических искусств «Ника» за 1999 год. 22 апреля 2000 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

Может быть, именно это страстное увлечение профессией не оставляло ему времени заняться здоровьем. Как рассказывала в интервью последняя жена Приемыхова Любовь Шутова, он страдал от головных болей и научился получать радость, когда они становились тише. В такие моменты он много писал, был счастлив оттого, что наконец живет полной жизнью — востребован в сценарной профессии, у него есть любимая женщина, они не бедствуют. Но потом боль накатывала с новой силой… Наконец женщина поставила ультиматум: или он идет в врачу, или она уходит из семьи. Приемыхов наконец отправился к доктору. И услышал страшный диагноз — рак головного мозга.
«Валера угас за три дня, — позже вспоминала Любовь. — Опять очень сильно болела голова. Его увезли в реанимацию, где хоть как-то поддерживали с помощью лекарственных препаратов. Приехал отец Владимир, Валерий исповедался и причастился. Через день он умер». Это случилось 25 августа 2000 года.

Шутова, Любовь Андреевна

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шутова.

Любовь Шутова
Личная информация
Пол женский
Полное имя Шутова Любовь Андреевна
Страна Россия
Специализация Фехтование: шпага
Клуб Динамо
Дата рождения 25 июня 1983 (36 лет)
Место рождения Новосибирск, СССР
Спортивная карьера 2000—
Тренеры Сергей Довгошея
Рост 177
Вес 60
Награды и медали

Фехтование (женщины)
Олимпийские игры
Бронза Рио-де-Жанейро 2016 командная шпага
Чемпионаты мира по фехтованию
Серебро Санкт-Петербург 2007 командная шпага
Золото Анталья 2009 шпага
Золото Казань 2014 командная шпага
Серебро Будапешт 2019 командная шпага
Чемпионаты Европы по фехтованию
Бронза Москва 2002 шпага
Золото Залаэгерсег 2005 командная шпага
Серебро Шеффилд 2011 командная шпага
Золото Леньяно 2012 командная шпага
Бронза Леньяно 2012 шпага
Серебро Дюссельдорф 2019 командная шпага
Государственные награды

Медиафайлы на Викискладе

Любовь Андреевна Шу́това (род. 25 июня 1983 года в Новосибирске, СССР) — российская шпажистка, Заслуженный мастер спорта, чемпионка мира по фехтованию на шпагах в личном первенстве (первая в истории России), бронзовый призёр Олимпийских игр 2016 года в командной шпаге. Выступает за Динамо.

Биография

Любовь Андреевна Шутова родилась 25 июня 1983 года в Новосибирске. После школы училась в Новосибирском государственном педагогическом университете на физкультурном факультете. Перед фехтованием занималась танцами, спортивной гимнастикой, пока друг семьи Сергей Довгошея не пригласил Любовь в фехтовальный клуб «Виктория», став впоследствии её тренером. С 2000 года в сборной России.

  • В 1999 году заняла 3-е командное место и 3-е личное место на первенстве Европы среди юниоров в Португалии.
  • В 2000 году на чемпионате Европы среди юниоров в Турции заняла 2-е место в личной шпаге и 1-е место в командной шпаге. Получила звание мастера спорта международного класса.
  • В 2001 году вновь выступила на чемпионате Европы среди юниоров, где заняла 3-е личное место и 1-е командное.
  • В 2002 году получает бронзовую награду на чемпионате Европы в личном турнире и серебряную в командном, а также серебряную медаль на Кубке мира среди юниоров. Выигрывает чемпионат России.
  • В 2003 году заняла 2-е командное место на первенстве мира среди юниоров.
  • В 2005 году получает золото в командном турнире на чемпионате Европы.
  • В 2007 году стала серебряным призёром чемпионата мира.
  • В 2008 году участница XXIX Олимпийских игр в Пекине. 6-е место в личном первенстве.
  • В 2008 году выиграла Кубок России в личном первенстве.
  • В 2009 году выиграла этап Кубка мира во Франции в личном первенстве.
  • В 2009 году победительница летнего чемпионата России в личном первенстве.
  • В 2009 году, заняв 1-е место на чемпионате мира в Турции в личном турнире, стала первой российской шпажисткой, которая завоевала золото на чемпионате мира по фехтованию. Получила звание Заслуженного мастера спорта.
  • В 2011 году заняла 1-е место на всероссийском турнире «Сильнейших шпажисток России», который прошёл на олимпийской базе «Озеро Круглое». Это первая победа Шутовой спустя всего 8 месяцев после рождения дочери.
  • В 2011 году заняла третьи места на этапах Кубка мира в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Гаване (Куба). В том же году выиграла индивидуальный турнир по шпаге в австралийском Сиднее. В финале Шутова одолела Магдалену Пекарску из Польши — 15:14.
  • В 2012 году завоевала бронзовую медаль чемпионата Европы в Леньяно, и золотую в командном турнире. В том же году выступала на Олимпийских Играх в Лондоне. 4-ое место в командном турнире.
  • В 2014 году завоевала золото чемпионата России в личном первенстве в г. Лобня (Московская область). В том же году завоевала серебряную медаль чемпионата Европы в командном турнире во Франции, и завоевала золотую медаль чемпионата мира в командном турнире в Казани.

Личная жизнь

Замужем за ринганонсером и спортивным корреспондентом Николаем Лукинским (телеканал «Россия», «Вести-Новосибирск»). Общие дети: дочь Анастасия, сын Фёдор. Родная сестра Надежда Андреевна Шептикина (Шутова), победительница молодёжного первенства мира-2006 по фехтованию на шпагах, мастер спорта международного класса.

Награды и звания

  • Заслуженный мастер спорта России
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 августа 2016 года) — за высокие спортивные достижения на Играх XXXI Олимпиады 2016 года в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия), проявленные волю к победе и целеутремленность.

Фильмография Валерий Приёмыхов

  • Дата рождения: 26 декабря, 1943
  • Дата смерти: 25 августа, 2000
  • Место рождения: Белогорск, Амурская область, Россия
  • Рост: 290 см
  • Карьера: Актер: Играет самого себя (2), Актер (29), Сценарист (15), Режиссер (3), Актер: Хроника, В титрах не указан (1)
  • Всего фильмов: 50, лучшие фильмы
  • Лучший год: 1987 (4)
  • Худший год: 1994 (1)

Фильмография и перечень ТВ-, кино проектов, в которых принимал участие или участвует сегодня актер Валерий Приёмыхов, насчитывает порядка 50 работ. Среди фильмов, ТВ-шоу и передач актера, которые стоит посмотреть, можно выделить: Холодное лето пятьдесят третьего (1987), Пацаны (1983) и Простая смерть… (1985).

Валерий Приёмыхов появляется в кино и тв-шоу в качестве актера, а также сценариста, режиссера, начиная с 1975 по 2005 годы.

Первые фильмы и ТВ-шоу с участием актера: Жена ушла (1979) — роль: муж, Личная жизнь директора (1981) — роль: Игорь Сергеевич Новиков и Никудышная (1982) — роль: прапорщик-пограничник. Последние на сегодняшний день проекты и фильмы, где задействован актер Валерий Приёмыхов — это Гамильтон (2001) /Hamilton/ — роль: Mordavin, Каменская: Не мешайте палачу (2000) — роль: Павел Сауляк и Кто, если не мы (1998) — роль: Самохин.

Список фильмов Валерий Приёмыхов

2005

  • Как уходили кумиры (Валерий Приёмыхов, хроника)

2003

  • Валерий Приёмыхов. Я тебя люблю (Валерий Приёмыхов, хроника)

2001

  • Гамильтон / HamiltonАктер (Mordavin)

2000

  • Каменская: Не мешайте палачуАктер (Павел Сауляк)

1998

  • Кто, если не мыАктер (Самохин), Сценарист, Режиссер
  • День полнолунияАктер (сценарист)
  • Гамильтон / HamiltonАктер (Mordavin)

1997

  • Мама не горюйАктер (Дядя)

1995

  • КрестоносецАктер (Слава «Дохлый»), Сценарист
  • Время печали ещё не пришлоАктер (Иванов)

1994

  • Псы 2 / Psy 2: Ostatnia krewАктер (Savchuk)

1992

  • Слава Богу, не в Америке…Актер
  • ИграАктер

1991

  • МигрантыАктер, Сценарист, Режиссер

1989

  • Князь Удача АндреевичСценарист

1988

  • Одно воскресеньеАктер
  • ШтаныАктер, Сценарист, Режиссер
  • Наш бронепоездАктер
  • Продление родаАктер

1987

  • Холодное лето пятьдесят третьегоАктер (Лузга/Сергей Басаргин)
  • Мой боевой расчетАктер
  • На исходе ночиАктер
  • ВзломщикСценарист

1986

  • В распутицуАктер
  • Тихое следствиеАктер
  • ПопутчикАктер

1985

  • Простая смерть…Актер
  • Милый, дорогой, любимый, единственный…Актер (Вадим Сарохтин), Сценарист

1984

  • Дети раздоровАктер (художник)

1983

  • ПацаныАктер (Павел Васильевич Антонов, Паша)
  • Магия черная и белаяСценарист

1982

  • НикудышнаяАктер (прапорщик-пограничник), Сценарист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *