Проблема веры в чудеса

ЕГЭ-2018. Русский язык. Сдаем без проблем!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

1. Поставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».

Мышление, ненависть, обеспечение, плесневеть, творог, усугубить, экскурс, анамнез, анатом, запломбировать, алкоголь, балованный, баловать, боязнь, бронировать, валов(-ой, -ый), банты, во-первых, воткнутый, втридорога, включит, вручим, воспринять, гастрономия, генезис, гражданство, договор, досуг, дотемна, дремота, заиндеветь, заклеить, звонит, знахарка, знамение, иначе, исподволь, исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, километр, кран / краны, красивее, кулинария, кухонный, лифт / лифты, ломота, лиловеть, мастерски, нагруженный, намерение, наверх, наперчить, на похоронах, некролог, новорожденный, нормировать, обеспечение, ободрить, оброненный, откупорить, оптовый, осведомиться, по стенам, (они) правы, пережитое, петля, перипетии, положил, портфель, потолок, премировать, предложить, приговор, принудить, принята, послала, проведено, просмотровый, разложить, разреженный, санитария, свекла, симметрия, сироты, склады, средства, совестливый, сливовый, табу, творог, торт / торты, диспансер, убыстрить, уведомить, углубишь, умерший, умно, усугубить, феномен, хаос, хвоя, ходатайство, хозяева, черстветь, черпать, эксперт, экспертный.

2. Прочитайте пары слов. В каких случаях варианты ударения различают слова по смыслу?

Атлас — атлас, броня — броня, ирис — ирис, компас — компас, языковая — языковая, искра — искра, договор — договор.

3. Расставьте ударение в формах глаголов и прилагательных. Произнесите слова вслух, соблюдая правильное ударение. Отметьте наличие вариантов.

Бедный — бедна, бедно, бедны; важный — важна, важно, важны; красивый — красивее; нужный — нужна, нужно, нужны; правый — права, право, правы; рад — рада, рады; развитой (ребенок) — развитая, развит, развита, развиты; равный — равна, равно, равны; браться — брался, бралась, брались; взять — взяла, взяли, взяты; включить — включишь, включат, включен, включены; добыть — добыл, добыла, добыли, добыт; доложить — доложу, доложишь; драться — дрался, дралась, дрались; жить — жила, жили; звонить — звонишь, звонит, позвонит; мириться — миришься, мирится; обнять — обняла, обняло, обняли; повторить — повторишь, повторим.

4. В приведенных ниже предложениях найдите слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.

1. У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли — новое чудище человеческого разума. 4. Л.Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 6. Задумав «Грозу» как комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез в душу маленького пастушонка. 8. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

5. Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

Паронимы это слова похожие по звучанию но не тождественные. Различаются паронимы однокоренные: культивация — культивирование, причина — причинность, свершить — совершить, скрытый — скрытный и разнокоренные дефект — эффект, эскалатор — экскаватор.

Паронимический ряд состоит из двух и более паронимов принадлежащих к одной части речи абонемент — абонент, дипломат — дипломант или к разным частям речи но имеющим одинаковые грамматические категории командированный (прич.) — командировочный (прил.). Как правило в паронимический ряд входят или только исконно русские слова вдохнуть — вздохнуть, деловой — деловитый или только заимствованные слова факт — фактор.

Причина появления разнокоренных паронимов случайное сближение слов в звучании что чаще наблюдается у заимствованных слов индеец — индиец, эпифора — анафора.

Однокоренные паронимы явление в языке не случайное. Они возникают в результате словообразовательных процессов. В силу этого у них наблюдается сходство не только в звучании но и в значении.

(По П.А. Леканту)

6. Объясните различия в значении следующих паронимов.

В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка» (М., 1994).

Абонемент — абонент, восприятие — восприимчивость, дельный — деловой — деловитый, демонстративный — демонстрационный, единичный — единственный — единый, конструктивный — конструкторский, лирический — лиричный, логический — логичный, обосновать — основать, факт — фактор, эффективный — эффектный.

7. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. В полку царило воинствующее настроение. 2. Доказанная опытом гипотетичность становится научной теорией. 3. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот, дескать, где я побывал (В. Берестов). 4. Народ терпел двойственный гнет. 5. Наташа одела спецовку электросварщика. 6. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. 7. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 8. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 9. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 10. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются.

8. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Весь цвет элиты, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия, главная суть, суть дела, электорат избирателей, штурвал руля, совместное сотрудничество, госпитализировать в больницу.

9. Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.

2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марией Гомес. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

10. От данных существительных образуйте форму(-ы) именительного падежа множественного числа. Расставьте ударения.

Автор, прожектор, байкер, вексель, крейсер, воз, офицер, бухгалтер, год, договор, инженер, шофер, инспектор, диспетчер, директор, лектор, отпуск, катер, лифт, торт, порт, профессор, слесарь, токарь, трактор, тенор, цех, якорь, каталог, плинтус, паспорт, редактор, джемпер, почерк, свитер, ордер, шило, шулер, библиотекарь, клапан, выбор, бал, брелок, веер, вензель, вертел, витраж, герб, дизайнер, жезл, желоб, жемчуг, жернов, житие, заем, инок, ирис, кадило, ковчег, конус, костел, крем, лоскут, монтаж, образ (икона), образ (в литературе), остов, отступ, пепелище, пиршество, просвира, пустошь, ракурс, стезя, стремя, тахта, холст.

11. Сравните слова. Вычеркните все неверно образованные формы множественного числа именительного падежа. Укажите все пары, в которых разные окончания указывают на разные значения слов или разные слова.

12. От данных ниже существительных образуйте форму(-ы) родительного падежа множественного числа.

Помидоры, апельсины, бананы, ананасы, баклажаны, ботинки, валенки, сапоги, тапочки, туфли, гектары, граммы, килограммы, микроны, рентгены, комментарии, мечты, носки, чулки, плечи, рельсы, свечи, солдаты, партизаны, гусары, уланы, яблоки, дела, места, кухни, ясли, блюдца, вафли, цапли, заморозки, кастрюли, полотенца; аксессуар, башня, бал-маскарад, барышня, береста, бижутерия, джинсы, змий, игуменья, изразец, инициалы, инок, карат, кисть, колдунья, кружево, лоскут, мозаика, молельня, монахиня, носок, нувориш, нюанс, пейзаж, перипетия, перспектива, пиршество, претензия, псалом, раритет, религия, скула, славянин, смерть, снадобье, софа, статуя, страз, стремя, ступня, счет, тахта, тенор, термос, усадьба, флигель, хлопоты, ходатайство, холст, христианин, хутор, цоколь, цыган, чалма, четки, чулок, шампунь, шарж, шаровары, эркер, эстетика, юродивый, ядро, яшма, яство.

13. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведенных ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

Бойкий, большой, важный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розовый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

14. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте свое мнение.

1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

3. Мой друг самый честнейший человек.

4. Такой вариант исправления текста еще более худший.

5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.

6. Новая кофточка еще коричневее старой.

15. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Содержание диссертации было изложено на 628 страницах.

2. За время экспедиции студенты прошли около 134 километров.

3. В издательстве вышла книга с 397 иллюстрациями.

4. К 2689 прибавьте 492.

5. Стипендию назначили 483 студентам.

16. Сравните словосочетания в каждой паре. Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительного. Исправьте ошибки.

Двое корректоров — два корректора, трое девушек — три девушки, четверо ребят — четыре ребенка, пятеро детей — пять детей, к обоим рукам — к обеим рукам, обоих друзей — двух друзей, тремя ножницами — троими ножницами, пять носков — пятеро носков, четыре генерала — четверо генералов, о тысяче мелочей — о тысяче мелочах, к двумстам рублям — к двумстам рублей, проэкзаменовать двадцать три студента — проэкзаменовать двадцать трех студентов, в полтораста километрах — в полутораста километрах.

17. Раскройте скобки, выбрав нужную форму местоимения. Отметьте варианты употребления местоимений. Объясните различия между вариантами.

1. Собака подбежала к (нему, ему).

2. Благодаря (его, него) советам мы не заблудились.

3. Навстречу (ней, ей) шла машина. 4. Моя мама моложе (нее, ее).

5. Я (их, ихние) порядки знаю.

6. Друзья пригласили нас к (себе, ним, им) в гости.

7. Я хочу представить вас (своим, моим) родителям.

8. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.

9. Из философии и риторики (кое-что, что-то, что-нибудь) еще помню (А. Чехов).

10. Подруга попросила Машу принести (ей, себе) пирожное.

18. Образуйте формы настоящего времени от приведенных ниже глаголов. Какие варианты формы 3-го лица настоящего времени этих глаголов являются нормативными в современном литературном языке?

Махать, пахать, кудахтать, мурлыкать, внимать, капать, рыскать, тыкать, блистать, страдать, сыпать, хныкать, мучить, щипать, плескать, полоскать, глодать, двигаться.

19. Сравните глагольные словоформы в каждой паре. Определите стилистическую разницу вариантов формы прошедшего времени.

Сох — сохнул, мок — мокнул, замерз — замерзнул, ослеп — ослепнул, иссяк — иссякнул, сверг — свергнул, воздвиг — воздвигнул, повис — повиснул, исчез — исчез- нул, зачах — зачахнул, закис — закиснул.

20. Раскройте скобки и выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1. Ровно в полдень (прозвучали, прозвучало) несколько выстрелов. 2. Ряд учителей уже (используют, использует) новую методику. 3. Большинство российских спортсменов (выступили, выступило) на международных соревнованиях. 4. Примерно пятая часть жителей деревни (мечтает, мечтают) получить свою землю. 5. В нынешнем году в городе (построено, построены) двенадцать новых зданий.

21. Исправьте ошибки в употреблении причастного оборота.

1. Мальчик заслуживает порицания, стесняющийся своих родителей. 2. К перрону, на котором стояли люди и покрытому легкой дымкой, приближался товарный поезд. 3. Разные женщины по своему социальному и материальному положению едут в Сибирь за своими мужьями.

4. Герой рассказа был в командировке и поскользнулся на обледеневшей лестнице, сильно повредившей руку. 5. Они плыли от берегов Исландии к Норвегии на теплоходе, который освещенный мощными огнями.

22. Составьте предложения с приведенными ниже предлогами.

Вследствие — ввиду — по причине — благодаря. Согласно — в связи.

Вопреки — невзирая на — несмотря на.

23. Составьте словосочетания, главным компонентом в которых являлись бы приведенные ниже слова.

Апеллировать, беспокоиться, восхищаться, выставка, говорить, держаться, добиться, долг, заведующий, заплатить, заявить, игнорировать, идентичный, контроль, каяться, обидеться, обвинить, обрадоваться, оплатить, отчитаться, поражаться, преклоняться, радоваться, свойственный, скучать, следовать, справиться, тяготиться, удостоен.

24. Составьте словосочетания с каждым из приведенных ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках. Следите за правильностью употребления падежных и предложно-падежных форм зависимого слова.

Адресовать — предназначать — рассчитывать (зритель) Базироваться — опираться (результаты)

Беспокоиться — тревожиться (ребенок)

Вера — уверенность (победа)

Влиять — сказываться — отражаться — наложить отпечаток (взгляды)

Вслушиваться — прислушиваться — заслушиваться (мелодия)

Воплощение — претворение (практика)

Внушать доверие — вселять доверие (пациент) Гордиться — горд — гордость (достижения)

Делать различие — отличать — различать (ты и он) Жажда — потребность — стремление (знания) Заслужить — заслуживать (поощрение)

Избегать — уклоняться (ответственность)

Мешать — препятствовать — тормозить (развитие) Наградить — удостоить (премия)

Нужда — нехватка (деньги)

Обвинять — осуждать (примитивность)

Обидеться — обижен (слова)

Обрадоваться — обрадован (возвращение друга)

Обратить внимание — уделить внимание — задержать внимание — привлечь внимание (картина)

Определить — дать определение (жанр)

Основываться — обосновывать (эксперимент)

Отзыв — рецензия (курсовая работа)

Полный — наполненный (вода)

Превосходство — преимущество (новая методика и старая методика)

Предостеречь — предупредить (опасность) Примириться — смириться (преимущество) Рассердиться — рассержен (шутка приятеля) Свойствен — типичен (художник)

Удивляться — удивлен (роскошь отделки)

Управлять — регулировать (процесс)

25. Прочитайте предложения с деепричастным оборотом. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения и сформулируйте правило употребления деепричастного оборота.

1. Честно потрудившись летом, крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. 2. Соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, у читателя как бы вырастают крылья.

3. Даже делая самую черновую работу на эксперименте, удовольствие переполняет настоящего ученого. 4. Выбравшись из воды на берег, чьи-то пальцы стиснули мой нос.

5. Раскрывая данную тему, в статье ощущается грустное настроение. 6. Просидев в библиотеке до вечера, мной была написана контрольная работа. 7. Учитывая переплетение стилей, архитектура собора трудно определяется. 8. Добравшись до центра на автобусе, мы пошли дальше пешком. 9. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полностью раскрыть тему. 10. Окончив вуз, их ожидала интересная работа. 11. Ожидая, пока остынет чай, была прочитана новая газета. 12. Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор был участником событий. 13. Самолет, набрав скорость, взмыл вверх. 14. Проанализировав полученные данные, можно сделать ряд выводов. 15. Посмотрев новый фильм, мне стало грустно. 16. Взобравшись на вершину холма, перед глазами открывается панорама города. 17. Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитету удалось подготовить его в срок. 18. Сидя на ветках, птицы не были встревожены проехавшей мимо машиной. 19. Глядя на снимки в модных журналах, фигура не станет лучше. 20. Работая в клубе аниматором, у Валерии появляются новые друзья.

26. Измените предложения, чтобы получилось предложение с деепричастным оборотом.

Образец: Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью. — Ощущая свое начало и свое продолжение, человек щедрей и правильней располагает своей жизнью.

1. Когда дымка тумана тяжелела, она затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. 2. Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. 3. Брат вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». 4. Партизаны растворились в лесу, как только увидели, что последняя лодка с ранеными причалила к нашему берегу. 5. Когда молодой помещик вырвался из круга крестьян, он поднял с земли здоровую палку.

27. Графически выделите деепричастный оборот (одиночные деепричастия) и расставьте запятые там, где это необходимо.

1. Нахмурившись отец сердито зачиркал зажигалкой. 2. Она села на диван и спрятав носовой платочек в сумку щелкнула замком. 3. Иван Ильич медленно дошел до угла и заложив за спину руки долго стоял перед афишами. 4. Облокотясь о бархат ложи и другою рукою обняв сестру за талию Катя глядела в партер иногда с улыбкой кивая знакомым. 5. Даша молча слушала сестру и открывала крышечки на хрустальных флаконах.

6. Даша переодевшись в своей чистенькой комнате присоединилась к студенческой компании. 7. Николай Иванович выслушал ее до конца поглаживая холеную бороду и с удивлением взглядывая на миндальные от негодования Дашины щеки. 8. Не слушая их Бессонов сле

дил потемневшими глазами за Екатериной Дмитриевной. 9. Екатерина Дмитриевна побежала по мосту очертя голову. 10. Он поднялся с кресла и шагая по ковру останавливаясь и разрезая воздух взмахами костяного ножа заговорил о падении морали и вечных ценностей.

(По А.Н. Толстому)

28. Прочитайте предложения. Отметьте и объясните все случаи нарушения синтаксических норм. Исправьте предложения.

1. Генеральный прокурор сетовал о том, что узнал о задержании из средств массовой информации. 2. Перед солдатами выступил командующий дивизии. 3. Губернатор очень беспокоится по аварии и беспокоится о вас. 4. Я даже не знаю, на кого подозревать. 5. Посмотрев на показания счетчика, становится понятным, насколько меньше можно платить. 6. Депутаты отстранили Воронина со своего поста. 7. Многие знают его, но говорить о нем не предпочитают. 8. Противоречия Западной Европе и Соединенными Штатами очевидны. 9. Без ведома меня провели собрание коллектива. 10. Не пора ли нам, съезду, оградить законно избранному органов власти от незаконно избранному. 11. О коррумпированности наших чиновников описано в стихах. 12. Вы будете настаивать о смене правительства? 13. Отдельная часть из наших депутатов склонны драматизировать обстановку. 14. Был наложен карантин по запрету на вывоз кур. 15. Это сочетание играет на раскрытие образа. 16. Некоторые материалы подготовлены плохо, и я еще по ним скажу. 17. После перерыва определимся о наших дальнейших действиях. 18. Я тоже недоволен на Сухарева. 19. Мы брали в библиотеке много книг, благодаря чего все хорошо сдали экзамены. 20. Наблюдая за вашим выходом на сцену в шоу «Пятница, 13», у меня сложилось неопределенное впечатление. 21. Третьяков вполне соответствует на столь высокий пост. 22. Вы не собираетесь вкладывать в телевидение ни копейку. 23. Сегодня чрезвычайная ситуация — не надо об этом скрывать. 24. Люди чувствовали о необходимости что-то изменить. 25. Основное внимание я уделила на конфликты. 26. Автор показывает много общего об этих двух героях. 27. Нельзя разделять вечные проблемы от современных актуальных. 28. «Реал» победил над «Валенсией».

Проблема чуда и современное научное мировоззрение

Без веры в чудо не может существовать ни одна религия. Христианство, конечно же, не является здесь исключением. И даже более того, можно сказать, что христианство основано на вере в чудо — в чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения. Так что чудо для христианина — это не только далекая история, но вся его жизнь. Ведь, например, что такое молитва как не вера в то, что Бог может явить чудо для молящегося. Поэтому очевидно, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином.

Однако эта простая и понятная мысль порождает множество недоумений и парадоксов. Если сам Спаситель творил чудеса, укрепляя веру людей и подтверждая то, что Он — Сын Божий, то почему Он часто отказывался творить чудо и даже осуждал людей, жаждущих только чудес? И для чего Бог творит в мире чудеса? Неужели мир, созданный Им, не столь совершенен, так что Бог вынужден каждый раз вмешиваться в установленный Им порядок и поправлять его Своим вмешательством? В последние века это осознание парадоксальности и кажущейся противоразумности чуда стала столь распространенной, что почти повсеместно распространилось убеждение, что «чудес не бывает», что вера в чудо — это следствие или невежества, или сознательного заблуждения, что рост научного знания в конце концов приведет к «прозрению» человечества и отказу от религиозных предрассудков. О том, насколько это мнение противоречиво (не парадоксально, а именно противоречиво), скажем чуть позже.

Чтобы разобраться во всех этих парадоксах и противоречиях, необходимо, во-первых, четко определить, что такое чудо, а во-вторых, посмотреть, как вера в чудо входит в контекст общего мировоззрения эпохи, ибо очевидно, что сама эта вера или неверие определяются многими гораздо более общими мировоззренческими посылками.

Понятие чуда представляется столь очевидным, что, кажется, и определять-то его не надо. И поэтому удивляет часто встречающаяся несогласованность в определениях. Отчасти это объясняется тем, что в определение включают и некоторые положения, выходящие за рамки собственно определения и являющиеся, скорее, теоретическими постулатами, т.е. тем, что еще требуется доказать. Собственно же сутью, тем, с чем согласится любой человек, даже и не верящий в реальность чудес, можно назвать тот факт, что чудо — это явление, совершающееся в противоречии с законами природы. Иногда, впрочем, высказывалось мнение, что чудо — это просто редко наблюдаемое явление (ньютонианец Кларк в переписке с Лейбницем ), что фиксирует лишь количественную сторону этого необычного явления, не затрагивая его сути, тем более, что, как верно заметил Лейбниц, любое явление, будучи частным, индивидуальным и неповторимым, является в этом случае чудом, а чудесные явления становятся тогда вполне естественными . Есть и другое мнение, согласно которому чудом называется лишь то, что до сих по еще не познано. Но это взгляд, сам по себе предполагающий, что чудес не бывает и что любое чудо можно в принципе объяснить — по крайней мере, в будущем. Так что наиболее верным определением, схватывающим сущность явления, будет то, которое было приведено выше: «Чудо есть явление, противоречащее законам природы».

Довольно часто в литературе, в том числе и православной, с целью доказать реальность чудес утверждается, что чудо не противоречит законам природы. Такой взгляд, по-моему, вызван неявным признанием верховенства закона в природе, следствием не изжитого полностью естественнонаучного мировоззрения. Но простое сопоставление двух выражений: «существуют явления, нарушающие закон», т. е. чудеса, и «нет никаких явлений, нарушающих закон» (естественно­на­уч­ное мировоззрение), показывает, что мы имеем все же чистое противоречие, а не противоположность, как, например, между белым и черным (есть серое) или теплом и холодом. Чудесное явление противоречит законам (или, точнее, одному закону) природы и именно этим оно и поражает человека. Чудо хождения по водам и чудо вознесения явно противоречат закону всемирного тяготения, чудеса исцеления — законам медицины, чудо умножения хлебов — закону сохранения материи, а чудо преображения — всем вообще мыслимым законам. Конечно, эти явления сопровождались другими явлениями, совершавшимися в соответствии с законами. Так, хлеба и рыба не летали по воздуху, а лежали в корзинах, возносившийся Иисус Христос не мог быть виден сквозь облако, а шедший по водам Спаситель шел по волнующемуся морю.

Рассудочный человеческий ум не способен вместить в себя и понять это противоречие, и вывод, который он делает, логичен с точки зрения формальной логики — или-или. Или весь мир закономерен, и чудес не бывает; или весь мир чудесен — наука ложна и не нужна для спасения души. С одной стороны, научное (или материалистическое) мировоззрение, отрицающее чудо, вполне логично, но не увязывается с многочисленными фактами чудес (и евангельских, и современных). Таким образом, материалист, считающий ощущения первым и основным источником познания, противоречит сам себе, отрицая достоверность некоторых явлений на основе рассудочных аргументов, уподобляясь чеховскому автору письма к соседу-астроному по поводу пятен на Солнце. С другой стороны, отрицание науки и вера в реальность чудес также не может выдержать критики, ибо достижения науки и техники всем слишком хорошо известны, и пользуются ими все, даже те, кто отрицает их полезность. Часто это противопоставление распространяется не только на материальный мир. Многие люди, понимая, что кроме чувственного мира существует и мир духовный, но не умея мыслить сообразно иным реалиям, переносят метод рассуждения, присущий материальному миру, на весь мир — и материальный, и духовный. Что из этого получается, слишком хорошо известно: вера в общую закономерность порождает разного рода астрологические учения, утверждающие всеобщий и полный детерминизм. Однако возможно и обратное, когда метод, присущий духовному миру, применяют к миру материальному — а с верой в общую чудесность связаны и оккультизм, и демонизм, и колдовство и т.п. Поэтому ясно, что такие противоположные понятия, как чудо и закон, должны быть рассмотрены с точки зрения общей картины мира.

Сразу отметим, что естественнонаучная картина есть мировоззрение, присущее отнюдь не всему населению Земли, и существовало оно не всегда. Возникает это мировоззрение в тот момент, когда появляется наука в современном ее понимании —в христианской Европе в XVI-XVII вв., и ни в буддийской Азии, ни в мусульманских странах научное мировоззрение не возникает. Этому имеется множество причин. И главная среди них — та, что наука возникает как следствие применения некоторых положений христианства для понимания природы. Христианство впервые провозгласило всем людям, что у нашего мира есть один Творец и Промыслитель, что все в мире происходит не случайно, не стихийно, не хаотично, а по Его слову. Замысел Бога о мире к тому же не является полной тайной для людей. Во-первых, мы знаем об этом из книг Священного Писания и из учения Церкви, когда Сам Бог посвящает нас в Свои замыслы о мире, а во-вторых, сам человек, будучи образом и подобием Божиим, может познавать некоторые Его законы, которые Он может открыть нашему разуму. В эпоху Возрождения в западной Европе эти положения стали утверждениями о том, что Бог правит миром посредством своих законов, а человек может эти законы познать. Эти утверждения развивались такими мыслителями — основоположниками современного научного мировоззрения, как Галилей, Ньютон, Кеплер, Декарт и др. Таким образом, научное мировоззрение во времена своего становления противопоставляло себя не религиозному взгляду на мир, а представлениям о мире как о хаосе, наборе случайных событий, которые совершенно непостижимы для человека. Научный взгляд на мир не только не отрицал религиозный, а наоборот, он основывался на том положении, что мир существует и развивается лишь благодаря Божественному управлению. Вмешательство Бога в мир может идти по-разному: либо путем постоянного воздействия на него путем задания ему неких законов, либо посредством разового вмешательства в ход событий, что людям будет представляться как некое чудо. В общей картине взаимодействия Бога и мира чудо и закон — не противоположности, а два различных пути воздействия Бога на мир. Разумеется, это предполагает представление о Боге как о личном Существе, а не некоем безличном мировом Разуме, ибо для совершения разового действия, каким является чудо, необходима воля, имеющаяся лишь у личности.

Развитие науки, приносившее свои позитивные плоды, приводило, однако, не столько к пониманию удивительной мудрости Божией, не к Его прославлению и величанию, сколько к другим результатам. Секуляризм и так называемое свободомыслие порождали еретические псевдохристианские построения типа деистических и пантеистических концепций, в которых отрицался либо промысел Божий, как в деизме, либо Его личное воздействие на мир, как в пантеизме. Но и в том, и в другом случае результат один — представление о законе, управляющем миром, все более и более оматериализовывалось, отрывалось от понятия о Боге. Возникало мнение, что естественные законы есть лишь некое свойство, атрибут материи. Такая концепция, естественно, не могла соединить представление о всеобщей детерминированности явлений с принципом чудесного нарушения этих закономерностей, и выбор, при успехе научного прогресса, делался, к сожалению, не в пользу христианства.

Идеалы научного познания мира овладевают и умами философов. В научном (главным образом, естественнонаучном, и прежде всего физическом и математическом) методе видят они залог и гарантию достижения истины. Применение этого метода в философии для познания сущности мира, его познаваемости и, в конце концов, для постижения цели человеческой жизни должно, по мнению этих философов, научно, т.е. однозначно решить поставленную задачу. Наиболее последовательно этот метод в философии применил Б. Спиноза, в книге «Этика» распространив принцип детерминизма на все явления, в том числе и на человеческую жизнь. Не случайно именно Спиноза явился одним из наиболее последовательных и серьезных критиков реальности библейских чудес. Отождествив Бога и природу, Божественный разум и физические законы, Спиноза утверждал, что «если бы люди ясно познали весь порядок природы, они нашли бы все так же необходимым, как все то, чему учит математика». В принципе верно замечая, что законы природы суть решения Бога, Спиноза опрометчиво свел все решения и воления Бога, а следовательно, и промысел Божий, к порядку природы, отказав Богу в Его личности и, следовательно, в других Его деяниях. Вывод, который делает Спиноза в «Богословско-политическом трактате», закономерен: «Чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд» .

Спинозовские нападки на христианство шли с позиции его пантеизма. Следующий значительный удар по христианской концепции чуда, но уже с позиции скептицизма и сенсуализма, нанес шотландский философ Давид Юм. Согласно его мнению, невозможно познание причинно-следственных связей в мире, поскольку в опыте фиксируются лишь сами события, а не их связь друг с другом. Все люди, по мнению Д.Юма, впадают в ошибку post hoc ergo propter hoc («после этого, значит по причине этого»), и убеждение в существовании причинно-следственных связей (а значит и законов природы) есть следствие человеческой фантазии, того, что Юм назвал «верой». Следствием человеческой фантазии является и вера в чудеса. Но если вера в закономерность природы имеет под собой объективные данные нашего разума (мысль, развитая впоследствии И. Кантом), то вера в чудеса основана лишь на слабостях людей — в склонности ко всему необычному и способности лгать. И поскольку собственно связь между причиной и следствием чувственным путем не познается, и в этом трудно не согласиться с Юмом, то невозможно так же чувственно установить и связь между чудесным явлением и его Причиной, т.е. Богом. Поэтому из юмовских рассуждений следует чрезвычайно важный вывод о том, что чудо, сколь необычно бы оно ни было, не может быть свидетельством о Боге, непосредственным доказательством Его бытия и действия в мире. Поэтому «удостоверение с помощью чудес, — по выражению Гегеля, — есть лишь первый, случайный образ веры. Подлинная вера покоится в духе истины» . Это, так сказать, философское объяснение того факта, почему Господь не творил чудеса там, где не видел веры в Него. Действительно, для человека, не признающего Бога и не верящего в Него, если и мертвые воскреснут, они не поверят.

Но не каждый может прийти к вере в Бога непосредственно, сразу, без каких-либо знамений и чудес. Человек слаб, и кому-то для поддержания веры, кому-то для первого толчка необходимо и чудесное свидетельство, которое, не будучи доказательством, побудит направить ум к Творцу, а не к твари. Но неужели теперь действительно, как считают некоторые, окончилась эпоха чудес? Неужели наша вера в то, что Бог Своим домостроительством непрестанно промышляет о нас, не будет подкреплена и различными чудесами? Неужели и люди, волей века сего оказавшиеся вне Церкви, не смогут быть возвращены в нее, будучи поражены чудесными знамениями? Ведь если чудо есть нарушение закона природы, то некоторые наиболее очевидные чудеса должны быть понятны всем — не только верующим!

Удивительно, но при внимательном сопоставлении явлений природного мира легко обнаружить, что так называемые всеобщие законы физики совсем не всеобщи и отменяются и нарушаются не просто часто, а также с поразительной закономерностью! В этом контексте понятнее становятся слова ап. Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19-20). Для примера возьмем лишь один, наиболее очевидный случай. Всем известны основные законы физики — три начала термодинамики. Второе начало термодинамики, в частности, утверждает постоянное увеличение энтропии в замкнутой системе, что на обыденном языке означает, что невозможно увеличение порядка и уменьшение беспорядка в мире само по себе. Применительно ко всей вселенной отсюда следует вывод о ее тепловой смерти, так что при допущении вечности мира удивительно, как эта смерть еще не наступила. Адепты материализма наивно полагают, что принцип энтропии неприменим к незамкнутым системам, какой является вселенная. Однако в таком возражении видно элементарное непонимание сущности современной физики, которая, опираясь на язык математики, формулирует все свои законы для некоторых абстрактных систем – идеального газа, закрытой системы, абсолютно черного тела, абсолютно твердого тела и т.п. В действительности же подобных идеализаций не существует, однако очевидно, что все законы физики прекрасно работают в реальном мире. Поэтому без особого преувеличения можно сказать, что в неорганическом мире закон энтропии выполняется во всех системах. Для любого здравомыслящего человека ясно, что из груды кирпичей сам по себе не построится дом, обратное же событие не только вероятно, но и действительно происходит. Уменьшение энтропии в груде кирпичей может произойти лишь под воздействием человека, строящего из кирпичей дом, так что обыденная человеческая практика показывает, что сознание может нарушать одно из основных положений физики.

Но и без воздействия человека в природе происходит множество событий, протекающих в противоречии со вторым началом термодинамики. Сам факт существования вселенной противоречит этому закону, но более всего, разительнее всего свидетельствует об этом противоречии феномен жизни. Каждый из нас наблюдает, как ежесекундно весной и летом происходят удивительные превращения бесформенной земляной массы, окружающей семя или корень растения, в поразительные по своей упорядоченности части растения — листья, цветы, плоды. По аналогии с действием человека мы можем сделать вывод, что и здесь нарушение второго начала термодинамики происходит под воздействием нематериального, духовного начала — Святого Духа.

Такой взгляд на чудо может вызвать некоторые недоумения. Действительно, возникает парадокс: чудом является и само существование вселенной и вещей в ней, и множество процессов, протекающих в мире, в то время как обычно чудом считается явление, выделяющееся из общего ряда событий, неповторимое, уникальное событие. На самом деле ничего необычного в этом нет: такой взгляд на мир как на непрестанное и великое чудо был свойственен уже древним евреям. Среди всех явлений природы, также казавшихся им чудесными, они выделяли особые «знамения», по сути также входившие в общую закономерность природы. С другой стороны, среди ученых мужей еще Лейбниц стал указывать на существование «непрерывного чуда» в виде притяжения планет и различал чудеса высшего и низшего порядка, для которых не необходимо вмешательство Бога. К этому мы можем добавить, что чудесное явление может нарушать либо один, либо несколько законов природы, подчиняясь при этом остальным. Так что наиболее чудесными для нас кажутся те явления, которые противоречат сразу нескольким законам. К этому примешивается и обычное человеческое свойство — склонность к необычному, редкому, и, наоборот, способность не обращать внимания на часто встречающееся. Отсюда возникает чисто психологическое понимание чуда просто как редкого события в противовес обыденному. Такое представление было распространено среди античных греков, предпочитавших видеть в Боге высший Разум, а не Личность, творящую чудеса. Показательно, что ни один древнегреческий философ не размышлял о чуде как о некоей проблеме: Цицерон, например, вообще отвергал существование чудес, объясняя мнение о них случайностями и незнанием действительных причин. «То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо». А если чудом считать то, что случается редко, добавляет Цицерон, то и мудрый человек — чудо . Живший во II в. после Р. Х. философ-скептик Секст Эмпирик, разбирая практически все существовавшие доказательства бытия Бога и их опровержения, даже не упомянул о том, что таким доказательством может быть чудо. Античное постижение Бога было чисто интеллектуальным, исключавшим любое иррациональное Его понимание. Это отличие древнегреческого и иудейского взглядов на мироустройство выражено в словах апостола Павла: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1 Кор. 1, 22). Христианство, которое было для иудеев соблазном, а для эллинов безумием, в действительности объединило оба этих взгляда на характер действия Бога в мире и его познание человеком, так что и интеллектуальное постижение Бога, и взгляд на мир как на непрестанное чудо, свидетельствующее о постоянном промысле Божием в мире, оказались не противоречащими друг другу, а дополняющими и проясняющими одно другое.

Но вернемся к нашему примеру. Можно ли считать чудом те противоречащие второму началу термодинамики явления жизни, о которых говорилось ранее? Да, ибо здесь учитывается основная, сущностная особенность чуда — несоответствие законам природы, а редкость, уникальность — это лишь случайный атрибут чудес. Древние греки были правы, указывая, что люди обращают внимание на редкое и привыкают к обыденному. Так и человек привык к великому чуду жизни, а некоторые вполне рядовые, но очень редкие явления, типа полета кометы, почитал за чудо. Если бы характер явлений изменился и некоторые явления, которые сейчас кажутся чудесными, стали бы повторяться ежедневно или даже постоянно (например, камни не тонули бы в воде, а плавали бы на ней), то человек и к этому бы привык и создал бы даже науку об этих явлениях (о плавающих камнях), как создал науку о жизни — биологию, хотя по сути факт существования биологии есть нарушение законов физики, есть простое и очевидное чудо.

Мы попытались рассмотреть лишь один аспект проблемы чуда — его взаимодействия с современным естественнонаучным мировоззрением — и доказать, что чудеса не только не противоречат нынешней науке, но наоборот, стройно вписываются в общую картину мира, частью которой является и научный взгляд на мир. Мы надеемся, что подобный подход поможет понять, что через рассматривание творений действительно можно увидеть и невидимое — Божественные силы и энергии, так что убежденность многих людей в том, что «чудес не бывает», имеет под собой лишь психологическую, а не реальную основу.

What things can you describle as marvels of modern science?
Какие вещи вы можете описать как чудеса современной науки?
Ответ:Я считаю, что к чудесам современной науки может относится ультразвук.
Ультразву́к — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека. Обычно под ультразвуком понимают частоты выше 20 000 герц.
Хотя о существовании ультразвука известно давно, его практическое использование достаточно молодо. В наше время ультразвук широко применяется в различных физических и технологических методах. Так, по скорости распространения звука в среде судят о её физических характеристиках. Измерения скорости на ультразвуковых частотах позволяет с весьма малыми погрешностями определять, например, адиабатические характеристики быстропротекающих процессов, значения удельной теплоёмкости газов, упругие постоянные твёрдых тел.
На уровне биотехнологии и здравоохранении также можно отнести Генетическую инженерию,имплантаты и протезы, регенеративная медицина, роботизированная хирургия,тканевая инженерия, пересадка головы, изолированный мозг, наномедицина.
I believe that the wonders of modern science may include ultrasound.Ultrasound — elastic vibrations in the environment with frequency outside the human hearing. Usually, the higher the frequency of ultrasound understand 20,000 hertz.Although the existence of ultrasound has long been known, its practical use quite young. Today, ultrasound is widely used in a variety of physical and technological methods. Thus, the speed of sound in the environment is judged on its physical characteristics. Speed measurements at ultrasonic frequencies allows very small error is determined, for example, adiabatic characteristics of fast processes, the value of the specific heat of gases, the elastic constants of solids. at the level of biotechnology and health careGeneticheskauyu also include engineering, implants and prostheses, regenerative medicine, robotic surgery, tissue engineering, transplantation of the head, isolated brain Nanomedicine.
And why are they such?
И почему они такие?
Они такие именно потому, что они универсальны и необходимы в жизни определенных людей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем. Это своего рода человеческая необходимость, рука «новой помощи» в современном обществе.
They are the very reason that they are universal and necessary in the life of certain people who have certain health problems. It is a kind of human need, the hand of the «new aid» in modern society.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *