Притча о десяти девах

Притча о 10 девах. Символом чего является масло?

Спрашивает арсен
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2012

Вопрос: «в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?»
Мир вам, Арсен!
Чтобы не ошибиться в толковании символического значения «масла», давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО
Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков, мы должны искать толкование именно там.
Что мы видим относительно «светильника»?
Прит.6:23 …заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни…
Пс.118:105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.
Прит.13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
Прит.20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Пс.17:29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.
Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами «сосуды свои». Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них — это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».
Пс.30:13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый…
Иер.22:28 «Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он — сосуд непотребный? за что они выброшены — он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?»
Ис.45:9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело : «у него нет рук?»
Плач.4:2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!
Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
Итак… получается, что все десять дев взяли «светильники» — Слово Божие: они его читали, изучали, носили с собой и наполнили его маслом, поэтому Слово горело для них, освещая их жизни. Однако только пять дев запаслись маслом ещё и в «сосуды свои», т. е. взяли масло прямо внутрь самих себя. Думаю, что теперь вы понимаете, что когда они отказали пяти неразумным девам, попросившим у них масла взаймы, мудрые не были жадными, они в принципе не могли поделиться этим маслом, потому что оно находилось прямо в них самих. Всё, что они могли, это подпитывать этим маслом только свои светильники — свои жизни, основанные на Слове Бога. И вот когда настало время последнего ожидания, оказалось, что простого чтения букв Слова Божьего для спасения недостаточно! Необходимо, чтобы то же масло, которое позволяло Слову Бога гореть, как светильник, во тьме этого мира, — чтобы то же самое масло жило и действовало ещё и внутри того, кто читает это Слово.
Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является «масло».

Во-первых, оно поддерживает горение «светильника», который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.
В Библии у слова «масло» есть также синоним — это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:
ЕЛЕЙ, ВИНОГРАДНОЕ ВИНО, ХЛЕБ
Неем.13:12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.
Ос.2:22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
Иоил.2:19 …вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими…
Чис.18:12 Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу…
Давайте вспомним слова апостола Павла:
«Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:23-26).
Хлеб и кровь Христа — возвещение смерти для греха и жизни для праведности.
Что же тогда — «масло»?
Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.
И возвратился тот Ангел… И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
Светильник — это Слово Бога. Масло (елей) — это Святой Дух Божий.
Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например…
1Иоан.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
1Кор.1:21-22 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Еф.1:13-14 и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела , в похвалу славы Его.
А вот слова Самого Иисуса:
Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Подводя итог, видим такую картину:
Светильник — Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд — сам человек
Масло — Святой Дух Божий.
С уважением,
Саша

Толкования Священного Писания

Ст. 1-13 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

Чтобы как можно тверже запечатлеть в сердцах учеников те великие истины, о которых Господь беседовал с ними, Он рассказал им еще две поучительные притчи: о десяти девах и о талантах. «Эти притчи сходны с прежней притчей о рабах верном и неверном, расточавшем имение своего господина. Все эти притчи, хотя и различным образом, направлены к одной цели: чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится, в частности, о денежном подаянии. В той притче осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а в этой и тот, кто не старается о пользе ближнего и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего» (свт. Иоанн Златоуст). Тогда , в великий судный день, когда Господь внезапно явится обличителем лицемеров и неверующих, тогда Он и самих верующих в Него подвергнет последнему испытанию и, смотря по тому, выдержат ли они это испытание, или нет, Он их примет или отвергнет – уже навсегда. Тогда подобно будет Царство Небесное, Церковь Христова, сущая на земле, десяти девам (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.

Из них пять было мудрых, предусмотрительных, благоразумных, и пять неразумных, непредусмотрительных, безрассудных, незаботливых. Неразумные девы, взяв светильники свои, свои лампады, не взяли с собою масла в запас, чтобы в случае замедления жениха не погасли их лампады; Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то сначала задремали все, а потом и крепко уснули. Они были спокойны, полагая, что у них все готово, чтобы в любую минуту встретить жениха. Но можно себе представить тревогу неразумных дев и их крайнюю безпомощность в ту минуту, когда в полночь раздался с улицы крик сопровождавших жениха гостей и толпы народа, громко приветствовавших жениха: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои , которые от нагара уже издавали слабый свет. Благоразумные девы при этом подлили и масло в свои лампады, а у неразумных масла не было в запасе. В крайности своей неразумные девы обращаются к подругам: неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Но время было слишком кратко, мудрые спешили оправить свои лампады; бедным подругам они дают единственный возможный при подобных обстоятельствах совет: А мудрые отвечали: мы охотно поделились бы с вами, но это невозможно, чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Неразумным девам ничего более не оставалось делать; без светильников нельзя было выйти навстречу жениху, и они пошли покупать масло. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые девы, у которых оправленные лампады горели в руках, вошли с ним на брачный пир , брачный пир начался, и двери затворились. Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой – простить им недостаток елея: после приходят и прочие девы, и говорят , взывая сквозь закрытые двери: Господи! Господи! отвори нам. Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас, не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты. Итак, бодрствуйте, – заключил Господь эту притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Всегда будьте готовы встретить Его, ибо Он придет внезапно – для тех, кто доживет до Его пришествия – со всей славой Страшного Суда Своего, а для тех, кто не доживет в теле до сего дня судного, Он придет внезапно в час смертный, вслед за которым наступит и суд для души… Эта притча, как и все другие, взята Спасителем нашим прямо из жизни и потому должна была произвести особенно сильное впечатление на апостолов. По обычаю восточному жених, после сговора, одетый по праздничному, в сопровождении друзей, отправлялся в дом невесты, которая, также в лучших нарядах, окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. Обычно торжество происходило ночью, и потому жениха встречали со светильниками. Затем жених и невеста, со всеми участниками торжества, при шумных ликованиях, с пением и музыкой, шли в дом жениха, где пир обыкновенно продолжался до семи дней. Обычаи на Востоке сохраняются неизменно в продолжение тысячелетий; путешественники рассказывают, что и теперь там совершаются браки с теми же обрядами, как и во времена Христа Спасителя. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как его прибытия ожидали часа два или три, возвестили о его приближении словами почти евангельскими: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в праздничных одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через некоторое время все вошли в дом, двери которого были тотчас затворены и их охраняли стражи. Я и другие со мной тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери». Еще ветхозаветные пророки неоднократно пользовались образом брака для выражения тесного единения Бога с народом Израильским. В Новом Завете нередко употребляли тот же образ и Предтеча Христов, и Сам Господь, и святые апостолы. Поэтому в притче под образом брака – Его соединение с верующими в блаженной вечности. «Но почему Господь в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а именно дев? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Девство, по природе своей, – великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» (1 Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался безпечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, – ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут безпечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан!.. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас»… И в своей безпечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими… Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии…

Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела – елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела – светильник, а любовь и вера – елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «….задремали все и уснули!» «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик» . Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фес. 4:16), Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту – торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью» . Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность… Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..» (Лк. 16:26). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.

Кто зажигает свечу для другого, тот не истощает света своей свечи; но ничто не может передать другому того, что составляет неотъемлемое достояние его души, не может передать доброты своего сердца, чистоты совести, святости… Мудрые девы не воображают, что у них есть какой-либо избыток, который, как не нужный им самим, они могли бы отдать другим; счастливы они, если их собственные светильники горят так светло, что они могут войти в радость брачного чертога. «Слова: «чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас» показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с тамошним воздаянием» (преп. Ефрем Сирин). Поэтому ложно учение католиков о каких-то сверхдолжных заслугах святых Божиих. На суде Божием «и… праведник едва спасается» (1 Пет. 4:18). «Юродивые девы пошли купить елея, но не получили никакой пользы: этим Иисус Христос показывает, что хотя бы мы сделались человеколюбивейшими по смерти, это не избавит нас от мучения. Для них безполезно было и самое усердие, потому что они не здесь, но там уже искали продающих. Так и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал пещись о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего при вратах его, спешит исхитить от геенны тех, которых уже не видит. Но все уже безполезно» (слова свт. Златоуста)… «И двери затворились»… Какие двери? Это – двери, отверстые для приходящих от востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царствии Небесном; это та Дверь, которая гласит: «грядущего ко Мне не изжену вон». Теперь она отворена, а тогда будет заперта навсегда. Убийцы приходят, и их допускают, мытари и блудницы приходят, и приняты, и дверь для них не закрывается, ибо Христос прощает всех кающихся. Но что говорит Он затем? «И двери затворились»… Ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи не будут услышаны. Заперта дверь, принявшая Давида после прелюбодеяния и человекоубийства, не только не отвергнувшая Петра после его троекратного отречения, но и даровавшая ему ключи Царствия… Дверь затворена и слышится грозное: «не знаю вас». Я отвергаю вас, ибо вы не хотели знать Меня, Я не приемлю такой любви, которая не соединяется с милосердием к Моим возлюбленным: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23)… Участь безрассудных дев решена навсегда и двери для них не будут открыты никогда. «Царство Небесное, по выражению блаженного Августина, есть место, куда враг не входит, и откуда друг не исходит». «После многих усилий, – говорит святитель Златоуст, – после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками… Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия».

Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «….бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как часто Иисус Христос повторяет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас. Где же теперь те, которые ведут жизнь безпечную и грозят: «Мы при кончине все оставим бедным». Пусть услышат они эти слова и исправятся. Многие, быв похищены внезапной смертью, не успели даже объяснить свою волю родственникам». Безвестен день смерти для каждого, ибо «Тот, Кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня». А потому будем чаще повторять в своем сердце умилительную песнь церковную: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» (Тропарь Великого Понедельника).

Троицкие листки. №801-1050.

Патриарх Кирилл. Притча о 10 девах

Размышляя о том, что мне сегодня сказать вам, я стал перелистывать святоотеческие творения, связанные с Евангелием сегодняшнего дня, и обратил внимание на удивительные слова Василия Великого. Иногда очень важные детали евангельского повествования как-то проходят мимо нас. Но св. Василий Великий, сказав о значении для каждого из нас собственной смерти как конца света, ориентирует наши мысли на самое главное.
А святой Иоанн Златоуст, удивительным образом толкуя притчу о десяти девах, говорит следующее. И те, и другие девы — добрые девы. Наверное, они были действительно целомудренными, ведь иначе Сам Спаситель не назвал бы их девами. Значит, они обладали — непременно обладали, и те, и другие, — очень ценными качествами и добродетелями. Почему же одних Господь называет мудрыми, а других юродивыми, то есть неразумными? Господь разъясняет нам различие между первыми и вторыми в форме притчи. Он говорит о масле, которого не хватило в светильниках немудрых дев. А святые отцы свидетельствуют, что под маслом подразумеваются добрые дела. У чистых непорочных девиц, которые, казалось бы, одной своей телесной чистотой уже были достойны Царствия Небесного, не хватило добрых дел.
И, продолжая эти размышления, святитель Иоанн Златоуст говорит, что одной добродетели недостаточно. А если применить его слова к нашей современной жизни, — а поскольку мы с вами совершили сегодня службу в стенах обители, — к монашеской жизни, то становится ясно, что абсолютно недостаточно одной добродетели отречения от мира. И не только условного отречения от мира, при наличии современных всепроникающих средств информации, но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота.
Необходимы добрые дела. Поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью себя отдавая служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и в чистоте. Даже этого недостаточно для спасения — нужен елей в светильнике, нужны добрые дела.
Вот почему сегодня Церковь, обращаясь к монашествующим, к монастырям, так настаивает на том, чтобы монашеские общины были лидерами в совершении добрых дел. Чтобы ни один монашествующий не прикрывался своим клобуком или мантией, думая, что их достаточно для спасения. Недостаточно, ибо по слову Иоанна Златоуста, одной добродетелью человек спастись не может.
Притча о десяти девах прямо адресуется, в первую очередь, к монашествующим. И, уразумев эту притчу через замечательное ее толкование святителем Иоанном Златоустом, будем стараться всеми силами совершать добрые дела, о которых сегодня сказано в Евангелии: «Ибо Я алкал, и вы накормили Меня. Жаждал, и вы напоили Меня. Был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня. Болен был, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне». Давайте эти заключительные слова сегодняшнего Евангелия примем на свой счет и спросим, часто ли мы кормим голодных? Часто ли мы помогаем человеку в крайней нужде? Часто ли мы одеваем людей, посещаем их в скорбях, протягиваем руку помощи? Более того: часто ли мы о них думаем? И если этого не происходит, то, как не спасло неразумных дев их целомудрие, так и монашествующих не спасут монашеские одежды и данные ими обеты.
Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *