Притча про лазаря

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк. 16:19-31).

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.»

(Лк.16:19-31)

Притча о богаче и Лазаре весьма многогранна, она побуждает нас задуматься о смысле и цели жизни, о суде Божием и суде человеческом, о вере и праздном любопытстве видеть внешние чудеса, о невозможности покаяния после смерти и о посмертных страданиях.

В чем же состоял грех богача, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не богатство было причиной столь ужасного мучения, которое испытывал богач в аду. В Священном Писании мы знаем немало людей состоятельных (например, Авраам, Иов, Иосиф Аримафейский), которые по своему милосердию были радостью и благословением для других.

Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно, дословный перевод с греческого текста: «веселящийся каждый день светло». Греческий глагол «веселящийся» имеет еще и значение «наслаждаться собой». Веселье богатого приносило эгоистическое удовольствие исключительно его телу, чреву и его греховным желаниям, не давая место истинной радости, в которой содержится свойство настоящей любви – отдавать часть этой радости другому. Он был жестокосердным и немилосердным к бедным, а его богатство застилало в сознании самый главный вопрос о том, для чего он живет, как он будет умирать и что будет потом? Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и был послан после смерти в ад.

А у самых ворот его дома лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. Имя «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. здесь символически указывается на то, что этот нищий, всеми оставленный, искренно надеялся только на Бога. От богатой трапезы ему ничего не давали, поскольку сказано, что он «желал напитаться крошками … со стола богача» (ст. 21). Он не озлобился и не ожесточился в своем убожестве, как это часто мы наблюдаем в повседневной жизни, а за свое злострадание, безропотное терпение, за свою честную бедность и лишения удостоен был лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.

«Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые», — пишет митрополит Антоний Сурожский.

Мы видим, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в бездны ада, откуда выхода никогда не будет.

Один умер незаметно; другой умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб. И как же переменяется судьба и состояние того и другого после смерти! Как же различны суды Божии и суды человеческие!

Как бы ни возносили человека на земле, какое бы великое место он здесь ни занимал, какими бы наградами его ни осыпали — это не имеет никакого отношения к состоянию его души. И как бы ни был отвергнут человек, как бы ни был попираем всеми, неизвестна его судьба за гробом. Ведь там начинается Его суд.

Но Господь еще здесь на земле предупреждает нас об этом суде каждый день, во время Своей Божественной Литургии: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25) и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), только мы не хотим этого слышать, или «слыша не слышим» (Мф. 13:13). Чуть раньше этой притчи содержится повествование о неверном управителе, которую Господь заканчивает словами: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). В этом именно нищем, столь несчастном, убогом и беспомощном, богач и мог снискать себе друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители. Но даже столь жалкий бездомный, больной человек не смог растопить безжалостного сердца богача к нищему, который, будучи глухим к чужой боли и страданию ближнего, прошел мимо своей жизни.

Лазаря несут и сопровождают в рай, как согражданина своего, небесные ангелы, а богач оказывается в аду, терзаемый муками совести. Ему ниоткуда нет никакой помощи. Богач умоляет Авраама, чтобы он послал Лазаря омочить конец, только конец своего пальца в воде, и прохладить его сластолюбивый язык, теперь столь ужасно горящий и засохший. Но богачу и в этом отказано, ведь он «получил уже доброе … в жизни» (ст. 25). Что доброе? То, что он считал добром, т.е. ел, пил, дорого одевался, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал и, жил как животное, не заботясь о бессмертной душе. Далее, Авраам представляет и другую причину богатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему богачу, именно потому, что между заключенными в аду и между находящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая. «Пропасть означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген», — пишет блаженный Феофилакт.

Ни один священник не может придти с разрешительной молитвой, ни один святой — туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда. Но, с другой стороны, пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы перейти отсюда — от греховного состояния — на лоно Авраамово, к Богу. Нет на земле ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние.

Это поразило богача новым ужасом безнадежности в помиловании, ужасом отчаяния, и он уже просит Авраама не о себе, а о своих братьях, чтобы Авраам послал Лазаря к ним для засвидетельствования о действительном существовании ада и вечного мучения. Но бывшему богатому сделан отказ и в этом, а сказано, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, т. е. их писания читали и исполняли. Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие другие уверения будут также напрасны. Неверующим, как фарисеям, и в наши дни необходимо «знамение с неба» (Мф.16:1), словно это поможет им в мгновение ока стать истинно верующими последователями Христа.

Еще во время жизни Спасителя упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, которые совершал Господь Иисус Христос: воскрешение Лазаря, а затем и Его собственное Славное Воскресение.

Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя. Если же они хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.

Какой же урок для себя вынесем мы из этой притчи? Хочется закончить словами митрополита Антония Сурожского:

«Обеспеченность, спокойствие, тишина, нарушаемые только мелкими бурями, закроют ли наши глаза на то, что у нашей двери Лазарь умирает с голода – умирает физически и умирает от голода по милости? Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви – но чистой, подлинной любви?.. Не можем ли мы научиться, когда мы постоянно на все жалуемся, от того Лазаря, который и голодал и холодал у двери богача?.. Он нашел себя; его внутрь себя загнали голод и холод, одиночество и нужда, и в этой глубине он встал перед Богом. Неужели нам надо так дострадаться до Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы на нас нашла предельная скорбь, для того чтобы войти в себя и стать перед лицом человеческой большой, значительной судьбы?..

Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, потому что мы слишком много знаем: знаем слишком много о воле Божией, знаем слишком много о любви Божией, перед нами расстилается все Евангелие, как путь или как суд. Кто мы – Лазарь или богач? И если мы чувствуем в себе богача, уже тлеющего со страстями своими, – опомнимся теперь, пока еще живы, пока есть еще какая-то сила в душе, какая-то сила в теле – опомнимся теперь и оживем!»

Педагог воскресной школы
Духовно-просветительского центра
при Свято-Ильинском храме
Ия Игоревна Быкова

О богаче и Лазаре

Притча о богаче и нищем Лазаре

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».

Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.

Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.

А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.

Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом. Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».

И вот оба эти человека умирают. Любопытно, что в притче по-разному описывается смерть этих двух людей. Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово, а богач «просто умер, и похоронили его». Как сегодня говорят: об усопших принято вспоминать или хорошо, или ничего. «Многие вещи человек помнит, а одну никак запомнить не может, сколько ему ни повторяй, – говорит святитель Николай Сербский, – что он без собственности приходит в этот мир и без собственности уходит из него».

Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно. Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.

Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера

Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».

Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря

А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».

Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.

Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!

Толкование Евангелия

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон62 и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но, по-видимому, и это было недоступно ему; никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и представился ему нищий Лазарь, страдавший у его ворот и тем постоянно напоминавший ему о своих страданиях, на которого, однако, он не обращал никакого внимания, ничем не помог ему. В раздумье о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом и взмолился: «Отче Аврааме! Пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо! (отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь! Все, что считал ты высшим благом, чего жаждал и к чему стремился, ты получил с избытком; как богач, ты в роскоши и в неге проводил все дни свои; ты думал только о себе и был глух к воплям страдальца, мимо которого проходил каждый день, и ни разу не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью и смирением переносил все свои муки и не роптал, не жаловался, что незаслуженно страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший чистое сердце и незапятнанную грехом душу, здесь утешается, а ты, взявший от жизни все для себя и не сделавший ничего доброго для других, страдаешь теперь, и страдаешь вполне заслуженно. К тому же никто из нас не может ни избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их, так как между нами и вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16, 24–26)».

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

«У них есть Моисей и пророки, – отвечал Авраам, – пусть слушают их (Лк. 16, 29); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме (Лк. 16, 30). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не только не покаются, но даже не поверят (Лк. 16, 31).

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31)

Мне всегда было интересно читать повествование о богаче и Лазаре и слушать проповеди на эту тему. Совсем недавно я подумал, что неплохо было бы вновь поразмыслить об этой истории, рассказанной нашим Господом Иисусом Христом. Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре – это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из притчи не должен у нас отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы. Мы знаем, что Иисус любил заходить к ним, но в притче не имеется в виду тот Лазарь. Речь идет о некоем нищем, которого звали Лазарь.

Во-вторых, нам следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели Он хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были серебролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью, и поэтому хотел обличить их и указать на их недостатки. Причем наш Господь не делал этого в грубой и вызывающей форме, но использовал притчи для того, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В данном случае, в центре нашего внимания находятся богач и бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. «Порфира – это … верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – это белая, тонкая нежная материя из египетского льна». Богач также ел и пил в свое удовольствие, закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий, которого звали Лазарь. «Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога». Этот нищий лежал у ворот покрытый гнойными ранами. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (греч. «покрытый ранами»). Струпья – это тонкая корочка, которая образуется на заживающей ране. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они облизывали его раны, не дав им зажить. А у Лазаря, вероятно, не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали. В притче об этом не говорится, но наверняка богач знал о существовании нищего Лазаря, потому что неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, богач был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересно, что Лука также описывает как Иисус в беседе с фарисеями привел другую притчу о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус упомянул следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). «В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители». Печально то, что богач не думал ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства. Ему не нужен был Бог, вечность, и, тем более, нищий Лазарь. Итак, мы с вами видим ясную картину, в которой показаны две противоположности – богач и Лазарь, человек здоровый и человек больной. Тот, кто не нуждался ни в чем и тот, кто нуждался во всем.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Интересно, что в дальнешйшем повествовании суть дела меняется. Умирает нищий, умирает и богач. Здесь нам интересно отметить следующее. Смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть богатым, а можете и нуждаться во многом. Но богатый человек, так же как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но в конце концов он всё-таки умрет. Похоронят его в такой же земле, в которой хоронят бедных.

Интересно, что по поводу богатства и смерти пишет ветхохаветный Екклессиаст: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны, а Лазаря похоронили «как собаку», но суть дела от этого не меняется. Перед смертью все равны – и богатый, и бедный. Однако в вечности участь богатого и Лазаря была разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», то есть в место блаженства, а богач попал прямиком в ад.

Интересно, что в притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, «рай был отверзт только страданиями и воскресением Христа». Однако в притче выражается мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», то есть попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», или «место вечного наказания». Туда прямиком и попал богач. Бог справедлив в Своем суде, и поэтому каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам – вечное наказание.

В притче Иисус повествует о том, что богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем… Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним – Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин не понятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как чувствует близкий друг.

Находясь в муках, богач взмолился, говоря: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался. Он веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же он захотел вдруг и в вечности, жить так же хорошо?

Богач мучился в адском пламени, и наверняка его мучения усиливались потому, что он видел, что оказывается есть другая участь – место блаженства, куда попал Лазарь и куда не попал он. Он наверняка осознавал, что его страдания будут вечными так же, как и блаженство Авраама и Лазаря будут иметь вечную природу.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все вдруг изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было все, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была вся еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же хотел хотя бы объедки получить со стола богача. А тут, а аду, оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было всё богатство мира, но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, который все имел и всем обладал, оказался ни с чем, а нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было, когда он жил на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно. Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни, сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно. Можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач был готов все отдать ради того, чтобы, Лазарь пришел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам опять отказывает ему в этом. Логика Авраама понятна. У людей есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, – это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове – и тогда успех в жизни будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний, оказывается недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

На самом деле, как вы думаете, если бы кто из мертвых вернулся к нам и рассказал бы всё как есть, ему бы поверили? Не думаю. Люди стали бы говорить, что такой человек, может, и не умирал вообще, что он напридумывал всё и что видел всякие галлюцинации. Авраам понимал это. Он сказал, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие, оно и есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям? Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, а также на то, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство и какое-то имущество, употреблять его необходимо для Божьей славы и для помощи людям, а не только для себя. Нам следует обращать внимание не на деньги и материальные ценности только, но на людей, которые окружают нас, быть чуткими к нуждам и проблемам людей.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности – вечное блаженство, или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет. Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и показывать, что во всем успешны. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и дел могут не увидеть, но в вечности всё будет более, чем очевидно. Тогда будет проведена четка линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь, но от также и справедлив. Каждому Он воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, и имеем способность рассуждать и принимать решения, нам нужно обратить внимание на то, что говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего делать, как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно и начать видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он – Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы не дай Бог не попасть в место вечных мучений.

У многих из нас, порой, наблюдается плохая привычка – оставлять дела, как говорится, «на потом». Так делают студенты в университетах, надеясь, что в последнюю ночь перед экзаменом смогут осилить сложный предмет. Так поступаем, порой, мы, думая, что у нас есть очень много времени, чтобы все успеть и все дела осуществить. Но правда-то в том, что времени у нас мало, тем более на важные вещи. Некоторые, менее важные дела, мы еще можем отложить «на потом», но ведь вопрос вечности не является мелким и неважным. Это вопрос жизни и смерти. Не оставляй его «на потом» никогда, ни под каким предлогом, потому что можешь не успеть. Как же потом будет жалко и больно, но изменить уже нельзя будет ничего… Пусть Бог поможет каждому из нас сделать правильный выбор, о котором мы никогда не пожалеем.

Примечания:

«Толкование притчи о богаче и Лазаре». Православие и мир. http://www.pravmir.ru/printer_1428.html (28.05.2010).

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *