Про святых детям

Святые покровители детей

Святой мученик Неофит является покровителем и защитником детей.

Святой младенец – мученик Гавриил Белостокский

Родился Гавриил 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых православных христиан — крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, добрым мальчиком, любил проводить время в тихом уединении.

В 1690 г. 11 апреля, незадолго до Святой Пасхи, мать шестилетнего Гавриила понесла супругу, работавшему в поле, обед. В это самое время в дом забрался арендатор-еврей, приголубил дитя и, вероломно выкрав Гавриила, увёз его в г. Белосток, где младенца предали страшным мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день учений ребёнок скончался, его тельце бросили в поле близ деревни Зверки.
Голодные собаки, нашедшие тело младенца, не только не набросились на его, но даже охраняли тело от нападок хищных птиц. Через некоторое время на лай псов стали приходить жители деревни. Люди нашли мученика и поняли, что младенец преставился в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении православного народа, поражённого невиданным зверством, было предано земле недалеко от деревенского храма.
Через тридцать лет мощи святого пребывали нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи чудом сохранились. Лишь частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, она чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. мученик Гавриил считается покровителем и целителем детей.

Святой Стилиан Парфагонский

Святой Стилиан родился в Пафлагонии в 5 в. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни. Милостью Божьей и будучи ребёнком, и отроком он отражал все нападки врага. С приближением к юношеству его душа всё более и более устремлялась к святой жизни. Достигнув совершеннолетия, святой Стилиан раздал всё свое имущество нищим, сказав такие слова: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».
После этого святой Стилиан принял монашество. Постепенно, с помощью трудов и молитвы, святой Стилиан возвышался по духовной лествице послушания и любви к Богу. Желая быть ещё ближе к Богу, он ушёл в безлюдную пустыню, где поселился в пещере.
В сердце Стилиана глубоко вошли слова Спасителя: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-4). Дети незлобивы, просты. Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру и чистоту, даровал ему благодать покровительства детям. Матери сутками шли по пустыне из близлежащих городов и деревень, принося ему своих больных детей для исцеления. Святой Стилиан брал ребёнка на руки у его матери, слёзно просил у Бога исцеления и непременно получал его. По молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. И после успения святого бесплодные женщины, молившиеся у иконы святого Стилиана, всегда получали исцеление.

Преставился святой Стилиан ко Господу, будучи уже старцем. Слава о святом пронеслась по всему христианскому миру. Святой Стилиан и поныне является покровителем детей. Имя Стилиан (греч. «столп») происходит от «стилоно», что значит «укреплять», «поддерживать» здоровье детей. На иконе святой пишут держащим на руках одного или нескольких младенцев.

Святым покровителем каждого конкретного ребёнка, безусловно, является и тот святой, в честь которого он наречён в Таинстве святого Крещения. Для любого православного человека крайне важно хорошо знать своего небесного покровителя и иметь возможность обратиться к нему за помощью и с благодарностью, научиться мысленно обращаться к нему и возносить помыслы к Богу. Для того, чтобы присутствие святого в жизни ребёнка стало более реальным и зримым, можно подарить ему уникальный и незабываемый подарок – мерную или именную икону. В Иконописной мастерской «Мерная икона» опытные мастера напишут для Вас образ, который станет нравственным ориентиром и верным защитником Вашего ребёнка на всю жизнь. Если Вам посчастливилось быть родителями в многодетной семье, и для Вас важно, чтобы у Ваших детей была икона, оберегающая их духовно, то прекрасным собирательным образом для всей семьи может стать семейная икона.
Важно понимать, что икона святого, покровительствующего детям – это не оберег. Но Сам Господь Своими Благодатными энергиями помогает нам, по молитвам святого, к которому мы обращаемся посредством иконы.>Святые покровители детей, семьи и брака

К каким святым обращаются члены семьи? Кто из святых в чем помогает? Покровители семьи, брака и детей.

Святых Петр и Феврония.

Их романтическая история, описанная известным во время правления Иоанна Грозного талантливым священником Ермолаем Прегрешным, вдохновляла многие супружеские пары на протяжении веков.

Пётр был младшим братом князя Павла. В семье брата поселилась беда. К его жене по ночам стал приходить бес под видом мужа. Княгиня хитростью узнала, как его погубить. Выход состоял в том, чтобы Пётр поразил оборотня Агриковым мечём. Во время службы в церкви Ангел показал ему меч. Вечером Пётр поразил змея, но кровь из раны обрызгала князя. Всё тело его покрылось проказой. Никакие лекари не могли помочь. Он искал лекарей по всей земле. Прослышав о мудрой благочестивой целительнице, дочери бортника (добывающего дикий мёд), поехал в село Ласка Рязанской области.

Феврония ему поставила условие, при котором она его вылечит, — взять в жёны, так как узнала суженного ей. Ведь брак совершается по Божьему повелению, а иногда и принуждению. Он согласился, но не собирался выполнять это условие из-за княжеской гордости. Мудрая Феврония поняла, потому сказала смазать всё тело, кроме одного струпа, как напоминание о грехе. Болезни результат грехов, а лечение требуется не только телесное, но и духовное.

От одного струпа снова покрылось язвами всё тело. Пришлось князю снова ехать к Февронии. Сдержав слово, полностью исцелился.

Пётр тоже понял, что она его суженная, благословлённая Богом. Они любили друг друга, преодолевая все испытания, которых у них было немало со стороны бояр, не желавших признать крестьянку княгиней. Но оказалось, что их любовь была и святыней города, не только личной. Без них в городе начался раздор, кровопролитие.

Они вернулись в Муром по зову присланных гонцов.

В старину на Руси существовал обычай, перед окончанием земной жизни уходить в монастырь для приготовления своей души к вечной жизни. Так и Пётр и Феврония, достигнув преклонного возраста, приняли монашество. Они умерли в один день и час. Но их похоронили в разных гробах, несмотря на их завещание похоронить в одном. Однако их тела оказались в одном гробу. Сколько не разлучали их тела, они оказывались вместе. В конце концов, все поняли, что на это есть Божье благословение.

Святая Ксения Петербургская.

Родившаяся в XVIII веке, вышла замуж за придворного певца, полковника Андрея Петрова. Муж умер, когда ей было 26 лет. Этот удар так подействовал на Ксению, что ей не интересна стала земная жизнь, создавалось впечатление, что она лишилась рассудка. Так на неё смотрели окружающие.

Ксения раздала своё имущество бедным, а дом отдала знакомой. Она избрала путь юродства. Просила называть её Андреем, ходила зимой и летом в юбке, туфлях и кителе мужа. Ночью её видели молящейся в пустынном месте за городом, а днём бродила по Петроградской стороне, часто около церкви святого Апостола Матвея. Если ей давали деньги, она их отдавала нищим.

За её подвижничество, терпение, она получила от Бога дар прозрения будущего. Учила людей правдивости, открывала им тайны. Люди, к которым она приходила становились счастливыми и успешными в делах.

В часовне Ксении Петербуржской и даже около, люди получают исцеление, помощь, особенно в семейных делах, браке.

Отмечают её память — 24 января

Блаженная Матрона Московская.

Родилась в 1814 году в Костромской губернии в деревне Ваниной. Выйдя замуж за мещанина, имела домик и бакалейную лавку. Во время турецкой войны вместе с мужем пошла на фронт сестрой милосердия. Муж погиб, и она свою жизнь посвятила Богу. Продала своё имущество и, раздав деньги нищим и приняв обет юродства, начала странствие по святым местам. Причём, с этого момента она ходила босиком до конца жизни не только летом, но и зимой. Ходила к Соловецким чудотворцам, четыре раза была в Иерусалиме. Матрона в Иерусалиме приняла схиму с именем Мария, но дала обет это скрывать.

Последние годы — 30 лет — жила в Петербурге, сначала на Петроградской стороне, затем поселилась у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Её молитва имела большую силу. К ней приходили за помощью в болезнях, семейных и житейских скорбях. Она предупреждала об опасности. Даже высокопоставленные лица, когда отправлялись в места эпидемий, приходили к ней.

Спаситель.

В христианстве Спаситель — Иисус Христос.

К нему можно обращаться за любой помощью. Во время венчания в церкви жениха и невесту благословляют «Венчальной парой»: жениха — иконой Спасителя (Господь Вседержитель), тем самым утверждая его защитником жены и детей, кормильцем семьи; невесту — иконой Пресвятой Богородицы (Казанской, Владимирской или Смоленской Божией Матери), указывая ей, что она хранительница семейного очага. Эта венчальная пара является основой не только храма, но и православного дома, так как защищает семью и будущих детей от невзгод, сохраняет их любовь.

Икона Божьей Матери «Утоли моя печали».

Название иконы берёт начало в молитвах людей, обращающихся к Богородице с просьбой утолить, то есть избавить, от болезней, скорбей телесных, душевных, в том числе семейных.

С 1640 года икона находилась в церкви Святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Много было записей о чудесах творивших этой иконой. Но пожар, случившийся в 1771 году, уничтожил документы, осталась память только в преданиях. Вот один из случаев проявления чуда иконой.

В Москве жила знатная женщина, страдающая от болезни, которую врачи не надеялись вылечить. И вот во сне к ней приходит Божия Мать и говорит, чтобы она ехала в Москву в храм Святого Николая, молилась перед её образом с надписью «Утоли мои печали». Когда женщину привезли в храм, такой иконы в нём не оказалось. Тогда священник сказал принести все иконы с колокольни. Среди старых запыленных икон она увидела нужную, закричала и перекрестилась рукой, которой до тех пор не могла даже пошевелить. А когда женщина приложилась к иконе, то совершенно здоровой встала на ноги.

Эта икон отличается от других иконографией. На ней младенец держит свиток, а Богородица рукой подпирает щеку.

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница».

В городе Тула в Щегловском мужском монастыре, основанного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», находившаяся там икона была в прежние времена в серебряной ризе с драгоценными украшениями. Сейчас для поклонения имеется её прекрасный список. Одежда Божьей Матери так же, как на оригинале написана в красных и синих тонах, она кормит грудью младенца.

Старинная чудотворная икона «Млекопитательница», украшенная до революции серебряной ризой, написанная для малого храма монастыря в честь Никандра Псковского сохранилась до сих пор.

Как и всякого новорождённого малыша, нуждающегося в здоровой пище и ласке, Богородица кормила своим молоком Иисуса Христа.

Потому ей молятся, чтобы дети росли здоровыми, чтобы радовались, глядя на них, матери-питательницы; кроме того, она защищает от бесплодия.

Апостол Симон Кананит.

В Новом Афоне есть храм Святого великомученика Симона Кананита. Люди приходят в этот храм, чтобы просить помощи у святого в супружестве, любви и семейном благополучии.

Симон был бедным. Во время его свадьбы закончилось вино, когда праздник был ещё в разгаре. Его выручил Иисус Христос, велев наливать в кувшины простую воду и разливать. В чашах гостей оказалось вино.

С тех пор он стал приверженцем христианской веры, везде её проповедовал. Жил в постоянных молитвах и посте. Оберегал семьи. Умер мученической смертью.

Святые Иаким и Анна.

Родители пресвятой Богородицы почитаются как покровители семейного благополучия. В христианстве они считаются идеальной семейной парой.

Несмотря на праведную жизнь и добрые дела, у них не было детей. У израильтян это было признаком того, что люди грехами прогневили Бога. Но их молитвы были услышаны, и архангел Гавриил сообщил им радостную весть о рождении у них девочки Марии (Богородицы).

Православная церковь празднует рождество Девы Марии — Пресвятой Богородицы 21 сентября.

Этот праздник является утешением для бездетных супружеских пар. Им молятся о послании детей.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив.

Их почитают как покровителей замужних женщин. Им молятся, если муж возненавидел невиновную жену.

Все они погибли мученической смертью за веру. По молитве к ним с верой и любовью о помощи, совершались чудеса. Над девушкой Евфимией издевался супруг, они помогли, освободив её от издевательств.

Святые Адриан и Наталия.

Во время правления императора Максимиане жила супружеская пара Адриан, начальник судебной палаты, и Наталия, тайная христианка. Видя мужество людей, страдающих за веру, он сам перешёл на сторону христианства. За что его подвергали истязаниям. Жена его всячески поддерживала. Когда он умер, Наталия умела на его гробу.

Им молятся о помощи в супружестве, любви и семейном счастье.

Святая Параскева (Пятница).

Она является покровительницей семей. Её икона сохраняет благополучие и счастье семьи, избавляет от страданий.

Она является покровительницей семей. Её икона сохраняет благополучие и счастье семьи, избавляет от страданий. Богатые и благочестивые родители Параскевы, жившие в III веке в Иконии, особенно почитали пятницу — день Господних страданий. Когда у них родилась девочка, они назвали её Параскевой в честь этого дня, так как в переводе с греческого языка — это пятница. Это имя как бы определило её мученическую судьбу, подобную страданиям Христа.

Посвятив свою жизнь Богу, она старалась просветить язычников, проповедуя христианство. Её схватили, пытали, истерзав её тело. Язычников не вразумило Божественное знамение — истерзанное тело Параскевы было исцелено, ей отрубили голову.

Мученик Неофит.

С юных лет посвятил свою жизнь Богу. В пустыне нашёл пещеру, но в ней жил лев. Юноша сказал льву, чтобы он нашёл себе другое жилище, так как его сюда привёл Господь. Ангел приносил ему пищу. Но о нём узнали язычники, схватили и бросили на арену цирка.

Привязав к столбу, выпустили диких медведей. Сначала они бросились к Неофиту, а потом остановились и наклонили головы к его ногам. Затем выпустили льва. Лев злобно зарычал, прыгнул, но также остановился и стал лизать ноги. Мученик узнал льва, чью пещеру он занял, и сказал идти ему в их пещеру, только не причиняй собравшимся здесь людям зла. Лев разломал ворота и убежал, а мучители проткнули Неофита копьём. Ему было 16 лет. Неофит является покровителем и защитником детей.

Икона Божией матери «Поможение родам».

Перед иконой молятся роженицы о благополучных и лёгких родах. По молитвам перед иконой проходят роды успешно даже при осложнениях. Кроме того, она исцеляет от бесплодия.

Почитаемый список этой иконы находится в Николаевском соборе города Серпухова. Перед ней каждую субботу совершаются молебны.

Феодоровская икона Божией Матери.

Чудотворная икона, одна из важнейших святынь России. Она является символом защиты России от исторических многочисленных бедствий.

Перед ней молятся девушки о счастье в браке, об исцелении от бесплодности, об удачном вынашивании ребёнка, при трудных родах. Она исцеляет также и от других болезней. Считается, что она помогает при воспитании детей.

Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет».

Создание этого образа относится к XVII веку. Образ основан на византийских акафистах, сравнивающих образ Девы Марии с неувядаемыми, благоухающими цветами. Иконы разнообразные, но во всех присутствует общая деталь — цветы.

Перед иконой молятся о красоте, молодости, здоровье.

Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская.

Иулиания вместе с мужем, князем Вяземским, получили в удел от князя Василия Московского город Торжок вместе с князем Смоленским. Они ушли в изгнание, когда Литва захватила Смоленск. Красота Иулиании прельстила князя Юрия Святославовича. Он стал домогаться её, но она хранила верность супругу. Юрий убил мужа во время пира, и пытался насильно овладеть женой. Иулиания, обороняясь от насильника, схватила нож и ударила им преследователя. Разгневанный князь погнался за ней с мечом, отрубил ей руки, ноги и бросил в реку. Через год выловили её тело, плывшее против течения. Свыше прозвучал голос велевший похоронить тело у южных дверей Спасо-Преображенского собора. Около гроба многие исцелились.

Хранение святыни брака — величайший подвиг человека.

Святая Иулиания — покровительница и защитница семьи и целомудрия.

Архангел Варахиил.

Передаёт людям Божие благословение на добрые дела, покровитель благочестивых семей, хранитель чистоты души и тела.

Детям с плохой памятью и отсутствием способностей помогают:

— Пресвятая Богородица «Всем скорбящим радость»

Преподобный Роман Сладкопевец любил участвовать при богослужении, петь в хоре. Но у него не было способностей к этой деятельности, так как он не обладал музыкальным слухом и не имел соответствующего голоса. Однажды завистники-клирики его опозорили в присутствии царя. Роман всю ночь плакал, горячо молился и просил Пресвятую Богородицу помочь, стоя на коленях перед её иконой. Устав, заснул. Пресвятая Богородица «Всех скорбящих радость» явилась ему во сне, подав свиток, велела его проглотить. Когда он проснулся, понял, что у него есть не только голос и слух, но и стал грамотным, мудрым и обладает способностью к великому творчеству сочинять божественные песни, икосы, кондаки.

— Святой Иоанн Кронштадский

Ему трудно было учиться в школе из-за плохой памяти, но учёба в приходском училище оказалась катастрофой.

Когда стало невмоготу, он всю ночь горячо молился и просил Бога помочь. Вдруг его тряхануло, и с него как будто спала пелена. Иоанн сразу вспомнил урок, что говорил учитель. Он стал отличником, окончил училище, семинарию, академию.

Святые покровители детей:

— Спас Вседержитель, Ангел Хранитель

— Святитель Николай, архиепископ Мирликийский

На Новый Год в городе Миры устраивал детям праздник и дарил подарки.

— Святой младенец – мученик Гавриил Белостокский

Родился в деревне Зверки Белостокского уезда. Приближался праздник Святой Пасхи. Когда мать шестилетнего ребёнка ушла из дома, чтобы отнести в поле мужу еду, в дом забрался еврей и увёз Гавриила в город Белогорск, где его распяли, проколи бока, выпуская постепенно кровь. После того, как мальчик умер, его выбросили в поле около деревни Зверки. Тело нашли голодные собаки, но не тронули его, наоборот, защищали от хищных птиц. Услышав лай собак, из деревни пришли люди. Было ясно, что над младенцем совершено ритуальное убийство. Его похоронили около храма.

Спустя 30 лет после похорон мощи святого Гавриила оказались нетленными. В 1746 году мощи, после сгоревшего при пожаре храма, оказались целыми, только правая ручка немного обгорела. После перенесения мощей в монастырь рана зажила и покрылась кожей. Святой Гавриил считается целителем и защитником детей.

Мини доклад на тему: «О православных святых»ПЖЖЖЖ Срочно!!! ПОМОГИТЕ! ПОМОГИТЕ!»22бала

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Александр в переводе с греческого языка означает “защитник людей”. Среди православных святых, носивших это имя, были патриархи, священники, монахи, простые миряне Кто-то из них мученически пострадал за веру, кто-то послужил Господу инымми подвигами и трудами. Однако с особой любовью русский народ чтит память святого благоверного князя Александра Невского.

Благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”. Мать святого Александра, Феодосия, — рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Со стороны отца он был потомком Владимира Мономаха, а со стороны матери — родной внук святого Мстислава Храброго. От отца Александр унаследовал умение пользоваться обстоятельствами, мудрую расчетливость и стремление к собиранию земли вокруг одного престола. От предков по материнской линии ему достались беззаветное мужество, сострадание к людям и печаль о славе родной земли.

Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом и посадили на коня. В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали его обучать воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой.

Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.

Александр рос серьезным, вдумчивым отроком. Избегая пустых забав, он любил чтение священных книг и пение церковное. Часто ходил в храм и по ночам наедине долго-долго молился перед иконами.

С юных лет благоверный князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, “гремевшим как труба”, по слову летописца, Александр был точно создан для побед.

Православные святые как пример для подражания

«До конца века не иссякнут святые»1, – эти слова нашего современника афонского старца Ефрема Филофейского находят подтверждение на протяжении всей истории Церкви. При этом, во все исторические эпохи находились те кто утверждал, что праведные люди иссякли или уже не могут быть поставлены в один ряд с подвижниками прошлого. Сегодня подобная система взглядов по-прежнему находит много сторонников. Нередко приходится слышать, что «времена преподобных отцов прошли безвозвратно»2.

Ефрем Филофейский

Отрицание возможности достичь совершенства и снижение планки высоты христианской жизни представляется опасным заблуждением. Преподобный Симеон Новый Богослов даже называл подобное мнение самой опасной ересью: «Я называю еретиками тех, кто говорит, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобным святым отцам… те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, если это можно сказать, так как эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания. Эти противники Христа говорят: “Это невозможно, невозможно”. И почему, скажи мне, невозможно? А посредством чего святые воссияли на земле и стали светилами в мире? Если бы было невозможным, и они бы никогда не смогли это совершить. Ибо и они были людьми, как и мы. Они ничем большим, чем мы, не обладали, кроме как произволением на благое, старательностью и терпением, и любовью к Богу. Итак, приобрети и ты это, и станет для тебя источником слез каменная сейчас душа. Если же ты не хочешь терпеть скорби и стеснения, то, по крайней мере, не говори, что это невозможно» (Двадцать девятое Огласительное Слово).

Христиане по своему призванию — святые. «Это благовестие и заповедь звенит, как колокол через все Евангелие Нового Завета»3 (ср. 1Сол. 4:3; Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; Еф. 1:1, 18, 2:19, 5:3, 6:18; Фил. 1:1, 4:21-22; Кол. 1:2, 4, 12, 22, 26; 1 Сол. 3:13, 5:27; 2 Тим. 1:9; Евр. 3:1, 6:10, 13:24; Иуд.1:3). Стать святым, и душой и телом, вот призвание человека (1 Сол. 5:22—23): «По примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр 1:15). «Будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят» (Левит. 11:44), «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен» (Мф. 5:48), «будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16).

Этот призыв был воспринят подвижниками разных исторических эпох. «Звёздам на небе и песку морскому равны числом пророки, апостолы, мученики, аскеты. Они пролили свою кровь за Святую Троицу и теперь пребывают в вечной радости Царствия Небесного. Подобно звёздам многочисленны мужи и жены, отрёкшиеся от мира и удалившиеся в пустыню, где подвизались на протяжении всей своей жизни ради любви к Святой Троице… Звёздам на небе и песку морскому равны числом и мужи и жены, которые в миру жили благоразумно и целомудренно, постились, молились, раздавали милостыню, совершали добрые дела – всё из любви к Святой Троице. Они и земную жизнь прожили хорошо и наследовали вечную радость Царствия Божия», – говорит в одном из своих поучений равноапостольный Косма Этолийский4.

Великое множество святых свидетельствует об изобилии благодати, которую Господь изливает на Свою Церковь: «Став человеком, он Собою Святым дает людям все божественные силы, необходимые для святой и благочестивой жизни в этом мире (ср. 2 Петр. 1:3). Соединившись с помощью веры духовно и благодатно со Святым — Господом Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь»5.

Святые – люди разных полов, достатка, профессий, социального положения, характера и национальности – демонстрируют нам различные пути, какими и мы можем прийти в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13) и угодить Господу.

«Когда мы думаем, что не можем стать святыми, – это ложь и духовная прелесть»6. Господь открыл нам путь святости и если мы по нему не идем, то это не оттого, что сложились внешние неблагоприятные условия, не потому что «прошли времена преподобных». «В нашем сердце, в нашей душе что-то еще не так, и это «что-то» мешает нам исполнить замысел Божий о нас»7.

В условиях культивирования духовного минимализма и облегченного варианта христианства огромное значение имеет обращение к житийной литературе. В Византии и на Руси чтение житий святых считалось важнейшим средством для духовного воспитания и спасения души.

«Думается мне, даже камни чувствуют пользу , не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря просвещается ум человека, отвергая мрак мудрости плотской (2 Кор. 1:12), а душа его умиляется и воспаряет к Божественной любви», – писал преподобный Феодор Студит (Малое Оглашение, 41).

«Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. – говорил святой Паисий Святогорец, – Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами»8.

По словам преподобного Иустина Челийского, «Жития святых» – единственная православная Педагогика. В них «показано, как вырабатывается и выстраивается совершенная человеческая личность, совершенно идеальный человек… А это и есть евангельский воспитательный идеал, единственный воспитательный идеал, достойный такого богообразного существа, как человек, идеал, установленный Евангелием Господа Христа. Установленный и осуществленный в первую очередь Богочеловеком Христом, а затем осуществленный в святых апостолах и остальных святых Божиих. Между тем, без Богочеловека Христа, и вне Богочеловека Христа, при всяком другом воспитательном идеале, человек навсегда остается существом недовершенным, существом смертным, существом жалким, существом бедным, достойным всех слез всех очей, сколько ни есть их в Божиих мирах»9.

Преподобный Симеон Новый Богослов подчеркивал, что истинное содержание житийной литературы открывается не всем, а только тем, кто старается подражать святым в своей собственной жизни: «Ибо те, кто писал жития святых, показывали только их телесные деяния, как то нестяжание, пост, бдение, воздержание, терпение… Духовное же их делание лишь в малой степени, как в зеркале, через показывали, чтобы те, кто подобные труды и веру от дел являет, стали сознательными причастниками и дел и дарований их, прочие же чтобы даже не удостоились слышать о таковых» (Cat. 6, 22-32.).

В Житиях Святых, творениях Святых отцов, как и в Священном Писании, есть своя θεωρία (сокровенный смысл). Он открывается не ученным, теоретикам, философам, а тем кто подражает святым в своей жизни. Более того, следование примеру святых – обязанность любого христианина: по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «люди будут осуждены, если они не подражали святым и не читали их жития» ( В 5-м Огласительном Слове, 559-572.).

Окончание следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *